Мировая художественная культура. Программа курса

Оглавление
Мировая художественная культура. Программа курса
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7

     В данной программе сочетаются два подхода:  исторический и тематический.
 Сочетание  этих подходов  поможет учащимся научиться связывать ряд проблем и явлений искусства  с конкретным историко-культурным контекстом, синтезировать  все те знания, которые  получены ими в разнообразных дисциплинах гуманитарного цикла (литература, языки, история, география, краеведение, граждановедение и. т. п.).
   Программа охватывает широкий спектр явлений мировой художественной
культуры. Одна из ведущих идей данного курса, его принципиальное отличие
от других ,заключается в том, чтобы  через творчество одного художника, может быть, даже через одно произведение искусства, показать социокультурные доминанты эпохи, основные художественные идеи, создать ее неповторимый образ. Это позволит сформировать у учащихся представление о культуре и цивилизации во всем их многообразии, понять межкультурные связи, объедтняющие, а не разъединяющие человечество, научит их лучше ориентироваться в сложном и многообразном мире современной художественной культуры.
    В программе представлены разделы по художественной культуре Западной Европы, России, Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима, Индии, Китая, Японии, стран Америки, позволяющие учащимся понять на конкретных примерах  многообразие эстетических принципов и форм творческого выражения , которые во многом связаны с  особенностями природы, культуры и цивилизации, с одной стороны, и исторического развития, с другой. Отечественная культура выделена в особый раздел, но она также рассматривается во взаимосвязях с художественной культурой Византии, Средневековой Европы , с культурой эпох Возрождения, Просвещения, с культурой всех стран и народов Х1Х и ХХ веков.
    Важным является раздел программы, посвященный художественной культуре ХХ века. Как показывает опыт,  именно этот период, в особенности вторая
половина ХХ века, наиболее слабо разработан в плане преподавания художественной культуры в школе. Это обусловлено рядом причин, в частности сложностью языка современного искусства. Но тем не менее именно она составляет тот мир, в котором взрослеет и приобретает жизненные ориентиры и ценности подрастающее поколение . Поэтому в программе проанализированы
произведения современного и постмодернистского искусства. 
 
   В программе названы основные художественные явления, произведения и
мастера искусств разных народов с древнейшего времени и до наших дней,
но учитель имеет право предложить для освоения    не весь перечень, а выбрать из
него произведения, которые он возьмет за основу авторского прочтения
программы. Это —  один из путей творческого освоения курса, а при необходимости его сокращения.
   При достаточном количестве часов можно более подробно изучать каждую
предложенную тему курса, который предполагает возможность разноуровневого
и вариативного  обучения.
   Вариативное преподавание курса в зависимо от профиля, характера обучения, подготовленности учащихся. Данный курс является базовым и может изучаться в 1Х классе в течение 1 или 2 часов в неделю. Допускается углубленное изучение этого курса в Х-Х1 классах, а также освоение выделенного объема вопросов за более длительный период, например с 1V по Х1 класс. Неважно, кратко или
подробно будут изучаться темы, главное, чтобы в результате учащиеся достигли  необходимого уровня художественного развития, обозначенного в программе.
   Базовые проблемы курса поставлены во введении.В дальнейшем теоретические
положения раскрываются на конкретном материале художественной культуры.
При этом предпочтение в изучении изобразительных искусств, архитектуры, музыки или литературы определяется тем, какое значение для конкретной
исторической эпохи имел тот или иной вид искусства.
   В процессе преподавания курса рекомендуется использовать проблемное
изложение материала.
    Еще раз хочется подчеркнуть, что  курс “Мировая  художественная культура” направлен на развитие у учащихся способности эмоционально реагировать на культурно-эстетические достижения народов разных стран , на формирование умения понимать и оценивать творения художников разных эпох. Он должен помочь молодому человеку ориентироваться в мире накопленных человечеством художественных ценностей, в мире современной культуры и выработать свои собственные  оценки и эстетические суждения. В процессе изучения мировой художественной культуры  молодой человек может стать активным субъектом художественной жизни.
   Изучение различных этапов в художественном развитии человечества,
постижение художественного опыта помогают развитию у школьников как
критически-оценочных способностей, так и формированию гуманистических установок.
                                         ПРОГРАММА
                                      Раздел 1. Введение
   Культурология как наука. Общее понятие культуры. Научные представления
о феномене художественной культуры. Художественная культура и система искусств. Роль языка разных искусств в передаче культурного наследия от поколения к поколению. Единство и многообразие художественной культуры.
Ее динамика , историко-социальные, национальные и природно-географические факторы ее развития. Нормы и ценности личностей, этносов, наций ,обществ и государств и их роль в возникновении и развитии искусства и художественной культуры.
    Типология художественной культуры; преемственность в ее развитии.
Взаимодействие разных типов художественных культур:  традиционных восточных, евразийских и европейских. Профессиональная и народная художественная культура, особенности их взаимодействия. Проблема символа
в искусстве. Специфика художественных ценностей. Виды и жанры искусства. Проблема синтеза искусств в разные эпохи.
    Основные категории анализа художественной культуры. Понятия
“художественная картина мира” и “художественный стиль эпохи”; их роль
в периодизации исторического развития художественной культуры. Специфика
культурологического подхода к анализу художественных школ, направлений,
творчества композиторов, художников, архитекторов, писателей, поэтов,
актеров, режиссеров, хореографов, танцовщиков и вокалистов.
    Понятие художественного образа. Самоценность искусства. Представление
о художественной реальности. Основные научные направления культурологических и искусствоведческих школ.
    Роль религиозного мироощущения в рождении и развитии художественной культуры.                                                                                                                                                                                                                   
   Общие закономерности и социально-культурные доминанты, господствующие идеи развития художественной культуры в каждую эпоху.
  
                                 Раздел П.  Художественная культура древнего мира:
                                                                        основные черты
    
  Космически -природная картина мира. Зооморфные  и антропоморфные
мифологические представления. Единство мира человека и мира природы.
Ритуально-магические основания искусства древнего мира. Язычество и художественная культура. Иерархия искусств и их функции в древних обществах.
Первобытный синкретизм искусств.
 
   Тема 1.  Культура Двуречья ( Шумерская и Ассиро-Вавилонская)
   Мифо-эпические представления о мире и человеке, мифологическо-
природопоклоннические религия и литература. Возникновение письменности в 1V тыс. до н.э., создание музыкальных инструментов — арфы, бубна, свирели, флейты. Храмовая архитектура и инженерные открытия шумеров.Путь от
идолов к скульптуре, горельефам и барельефам . Эпос о Гильгамеше.
   Зачатки драмы в форме религиозных мистерий в Вавилонии.
  
   Тема 2.Древний Египет — страна сфинксов и пирамид
  
   Открытие древнеегипетской цивилизации учеными Х1Х в. Загадка иероглифов.
Зооморфные божества — покровители древних египтян. Пирамиды --памятники
бессмертию фараонов. Сфинкс как символ вечности в искусстве. Чудо красоты--
Нефертити. Попытка Эхнатона (Аменхотпа 1V) ввести единобожие . Открытие
сокровищ гробницы Тутанхамона. Эстетический канон древнеегипетского искусства, его религиозные основы и символика.
 
   Тема 3. Великое наследие эллинской цивилизации. Духовные и
                  художественные открытия искусства античности
    Мировоззрение и мировосприятие человека в античный период развития
культуры. Истоки древнегреческой художественной культуры. Крито-микенская пластика и архитектура. Лабиринт и Минотавр — миф или история? Боги Олимпа и герои в древнегреческом искусстве. Куросы и Коры — “улыбки архаики”.
   Греческая мифология и ее отражение в искусстве и литературе Древней Греции.
Эпические поэмы Гомера. Образы Гомера в истории европейской художественной культуры. Идеал героизма в поэме “Илиада”. Странствия Одиссея —
фантазия и мечты о неизведанном.
   Зарождение лирической поэзии. Расцвет культа гармонии и красоты в век Перикла и Фидия.
    Дионис и греческая трагедия. Человек против рока (“Прикованный Прометей”
Эсхила, “Антигона” Софокла). Эстетический идеал эллинизма. Синтез искусств
в театре.
   Архитектура Древней Греции как синтез искусств. Основные архитектурные стили — ордера. Гармония греческого храма-- божество, природа, человек ( Афинский Акрополь, Парфенон и Эрехтейон).  Изобразительные повествования на амфорах и в кратерах.
   Музыкальное искусство Древней Греции. Античная музыкальная теория, учение
о гармонии сфер .Воспитательная роль музыки.
   Место и роль античного наследия в мировой художественной культуре. Феномен
эллинизма как синтез двух типов культуры.


 
« Пред.   След. »

Свежий взгляд

Это интересно


Это чистая правда

ЭТОГО ЛУЧШЕ НЕ ЗНАТЬ



Rambler's Top100