Литературный журнал геосимволистов "Мой берег". Библиотека "Символика"

Урок Традиции и новаторство сказок А.С. Пушкина


1 урок: “СКАЗКА О ПОПЕ И РАБОТНИКЕ ЕГО БАЛДЕ”.

1. Вступительное слово учителя.

- Сказки Пушкина входят в нашу жизнь очень рано. Что же привлекает нас в них?

( Фантастическое и необычное содержание, загадочные герои, их приключения, поэтический язык, народная мудрость, “живописный способ выражаться”, “веселое лукавство ума”, “русское раздолье языка”.)

- Это действительно так. Мы говорим “Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной”. И наша задача: увидеть, как традиция фольклора вошла в “Сказку о попе…”

2. Традиции на уровне формы произведения (элементы сюжета, композиции, жанровые особенности, художественные средства…)

а) Индивидуальные сообщения учеников, их исследовательская работа.

1 ученик рассказывает о записях няниных рассказов, о русской народной сказке “Батрак”.

2 ученик анализирует русские народные сказки “Жадный поп”, “Как поп работников морил”, “Кобылье яйцо”.

Делается вывод: у Пушкина – “поп”, в “Батраке” - купец. Оба мироеда, глупые, жадные, их одурачивает смекалистый работящий батрак. В народных сказках поп не пользуется уважением народа, он живет за их счет, он, конечно, мироед. И поп, и батрак боятся расплаты.

- Почему поп просит Балду собирать оброк именно с чертей?

( Черт в религии – воплощение зла, сила страшная и губительная для человека).

- Так ли уж страшен черт, как его малюют. Вспомните, русские народные сказки, где к нему отношение насмешливо – снисходительное.

( “Солдат и черт”, “Черт и мужик”. Здесь черт попадает впросак, будучи обманутым мужиком.)

- Доказать, что Пушкин и эту традицию не нарушает.

( Пушкинские бесы не причиняют никому зла, особенно трогателен маленький и глупый бесенок.)

- Подтвердите цитатами.

(“ Бесенок замяукал, как голодный котенок”, “прибежал бесенок задыхаясь, весь мокрешенек, лапкой утираясь”.)

- “Сказка о попе…” - самая ранняя из всех пушкинских сказок, наверное, поэтому она напоминает раек.

б) Сообщение ученика о том, что такое раек.

( Раек – представление, осуществляемое с помощью большого ящика с увеличительным стеклом. Первоначально через раек показывались картинки религиозного содержания – Адам и Ева в раю, отсюда и название. Пьесы народного театра имели сатирическую, юмористическую направленность, носили прибауточный характер. В кукольных представлениях нередко высмеивались жадные хозяева, попы, даже цари.)

- Совсем ли забыт в наше время раек?

( По этому принципу устроены диапроекторы, да и современная современная программа “Куклы” по этому принципу построена.)

- Просмотр лубочных картин к “Сказке о попе…” через диапроектор.

- Для райка существовал и свой стих, раешный стих. Доказать, что “Сказка о попе…” написана именно им.

( Каждый ряд работает над своим отрывком, определяя количество слогов в строчках, расставляя ударение. Делается вывод: стих пушкинской сказки сближается с рифмованной прозой: свободное расположение ударений, разное количество слогов в строчках.)

- Некоторые ученые считают, что “Сказка о попе…” - это басня, имея в виду прежде всего концовки. Почему? (А.Желанский. Сказки Пушкина в народном стиле, Рослитиздат, М.1936)

- “Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной” - это мораль, вытекающая из содержания “Сказки о попе…” Мораль же присуща басням, да и райки заканчивались всегда моралью.

3.Традиции на уровне содержания (характер, герой, художественная идея, обстоятельства) – это деление, на внешнюю (форму) и внутреннюю (содержание) стороны произведения условное, но оно помогает понять характер и формы взаимодействия произведений, какое место в них занимает традиция, а какое принадлежит новаторству, т.е. собственно, творцу. Вот об этом мы сейчас и поговорим.

- Что является главным двигателем сюжета в “Сказке о попе…”

(“Русский авось” - на который надеется поп: авось плохо Балда служить будет, авось не соберет оброк с чертей…)

- Как ведет себя поп? Почему он все время беспокоился? (Балда делает все хорошо, а расплата…мало не покажется.)

- Таким образом, мы подошли к главной особенности сказок Пушкина: “вечную неподвижность” он “расшифровывает” как вечное движение.

Докажите содержанием сказки, анализируя образ попа.

(Исследовательская работа ученика. В русских народных сказках герой не испытывает внутренних противоречий, колебаний, ему чужда психология, поступки свои почти никогда не мотивирует.

В первой же сказке Пушкин эти каноны нарушает. Ведь про попа не скажешь, что он только отрицательный герой: да глуповат, жаден, но чем-то и симпатичен, наверное, русской безоглядностью: была не была! Здесь и риск, и авантюризм, и …на мой взгляд, фатализм. Ожидание расплаты – это сюжет в сюжете, это уже психологизм, движение его души.

Призадумался поп,
Стал себе почесывать лоб

-“-“-“-“-“-“-“-

Щелк щелку ведь розь

-“-“-“-“-“-“-“-

Да понадеялся он на русский авось.)

- А сейчас я вам прочитаю черновые концовки “Сказки о попе…” Почему они зачеркнуты тут же?

А с третьего щелка
Брызнул мозг из потолка

-“-“-“-“-“-“-“-

Вариант более мягкий, но тоже зачеркнут.

А с третьего щелка
Вышибло дух у старика.

- Сказалась “лелеющая душу гуманность”. Проблема преступления и наказания была для Пушкина проблемой не только нравственной, но и эстетической. Герои для поэта – живые люди, и самосуд над ними мы не смеем устраивать по своему произволу.

- Итак, человечность – одна из форм присутствия автора в сказке. Лирическая позиция автора может выражаться и через юмор, смех, иронию.

Кто в “Сказке о попе…” наиболее пластично, ярко описан? (Подтверждать цитатами.)

(- Бесенок. Его жалко, ему сочувствуем, хотя и “вражонок”. Его портрет: “хвостик”, “лапки”, “мордка”, а косой взгляд на “братца” Балды: здесь и подозрительность, и наивная доверчивость: трагикомическая картина с кобылой:

Бедный бес
Под кобылу подлез,
Понатужился,
Понатужился,
Приподнял кобылу, два шага шагнул,
На третьем упал, ножки протянул.

Сколько в описании бесенка уменьшительно-ласкательных суффиксов! Вместе с автором мы испытываем сострадание, жалость к побежденному.)

- Почему на протяжении сказки действует, в основном, Балда?

(Это только кажется. В сказке – целый калейдоскоп стремительно сменяющих друг друга событий, действий.)

- Как через лексику поэт передает это движение?

(Нагнетаются глаголы, их в строке 2,3

Лошадь запряжет, полосу вспашет
Печь затопит, все заготовит, закупит
Яичко испечет да сам и облупит

-“-“-“-“-“-“-“-

Кашу заварит, нянчится с дитятей

- Доказать, что Пушкин следит не только за Балдой.

(Параллельно идет другая жизнь:

Пападья Балдой не нахвалится,
Поповна о Балде лишь и печалится,
Попенок зовет его тятей…)

- В каких сценах, на ваш взгляд, Балда оказывается посрамленным? Почему?

(Эпизод с бесами. Человечность сказки Пушкина: у него все тоньше и справедливее. Балда у попа жил скорее на правах домочадца, чем работника.)

- “Сказка о попе…” написана в 1830 году. Чуть ли не все важнейшие размышления поэта о театре относятся к этому периоду: переход драмы к глубокой откровенности народных страстей, к колкости суждений площади, истина страстей, драма “стала заведовать страстями и душою человеческого”. В работе над сказками скрещивались проблемы театра, художественной правды, литературы и фольклора, старого и нового, канона и метода.

Что главное, на ваш взгляд, для театра?

(Конфликт противоборствующих сил.)

- Да. И в сказках Пушкина это мы видим предельно ярко: “истина страстей, правдоподобие чувствований”.

Во внеурочное время смотрим инсценировку “Сказки о попе…”

З/д. Перечитать “Сказку о рыбаке и рыбке” под углом зрения : “Традиции и новаторство…”


 
« Пред.   След. »

Читателю журнала "Мой берег"

Приглашаем Вас ознакомиться с поэзией и прозой геосимволистов. Геосимволизм - новое направление в современной российской литературе.


Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru