ГЛАВНАЯ

Литературный журнал геосимволистов "Мой берег". Библиотека "Символика"

Вейс Г. История культуры народов мира


Только благодаря таланту полководца Юстиниана Велизария, Хо­
сров не вступил в Константинополь, а согласился заключить договор
дипломатическим путем. Сасанид и тут сумел извлечь для себя поль­
зу, вынудив своего противника к уплате ежегодной дани в 30 ООО зо­
лотых монет.
К концу его бурной и плодотворной жизни — достигнув уже 80-
ти лет, он по-прежнему предводительствовал войском в войне про­
тив греков — его обширное государство к 579 г. простиралось от бе­
регов Фазиса до Средиземного моря и от Красного моря до Яксарта.
Персидская империя достигла вершины своей славы, но уже подра­
стал Мухаммед, виновник ее будущего распада.
В то время как государство раздиралось внутренними распрями,
извне на него неудержимой волной надвигались полчища арабов,
фанатичных поборников Корана. Хотя персам и удалось выдержать
первый натиск, вскоре их силы истощились.
 
В битве при Кадесии неприятели отняли у персов древнее свя­
щенное знамя «дирефс-и-кавани», охранявшее их государство. Ис­
полнились слова, которыми Хосрову Парвезу грозил Мухаммед, го­
воря, что Бог сокрушит царство Хосрова и отринет мольбы его.
Завоеванием Ктесифона и кровопролитным побоищем у Нехавенда
решилась судьба Персии. Владычество Сасанидов пало, местный
культ был подавлен, и на развалинах их государства воцарился Ха­
лифат и учение Мухаммеда (641 г.).
Одежда
Отношения, установившиеся между персами и другими народами
начиная с эпохи Александра Великого, повлияли и на фасон персид­
ского костюма. На позднейших памятниках костюм, особенно выс­
ших сословий, значительно отличается от самых древних изображе­
ний. Здесь высшее сословие представлено в длиннополой складчатой
нижней одежде, в так называемой мидийской столе, а головы покры­
ты высокой тиарой (рис. 78, а— в).
На более поздних изображениях знатные лица лишь изредка
представлены в кафтане, напоминающем парадное одеяние. На всех
длинные широкие шаровары, поверх которых одет кафтанчик (ино­
гда вроде короткой куртки), обвязанный поясом.
Головной убор раннего времени совершенно не похож на упомя­
нутую высокую тиару. При сравнении одежды низших сословий на
древних памятниках (рис. 79, а, б) с соответствующими позднейши­
ми изображениями сходство наблюдается весьма отдаленное.
На костюм времен Сасанидов,
представленный на памятниках но­
вейшей эпохи, не повлияла ни гре­
ко-македонская одежда, бывшая в
употреблении в царствование Се-
левкидов, ни одежда западных на­
родов.
По некоторым сведениям, даже
Александр Великий вместо своей
обычной и простой греческой одеж­
ды иногда предпочитал пышный на­
ряд персидских царей; его ближай­
шие преемники тоже часто отдавали
предпочтение азиатскому костюму.
Поэтому можно сказать, что влия­
ние Греции ограничивалось художе­
ственной отделкой орнаментов, ук­
рашений и т. п.
Можно предположить, что ви­
новниками этих изменений в одеж­
де персов были парфяне. Правда,
 
у Юлиана в «Константиновой эклоге» говорится, что «парфяне вся­
чески подчинялись нравам и обычаям персов», а в «Истории Юсти-
на» — что «у них прежде была своя особая национальная одежда,
но, когда они стали богатеть, одежда у них завелась тонкая и длин­
ная». Однако оба упомянутых автора принадлежат к более поздней
эпохе и потому едва ли могут верно судить о таких вещах.
С другой стороны, в древнейших сведениях о национальной
одежде парфян и родственных им племен, а также в относящихся
сюда изображениях на памятниках (рис. 80, а—д) замечается значи­
тельное сходство с новоперсидским костюмом.
Эта одежда если и не вытеснила древнеперсидский костюм, осо­
бенно древний ахеменидский царский наряд, то постепенно с ним
ассимилировалась. Ввиду значительного развития азиатско-персид-
ских ремесел такое слияние касалось покроя и фасона одежд, но не
тканей и прочего богатого убранства.
Парфяне использовали как образец одежду побежденных наро­
дов, потому не удивительно, что их пестрые наряды, часто украшен­
ные золотом и драгоценными камнями, привлекали внимание рим­
ских воинов. Впоследствии, когда персидский народ вновь занял
господствующее положение, изменения в костюме укоренились в на­
родных традициях.


 
« Пред.   След. »

Читателю журнала "Мой берег"

Приглашаем Вас ознакомиться с поэзией и прозой геосимволистов. Геосимволизм - новое направление в современной российской литературе.


Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru