| Мировая художественная культура. Программа курса | 
| 
 Страница 4 из 7     Тема 2.  Северное Возрождение     Основные черты бюргерской культуры Германии и Нидерландов.    “Пламенеющая готика” Германии (Кельнский собор). Преобладание портретной и жанровой    живописи. Религиозная живопись братьев Ван Эйк. Мрачные фантазии Иеронима Босха.    Народный колорит Питера Брейгеля старшего.  Повышенная экспрессия и личностное начало немецкой религиозной    живописи.  Альбрехт Дюрер — великий живописец, гравер, мыслитель.    Гротеск и экзальтации  Матисса Нитхарта ( М.Грюневальда). Изменение статуса    художника в обществе.     Влияние протестантизма на духовную жизнь    Германии.  Иоганн Гутенберг и появление первых печатных книг — революция    в культуре Европы. “Похвала глупости” Эразма Роттердамского — великий памятник    немецкого гуманизма.     Особенности художественной культуры Возрождения    в Англии. Гуманистические тенденции в творчестве  Джефри Чосера. Развитие театра    и его особая роль в культуре Англии. Предшественники  Уильяма Шекспира (     К. Мерло и Б.Джонсон). Роль Шекспира в мировой художественной культуре.    Загадка У.Шекспира. Человек перед лицом бытия — трагедии Шекспира.  Человек    перед лицом истории — хроники Шекспира. Ситуация ошибок и превратностей судьбы--    комедии Шекспира.     Возрождение во Франции. Гуманизм Франсуа    Рабле. Поэзия  Франсуа Вийона  и   Пьера де Ронсара. Скептицизм Мишеля Монтеня.    Придворный характер французского искусства. Архитектурный ансамбль    Лувра и Фонтенбло. Маньеризм в искусстве.     Эпоха Возрождения в Испании. Специфика становления    художественной культуры Испании. Испанский придворный портрет. Стилевой синкретизм испанской живописи. Призрачное искусство Эль    Греко  ( Доменико Тьетокопули).     Франко-фламандская полифоническая музыка.    Творчество Орландо Лассо.     Раздел V1.   Западноевропейская    культура ХУП- ХУШ вв.                   Новые стили в искусстве: барокко,    рококо, классицизм. Художественная культура эпохи Просвещения.  Новое понимание    сущности человека, его предназначения и смысла жизни.. Развитие эстетической    мысли.     Тема 1.  Барокко      Многоохватность видения мира в искусстве барокко: соотношение    средневековых и возрожденческих традиций. Драматизм мироощущения. Повышенная    экспрессия чувств. Многоплановость художественного решения. Композиционная уравновешенность,    новое видение пространства в барочной архитектуре. Шедевры итальянского барокко    ( собор и площадь Св.Петра в Риме, скульптура  Лоренцо Бернини). “Музыкальность”    архитектуры и живописность скульптуры. Барокко в искусстве  Флоренции .      Барокко в северных странах Европы.  Питер    Рубенс, Ван дейк. Творчество  Рембрандта и реализм. Его роль в мировой художественной    культуре.  Музыка в художественной культуре  барокко. Стремление    к воплощению внутреннего мира человека. Тенденции синтеза искусств.     Интенсивное развитие инструментальных жанров.    Расцвет итальянской скрипичной музыки (  Арканджело Корелли, Антонио    Вивальди, Алессандро Скарлатти). Жанры сонаты и концерта.     Развитие французской клавесинной  музыки:    программные миниатюры в творчестве  Франсуа Куперена, Жана Филиппа Рамо.     Монументально-героическое музыкальное искусство     Георга Фридриха Генделя. Оратории и оперы в его творчестве.      Философское и религиозное содержание музыки Иоганна    Себастьяна Баха. Духовные кантаты и мессы, органная и клавирная    музыка. Роль наследия И. Баха в развитии музыкальной культуры.     Тема  2.  Классицизм.     Абсолютизм и развитие нормативных эстетических    воззрений: преобладание общественных начал над личными, долга над чувством;     канонизация античной классики как образца для изучения и подражания. Возрождение    и классицизм.  Стремление к выражению возвышенных и героических идеалов.                                  Франция - родина классицизма. Эстетическая    программа классицизма в творчестве   Никола Буало. Теория жанров.      Классицизм в архитектуре. Дворцово-парковые    ансамбли. Версаль. Никола Пуссен - основоположник классицизма в живописи.          Классицистская трагедия: Пьер Корнель,    Жан Расин.       Музыкальное искусство классицизма. Жан    Батист Люлли - создатель французской оперы. Венский классицизм. Лирико-эпический    классицизм  Франца  Йозефа Гайдна.        Тема 3 . Художественная культура эпохи    Просвещения     Значение творчества энциклопедистов для    художественной культуры. Новое понимание отношения  “человек и природа”.    Вольтер и Руссо.  Проблема воспитания новых поколений людей. Мечта    о природе и сентиментализм.      Творчество художников Антуана Ватто, Франсуа    Буше, Томаса Гейнсборо.     Становление романа (Даниэль Дефо, Ален Рене    Лесаж, Генри Филдинг).     Творчество Вольфганга  Гете и Фридриха Шиллера    (Веймарская школа в литературе.     Рождение сонатно-симфонического цикла.Оперное    наследие Вольфганга Амадея Моцарта.Его сонаты и симфонии, “Реквием’.     Симфоническое и фортепианное наследие Людвига    Ван Бетховена. Классицистские и романтические тенденции, героика в его музыке.         Значение музыки венских классиков в истории    мировой музыкальной культуры.     Раздел VП.  Художественная культура Х1Х века (Западная Европа)     Социокультурные доминанты эпохи. Основные направления    и стили в искусстве. Поиск нового художественного языка. Дифференциация    и синтез.     Тема 1. Романтизм в различных видах художественного    творчества.     Противопоставление мира прекрасных, возвышенных    идеалов духу мещанской повседневности. Мотивы одиночества, скитальчества, поэтизация    далекого прошлого, народного быта, природы. Повышенное    внимание к индивидуальному, личному, психологическая детализация. Ярчайшие    представители романтизма — Д.Байрон, П. Б. Шелли, Г.Гейне, В. Гюго, А.    Мицкевич, Ж. Санд ( литература);   Т.Жерико, Э. Делакруа, У.Блейк, У. Тернер (живопись);    Ф.Шуберт, Н.Паганини, Р.Шуман, Ф. Шопен, И.Брамс, Ф. Лист, Э. Григ,    Д. Верди ( музыка).     Первостепенная роль музыки в системе искусств    романтизма. Развитие идей “музыкальности” в других видах искусства. Теория    синтеза искусств.     Взаимодействие музыки и литературы. Программность    музыкального искусства. Развитие романтических средств музыкальной выразительности:    новое в мелодике, гармонии, музыкальной форме.     Традиционные и новые жанры в музыке  романтизма:    симфоническая поэма, инструментальная баллада, песня без слов, арабеска,    концертная увертюра.     Романтизм как главное направление в развитии    национальных музыкальных школ Х1Х в. Эстетические основы музыкального    романтизма, обращение к внутреннему миру человека, психологизм, лирическая    наполненность образов.      Ф.Шуберт - младший современник Бетховена.    Рождение в творчестве Шуберта романтической песенной симфонии. Песни Шуберта,    его вокальный цикл “Прекрасная мельничиха”.     Немецкая романтическая опера. Значение творчества    писателя и композитора Э.Т.А.Гофмана. Сказочно-бытовая опера  К.М.Вебера “Волшебный    стрелок”.     Творчество Р.Шумана. Романтические циклы    фортепианных пьес “Бабочки”, “Карнавал “, “Детские сцены”.     Рождение программного романтического симфонизма    в творчестве Г.Берлиоза. “Фантастическая симфония”.     Творческий облик Ф.Шопена, жанровое своеобразие    и национальные истоки его музыки. Сонаты, баллады, прелюдии, этюды    Ф. Шопена.     Романтический симфонизм Ф. Листа. Роль виртуозного    начала, круг тем и  образов в его фортепианной музыке. Лист и венгерская    народная музыка.     Немецкая и австрийская романтическая музыка    второй половины Х1Х в. Творческий облик Р.Вагнера. Философские идеи его опер.    Теория “музыкальной  драмы”. Оперетты И. Штрауса, их танцевально-бытовая    основа.     Французская романтическая музыка. Ее жанровое    разнообразие. Лирическая  опера ( Ш.Гуно, Ж. Массне, Л. Делиб), оперетта    ( Ж.Оффенбах), инструментальная музыка ( К. Сен-Санс, П. Дюка). Оперное творчество    Ж. Бизе, реалистическая концепция оперы “Кармен”.     Итальянская романтическая опера. Творчество    Дж.Россини (“Cевильский цирюльник”) . Оперное наследие Дж. Верди. Эволюция    его творчества от  “номерной оперы” к реалистической опере-драме.    Оперы “Риголетто”, “Травиата”, “Аида”. “Реквием” Дж. Верди. Итальянский оперный    веризм. Творческий облик Дж. Пуччини. Его оперы “Богема”, “Мадам Баттерфляй”.     Самобытность норвежской музыкальной культуры,    творчество Э. Грига. Сказочно-фантастические образы и поэтические    картины природы в его музыке.     Воздействие романтизма на последующие течения    в искусстве — импрессионизм, экспрессионизм. | |||||||||
| « Пред. | След. » | 
|---|
|  |