Формирование культуры речи |
Страница 5 из 9 Изучающее чтение существует в двух формах: чтение вслух и чтение молча (про себя). Изучающее чтение вслух предназначено для слушателей. Оно должно быть четким, внятным; целыми словами, без неоправданных пауз; безоши¬бочным; осуществляющимся в нормальном для восприятия темпе и достаточно выразительным. Чтение молча (про себя) - это чтение «глазами» без внешних речедвижений. Если темп чтения молча не превышает темпа чтения вслух, то оно ещё не сложилось. Если наблюдается шепотное чтение и шевеление губами, значит, ученик еще не овладел навыком чтения про себя, но он находится на переходном этапе. Две эти формы изучающего чтения взаимно дополняют и обогащают друг друга, поэтому надо обучать детей и чтению вслух, и чтению про себя. Механизм чтения вслух более сложный. В этом процессе принимают участие мышление, память, речь, восприятие, фантазия, слуховые и зрительные анализаторы, активно действует аппарат смысловой переработки информации, воспринятой читателем. На быстроту чтения влияют многие факторы: уровень речевого развития, поле чтения, постановка дыхания, характер текста, образ слова (шрифт, четкость печати), развитость антиципации. За годы работы я не раз сталкивалась с проблемой низкой техники чтения у учащихся, а ведь чтение играет очень важную роль в образовании, воспитании и развитии ребенка. Навык чтения характеризуется такими качествами, как сознательность, беглость, правильность и выразительность. Для развития этих качеств в своей практической работе я использую специальные упражнения, которые включаю в каждый урок чтения. Эта работа дает положительный результат, вносит в урок оживление, делая его более интересным и эмоциональным. На первых уроках обучения грамоте мы выучили такие слова: Давайте разговаривать И будем выговаривать Все правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. Поэтому урок чтения начинаю с подготовки речевого аппарата ребенка. Во время разминки включаю упражнения на правильное произнесение звуков, на отработку дикции, на развитие голосового аппарата (произносим громко, тихо, шепотом), темпа речи (произносим быстро, умеренно, медленно). В I классе в разминку ввожу чтение сочетаний тренируемого звука с гласным: би - бе - ба - бо -бу -бы, ри - ре - ра - ро - ру - ры, чтение сочетаний стечения 2—3 согласных с гласным (ст а, о, у, ы, и, э, е); стра о у ы и э е чтение слов, содержащих тренируемый звук; чтение коротких текстов с тренируемым звуком; чтение скороговорок, чистоговорок для выработки навыков сохранения четкости произнесения при любом темпе речи. Все эти задачи решаются на уроке во время артикуляционной гимнастики, которая не отнимает много времени и сил. Она проводится в начале и в конце урока в качестве физкультпауз в течение 5-7 минут. При этом большое внимание уделяется работе над темпом речи, постановкой голоса и дыхания. 1. ЧТЕНИЕ ШЕПОТОМ И МЕДЛЕННО: Да — да — да — из трубы бежит вода. До — до — до — на дереве гнездо. Ды — ды — ды - мы пошли по ягоды. Ду — ду — ду — с мамой я домой иду. Та — та — та — в нашем классе чистота. Ту-ту-ту ~ наводим сами красоту. Ты - ты - ты - нами политы цветы. Ют - ют - ют - очень любим мы уют. Ят - ят - ят - парты ровненько стоят. Ло - ло -ло - на улице тепло. Лу - лу - лу - стол стоит в углу. Ул -ул ~ул -у нас сломайся стул. Оль - оль - оль - мы купили соль. 2. ЧТЕНИЕ ТИХО И УМЕРЕННО: арка - арца арта – арда арла - арча арса - аржа 3. ЧТЕНИЕ ГРОМКО И УВЕРЕННО: гарь - парь - жарь дверь - зверь - червь Использую игры на звукоподражание, например: На птичьем дворе. Наша уточка сутра... Кря, кря. кря! Наши гуси у пруда... Га, га, га! Наши курочки в окно... Ко, ко, ко!, А как Петя—петушок Ранним-рано поутру Нам споёт... Ку—ка—ре—ку! Хороший эффект в работе над артикуляцией приносят упражнения со скороговорками (чистоговорками), загадками, считалками, пословицами, игры со словами: «Дочитай слово», «Слог потерялся», «Угадай, какая буква пропущена», «Курочка с цыплятами». Вот, например, как я провожу игры. Игра «Курочка с цыплятами». Начинаю работу с чтения стихотворения по таблице. Вышла курочка гулять. Свежей травки пощипать. А за пей цыплятки —малые ребятки. — Цып, цып, цып! Сюда! Сюда! Я вам буковку нашла! Прибежал весёлый А, прочитали дети ... (на). Прибежал задорный О, прочитали дети ... (но). Прибежал упрямый У, прочитали дети ... (ну). Прибежал зазнайка Е, прочитали дети ... (не). Затем по данной таблице провожу работу по развитию речи: придумать имена цыплятам, сочинить о них истории. Много работаю со скороговорками. На первом этапе беру обязательно короткие, а затем более сложные скороговорки: Шашки на столе. Шишки на сосне, Три сороки на пороге, три вороны на воротах. Мышонку шепчет мать: «Ты все шуршишь, не спишь?»: Два дровосека, два дроворуба говорили про Ларю, Лариона, Ларину маму. Работая со скороговоркой, отрабатываю чистоту звука, а затем интонацию с помощью задания, например: «Прочитай скороговорку с целью увидеть, порадовать, возмутить, сообщить, предостеречь». Для того чтобы повысить технику и сознательность чтения, использую нетрадиционный метод обучения чтению - метод динамического чтения. Динамическое чтение - это когда читаются не буквы, слоги или слова, а целые группы слов, блоки; это чтение только глазами. Поэтому начинать работу над скорочтением нужно с развития зрительной памяти, внимания. Этому способствует так называемое «фотографирование»: различного рода картинок, карточек, предметов. Учащиеся должны за 1 с. запомнить все, что изображено на картинке, т.е. «сфотографировать». Например, показываю иллюстрацию к сказке. Дети должны за 1 с. запомнить все, что на ней и изображено, и скачать, как называется сказка. Перед показом карч инки предупреждаю детей, что они должны смотреть очень внимательно. Затем даю команды: «Приготовиться! Внимание! Фотографируем!» (Сказка К. Чуковского «Телефон».). I классе даю такие задания. 1. Найди (сфотографируй) лишнюю букву: а, о, в, у, и. 2. Найди лишний слог: бо, но, ро, мы, со, ло, ко. 3. Найди лишнее слово: река слон мама речка лев моль ручей мак мела ручка тигр мила ручеек Очень хорошо развивают поле ясного видения (или «поле зрения») таблицы. Таблицы изготавливают сами дети или их родители (в 1 классе). У каждого ученика карточка, в каждую клеточку вписаны слоги или буквы. Вот некоторые из них. Таблица1 Таблица 2 КУ МАН ТУЗ КАС ША ТА ТИН БОЛ ТО КАР ТОН НА ФЕЛЬ ЛИК КА НИЗ А К С О Т П С Д И Б М У 3 Й Ю У Ч Щ В Р Я Л Е Н С Ф Э Ш Г X Ы А Ж Ц Н Я Упражнения выполняются в положении стоя или сидя. Ученики читают про себя, указывая карандашом буквы. В работе с таблицей используется памятка. Памятка 1. Как можно быстрее назови все буквы по порядку, указывая их карандашом. 2. Старайся запомнить расположение сразу двух-трех следующих друг за другом букв. 3. Помни: глаза смотрят в центр таблицы и видят всю ее целиком, В начальный период обучения чтению использую упражнения с фиксацией зрения на средней линии (ряде чисел). Слоги расположены пирамидкой, в основании которой расстояние между буквами 45 мм, 50 мм; затем, когда дети уже свободно фиксируют слог, оно увеличивается: 55 мм, 60 мм и т.д. Систематическая работа с такими таблицами дает возможность развить у детей боковое зрение, которое так необходимо для развития поля ясного видения. Предлагаю детям сосредоточить свой взгляд на средней линии (ряде чисел) и прошу, постоянно держа в поле зрения среднюю линию, краешком глаза «достать» каждую букву. Для контроля даю задание назвать цифру, соответствующую слогу, например, лицам. Порядок цифр в средней линии постоянно меняется. |
« Пред. | След. » |
---|