Формирование культуры речи

Оглавление
Формирование культуры речи
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9

Формирование навыков сознательного и
 выразительного чтения


реферат
Учительницы начальных  
классов первой категории       
Ивановой Нины Григорьевны
Пайгусовской средней
общеобразовательной школы

Формирование навыков сознательного и выразительного
чтения.

План.

1. Введение.
Роль книги в развитии младших школьников.
2. Основная часть.
Приемы формирования у детей навыков сознательного и
выразительного чтения.
а) Техника чтения - самый важный фактор, влияющий на успеваемость учащихся.
б) Формирование навыков чтения с первого года обучения.
в) Виды работы по формированию навыков сознательного и выразительного чтения.
г) Уроки внеклассного чтения - важнейший резерв всестороннего развития и воспитания детей.
д) Роль родителей в выработке навыков правильного чтения.
3. Заключение.
Чтение — главный залог успешности обучения.

  «Чтение - это окошко, через которое дети видят и
                               познают мир и самих себя,».
                                                         В. А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям».
                                                                 «Читать — это еще ничего не значит,
                            что читать и как понимать
                                                  прочитанное - вот в чем главное дело».
                                      Ушинский К. Д. Собр. соч. Т. 2.

   Чтение - важнейшее средство осуществления воспитательно-образовательных задач, оно формирует у детей знания о жизни общества и природы, обеспечивает идейное и нравственное воспитание детей.
   Чтение в школе является не только предметом изучения, но и средством обучения всем предметам учебного плана.
    Без чтения не может быть всесторонне развитой личности. Уроки чтения в большей мере, чем какие—либо другие уроки в начальных классах, способствуют развитой личности, культурного человека, ибо чтение — составной элемент культуры.
Очень важно научить детей мари правильному произношению русских звуков и звукосочетаний, проводить специальные упражнения на чтение по слогам, чётко, ясно проговаривая каждый звук, правильно читать слова с согласными звуками и стечениями согласных. В марийском и русском языках одинаковые по начертанию буквы произносятся совсем по— разному, поэтому нужно особенно тщательно работать над произношением именно данных звуков.
    Обучая детей выразительному чтению, я провожу определённую воспитательную работу, пробуждаю детей мысленно жить вместе с героями произведения: радоваться и возмущаться, гордиться и ненавидеть, наслаждаться и поддаваться печали. Так рождается интерес к чтению, любовь к книге, и можно уверенно сказать, что в будущем ребята в средних и старших классах не будут скучать на уроках литературы и не пройдут равнодушно мимо книжного магазина.
    Учитывая такое огромное значение книг в воспитании детей, мы, учителя начальных классов должны перед собой ставить первостепенную задачу — научить детей сознательно, правильно и бегло читать, развивать у них умение работать с текстом произведения и самостоятельно читать книги.
    От того, как ученик читает, зависит качество обучения и воспитания по всем учебным предметам, и не только в начальных классах, но и в среднем и старшем звеньях.
    Личность ученика, его отношение к учёбе, к учителю, к жизни формируется только через чтение. Воспитывать положительное отношение к учению, развивать интерес к учебному труду путём чтения.
   Всем давно известно, что знания, фантазия, логика мысли и рассуждений, любовь к родному языку и литературе, умение связно, логично и образно рассказывать и многие другие достоинства воспитываются чтением. Но самое главное — идейное и нравственное воспитание ребёнка — просто не возможно осуществить без книги, которую А.С. Пушкин образно назвал «пищей души», В.Г. Белинский — «жизнью нашего времени», А.И. Герцен — «завещанием одного поколения другому».
   Никому ещё любовь к книге не давалось от рождения, поэтому, чтобы ребёнок полюбил её, нужна большая и серьёзная работа всех, кто призван заниматься общим делом: сообща растить человека, воспитывать гражданина.
   Научить ребёнка любить книгу, видеть в ней не только источник знаний, огромного духовного удовлетворения, радости, но и верного друга, советчика во всех делах — задача работающих с детьми.
   Именно книга помогает воспитать в растущем человеке определённые взгляды на жизнь и общество, принципы, симпатии, способности и стремление к дружбе, верности, честности. Очень важно, кто нравится растущему человеку в читаемой им книге, на кого из героев он хотел походить и почему. В зависимости от того, что читает ребенок, каким книгам отдает предпочтение, что выделяет как главное в характере любимых героев, и складываются кирпичики основ нравственности и нравственно осознанного поведения, ведущие к выработке манер и способов отношения к людям, представлений о добре и зле.
    Первым пропагандистом книг, руководителем детского чтения является учитель. Кто, как не он, научит читать, любовно и бережно введет в необъятный мир знаний, поможет найти «свою» книгу под его непосредственным влиянием развиваются вкусы и интересы будущих созидателей и окрыленных мечтателей. Именно учитель знакомит каждого ребенка с тем, что можно выбрать для чтения. Показывает ему, отчего книги, газеты, Журналы для чтения выбирают, а не читают все подряд, вырабатывают у него навыки ориентировки в мире книг, умение пользоваться элементарной справочной литературой и проверяет, научился ли ребенок тому, как надо читать, чтобы извлечь из чтения все, что можно, для сердца и ума.
   Учителям начальных классов в первую очередь следует привить интерес к чтению, развивать самостоятельность, потребность в чтении, направить внимание младших школьников на постижение изучаемого произведения, на формирование определенных умений и навыков, чтобы, читая текст, дети чувствовали и думали, думая, умели бы рассуждать.
   Произведения, включенные в программу чтения для начальных классов несут идеи добра и справедливости, рассказывают о величии и красоте нашей великой Родины, о дружбе и труде народов нашей обширной страны, о благородных и смелых людях, о борьбе против зла и насилия. События, описанные в произведениях о далеком прошлом народа, учащиеся чувствовали бы как сегодняшние. Это далекое сделать детям близким, неизвестное — известным, чтобы события далеких лет прозвучали не как эхо, а как колокол сегодняшнего дня. Только так можно пробудить интерес детей к читаемому произведению.
        Обучая детей к чтению, прививая любовь к чтению я стараюсь вооружать учащихся основным умением - умением учиться, а это самое главное на начальном этапе обучения. В этом важном деле достичь желаемого результата помогают учителю эмоционально и эффективно проводимые уроки.
   Вспоминаются слова В. А. Сухомлинского о том, что можно  жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный человек, нравственный невежда.
  Выражение «уметь читать» включает в себя широкий спектр понятий: от умения складывать слоги в слова до умения не только прочитывать текст, но и осознавать его, эмоционально отзываясь на каждый поступок героя, переживая за него. В. А. Сухомлинский отмечал: «Уметь читать - это означает быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам. Только тот ученик «читает», в сознании которого слово играет, трепещет и переливается всеми красками и мелодиями окружающего мира».


 
« Пред.   След. »

Свежий взгляд

Это интересно


Это чистая правда



Rambler's Top100