М. И. Стеблин-Каменский АПОЛОГИЯ СМЕХА
|
12.06.2009 г. |
Страница 1 из 3 символика (Известия АН СССР. Серия литературы и языка. - Т. 37. №. 2. - М., 1978. - С. 149-156
В последнее время внимание историков литературы стала привлекать проблема, которую можно назвать "проблемой истории смеха". В каком смысле, однако, употребляется в этой связи слово "смех"? В словаре русского языка Д. Н. Ушакова значение слова "смех" определяется так: "Короткие и сильные выдыхательные движения при открытом рте, сопровождающиеся короткими прерывистыми звуками, возникающими у человека, когда он испытывает какие-нибудь чувства, преимущественно при переживании радости, веселья, при наблюдении или представлении чего-нибудь забавного, нелепого, комического, а также при некоторых потрясениях и т. п.".
Не все в этом определении ясно. Но, во всяком случае, очевидно, что историки литературы, занимающиеся "историей смеха", употребляют слово "смех" не в этом смысле. Какая может быть "история" у "коротких и прочих движений"? Она тем менее вероятна, что, как говорят сведущие люди, обезьяны-антропоиды тоже смеются, и, наоборот, существуют дикари, которые не смеются, а только улыбаются [1].
|