Формирование культуры делового общения |
Страница 10 из 13 2.3 Анализ опытно-экспериментальной работы Разрабатывая программу формирования культуры делового общения студентов, мы исходили из закономерностей развития и функционирования модели формирования культуры делового общения; собственная работа особенностей коммуникативной деятельности студентов; анализа существующей практики профессиональной подготовки будущих специалистов, а так же представления о том, что формирование культуры делового общения – процесс управляемый. Так как большинство использованных нами в качестве операционных методик (стандартизированные и разработанные самостоятельно) - на уровне самооценивания тех или иных качеств и характеристик, для большей достоверности полученных данных мы сочли необходимым коррелировать их с данными самооценки личности. Самооценка является структурным важнейшим компонентом самосознания личности, сущность которого состоит в осознании себя и в определенном отношении к самому себе. Самооценка - одна из наиболее изученных сторон самосознания, её можно рассматривать как «ядро» самосознания, фундаментальное свойство личности, играющее ведущую роль в структуре ее мотивационной сферы, в регуляции человеком своего поведения и деятельности, в формировании качеств личности, самокритичности, уверенности в себе, уровне притязаний. Нами была изучена самооценка уровня выраженности качеств и умений, характеризующих культуру делового общения методом анкетного опроса по 10-бальной шкале до и после экспериментальной работы. В результате обработки анкет мы получили следующие данные. Самооценка выраженности качеств и умений, характеризующих культуру делового общения Таблица 9 Качества и Умения 1 курс, в % 2 курс, в% зани-жена адек-ватна завы-шена зани-жена Адекватна завы-шена Стремление к саморазвитию культуры делового общения 11,43 48,57 40 12,76 61,7 25,54 Умение выразительно, грамотно говорить 12,00 47,42 40,58 7,09 69,5 23,41 Умение слушать собеседника 13,14 41,14 45,72 9,21 69,52 21,27 Умение управлять своей мимикой, пантомимикой, интонацией, голосом 17,14 38,85 44,01 6,38 63,8 29,82 Умение создавать оптимальный эмоциональный настрой 15,42 34,85 49,73 9,2 53,9 36,9 Умение устанавливать первичный контакт 9,73 43,42 46,85 10,63 56,75 32,62 Умение аргументированно высказывать своё мнение 16,0 35,42 48,58 9,92 58,86 31,22 Умение планировать своё время 16,0 40,0 44,0 8,52 ,60,99 30,49 Умение быть терпимым, доброжелательным к мнению собеседника 8,0 42,28 49,72 9,93 45,39 44,68 Умение разрешать конфликтные ситуации 9,14 44,58 ,46,28 7,09 72,35 20,56 Умение выявить психологический тип собеседника, особенности его характера, темперамента 12,0 39,42 48,58 7,00 61,7 31,3 Владение приемами стимулирования интереса слушателей 20,0 41,14 38,86 12,05 58,86 29,09 Умение использовать основные логические категории и законы 9,72 44,0 46,28 9,92 73,75 16,33 Умение создать имидж, адекватный ситуациям делового общения внешний вид 16,0 31,42 52,58 8,52 57,44 34,04 Владение современными информационными технологиями 20, 42,28 37,72 11,36 58,15 30,49 Умение вести деловую переписку в соответствии с нормативными требованиями 13,72 40,28 46,0 10,36 49,6 40,04 Умение вести себя в соответствии с правилами делового этикета 24,0 30,28 45,72 14,18 56,04 29,78 Как видим, по всем 17 качествам, характеризующим коммуникативный процесс, самооценка студентов 1-го курса очень завышена (от 37,72% до 52,58%), тогда как у студентов 2-го курса завышение колеблется от 16,33% до 44,68% . Объясняется это тем, что студенты второго курса имели возможность углубить познания по вопросам культуры делового общения в процессе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла и элективного курса, позволяющих формировать адекватную самооценку. В разработке содержания элективного курса «Культура делового общении» были использованы материалы работ известных педагогов и психологов, ролевые игры и психологические тренинги. Но, учитывая техническую направленность слушателей, мы решили расширить возможности формирования культуры делового общения посредством использования информационных технологий. Это оказалось весьма эффективным. В процессе работы в Интернет студенты совершенствовали навыки организации опосредованного коммуникативного процесса; овладевали умениями грамотного ведения деловой переписки, организацией дискуссии на профессиональные темы. В завершении элективного курса был проведен срез по основным характеристикам культуры делового общения в соответствии с разработанными критериями, в ходе которого было выявлено, что уровень развития способностей к деловой коммуникации повысился у 12% студентов. Но главным итогом этой работы явилось осознание необходимости и стремление к саморазвитию культуры делового общения у большей части слушателей. Выбор студентов, скорее всего, можно объяснить серьёзным отношением к предмету, пониманием его роли в формировании культуры делового общения как составляющей профессиональной культуры будущего специалиста В результате проведенной работы практически все студенты осознали важность культуры делового общения в будущей профессиональной деятельности, у многих отмечена тенденция к саморазвитию компонентов культуры делового общения. Это стало возможным в результате того, что студенты научились оценивать свой стиль и особенности общения, свой уровень развития культуры делового общения, его соответствие принятым стандартам. Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили правильность выдвинутой гипотезы и показали, что реализация предложенных дидактических условий позволяет повысить у будущих специалистов уровень культуры делового общения как составного компонента профессиональной культуры личности. Заключение Анализ философской, психолого-педагогической литературы показал, что понятия «общение» и «коммуникация», по общему признанию учёных, являются ключевыми для многих наук. Общение рассматривается как процесс охватывающий и организующий все стороны жизнедеятельности человека. Обеспечивая тот или иной процесс, общение приобретает специфические черты. В связи с этим выделяют различные виды общения, в том числе и деловое. Целью его является достижение результатов совместной деятельности. Именно подчинение интересов коммуникантов достижению общей цели отличает деловое общение от любого другого. На основе анализа теоретических подходов к исследованию общения-коммуникации в научной литературе, выделения специфики делового общения, а также на основе ряда культурологических изысканий мы определили культуру делового общения как систему знаний, ценностей, образцов поведения, характерных для ситуаций делового взаимодействия, и умение органично реализовывать их на практике с целью достижения результатов совместной деятельности. Нами выделены следующие компоненты культуры делового общения: аксиологический, нормативно-поведенческий, речевой, риторический, логический, полемический, невербальный, письменный, информационный; рассмотрены их основные характеристики, органическая взаимосвязь. Анализ научной литературы показал, что культура делового общения органично вплетается в структуру профессиональной культуры личности, является её неотъемлемым компонентом. Это послужило отправной точкой в разработке модели процесса формирования культуры делового общения будущих специалистов, которая является необходимым условием, организующим и координирующим деятельность участников педагогического процесса. Использование модели позволяет ослабить многие организационные, психолого-педагогические, методические проблемы, связанные прежде всего с эффективным внедрением данного инновационного направления. Педагогическими условиями эффективного формирования культуры делового общения, нашедшими свое отражение в динамической модели процесса формирования культуры делового общения, являются: практическая направленность преподавания дисциплин гуманитарного цикла; элективный курс «Культура делового общения; организация Интернет-коммуникации. Разработанный и реализованный элективный курс «Культура делового общения» значительно расширил диапазон понятийного аппарата по проблеме. Если среднее значение, характеризующее владение понятийным аппаратом по проблеме до начала эксперимента у студентов составляло 25%, то в конце – 46%. Теоретический анализ и экспериментальная проверка подтвердили целесообразность использования Интернет-коммуникации в процессе формирования культуры делового общения. Общение посредством Интернет повышает уровень знаний учащихся, интерес к изучаемому предмету и процессу учения в целом; усиливает мотивы учения; создает благоприятный эмоциональный фон; позволяет преодолевать некоторые негативные моменты учения; усиливает самостоятельный, творческий характер учебной деятельности; способствует совершенствованию технологии организации совместной и индивидуальной учебной деятельности, а так же способствует формированию отдельных компонентов культуры делового общения. Анализ проведенной работы свидетельствует о перспективности подхода к формированию и развитию культуры делового общения на основе тех положений, которые были включены в гипотезу. Настоящая работа не претендует на исчерпывающее рассмотрение всех аспектов сложной и многосторонней проблемы формирования культуры делового общения. Требуют дальнейшего изучения вопросы структуры делового общения, необходима более подробная характеристика уровней её сформированности, в углублении работе нуждаются вопросы влияния различных факторов на успешность процесса формирования, а так же самовоспитания культуры делового общения. |
« Пред. | След. » |
---|