Ю. Б. Виппер О НЕКОТОРЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ ИСТОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ
|
литература (Виппер Ю. Б. Творческие судьбы и история. (О западноевропейских литературах XVI - первой половины XIX века). - М., 1990. - С. 285-311)
Опыт работы над многотомной "Историей всемирной литературы" убеждает, что одна из актуальнейших задач, стоящих перед литературоведческой наукой, - разработка сравнительного подхода к изучению развития словесного искусства. Впрочем, та же задача стоит и перед другими отраслями гуманитарных наук: без усовершенствования метода сравнительного анализа не построить и комплексную историю искусств (хотя бы даже в рамках одной эпохи), не говоря уже о комплексной истории духовной культуры в целом.
|
|
С. С. Аверинцев ДВА РОЖДЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО РАЦИОНАЛИЗМА
|
литература (Вопросы философии. 1989, № 3. - С. 3-13)
Важнейший символ духа Нового времени - издававшаяся Дидро и Д'Аламбером «Энциклопедия» («Епсусlopedie, ou Dictionnaire Raisonne des Sciences, des Arts et des Metiers, par une Societe des Gens des Lettres», 1751-1780). Ее заглавие, привычное для нас, ибо вошедшее в обиход с легкой руки все тех же Дидро и Д'Аламбера, но вовсе не столь обычное для их времен [1], заставляет для начала вспомнить о греческом языке. Оно хочет быть греческим. Чтобы отдать дань педантизму классической филологии, заметим, что ?????????????? (в одно слово) - это ошибочное чтение вместо ????????? ??????? встречающееся в некоторых рукописях и старинных изданиях Квинтилиана [2]. Что до словосочетания ????????? ???????, само оно появляется лишь поздно, у авторов римской эпохи, начиная с Дионисия Галикарнасского (I в. до н. э.) [3], но выражаемая им идея восходит к временам древних софистов и специально Гиппия Элейского (2-я пол. V в. до н. э.), который, по свидетельству диалогов Платона, преподавал именно то, что впоследствии стало называться ????????? ??????? - «энциклопедические» знания [4].
|
|
Р. Якобсон О ХУДОЖЕСТВЕННОМ РЕАЛИЗМЕ
|
литература (Якобсон Р. Работы по поэтике. - М., 1987. - С. 387-393
До недавнего времени история искусства, в частности история литературы, была не наукой, а causerie. Следовала всем законам causerie. Бойко перебегала от темы к теме, от лирических словоизлияний об изяществе формы к анекдотам из жизни художника, от психологических трюизмов к вопросу о философском содержании в социальной среде. Говорить о жизни, об эпохе на основании литературных произведений - такая благодарная и легкая задача: копировать с гипса проще и легче, нежели зарисовывать живое тело.
|
|
Ю.В. Шатин ОЖИВШИЕ КАРТИНЫ: ЭКФРАЗИС И ДИЕГЕЗИС
|
литература (Критика и семиотика. - Вып. 7. - Новосибирск, 2004. - С. 217-226)
Чтобы сохранить верность породившему ее образу, хорошая картина должна создаваться так же, как создается Вселенная. Подобно тому как мироздание есть результат многих творений, каждое из которых дополняло предыдущее, так и гармоническая картина состоит из ряда наложенных одна на другую картин, где каждый новый слой придает замыслу все больше реальности и поднимает ее на ступень выше - к совершенству.
Шарль Бодлер. Салон 1859 года
|
|
А. Чех СИМВОЛ И МИФ: К ПРОБЛЕМЕ ГЕНЕЗИСА
|
литература (Образ человека в картине мира. - Новосибирск, 2003. - С. 58-66)
И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними.
Лк. 13.30
1. Введение. Взаимообусловленное сосуществования мифа и символа в устной и письменной традиции культур, сильно разнесённых по времени и местоположению, давно привлекал к себе внимание. В славянских языках этот феномен уже в XIX веке был тщательно изучен в знаменитом трёхтомном труде А. Н. Афанасьева; а затем в работах А. А. Потебни, А. Н. Веселовского и других учёных школы Ф. И. Буслаева приобрёл классическую завершённость изложения.
|
|
Й. Хейзинга ИГРА И ПОЭЗИЯ
|
литература (Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. - М., 2001. - С. 197-222)
Сфера поэзии. - Поэзия как витальная функция культуры. - Vates. - Поэзия родилась в игре. - Социальная поэтическая игра. - "Инга-фука" - "Пантун". - "Хайку". - Формы поэтических состязаний. - Cours d'amour. - Поэтические задачи. - Импровизация. - Свод знаний в поэтической форме. - Юридические тексты в стихах. - Поэзия и право. - Поэтическое содержание мифа. - Может ли миф быть серьезным? - Миф представляет игровую фазу культуры. - Тон "Младшей Эдды". - Все поэтические формы суть формы игровые. - Поэтические мотивы и мотивы игровые. - Поэзия бытует в состязании. - Поэтический язык есть язык игры. - Язык поэтических образов и игра. - "Темный" стиль поэзии. - Лирика "темна" по природе.
|
|
Ю. Н. Тынянов, Р. О. Якобсон ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И ЯЗЫКА
|
литература (Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. - М., 1977. - С. 282-283)
1. Очередные проблемы русской науки о литературе и языке требуют четкости теоретической платформы и решительного отмежевания от участившихся механических склеек новой методологии со старыми изжитыми методами, от контрабандного преподнесения наивного психологизма и прочей методологической ветоши в обертке новой терминологии.
|
|
Ю. Н. Тынянов О ЛИТЕРАТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ
|
литература (Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. - М., 1977. - С. 270-281)
1. Положение истории литературы продолжает оставаться в ряду культурных дисциплин положением колониальной державы. С одной стороны, ею в значительной мере владеет индивидуалистический психологизм (в особенности на Западе), где вопрос о литературе неправомерно подменяется вопросом об авторской психологии, а вопрос о литературной эволюции - вопросом о генезисе литературных явлений.
|
|
Ю. Н. Тынянов ЛИТЕРАТУРНЫЙ ФАКТ
|
литература (Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. - М., 1977. - С. 255-270)
Что такое литература?
Что такое жанр?
|
|
Г. Л. Тульчинский К УПОРЯДОЧЕНИЮ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ
|
литература (Психология процессов художественного творчества. - Л., 1980. - С. 241-245)
Задача упорядочения терминологии, используемой для анализа художественного и научного творчества, предполагает решение вопроса о принципах и путях такого упорядочения. Прежде всего это касается отбора самой терминологии. Дело в том, что заимствования и переходы терминологии и стоящего за нею концептуального аппарата из сферы искусствоведения и эстетики в область методологии научного познания и обратно происходят самым различным образом. Так, термины, используемые в одной области, могут "мигрировать" в другую сферу анализа, почти полностью меняя свое значение. Примером такого перехода может служить заимствование М. Бахтиным для анализа романных пространственно-временных структур понятия "хронотопа" из теории относительности, использование понятия "образ" в психологии и эстетике и т. п.
|
|
|