Литературный журнал геосимволистов Мой берег. Библиотека Символика

О КУЛЬТУРЕ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Оглавление
О КУЛЬТУРЕ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8

Культура эпохи Нового царства

Вслед за упадком Среднего царства, вызванного социальными потрясениями и смутами в стране, Египет вступил в длительную полосу второго переходного периода, во время которого Египет подвергся (в 17 в. до н. э.) нашествию гиксосов. Изгнание гиксосов фараоном Яхмосом I (1570-1546 до н. э.) создало условия для нового подъема древнеегипетской культуры эпохи Нового царства (16-11 вв. до н. э.). Это была эпоха наивысшего экономического, государственного и культурного расцвета древнего Египта. Успешные военные походы фараонов XVIII-XIX династий обогатили страну, что дало возможность развернуть крупное строительство храмов в честь богов и собственных побед. Богу Амону, ставшему из локального божества фиванской области государственным богом-покровителем фараонов и созданной ими державы, был посвящен грандиозный храмовый комплекс в Карнаке. В Карнаке же были построены храмы богини Мут и бога Хонсу, составлявших вместе с Амоном-Ра фиванскую триаду божеств. Храм расширялся, перестраивался и украшался в течение нескольких столетий.

В период Нового царства складывается новый тип храмового сооружения, существовавшего до конца древнеегипетской истории: священная аллея процессий, уставленная с обеих сторон сфинксами, вела к пилонам — привратным башням храма; перед пилонами возвышалась пара обелисков, огромные статуи фараона и деревянные мачты с пестрыми флагами. Помещения храма, расположенные по продольной оси, чередовались в следующем порядке: вход в храм открывался в залитый солнцем большой внутренний двор, за которым следовал слабоосвещенный колонный зал — гипостиль, далее располагались внутренние комнаты (или залы), завершавшиеся погруженным в темноту святилищем божества — это была самая важная часть храма. Одним из типичных храмов, построенных по этому плану, является храм Амона в Луксоре, возведенный Аменхотепом III и завершенный Рамсесом II. Наивысший подъем египетской культуры совпал с царствованием Аменхотепа III — это же было время наибольшего внешнеполитического и экономического могущества древнего Египта. Храмы щедро украшались скульптурами и золотом, в Мальгатте, на западном берегу Нила, для фараона был возведен великолепный дворец и выкопано большое искусственное озеро. Заупокойный храм Аменхотепа III, от которого сохранились лишь два сфинкса (в Санкт-Петербурге) и т. н. колоссы Мемнона, намного превосходил по величине все заупокойные храмы предшествующих и последующих фараонов Нового царства. Малая пластика и художественное ремесло, отличавшиеся очень высоким мастерством исполнения, следовали традициям большого искусства. Таковы статуэтки жреца Аменхотепа и жрицы Раннаи из ГМИИ им. А. С. Пушкина, резные косметические ложечки в форме обнаженных девушек, фигурные сосуды для притираний, бытовые принадлежности египетской знати (мебель, украшения и т. п.). На всех материальных предметах этого времени лежит печать декоративности, характерной как для малой пластики, так и для рельефов и росписей в гробницах и храмах. При Аменхотепе IV (Эхнатоне) вслед за религиозной реформой фараона, тяготевшей к монотеизму, происходит перелом не только в социальной сфере, но и в изобразительном искусстве. Меняется подход к изображениям самого фараона и его подданных, ставших более реалистичными и индивидуальными. Блестящим примером искусства данного периода могут служить портреты царицы Нефертити, Эхнатона, их дочерей и царедворцев. Почитание единого солнечного бога Атона в образе диска с множеством рук-лучей обусловило изменение конструкции храмов, посвященных этому богу. Служба совершалась под открытым небом, так как алтарь Атона размещался в просторном дворе храма. Выдающимся литературным памятником эпохи стал «Гимн Атону», восхвалявший живительную силу единственного бога — Атона. Со смертью Эхнатона Египет постепенно, но весьма скоро вернулся к почитанию прежних богов, а культ Атона и память фараона-еретика были официально преданы проклятию и забвению. Однако нововведения в искусстве и интеллектуальное наследие эпохи не исчезли бесследно, оказав влияние на творчество последующих десятилетий. Сокровища из гробницы Тутанхамона, при котором произошел официальный возврат к прежним богам, несут отчетливые черты искусства предыдущего времени.

С воцарением второго фараона XIX династии, Рамсеса II, начинается новый этап в развитии древнеегипетской культуры. Фивам по-прежнему стали уделять основное внимание, украшая столичный город монументальными постройками. На западном берегу Нила — напротив города — Рамсес II, следуя традиции предшествующих фараонов, возвел величественный заупокойный храм Рамессеум. В центральном святилище Амона-Ра — в Карнаке и Луксоре — были проведены масштабные работы, в результате которых храмы приобрели множество гигантских статуй фараона и новые грандиозные дополнения. В целом в течение всего своего правления Рамсес II возвел большое количество храмов и часовен в самом Египте и подвластной ему Нубии. Характерный акцент на самопрославлении и монументализме, в той или иной степени присущих постройкам Рамсеса II, хорошо представлен скальными нубийскими храмами в Абу-Симбеле. Фасад большого храма в Абу-Симбеле формируют четыре исполинских сидящих колосса Рамсеса II, утверждающих идею беспредельной мощи и богоравности фараона. На стенах этого храма (тот же текст был высечен в Карнаке, Луксоре и Рамессеуме) высечена знаменитая «Поэма Пентаура», воспевающая подвиги и отвагу фараона в битве с хеттами у Кадеша. Наследники Рамсеса II, в первую очередь Мернептах и Рамсес III, ориентируясь на его модель правления, продолжали политику возведения величественных храмов и прославления своей власти, однако во время XX династии египетское государство и культура постепенно вступили в полосу глубокого внутреннего кризиса. Картина ослабевшего и утратившего былое политическое влияние Египта нашла отражение в художественном произведении 10 в. до н. э. «Путешествие Унамона в Библ». Повесть ведется от лица посланца фиванского правителя, Унамона, отправившегося в Ливан за кедром для священной барки Амона. На чужбине Унамон с трудом добивается аудиенции правителя Библа и получает все-таки просимые им кедровые бревна, хотя не без оскорбительного замечания, что Египет не может более требовать древесину бесплатно, так как его власть не распространяется на Ливан.


 
« Пред.   След. »

Геосимволист Л. Шимко Поэзия

Россия | Что для меня Россия?
Это ведь - все мы –... >>

 
Хвалебные стихи | Рамблеру
Захочу я что узнать
И с утра, и затемно... >>

 

Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru