О формировании информационной культуры

Оглавление
О формировании информационной культуры
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13

Информационная культура имеет системно-структурное строение, в котором можно выделить системообразующее ядро. Им является информационная деятельность учащихся, обусловленная характером их учебно-познавательной деятельности. Эта деятельность, в соответствии с их потребностями, проявляется в использовании накопленных ими и обществом информационных ресурсов.

Формирование информационной культуры качественно влияет на развитие мышления учащихся, способствуя умению мыслить категориями, отделять главное от второстепенного, анализировать ситуацию и делать выводы, развивая его образную, абстрактную и творческую направленность.

Активное внедрение во все сферы деятельности человека новых информационно-коммуникационных технологий требует решения проблемы подготовки специалистов художественного профиля (культурологов, музыкантов, хореографов, вокалистов, режиссеров), способных эффективно работать в условиях становления информационного общества, когда информация, знания становятся важным ресурсом, а также подлинной движущей силой социально-экономического, технологического и культурного развития. В этой связи непременным признаком высокого профессионализма будущего специалиста выступает информационная культура.

В сложившихся условиях информационная культура личности становится областью метазнаний, уровень владения ею – важнейшим фактором профессиональной компетентности и социальной дифференциации, а путь её формирования – приоритетным направлением модернизации учебного процесса в сфере профессионального образования.

На сегодня можно выделить такие популярные на Западе, и еще робко заявляющие о себе в нашей педагогике направления:

    *
      медиаграмотности (media literacy),
    *
      медиакомпетентности (media competence),
    *
      медиаобразование (media education).

Медиакомпетентность включает в себя перечень способностей и умений, относящихся к медиа, которые должны включать в себя измерения знаний, восприятия и, относительно активного, использования масс-медиа [2]. Д.Баак (D.Baacke) выделяет четыре измерения медиакомпетентности [3]:

    *
      медиакритицизм (аналитический, рефлексивный, этический);
    *
      медианаука (информативная, инструментальная и квалификаторная);
    *
      использование медиа (простое восприятие, интерактивное);
    *
      медиапроектирование (инновационное, творческое).

К.Тайнер определяет «медиаобразование» как “способность иметь доступ, анализировать и осуществлять коммуникацию в широком диапазоне форм” [6, с.8]. Информационно-культурологический подход при педагогическом проектировании медиаобразовательной среды и наполняющих её медиаобразовательных (электронных, мультимедийных) ресурсов рассматривает учебную деятельность студента в среде как взаимодействие с культурой, прежде всего с её экранными формами.

Целью педагогического проектирования медиаобразовательной среды вуза является обеспечение условий для развития и становления в процессе обучения информационной культуры, как одной из важнейшей компонент культуры современного человека. В социокультурной деятельности информация подразумевает знания и понимание культурных значений. Появляющиеся новые информационные технологии повышают информированность общества в несколько раз, радикально меняя объем и глубину знаний, а вместе с ними и уровень культуры в целом. Таким образом, информационную культуру следует рассматривать как достигаемый уровень организации информационных процессов, как удовлетворенность людей в информационном общении, как степень эффективности создания, сбора, хранения, переработки, передачи и использования информации, обеспечивающей целостное восприятие мира, анализ и оценку последствий принимаемых решений. Человек в информационной культуре выступает одновременно создателем, «приемником», хранителем и «передатчиком» информации. 


 
« Пред.   След. »

Читателю журнала "Мой берег"


Приглашаем Вас ознакомиться с поэзией и прозой геосимволистов (см. с главной страницы). Геосимволизм - новое направление в современной российской литературе. Геосимволисты также организовали несколько виртуальных библиотек. Интересует музыка - посетите библиотеку геосимволистов "Муз-лит-ра". Если вам нужны рефераты - они здесь. Если вы ищете сочинения и уроки - найдёте их здесь. Что касается учебников и решебников - да вот они!


Rambler's Top100