О формировании информационной культуры

Оглавление
О формировании информационной культуры
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13

Информационная культура определяется как:

    * совокупность знаний и представлений, накопленных в процессе развития человечества, которыми овладевает субъект на определенных этапах формирования собственной информационной культуры.
    * компонент общей культуры личности, общества или определенной его части, проявляющийся во всех возможных видах работы с информацией (получение, накопление, переработка, создание на этой основе качественно новой информации, ее трансляция, практическое использование);
    * особый аспект социальной жизни, предмет, средство и результат социальной активности, а также процесс сохранения созданного и производства, распространения и потребления объектов культуры;
    * сложившийся в ходе эволюции общества методический аппарат оперирования социальной информацией;

Анализ развития проблемы информационной культуры показал также, что она рассматривается различными авторами с самых разнообразных позиций: в динамике и статике; как элемент макропроцессов и как элемент микроуровня человеческого бытия; как самостоятельный феномен и как инфраструктурное явление. Обобщая накопленный материал, констатируем, что проблема затрагивает мировоззренческие, когнитивные, социальные и другие аспекты распространения культурной информации в обществе и использования ее субъектом. Терминологический анализ показывает, что первоначально сущностные характеристики информационной культуры отражали информологический подход, причем точнее было бы говорить об информационной грамотности и информационной компетентности. Затем пришло время деятельностного, информациологического  и собственно культурологического подходов. Данный процесс вполне закономерен, ибо менялись задачи, стоящие перед информационной культурой.

Информационная культура связана с такими понятиями, как «информация» и «культура». В зависимости от приоритета исследователи и пытаются определить содержание информационной культуры. Таким образом, в настоящее время активно используются два подхода к трактовке понятия «информационная культура» – информологический и собственно культурологический. Большинство определений в рамках первого подхода делают упор на совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора, анализа информации, то есть всего того, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей. Культурологический подход расширяет содержание понятия, и мы придерживаемся данного подхода. Но все сходятся в одном: именно информационная культура является феноменом, определяющим жизнедеятельность в условиях информационного общества.

На любом этапе развития общества  человек выступает своеобразным индикатором уровня зрелости культуры, ее характера, достоинств и недостатков, цивилизационного и гуманистического содержания. Любой акт деятельности, сохранение и развитие  культуры протекают в определенном пространстве-времени и способствуют его динамичной трансформации. Жизнедеятельность человека сегодня осуществляется в специфической культурной среде, имеющей свои закономерности, особенности развития и функционирования (например, суперсимволический характер).  Адаптация, ориентация личности затрудняется в связи с  резко возросшим объемом информации, циркулирующей в социуме и воздействующей на личность. Инсфраструктура общества дает человеку возможности для творческого развития в связи с доступом ко всему многообразию знаний и ценностей. Однако использовать эти возможности может только человек со сформированными информационными умениями и навыками. Таким образом, можно говорить о появлении новых видов грамотности (информационной) в связи с изменением среды обитания человека, а ее формирование является частью процесса развития информационной культуры.

В  условиях возрастания информационных потоков  человечество попало  в ситуацию неопредленности, которая выступает как норма социальной жизни, как закономерность протекающего на Земле и в Космосе эволюционного процесса. Критерий, который позволяет  выстраивать глобальную стратегию действий, направленных на уменьшение неопределенности, установление связи времен, осмысление картины реального мира (причем информационной картины мира) и сохранение преемственности духовного развития человечества – это информационная  культура.  Постепенно приходит  осознание необходимости следовать общим принципам и правилам независимо от социального положения, национальных, возрастных, половых и иных различий, и это осознание можно рассматривать как элемент информационной культуры.

В современных условиях необходимо создание развитого механизма саморегуляции общества, способного выявлять, предвосхищать кризисные ситуации, обострение социальных противоречий и проблем, тенденции противодействия и торможения, разрешать их, исходя из принципов и закономерностей информационного общества. Таким механизмом социальной эволюции, обеспечивающей саморегулирование и самоуправление политической, идеологической, информационной общественных подсистем является информационная культура.

Информационная культура способствует реальному пониманию человеком самого себя, своего места и роли в окружающем его мире, истории, системе современных мировых связей. Развивающееся на основе высокой информационной культуры взаимодействие народов способствует не только универсализации материального и духовного производства на основе прогрессивных технологий, но и формированию прочных предпосылок всеобщей безопасности. Главная задача – это изменить взгляд на информационную культуру как на средство в жизни общества, осознав ее как цель и смысл жизни. В этих условиях человечество должно изменить глубинные, ценностные установки, гармонизировать миры культуры и информации.

В условиях информатизации происходит широкое внедрение техники и технологии, которые все более влияют на культуру, а олицетворением связи  между культурой и техникой является информационная культура. К.Э Разлогов утверждает, что «ХХ век не только и не столько породил конфликт между техникой и культурой, сколько углубил взаимодействие между ними, ибо современные формы культуры (кино, радио, звукозапись, ТВ, видео, компьютеры в сфере досуга и творчества) связаны с техникой, вырастают из техники» [12, с.17].  Таким образом, информационная культура, как явление, существует длительное время и ее становление и развитие обосновано эволюционным развитием цивилизации.

Информационная культура  личности   пронизана  информационной  деятельностью – процессом, в ходе которого  личность  преобразует  и познает  культурную  среду. В результате человек предстает как  деятельный  субъект, а  осваиваемые  объекты, процессы, явления  среды выступают  объектом   деятельности. Личность наиболее  полно  реализует  в  такой  деятельности  свои  способности, потребности  и  стремления (как  в  интересах  собственного  развития, так  и  с  пользой  окружающих). Информационная  культура  представляет  собой  двойственный  процесс: с  одной  стороны – это  использование  накопленной  информации, а  с  другой – ее  создание  и закрепление  на различных  материальных  носителях. В  этом случае  информационная  культура  включает  следующие  элементы: совокупность  социальной  информации, накопленной  обществом  за  весь период  исторического  развития  (инфофонд)  и  ее  освоение  личностью; способ  переработки, накопления, хранения, трансляции  информации  в  обществе – информационные и информациологические ресурсы  и  коммуникации; степень  массовости  использования  культурной информации  в  обществе  и  ее  доступности  для  личности (т.е. инфовзаимодействие).

Одновременно  все  эти  элементы  информационной  культуры  есть  как  в  общей  культуре  личности, так  и  в  культуре  труда, быта, общения, политической, нравственной  и других  ее  разновидностей, в зависимости  от роли культурной информации  в  развитии  и  воспитании  личности. Если  рассматривать  информационную  культуру  в  этом  плане, то нужно  говорить  о  ней, как  об  инструменте  адаптации  личности  к  условиям  внешней  среды, как  о способе  гармонизации  внутреннего  мира  человека  в  ходе  освоения  всего  объема  социально  значимой  культурной информации.

В качестве компонентов информационной культуры можно выделить:

    * совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для существования в мире культурной  информации;
    * способ жизнедеятельности человека в информационном обществе;
    * методику оперирования всеми видами культурной информации;
    * методологию и мировоззрение информационного общества.

Понимание сущности информационной культуры личности предполагает, прежде всего, ее осознание как одного из проявлений общей культуры человека. Человек – творец, созидатель культуры и вместе с тем ее пользователь. В этой двуединой связи с деятельностью человека заключено своеобразие информационной культуры. С одной стороны, обретение информационной культуры требует значительных усилий личности, с другой - открывает современному человеку доступ к накопленным цивилизацией информационным и информациологическим ресурсам. Именно в связи с этим об информационной культуре человека судят не по тому, что он думает о себе сам или каким он  кажется окружающим, а по реальным результатам его самостоятельной информационной деятельности, информационному поведению, информационному образу жизни.


 
« Пред.   След. »

Читателю журнала "Мой берег"


Приглашаем Вас ознакомиться с поэзией и прозой геосимволистов (см. с главной страницы). Геосимволизм - новое направление в современной российской литературе. Геосимволисты также организовали несколько виртуальных библиотек. Интересует музыка - посетите библиотеку геосимволистов "Муз-лит-ра". Если вам нужны рефераты - они здесь. Если вы ищете сочинения и уроки - найдёте их здесь. Что касается учебников и решебников - да вот они!


Rambler's Top100