Формирование культуры речи |
Страница 3 из 9 Мне хочется поделиться теми находками, которые помогают моим ученикам воспроизводить текст раскованно и выразительно, бегло и осознанно. Эту работу можно начать с упражнений, развивающих речевой аппарат, произносим громко, тихо, шепотом, быстро умеренно, медленно. Много таких упражнений можно включить на уроках чтения и русского языка, в тексты для физкультминуток. Хороший эффект в работе над артикуляцией приносят упражнения со скороговорками (чистоговорками), загадками, считалками, пословицами. Работая со скороговоркой можно придерживаться следующего алгоритма: выявить смысл, преодолеть все трудные звукосочетания, проговаривание беззвучно, но артикулируя, затем шепотом, и лишь потом вслух, сначала в медленном темпе, потом в быстром . Работая над текстом на уроках чтения, использую следующие упражнения: -«Мнимое слово» :учитель в ходе чтения произносит неправильно слово, дети прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. -чтение за диктором. Диктором может быть и учитель , и хорошо читающий ученик, можно использовать и аудиозапись. -чтение «спринт»: небольшие отрывки текста несколько учащихся начинают читать одновременно – на скорость. -чтение с речевыми помехами: ученик читает про себя, одновременно напевая песенку. -чтение с простукиванием ритма, и др. В целях обучения детей вертикальному чтению можно использовать упражнение «Разведка».Оно заключается в том, что дети на максимальной для них скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные учителем перед чтением. Все эти упражнения проводятся с привлечением незнакомого текста. Совершенствование техники чтения про себя _ лучший фундамент совершенствования техники чтения вслух. Помогает в этом: -чтение за диктором, -чтение с убыстрением темпа, -жужжащее чтение, -выразительное чтение знакомой части текста с переходом на незнакомую часть текста, -чтение в темпе скороговорки, -зрительные диктанты. Уровень чтения учащихся выявляю по методике Р.И.Шаяхметовой.: выявляем не только темп чтения но и осознанность чтения, выразительность чтения. |
« Пред. | След. » |
---|