О КУЛЬТУРЕ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА |
Страница 6 из 8 Культура эпохи Среднего царства После падения Древнего царства и первого переходного периода египетская культура вновь переживает расцвет в эпоху Среднего царства (XI-XII династии). Во внутриполитическом отношении эпоха Среднего царства характеризуется усилением позиций местных князей — номархов, при дворе которых развиваются местные художественные школы. В среднем Египте (Бени-Хасане, Меире, Асьюте, Эль-Кабе, Эль-Берше) сохранились богато декорированные росписями и рельефами гробницы номархов, отказавшихся от прежней формы погребения — мастаб. В погребальном ритуале также происходят значительные изменения, так, теперь каждый умерший отождествлялся с богом Осирисом, тогда как во времена Древнего царства это относилось только к фараону, на стенках саркофагов появляются так называемые «Тексты саркофагов» — заклинания, отражающие представления египтян о загробном мире. При фараонах XII династии, значительно укрепивших свой авторитет и власть, египетская скульптура переживает бурный расцвет. Лучшими примерами могут служить менее идеализированные, чем в эпоху Древнего царства портретные скульптуры Сенусерта III и Аменемхета III. От крупных построек фараонов Среднего царства сохранилось немного; однако такие постройки, как поминальный храм Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри в Фивах, часовня Сенусерта I в Карнаке (Фивы), руины пирамид (правда, более скромных, чем в Древнее царство) и мощных крепостей на границе с Нубией, позволяют представить масштабы монументального зодчества. Очень ценным сведением является сообщение Геродота о Лабиринте (вероятно, это был заупокойный храм), построенном Аменемхетом III близ Иттауи — резиденции фараонов XII династии. Однако наиболее выдающиеся памятники Среднего царства — это литературные произведения, записанные на папирусах. Почти вся художественная литература древнего Египта анонимна, лишь поучения сохранили имена их авторов, хотя достоверность авторства в каждом случае различна. Литература Среднего царства резко отличается от предыдущей и последующей. Смуты и восстания, происходившие в конце Древнего царства. отразились в настроениях скепсиса, сомнения и пессимизма, которыми проникнуты художественные произведения Среднего царства. Это относится как к традиционным поучениям, так и к новым жанрам — сказкам («Сказка о красноречивом поселянине»), рассказам о путешествиях («Повесть Синухе»), «речениям» и «пророчествам». Недоверием и настороженностью проникнуты «Поучение Гераклеопольского царя своему наследнику Мерикара», «Поучение царя Аменемхета», о произволе и анархии в Египте повествуют авторы «Пророчества Неферти» и «Речений Ипувера». Ценными свидетельствами научных познаний древних египтян являются математические («Папирус Ринда», «Московский математический папирус») и медицинские папирусы (самые знаменитые из которых — «Папирус Эберса» и «Папирус Смита»). Одновременно с рациональными медицинскими рецептами применялась магия, предназначенная оградить человека и его тело от влияния злых демонов и духов. Научные знания Как в медицине и математике, так и в астрономии египтяне обладали глубокими познаниями, без которых их строительное искусство не было бы на столь высоком уровне развития. Египетский год делился на три сезона по четыре месяца — Ахет («половодие»), Перет («выхождение») и Шему («засуха»); каждый месяц был разделен на 3 периода по 10 дней, что в сумме давало 360 дней в году. К этой цифре добавлялись пять дней, посвященных богам Осирису, Хору, Сетху, Исиде и Нефтиде. Начало года совпадало с появлением на небе звезды Сотис (Сириуса) 18 или 19 июля и разливом Нила. Наблюдение за небом, звездами и планетами осуществлялось жрецами-астрономами из «домов жизни», учреждений при храмах, где жрецы получали и хранили знания. Практические астрономические наблюдения тесно переплетались с религиозными представлениями, связанными с почитанием многочисленных астральных богов. |
« Пред. | След. » |
---|