ГЛАВНАЯ

Литературный журнал геосимволистов "Мой берег". Библиотека "Символика"

Вейс Г. История культуры народов мира


На монетах Арзакидов и Селевкидов головы царей украшены
простой повязочной диадемой (рис. 91,6) или богато украшенной
драгоценными камнями и жемчугом полуовальной шапкой с лопас­
тями (рис. 91, в, г).
Последние составляют часть другой, меньшей шапочки, плотно
облегающей голову и скрытой под первой. Изображения на некото­
рых монетах прямо указывают на го, что верхняя шапка иногда по­
вязывалась ленточной диадемой, причем концы лент спускались по
спине (рис. 91, г), а к диадеме, сверх того, иногда сбоку прибавля­
лось по украшению в виде маленького рога (рис. 91, в).
Совершенно иную форму имеет
головной убор Сасанидов. На самых
древних изображениях царей этой
династии встречаются две разновид­
ности такого убора, один из которых
похож на римский «стенной венец»
(рис. 85; рис. 88), а другой представ- '
ляет собой плотно прилегающую к
голове шапку, над которой возвыша­
ется объемистая чалма (рис. 83, б;
рис. 85).
От обоих уборов или корон спус­
каются ленты, сложенные в изящные
складки. Это украшение повторяется
абсолютно на всех изображениях Са­
санидов и, бесспорно, составляет
знак царского достоинства. Из этих
двух простых форм, введенных впер­
вые Ардаширом, т. е. из слияния
«стенного венца» с большой круглой
чалмой, а быть может, и самостоя­
тельно, независимо от них, образова­
лась третья, основная форма царско­
го головного убора, изображаемая не
только в изваяниях на скалах, но и
на персидских монетах (рис. 87; рис.
92, а).
На монетах можно встретить множество видоизменений формы
царского головного убора, из которых видно, что упомянутое шаро­
образное возвышение было действительно чалмой, искусно свитой из
длинных полос материи и богато украшенной жемчугом и драгоцен­
ными камнями (рис. 92, а, б, в). Именно эта чалма и входила в число
главных атрибутов царей.
Царский головной убор старались превратить в символическое
олицетворение титула «царя царей, брата Солнца и Луны» и т. п.,
прибавляя к нему разные эмблемы. Так был придуман тот убор, о ко­
тором упоминалось в связи с изображеними Хосрова Парвиза. Он
состоял из двойной диадемы (полукруглой шапки со стенным вен-
 
цом) со стоячими крыльями и ут­
вержденным на них полумесяцем с
шаром (рис. 89; ср. рис. 92, г).
Двойная корона означала титул
«царя царей», а символические зна­
ки, помещенные на крыльях — «бра­
га Солнца и Луны».
Среди этих эмблем, которые были
сделаны из золота и богато украше­
ны камнями и жемчугом, был золо­
той полумесяц и маленькие золотые
рога, которые ввел еще Шапур II и
которые носили Арзакиды.
Наконец, к царскому наряду при­
надлежало в качестве атрибутов или
в виде украшения чрезвычайно рос­
кошное и дорогое ожерелье (бармы)
(рис. 87; рис. 88), а для прикрепле­
ния пурпурного плаща — не менее ценная застежка значительной
величины, от которой на трех золотых цепочках спускались три ги­
ацинта (ср. рис. 24; рис. 26).
& ^
%
Когда Страбон, говоря о парфянах, замечает (Страб., XV, 3), что
этот народ постоянно носит оружие, го сказанное им следует отнес­
ти также и к эпохе владычества Сасанидов. В отношении всего во­
оружения, а также отдельных видов оружия влияние парфян на
персов было ничтожно.
Парфяне вскоре даже заменили свою грубую амуницию роскош­
ным вооружением персов. Нельзя отрицать их взаимовлияние, хотя
влияние парфян не могло касаться внешней отделки или украше­
ний. С другой стороны, не подлежит сомнению, что это племя не
только сохранило некоторые свойственные ему особые виды воору­
жения, но и передало многие из них персам.
Среди материалов, которые употреблялись для изготовления и от­
делки оружия, кроме благородных металлов, слоновой кости, драго­
ценных камней, жемчуга, цветной кожи и пр., главное место занима­
ли железо и бронза. Бронза производилась внутри страны.
Железо во время владычества Арзакидов доставлялось из север­
ных областей, в основном из Маргианы. Впоследствии, когда парфя­
не были снова вытеснены в свои исконные земли, вывоз железа от­
туда надолго приостановился, гак что Шапур II вынужден был
выпрашивать железо у греческого императора.
Судя по описанию С грабона, вооружение парфян и персов состо­
яло из косоугольного щита, чешуйчатых лат, шапки наподобие тиа­
ры, лука и колчана со стрелами, сабли, секиры и простой пращи.
 
 
Из этого описания видно, что
вооружение персов, особенно обо­
ронительное оружие, значительно
изменилось по сравнению с тем,
каким оно было при Ахеменидах.
Сказанное относится прежде
всего к основному оборонитель­
ному оружию — щиту. Страбон,
описывая общеупотребительный
щит, говорит, что он был косо­
угольной формы, тогда как древ­
ний персидский щит был двух ви­
дов: либо имел форму овала с
полукруглыми выемками по обе­
им продолговатым сторонам, по­
добно доскам скрипки, либо пол­
ного круга.
Первую из этих форм вытеснил косоугольный щит, вместе с дру­
гими формами щита, свойственными парфянам. Ко второй форме
принадлежали длинные щиты, настолько большие, что заменяли
всякое другое оборонительное оружие, полностью прикрывая собой
человека. Такими щитами были снабжены только плохо вооружен­
ные части пехоты. Знатные люди, из которых состояла конница, их
никогда не носили, используя либо круглый, либо косоугольный щит
(рис. 95). По мнению Прокопия (Парфянская война, I, 22), эти боль­
шие длинные щиты имели сходство с так называемой «герра», кото­
рую носили готы во время осады крепости Святого Ангела.
Вместе со щитом изменились и другие части персидского оборо­
нительного оружия. После установления парфянского владычества
в Персии повсеместно распространилась чешуйчатая броня, кото­
рая была доведена до совершенст­
ва еще в глубокой древности.
Такая броня неоднократно опи­
сывалась древними авторами и
была известна под названием «ка-
тафрактэс». Она закрывала с голо­
вы до ног не только всадника, но и
его коня и состояла из плотно об­
легавшей тело кожаной одежды,
сплошь обшитой, за исключением
внутренней поверхности бедер,
мелкими железными пластинками
в виде чешуек (рис. 93), как это
видно на памятниках эпохи Саса­
нидов (рис. 94; рис. 95).
Кроме такой брони, персы но­
сили настоящие кольчуги, а также
издавна известные куртки из плот-
 
ной ткани, с рукавами и нашитыми на них для защиты металличес­
кими бляхами (рис. 95; ср. рис. 89). Среди изваяний на скалах близ
Казеруна встречается изображение отряда сасанидских конников,
на которых, кроме полукруглой яйцеобразной шапки, не видно ни­
какого особенного вооружения, все они одеты в повседневную ши­
рокую одежду (рис. 96).
Для защиты головы, кроме простых шапок, употреблялись колпа­
ки из ткани или кожи или так называемые кирбасии, т. е. не очень
жесткие шапки, походившие на фригийские, а также железные и мед­
ные шлемы.


 
« Пред.   След. »

Читателю журнала "Мой берег"

Приглашаем Вас ознакомиться с поэзией и прозой геосимволистов. Геосимволизм - новое направление в современной российской литературе.


Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru