Урок Традиции и новаторство сказок А.С. Пушкина |
Страница 2 из 5 1 урок: “СКАЗКА О ПОПЕ И РАБОТНИКЕ ЕГО БАЛДЕ”. 1. Вступительное слово учителя. - Сказки Пушкина входят в нашу жизнь очень рано. Что же привлекает нас в них? ( Фантастическое и необычное содержание, загадочные герои, их приключения, поэтический язык, народная мудрость, “живописный способ выражаться”, “веселое лукавство ума”, “русское раздолье языка”.) - Это действительно так. Мы говорим “Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной”. И наша задача: увидеть, как традиция фольклора вошла в “Сказку о попе…” 2. Традиции на уровне формы произведения (элементы сюжета, композиции, жанровые особенности, художественные средства…) а) Индивидуальные сообщения учеников, их исследовательская работа. 1 ученик рассказывает о записях няниных рассказов, о русской народной сказке “Батрак”. 2 ученик анализирует русские народные сказки “Жадный поп”, “Как поп работников морил”, “Кобылье яйцо”. Делается вывод: у Пушкина – “поп”, в “Батраке” - купец. Оба мироеда, глупые, жадные, их одурачивает смекалистый работящий батрак. В народных сказках поп не пользуется уважением народа, он живет за их счет, он, конечно, мироед. И поп, и батрак боятся расплаты. - Почему поп просит Балду собирать оброк именно с чертей? ( Черт в религии – воплощение зла, сила страшная и губительная для человека). - Так ли уж страшен черт, как его малюют. Вспомните, русские народные сказки, где к нему отношение насмешливо – снисходительное. ( “Солдат и черт”, “Черт и мужик”. Здесь черт попадает впросак, будучи обманутым мужиком.) - Доказать, что Пушкин и эту традицию не нарушает. ( Пушкинские бесы не причиняют никому зла, особенно трогателен маленький и глупый бесенок.) - Подтвердите цитатами. (“ Бесенок замяукал, как голодный котенок”, “прибежал бесенок задыхаясь, весь мокрешенек, лапкой утираясь”.) - “Сказка о попе…” - самая ранняя из всех пушкинских сказок, наверное, поэтому она напоминает раек. б) Сообщение ученика о том, что такое раек. ( Раек – представление, осуществляемое с помощью большого ящика с увеличительным стеклом. Первоначально через раек показывались картинки религиозного содержания – Адам и Ева в раю, отсюда и название. Пьесы народного театра имели сатирическую, юмористическую направленность, носили прибауточный характер. В кукольных представлениях нередко высмеивались жадные хозяева, попы, даже цари.) - Совсем ли забыт в наше время раек? ( По этому принципу устроены диапроекторы, да и современная современная программа “Куклы” по этому принципу построена.) - Просмотр лубочных картин к “Сказке о попе…” через диапроектор. - Для райка существовал и свой стих, раешный стих. Доказать, что “Сказка о попе…” написана именно им. ( Каждый ряд работает над своим отрывком, определяя количество слогов в строчках, расставляя ударение. Делается вывод: стих пушкинской сказки сближается с рифмованной прозой: свободное расположение ударений, разное количество слогов в строчках.) - Некоторые ученые считают, что “Сказка о попе…” - это басня, имея в виду прежде всего концовки. Почему? (А.Желанский. Сказки Пушкина в народном стиле, Рослитиздат, М.1936) - “Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной” - это мораль, вытекающая из содержания “Сказки о попе…” Мораль же присуща басням, да и райки заканчивались всегда моралью. 3.Традиции на уровне содержания (характер, герой, художественная идея, обстоятельства) – это деление, на внешнюю (форму) и внутреннюю (содержание) стороны произведения условное, но оно помогает понять характер и формы взаимодействия произведений, какое место в них занимает традиция, а какое принадлежит новаторству, т.е. собственно, творцу. Вот об этом мы сейчас и поговорим. - Что является главным двигателем сюжета в “Сказке о попе…” (“Русский авось” - на который надеется поп: авось плохо Балда служить будет, авось не соберет оброк с чертей…) - Как ведет себя поп? Почему он все время беспокоился? (Балда делает все хорошо, а расплата…мало не покажется.) - Таким образом, мы подошли к главной особенности сказок Пушкина: “вечную неподвижность” он “расшифровывает” как вечное движение. Докажите содержанием сказки, анализируя образ попа. (Исследовательская работа ученика. В русских народных сказках герой не испытывает внутренних противоречий, колебаний, ему чужда психология, поступки свои почти никогда не мотивирует. В первой же сказке Пушкин эти каноны нарушает. Ведь про попа не скажешь, что он только отрицательный герой: да глуповат, жаден, но чем-то и симпатичен, наверное, русской безоглядностью: была не была! Здесь и риск, и авантюризм, и …на мой взгляд, фатализм. Ожидание расплаты – это сюжет в сюжете, это уже психологизм, движение его души. Призадумался поп, Стал себе почесывать лоб -“-“-“-“-“-“-“- Щелк щелку ведь розь -“-“-“-“-“-“-“- Да понадеялся он на русский авось.) - А сейчас я вам прочитаю черновые концовки “Сказки о попе…” Почему они зачеркнуты тут же? А с третьего щелка Брызнул мозг из потолка -“-“-“-“-“-“-“- Вариант более мягкий, но тоже зачеркнут. А с третьего щелка Вышибло дух у старика. - Сказалась “лелеющая душу гуманность”. Проблема преступления и наказания была для Пушкина проблемой не только нравственной, но и эстетической. Герои для поэта – живые люди, и самосуд над ними мы не смеем устраивать по своему произволу. - Итак, человечность – одна из форм присутствия автора в сказке. Лирическая позиция автора может выражаться и через юмор, смех, иронию. Кто в “Сказке о попе…” наиболее пластично, ярко описан? (Подтверждать цитатами.) (- Бесенок. Его жалко, ему сочувствуем, хотя и “вражонок”. Его портрет: “хвостик”, “лапки”, “мордка”, а косой взгляд на “братца” Балды: здесь и подозрительность, и наивная доверчивость: трагикомическая картина с кобылой: Бедный бес Под кобылу подлез, Понатужился, Понатужился, Приподнял кобылу, два шага шагнул, На третьем упал, ножки протянул. Сколько в описании бесенка уменьшительно-ласкательных суффиксов! Вместе с автором мы испытываем сострадание, жалость к побежденному.) - Почему на протяжении сказки действует, в основном, Балда? (Это только кажется. В сказке – целый калейдоскоп стремительно сменяющих друг друга событий, действий.) - Как через лексику поэт передает это движение? (Нагнетаются глаголы, их в строке 2,3 Лошадь запряжет, полосу вспашет Печь затопит, все заготовит, закупит Яичко испечет да сам и облупит -“-“-“-“-“-“-“- Кашу заварит, нянчится с дитятей - Доказать, что Пушкин следит не только за Балдой. (Параллельно идет другая жизнь: Пападья Балдой не нахвалится, Поповна о Балде лишь и печалится, Попенок зовет его тятей…) - В каких сценах, на ваш взгляд, Балда оказывается посрамленным? Почему? (Эпизод с бесами. Человечность сказки Пушкина: у него все тоньше и справедливее. Балда у попа жил скорее на правах домочадца, чем работника.) - “Сказка о попе…” написана в 1830 году. Чуть ли не все важнейшие размышления поэта о театре относятся к этому периоду: переход драмы к глубокой откровенности народных страстей, к колкости суждений площади, истина страстей, драма “стала заведовать страстями и душою человеческого”. В работе над сказками скрещивались проблемы театра, художественной правды, литературы и фольклора, старого и нового, канона и метода. Что главное, на ваш взгляд, для театра? (Конфликт противоборствующих сил.) - Да. И в сказках Пушкина это мы видим предельно ярко: “истина страстей, правдоподобие чувствований”. Во внеурочное время смотрим инсценировку “Сказки о попе…” З/д. Перечитать “Сказку о рыбаке и рыбке” под углом зрения : “Традиции и новаторство…” |
« Пред. | След. » |
---|