Литературный журнал геосимволистов Мой берег. Библиотека Символика

О КУЛЬТУРЕ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Оглавление
О КУЛЬТУРЕ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8

Под иностранным правлением

Культура Египта, распавшегося на сферы политического влияния жреческой власти в Фивах и фараонов XXI династии на севере — в Танисе, представляет собой весьма пеструю картину, не утратившую, однако, своей целостности. Пережив Саисское возрождение и несколько иноземных династий, страна вступила в принципиально новый этап с включением ее в греко-римский мир. В 332 г. до н. э. Александр Македонский победоносно вступил в бывшее персидское владение — Египет. Египетское жречество с восторгом встретило освободителя от персидского ига, в соответствии с древней традицией провозгласив Александра сыном Аммона. Во время своего пребывания в Египте царь сам выбрал место для основания (близ Канопского рукава Нила) одного из величайших городов древнего мира — Александрии. Македонское владычество при Александре после его смерти перешло в господство греков при Птолемеях.

Монархическая форма правления, характерная для Востока с древнейших времен и воспринятая Александром, короновавшегося фараоном, была продолжена Птолемеями. В течение всего 3 века трон переходил по наследству от отца к сыну, причем для египтян в изобразительном искусстве Птолемеи представали в привычных образах фараонов со всеми атрибутами этого положения. Обеспечив господство греческой прослойки, Птолемей I проводил политику сближения двух культур, установив культ синкретического бога Сераписа. В Александрии было построено пышное святилище нового божества — Серапейон, соперничавшее, по свидетельству римского историка Аммиана Марцеллина, с Капитолием в Риме. Однако культ этого бога, распространившийся впоследствии на весь греко-римский мир, оказался ближе самим грекам и эллинизированному населению, чем коренным египтянам. Из египетских богов наибольшей любовью обладала богиня Исида, чей культ распространился еще шире, чем культ Сераписа. Небольшой храмик и коллегия жрецов Исиды в эпоху Веспасиана ( втор. пол. 1 в н. э.) имелся и в таком провинциальном италийском городе, как Помпеи. Задумав превратить Египет в центр культуры и искусств, Птолемей основал в Александрии знаменитый Мусейон с библиотекой. Космополитичный дух нового города, населенного греками, египтянами, сирийцами, евреями и позже римлянами, способствовал расцвету и взаимопроникновению культур.

При Птолемее Филадельфе — покровителе ученых и поэтов, Мусей и Александрийская библиотека достигли наивысшего расцвета. Греческий путешественник Страбон (64 г. до н. э. — 24 г. н. э.) в своем сочинении «География» описал Александрию с ее хорошо продуманной планировкой, прекрасными общественными зданиями, дворцами, храмами, театром и гимнасием. Кроме Мусея с библиотекой город славился одним из семи чудес света античного мира — Фаросским маяком.

Однако глубокого проникновения греческой культуры среди египетского населения не произошло, так как греки всегда оставались правящим меньшинством в стране. Рост и упрочение царства привело к быстрому превращению Александрии в крупнейший торговый и культурный город Востока. Тем не менее, в Египте при Птолемеях и римлянах никогда не было большого количества эллинистических городов. В городах Птолемаиде, Навкратисе, Арсиное в Файюмском оазисе проживали большей частью греки и эллинизированные египтяне. О городе Птолемаиде, самом большом из городов Фиваиды, Страбон говорит, что он «имеет государственное устройство по греческому образцу». Сохраняли свое значение и некоторые старые города — Мемфис, Оксиринх, Гермонт, Фивы (Диасполис Магна), Эдфу. В знаменитой трехъязычной надписи на Розеттском камне содержатся восхваления жрецами Птолемея V Эпифана (205-180 до н. э.) за благодеяния и льготы, оказанные царем храмам. Желая укрепить свое влияние и заручиться поддержкой египетского жречества, цари из династии Птолемеев строили храмы, планировка и архитектура которых восходили к типу храма, выработанному еще в эпоху Нового царства. Имена греческих владык записывались иероглификой и заключались в царские картуши, на стены святилищ помещались их изображения в облике и со знаками власти египетских фараонов, подносящих жертвы египетским божествам. От эпохи Птолемеев сохранились хорошо сохранившиеся храмы в Хора в Эдфу, Хатор в Дендера, Исиды на острове Филе, Себека и Хароериса (локального варианта бога Хора) в Ком-Омбо. Синтез античной и древнеегипетской традиций в изобразительном искусстве породил новый своеобразный тип греко-египетского искусства.

Вступление легионов Октавиана в Александрию в августе 30 г. положило конец независимости Египта, включенного в римские владения на правах особой провинции, управляемой императорским префектом.

Октавиан предпринял меры для улучшения экономического положения в Египте, что создало условия для культурного подъема в стране. Римские императоры, как и их предшественники Птолемеи, толерантно относились к культам египетских богов и, следуя уже сложившейся идеологии, изображались в облике фараонов. Они достраивали и расширяли уже существующие и возводили новые храмы. На острове Филе к храму Исиды был добавлен изящный «Киоск Траяна». К сожалению, о городах римского времени известно немного, учитывая то, что римляне их в Египте почти не строили. Александрия украшалась новыми пышными постройками, восстанавливались прежние. Город приобрел ряд типично римских сооружений: арки, акведуки, колоннады вдоль уличных магистралей, амфитеатр, цирк, термы. Также в Египте появились воздвигаемые по всей империи храмы в честь гения императора — такова была идеология, укреплявшая разноплеменное население римской империи. Романизация коснулась и других египетских городов, хотя не изжила древней традиционной культуры, которой следовали простые египтяне. Выдающимся примером синтеза египетского и римского искусства можно рассматривать катакомбы Ком-эш-Шукафа в Александрии, в которых запечатлены сложные образы греко-египетских божеств.

Переосмысление римлянами египетского обычая помещать на лицо умершего погребальную маску привело к возникновению нового явления в искусстве — «файюмским портретам ». Синтетический сплав греко-римской и египетской культур привел к новым формам в искусстве и религии, но Египет так и не был романизирован и нивелирован настолько, насколько были романизированы и латинизированы западные провинции римской империи.


 
« Пред.   След. »

Геосимволист Л. Шимко Поэзия

Осень | Я предчувствую в осени тайну
Позабытых когда-то открытий.
Тайну ту,... >>

 
Дождик гуляет по крышам | Дождик гуляет по крышам,
Гладит их ржавые грани.
Шарит в... >>

 

Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru