Мировая художественная культура. Программа курса

Оглавление
Мировая художественная культура. Программа курса
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7

   Тема 4. Культура Древнего Рима
   Загадка культуры этрусков. Греки и Рим. Преемственность и новаторство римской античности. Проблема человека в древнеримской культуре. Искусство
этого периода и его особенности. Свобода и культура. Основные памятники древнеримской архитектуры ( триумфальные арки, Колизей, Пантеон ), скульптуры (“Капитолийская волчица”, статуя Октавиана Августа, конная
статуя Марка Аврелия, скульптурные портреты- реализм в изображении
конкретного человека)  и живописи (Помпейские росписи). Архетипы античной культуры в мировой культуре. Значение римской античности.
  
   Раздел Ш.  Художественная культура стран Востока.
   Встреча культур Востока и Запада в современном мире . Образ Востока в европейском искусстве. Европоцентризм и востокоцентризм.
   Художественная культура Индии, Китая и Японии. Образы индуизма и
буддизма в художественной культуре.
   Тема 1. Открытие Индии
   Культура и искусство Индии: вчера и сегодня. Единство в многообразии —
парадигмы индийской культуры. Цивилизации долины Инда. Древние арии и священная поэзия Вед. Герои “Махабхараты” и “Рамаяны” — идеал древних
и современных индийцев. “Правда--добро--красота” — магическая формула
   
индийской культуры. Индийские храмы — “каменные цветы”  Южной Индии.
Тадж Махал — великий памятник любви и красоты.
   Волшебный мир индийской миниатюры. Условность и канон в изображении
мифологических персонажей. Культ Кришны в индийском искусстве. Роль
индуизма и буддизма в художественной культуре  Индии.
   Древнеиндийская музыка: связь пения, инструментальной музыки и танцев.
Язык индийского танца. Народные драмы-мистерии. Особенности лада, мелодики,
ритма народной музыки, их взаимосвязь с религиозным мировоззрением и
бытовыми традициями.
   Тема 2. Художественная культура Китая:  по пути дао
   Осмысление мира и человека в искусстве Древнего Китая. Ритуал и магия: гадания, погребальные обряды, священные бронзовые сосуды. “Книга перемен”
как древнейший памятник китайской культуры. Иероглифика: синтез поэзии,
живописи и каллиграфии в китайской культуре. Даосизм и китайская живопись.
Конфуцианские ценности в традиционном Китае. Символизм китайского искусства. Декоративно-прикладное искусство Китая с древности до наших
дней .
   Музыка в средневековом Китае. Музыкальный театр. Книга песен. Китайские
народные музыкальные инструменты.
   Тема 3. Художественная культура Японии
   Синтоизм и искусство Древней Японии. Становление художественно-образной
системы. Культ гор и камней, цветов и деревьев. Храмовое зодчество и парковое
искусство. Неповторимость японской поэзии. Символика художественного языка.
   Влияние японской художественной культуры на искусство и литературу Запада.
   Раздел 1V. Культура Средневековья
   Тема 1. Культура Византии и Западной Европы в раннее Средневековье.
    
    Возникновение христианства   и судьбы художественной культуры. Роль
Библии в развитии художественной культуры христианского мира.
   Тема 2. Византия: место встречи Востока и Запада
   Формирование нового идеала в жизни и  в искусстве. Роль античного наследия. Формирование христианской догматики и зарождение традиций иконописи. Символика света и цвета в иконе. Конструктивные и композиционные
принципы крестово-купольного византийского храма (София Константинопольская). Художественные принципы и образный строй
монументальной живописи в Византии ( мозаики в церкви Сан Витале в
Равенне).
   Синтез искусств в православном храме.  Развитие гимнографии как  особого
рода религиозных песнопений. Роль Иоанна Дамаскина в становлении
средневековой теории музыки. Идея ангелоподобного пения.
   Тема 3. Раннеевропейская художественная культура
    Объединяющая роль христианской церкви в становлении европейской художественной культуры. Монастыри как центры образования и культуры.
Роль христианского религиозного сознания в создании картины мира средневекового человека.
    Художественные представления в ранний период европейской культуры.
Мифология и эпические поэмы Северной Европы ( “Песнь о Нибелунгах”,
“Эдда младшая”, “Эдда старшая”). Декоративно-прикладное искусство.
    Взаимодействие и взаимовлияние христианских и исламских традиций в культуре раннего Средневековья.  Архитектурные памятники Кордовы как пример
синтеза культур в раннем Средневековье.  Альгамбра — памятник мавританского стиля в Испании.
    Тема 4. Художественная культура европейского Средневековья. Рождение
                  Европы.
    Преемственность в развитии античной и средневековой культуры. Христианство
новое понимание смысла жизни и становление новой художественной картины
мира. Библия и художественная культура.  Роль монастырей в развитии профессионального искусства. Формирование художественного канона в храмовом искусстве. Романский стиль, его связь с римской базиликой. Архитектурные черты и особенности построек романского стиля. Храм-крепость как отражение сути романского искусства. Вормский собор, его внешний облик и скульптурное убранство. Символизм и экспрессия  образов романского стиля.
    Народная музыка европейского  Средневековья . Странствующие музыканты
(ваганты,минестрели , трубадуры). Профессиональная музыка в храме:  григорианский хорал,гимны, псалмодия.  Становление многоголосия. Разные
формы нотации. Романский стиль в профессиональной музыке. Средневековые
образы в музыке Х1Х - ХХ веков  (Д.Верди, Р.Вагнер, К.Орф).
    Тема 5. Расцвет средневековой  художественной культуры
    Средневековая культура мира и место в ней человека. Ведущая роль архитектуры в художественной культуре Средневековья. образ средневекового храма. Эволюция архитектурных стилей: от романского стиля к готике. Образ
мира и готический храм. Характерные особенности готической архитектуры.
Скульптурное убранство храма ( Шартрский собор и его статуи). Собор  Парижской Богоматери.  Химеры Нотр-Дама и их аллегорический смысл. Виктор Гюго и Собор Парижской Богоматери.
 
    Роль собора в жизни средневекового города. Многоцветность витража и
праздничность внутренней отделки ( витражи Шартрского  и Кентерберийского
соборов, собора Святого Витта в Праге). Евангельские образы как идеал готической  скульптуры ( Мария и Христос-странник Реймского собора).
    Религиозное и светское искусство Средневековья. Книжная миниатюра как
отражение религиозной и светской жизни. Народная смеховая культура. Формирование светской литературы и дальнейшее развитие  религиозной литературы. Героический эпос как выражение идеалов рыцарства ( “Песнь о Роланде “).
    Куртуазная любовь и ее отражение в поэзии и литературе.
    Карнавал и мистерия — синтетические формы средневекового театрального
действа.
    Музыка в средневековом храме. Григорианский хорал и месса. Образы
средневековых песнопений в европейском музыкальном искусстве Х1Х-ХХ вв.
    Тема 6. “Осень”Средневековья
  
   Развитие готического стиля в искусстве  Северной Европы. Ощущение трагизма жизни и его отражение в  трактовке библейских сюжетов. Символика пространственных отношений в росписи алтарей. Творчество Клауса Слютера.
   Изящество миниатюры и богатство гобеленов — изображение придворной
жизни. Проторенессансные черты поздней готики.
    Раздел У.   Художественная культура эпохи Возрождения
    Основные черты художественной культуры эпохи Возрождения. Античность
и Возрождение.  Человек — мера всех вещей. Предшественники Возрождения Данте, Петрарка, Боккаччо. Периодизация возрожденческой культуры:  Проторенессанс, Ранний Ренессанс, Высокий ренессанс. Джотто как выразитель нового ощущения человеческого  достоинства. Фрески Джотто в Падуе и Флоренции. Особенности гуманизма  эпохи Возрождения.
    Тема 1.  Возрождение в Италии
    Развитие ренессансного искусства в городах Италии. Жемчужины архитектуры и скульптуры Флоренции ( Донателло, Брунеллески). Новое понимание пространства в городской архитектуре. Возрастание роли живописи. Рационализм
художественного метода. Роль перспективы. Воскрешение античных образов
( Сандро Боттичелли). Становление  принципов гуманизма в философии и
литературе  ( Пико Делла Мирандола). Радость бытия и торжество телесности
( Джованни Боккаччо).
    Титаны Возрождения — Леонардо да Винчи,  Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти, Тициан Вечелио). Универсальность гения Леонардо да Винчи
( шедевры живописи :” Тайная вечеря”, “Мадонна в гроте”,” Монна Лиза”).
Неосуществленные замыслы Леонардо: наброски, рисунки, проекты.
 
    Идеал красоты в живописи Рафаэля — “Cикстинская мадонна”. Фрески
Рафаэля в Ватикане . “Афинская школа” как воплощение ренессансных
представлений об античности.
    Микеланджело как ваятель, живописец, архитектор и поэт. Особенности
 его стиля.  “Давид” — воплощение героического дарования мастера.  Капелла Медичи ( Гробница Лоренцо Медичи). Росписи Сикстинской капеллы. Внутренний смысл “Cотворения Адама”. Завершение
строительства  Собора Святого Петра в Риме. Сонеты Микеланджело. Ощущение
трагичности заката культуры Возрождения в работах Микеланджело.
    Соотношение архитектуры, скульптуры и изобразительного искусства в
культуре Ренессанса.
      Развитие региональных школ и стилей. Своеобразие Возрождения в Венеции
и его связь с последующим развитием европейской живописи . Романтическая
живописность венецианской архитектуры. Венецианская школа живописи:
Веронезе, Джорджоне, Тинторетто,  Тициан.
     Музыка Итальянского Возрождения:   народные истоки, жанровое многообразие  (баркарола, баллада, мадригал). Многоголосная профессиональная музыка. Господство “строгого стиля”. Полифонический жанр мессы. Творчество Джованни Палестрины. Рождение оперы.


 
« Пред.   След. »

Свежий взгляд

Это интересно


Это чистая правда

ЭТОГО ЛУЧШЕ НЕ ЗНАТЬ



Rambler's Top100