Мировая художественная культура. Программа курса |
Страница 6 из 7 Тема 3. Роль американской литератур в формировани единого
сознания народов, населяющих США.
У истоков американской литературы — Ф.Купер, Дж. Джеферсон.
Романтизм в американской литературе — Э. По. Кризис романтизма —
Г. Мелвилл, У.Уитмен.
Новые открытия в литературе — М. Твен. Искусство и внутренняя жизнь —
Г. Джеймс.
Мозаичная эпопея американской жизни в юмористических новеллах О.Генри,
проникнутых любовью к “маленькому американцу”.
Расцвет американской литературы ХХ в.-- Т.Драйзер, Р. Фрост. М. Митчелл -
автор романа “Унесенные ветром”.
Демократическая Америка в литературе — Э. Хэмингуэй, У.Фолкнер, С. Фицжеральд.
Тема 4. Американская живопись и скульптура — традиции и новаторство.
Демократическая Америка в изобразительном искусстве — Р.Кент, А. Рефрежье,
Р.Сойер.
Р.Кент - художник и писатель.
Свет и тени образов Калифорнии А. Рефрежье.
Реализм в живописи Р. Сойера.
Статуя Свободы - символ Соединенных Штатов Америки. Памятник А. Линкольну в Вашингтоне.
Гора Рашмор — монументальные портреты четырех американских президентов:
Дж. Вашингтона, Т. Джеферсона, Т. Рузвельта, А. Линкольна.
Тема 5. Архитектура Америки и ее влияние на мировую архитектуру.
Небоскребы разных форм и стилей. Эмпайр-Стейт-Билдинг —
символ блистательного Нью-Йорка. Джон-Хенкок-центр в Чикаго.
Комплекс высотных зданий в центре Лос-Анджелеса.
Тема 6. Музыка Америки — разнообразие и единство.
Музыка стиля “кантри” как синтез музыкального фольклора коренных
народов ( индейцев и др.) и переселенцев.
Америка и Европа: диалог культур. А. Дворжак - симфония № 9 “Из Нового
Света”.
Музыкальное искусство Америки ХХ в.
Э. Мак-Доуэлл — основоположник америкаской профессиональной музыки.
Зарождение жанра “мюзикл” . Д.Керн и его оперетта “Оклахома”. Мюзикл
Фр. Лоу “Моя прекрасная леди”.
Творчество Д. Гершвина. Новые тенденции в его музыке, симфонизация джаза.
“Рапсодия в стиле блюз”.
Искусство “черной Америки”. Истоки джаза. Спиричуэлс как основа
современного джаза. Блюз. Б.Лукас - певец блюза. Блюз сегодня.
Творческий облик Л. Бернстайна. Мюзикл “Вестсайдская история”.
Америка - родина новых видов массовой музыкальной культуры второй
половины ХХ в. Рок-музыка, творчество Э. Пресли. Значение ансамбля “Битлз”
для развития американской и европейской рок-музыки. Эстетика рока, его
разновидности и роль в культуре.
Тема 7. США — родина современной массовой культуры.
Арт-бизнес в США. Реклама Голливуда. Бродвей. Шоу-бизнес и искусство.
Художественно-развлекательные программы средств массовой коммуникации.
Тема 8. Своеобразие культурно-художественных процессов
Латинской Америки.
Индеанизм как возвеличение древних традиций Америки в процессе художественно-культурного самопоределения народов Латинской
Америки после освобождения от колониального ига.
“ Европеизм” как орудие “американизма” , то есть утверждения художественной самобытности , вырастающей из этнокультурного синтеза.
Литераторы и художники как общественные и государственные деятели,
интеллектуалы и творцы художественных ценностей ( аргентинцы Д.Ф.
Сармьенто, Э. Эччевериа, кубинец Х. Марти и др.).
Господство романтизма в литературе и искусстве Латинской Америки
в Х1Х в. Рождение реалистического романа в последней трети Х1Х в.
Праздники, карнавалы, танцевальные марафоны и фестивали “самбы”
в Бразилии , “танго” в Аргентине, “фламенко” в Чили как явления
массового народного творчества.
Романтическо-реалистическая, мифо-поэтическая литература народов
Латинской Америки ХХ в. ( Ж. Амаду, Х.Л.Борхес, Н.Гильен, Г.Маркес, П.Неруда).
“ Монументальный реализм” в изобразительном искусстве Мексики
( Х.К. Ороско, Д. Ривера, А. Сикейрос).
Архитектура городов Латинской Америки ( Рио-Де-Жанейро, Буэнос
Айрес, Вальпараисо, Мехико). Градостроительные идеи ХХ в. (О.Нимейер).
Вила Лобос - основатель бразильской симфонической музыки.
Раздел Х. Художественная культура ХХ в. (Западная Европа и Россия).
Дилемма общества и личности в культуре современности. Кризис гуманистических идеалов. Теоретическое осмысление культурных
процессов, различные концепции художественной культуры. Особенности современного искусства. Проблема законченности. Формы и символы в искусстве.
Полистилистика.
Сближение европейской, афро-азиатской и американской традиций.
Новое отношение к фольклору и развитие фольклористики.
“Полифония стилей” как характерная черта художественной культуры ХХ в.
Тема 1. Основные течения в развитии художественной культуры ХХ века.
Общая характеристика фовизма, кубизма, футуризма, абстракционизма
(творчество А.Матисса, М. Вламинка, А. Дерена, М.Шагала, В.Кандинского, К. Малевича). Мировое значение творчества П.Пикассо. Многоапсектность и
стилевая многогранность его искусства.
Иррационализм в литературе и искусстве. Сюрреализм С. Дали.
Новая венская школа в музыке ( А.Шенберг, А. Берг, А. Веберн).
Французская “шестерка”. Мировое значение музыкального наследия
С. Прокофьева И. Стравинского и Д. Шостаковича. Музыка А. Шнитке , Э.Денисова.
Музыкальные стили второй половины ХХ в. Авангард — мечты о будущем:
направления, методы, стили.
Плюрализм культурной и художественной жизни второй половины ХХ в.
Постмодернизм и его место в современной культуре. Диалог культур и борьба за сохранение национальной самобытности. Роль средств массовой информации в формировании художественного образа мира у человека ХХ в.
Тема 2. Массовая художественная культура: основные особенности и влияние на
формирование современного менталитета.
Идолы массовой художественной культуры. Массовая культура и молодежные субкультура. Различные концепции “ двух культур”-- народной и элитарной - и массовой культуры.
Советский “масскульт”и советская массовая музыкальная культура. Китч как феномен художественной жизни.
Советская массовая музыкальная культура.
Массовые виды и жанры искусства. Кино как явление массовой культуры
и как искусство. Развитие кинематографа в различных культурных регионах.
Мифы и имиджи кино.
Специфика телевидения как средства передачи художественных ценностей
и как области массовой культуры. Компьютерное искусство и виртуальная
реальность. Эстетика современного телевизионного и компьютерного
искусства. Реклама и ее эстетические особенности.
Тема 3. Судьбы реализма в ХХ в.
Неореализм в искусстве второй половины ХХ века. Монументальное искусство
неореализма: новое моделирование городской среды. Социалистический
реализм и гиперреализм . Советский кинематограф и неореализм итальянского
кино ( С. Эйзенштейн, В. Пудовкин, А. Довженко, М. Ромм, Л.Висконти,
В. де Сика, Д. де Сантис, Р. Росселини, Н.Лой).
Новое понимание литературного героя. Развитие литературного процесса в различных регионах мира. Взаимовлияние литературы и искусства Запада и Востока.
Изменения в эстетических представлениях современного человека.
Роль музеев и библиотек в художественной жизни ХХ в. Крупнейшие
музеи мира (Британский музей, Лувр, Эрмитаж).
Тема 5. Художественная культура на пороге ХХ1 в.
Расширение межкультурных коммуникаций. Проблема сохранения культурного
наследия. Новое понимание творчества в искусстве постмодернизма
(перформанс, инсталляция и др.). Компьютерное искусство и его эстетические
особенности. Новое прочтение текстов и образов классики.
Появление интерактивных форм освоения художественной культуры.
Неоклассические тенденции в искусстве. Особенности русской художественной
культуры: возвращение к истокам
СОДЕРЖАНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения курса “Мировая художественная культура” учащиеся должны:
з н а т ь
— основные эпохи в художественном развитии человечества;
— культурные доминанты различных эпох в развитии мировой
художественной культуры;
— эстетические идеалы различных эпох и народов;
— основные стили и направления в мировой художественной культуре;
— роль и место классического наследия в художественной культуре
современности;
— основные особенности художественного развития народов России;
— особенности художественной культуры современного человечества
и ее сложную структуру;
— выдающиеся памятники и произведения различных эпох;
— сновные художественные музеи России и мира.
у м е т ь
— отличать произведения искусства различных стилей;
— самостоятельно оценивать произведения искусства, характерные
для различных эпох и народов;
— объяснять непреходящую роль классики для духовного развития
современного человека;
— показать на конкретных примерах место и роль художественной
культуры России в мировой художественной культуре;
— сформулировать свое оценочное суждение о популярных жанрах
современного искусства;
— пользоваться справочной и специальной литературой по искусству,
анализировать и пересказывать ее. |
« Пред. | След. » |
---|