Мировая художественная культура. Программа курса |
Страница 3 из 7 Тема 4. Культура Древнего Рима
Загадка культуры этрусков. Греки и Рим. Преемственность и новаторство римской античности. Проблема человека в древнеримской культуре. Искусство
этого периода и его особенности. Свобода и культура. Основные памятники древнеримской архитектуры ( триумфальные арки, Колизей, Пантеон ), скульптуры (“Капитолийская волчица”, статуя Октавиана Августа, конная
статуя Марка Аврелия, скульптурные портреты- реализм в изображении
конкретного человека) и живописи (Помпейские росписи). Архетипы античной культуры в мировой культуре. Значение римской античности.
Раздел Ш. Художественная культура стран Востока.
Встреча культур Востока и Запада в современном мире . Образ Востока в европейском искусстве. Европоцентризм и востокоцентризм.
Художественная культура Индии, Китая и Японии. Образы индуизма и
буддизма в художественной культуре.
Тема 1. Открытие Индии
Культура и искусство Индии: вчера и сегодня. Единство в многообразии —
парадигмы индийской культуры. Цивилизации долины Инда. Древние арии и священная поэзия Вед. Герои “Махабхараты” и “Рамаяны” — идеал древних
и современных индийцев. “Правда--добро--красота” — магическая формула
индийской культуры. Индийские храмы — “каменные цветы” Южной Индии.
Тадж Махал — великий памятник любви и красоты.
Волшебный мир индийской миниатюры. Условность и канон в изображении
мифологических персонажей. Культ Кришны в индийском искусстве. Роль
индуизма и буддизма в художественной культуре Индии.
Древнеиндийская музыка: связь пения, инструментальной музыки и танцев.
Язык индийского танца. Народные драмы-мистерии. Особенности лада, мелодики,
ритма народной музыки, их взаимосвязь с религиозным мировоззрением и
бытовыми традициями.
Тема 2. Художественная культура Китая: по пути дао
Осмысление мира и человека в искусстве Древнего Китая. Ритуал и магия: гадания, погребальные обряды, священные бронзовые сосуды. “Книга перемен”
как древнейший памятник китайской культуры. Иероглифика: синтез поэзии,
живописи и каллиграфии в китайской культуре. Даосизм и китайская живопись.
Конфуцианские ценности в традиционном Китае. Символизм китайского искусства. Декоративно-прикладное искусство Китая с древности до наших
дней .
Музыка в средневековом Китае. Музыкальный театр. Книга песен. Китайские
народные музыкальные инструменты.
Тема 3. Художественная культура Японии
Синтоизм и искусство Древней Японии. Становление художественно-образной
системы. Культ гор и камней, цветов и деревьев. Храмовое зодчество и парковое
искусство. Неповторимость японской поэзии. Символика художественного языка.
Влияние японской художественной культуры на искусство и литературу Запада.
Раздел 1V. Культура Средневековья
Тема 1. Культура Византии и Западной Европы в раннее Средневековье.
Возникновение христианства и судьбы художественной культуры. Роль
Библии в развитии художественной культуры христианского мира.
Тема 2. Византия: место встречи Востока и Запада
Формирование нового идеала в жизни и в искусстве. Роль античного наследия. Формирование христианской догматики и зарождение традиций иконописи. Символика света и цвета в иконе. Конструктивные и композиционные
принципы крестово-купольного византийского храма (София Константинопольская). Художественные принципы и образный строй
монументальной живописи в Византии ( мозаики в церкви Сан Витале в
Равенне).
Синтез искусств в православном храме. Развитие гимнографии как особого
рода религиозных песнопений. Роль Иоанна Дамаскина в становлении
средневековой теории музыки. Идея ангелоподобного пения.
Тема 3. Раннеевропейская художественная культура
Объединяющая роль христианской церкви в становлении европейской художественной культуры. Монастыри как центры образования и культуры.
Роль христианского религиозного сознания в создании картины мира средневекового человека.
Художественные представления в ранний период европейской культуры.
Мифология и эпические поэмы Северной Европы ( “Песнь о Нибелунгах”,
“Эдда младшая”, “Эдда старшая”). Декоративно-прикладное искусство.
Взаимодействие и взаимовлияние христианских и исламских традиций в культуре раннего Средневековья. Архитектурные памятники Кордовы как пример
синтеза культур в раннем Средневековье. Альгамбра — памятник мавританского стиля в Испании.
Тема 4. Художественная культура европейского Средневековья. Рождение
Европы.
Преемственность в развитии античной и средневековой культуры. Христианство
новое понимание смысла жизни и становление новой художественной картины
мира. Библия и художественная культура. Роль монастырей в развитии профессионального искусства. Формирование художественного канона в храмовом искусстве. Романский стиль, его связь с римской базиликой. Архитектурные черты и особенности построек романского стиля. Храм-крепость как отражение сути романского искусства. Вормский собор, его внешний облик и скульптурное убранство. Символизм и экспрессия образов романского стиля.
Народная музыка европейского Средневековья . Странствующие музыканты
(ваганты,минестрели , трубадуры). Профессиональная музыка в храме: григорианский хорал,гимны, псалмодия. Становление многоголосия. Разные
формы нотации. Романский стиль в профессиональной музыке. Средневековые
образы в музыке Х1Х - ХХ веков (Д.Верди, Р.Вагнер, К.Орф).
Тема 5. Расцвет средневековой художественной культуры
Средневековая культура мира и место в ней человека. Ведущая роль архитектуры в художественной культуре Средневековья. образ средневекового храма. Эволюция архитектурных стилей: от романского стиля к готике. Образ
мира и готический храм. Характерные особенности готической архитектуры.
Скульптурное убранство храма ( Шартрский собор и его статуи). Собор Парижской Богоматери. Химеры Нотр-Дама и их аллегорический смысл. Виктор Гюго и Собор Парижской Богоматери.
Роль собора в жизни средневекового города. Многоцветность витража и
праздничность внутренней отделки ( витражи Шартрского и Кентерберийского
соборов, собора Святого Витта в Праге). Евангельские образы как идеал готической скульптуры ( Мария и Христос-странник Реймского собора).
Религиозное и светское искусство Средневековья. Книжная миниатюра как
отражение религиозной и светской жизни. Народная смеховая культура. Формирование светской литературы и дальнейшее развитие религиозной литературы. Героический эпос как выражение идеалов рыцарства ( “Песнь о Роланде “).
Куртуазная любовь и ее отражение в поэзии и литературе.
Карнавал и мистерия — синтетические формы средневекового театрального
действа.
Музыка в средневековом храме. Григорианский хорал и месса. Образы
средневековых песнопений в европейском музыкальном искусстве Х1Х-ХХ вв.
Тема 6. “Осень”Средневековья
Развитие готического стиля в искусстве Северной Европы. Ощущение трагизма жизни и его отражение в трактовке библейских сюжетов. Символика пространственных отношений в росписи алтарей. Творчество Клауса Слютера.
Изящество миниатюры и богатство гобеленов — изображение придворной
жизни. Проторенессансные черты поздней готики.
Раздел У. Художественная культура эпохи Возрождения
Основные черты художественной культуры эпохи Возрождения. Античность
и Возрождение. Человек — мера всех вещей. Предшественники Возрождения Данте, Петрарка, Боккаччо. Периодизация возрожденческой культуры: Проторенессанс, Ранний Ренессанс, Высокий ренессанс. Джотто как выразитель нового ощущения человеческого достоинства. Фрески Джотто в Падуе и Флоренции. Особенности гуманизма эпохи Возрождения.
Тема 1. Возрождение в Италии
Развитие ренессансного искусства в городах Италии. Жемчужины архитектуры и скульптуры Флоренции ( Донателло, Брунеллески). Новое понимание пространства в городской архитектуре. Возрастание роли живописи. Рационализм
художественного метода. Роль перспективы. Воскрешение античных образов
( Сандро Боттичелли). Становление принципов гуманизма в философии и
литературе ( Пико Делла Мирандола). Радость бытия и торжество телесности
( Джованни Боккаччо).
Титаны Возрождения — Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти, Тициан Вечелио). Универсальность гения Леонардо да Винчи
( шедевры живописи :” Тайная вечеря”, “Мадонна в гроте”,” Монна Лиза”).
Неосуществленные замыслы Леонардо: наброски, рисунки, проекты.
Идеал красоты в живописи Рафаэля — “Cикстинская мадонна”. Фрески
Рафаэля в Ватикане . “Афинская школа” как воплощение ренессансных
представлений об античности.
Микеланджело как ваятель, живописец, архитектор и поэт. Особенности
его стиля. “Давид” — воплощение героического дарования мастера. Капелла Медичи ( Гробница Лоренцо Медичи). Росписи Сикстинской капеллы. Внутренний смысл “Cотворения Адама”. Завершение
строительства Собора Святого Петра в Риме. Сонеты Микеланджело. Ощущение
трагичности заката культуры Возрождения в работах Микеланджело.
Соотношение архитектуры, скульптуры и изобразительного искусства в
культуре Ренессанса.
Развитие региональных школ и стилей. Своеобразие Возрождения в Венеции
и его связь с последующим развитием европейской живописи . Романтическая
живописность венецианской архитектуры. Венецианская школа живописи:
Веронезе, Джорджоне, Тинторетто, Тициан.
Музыка Итальянского Возрождения: народные истоки, жанровое многообразие (баркарола, баллада, мадригал). Многоголосная профессиональная музыка. Господство “строгого стиля”. Полифонический жанр мессы. Творчество Джованни Палестрины. Рождение оперы. |
« Пред. | След. » |
---|