О формировании информационной культуры |
Страница 11 из 13 Общепризнанно, что процесс потребления и переработки информации составляет содержательную основу процесса личностного развития. Сведение проблемы только к использованию новых информационных технологий, характерное для 80-х - начала 90-х годов, в настоящее время уступает место использованию культурологического подхода к ее решению. Давление технологии, техники явно уменьшается. Проблема формирования и развития информационной культуры переходит на личностный уровень, поэтому возрастает значение системы образования в ее решении. Информационный компонент становится основным в любом виде деятельности, а оперирование информацией является важнейшей методологией человеческой деятельности в целом и в любых ее разновидностях и вариантах. Информационная культура личности проявится в его информационном поведении, отражающем информационное мировоззрение субъекта. Информационное поведение характеризуется умениями и навыками осуществления информационных операций, оперирования информацией, способностью к саморегуляции и самоанализу собственного информационного поля и собственного поведения. Информационная культура позволяет человеку строить комфортные и эффективные взаимоотношения с окружающей культурной средой. Информационная культура, являясь частью культуры, развивается по синергетическим законам. Информационная культура – открытая, самоорганизующаяся система, находящаяся в неравновесном состоянии, что связано с непрекращающимися потоками культурной информации Космоса. Она способна к стабилизации, что связано с периодами стабильности информатизации, когда происходит окончательное закрепление форм культурной информации. В тоже время она – диссипативна, так как существует в состоянии постоянного информационного обмена. Информационную культуру человечества в разное время потрясали информационные кризисы, каждый раз выводившие ее на более высокую ступень развития. Один из наиболее значительных информационных кризисов привел к появлению письменности, когда устные методики сохранения знания не обеспечивали полной сохранности растущих объемов информации, и фиксация информации на материальных носителях ознаменовала собой новый, следующий период информационной культуры – документальный. Необходимость включения в систему информационных феноменов документа, единства носителя и содержания, изменило содержание информационной культуры. В ее состав вошли культура общения с документами; культура кодирования и фиксации информации; культура документографического поиска и т.д. Оперирование информацией облегчилось, претерпел изменение образ мышления, но устные формы информационной культуры не только не утратили своего значения, но и обогатились системой взаимосвязей с письменными. Очередной информационной кризис вызвал к жизни компьютерные технологии, модифицировавшие носитель информации и автоматизировавшие некоторые информационные процессы. Современная информационная культура вобрала в себя все свои предшествующие формы и соединила их в единое целое. На каждом качественно новом этапе предшествующие формы информационной культуры функционируют, обогащаясь новыми. Данные кризисы можно рассматривать как точки бифуркации информационной культуры. Каждый период развития цивилизации имеет свою форму господствующего материального носителя информации, который определяет степень и скорость распространения информации в обществе, формы накопления, хранения, возможности передачи и поиска. Соответственно информационная культура личности (общества) прошла в своем развитии этапы, соответствующие периодам господства форм материальных носителей информации. Информационная культура сегодня тесно связана современными средствами коммуникаций – спутниковая связь, межконтинентальные компьютерные сети, network (информационные сети конкретной локальной направленности), которые способны преодолевать пространство и время. Таким образом, для информационной культуры характерны следующие свойства: открытость, неустойчивость, стохастичность и т.д. Информационную культуру следует рассматривать как свойство личности, позволяющее адекватно и эффективно реагировать на процесс информатизации общества в целях саморазвития и влиять на процесс формирования культуры (информационной) общества, как гуманистической основы информатизации. Информационную культуру можно рассматривать как двухкомпонентную структуру, состоящую из ядра и защитного пояса. К ядру мы относим систему информационных ценностей, информационных норм, информационных знаний, информационных значений и символов. В качестве защитного пояса выступают умения и навыки информационной деятельности, развитое восприятие информации. Тогда пояс выполняет следующие функции: самосохранения, интеграции, достижения цели, адаптации. Функции же ядра – социально-регулятивная, коммуникативно-репродуктивная, ценностно-ориентационная. В целом информационная культура, как система, выполняет защитную, креативную, коммуникативную, сигнификативную, нормативную функции и является стандартом информационного поведения и информационного образа жизни. Культурная среда и культурное пространство побуждают пользователя постоянно оценивать свои знания и знания, зафиксированные в инфосфере, диагностировать себя как создателя и потребителя информации, осознать складывающуюся информационную ситуацию. Факторами развития информационной культуры являются: система образования, определяющая общий уровень интеллектуального развития людей, информационная инфраструктара общества, демократизация общества, развитие экономики [19]. Образование мы рассматриваем как сензитивный период в формировании базиса информационной культуры. По мнению Э.П. Семенюка, существует имманентная взаимозависимость между информационной культурой субъекта и тем информационным пространством (а значит и культурным), в котором он функционирует, постоянно испытывая на себе его влияние и в известной мере воздействуя на его эволюцию. Достаточный уровень информационной культуры дает возможность субъекту информационной деятельности лучше ориентироваться в информационном пространстве и его особенностях, адекватно дешифровать и использовать даже сложнейшие его компоненты, реализовать необходимые преобразования в направлении его оптимизации и т.п. [16, 17]. Уровни информационной культуры зависят от активности взаимодействия индивида с окружающим миром, информационной насыщенности взаимообмена. Если информационные возможности, объем информации и скорость ее обмена с внешней средой у личности находятся на низком уровне, то нет необходимости ни в культуре научного исследования, ни в культуре использования современных информационных технологий, ни в информационно-правовой культуре и т.д. В этом случае взаимодействие человека с окружающим миром предстает в простом виде. Указанные компоненты в полном объеме закрепляются в структуре информационной культуры лишь в том случае, если личность активно взаимодействует с культурной средой и культурным пространством. Высокий уровень информационной культуры личности должен включать все компоненты, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены. Информатизация разрушает традиционные циклы жизнедеятельности людей и сам ритм их жизни, вытесняет ценность межличностного общения, заменяет реальный мир виртуальным, усиливает возможности манипулирования индивидуальным и массовым сознанием. В связи с этим возникает проблема гуманизации как возврата человека к его естественному состоянию и гармоничному развитию. Тогда информационная культура выступает гуманитарной составляющей информатизации. Современное общество нацелено на развитие творчества субъектов, процесс его становления сопровождается возрождением высокой культуры. Качественные изменения в культуре информационного мира повышают ее роль в развитии и функционировании общества. Культура может рассматриваться как ключ к инновациям и общественному развитию. Итак, исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы. Во-первых, информационную культуру нельзя рассматривать отдельно от других типов культур, так как элементы, входящие в нее, присутствуют и в культуре труда, и в культуре общения, политической культуре и т.д. Во-вторых, для полноценного понимания такой культуры необходимо создание ее исторической модели, где будут сочетаться временной фактор и перечни основных компонентов информационной культуры, которые возникли или уже существовали в определенный исторический период. |
« Пред. | След. » |
---|