Вейс Г. История культуры народов мира |
Страница 5 из 8 Если принять во внимание только фасон костюма, можно заме тить, что наряд царедворцев и знатных людей отличался от парад ной одежды вообще только большей длиной и шириной верхней одежды и особыми отличительными знаками достоинства. Это нагрудная звезда (рис. 83, б) и головные уборы различных ви дов, соответствовавшие служебному положению (рис. 84, б —е). Та кой головной убор сходен с «фригийской шапкой» (рис. 84, в, д), ко торую носили некоторые служащие при Ахеменидах (рис. 79, а, б). Иногда он имел вид высокой яйцеобразной шапки с лопастями по бокам. Вероятно, это та самая шапка, которую Страбон сравнивает с тиарой магов (рис. 84, б, г, е). Есть сведения, что знатные люди имели обыкновение украшать свой головной убор богатой жемчужной обшивкой и драгоценными камнями, а прочие знаки отличия этого класса составляли золотые венчики, дорогие пояса, золотые застежки, украшенные цветными камнями и т. п. Эти украшения позволялось носить только тем ли цам, которым они были пожалованы самим государем. Знать также носила множество других золотых украшений: кольца, серьги, браслеты, ожерелья и пр. У персов сохранился обычай румя нить и белить лицо и тщательно завивать собственные волосы (рис. 84, а, 1 -е). Этому обычаю парфяне подражали только в мирное вре мя; обычно они отпускали длинные волосы, но не завивали их. Знатные парфяне и персы очень высоко ценили полу башмаки пурпурного цвета. Эти башмаки пользовались не малой популярностью и за пределами государства. Веро ятно, подобную обувь римские и греческие императоры носи ли как отличие своего сана. Окрашенная в пурпурный цвет кожа, выделываемая парфянами, долгое время принадлежала к числу основ ных товаров, которыми хер- сонесские племена снабжали Константинополь. Царский наряд настолько отличался от одежды знатных сословий и простого народа (это подтверждают изображения на памятниках того времени), что можно заключить, что этот костюм формировал ся и развивался совершенно особым, самостоятельным образом. К сожалению, отсутствие точной датировки упомянутых памят ников не позволяет исторически объективно проследить весь ход этого развития. Видимо, древнейшим из сохранившихся изображе- ний можно считать те, на которых костюм наиболее соответствует древнему наряду Ахеменидов. Такое соответствие видно на вышеприведенных рельефах «Накш-и-Решиб» и «Накш-и-Рустам», которые найдены близ разва лин Персеполиса (рис. 83; рис. 85). На каждом из этих скульптурных памятников представлены два царя, один из них — повелитель Персии, а остальные четыре персо ны — представители династии Сасанидов. По общему внешнему ви ду этих фигур и по другим характерным деталям многие исследова тели предполагают, что в этих двух рельефах увековечен акт вручения Ардаширом верховного владычества Шапуру I, а обруч, который держат оба царя, означает древний знак царского достоин ства — диадему, или кидар. На одном из четырех царей надет кафтан умеренной длины с уз кими рукавами и широкие шаровары, на остальных троих — длин ная нижняя одежда, напоминающая древнюю мидийскую столу Ахе менидов (рис. 83; рис. 86; ср. рис. 78, а —в). Поверх этой одежды надет кафтан, разделенный на полы, совер шенно не похожий на древний царский наряд. Кроме того, на пле чи одного из царей накинут короткий плащ. О форме головного убо ра будет сказано ниже. Костюм совершенно другого вида изображен на большей части сасанидских изваяний, например на «Накш-и-Рустамских» релье фах, высеченных под гробницами Дария и Ксеркса, а также на скульптурах, находящихся близ Казеруна. Они запечатлели превос ходство сидящего на коне персидского царя над римским императо ром, опустившимся перед ним на колени в умоляющей позе, в окру- жении других римлян (рис. 85). По всей вероятности, здесь пред ставлена блестящая победа короля Шапура I над императором Ва лерием и взятие в плен последнего. На всех рельефах костюм Сасанида, за исключением характерно го головного убора, состоит не только из «мидийской столы», но и из узкорукавной, хотя и просторной верхней одежды, широких шта нов и короткого, застегнутого на груди плаща (рис. 87). Этот наряд в основном напоминает костюм на одной статуе, изобр'ажающей этого же царя, но только здесь его верхняя одежда короче и без ко роткого плаща (рис. 88). Царская одежда, отличавшаяся большим удобством, представляет собой смесь элементов древнепарфянского и древпеперсидского ко стюмов (ср. рис. 80, рис. 82). Она использовалась почти всеми после дующими властителями, вплоть до Хосрова I Ануширвана (ср. рис. 97). Этот царь, а также его наследник Хосров Парвиз позднее при дали своему костюму гот великолепный вид, какой мы видим на многофигурных рельефах в скалах Такхт-и-Бостан близ Кирманша- ха в Северной Персии. Авторство этих скульптур приписывается скульптору Фергарду, будто бы изваявшему их из любви к Схиране, супруге Хосрова. Царь здесь изображен несколько раз в полном наряде, иногда пе шим, иногда верхом на коне. На одном из этих изваяний царский наряд состоит из короткого вышитого кафтанчика с надетой поверх него чешуйчатой броней, узких вышитых штанов, башмаков с лен тами и головного убора в виде зубчатого венца с двумя стоячими крылами, поддерживающими полумесяц, охватывающий неболь шой шар. Левая рука царя опирается на меч, перевязь которого ук рашена жемчугом. На другом рельефе он представлен верхом и в полном вооруже нии. На нем кольчатая броня, доходящая до колен и прикрывающая кафтан, украшенный драконами, крестообразными фигурами и цве тами. Вооружение царя состоит из круглого щита, наполовину за крывающего грудь; у бедра колчан со стрелами, а в руке длинное ко пье, опущенное на правое плечо. Его конь также покрыт дорогой сбруей с нагрудником, составлен ным из мелких металлических блях. На скале, противоположной упо мянутым изображениям, представлено несколько всадников в анало гичном одеянии и в сопровождении людей, несущих опахала. Еще нагляднее показан этот костюм (за исключением кольчатой брони и некоторых деталей) на чеканном серебряном изображении царя Фируза, относящемся к рассматриваемой здесь эпохе (рис. 89), а также на вырезанном из горного хрусталя портретном изображе нии, хранившемся некогда в аббатстве Сен-Дени. Существует описание наряда почти всех Сасанидов, составленное Хамзой Исфаханским и упомянутое в его «Книге лиц». В этом опи сании, например, говорится, что на Нарзесе I и на Хормузе II было красное вышитое одеяние и вышитые штаны, а рукой цари опира лись на меч. Шапур II упоминается в вышитом одеянии розового цвета, вышитых красных штанах и в синей тиаре, украшенной золо- том, с двумя остриями вверху, поддерживающими маленькое золо тое изображение ЛУН Ы . Наряду с изменением одежды царей менялась и форма присвоен ных им знаков царского величия, которыми после разрушения гро мадной персидской империи и даже после падения династии Саса нидов все еще считались пурпурный плащ и пурпурные башмаки или полусапожки, украшенные жемчугом и шитьем. Хотя все эти предметы изменялись наравне с царским костюмом, ни одна часть царского наряда не подвергалась такому коренному преобразова нию, как головной убор, самый главный из атрибутов царей. Свидетельства древних авторов позволяю! судить об изменении формы и убранства освященного обычаем головного убора ахеме- нидских царей. Этот убор состоял из жесткой, сужающейся кверху повязки, или кидара. Такая повязка составлялась из спирально скру ченных белой и пурпурной или белой и синей полос материи. Этот изящный головной убор, который можно видеть еще на древнеассирийских рельефных изваяниях, впоследствии больше не встречается ни на одном из изображений. Подобный головной убор как знак царского достоинства встречается только на серебряных монетах армянских царей (рис. 90, а—в), у которых в царском обла чении сохранился характер ахеменидского царского костюма. |
« Пред. | След. » |
---|