Мировая художественная культура. Программа курса |
Страница 5 из 7 Тема 2. Реализм и его исторические судьбы.
Становление реализма в литературе, живописи, театральном искусстве.
Эстетические принципы критического реализма. Роман как основной жанр
реалистической литературы ( У.Теккерей, Ч. Диккенс, О. Бальзак, Г. Флобер,
Э. Золя, В. Ирвинг, М. Твен). Художники-реалисты. Станковая живопись, скульптура и гравюра. Реалистические тенденции в театральном искусстве.
Специфика реализма в музыкальном искусстве. Реалистические образы в
оперном творчестве композиторов Х1Х в.
Тема 3. Новые идеи в искусстве конца Х1Х - начала ХХ в.
Символизм как новое видение мира ( живопись, графика, литература и др.).
Новые направления в живописи. Импрессионизм и его открытия. Эстетические
взгляды импрессионистов. Передача мимолетных впечатлений от восприятия окружающего мира. Представители импрессионизма в живописи — К. Моне, Э. Мане, О. Ренуар, Э.Дега, К.Писсаро, А. Сислей. Основные проявления импрессионизма — одухотворенная пейзажность, детализация, тонкость в передаче нюансов, повышенная изобразительность музыкального звучания и “музыкальность” живописи.
Новое понимание красоты в постимпрессионистской живописи ( А.Тулуз-Лотрек, П.Гоген, В. Ван Гог). Скульптуры О.Родена — новые пластические возможности. Язык символов во французской поэзии (Ш.Бодлер) .
Эстетика экспрессионизма и ее проявление в живописи ( К.Кельвиц, О. Кокошка).
Влияние эстетики импрессионизма на творчество композиторов разных стран .
Французский музыкальный импрессионизм. Творчество К.Дебюсси. Творчество
М.Равеля. Воплощение идей импрессионизма в балете (“Дафнис и Хлоя”).
Фортепианная и симфоническая музыка М. Равеля (“Болеро”).
“Нововенская школа” и развитие музыкального экспрессионизма. Творчество
А.Шенберга и А. Берга.
Тема 4. Художественный язык модерна.
Модерн в архитектуре, живописи и музыке. Универсализм модернистов.
Эстетизация быта. Новые тенденции в музыке. Проблема субъективности в художественной культуре.
Раздел VШ. Вершины художественной культуры России
Соотношение основных этапов развития русской и европейской
художественных культур. Особенности формирования национального
художественного мышления. Западники, славянофилы и философы
“серебряного века” об источниках русской самобытности. Проблема
“русской европейскости” и евразийства. Взаимодействие художественного
и духовного в русском искусстве, доминанты художественной культуры.
Идеалы соборности, Истины, Любви и Красоты в искусстве России, их место
в системе общечеловеческих ценностей.
Тема 1. Истоки древнерусской культуры.
Восточные славяне, их нравы, традиции, обряды. Художественная культура
языческой Руси. Русь и Византия. Значение принятия христианства для формирования эстетического идеала и художественного канона Древней Руси.
Семантика православного храма, синтез искусств в храме. Русская иконопись
и ее особенности. Своеобразие русского деревянного и каменного зодчества
(Софийские соборы в Киеве, Новгороде и Полоцке, Дмитриевский и Успенский
соборы древнего Владимира , Боголюбово и Храм Покрова на Нерли).
Музыка в православном храмовом действе. Учение об ангелоподобном
пении и его влияние на развитие древнерусского знаменного распева.
Взаимодействие слова и звука в хоровом знаменном одноголосии.
Развитие “монументального историзма” (Д.С.Лихачев) в художественной культуре Древней Руси. Роль слова в развитии профессионального искусства.
Распространение письменности и формирование центров письменной
культуры. Летописи. Традиции устного народного творчества, скомороше
ство.
“Cлово о полку Игореве” как памятник древнерусской литературы, его
историческая судьба.
Древняя Русь в художественной культуре последующих эпох (литература,
живопись, музыка, устное народное творчество).
Тема 2. Становление древнерусской культуры.
От Киевской Руси к Московской. Развитие школ архитектуры и живописи в Новгороде, Пскове, Владимире, Суздале. Роль Новгорода в создании самобытных
традиций русской художественной культуры. Развитие летописания,
распространение грамотности, деловой и книжной письменности. Берестяные
грамоты Новгорода. Новгородское зодчество.
Расцвет в русской иконописи. Иконы “северного” письма. Творчество Ф.Грека. Искусство колокольного звона.
Тема 3. От Руси к России: искусство Предвозрождения
Формирование единой художественной культуры. Подъем Московского
княжества, формирование идеи “Москва - третий Рим”. Русское
Предвозрождение в зодчестве, иконописи, музыке и литературе. Усиление
гуманистического начала.
Житийная литература Древней Руси. Осмысление Бога и человека в литературе. “Житие Сергия Радонежского”, Епифания Премудрого (“плетение словес”).
Веришины русской национальной школы иконописи ( А.Рублев, Дионисий с
сыновьями).
Московский Кремль - великий памятник нашего Отечества.
Развитие образования. Первые печатные книги.
Расцвет храмового певческого искусства. Явление многораспевности. Рождение
кантилены. Творчество братьев Роговых и Федора Христианина.
Тема 4. Искусство “бунташного века”
Особенности культурной ситуации России ХПV в. Борьба между церковной
и светской властью. Церковные реформы Никона и раскол. Рождение художественной культуры “переходного периода”. Начало “обмирщения”
искусства и усиление индивидуального начала ( “Повесть о Горе-Злосчастии”,
“Повесть о Петре и Февронии”).
Барокко в зодчестве (“восьмерик на четверике”). Рождение русского барочного стихосложения . Творчество С. Полоцкого. Многообразные школы иконописи;
творчество мастеров Оружейной палаты. Теоретические идеи С. Ушакова,
усиление светского начала в его иконописи. Рождение парсуны.
Народная художественная культура.
Открытие театра в Москве.
Возникновение многоголосного партесного пения. Партесный концерт как
проявление барокко в русской музыке . Музыкальное творчество Н. Дилецкого и
В.Титов
Тема 5. Век Просвещения
Петровские реформы и их значение для становления “русской европейскости”
в художественной культуре. Просвещение и русское искусство. Развитие новых
светских жанров во всех видах искусства. Освоение классицизма, его трактовка
в русском искусстве.
Развитие архитектуры от барокко ( Б. Растрелли) к классицизму (В.Баженов,
М.Казаков, Д. Кваренги, К. Росси, И. Старов) . Петербург как памятник новой
русской художественной культуры. Садово-парковое искусство.
Развитие просветительской литературы, крестьянская тема и творчество
Н.Новикова. Гуманистические идеи А. Радищева. Расцвет поэзии. Творчество
Г.Державина. Сентиментализм и творчество Н.Карамзина.
Театр в ХVШ в. Творческий облик Ф.Волкова. Явление крепостного театра.
Классицизм в живописи. Парадный портрет ( Ф.Рокотов, Д.Левицкий, В.Бровиковский).
Петербургская композиторская школа. Рождение национальной комической оперы ( В.Пашкевич, Е. Фомин). Освоение европейской инструментальной
музыки. “Русский Паганини” - И.Хандошкин. Вершины храмовой хоровой музыки ( М. Березовский, Д.Бортнянский). “Российская песня” как прообраз русского
классического романса.
Тема 6. Расцвет русской художественной культуры в Х1Х в.
Эволюция стилей в русской художественной культуре Х1Х в. Нравственно-
философские искания, формирование различных направлений в исторической
науке, философской мысли, литературной критике. Роль слова в русской
культуре, развитие русского литературного языка . Диалог классицизма и романтизма в поэзии ( В.Жуковский, А. Пушкин, Е.Баратынский, Ф. Тютчев,
М. Лермонтов).
Расцвет русского театра, формирование национальной актерской школы.
А.Островский и русский театр
Рождение критического реализма. Творчество Н.Гоголя.
Становление русской музыкальной классики. М.Глинка — родоначальник классической национальной оперы. Искание “музыкальной правды” в творчестве А. Даргомыжского.
Поздний классицизм в архитектуре. Архитектура столиц и провинций. Переход
от романтизма и классицизма к реализму в русской живописи ( К.Брюллов, О. Кипренский, П. Федотов, передвижники). Осмысление русской истории в
искусстве и литературе.
Возникновение славянофильства. Борьба направлений в художественной критике. Жизнь и творчество В.Белинского.Расцвет русского романа. Творчество И. Тургенева. Нравственные искания и философское осмысление
действительности ( Ф. Достоевский, Л. Толстой). “Горький смех” М. Салтыкова-Щедрина. Лиризм и психологизм в творчестве А. Чехова.
Творчество композиторов “Могучей кучки” ( М.Мусоргский, А. Бородин, Н.Римский-Корсаков). Гений П.Чайковского. Оперы “Евгений Онегин” и
“Пиковая дама”. Симфоническое творчество. Балеты.
Тема 7. “Серебряный век” ( Русская культура на рубеже веков).
Многообразие направлений в философии, эстетике, искусстве.
Роль литературы в духовной жизни общества. Символизм в русской поэзии
( Н.Бальмонт, А.Белый, А.Блок, В. Брюсов). Футуризм в литературе. Символизм
в живописи. Кубизм и абстракционизм в изобразительном искусстве.
“Мир искусства”.
Полифония стилей в музыкальном искусстве “серебряного века”. Символизм,
его воплощение в музыке А.Скрябина. Неоклассические и классические идеи
в музыке ( С.Танеев, Н.Метнер). Поздний романтизм в музыке С. Рахманинова.
Концерты С. Рахманинова для фортепьяно с оркестром. Музыкальные открытия “Мира искусства”. Рождение нового синтетического балета. Расцвет русского
балетного искусства.
Русское искусство в Европе. Значение русской художественной культуры этого времени для мировой культуры. Русский космизм и его роль в развитии гуманитарного мышления ХХ века.
Раздел 1Х. Художественная культура стран Америки.
Особенности культурного развития стран американского континента. Новый
Свет и Европа. Искусство в различных лингвистических регионах.
Тема 1. Художественная культура доколумбовой Америки.
Культура и искусство ацтеков, инков, майя, мочико, чоко. Созидательный гений майя — письменность, календарь, архитектура, скульптура, декоративное искусство ( маски, ткачество, сосуды, орнаменты и др.).
Облик древней культуры Мексики. Монументальное зодчество империи
инков. Храмово-пирамидальное зодчество майя.
Тема 2. Многообразие национальных и эстетических факторов
становления и развития художественной культуры Америки.
Роль переселенцев ( в том числе из России) в формировании американской художественной культуры.
Полиэтнический характер американской художественной культуры. Фольклор
национальных меньшинств. Афронегритянские, мексиканские, испанские, европейские и другие традиции в художественной жизни американского народа.
Народное декоративно-прикладное искусство разных этнических групп .
Америка как природно-географическая и материальная среда нового образа
жизни. |
« Пред. | След. » |
---|