Мировая художественная культура. Программа курса |
Страница 4 из 7 Тема 2. Северное Возрождение
Основные черты бюргерской культуры Германии и Нидерландов. “Пламенеющая готика” Германии (Кельнский собор). Преобладание портретной и жанровой живописи. Религиозная живопись братьев Ван Эйк. Мрачные фантазии Иеронима Босха. Народный колорит Питера Брейгеля старшего. Повышенная
экспрессия и личностное начало немецкой религиозной живописи. Альбрехт
Дюрер — великий живописец, гравер, мыслитель. Гротеск и экзальтации Матисса
Нитхарта ( М.Грюневальда). Изменение статуса художника в обществе.
Влияние протестантизма на духовную жизнь Германии. Иоганн Гутенберг
и появление первых печатных книг — революция в культуре Европы. “Похвала
глупости” Эразма Роттердамского — великий памятник немецкого гуманизма.
Особенности художественной культуры Возрождения в Англии. Гуманистические тенденции в творчестве Джефри Чосера. Развитие театра и его особая роль в культуре
Англии. Предшественники Уильяма Шекспира ( К. Мерло и Б.Джонсон). Роль
Шекспира в мировой художественной культуре. Загадка У.Шекспира. Человек перед лицом бытия — трагедии Шекспира. Человек перед лицом истории — хроники Шекспира. Ситуация ошибок и превратностей судьбы-- комедии Шекспира.
Возрождение во Франции. Гуманизм Франсуа Рабле. Поэзия Франсуа Вийона и
Пьера де Ронсара. Скептицизм Мишеля Монтеня. Придворный характер
французского искусства. Архитектурный ансамбль Лувра и Фонтенбло. Маньеризм в искусстве.
Эпоха Возрождения в Испании. Специфика становления художественной культуры Испании. Испанский придворный портрет. Стилевой синкретизм
испанской живописи. Призрачное искусство Эль Греко ( Доменико Тьетокопули).
Франко-фламандская полифоническая музыка. Творчество Орландо Лассо.
Раздел V1. Западноевропейская культура ХУП- ХУШ вв.
Новые стили в искусстве: барокко, рококо, классицизм. Художественная культура эпохи Просвещения. Новое понимание сущности человека, его предназначения и смысла жизни.. Развитие эстетической мысли.
Тема 1. Барокко
Многоохватность видения мира в искусстве барокко: соотношение средневековых и возрожденческих традиций. Драматизм мироощущения. Повышенная экспрессия чувств. Многоплановость художественного решения. Композиционная уравновешенность, новое видение пространства в барочной архитектуре. Шедевры итальянского барокко ( собор и площадь Св.Петра в Риме, скульптура Лоренцо Бернини). “Музыкальность” архитектуры и живописность скульптуры. Барокко в искусстве Флоренции .
Барокко в северных странах Европы. Питер Рубенс, Ван дейк. Творчество Рембрандта и реализм. Его роль в мировой художественной культуре.
Музыка в художественной культуре барокко. Стремление к воплощению внутреннего мира человека. Тенденции синтеза искусств.
Интенсивное развитие инструментальных жанров. Расцвет итальянской
скрипичной музыки ( Арканджело Корелли, Антонио Вивальди, Алессандро
Скарлатти). Жанры сонаты и концерта.
Развитие французской клавесинной музыки: программные миниатюры в творчестве Франсуа Куперена, Жана Филиппа Рамо.
Монументально-героическое музыкальное искусство Георга Фридриха
Генделя. Оратории и оперы в его творчестве.
Философское и религиозное содержание музыки Иоганна Себастьяна Баха.
Духовные кантаты и мессы, органная и клавирная музыка. Роль наследия
И. Баха в развитии музыкальной культуры.
Тема 2. Классицизм.
Абсолютизм и развитие нормативных эстетических воззрений: преобладание общественных начал над личными, долга над чувством; канонизация античной классики как образца для изучения и подражания. Возрождение и классицизм. Стремление к выражению возвышенных и героических идеалов.
Франция - родина классицизма. Эстетическая программа классицизма в
творчестве Никола Буало. Теория жанров.
Классицизм в архитектуре. Дворцово-парковые ансамбли. Версаль. Никола
Пуссен - основоположник классицизма в живописи.
Классицистская трагедия: Пьер Корнель, Жан Расин.
Музыкальное искусство классицизма. Жан Батист Люлли - создатель французской оперы. Венский классицизм. Лирико-эпический классицизм
Франца Йозефа Гайдна.
Тема 3 . Художественная культура эпохи Просвещения
Значение творчества энциклопедистов для художественной культуры.
Новое понимание отношения “человек и природа”. Вольтер и Руссо.
Проблема воспитания новых поколений людей. Мечта о природе и
сентиментализм.
Творчество художников Антуана Ватто, Франсуа Буше, Томаса Гейнсборо.
Становление романа (Даниэль Дефо, Ален Рене Лесаж, Генри Филдинг).
Творчество Вольфганга Гете и Фридриха Шиллера (Веймарская школа
в литературе.
Рождение сонатно-симфонического цикла.Оперное наследие Вольфганга Амадея Моцарта.Его сонаты и симфонии, “Реквием’.
Симфоническое и фортепианное наследие Людвига Ван Бетховена. Классицистские и романтические тенденции, героика в его музыке.
Значение музыки венских классиков в истории мировой музыкальной культуры.
Раздел VП. Художественная культура Х1Х века (Западная Европа)
Социокультурные доминанты эпохи. Основные направления и стили в искусстве.
Поиск нового художественного языка. Дифференциация и синтез.
Тема 1. Романтизм в различных видах художественного творчества.
Противопоставление мира прекрасных, возвышенных идеалов духу мещанской повседневности. Мотивы одиночества, скитальчества, поэтизация далекого
прошлого, народного быта, природы. Повышенное внимание к индивидуальному,
личному, психологическая детализация. Ярчайшие представители романтизма —
Д.Байрон, П. Б. Шелли, Г.Гейне, В. Гюго, А. Мицкевич, Ж. Санд ( литература);
Т.Жерико, Э. Делакруа, У.Блейк, У. Тернер (живопись); Ф.Шуберт, Н.Паганини,
Р.Шуман, Ф. Шопен, И.Брамс, Ф. Лист, Э. Григ, Д. Верди ( музыка).
Первостепенная роль музыки в системе искусств романтизма. Развитие идей
“музыкальности” в других видах искусства. Теория синтеза искусств.
Взаимодействие музыки и литературы. Программность музыкального искусства.
Развитие романтических средств музыкальной выразительности: новое в мелодике,
гармонии, музыкальной форме.
Традиционные и новые жанры в музыке романтизма: симфоническая поэма,
инструментальная баллада, песня без слов, арабеска, концертная увертюра.
Романтизм как главное направление в развитии национальных музыкальных
школ Х1Х в. Эстетические основы музыкального романтизма, обращение к
внутреннему миру человека, психологизм, лирическая наполненность образов.
Ф.Шуберт - младший современник Бетховена. Рождение в творчестве Шуберта
романтической песенной симфонии. Песни Шуберта, его вокальный цикл
“Прекрасная мельничиха”.
Немецкая романтическая опера. Значение творчества писателя и композитора Э.Т.А.Гофмана. Сказочно-бытовая опера К.М.Вебера “Волшебный стрелок”.
Творчество Р.Шумана. Романтические циклы фортепианных пьес “Бабочки”,
“Карнавал “, “Детские сцены”.
Рождение программного романтического симфонизма в творчестве Г.Берлиоза.
“Фантастическая симфония”.
Творческий облик Ф.Шопена, жанровое своеобразие и национальные истоки
его музыки. Сонаты, баллады, прелюдии, этюды Ф. Шопена.
Романтический симфонизм Ф. Листа. Роль виртуозного начала, круг тем и
образов в его фортепианной музыке. Лист и венгерская народная музыка.
Немецкая и австрийская романтическая музыка второй половины Х1Х в. Творческий облик Р.Вагнера. Философские идеи его опер. Теория “музыкальной
драмы”. Оперетты И. Штрауса, их танцевально-бытовая основа.
Французская романтическая музыка. Ее жанровое разнообразие. Лирическая
опера ( Ш.Гуно, Ж. Массне, Л. Делиб), оперетта ( Ж.Оффенбах), инструментальная музыка ( К. Сен-Санс, П. Дюка). Оперное творчество Ж. Бизе,
реалистическая концепция оперы “Кармен”.
Итальянская романтическая опера. Творчество Дж.Россини (“Cевильский
цирюльник”) . Оперное наследие Дж. Верди. Эволюция его творчества от
“номерной оперы” к реалистической опере-драме. Оперы “Риголетто”, “Травиата”, “Аида”. “Реквием” Дж. Верди. Итальянский оперный веризм. Творческий облик Дж. Пуччини. Его оперы “Богема”, “Мадам Баттерфляй”.
Самобытность норвежской музыкальной культуры, творчество Э. Грига.
Сказочно-фантастические образы и поэтические картины природы в его музыке.
Воздействие романтизма на последующие течения в искусстве — импрессионизм, экспрессионизм. |
« Пред. | След. » |
---|