Литературный журнал геосимволистов Мой берег;. Библиотека Символика;

Культура России. Культура России 19-20 веков

Оглавление
Культура России. Культура России 19-20 веков
Страница 2
Страница 3
Страница 4


2. «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК»  РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

«Одной из самых утонченных эпох в истории русской куль­туры», эпохой  «творческого подъема поэзии и философии после периода упадка» называл Н.А.Бердяев культурный Ренессанс начала века». Рождение нового века воспринималось многими как явление исключительное, знаменующее конец исторического цикла и начало совершенно иной эпохи.
Мистифици­рованное представление о мире  — одно из важных отли­чительных свойств русской культуры 90-х годов ХIХ века. После безвре­менья, депрессии 80-х годов начался прилив творческой энергии во всех сферах жизни. 90-е годы XIX в. важны в плане не столь­ко итогов, сколько начал. Поэты-восьмидесятники (С.Надсон, К.Случевский и др.) подготовили почву для декадентов 90-х годов (или старшего поколения символистов). В 90-е годы заяв­ляют о себе новые художественные течения, определяются меха­низмы их развития. Одним из течений этого периода был аван­гард. Тень невостребованности, неосуществленности, часто сопут­ствуя авангардистам, усиливает присущий им драматизм, изна­чальную дисгармонию с миром, которую они носят в себе: оди­ночество — внутреннее и внешнее, трагедию как жанр всей жиз­ни и ее финал.
В принятой хронологии начало авангарда относят к 1900-м, чаще к 1910-м годам, в результате чего вне его сферы оказыва­ется символизм, бывший в России и на Западе если не первым словом, то предтечей авангарда.
Основной тенденцией, характерной для рубежа веков, был син­тез всех искусств. В литературе, которая продолжала играть ис­ключительно важную роль в культурной жизни страны, эта тен­денция выразилась в переходе от реализма к символизму. Д.Ме­режковский утверждал три главных элемента нового искусства: мистическое содержание, символы и расширение художествен­ной впечатлительности. «В жизни символиста все — символ. Не символов — нет»,— писала М.Цветаева.
В 1900 г. младшие символисты — А.Блок, А.Белый, Вяч.Ива­нов и другие, стали искать исцеления от недугов декадентства в духовно-религиозных, нравственно-эстетических и общечелове­ческих идеалах, пытаясь совместить общественные интересы с личными. Уже в первое десятилетие XX в. в России было так мно­го поэтов, что XIX в. по сравнению с XX столетием кажется безлюдным. И.Анненский называет 45 имен — от Бальмонта, Брюсова, Сологуба до Дм.Цензора и Поликсены Соловьевой.
Бурным и сложным было это время. В литературе и искус­стве сосуществовали различные течения и направления. Некото­рые из них были крайне эфемерными, преходящими.
К началу второго десятилетия XX в. в литературу начинали входить новые крупнейшие русские и будущие советские поэты и прозаики: В.Маяковский, Б.Пастернак, С.Есенин, А.Ахмато­ва, М.Цветаева, А.Толстой и др. На смену символизму в этот пе­риод приходят другие литературные течения. Черты символиз­ма проявились в таких разных, соперничающих между собой на­правлениях, как футуризм, акмеизм, новокрестьянская поэзия.
Особый тип миропонимания ренессансного человека XX в. про­явился не только в литературе, но и в искусстве. Особенно тес­но с символизмом оказались художники кружка «Мир искусст­ва». В декоративно-прикладной области искания «Мира искус­ства» имели две тенденции. Одна из них шла из Абрамцева, имения С.Мамонтова, где в 80-е годы многие художники рабо­тали над возрождением русской старины. Аналогичные работы велись в имении княгини М.Тенишевой Талашкино (Смолен­ской губернии). Другая тенденция представляла собой поиски со­временного стиля — стиля модерн. В рамках этого стиля зарож­дался конструктивизм.
В 1906 г. кружок друзей сплачивается, чтобы провести в жизнь одну из своих старых идей: прославить русское искусст­во на Западе. Дягилев находит применение своему таланту орга­низатора. Он устраивает в Париже выставку «Два века русской живописи и скульптуры», где наряду с художниками XVIII сто­летия были также широко представлены самые значительные ма­стера конца XIX—начала XX в. Так начиналось покорение Па­рижа — сердца культурной жизни Европы — русским искусст­вом. В 1907 г. парижан знакомят с русской музыкой. Успеху про­граммы из пяти концертов современной русской музыки в нема­лой степени способствуют участие самих композиторов: С.Рахма­нинова, Н.Римского-Корсакова и др.
Сезоны 1909—1911 гг. становятся событиями в мировой ху­дожественной жизни. Русское искусство оказывает влияние на формирование мировой художественной культуры. Во втором десятилетии XX в. появились многие художественные группировки. В 1910 г. в Москве, в помещении литературно-художествен­ного кружка на Б.Дмитровке была открыта выставка «Бубновый валет», в которой приняли участие П.Кончаловский, М.Ларио­нов, Н.Гончарова, А.Лентулов, Р.Фальк — левые представители изобразительного искусства. К ним примкнули футуристы и ку­бисты.
М.Ф.Ларионовым были организованы специальные выстав­ки — «Ослиный хвост», «Мишень». В 1913 г. он издает книгу «Лучизм» — манифест абстрактного искусства. В эти же годы работают первые подлинные зачинатели абстракционизма: В.Кан­динский, К.Малевич, В.Татлин. Ими созданы направления, по­лучившие широкое распространение в истории зарубежного ис­кусства 20-30-х годов нашего века: абстракционизм (Кандин­ский), супрематизм (Малевич), конструктивизм (Татлин).
Конец XIX—начало XX в. отмечается появлением новых ар­хитектурных стилей: модерна, новорусского стиля, неоклассициз­ма. Архитектурную истину зодчие видели в органической связи между строительным материалом, конструкцией и формой. Здесь также сказывается тенденция к синтезу искусств: в архитекту­ру вводятся элементы живописи, скульптуры (в архиве работа­ют В.М.Васнецов, М.А.Врубель, А.Н.Бенуа, И.Э.Грабарь, С.В.Ми­лютин, А.С.Голубкина и др).
Хотя в целом русский авангард, как и западный, тяготел к асоциальности, к абсолютизации творческого «я», однако русская социально-культурная почва серебряного века сказывалась на творчестве авангардистов. Это и трагизм «немоты» («Черный квадрат» К.Малевича), и метафизические поиски нового религи­озного сознания. Задачи авангарда — выражать духовные абсо­люты в формах, соответствующих глубинам психики. Отсюда стремление к синтезу искусств будущего, к их новому сосущест­вованию. Именно этому замыслу служила вся знаковая система художественной культуры серебряного века.
Русская история культуры этого периода представляет собой итог сложного и огромного пути. В развитии общественного сознания, искус­ства и литературы той эпохи возникло и существовало множество на­правлений, течений, кружков, большая часть из которых оказалась очень нестойкой. Это, в частности, и подтверждало мысли о распаде куль­туры, ее конце.
Ощущение потребности в принципиально новом научном и художе­ственном истолковании действительности стало всеобщим в обществен­ном сознании. Здесь и религиозно-философские искания, и новый тип че­ловека, и становление либерально-государственной традиции установок на эволюцию и реформы, и начало философии ненасилия, и создание куль­турной ауры нового типа.
Непревзойденный, блестящий интеллектуализм обобщений филосо­фии Ренессанса не был достойно оценен ни современниками, ни широ­кой западной общественностью того периода, хотя дал новое направле­ние культуре, философии, этике России и Запада, предвосхищая экзи­стенциализм, философию истории, новейшее богословие.
Серебряный век — это эпоха выдающихся художников, писателей, поэтов, живописцев, композиторов, актеров, философов. Это время со­здания новых направлений и открытий. Ни в одной стране, ни в одной национальной культуре мира XX век не дал такого ее взлета, как в Рос­сии. Это был синтез, сплав реализма и романтизма, науки и полета фантазии, действительности и мечты, сущего и должного, прошедшего и настоящего, озаряемых грядущим.
Серебряный век в русской культуре — это своеобразное время, ко­торое по-разному воспринимается различными деятелями культуры. Это время отказа от «социального» человека, эпоха тотального индиви­дуализма, интереса к тайнам подсознательного, к примату иррацио­нального, время господства мистического в культуре. Это время созда­ния нового менталитета, освобождения мышления от политики и соци­альности, время, породившее религиозно-философский Ренессанс. Эпо­ха серебряного века — это культ творчества как интегрирующего эле­мента в разломе  времени и личности художника.
Богатейшее культурное наследие этого периода составляет золотой фонд не только нашей отечественной, но и мировой культуры.

3. СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА

После высылки из Советской России в 1922 году ведущих философов немарксистского направления фактически закончился «серебряный век» русской культуры и было положено начало административному вмешательству партии в сферу духовной культуры.
Писатели, оставшиеся в России и принявшие новую власть, вынуждены были принять и новую идеологическую доктрину. Она называлась социалистическим реализмом. Его родоначальником явился М.Горький.
В Уставе Союза советских писателей, созданного в 1934 году, фор­мулировались основные принципы нового метода, указывалось, что он «требует от художника правдивого исторически конкрет­ного изображения действительности в ее революционном разви­тии, которое должно соче­таться с задачей идейной переделки и воспитания трудящих­ся в духе социализма».
Одной из главных задач советского искусства стало создание образа положительного героя, активного преобразователя жизни, беззаветно преданного партии и государству, на которого долж­ны были равняться все советские люди, особенно молодежь. От­личительной чертой искусства стал социальный оптимизм. Им про­низаны романы М.Шолохова, Л.Леонова, В.Катаева, Н.Остро­вского, фильмы «Чапаев» С. и Г.Васильевых, «Земля» А.Довжен­ко, «Депутат Балтики» И.Хейфица и А.Зархи, «Комсомольск» С.Герасимова, трилогия о Максиме Г.Козинцева и др.
Наиболее талантливые произведения тех лет отразили сохра­нившуюся инерцию революционного подъема, романтическое видение событий революции и гражданской войны, энтузиазм со­зидателей нового общества, искренне веривших в возможность осуществления своей мечты.
Главным критерием оценки произведений культуры в 30-е го­ды являлось их соответствие официальной идеологии. С деяте­лями культуру, произведения которых не соответствовали же­стким требованиям «социалистического реализма», велась непри­миримая борьба. Так, во второй половине 30-х годов была про­ведена кампания за преодоление в искусстве «формализма» и «на­турализма». В формализме обвинялись Д.Шостакович, С.Эйзен­штейн, Н.Заболоцкий, Ю.Олеша, И.Бабель. Художники А.Лен­тулов и Д.Штеренберг были названы «пачкунами со злостными намерениями ».
Важнейшей особенностью советской культуры стал жесткий контроль над ней со стороны партии и государства. Уже в 20-е годы были национализированы учреждения культуры, начала складываться система управления ею, которая просуществовала вплоть до 90-х годов. В 1922-1923 гг. были созданы Главлит и Главрепертком, которые следили за соблюдением цензурных тре­бований в прессе и за репертуаром театров и кинотеатров.
По отношению к культурному наследию был провозглашен принцип переосмысления, переоценки духов­ного наследия прошлого под углом зрения классовых интересов пролетариата. Всю культуру разделили на прогрессивную и ре­акционную, которую можно и нужно было отбросить. В резуль­тате для целого ряда поколений советских людей литература, ис­кусство, философия начала XX века остались неизвестными.
Годы войны — особый период в развитии советской культу­ры.
Чувство ответственности рождало чувство собственной значи­мости, достоинства, а значит — чувство свободы. Поэтому, несмо­тря на все тяготы, потери и лишения, годы войны остались в па­мяти многих, прошедших через нее, как лучшие годы их жиз­ни. Эти чувства также нашли отражение в целом ряде произве­дений литературы и искусства. О.Берггольц, например, писала в дни блокады Ленинграда:
В грязи, во мраке, в голоде, в печали,
Где смерть, как тень, тащилась по пятам,
 Такими мы счастливыми бывали.
Такой свободой бурною дышали.
Что внуки позавидовали б нам.
Об этом позже писал и Б.Пастернак: «Война была благом. Лю­ди вздохнули свободнее, всею грудью и бросились в горнило гроз­ной борьбы, смертельной и спасительной».
Деятели культуры, таким образом, многое сделали для заво­евания победы. Советские ученые внесли ценный вклад в разви­тие военной техники, в организацию работы военной промыш­ленности, в освоение природных богатств восточных районов страны. В произведениях литературы и искусства выражалась об­щая коллективная воля к победе, дух сопротивления.
В эти годы усилилась изоляция советской культуры от миро­вой. В 1948—1949 гг. в Москве были закрыты Музей нового за­падного искусства и Государственный музей изобразительных ис­кусств имени А.С.Пушкина, в которых хранились коллекции произведений западного искусства. Объектами партийной крити­ки стали литература, кинематограф, театр, т.е. сферы культуры, наиболее доступные широким массам. В 1946-1948 гг. последо­вала целая серия постановлений, в которых нападкам подверглись известные деятели культуры — М.Зощенко, А.Ахматова, Д.Шо­стакович, С.Эйзенштейн и др. Все они обвинялись в аполитично­сти, безыдейности, формализме, пропаганде буржуазной идеоло­гии. Подобная политика привела к значительному сокращению ко­личества новых фильмов и спектаклей — в 1951 г. было выпу­щено на экран всего девять художественных фильмов. Каждый фильм или спектакль принимался и обсуждался по частям, ав­торы должны были постоянно переделывать свои произведения в соответствии с указаниями вышестоящих инстанций. Произ­ведения, которые выходили за рамки реализма как бытового правдоподобия, не доходили до читателей и зрителей. Из одно­го произведения в другое кочевали расхожие сюжеты о кон­фликте новатора с консерватором, о превращении отсталого кол­хоза в передовой, причем выход из трудностей всегда связывался с приходом нового руководителя или перевоспитанием старо­го. Даже горячий поборник социалистического реализма М А.Шо­лохов вынужден был признать в 1954 г. на II съезде писателей, что «нашим бедствием остается серый поток бесцветной по­средственной литературы». Однако и в эти годы создавались та­лантливые произведения, среди них — книги А.Твардовского, В. Гроссмана, К.Паустовского, фильмы А.Довженко и С.Гераси­мова, картины П.Корина, П.Кончаловского и многое другое.
Вторая половина 50-х—начало 60-х годов — время духовно­го обновления. Общественная жизнь была очень бурной, страс­ти кипели, дискуссии по самым разным вопросам проходили од­на за другой. Приметами времени стали поэтические вечера в По­литехническом музее, открытие театра « Современник», первые выставки западных художников, учреждение международных кинофестиваля и конкурса им. П.И.Чайковского. Начали изда­ваться новые литературные журналы. Признанным кумиром чи­тающей публики на протяжении 60-х годов был «Новый мир», возглавляемый А.Твардовским. После долгого перерыва увиде­ли свет произведения А.Ахматовой, М.Зощенко, М.Булгакова. Стали исполняться почти забытые произведения западноевро­пейских и русских композиторов конца XIX—начала XX в. На художественных выставках появились извлеченные из запасни­ков картины 20—30-х годов. Была восстановлена экспозиция Му­зея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.
Перемены в жизни страны служили импульсом для художе­ственного осмысления событий недавнего прошлого. Большой общественный резонанс получили рассказ А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича», фильмы «Тишина» (реж. В.Басов), «Чистое небо» (реж. Г.Чухрай), в которых впервые затрагивалась тема репрессий. Значительным вкладом в восстановление исто­рической правды, в исследование духовного мира человека ста­ла «лейтенантская проза» — произведения о Великой Отечест­венной войне, созданные писателями-фронтовиками Ю.Бонда­ревым, В.Быковым, В.Астафьевым, К.Воробьевым, В.Богомоло­вым, Г.Баклановым и др.
Особым вниманием читателей пользовались появившиеся в это время многочисленные публикации воспоминаний, мемуаров, писем и дневников, которые также помогали разрушать мифы официальной истории.
Наибольшую остроту приобрела проблема взаимоотношений художника и власти, свободы творчества. О праве художника, писателя быть искренним, субъективным, отстаивать свою точку зре­ния писали К.Паустовский, О.Берггольц, И.Эренбург, Л.Чуковская. Они считали, что даже в рамках одного художественного метода должна существовать свобода формотворчества, что нель­зя социалистический реализм отождествлять со славословием политическому режиму.
Однако позиции партийного руководства по вопросам куль­туры были противоречивы. По-прежнему выход в свет книги, премьера спектакля, филь­ма зависели от большого числа инстанций. Попытки художников с нравственно-этических позиций осмыслить отдельные эпизоды революции и гражданской войны, правдиво рассказать о 30-40-х годах, о жизни деревни, обращение к национальным корням, исторической судьбе русского народа предопределяли трудный путь произведения к массовой аудитории. Так, были отправлены «на полку» или выпущены в ограниченном количестве копий такие фильмы, как «Застава Ильича» М.Хуциева, «Интервенция» Г.Полоки, «Андрей Рублев», «Сталкер», «Зеркало» А.Тарковского, «Цвет граната» С.Параджанова и др. С трудом пробивались к зрителю спектакли А.Эфроса, Ю.Любимова. Запрещались и закры­вались выставки художников-нонконформистов — О.Рабина, Э.Булатова, И.Кабакова, О.Целкова, Л.Кропивницкого, М.Шемя­кина, В.Комара, А.Меламида, Э.Неизвестного и др. В 1966 г. со­стоялся процесс над писателями Ю.Даниэлем и А.Синявским. Началась волна вынужденной эмиграции творческой интеллигенции. Среди вынужденных эмигрантов — И.Бродский, М.Ростропович, Г.Вишневская, А.Солженицын.
Идеологический диктат, ограничение свободы творчества, от­каз от политики реформ привели в 70—80-х годах к углублению конфликта между властью и интеллигенцией, к возникновению духовной оппозиции режиму. Одним из ее проявлений стало движение диссидентов. Основные требования движения — соблюдение прав человека, свобода слова, творчества, свобода совести. В нем приняли активное участие академик А.Сахаров, генерал П.Григоренко, писательница Л.Чуковская и многие другие дея­тели культуры.
В литературе 70—80-х годов наиболее значительным явлени­ем стали произведения, в которых нашли отражения сложные про­цессы этих лет— духовная разобщенность и трагизм повседнев­ного существования, лишенного высокого смысла, раздвоение сознания, неспособность человека к поступку, появление новых «лишних людей». Среди них: «Предварительные итоги» и « Дру­гая жизнь» Ю.Трифонова, «Пушкинский дом» А.Битова, «Сан­дро из Чегема» Ф.Искандера, «Печальный детектив» В.Астафь­ева, рассказы В.Шукшина. В связи с запретами ряд значитель­ных произведений 70—80-х годов был опубликован за рубежом — «Архипелаг ГУЛАГ» А.Солженицына, «Верный Руслан» Г.Вла­димирова, «Москва—Петушки» Вен.Ерофеева и др.
Нарастание кризисных явлений в различных сферах общест­венной жизни позволяет сделать вывод, что к середине 80-х го­дов советская система исчерпала возможности своего развития в рамках социалистической ориентации


 
« Пред.

Геосимволист Л. Шимко Поэзия

Дождь | Помню дождь, как мельчайшую жаркую дрожь,
Что к стихам привязала... >>

 
Случайное | И день – любой. И в нем – любое.
И... >>

 

Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru