Вейс Г. История культуры народов мира |
Страница 6 из 8 На монетах Арзакидов и Селевкидов головы царей украшены простой повязочной диадемой (рис. 91,6) или богато украшенной драгоценными камнями и жемчугом полуовальной шапкой с лопас тями (рис. 91, в, г). Последние составляют часть другой, меньшей шапочки, плотно облегающей голову и скрытой под первой. Изображения на некото рых монетах прямо указывают на го, что верхняя шапка иногда по вязывалась ленточной диадемой, причем концы лент спускались по спине (рис. 91, г), а к диадеме, сверх того, иногда сбоку прибавля лось по украшению в виде маленького рога (рис. 91, в). Совершенно иную форму имеет головной убор Сасанидов. На самых древних изображениях царей этой династии встречаются две разновид ности такого убора, один из которых похож на римский «стенной венец» (рис. 85; рис. 88), а другой представ- ' ляет собой плотно прилегающую к голове шапку, над которой возвыша ется объемистая чалма (рис. 83, б; рис. 85). От обоих уборов или корон спус каются ленты, сложенные в изящные складки. Это украшение повторяется абсолютно на всех изображениях Са санидов и, бесспорно, составляет знак царского достоинства. Из этих двух простых форм, введенных впер вые Ардаширом, т. е. из слияния «стенного венца» с большой круглой чалмой, а быть может, и самостоя тельно, независимо от них, образова лась третья, основная форма царско го головного убора, изображаемая не только в изваяниях на скалах, но и на персидских монетах (рис. 87; рис. 92, а). На монетах можно встретить множество видоизменений формы царского головного убора, из которых видно, что упомянутое шаро образное возвышение было действительно чалмой, искусно свитой из длинных полос материи и богато украшенной жемчугом и драгоцен ными камнями (рис. 92, а, б, в). Именно эта чалма и входила в число главных атрибутов царей. Царский головной убор старались превратить в символическое олицетворение титула «царя царей, брата Солнца и Луны» и т. п., прибавляя к нему разные эмблемы. Так был придуман тот убор, о ко тором упоминалось в связи с изображеними Хосрова Парвиза. Он состоял из двойной диадемы (полукруглой шапки со стенным вен- цом) со стоячими крыльями и ут вержденным на них полумесяцем с шаром (рис. 89; ср. рис. 92, г). Двойная корона означала титул «царя царей», а символические зна ки, помещенные на крыльях — «бра га Солнца и Луны». Среди этих эмблем, которые были сделаны из золота и богато украше ны камнями и жемчугом, был золо той полумесяц и маленькие золотые рога, которые ввел еще Шапур II и которые носили Арзакиды. Наконец, к царскому наряду при надлежало в качестве атрибутов или в виде украшения чрезвычайно рос кошное и дорогое ожерелье (бармы) (рис. 87; рис. 88), а для прикрепле ния пурпурного плаща — не менее ценная застежка значительной величины, от которой на трех золотых цепочках спускались три ги ацинта (ср. рис. 24; рис. 26). & ^ % Когда Страбон, говоря о парфянах, замечает (Страб., XV, 3), что этот народ постоянно носит оружие, го сказанное им следует отнес ти также и к эпохе владычества Сасанидов. В отношении всего во оружения, а также отдельных видов оружия влияние парфян на персов было ничтожно. Парфяне вскоре даже заменили свою грубую амуницию роскош ным вооружением персов. Нельзя отрицать их взаимовлияние, хотя влияние парфян не могло касаться внешней отделки или украше ний. С другой стороны, не подлежит сомнению, что это племя не только сохранило некоторые свойственные ему особые виды воору жения, но и передало многие из них персам. Среди материалов, которые употреблялись для изготовления и от делки оружия, кроме благородных металлов, слоновой кости, драго ценных камней, жемчуга, цветной кожи и пр., главное место занима ли железо и бронза. Бронза производилась внутри страны. Железо во время владычества Арзакидов доставлялось из север ных областей, в основном из Маргианы. Впоследствии, когда парфя не были снова вытеснены в свои исконные земли, вывоз железа от туда надолго приостановился, гак что Шапур II вынужден был выпрашивать железо у греческого императора. Судя по описанию С грабона, вооружение парфян и персов состо яло из косоугольного щита, чешуйчатых лат, шапки наподобие тиа ры, лука и колчана со стрелами, сабли, секиры и простой пращи. Из этого описания видно, что вооружение персов, особенно обо ронительное оружие, значительно изменилось по сравнению с тем, каким оно было при Ахеменидах. Сказанное относится прежде всего к основному оборонитель ному оружию — щиту. Страбон, описывая общеупотребительный щит, говорит, что он был косо угольной формы, тогда как древ ний персидский щит был двух ви дов: либо имел форму овала с полукруглыми выемками по обе им продолговатым сторонам, по добно доскам скрипки, либо пол ного круга. Первую из этих форм вытеснил косоугольный щит, вместе с дру гими формами щита, свойственными парфянам. Ко второй форме принадлежали длинные щиты, настолько большие, что заменяли всякое другое оборонительное оружие, полностью прикрывая собой человека. Такими щитами были снабжены только плохо вооружен ные части пехоты. Знатные люди, из которых состояла конница, их никогда не носили, используя либо круглый, либо косоугольный щит (рис. 95). По мнению Прокопия (Парфянская война, I, 22), эти боль шие длинные щиты имели сходство с так называемой «герра», кото рую носили готы во время осады крепости Святого Ангела. Вместе со щитом изменились и другие части персидского оборо нительного оружия. После установления парфянского владычества в Персии повсеместно распространилась чешуйчатая броня, кото рая была доведена до совершенст ва еще в глубокой древности. Такая броня неоднократно опи сывалась древними авторами и была известна под названием «ка- тафрактэс». Она закрывала с голо вы до ног не только всадника, но и его коня и состояла из плотно об легавшей тело кожаной одежды, сплошь обшитой, за исключением внутренней поверхности бедер, мелкими железными пластинками в виде чешуек (рис. 93), как это видно на памятниках эпохи Саса нидов (рис. 94; рис. 95). Кроме такой брони, персы но сили настоящие кольчуги, а также издавна известные куртки из плот- ной ткани, с рукавами и нашитыми на них для защиты металличес кими бляхами (рис. 95; ср. рис. 89). Среди изваяний на скалах близ Казеруна встречается изображение отряда сасанидских конников, на которых, кроме полукруглой яйцеобразной шапки, не видно ни какого особенного вооружения, все они одеты в повседневную ши рокую одежду (рис. 96). Для защиты головы, кроме простых шапок, употреблялись колпа ки из ткани или кожи или так называемые кирбасии, т. е. не очень жесткие шапки, походившие на фригийские, а также железные и мед ные шлемы. |
« Пред. | След. » |
---|