О формировании информационной культуры |
Страница 4 из 13 Суммируя вышесказанное, замечу, что в настоящее время есть все основания говорить о необходимости формирования новой информационной культуры, которая может стать элементом общей культуры человечества. Ее основой должны стать знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках. По мнению российских ученых, в частности В. Жилкина, информационная культура пока еще является показателем в основном профессиональной культуры, но в ближайшем будущем станет важным фактором развития каждой личности в целом. Как показала практика, в настоящее время высокого уровня мастерства в выбранной сфере деятельности уже не достаточно. Эффективность повседневной работы, носящей в большинстве случаев творческий характер, требует от личности широкого и качественного образования и культурного развития. Другими словами, содержательное наполнение труда обусловливает необходимость непременного и постоянного поддержания потенциальной профессиональной готовности специалистов к непрерывному самосовершенствованию. Особое значение навыкам информационной культуры придается в сфере образования, где условием готовности педагога к работе является культ познания как мотивационная основа деятельности, основа профессионально-познавательной и общекультурной активности [7,36-40]. Приобретение опыта осуществления приемов профессиональной деятельности поднимает человека до уровня ремесла, который представляет собой систему методических навыков (приемов, доведенных до автоматизма). Переход на уровень мастерства возможен только после освоения элемента культуры – творчества. Система умений (мастерство) возникает лишь на основе овладения способностью преобразовывать освоенные приемы (опыт) и переносить их в новые условия. Процесс становления уровня мастерства обусловливают два фактора: а) уровень грамотности: чем выше грамотность, тем скорее ремесло переходит в мастерство; б) определенные качества учителя как индивидуальности. Разделяя взгляд на тесную связь между информационной культурой и творческой деятельностью[9] , опираясь на теорию формирования творческих умений в процессе профессионального обучения[10], можно выделить три уровня информационной культуры личности: общий (базовый), профессиональный, высший (логический). Для общего (базового) уровня информационной культуры личности главной особенностью набора знаний, умений и навыков будет их межпредметность, возможность применения практически без изменений в различных видах деятельности, т.е. они носят обобщенный характер. Для профессионального уровня информационной культуры личности знания, умения и навыки будут характеризоваться специфичностью, большей сложностью, но вместе с тем ограниченностью области применения. Они будут привязаны к профессиональной деятельности человека, а при обучении в вузе – к дисциплинам, которые формируют ее основы. Многие показатели этого уровня включают в себя, как элемент, показатели общего (базового) уровня. Именно это дает нам основание считать профессиональный уровень информационной культуры более высоким по сравнению с общим (базовым). Для высшего (логического) уровня информационной культуры знания, умения и навыки также носят межпредметный характер. Они отличаются от базовых степенью сложности, и обусловлены творческим мышлением, гибкостью, возможностью осуществлять анализ и синтез, комбинировать ранее освоенные знания, умения и навыки, принимать решения в нестандартных ситуациях, вести альтернативный поиск средств и способов решения задач. Знания, умения и навыки этого уровня включают в себя знания, умения и навыки профессионального уровня информационной культуры. Именно непрерывное образование, способствующее превращению знаний в информацию и обратно, соответствует потребностям информатизации и может стать условием развития культуры информационного общества. Урсул А.Д.[11] полагает, что важной частью, а по сути дела, ядром будущего информационного общества будет его образовательная система (наряду со средствами информатизации). Формирование информационной культуры личности является социальным заказом данного этапа развития общества, т.к. культура строящегося информационного общества будет определяться уровнем культуры людей. А в ближайшее время успешность информатизации в той или иной стране будет определять роль и место этого государства в мировом сообществе. Процесс взаимодействия культур охватывает все регионы мира, продолжительность и глубина культурных контактов увеличивается, в результате чего складываются новые «третьи культуры», синтезирующие в себе различные черты. Межкультурные коммуникации позволяют народам лучше узнать друг друга, а также понять самобытность собственной культуры. Таким образом, национальные культуры в процессе глобализации принимают очертания единой глобальной культуры, интегрирующей этнокультурное многообразие. И в то же время, культуры заявляют о своей уникальности. Открывается доступ к мировому культурному наследию с помощью Интернет-технологий, появляются новые профессии в области массовых коммуникаций. В условиях культурного обмена и взаимодействия стираются пространственные, временные, социальные и иные барьеры, формируется единое информационное пространство. Появляется новая область деятельности – электронная культура, связанная с оцифровкой культурного наследия, с созданием электронных версий учреждений памяти, а также с рождением новых синкретичных форм художественного выражения и творчества. Однако, это не означает возникновения нового сугубо информационного или специального сознания или мышления. Полностью согласны с философом Мамардашвили, что «Сегодня наблюдается какая-то упоенность специальным мышлением. Считается, что именно оно и есть настоящее мышление, осуществляющееся как бы само собой. К такому выделенному мышлению можно отнести искусство и любые другие сферы так называемого духовного творчества. Однако умение мыслить – не привилегия какой-либо профессии. Чтобы мыслить, необходимо мочь собрать не связанные для большинства людей вещи и держать их собранными. К сожалению, большинство людей по-прежнему, как и всегда, мало к чему сами по себе способны и ничего не знают, кроме хаоса и случайности» [8, 115-116]. Информационная глобализация культуры затрагивает и сферу образования, она напрямую зависит от интеллектуального потенциала страны, от наличия хорошо подготовленных, высокообразованных профессионалов. Уже не материальная сфера определяет собой уровень развития страны, а сфера информационных технологий, образование и культура. Именно они обусловливают уровень цивилизованности различных народов, их способность к решению глобальных мировых проблем, преодолению мировых кризисов. Все вышеизложенное доказывает, что сегодня, как никогда, необходимо объединение усилий преподавателей, общественности в реализации научного и образовательного потенциала учебных заведений культуры и искусства. Крайне необходима разработка и внедрение инновационных технологий подготовки специалистов в сфере культуры и искусства на основе использования передового отечественного и международного опыта, расширения межнационального и международного сотрудничества. Главной задачей институтов культуры и искусств сегодня должно стать обеспечение высококвалифицированной подготовки кадров с необходимым уровнем компетентности, содействие всем слоям населения в осознании общности ценностей и принадлежности к единому социальному и культурному пространству. Достижение этих задач возможно на основе дальнейшей фундаментализации и повышения качества образования, творческой интерпретации в решении возникающих проблем, формирования новой информационной культуры, развития вуза как социокультурной системы, адекватной актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. |
« Пред. | След. » |
---|