Формирование культуры речи |
Страница 6 из 9 Процесс чтения для начинающего чтеца настолько сложен и утомителен, что вызывает активное нежелание им заниматься. Поэтому упражнения насыщаю игровым материалом. Занимательные вопросы, ребусы, кроссворды, загадки, дидактические игры призваны заинтересовать, увлечь ребенка, порой рассмешить его. Очень важно научить детей оценивать себя, свои поступки, героев произведений. Экспресс — опрос обеспечивает проверку и оценивание понимания, осознание прочитанного, формирует привычку сосредоточиваться на содержании текста, осваивать его детали, учит обращать внимание на описание не только внешность героя, но и его внутреннего состояния, его чувств, стремлений, вырабатывает активность мысли, развивает словарный запас, логическое мышление и воображение учащихся. Для доказательства своего решения каждый ученик находит отрывок в тексте, перечитывает его, чтобы отстоять свою точку зрения или изменить ее. Дети учатся у автора сочувствовать, переживать. Восхищаться, жалеть, негодовать. Широко представлены тестовые задания, приобщающие первоклассников к современной форме учета и проверки знаний. Тесты формируют умение детей находить верный ответ, верное решение в разных ситуациях, выбирать точные слова, делать выводы, учат преодолевать категоричность, нетерпимость к иным суждениям, что позволяет в дальнейшем не только принимать соотношение добра и зла, света и мрака, радости и боли, но и активно влиять на это соотношение в окружающем мире. Ниже предложенные задания могут быть использованы на уроке для проведения пятиминуток чтения, речевых разминок, а также для выполнения тренировочных упражнений в классе и дома самостоятельно или под руководством учителя и родителей. Стихотворение Мой секрет 1 .Научись читать трудные слова. ра - тра - стра - страна во - тво - ство - детство ро - кро - от - крою - открою ра -бра - со -бра - собрат 2. Восстанови слово. С . кр . т ее Пр . ст . л . сь оии П . пр . б . й о у у К . р . нд . ш а а а 3.Доскажи словечко. Все те, кто рос тогда со мной И набирал года, Однажды с этою страной Простились (навсегда). Мне стоит лишь собрать багаж А долго ли собрать Бумагу, ручку, карандаш И общую (тетрадь)? Стихотворение Мой щенок. 1. Научись читать скороговорку: с удивлением, восторженно, сердито. Два щенка, щека к щеке, грызли щетку в уголке. 2. Прочти, спроси, ответь! Вдруг Какой-то страшный зверь Открывает лапой дверь... Кто..? Как..? Что..? Что делает..? Какой..? 3. Прочитай предложения, вставляя гласные буквы. Из какого стихотворения эти строки? Дв. ч.с. я г.р.в.л., Кн.жк. в р.к. н. бр.л., Н.ч.г. н. р.с.в.л., Вс. с.д.л. и жд.л. 4. Как говорят? Соедини слова из левого столбика со словами из правого столбика. Голодный, как ... друг … - друг человека.... волк Закадычный.... . собака 5.Составь пословицу. Корнями, держится, человек, а, друзьями, дерево. (Дерево держится корнями, а человек друзьями.) Большое место на уроке чтения - это невыразительное монотонное «бубнение» вместо выразительного чтения. И, конечно, каждый учитель стремится научить читать выразительно. Стремлюсь к этому и я. На каждом уроке должен звучать образец учительского чтения. При необходимости не грех сделать в учебнике карандашом, отмечая паузы, слова, требующие логического ударения, и т. д. Уже в период обучения грамоте провожу с детьми такую работу. На доске печатаю одно предложение, а рядом — 2 - 3 вопроса к нему. Отвечая на вопросы, надо лишь делать разное логическое ударение в этом предложении. Например: В школе дети учатся читать быстро и выразительно. Вопросы: 1.Кто учится читать? ( Дети) 2.Что делают дети в школе? (Учатся читать). 3.Где дети учатся читать? (В школе). 4.Как дети учатся читать? (Быстро и выразительно) Учащиеся сначала читают предложение про себя. А затем вслух вопросы, дают один и тот же ответ, лишь изменяя интонацию голоса. Слушая и сравнивая ответы своих товарищей, дети начинают понимать, что же такое логическое ударение. Большую помощь в обучении детей выразительному чтению могут оказать небольшие по объему произведения, написанные в форме диалога. Например: — Здравствуй, кумушка, хлеб да соль... — Я ем свой, а ты подальше стой. — Дай мне рыбки. — Налови сам да ешь. — Да я не умею. — Эка! Ведь я же наловила. Ты, куманек, ступай на речку, опусти хвост в прорубь, сиди и приговаривай: «Ловись, рыбка, мала и велика». (Русская народная сказка «Лиса и волк».) Обучая детей выразительному чтению, подробно обсуждаем средства выразительности при чтении смысловых отрывков: силу и высоту голоса, расстановку пауз, эмоциональную окраску речи, изменение темпа чтения в зависимости от содержания, определяем интонацию. Для себя составляю своего рода «интонационный словарь» — определение для интонации голоса: спокойная, насмешливая, взволнованная, рассерженная, гневная, загадочная, грустная, радостная, восхищенная, испуганная, разочарованная, сказочная и т. д. Детям еще трудно бывает подобрать определение для интонации, поэтому из ряда 5-6 слов предлагаю им выбрать подходящее. Потом они уже пытаются сами определить интонацию чтения. А помочь им в этом могут пиктограммы: изображение лиц в разных эмоциональных состояниях. Рассматривая их, определяем, кому из этих человечков могли бы принадлежать слова из данного предложения. |
« Пред. | След. » |
---|