О формировании информационной культуры

Оглавление
О формировании информационной культуры
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13

К сожалению, современное образование не реализует в полном объеме данные требования. Процессы, происходящие в информационном обществе, тесно связаны с субъективным моментом. Все большую роль играет уровень развития информационной культуры личности и общества в целом. Проблема является актуальной, поэтому в ее решении принимают участие многие науки. На современно этапе указанная проблема рассматривается как в нормативных документах («Доктрина информационного общества» ЮНЕСКО, Законы Украины «О концепции Национальной программы информатизации», «Об информации» и др.), так и в работах философов, педагогов, деятелей культуры и работников СМИ (Абдеев Р.Ф., Архипов С.В., Белл Д., Джинчаридзе Н.Г., Джонстон П., Зиновьева Ю.С., Иноземцев В.Л., Кузнецов М.М., Лотман Ю., Мамардашвили М.К. и др.) В последние годы появился значительный пласт публикаций, на многих сайтах Интернета также размещена подобная информация, но чаще всего проблема рассматривается только в свете использования новых информационных технологий. 

Важной социально-образовательной предпосылкой информатизации общества в целом, и образования в частности, является распространение информационной культуры в обществе. На современном этапе развития социума информационная культура становится одним из основных показателей общей культуры личности. Причем используются такие понятия, как «информационная культура» «информационная грамотность», «информационная компетентность» и т.п. Однозначного толкования термина «информационная культура» пока нет. 

Понятие «информационная культура» сформировалось во второй половине ХХ века в связи с пристальным вниманием к механизмам и процессам информационного обмена. С точки зрения культурологии информационная культура характеризует «культуру с точки зрения аккумулируемой, обрабатываемой и транслируемой в ее рамках информации» [1, 269].

Нельзя не отметить, что «информационная культура», или в педагогике говорят об «информационной культуре личности», является составной частью более широкого понятия «культура личности». Под культурой личности понимается «система личностных качеств (ума, характера, воображения, памяти), осознаваемых самим индивидом как ценности и ценимых в обществе. Более узкое по объему понятие «информационная культура личности» мы определяем, – пишут Ю. Брановский и А. Беляева, – как способность и потребность специалиста использовать доступные информационные возможности для систематического и осознанного поиска нового знания, его интерпретации распространения» [2, 82].

При этом крайне важно задуматься и о пределах роста информации и о качестве и необходимости информационной культуры. Необходимо помнить, что «увеличение количества информации может значительно уменьшить нашу возможность пользоваться ею, т.е. количество информации и ее ценность – принципиально разные вещи» [3, 103]. 

На наш взгляд, информационную культуру следует рассматривать как один из важнейших аспектов культурной деятельности вообще. Так же, как и культура, она неразрывно связана со “второй природой” (социальной) человека, являясь продуктом его мыслительной способности, выступая содержательным аспектом субъект-объектных и субъект-субъектных отношений, зафиксированных при помощи различных материальных носителей. При этом под субъектом понимается человек (или социальная группа), носитель предметно-практической деятельности и познания, под объектом – то, на что направлена указанная деятельность субъекта.

Информационная культура выступает одновременно и необходимым эффективным фактором в освоении человеком культурной реальности, овладении всем тем богатством, которое выработало человечество, и самой реальностью, ценностью, появившейся в результате культурно-созидающей деятельности, и атрибутом непосредственного культурного бытия, личностных проявлений (поведения, различных форм общения и т. п.).

Если рассматривать понятие информационной культуры более широко (выходя за пределы компьютеризации), то следует признать, что общие методы представления знаний и умений не следует искать лишь в околокомпьютерной ситуации. Реальная область применения информационной культуры гораздо шире.


 
« Пред.   След. »

Direct/ADVERT



Rambler's Top100