Культура России. Культура России 19-20 веков |
Страница 3 из 4 2. «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ «Одной из самых утонченных эпох в истории русской культуры», эпохой «творческого подъема поэзии и философии после периода упадка» называл Н.А.Бердяев культурный Ренессанс начала века». Рождение нового века воспринималось многими как явление исключительное, знаменующее конец исторического цикла и начало совершенно иной эпохи. Мистифицированное представление о мире — одно из важных отличительных свойств русской культуры 90-х годов ХIХ века. После безвременья, депрессии 80-х годов начался прилив творческой энергии во всех сферах жизни. 90-е годы XIX в. важны в плане не столько итогов, сколько начал. Поэты-восьмидесятники (С.Надсон, К.Случевский и др.) подготовили почву для декадентов 90-х годов (или старшего поколения символистов). В 90-е годы заявляют о себе новые художественные течения, определяются механизмы их развития. Одним из течений этого периода был авангард. Тень невостребованности, неосуществленности, часто сопутствуя авангардистам, усиливает присущий им драматизм, изначальную дисгармонию с миром, которую они носят в себе: одиночество — внутреннее и внешнее, трагедию как жанр всей жизни и ее финал. В принятой хронологии начало авангарда относят к 1900-м, чаще к 1910-м годам, в результате чего вне его сферы оказывается символизм, бывший в России и на Западе если не первым словом, то предтечей авангарда. Основной тенденцией, характерной для рубежа веков, был синтез всех искусств. В литературе, которая продолжала играть исключительно важную роль в культурной жизни страны, эта тенденция выразилась в переходе от реализма к символизму. Д.Мережковский утверждал три главных элемента нового искусства: мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности. «В жизни символиста все — символ. Не символов — нет»,— писала М.Цветаева. В 1900 г. младшие символисты — А.Блок, А.Белый, Вяч.Иванов и другие, стали искать исцеления от недугов декадентства в духовно-религиозных, нравственно-эстетических и общечеловеческих идеалах, пытаясь совместить общественные интересы с личными. Уже в первое десятилетие XX в. в России было так много поэтов, что XIX в. по сравнению с XX столетием кажется безлюдным. И.Анненский называет 45 имен — от Бальмонта, Брюсова, Сологуба до Дм.Цензора и Поликсены Соловьевой. Бурным и сложным было это время. В литературе и искусстве сосуществовали различные течения и направления. Некоторые из них были крайне эфемерными, преходящими. К началу второго десятилетия XX в. в литературу начинали входить новые крупнейшие русские и будущие советские поэты и прозаики: В.Маяковский, Б.Пастернак, С.Есенин, А.Ахматова, М.Цветаева, А.Толстой и др. На смену символизму в этот период приходят другие литературные течения. Черты символизма проявились в таких разных, соперничающих между собой направлениях, как футуризм, акмеизм, новокрестьянская поэзия. Особый тип миропонимания ренессансного человека XX в. проявился не только в литературе, но и в искусстве. Особенно тесно с символизмом оказались художники кружка «Мир искусства». В декоративно-прикладной области искания «Мира искусства» имели две тенденции. Одна из них шла из Абрамцева, имения С.Мамонтова, где в 80-е годы многие художники работали над возрождением русской старины. Аналогичные работы велись в имении княгини М.Тенишевой Талашкино (Смоленской губернии). Другая тенденция представляла собой поиски современного стиля — стиля модерн. В рамках этого стиля зарождался конструктивизм. В 1906 г. кружок друзей сплачивается, чтобы провести в жизнь одну из своих старых идей: прославить русское искусство на Западе. Дягилев находит применение своему таланту организатора. Он устраивает в Париже выставку «Два века русской живописи и скульптуры», где наряду с художниками XVIII столетия были также широко представлены самые значительные мастера конца XIX—начала XX в. Так начиналось покорение Парижа — сердца культурной жизни Европы — русским искусством. В 1907 г. парижан знакомят с русской музыкой. Успеху программы из пяти концертов современной русской музыки в немалой степени способствуют участие самих композиторов: С.Рахманинова, Н.Римского-Корсакова и др. Сезоны 1909—1911 гг. становятся событиями в мировой художественной жизни. Русское искусство оказывает влияние на формирование мировой художественной культуры. Во втором десятилетии XX в. появились многие художественные группировки. В 1910 г. в Москве, в помещении литературно-художественного кружка на Б.Дмитровке была открыта выставка «Бубновый валет», в которой приняли участие П.Кончаловский, М.Ларионов, Н.Гончарова, А.Лентулов, Р.Фальк — левые представители изобразительного искусства. К ним примкнули футуристы и кубисты. М.Ф.Ларионовым были организованы специальные выставки — «Ослиный хвост», «Мишень». В 1913 г. он издает книгу «Лучизм» — манифест абстрактного искусства. В эти же годы работают первые подлинные зачинатели абстракционизма: В.Кандинский, К.Малевич, В.Татлин. Ими созданы направления, получившие широкое распространение в истории зарубежного искусства 20-30-х годов нашего века: абстракционизм (Кандинский), супрематизм (Малевич), конструктивизм (Татлин). Конец XIX—начало XX в. отмечается появлением новых архитектурных стилей: модерна, новорусского стиля, неоклассицизма. Архитектурную истину зодчие видели в органической связи между строительным материалом, конструкцией и формой. Здесь также сказывается тенденция к синтезу искусств: в архитектуру вводятся элементы живописи, скульптуры (в архиве работают В.М.Васнецов, М.А.Врубель, А.Н.Бенуа, И.Э.Грабарь, С.В.Милютин, А.С.Голубкина и др). Хотя в целом русский авангард, как и западный, тяготел к асоциальности, к абсолютизации творческого «я», однако русская социально-культурная почва серебряного века сказывалась на творчестве авангардистов. Это и трагизм «немоты» («Черный квадрат» К.Малевича), и метафизические поиски нового религиозного сознания. Задачи авангарда — выражать духовные абсолюты в формах, соответствующих глубинам психики. Отсюда стремление к синтезу искусств будущего, к их новому сосуществованию. Именно этому замыслу служила вся знаковая система художественной культуры серебряного века. Русская история культуры этого периода представляет собой итог сложного и огромного пути. В развитии общественного сознания, искусства и литературы той эпохи возникло и существовало множество направлений, течений, кружков, большая часть из которых оказалась очень нестойкой. Это, в частности, и подтверждало мысли о распаде культуры, ее конце. Ощущение потребности в принципиально новом научном и художественном истолковании действительности стало всеобщим в общественном сознании. Здесь и религиозно-философские искания, и новый тип человека, и становление либерально-государственной традиции установок на эволюцию и реформы, и начало философии ненасилия, и создание культурной ауры нового типа. Непревзойденный, блестящий интеллектуализм обобщений философии Ренессанса не был достойно оценен ни современниками, ни широкой западной общественностью того периода, хотя дал новое направление культуре, философии, этике России и Запада, предвосхищая экзистенциализм, философию истории, новейшее богословие. Серебряный век — это эпоха выдающихся художников, писателей, поэтов, живописцев, композиторов, актеров, философов. Это время создания новых направлений и открытий. Ни в одной стране, ни в одной национальной культуре мира XX век не дал такого ее взлета, как в России. Это был синтез, сплав реализма и романтизма, науки и полета фантазии, действительности и мечты, сущего и должного, прошедшего и настоящего, озаряемых грядущим. Серебряный век в русской культуре — это своеобразное время, которое по-разному воспринимается различными деятелями культуры. Это время отказа от «социального» человека, эпоха тотального индивидуализма, интереса к тайнам подсознательного, к примату иррационального, время господства мистического в культуре. Это время создания нового менталитета, освобождения мышления от политики и социальности, время, породившее религиозно-философский Ренессанс. Эпоха серебряного века — это культ творчества как интегрирующего элемента в разломе времени и личности художника. Богатейшее культурное наследие этого периода составляет золотой фонд не только нашей отечественной, но и мировой культуры. 3. СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА После высылки из Советской России в 1922 году ведущих философов немарксистского направления фактически закончился «серебряный век» русской культуры и было положено начало административному вмешательству партии в сферу духовной культуры. Писатели, оставшиеся в России и принявшие новую власть, вынуждены были принять и новую идеологическую доктрину. Она называлась социалистическим реализмом. Его родоначальником явился М.Горький. В Уставе Союза советских писателей, созданного в 1934 году, формулировались основные принципы нового метода, указывалось, что он «требует от художника правдивого исторически конкретного изображения действительности в ее революционном развитии, которое должно сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма». Одной из главных задач советского искусства стало создание образа положительного героя, активного преобразователя жизни, беззаветно преданного партии и государству, на которого должны были равняться все советские люди, особенно молодежь. Отличительной чертой искусства стал социальный оптимизм. Им пронизаны романы М.Шолохова, Л.Леонова, В.Катаева, Н.Островского, фильмы «Чапаев» С. и Г.Васильевых, «Земля» А.Довженко, «Депутат Балтики» И.Хейфица и А.Зархи, «Комсомольск» С.Герасимова, трилогия о Максиме Г.Козинцева и др. Наиболее талантливые произведения тех лет отразили сохранившуюся инерцию революционного подъема, романтическое видение событий революции и гражданской войны, энтузиазм созидателей нового общества, искренне веривших в возможность осуществления своей мечты. Главным критерием оценки произведений культуры в 30-е годы являлось их соответствие официальной идеологии. С деятелями культуру, произведения которых не соответствовали жестким требованиям «социалистического реализма», велась непримиримая борьба. Так, во второй половине 30-х годов была проведена кампания за преодоление в искусстве «формализма» и «натурализма». В формализме обвинялись Д.Шостакович, С.Эйзенштейн, Н.Заболоцкий, Ю.Олеша, И.Бабель. Художники А.Лентулов и Д.Штеренберг были названы «пачкунами со злостными намерениями ». Важнейшей особенностью советской культуры стал жесткий контроль над ней со стороны партии и государства. Уже в 20-е годы были национализированы учреждения культуры, начала складываться система управления ею, которая просуществовала вплоть до 90-х годов. В 1922-1923 гг. были созданы Главлит и Главрепертком, которые следили за соблюдением цензурных требований в прессе и за репертуаром театров и кинотеатров. По отношению к культурному наследию был провозглашен принцип переосмысления, переоценки духовного наследия прошлого под углом зрения классовых интересов пролетариата. Всю культуру разделили на прогрессивную и реакционную, которую можно и нужно было отбросить. В результате для целого ряда поколений советских людей литература, искусство, философия начала XX века остались неизвестными. Годы войны — особый период в развитии советской культуры. Чувство ответственности рождало чувство собственной значимости, достоинства, а значит — чувство свободы. Поэтому, несмотря на все тяготы, потери и лишения, годы войны остались в памяти многих, прошедших через нее, как лучшие годы их жизни. Эти чувства также нашли отражение в целом ряде произведений литературы и искусства. О.Берггольц, например, писала в дни блокады Ленинграда: В грязи, во мраке, в голоде, в печали, Где смерть, как тень, тащилась по пятам, Такими мы счастливыми бывали. Такой свободой бурною дышали. Что внуки позавидовали б нам. Об этом позже писал и Б.Пастернак: «Война была благом. Люди вздохнули свободнее, всею грудью и бросились в горнило грозной борьбы, смертельной и спасительной». Деятели культуры, таким образом, многое сделали для завоевания победы. Советские ученые внесли ценный вклад в развитие военной техники, в организацию работы военной промышленности, в освоение природных богатств восточных районов страны. В произведениях литературы и искусства выражалась общая коллективная воля к победе, дух сопротивления. В эти годы усилилась изоляция советской культуры от мировой. В 1948—1949 гг. в Москве были закрыты Музей нового западного искусства и Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, в которых хранились коллекции произведений западного искусства. Объектами партийной критики стали литература, кинематограф, театр, т.е. сферы культуры, наиболее доступные широким массам. В 1946-1948 гг. последовала целая серия постановлений, в которых нападкам подверглись известные деятели культуры — М.Зощенко, А.Ахматова, Д.Шостакович, С.Эйзенштейн и др. Все они обвинялись в аполитичности, безыдейности, формализме, пропаганде буржуазной идеологии. Подобная политика привела к значительному сокращению количества новых фильмов и спектаклей — в 1951 г. было выпущено на экран всего девять художественных фильмов. Каждый фильм или спектакль принимался и обсуждался по частям, авторы должны были постоянно переделывать свои произведения в соответствии с указаниями вышестоящих инстанций. Произведения, которые выходили за рамки реализма как бытового правдоподобия, не доходили до читателей и зрителей. Из одного произведения в другое кочевали расхожие сюжеты о конфликте новатора с консерватором, о превращении отсталого колхоза в передовой, причем выход из трудностей всегда связывался с приходом нового руководителя или перевоспитанием старого. Даже горячий поборник социалистического реализма М А.Шолохов вынужден был признать в 1954 г. на II съезде писателей, что «нашим бедствием остается серый поток бесцветной посредственной литературы». Однако и в эти годы создавались талантливые произведения, среди них — книги А.Твардовского, В. Гроссмана, К.Паустовского, фильмы А.Довженко и С.Герасимова, картины П.Корина, П.Кончаловского и многое другое. Вторая половина 50-х—начало 60-х годов — время духовного обновления. Общественная жизнь была очень бурной, страсти кипели, дискуссии по самым разным вопросам проходили одна за другой. Приметами времени стали поэтические вечера в Политехническом музее, открытие театра « Современник», первые выставки западных художников, учреждение международных кинофестиваля и конкурса им. П.И.Чайковского. Начали издаваться новые литературные журналы. Признанным кумиром читающей публики на протяжении 60-х годов был «Новый мир», возглавляемый А.Твардовским. После долгого перерыва увидели свет произведения А.Ахматовой, М.Зощенко, М.Булгакова. Стали исполняться почти забытые произведения западноевропейских и русских композиторов конца XIX—начала XX в. На художественных выставках появились извлеченные из запасников картины 20—30-х годов. Была восстановлена экспозиция Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Перемены в жизни страны служили импульсом для художественного осмысления событий недавнего прошлого. Большой общественный резонанс получили рассказ А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича», фильмы «Тишина» (реж. В.Басов), «Чистое небо» (реж. Г.Чухрай), в которых впервые затрагивалась тема репрессий. Значительным вкладом в восстановление исторической правды, в исследование духовного мира человека стала «лейтенантская проза» — произведения о Великой Отечественной войне, созданные писателями-фронтовиками Ю.Бондаревым, В.Быковым, В.Астафьевым, К.Воробьевым, В.Богомоловым, Г.Баклановым и др. Особым вниманием читателей пользовались появившиеся в это время многочисленные публикации воспоминаний, мемуаров, писем и дневников, которые также помогали разрушать мифы официальной истории. Наибольшую остроту приобрела проблема взаимоотношений художника и власти, свободы творчества. О праве художника, писателя быть искренним, субъективным, отстаивать свою точку зрения писали К.Паустовский, О.Берггольц, И.Эренбург, Л.Чуковская. Они считали, что даже в рамках одного художественного метода должна существовать свобода формотворчества, что нельзя социалистический реализм отождествлять со славословием политическому режиму. Однако позиции партийного руководства по вопросам культуры были противоречивы. По-прежнему выход в свет книги, премьера спектакля, фильма зависели от большого числа инстанций. Попытки художников с нравственно-этических позиций осмыслить отдельные эпизоды революции и гражданской войны, правдиво рассказать о 30-40-х годах, о жизни деревни, обращение к национальным корням, исторической судьбе русского народа предопределяли трудный путь произведения к массовой аудитории. Так, были отправлены «на полку» или выпущены в ограниченном количестве копий такие фильмы, как «Застава Ильича» М.Хуциева, «Интервенция» Г.Полоки, «Андрей Рублев», «Сталкер», «Зеркало» А.Тарковского, «Цвет граната» С.Параджанова и др. С трудом пробивались к зрителю спектакли А.Эфроса, Ю.Любимова. Запрещались и закрывались выставки художников-нонконформистов — О.Рабина, Э.Булатова, И.Кабакова, О.Целкова, Л.Кропивницкого, М.Шемякина, В.Комара, А.Меламида, Э.Неизвестного и др. В 1966 г. состоялся процесс над писателями Ю.Даниэлем и А.Синявским. Началась волна вынужденной эмиграции творческой интеллигенции. Среди вынужденных эмигрантов — И.Бродский, М.Ростропович, Г.Вишневская, А.Солженицын. Идеологический диктат, ограничение свободы творчества, отказ от политики реформ привели в 70—80-х годах к углублению конфликта между властью и интеллигенцией, к возникновению духовной оппозиции режиму. Одним из ее проявлений стало движение диссидентов. Основные требования движения — соблюдение прав человека, свобода слова, творчества, свобода совести. В нем приняли активное участие академик А.Сахаров, генерал П.Григоренко, писательница Л.Чуковская и многие другие деятели культуры. В литературе 70—80-х годов наиболее значительным явлением стали произведения, в которых нашли отражения сложные процессы этих лет— духовная разобщенность и трагизм повседневного существования, лишенного высокого смысла, раздвоение сознания, неспособность человека к поступку, появление новых «лишних людей». Среди них: «Предварительные итоги» и « Другая жизнь» Ю.Трифонова, «Пушкинский дом» А.Битова, «Сандро из Чегема» Ф.Искандера, «Печальный детектив» В.Астафьева, рассказы В.Шукшина. В связи с запретами ряд значительных произведений 70—80-х годов был опубликован за рубежом — «Архипелаг ГУЛАГ» А.Солженицына, «Верный Руслан» Г.Владимирова, «Москва—Петушки» Вен.Ерофеева и др. Нарастание кризисных явлений в различных сферах общественной жизни позволяет сделать вывод, что к середине 80-х годов советская система исчерпала возможности своего развития в рамках социалистической ориентации |
« Пред. |
---|