Формирование культуры речи |
Страница 4 из 9 Формирование навыков сознательного и выразительного чтения реферат Учительницы начальных классов первой категории Ивановой Нины Григорьевны Пайгусовской средней общеобразовательной школы Формирование навыков сознательного и выразительного чтения. План. 1. Введение. Роль книги в развитии младших школьников. 2. Основная часть. Приемы формирования у детей навыков сознательного и выразительного чтения. а) Техника чтения - самый важный фактор, влияющий на успеваемость учащихся. б) Формирование навыков чтения с первого года обучения. в) Виды работы по формированию навыков сознательного и выразительного чтения. г) Уроки внеклассного чтения - важнейший резерв всестороннего развития и воспитания детей. д) Роль родителей в выработке навыков правильного чтения. 3. Заключение. Чтение — главный залог успешности обучения. «Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя,». В. А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям». «Читать — это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное - вот в чем главное дело». Ушинский К. Д. Собр. соч. Т. 2. Чтение - важнейшее средство осуществления воспитательно-образовательных задач, оно формирует у детей знания о жизни общества и природы, обеспечивает идейное и нравственное воспитание детей. Чтение в школе является не только предметом изучения, но и средством обучения всем предметам учебного плана. Без чтения не может быть всесторонне развитой личности. Уроки чтения в большей мере, чем какие—либо другие уроки в начальных классах, способствуют развитой личности, культурного человека, ибо чтение — составной элемент культуры. Очень важно научить детей мари правильному произношению русских звуков и звукосочетаний, проводить специальные упражнения на чтение по слогам, чётко, ясно проговаривая каждый звук, правильно читать слова с согласными звуками и стечениями согласных. В марийском и русском языках одинаковые по начертанию буквы произносятся совсем по— разному, поэтому нужно особенно тщательно работать над произношением именно данных звуков. Обучая детей выразительному чтению, я провожу определённую воспитательную работу, пробуждаю детей мысленно жить вместе с героями произведения: радоваться и возмущаться, гордиться и ненавидеть, наслаждаться и поддаваться печали. Так рождается интерес к чтению, любовь к книге, и можно уверенно сказать, что в будущем ребята в средних и старших классах не будут скучать на уроках литературы и не пройдут равнодушно мимо книжного магазина. Учитывая такое огромное значение книг в воспитании детей, мы, учителя начальных классов должны перед собой ставить первостепенную задачу — научить детей сознательно, правильно и бегло читать, развивать у них умение работать с текстом произведения и самостоятельно читать книги. От того, как ученик читает, зависит качество обучения и воспитания по всем учебным предметам, и не только в начальных классах, но и в среднем и старшем звеньях. Личность ученика, его отношение к учёбе, к учителю, к жизни формируется только через чтение. Воспитывать положительное отношение к учению, развивать интерес к учебному труду путём чтения. Всем давно известно, что знания, фантазия, логика мысли и рассуждений, любовь к родному языку и литературе, умение связно, логично и образно рассказывать и многие другие достоинства воспитываются чтением. Но самое главное — идейное и нравственное воспитание ребёнка — просто не возможно осуществить без книги, которую А.С. Пушкин образно назвал «пищей души», В.Г. Белинский — «жизнью нашего времени», А.И. Герцен — «завещанием одного поколения другому». Никому ещё любовь к книге не давалось от рождения, поэтому, чтобы ребёнок полюбил её, нужна большая и серьёзная работа всех, кто призван заниматься общим делом: сообща растить человека, воспитывать гражданина. Научить ребёнка любить книгу, видеть в ней не только источник знаний, огромного духовного удовлетворения, радости, но и верного друга, советчика во всех делах — задача работающих с детьми. Именно книга помогает воспитать в растущем человеке определённые взгляды на жизнь и общество, принципы, симпатии, способности и стремление к дружбе, верности, честности. Очень важно, кто нравится растущему человеку в читаемой им книге, на кого из героев он хотел походить и почему. В зависимости от того, что читает ребенок, каким книгам отдает предпочтение, что выделяет как главное в характере любимых героев, и складываются кирпичики основ нравственности и нравственно осознанного поведения, ведущие к выработке манер и способов отношения к людям, представлений о добре и зле. Первым пропагандистом книг, руководителем детского чтения является учитель. Кто, как не он, научит читать, любовно и бережно введет в необъятный мир знаний, поможет найти «свою» книгу под его непосредственным влиянием развиваются вкусы и интересы будущих созидателей и окрыленных мечтателей. Именно учитель знакомит каждого ребенка с тем, что можно выбрать для чтения. Показывает ему, отчего книги, газеты, Журналы для чтения выбирают, а не читают все подряд, вырабатывают у него навыки ориентировки в мире книг, умение пользоваться элементарной справочной литературой и проверяет, научился ли ребенок тому, как надо читать, чтобы извлечь из чтения все, что можно, для сердца и ума. Учителям начальных классов в первую очередь следует привить интерес к чтению, развивать самостоятельность, потребность в чтении, направить внимание младших школьников на постижение изучаемого произведения, на формирование определенных умений и навыков, чтобы, читая текст, дети чувствовали и думали, думая, умели бы рассуждать. Произведения, включенные в программу чтения для начальных классов несут идеи добра и справедливости, рассказывают о величии и красоте нашей великой Родины, о дружбе и труде народов нашей обширной страны, о благородных и смелых людях, о борьбе против зла и насилия. События, описанные в произведениях о далеком прошлом народа, учащиеся чувствовали бы как сегодняшние. Это далекое сделать детям близким, неизвестное — известным, чтобы события далеких лет прозвучали не как эхо, а как колокол сегодняшнего дня. Только так можно пробудить интерес детей к читаемому произведению. Обучая детей к чтению, прививая любовь к чтению я стараюсь вооружать учащихся основным умением - умением учиться, а это самое главное на начальном этапе обучения. В этом важном деле достичь желаемого результата помогают учителю эмоционально и эффективно проводимые уроки. Вспоминаются слова В. А. Сухомлинского о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный человек, нравственный невежда. Выражение «уметь читать» включает в себя широкий спектр понятий: от умения складывать слоги в слова до умения не только прочитывать текст, но и осознавать его, эмоционально отзываясь на каждый поступок героя, переживая за него. В. А. Сухомлинский отмечал: «Уметь читать - это означает быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам. Только тот ученик «читает», в сознании которого слово играет, трепещет и переливается всеми красками и мелодиями окружающего мира». |
« Пред. | След. » |
---|