Литературный журнал геосимволистов Мой берег. Библиотека Символика

Б. В. Дубин РЕЧЬ, СЛУХ, РАССКАЗ: ТРАНСФОРМАЦИЯ УСТНОГО В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

Оглавление
Б. В. Дубин РЕЧЬ, СЛУХ, РАССКАЗ: ТРАНСФОРМАЦИЯ УСТНОГО В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Image
символика
(Дубин Б.В. Слово - письмо - литература: Очерки по социологии современной культуры. - М., 2001. - С. 70-81)
        Мой прямой, непосредственный предмет - слухи. Но для понимания их культурных особенностей и смысла, уяснения их социального контекста нужна более широкая предметная и понятийная рамка. Отсюда - обозначение ближайших явлений, введенное в заглавие статьи, и сопоставления с другими феноменами, которые делаются по ее ходу. При этом я ставил перед собой задачу не столько собственно эмпирической и исторической разработки [1], сколько типологического конструирования, причем исходя из современной ситуации. Иными словами, меня в первую очередь интересует то, чем слухи отличаются от других создаваемых и транслируемых в обществе здесь и сейчас сообщений, особенно устных, и как они устроены, - их структура и функциональная значимость. Тематически слухи (по нынешним словарям синонимов - «молва», «толки», «слава», «разговоры», либо, по Далю, «ходячие вести», «наслух», «речи», «слово», «говор», «огласка» и проч.), во-первых, охватывают весь значимый мир «обычного» человека. С этим связана вторая важная характеристика слухов: независимо от реального статуса участников передачи слуха, подобный акт коммуникации конституирует слушающих именно в качестве «средних», «людей как все» (о роли передающего слух подробнее поговорим ниже, где будет, соответственно, несколько уточнена и роль слушающего). Отсюда - или, вернее, в связи с двумя перечисленными обстоятельствами - третье: слухи вездесущи. Иными словами, их имеет смысл рассматривать не просто как тип или жанр смыслового сообщения, но скорее как коммуникативный канал, социальный механизм, а говоря социологически - особый способ записи и передачи культурных значений. Близкие в заданном плане, прежде всего - по фундаментальной характеристике устности, к текстам «фольк-культуры» или «традиционной культуры» [2], слухи приобретают дифференциальную общественную значимость, становятся «выделенным каналом» лишь в соотношении и во взаимодействии с другими способами коммуникации (культурными «языками»).


 
« Пред.   След. »

Наш девиз

Наш девиз | Пусть символисты всегда будут в моде, когда они веками свирепствовали в авторитете! >>

 

Геосимволист Л. Шимко Поэзия

Детям | Это мое стихотворение развивает положения манифеста геосимволизма.
Мы должны... >>

 
Святая | Мне так повезло. Наяву я мечтаю.
Бежишь ты с фатою.... >>

 

Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru