Вейс Г. История культуры народов мира |
Страница 2 из 8 Сирийское царство Селевкидов, образовавшееся на Востоке после смерти Александра Македонского, просуществовало недолго. Местные князьки, нахо дившиеся в зависимости от сирийско-македонских властителей, восстали и вместе со своими племена ми окончательно свергли иноземное владычество. Таким образом, уже при третьем из рода Селев кидов, Антиохе Феосе, возникло независимое госу дарство в персидских владениях. Позднее могуще ство греков было сломлено парфянами, которые возвели на упраздненный трон своего предводите ля Ашка, или Арсака, ставшего родоначальником династии Арзаки- дов. После долгих сражений с соседними народами, особенно с мно гочисленными кочевыми племенами Средней Азии, девятому в роде Арзакидов, Митридату Великому (127 — 87 гг. до н. э.), наконец уда лось покорить Армению, Бактрию, степи на юге России и раздви нуть пределы своих владений вплоть до Индии и до границ рим ских провинций в Западной Азии. Эти успехи вынудили римлян к войне против парфян. Поводом к этому послужило посольство, отправленное к Сулле в 60 г. до н. э. Арзакидом Пакором. Через семь лет, приблизительно с 53 г. до н. э., последовал ряд неудачных для римлян походов, в которых они поч ти всегда были побеждены тактикой парфянских полководцев. Эта война длилась около двухсот лет, пока тринадцатый Арзакид, царь Артабан IV, принудив слабого Макрина к постыдному миру, сам не погиб при волнениях, вызванных в его государстве Ардаширом Ба- гебаном. Артабан был побежден, взят в плен и казнен. Ардашир, поддерживаемый персами, завладел царством, принял блестящее имя Артаксеркса I и таким образом положил начало новой персид ской династии Сасанидов, получившей свое название по имени од ного из предков узурпатора — Сассана (226 г.). До своего вторжения в сирийское царство парфяне были здоровым ко чевым племенем, занимавшимся гра бежом и охотой, которое не знало восточной цивилизации и удобств городского быта. Вскоре они освои лись с утонченными обычаями по бежденных ими народов. Ознако мившись с элементами эллинской культуры, попавшими к персам во время походов Александра, а позже занесенными его преемниками, пар фяне стали отдавать преимущество греческим, а не персидским обыча ям. Даже в отношении религии они начали обнаруживать терпимость, достойную греческого мировоззре ния. Парфяне остались верны лишь немногим национальным особеннос тям, таким как фасоны одежды и спо собы ведения войны. Иной оборот дела приняли после воцарения Артаксеркса. Этот царь, считая себя потомком древнего рода Ахеменидов, изначально враждебно относился к грекам. Он также приступил к осуществлению плана восстановления персидского царства в первоначальном виде, желая придать новый блеск древнеперсидскому культу и священному уче нию Зороастра. С этой целью он созвал магов, восстановил покло нение огню и сам был назначен верховным магом. Затем он принял пышный титул «царя царей, брата солнца и луны». Артаксерксу уда лось снова сплотить распавшееся государство, которое он с неиз менным успехом защищал от римлян на севере. Своему государству он оставил законы, сохранявшие свою силу еще долго после его смерти. При обстоятельствах, когда характерное для возрождающегося народа желание решать политические вопросы грубой силой под креплялось новыми свободными воззрениями, на сцену выступил сын и преемник Артаксеркса — Шапур I (рис. 76). При поддержке народных масс он сумел покорить римские про винции, находившиеся под властью Кириада. Успехом увенчался и поход Шапура в Восточную Азию, где только пальмирец Оденат оказал ему достойный отпор. При этом Шапур не забывал о граж- данских интересах своего народа. Хотя большую часть своей бурной жизни он провел в походах, благодаря ему появились многочислен ные мирные предприятия и было построено много прекрасных ар хитектурных сооружений. Последние создавались греческими ху дожниками, которым Шапур постоянно давал работу. Своим преемникам он оставил проблему поддержания внутрен него и внешнего мира. За исключением мелких войн с соседними народами, в которые порой вовлекались преемники Шапура, ничто не мешало им наслаждаться могуществом, приобретенным государ ством при столь энергичном предшественнике. Важнейшей их задачей стала забота о благополучии своего наро да. Однако это положение было нарушено нашествием римских полчищ Галерия во время царствования Сасанида Нарзеса. После нескольких побед в нача ле войны Нарзес лишился армян ской области, которая вновь пере шла к Римской империи. Жестоко теснимый римлянами, он был вы нужден уступить им еще пять про винций, в том числе всю курдскую территорию и верховья Тигра вплоть до озера Ван. После смерти Констанция Ша пур пошел на примирение с его преемником Юлианом. Однако, не смотря на явное военное преиму щество Шапура, Юлиан отверг его мирные предложения. Собрав грозную силу, Юлиан выступил против своего врага и начал войну весной следующего года. Ему удалось проникнуть в самую глубь Пер сии, но здесь тактическое превосходство персидских войск помогло одержать победу над греческим полководцем. Его войско, проблуждав 70 дней, было вынуждено отступить и ока залось жертвой хитрой тактики персов. Сам Юлиан был смертельно ранен, а победителем стал Шапур. Его преемник Иовиан не был одержим, подобно Шапуру, жаждой славы (рис. 77). Не рискуя про должать опасную борьбу, он предпочел заполучить мир ценой уступ ки победителю римских провинций к востоку от Тигра. Заключение подобного договора отдавало персам армянскую об ласть. После смерти Иовиана наследовавший ему Валенса пытался исправить положение, но это ни к чему не привело. Дело затяну лось благодаря внешним обстоятельствам, и после кончины Шапу ра, процарствовавшего 70 лет, персидская империя была вновь вос становлена в старых границах (380 г.). Со смертью Шапура надолго померкла воинская слава Сасани- дов. Ближайший его преемник возвратил армянскую и иберийскую области в руки неприятелей. Такое ослабление власти, которому способствовали внутренние смуты, продолжалось на протяжении царствования еще четырех преемников Шапура, вплоть до воцаре ния в 531 г. Хосрова Ануширвана Правосудного, твердо взявшего в руки бразды правления. Хосров проявил одинаковую энергию и благоразумие как в поли тике, так и на военном поприще. Хотя при воцарении он застал им перию в состоянии продолжительной войны с греками, через не сколько лет (между 533 и 539 гг.) ему удалось принудить царя Юстиниана купить себе мир на вечное время ценой 11 тысяч фунтов золота. Несмотря на принятые меры, между обоими государствами позднее вновь вспыхнула война. |
« Пред. | След. » |
---|