О формировании информационной культуры |
Страница 3 из 13 Информационная культура имеет системно-структурное строение, в котором можно выделить системообразующее ядро. Им является информационная деятельность учащихся, обусловленная характером их учебно-познавательной деятельности. Эта деятельность, в соответствии с их потребностями, проявляется в использовании накопленных ими и обществом информационных ресурсов. Формирование информационной культуры качественно влияет на развитие мышления учащихся, способствуя умению мыслить категориями, отделять главное от второстепенного, анализировать ситуацию и делать выводы, развивая его образную, абстрактную и творческую направленность. Активное внедрение во все сферы деятельности человека новых информационно-коммуникационных технологий требует решения проблемы подготовки специалистов художественного профиля (культурологов, музыкантов, хореографов, вокалистов, режиссеров), способных эффективно работать в условиях становления информационного общества, когда информация, знания становятся важным ресурсом, а также подлинной движущей силой социально-экономического, технологического и культурного развития. В этой связи непременным признаком высокого профессионализма будущего специалиста выступает информационная культура. В сложившихся условиях информационная культура личности становится областью метазнаний, уровень владения ею – важнейшим фактором профессиональной компетентности и социальной дифференциации, а путь её формирования – приоритетным направлением модернизации учебного процесса в сфере профессионального образования. На сегодня можно выделить такие популярные на Западе, и еще робко заявляющие о себе в нашей педагогике направления: * медиаграмотности (media literacy), * медиакомпетентности (media competence), * медиаобразование (media education). Медиакомпетентность включает в себя перечень способностей и умений, относящихся к медиа, которые должны включать в себя измерения знаний, восприятия и, относительно активного, использования масс-медиа [2]. Д.Баак (D.Baacke) выделяет четыре измерения медиакомпетентности [3]: * медиакритицизм (аналитический, рефлексивный, этический); * медианаука (информативная, инструментальная и квалификаторная); * использование медиа (простое восприятие, интерактивное); * медиапроектирование (инновационное, творческое). К.Тайнер определяет «медиаобразование» как “способность иметь доступ, анализировать и осуществлять коммуникацию в широком диапазоне форм” [6, с.8]. Информационно-культурологический подход при педагогическом проектировании медиаобразовательной среды и наполняющих её медиаобразовательных (электронных, мультимедийных) ресурсов рассматривает учебную деятельность студента в среде как взаимодействие с культурой, прежде всего с её экранными формами. Целью педагогического проектирования медиаобразовательной среды вуза является обеспечение условий для развития и становления в процессе обучения информационной культуры, как одной из важнейшей компонент культуры современного человека. В социокультурной деятельности информация подразумевает знания и понимание культурных значений. Появляющиеся новые информационные технологии повышают информированность общества в несколько раз, радикально меняя объем и глубину знаний, а вместе с ними и уровень культуры в целом. Таким образом, информационную культуру следует рассматривать как достигаемый уровень организации информационных процессов, как удовлетворенность людей в информационном общении, как степень эффективности создания, сбора, хранения, переработки, передачи и использования информации, обеспечивающей целостное восприятие мира, анализ и оценку последствий принимаемых решений. Человек в информационной культуре выступает одновременно создателем, «приемником», хранителем и «передатчиком» информации. |
« Пред. | След. » |
---|