Урок Традиции и новаторство сказок А.С. Пушкина |
Страница 3 из 5 2 урок. “СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ”. 1. Вступительная беседа. - Мы продолжаем осмысленное погружение в сказки Пушкина. Создавая их, поэт совсем не предназначал этот жанр детям, не рассчитывал на детскую аудиторию. Пушкин находился в стихии русского фольклора; он говорил о великом и непреходящем; о “грозных вопросах морали”, о прекрасной гармонии вселенной – и о странных исканиях внутри космического миропорядка. В веселых своих сказках он был серьезен и строг. Но из всех сказок, на мой взгляд, “Сказка о рыбаке и рыбке” далеко не веселая: плохо она заканчивается. А может, так и должно быть? Вспомним, в чем заключается новаторство поэта? 1. Сказка народная следит, в основном, за одним героем, а у Пушкина – калейдоскоп сменяющих друг друга событий, действий, картин; 2. Психологизм сказок Пушкина; 3. Лирический голос автора; 4. Проблема возмездия, человечность сказок Пушкина. 2. 1) “Сказка о рыбаке и рыбке” - самая эпическая из всех сказок Пушкина, самая монументальная и, по обличью своему, очень близкая к народному творчеству. Она вобрала в себя особенности многих жанров русского народного эпоса: сатирической, волшебной, сказки о животных, былины. Доказать, используя русские народные сказки, например: “Сивка-бурка”, “По щучьему велению”, “Иван-царевич и серый волк” и другие. (Индивидуальная работа, исследование) 2) Тема 2-ой исследовательской работы: “Сказка о рыбаке и рыбке” Пушкина и “Сказка о рыбаке и его жене” братьев Гримм. (М.К.Азадовский считал источником “Сказки о рыбаке и рыбке” немецкую сказку из сборника братье В. и Я. Гримм). План исследовательской работы: 1. Одинаков ли сюжет этих сказок? ( сжатый пересказ) 2. Есть ли какие различия в образах рыбки, мужа, жены? 3. Каков финал обеих сказок и обусловленность этого финала? 3. Тема следующей исследовательской работы: “Композиция “Сказки о рыбаке и рыбке” а) Композиция сказки – замкнутый круг, монотонные повторы возвращают действие к его исходной точке. Примеры из текста. б) В основе композиции летит многоплановая градация: * Старик-рыбак не сразу поймал золотую рыбку, чудесный улов описан с использованием градации ( “с одною тиною”, - “травою морскою”, -“ с одной рыбкой, … - золотою”) * “Вверх по лестнице” поднимаются желания старухи: столбовая дворянка – вольная царица – владычица морская; ветхая землянка – изба со светелкой, высокий терем, царские палаты. * Море; неуемные, вздорные требования старухи – суровее, грознее море, “Море слегка разыгралось – помутилось синее море – не спокойно синее море - почернело синее море - на море черная буря”. 4. А.С.Пушкин говорил: “В зрелой словесности приходит время, когда умы, наскуча однообразными произведениями искусства, ограниченным кругом языка условленного, избранного, обращаются к свежим вымыслам народным и к странному просторечию, сначала презренному”. Наша задача – найти в “Сказке о рыбаке и рыбке” просторечия. Объяснить их роль. (Работа над языком сказки: “дурачина ты, простофиля!”, - “ступай себе с богом”, “за чупрун таскает”, “еще пуще старуха вздурилась”, “что ты, баба, белены объелась?”, “старика взашеи затолкали”, “поделом тебе”, старый невежа! Впредь тебе, невежа, наука: не садися не в свои сани!”… Мы убедились: “живописный способ выражаться”, “веселое лукавство ума”, “русское раздолье языка” - это неповторимость мышления русского народа, а значит и сказок Пушкина, всего его творчества.) 5. Поэт верил, что “вращается весь мир вокруг человека”, а потому он должен быть красив. Посмотрим, каковы же герои пушкинской “Сказки о рыбаке и рыбке”. Кажется, они статичны, психологических подробностей почти нет, автор совсем “растворился” в эпическом сюжете. (Мощный поток лиризма идет через всю сказку, насыщая ее сюжет настроениями боли, скорби, иронии, гнева. Автор- сам по себе. На сурово однообразном фоне заметны малейшие изменения. 1 вариант следит за развитием образа старухи, подчеркивая трагикомический пафос алчной, жестокой старухи, выскочившей из грязи в князи. Образ философский и даже проповеднический (благодаря присутствию автора): старуха не ведает, что творит, и, когда она возомнила себя всемогущей, наступает крах, совершается справедливость. Не об этом ли народная мудрость: “Выше себя не прыгнешь”? 2 вариант следит за развитием образа старика. (Да, он покорен старухе, “семейный раб”. Но разве в нем нет человеческого достоинства? Ведь каждый “поход” старика к морю – это не просто звено сюжета – это внутренний нравственный поступок, факт духовной жизни героя. Он не только покорен, но и бессознательно мудр в своей покорности: все идет своим чередом, всему свое время.) 6. Элементы дискуссии. Одни исследователи считают, что “Сказка о рыбаке и рыбке” - об угнетении равного равным и о том, что в этом угнетении по-своему “виновны” часто бывают обе равные стороны. Другие исследователи считают, что сказочный сюжет превращается поэтом в сюжет философский: сказка – притча о столкновении преходящего с вечным. (Большинство учеников склонилось ко 2-му варианту, хотя и немало тех, кто осуждает в равной степени старика и старуху.) 7. Кто же прав? На мой взгляд, те, кто видит в сказке столкновение преходящего с вечным. И автор склоняется к этой же мысли. Кто понимает старика, сочувствует ему? (Рыбка. Она неизменно спрашивает: “Чего тебе надобно, старче?” Старик разговаривает с рыбкой запросто, хотя и робко. Видимо, он понимает то, чего никогда не понять старухе. Море. Чем выше поднимается старуха – тем грознее становится море и тем неизбежнее восстановление справедливости. У Пушкина пейзаж становится полноправным героем сказки, причем мудрым, несущим непреходящие ценности бытия. В стихотворении “Я памятник воздвиг себе нерукотворный…” есть строчки: Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспаривай глупца. Не этому ли принципу следует старик?! Не в этом ли его мудрость?!) 8. Итог урока. а) -“Долго у моря ждал он ответа, Не дождался, к старухе воротился. Глядь: опять перед ним землянка, На пороге сидит его старуха, А пред нею разбитое корыто.” Для кого совершается крах? (Только для старухи, в мире все осталось по-прежнему, вернулось на “круги своя”) б) – Цикл сказок Пушкина – драматическое зрелище того, как поэт, отстаивает перед грозным миром свои гуманистические принципы. Русское долготерпение не должно в определенных условиях переходить в “пугачевщину”. (Известно, что Пушкин сам сближал сказки со своей пугачевской темой). Да и сказочного жанра в чистом виде у Пушкина нет: он клонится то к басне (“Сказка о попе…”), то к притче (“Сказка о рыбаке и рыбке”), то к поэме (“Сказка о царе Салтане…”). З\д. Готовиться к самостоятельному анализу “Сказка о царе Салтане…” Во внеурочное время театрализованное представление “Сказки о рыбаке и рыбке”. |
« Пред. | След. » |
---|