Формирование культуры делового общения |
Страница 3 из 13 Введение Актуальность работы. Социально-экономические изменения, произошедшие в нашей стране за последние годы, выдвинули новые требования к профессиональной подготовке специалиста. Реально защищённым в социальном плане может быть лишь всесторонне образованный человек, способный гибко перестраивать направление и содержание своей деятельности в связи со сменой технологий и требований рынка. В ближайшее время на рынке труда в Российской Федерации будет иметь место превышение предложения над спросом. Отсюда возникает вопрос о конкурентоспособном специалисте, который должен обладать высокими профессиональными качествами, в ком есть реальная потребность у государственных и негосударственных предприятий. В условиях рыночной экономики, когда разрушилась система централизованного управления хозяйством. В процессе гуманитарной подготовки приобретаются знания о человеке и его месте в системе общечеловеческих ценностей, формируется мотивация самосовершенствования и потребность непрерывного самообразования, расширяется запас общекультурных знаний и представлений. В Законе «Об образовании» Российской Федерации сказано: «Содержание образования должно обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; интеграцию личности в систему мировой и национальной культур; формирование человека-гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества». Рыночные отношения требуют от специалиста новых качеств, таких как инициативность, предприимчивость, профессиональная мобильность, умение адаптироваться в изменяющихся условиях. Реальная экономическая ситуация в стране обуславливает необходимость повышения уровня экономического образования. Владение совокупностью умений организации общения и совместной деятельности - необходимое условие успеха современного человека. Поэтому культура делового общения является одним из основных компонентов профессиональной культуры. Проведенный нами мониторинг состояния профессиональной подготовки будущих специалистов в новых социально-экономических условиях позволил сделать вывод о том, что объективная потребность формирования у будущих кадров профессиональных качеств, обусловленных конкретными социально-экономическими условиями; возрастающий творческий, общественный характер профессиональной деятельности специалиста; настоятельная необходимость постоянного самосовершенствования и саморазвития личностных характеристик, обеспечивающих успех социального взаимодействия деловых людей, - требуют внесения корректив в учебно-воспитательный процесс вузов, готовящих кадры. Умение общаться, добиваться взаимопонимания в процессе выполнения профессиональных функций является важнейшим условием высокой эффективности труда в любой сфере производства и, особенно, в ситуациях делового взаимодействия. Большое значение здесь имеет выдержка и эмоциональная устойчивость, умение правильно вести себя в конфликтных ситуациях, логическое построение и аргументация своей точки зрения, владение культурой речи. Для приобретения перечисленных умений необходимы знания основ психологии, педагогики, физиологии, логики, риторики. Несмотря на кризисные явления, в России продолжается процесс интенсивного внедрения новых и модернизация существующих технологий. Особенно интенсивно идёт развитие компьютерных технологий. Различные дидактические аспекты проблемы компьютеризации обучения разрабатывались в нашей стране Б. С. Гершунским, А. А. Кузнецовым, В. С. Леднёвым, В. В. Рубцовым, Н. Ф. Талызиной и др. Но в работах вышеперечисленных авторов практически не затрагивались возможности включения в процесс обучения ресурсов международной компьютерной сети Интернет. Это объяснимо, прежде всего, тем, что подключение к Интернет в России лишь недавно получило широкое распространение. Развитие использования международной компьютерной сети в нашей стране «тормозится» многими объективными причинами. Прежде всего, это причины экономического порядка – нехватка денежных ресурсов. Сферу образования, имеющую огромные проблемы с финансированием, это касается в первую очередь. Материально-техническая база подавляющего большинства образовательных учреждений не может обеспечить обучаемым пользование международной компьютерной сетью. Тем не менее, Интернет постепенно приходит в сферу профессионального образования, в том числе и высшего. И здесь мы видим огромный потенциал для распространения информации, доступа к накопленным информационным ресурсам в различных областях, общения между пользователями компьютерных сетей во многих странах мира, что, несомненно, способствует повышению уровня культуры делового общения пользователей. Цель работы – определение совокупности эффективных педагогических условий, обеспечивающих формирование культуры делового общения будущих учителей технологии и предпринимательства. Объектом нашей работы является процесс профессиональной подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства. Предмет работы – педагогические условия формирования культуры делового общения будущих учителей технологии. Гипотезой работы принято предположение, что формирование культуры делового общения у будущих специалистов возможно, если: - студенты осознанают смысл и ценность культуры делового общения в будущей профессиональной деятельности; - деятельность строится на основе модели процесса формирования культуры делового общения; - в учебном процессе созданы благоприятные условия для формирования культуры делового общения. Задачами данной работы являются: 1) теоретический анализ проблемы общения-коммуникации; выявление специфики делового общения как динамичного процесса, структурных компонентов, определяющих его; определение структуры и содержания понятия «культура делового общения»; 2) рассмотрение культуры делового общения как части профессиональной культуры в теории и на практике; выявление системы компонентов культуры делового общения, демонстрации их органической взаимосвязи и взаимозависимости; 3) разработка модели формирования культуры делового общения в процессе профессиональной подготовки специалистов; 4) разработка методических рекомендаций для элективного курса Культура делового общения для студентов специальности «Технология и предпринимательство». Методологической основой работы явились работы философов, социологов, педагогов, психологов, комплексный подход в обучении, воспитании и развитии; целостный подход к познавательной деятельности человека. В разработке и обосновании теоретических основ мы учитывали основные положения концепций: формирования мотивации в процессе труда, общения и интеллектуальной деятельности (Б.Г.Ананьев, Т.И.Шамова и другие); учебной (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин), трудовой (П.Р.Атутов, Д.А.Тхоржевский), игровой (С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин) деятельности; содержания и процесса обучения (В.В.Краевский, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин). Организация и методы работы. Для решения поставленных задач использовались следующие методы: изучение и анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы; теоретический анализ проблемы профессиональной готовности технических специалистов; анализ и обобщение передового педагогического опыта; моделирование; беседы; наблюдение; анкетирование. Теоретическая и практическая значимость заключается в - выявлении структурных компонентов культуры делового общения в соответствии с требованиями современности, анализе обозначенных компонентов, демонстрации их органической взаимосвязи и взаимозависимости; - проектировании модели процесса формирования культуры делового общения специалистов в педагогическом процессе; - разработке содержания элективного курса «Культура делового общения» для студентов ТЭФ и методических рекомендаций; - обосновании возможности формирования компонентов культуры делового общения посредством Интернет-коммуникации. |
« Пред. | След. » |
---|