Литературный журнал геосимволистов Мой берег;. Библиотека Символика;

Культура России. Культура России 19-20 веков

Оглавление
Культура России. Культура России 19-20 веков
Страница 2
Страница 3
Страница 4


4. КУЛЬТУРА В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

Период 1985-1991 гг. вошел в современную историю России как период «перестройки и гласности». В период правления последнего Генерального секретаря КПСС и первого президента СССР М.С.Горбачева в стране и в мире произошли важные события: развалились Советский Союз и социалистический лагерь, подорвана монополия компартии, либерализована экономика и смягчена цензура, появились признаки свободы слова. Одновременно ухудшилось материальное положение народа, развалилась плановая экономика. Образование Российской Федерации, Конституция которой была одобрена на всенародном референдуме в 1993 году, и приход к власти Б.Н.Ельцина серьезно повлияли на культурную ситуацию в стране. В страну из эмиграции и ссылки вернулись, временно или навсегда, многие знаменитости: музыканты М.Л.Ростропович, Г.Вишневская, писаетли А.Солженицын и Т.Войнович, художник Э.Неизвестный. Одновременно из России эмигрировали десятки тысяч ученых и специалистов, главным образом в технических науках.
В период с 1991 по 1994 од объем федеральных отчислений на науку в России сократился на 80%. Отток ученых в возрасте 31-45 лет за границу ежегодно составлял 70-90 тыс. Напротив, приток молодых кадров резко уменьшился. В 1994 году США продали 444 тыс. патентов и лицензий, а Россия – только 4 тысячи. Научный потенциал Росси сократился в 3 раза: в 1980 году было свыше 3 млн. специалистов, занятых в науке, в 1996 году – меньше 1 млн.
«Утечка мозгов» возможна только из тех стран, которые обладают высоким научным и культурным потенциалом. Если в Европе и Америке русские ученые и специалисты принимались в самые лучшие научные лаборатории, то это означает, что советская наука в предшествующие годы достигла самых передовых рубежей.
Оказалось, что Россия, даже находясь в экономическом кризисе, способна предложить миру десятки, сотни уникальных открытий из различных сфер науки  техники: лечение опухолей; открытия в области генной инженерии; ультрафиолетовые стерилизаторы медицинских инструментов; литиумные батареи; процесс литья стали; магнитная сварка; искусственная почка; ткань, отражающая излучение; и др.
Несмотря на сокращение финансирования культуры, в стране в 90-е годы ХХ века появилось более 10 тыс. частных издательств, которые за короткое время опубликовали тысячи прежде запрещенных книг, начиная с Фрейда и Зиммеля и заканчивая Бердяевым. Появились сотни новых, в том числе литературных, журналов, публикующих прекрасные аналитические работы. В самостоятельную сферу оформилась религиозная культура. Ее составляют не только увеличившееся в несколько раз количество верующих, реставрация и строительство новых церквей и монастырей, издание монографий, ежегодников и журналов религиозной тематики во многих городах России, но также открытие вузов, о которых при советской власти и мечтать не смели. К примеру, Православный университет имени Иоанна Богослова, имеющий пять факультетов (юридический, экономический, исторический, богословский, журналистский).
Вместе с тем в живописи, архитектуре и литературе в 90-е годы не появилось выдающихся талантов, которых можно было бы отнести к новому, постсоветкому поколению.
Сегодня еще трудно делать окончательные выводы об итогах развития отечественной культуры в 90-е годы. Ее творческие результаты еще не прояснились. Видимо, окончательные выводы могут сделать только наши потомки.























ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Россия прошла путь из культурной изоляции – к интеграции с европейской культурой.
Большинству же населения страны — крестьянству, городским обывателям, купечеству, ремесленникам, духовенству — новая, впитавшая в себя соки европейского просвещения, культура осталась чуждой. Народ продолжал жить старыми верованиями и обы­чаями, просвещение его не коснулось. Если к XIX веку в выс­шем обществе университетское образование стало престиж­ным и талант ученого, писателя, художника, композитора, артиста стал вызывать уважение независимо от социального происхождения человека, то простонародье видело в умствен­ном труде «барскую забаву», развлечение от безделья и смот­рело на интеллигенцию «как на чуждую расу» (Бердяев).
Возник разрыв между старой и новой культурой. Такова была цена, которую заплатила Россия за крутой поворот сво­его исторического пути и выход из культурной изоляции. Историческая воля Петра I и его последователей смогла впи­сать Россию в этот поворот, но ее оказалось недостаточно, чтобы погасить силу культурной инерции, владевшую наро­дом. Культура не выдержала создавшегося на этом повороте внутреннего напряжения и разошлась по швам, которые до того соединяли ее различные обличья — народное и господское, деревенское и городское, религиозное и светское, «почвенное» и «просвещенное». Старый, допетровский тип куль­туры сохранил свое народное, деревенское, религиозное, «почвенное» бытие. Более того, отторгнув все чуждые инозем­ные новшества, он замкнулся и надолго застыл в почти не меняющихся формах русской  этнической культуры.
Отделение национального от этнического, конечно, не было абсолютным. Оно больше проявлялось в различии образа жизни и поведения «верхов» и «низов», в их речи, отношении к науке и искусству, понимании и оценке явлений церковной, государственной, общественной жизни. Но, скажем, классическая русская литература или музыка как бы надстраивалась над своим этническим базисом и использовала фольклор, старинные народные напевы. Правда, в произведениях выдаю­щихся писателей, поэтов, композиторов народные мотивы об­ретали формы и смыслы, выходящие далеко за пределы их исходного звучания (возьмите для примера сказки Пушкина или оперы Мусоргского), а подчас и за пределы простона­родного восприятия (например, в публицистике, в инстру­ментальной музыке).
 «... Образованные и культурные слои оказались чужды народу. Нигде, кажется, не было такой пропасти между верхним и нижним слоем, как в петровской, императорской России. И ни одна страна не жила одновременно в столь разных столетиях, от XIV до XIX века и даже до века грядущего, до XXI века».
Разрыв между этнической и национальной культурой нало­жил свой отпечаток на быт и нравы русского народа, на соци­ально-политическую жизнь страны, на взаимоотношения между различными социальными слоями общества. В общественной мысли он породил идейную полемику между «славянофила­ми» и «западниками». Он обусловил особенности русской ин­теллигенции, болезненно переживавшей свою оторванность от народной почвы и стремившейся восстановить потерянную связь с нею.
В советское время этот разрыв был в значительной мере преодолен благодаря развитию индустриальной экономики, введению всеобщего школьного обучения, созданию много­численного слоя образованных специалистов как в городе, так и на селе. Однако при этом были утрачены некоторые этнические традиции русского народа (в том числе религиоз­но-нравственные), а выезд из страны после революции и ги­бель от сталинских репрессий многих выдающихся деятелей культуры, а также узкая направленность обуче­ния специалистов существенно снизили культурный потен­циал интеллигенции. Последствия пережитого русской куль­турой разрыва между этническим и национальным ощущают­ся до сих пор.

В течение ХIХ – ХХ веков рус­ская национальная культура стала одной из богатейших национальных культур мира.
Что ждет ее в будущем? Трудно сказать. Но сохранить ее наследие – одна из главных задач моего и будущих поколений.























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология. Программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов. – М., ФАИР-ПРЕСС, 2000. – 400 с.
Кармин А.С. Основы культурологии. Морфология культуры. – СПб:     Изд-во «Лань», 1997. – 512 с.
Кармин А.С. Культурология. Учебник для вузов. – СПб: Изд-во «Лань», 2001.-832 с.
Кравченко А.И. Культурология. Учебное пособие для вузов. – М., Академический проект, 2001. – 496 с.
Шишова Н.В., Акулич Т.В., Бойко М.И. История и культурология. Учебное пособие для вузов. /Под ред. Н.В.Шишовой – М.: Изд-во корпорация «Логос», 1999. – 368 с.
 



 
« Пред.

Геосимволист Л. Шимко Поэзия

Бог | Бог - это слишком много
Даже для трепетной мысли о... >>

 
Жил на земле человек | Жил на земле человек, влюбленный в жизнь.
Ну, а она... >>

 

Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru