Вейс Г. История культуры народов мира |
Страница 3 из 8 Только благодаря таланту полководца Юстиниана Велизария, Хо сров не вступил в Константинополь, а согласился заключить договор дипломатическим путем. Сасанид и тут сумел извлечь для себя поль зу, вынудив своего противника к уплате ежегодной дани в 30 ООО зо лотых монет. К концу его бурной и плодотворной жизни — достигнув уже 80- ти лет, он по-прежнему предводительствовал войском в войне про тив греков — его обширное государство к 579 г. простиралось от бе регов Фазиса до Средиземного моря и от Красного моря до Яксарта. Персидская империя достигла вершины своей славы, но уже подра стал Мухаммед, виновник ее будущего распада. В то время как государство раздиралось внутренними распрями, извне на него неудержимой волной надвигались полчища арабов, фанатичных поборников Корана. Хотя персам и удалось выдержать первый натиск, вскоре их силы истощились. В битве при Кадесии неприятели отняли у персов древнее свя щенное знамя «дирефс-и-кавани», охранявшее их государство. Ис полнились слова, которыми Хосрову Парвезу грозил Мухаммед, го воря, что Бог сокрушит царство Хосрова и отринет мольбы его. Завоеванием Ктесифона и кровопролитным побоищем у Нехавенда решилась судьба Персии. Владычество Сасанидов пало, местный культ был подавлен, и на развалинах их государства воцарился Ха лифат и учение Мухаммеда (641 г.). Одежда Отношения, установившиеся между персами и другими народами начиная с эпохи Александра Великого, повлияли и на фасон персид ского костюма. На позднейших памятниках костюм, особенно выс ших сословий, значительно отличается от самых древних изображе ний. Здесь высшее сословие представлено в длиннополой складчатой нижней одежде, в так называемой мидийской столе, а головы покры ты высокой тиарой (рис. 78, а— в). На более поздних изображениях знатные лица лишь изредка представлены в кафтане, напоминающем парадное одеяние. На всех длинные широкие шаровары, поверх которых одет кафтанчик (ино гда вроде короткой куртки), обвязанный поясом. Головной убор раннего времени совершенно не похож на упомя нутую высокую тиару. При сравнении одежды низших сословий на древних памятниках (рис. 79, а, б) с соответствующими позднейши ми изображениями сходство наблюдается весьма отдаленное. На костюм времен Сасанидов, представленный на памятниках но вейшей эпохи, не повлияла ни гре ко-македонская одежда, бывшая в употреблении в царствование Се- левкидов, ни одежда западных на родов. По некоторым сведениям, даже Александр Великий вместо своей обычной и простой греческой одеж ды иногда предпочитал пышный на ряд персидских царей; его ближай шие преемники тоже часто отдавали предпочтение азиатскому костюму. Поэтому можно сказать, что влия ние Греции ограничивалось художе ственной отделкой орнаментов, ук рашений и т. п. Можно предположить, что ви новниками этих изменений в одеж де персов были парфяне. Правда, у Юлиана в «Константиновой эклоге» говорится, что «парфяне вся чески подчинялись нравам и обычаям персов», а в «Истории Юсти- на» — что «у них прежде была своя особая национальная одежда, но, когда они стали богатеть, одежда у них завелась тонкая и длин ная». Однако оба упомянутых автора принадлежат к более поздней эпохе и потому едва ли могут верно судить о таких вещах. С другой стороны, в древнейших сведениях о национальной одежде парфян и родственных им племен, а также в относящихся сюда изображениях на памятниках (рис. 80, а—д) замечается значи тельное сходство с новоперсидским костюмом. Эта одежда если и не вытеснила древнеперсидский костюм, осо бенно древний ахеменидский царский наряд, то постепенно с ним ассимилировалась. Ввиду значительного развития азиатско-персид- ских ремесел такое слияние касалось покроя и фасона одежд, но не тканей и прочего богатого убранства. Парфяне использовали как образец одежду побежденных наро дов, потому не удивительно, что их пестрые наряды, часто украшен ные золотом и драгоценными камнями, привлекали внимание рим ских воинов. Впоследствии, когда персидский народ вновь занял господствующее положение, изменения в костюме укоренились в на родных традициях. |
« Пред. | След. » |
---|