Мировая художественная культура. Программа курса

Оглавление
Мировая художественная культура. Программа курса
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7

    Тема 2.  Северное Возрождение
    Основные черты бюргерской культуры Германии и Нидерландов. “Пламенеющая готика” Германии (Кельнский собор). Преобладание портретной и жанровой живописи. Религиозная живопись братьев Ван Эйк. Мрачные фантазии Иеронима Босха. Народный колорит Питера Брейгеля старшего.  Повышенная
экспрессия и личностное начало немецкой религиозной живописи.  Альбрехт
Дюрер — великий живописец, гравер, мыслитель. Гротеск и экзальтации  Матисса
Нитхарта ( М.Грюневальда). Изменение статуса художника в обществе.
    Влияние протестантизма на духовную жизнь Германии.  Иоганн Гутенберг
и появление первых печатных книг — революция в культуре Европы. “Похвала
глупости” Эразма Роттердамского — великий памятник немецкого гуманизма.
    Особенности художественной культуры Возрождения в Англии. Гуманистические тенденции в творчестве  Джефри Чосера. Развитие театра и его особая роль в культуре
Англии. Предшественники  Уильяма Шекспира (  К. Мерло и Б.Джонсон). Роль
Шекспира в мировой художественной культуре. Загадка У.Шекспира. Человек перед лицом бытия — трагедии Шекспира.  Человек перед лицом истории — хроники Шекспира. Ситуация ошибок и превратностей судьбы-- комедии Шекспира.
    Возрождение во Франции. Гуманизм Франсуа Рабле. Поэзия  Франсуа Вийона  и 
Пьера де Ронсара. Скептицизм Мишеля Монтеня. Придворный характер
французского искусства. Архитектурный ансамбль Лувра и Фонтенбло. Маньеризм в искусстве.
    Эпоха Возрождения в Испании. Специфика становления художественной культуры Испании. Испанский придворный портрет. Стилевой синкретизм
испанской живописи. Призрачное искусство Эль Греко  ( Доменико Тьетокопули).
    Франко-фламандская полифоническая музыка. Творчество Орландо Лассо.
    Раздел V1.   Западноевропейская культура ХУП- ХУШ вв.       
                         
          Новые стили в искусстве: барокко, рококо, классицизм. Художественная культура эпохи Просвещения.  Новое понимание сущности человека, его предназначения и смысла жизни.. Развитие эстетической мысли.
    Тема 1.  Барокко
     Многоохватность видения мира в искусстве барокко: соотношение средневековых и возрожденческих традиций. Драматизм мироощущения. Повышенная экспрессия чувств. Многоплановость художественного решения. Композиционная уравновешенность, новое видение пространства в барочной архитектуре. Шедевры итальянского барокко ( собор и площадь Св.Петра в Риме, скульптура  Лоренцо Бернини). “Музыкальность” архитектуры и живописность скульптуры. Барокко в искусстве  Флоренции .
    Барокко в северных странах Европы.  Питер Рубенс, Ван дейк. Творчество  Рембрандта и реализм. Его роль в мировой художественной культуре.
Музыка в художественной культуре  барокко. Стремление к воплощению внутреннего мира человека. Тенденции синтеза искусств.
    Интенсивное развитие инструментальных жанров. Расцвет итальянской
скрипичной музыки (  Арканджело Корелли, Антонио Вивальди, Алессандро
Скарлатти). Жанры сонаты и концерта.
    Развитие французской клавесинной  музыки: программные миниатюры в творчестве  Франсуа Куперена, Жана Филиппа Рамо.
    Монументально-героическое музыкальное искусство  Георга Фридриха
Генделя. Оратории и оперы в его творчестве.
     Философское и религиозное содержание музыки Иоганна Себастьяна Баха.
Духовные кантаты и мессы, органная и клавирная музыка. Роль наследия
И. Баха в развитии музыкальной культуры.
    Тема  2.  Классицизм.
   
    Абсолютизм и развитие нормативных эстетических воззрений: преобладание общественных начал над личными, долга над чувством;  канонизация античной классики как образца для изучения и подражания. Возрождение и классицизм.  Стремление к выражению возвышенных и героических идеалов.                          
   Франция - родина классицизма. Эстетическая программа классицизма в
творчестве   Никола Буало. Теория жанров.
    Классицизм в архитектуре. Дворцово-парковые ансамбли. Версаль. Никола
Пуссен - основоположник классицизма в живописи.
     Классицистская трагедия: Пьер Корнель, Жан Расин.
     Музыкальное искусство классицизма. Жан Батист Люлли - создатель французской оперы. Венский классицизм. Лирико-эпический классицизм
 Франца  Йозефа Гайдна.
       Тема 3 . Художественная культура эпохи Просвещения
    Значение творчества энциклопедистов для художественной культуры.
Новое понимание отношения  “человек и природа”. Вольтер и Руссо.
Проблема воспитания новых поколений людей. Мечта о природе и
сентиментализм.
    Творчество художников Антуана Ватто, Франсуа Буше, Томаса Гейнсборо.
    Становление романа (Даниэль Дефо, Ален Рене Лесаж, Генри Филдинг).
    Творчество Вольфганга  Гете и Фридриха Шиллера (Веймарская школа
в литературе.
    Рождение сонатно-симфонического цикла.Оперное наследие Вольфганга Амадея Моцарта.Его сонаты и симфонии, “Реквием’.
    Симфоническое и фортепианное наследие Людвига Ван Бетховена. Классицистские и романтические тенденции, героика в его музыке.
    Значение музыки венских классиков в истории мировой музыкальной культуры.
 
    Раздел VП.  Художественная культура Х1Х века (Западная Европа)
    Социокультурные доминанты эпохи. Основные направления и стили в искусстве.
Поиск нового художественного языка. Дифференциация и синтез.
    Тема 1. Романтизм в различных видах художественного творчества.
     
    Противопоставление мира прекрасных, возвышенных идеалов духу мещанской повседневности. Мотивы одиночества, скитальчества, поэтизация далекого
прошлого, народного быта, природы. Повышенное внимание к индивидуальному,
личному, психологическая детализация. Ярчайшие представители романтизма —
Д.Байрон, П. Б. Шелли, Г.Гейне, В. Гюго, А. Мицкевич, Ж. Санд ( литература);
 Т.Жерико, Э. Делакруа, У.Блейк, У. Тернер (живопись); Ф.Шуберт, Н.Паганини,
Р.Шуман, Ф. Шопен, И.Брамс, Ф. Лист, Э. Григ, Д. Верди ( музыка).
    Первостепенная роль музыки в системе искусств романтизма. Развитие идей
“музыкальности” в других видах искусства. Теория синтеза искусств.
    Взаимодействие музыки и литературы. Программность музыкального искусства.
Развитие романтических средств музыкальной выразительности: новое в мелодике,
гармонии, музыкальной форме.
    Традиционные и новые жанры в музыке  романтизма: симфоническая поэма,
инструментальная баллада, песня без слов, арабеска, концертная увертюра.
    Романтизм как главное направление в развитии национальных музыкальных
школ Х1Х в. Эстетические основы музыкального романтизма, обращение к
внутреннему миру человека, психологизм, лирическая наполненность образов.
    Ф.Шуберт - младший современник Бетховена. Рождение в творчестве Шуберта
романтической песенной симфонии. Песни Шуберта, его вокальный цикл
“Прекрасная мельничиха”.
    Немецкая романтическая опера. Значение творчества писателя и композитора Э.Т.А.Гофмана. Сказочно-бытовая опера  К.М.Вебера “Волшебный стрелок”.
    Творчество Р.Шумана. Романтические циклы фортепианных пьес “Бабочки”,
“Карнавал “, “Детские сцены”.
    Рождение программного романтического симфонизма в творчестве Г.Берлиоза.
“Фантастическая симфония”.
    Творческий облик Ф.Шопена, жанровое своеобразие и национальные истоки
его музыки. Сонаты, баллады, прелюдии, этюды Ф. Шопена.
    Романтический симфонизм Ф. Листа. Роль виртуозного начала, круг тем и
образов в его фортепианной музыке. Лист и венгерская народная музыка.
    Немецкая и австрийская романтическая музыка второй половины Х1Х в. Творческий облик Р.Вагнера. Философские идеи его опер. Теория “музыкальной
 драмы”. Оперетты И. Штрауса, их танцевально-бытовая основа.
    Французская романтическая музыка. Ее жанровое разнообразие. Лирическая
опера ( Ш.Гуно, Ж. Массне, Л. Делиб), оперетта ( Ж.Оффенбах), инструментальная музыка ( К. Сен-Санс, П. Дюка). Оперное творчество Ж. Бизе,
реалистическая концепция оперы “Кармен”.
    Итальянская романтическая опера. Творчество Дж.Россини (“Cевильский
цирюльник”) . Оперное наследие Дж. Верди. Эволюция его творчества от
“номерной оперы” к реалистической опере-драме. Оперы “Риголетто”, “Травиата”, “Аида”. “Реквием” Дж. Верди. Итальянский оперный веризм. Творческий облик Дж. Пуччини. Его оперы “Богема”, “Мадам Баттерфляй”.
    Самобытность норвежской музыкальной культуры, творчество Э. Грига.
Сказочно-фантастические образы и поэтические картины природы в его музыке.
    Воздействие романтизма на последующие течения в искусстве — импрессионизм, экспрессионизм.


 
« Пред.   След. »

Свежий взгляд

Это интересно


Это чистая правда

ЭТОГО ЛУЧШЕ НЕ ЗНАТЬ



Rambler's Top100