Литературный журнал геосимволистов "Мой берег". Библиотека "Символика"

Юрий Прокушев. Сергей Есенин

Оглавление
Юрий Прокушев. Сергей Есенин
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10


          НЕ НАДО РАЯ


   "Аристон" или Есенин, - "Песнь о Коловрате". - Новгородское вече. -
  Есенинский "Кузнец" на страницах газеты "Путь правды". - Стихотворение
                         "Русь". - Поэт и Родина.

   В  начале 1914 года в печати появляются первые стихи. Есенина. В первом
номере  детского  журнала  "Мирок" за 1914 год, который издавался Сытиным,
было помещено стихотворение "Береза", написанное Есениным в 1913 году.

   Белая береза
   Под моим окном
   Принакрылась снегом,
   Точно серебром.

   На пушистых ветках
   Снежною каймой
   Распустились кисти
   Белой бахромой.

   И стоит береза
   В сонной тишине,
   И горят снежинки
   В золотом огне.

   А заря, лениво
   Обходя кругом,
   Обсыпает ветки
   Новым серебром.

   Об  этом  стихотворении,  очевидно,  идет  речь в  письме Есенина к  Г.
Панфилову: "Посылаю тебе на этой неделе, - пишет Есенин. - детский журнал,
там мои стихи".  Это стихотворение было опубликовано Есениным за  подписью
"Аристон".
   Вслед  за   "Березой"  в   журнале  "Мирок"  появляется  еще  несколько
есенинских стихов:  "Пороша",  "Поет зима - аукает...", "С добрым утром!",
"Село" (из Тараса Шевченко) и др. Печатаются в 1914 году стихи Есенина и в
детских журналах "Проталинка",  "Доброе утро",  в  газетах "Путь  правды",
"Новь".  Молодой поэт с радостью сообщает Г. Панфилову: "Распечатался я во
всю  ивановскую.   Редактора  принимают  без  просмотра  и  псевдоним  мой
"Аристон" сняли.  Пиши г-рят под своей фамилией. Получаю 15 к. за строчку.
Посылаю одно из детских стихотворений".
   Ранние стихи Есенина полны ароматной земной красоты:

   Задремали звезды золотые,
   Задрожало зеркало затона,
   Брезжит свет на заводи речные
   И румянит сетку небосклона.

   Улыбнулись сонные березки,
   Растрепали шелковые косы.
   Шелестят зеленые сережки
   И горят серебряные росы.

   У плетня заросшая крапива
   Обрядилась ярким перламутром
   И, качаясь, шепчет шаловливо:
   "С добрым утром!"

   В  стихотворении "С  добрым утром!",  написанном Есениным в  1914 году,
столько радости бытия,  образных находок; даже заросшая крапива становится
неожиданно прекрасной!
   Из  ранних произведений поэта по своим социальным мотивам примечательно
стихотворение "Кузнец".  Оно было написано в  1914 году и напечатано в мае
того  же  года за  подписью Есенина в  большевистской газете "Путь правды"
(под  таким названием тогда выходила газета "Правда").  На  третьей полосе
этим стихотворением открывалась большая подборка "Жизнь рабочих России". В
том  же  номере газеты на  второй полосе было  напечатано стихотворение Д.
Бедного "Быль". Так впервые "встретились" С. Есенин и Д. Бедный.
   В   1912  -   1914  годах,   кроме  лирических  стихов,   Есенин  пишет
произведения,  в  которых  обращается к  волнующим  страницам героического
прошлого русского народа.  В  1912 году он  создает в  традициях былинного
эпоса свою "Песнь о Евпатии Коловрате":

   От Ольшан до Швивой Заводи
   Знают песни про Евпатия.
   Их поют от белой вызнати
   До холопного сермяжника.

   Хоть и много песен сложено,
   Да ни слову не уважено,
   Не сочесть похвал той удали,
   Не ославить смелой доблести.

   "Песнь  о  Евпатии Коловрате" написана Есениным под влиянием известного
памятника  древнерусской  литературы  "Повесть о разорении Батыем Рязани в
1237 г.", в одном из эпизодов которой рассказывается о богатырском подвиге
рязанского  воеводы Евпатия Коловрата. Как вспоминает писатель И. Розанов,
Есенин  читал  поэму  "Песнь  о  Евпатии  Коловрате" на вечере в "Обществе
свободной  эстетики"  в  Москве  21 января 1916 года; он выступал вместе с
поэтом  Н.  Клюевым.  "Он  тоже  начал  с  эпического.  Читал  об  Евпатии
Рязанском. Этой былины я никогда потом в печати не видел и потому плохо ее
помню.  Во  всяком  случае,  тут  не  было того воинствующего патриотизма,
которым  отличались  некоторые  вещи Клюева. Если тут и был патриотизм, то
разве только краевой, рязанский".
   Поэма "Песнь о  Евпатии Коловрате" имеет две  редакции.  Первоначальная
редакция,  датированная 1912 годом,  была напечатана в  1918 году в газете
"Голос трудового крестьянства".  В  1925 году для "Собрания стихотворений"
Есенин создал новую редакцию, значительно отличающуюся от первой не только
меньшим объемом (35  строф вместо 56),  заглавием,  но  и  содержанием.  В
окончательной  редакции  поэт  освобождает  свою  "Песнь"  от  религиозных
образов   и   церковной  лексики.   Он   стремится  сделать  поэму   более
реалистической,  приблизив  ее  форму  и  содержание к  народнопоэтическим
памятникам о борьбе русского народа с татарским нашествием.
   Однако сюжет "Песни" Есенина во  многом отличен от той части "Повести о
разорении Батыем Рязани в  1237  г.",  где  повествуется о  борьбе Евпатия
Коловрата с  Батыем.  Евпатий Коловрат в "Повести" -  княжеский дружинник.
Евпатии  у  Есенина -  кузнец-силач,  выразитель патриотических настроений
народа.
   Н.  К.  Гудзий отмечает,  что рассказ о  Евпатии Коловрате в "Повести о
разорении Батыем Рязани в 1237 г.",  очевидно, "восходит к особым народным
историческим песням";  "в  основу ее легло устное эпическое произведение".
Можно предположить,  что  наряду с  "Повестью о  разорении Батыем Рязани в
1237 г."  одним из  источников в  работе над "Песнью о  Евпатии Коловрате"
послужили  народнопоэтические  рассказы,   легенды,   предания  о  Евпатии
Коловрате,  которые Есенин мог  слышать в  годы юности в  родном рязанском
краю.
   К   драматическим   событиям  последних  дней  Новгородской  республики
обращается  Есенин  в  поэме "Марфа Посадница", написанной им в 1914 году.
Товарищ  Есенина по университету Шанявского Борис Сорокин рассказывает: "В
начале  июня  студенты  разъехались  на  каникулы.  Увиделись  мы только в
сентябре,  когда  уже  шла война, и на одном из вечеров Сергей читал поэму
"Марфа Посадница".
   В основу своей поэмы Есенин положил известное народное предание о Марфе
Посаднице, мужественной поборнице новгородской вольницы. "В нашей истории,
- отмечает русский ученый  Ключевский,  -  немного эпох,  которые были  бы
окружены  таким  роем  поэтических  сказаний,   как  падение  Новгородской
вольности".    Воскрешая   страницы   героической   истории   Новгородской
республики,  Есенин мечтает о времени,  когда "загудит нам с веча колокол,
как встарь".  Мысль эта -  главная в поэме. Увлеченный ею, поэт в какой-то
мере даже идеализирует образ Марфы Посадницы.  При  всем этом написанная в
начале   империалистической   войны   "Марфа   Посадница"   воспринималась
современниками  Есенина  прежде  всего   как   произведение  с   отчетливо
выраженными демократическими устремлениями:

   А и минуло теперь четыреста лет.
   Не пора ли нам, ребята, взяться за ум,
   Исполнить святой Марфин завет:
   Заглушить удалью московский шум?
   . . . . . . . . . . . . . . . . .
   Ты шуми, певунный Волхов, шуми,
   Разбуди Садко с Буслаем на-торгаш!
   Выше, выше, вихорь, тучи подыми!
   Ой ты, Новгород, родимый наш!

   В  стихотворении "Ус"  (1914) Есенин обращается к  образу крестьянского
вожака,  сподвижника  Степана  Разина,  поднявшего  против  "пяты  Москвы"
калужских, рязанских, тамбовских мужиков:

   Не белы снега по-над Доном
   Заметали степь синим звоном.
   Под крутой горой, что ль под тыном,
   Расставалась мать с верным сыном:

   "Ты прощай, мой сын, прощай, чадо,
   Знать, пришла пора, ехать надо!
   Захирел наш дол по-над Доном,
   Под пятой Москвы, под полоном!"
   . . . . . . . . . . . . . . . . .
   Отвечал ей сын напоследок:
   "Ты не стой, не плачь на дорогу,
   Зажигай свечу, молись богу.
   Соберу я Дон, вскручу вихорь,
   Полоню царя, сниму лихо".

   Если  в  поэме "Марфа Посадница" и  в  стихотворении "Ус"  молодой поэт
пытается выразить свободолюбивые чувства,  то в  стихотворении "Русь" -  о
нем мы уже говорили выше - поэт рассказывает о тяжелых испытаниях, которые
переживала Россия в настоящем.  Народу не нужна война, ибо и без нее много
горя,  -  вот  главная мысль есенинской "Руси".  В  ней  слились в  единую
поэтическую  симфонию  о   Родине  и  задушевные  мелодии  таких  чудесных
лирических стихотворений о  родной природе,  как "С добрым утром!",  "Край
любимый!  Сердцу снятся...",  и звонкие, задорные ритмы стихотворений "Гой
ты,  Русь, моя родная...", "По селу тропинкой кривенькой...". И едва ли не
всего слышнее в  "Руси" тревожные,  невеселые думы о  тяжелой крестьянской
доле,  полной вздохов и  слез,  характерные для  таких стихотворений,  как
"Черная, потом пропахшая выть...", "Заглушила засуха засевки...".
   В  "Руси" нет и тени ученического подражания,  копирования литературных
приемов  других   авторов,   что   нетрудно  обнаружить  в   ряде   ранних
стихотворений  у   Есенина  ("Моя   жизнь",   "Тяжело  и   прискорбно  мне
видеть...").
   Стихотворение "Русь" давало Есенину право  сказать позднее о  том,  что
отделяло  его  творчество  от  буржуазно-декадентской  литературы  в  годы
мировой  войны:  "Резкое различие со  многими петербургскими поэтами в  ту
эпоху сказалось в том,  что они поддались воинствующему патриотизму,  а я,
при всей своей любви к рязанским полям и к своим соотечественникам, всегда
резко   относился   к   империалистической   войне   и   к   воинствующему
патриотизму...  У  меня даже были неприятности из-за того,  что я  не пишу
патриотических стихов на  тему "Гром победы,  раздавайся",  но  поэт может
писать только о том, с чем он органически связан".
   Пережитое в  юные  годы  помогло поэту  увидеть чуждый  народу характер
войны 1914 года и  преодолеть декадентское наступление на его поэзию.  Как
бы  отвечая всем тем,  кто хотел увести его поэзию от главного -  служения
Родине, еще в 1914 году юный поэт писал:

   Если крикнет рать святая:
   "Кинь ты Русь, живи в раю!" -
   Я скажу: "Не надо рая,
   Дайте родину мою".

   Есенин  остался верен  этой  юношеской клятве до  последних дней  своей
жизни.



 
« Пред.   След. »

Сайты геосимволистов | Хочу Вам представить еще три сайта геосимволистов, которые являются библиотеками, и, вместе с тем, трибунами для высказываний и... >>

 
Хвалебные стихи | Рамблеру
Захочу я что узнать
И с утра, и затемно... >>

 
Новое царство | Что было до? Скорее, да?
Скорее, нет. Скорее, анти.
Отсутствие... >>

 
Детям | Это мое стихотворение развивает положения манифеста геосимволизма.
Мы должны... >>

 
Бог | Бог - это слишком много
Даже для трепетной мысли о... >>

 

Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru