Уроки Пушкина |
Страница 6 из 6 Уроки 23*--24*. "Я твердо уверен, что нашему театру приличны народные законы драмы Шекспировой..."[19] "Борис Годунов" А. С. Пушкина как историческая трагедия. Взгляды на историю Пушкина и Карамзина. Основной конфликт трагедии. Царь, бояре, дворяне как противоборствующие социальные силы. Народ в оценке автора. Своеобразие художественного историзма Пушкина и его новаторство в пьесе. Замысел трагедии "Борис Годунов" возник у Пушкина в связи с чтением "Истории государства Российского" Н. М. Карамзина, которому и посвящена пьеса. Поэтому можно предложить в качестве индивидуального задания ученику, интересующемуся историей, подготовить небольшое сообщение на тему: "Оценка правления Бориса Годунова в "Истории государства Российского" Карамзина", -- которое может прозвучать в начале урока. Цель этой работы -- показать историческую основу пушкинской трагедии, найти в ней черты художественного вымысла и соотнести трактовки этой эпохи русской истории Карамзиным и Пушкиным. Пушкин придавал большое значение созданной им трагедии и связывал с ней надежды не просто на литературный, а на театральный успех. В письме Вяземскому от 13 июля 1825 года он сообщал другу её полное заглавие: "Комедия о настоящей беде Московскому государству, о царе Борисе и Гришке Отрепьеве писал раб божий Александр сын Сергеев Пушкин в лето 7..., на городище Ворониче". А в "Набросках предисловия к .Борису Годунову." поэт замечает: "Неуспех драмы моей огорчил бы меня, ибо я твердо уверен, что нашему театру приличны народные законы драмы Шекспировой, а не придворный обычай трагедий Расина, и что всякий неудачный опыт может замедлить преобразования в нашей стране". Эти слова подтверждают грандиозность пушкинского замысла и указывают на то, что пьеса писалась для театра по законам объективного изображения жизни. Сам Пушкин многократно читал её вслух, входя в роль автора, режиссёра и актёров одновременно. Трактовать трагедию на уроках нужно по законам анализа драматического произведения и использовать такие формы учебной деятельности, как выразительное произнесение текста вслух (как в театре), беседу, практическую работу по анализу отдельных эпизодов, индивидуальные сообщения учащихся, сопоставление текста трагедии с другими видами искусства. Начать урок возможно с чтения начала трагедии, диалога князей Шуйского и Воротынского в кремлевских палатах. Логичным продолжением чтения станет обсуждение сцены по вопросам: 1. Как диалог Шуйского и Воротынского, датированный в пьесе "1598 года, 20 февраля", связан с эпохой Пушкина? 2. Как символически отразились в этой сцене мотивы убийства ради восшествия на престол? 3. Какие доводы и опасения высказываются в диалоге бояр относительно их права наследования государственной власти? Подтвердите свои мысли цитатами из текста. На какую силу намереваются опереться бояре в конфликте с Борисом Годуновым? ("Давай народ искусно волновать..."). 4. Можно ли на основании первой сцены предположить, какие национально-исторические проблемы поднимает Пушкин в трагедии и какие социальные силы противостоят в пьесе? Выводы. Пушкин косвенно связывал крах Московского царства и Смуту с убийством Павла I и воцарением Александра I. Обеднение боярских родов Рюриковичей он также соотносил с современной ему аристократической оппозицией, пророча выступления дворян против неограниченной монархической власти. Далее школьникам следует напомнить смысл сцены в Чудовом монастыре, фрагменты которой они читали и обсуждали в 7 классе, и выяснить смысл последней реплики Григория со слов " Борис! Борис всё пред тобой трепещет..." и до конца этой сцены. В центре урока основной формой учебной деятельности станет групповая работа. Объединение учеников в группы можно связать с системой образов трагедии Пушкина: царь Борис; бояре во главе с Шуйским; дворяне и поляки, поддерживающие самозванца; народ. Группа 1. Царь Борис. 1. Проанализируйте монолог Бориса "Достиг я высшей власти..." Как в монологе выражен конфликт между народом и властью? Как психологическое состояние Годунова после разговора с Шуйским выражено в его монологе "Ух, тяжело!.. Дай дух переведу..."? 2. Какие советы Борис дает сыну в сцене передачи власти Феодору? Проанализируйте последний монолог Бориса со слов "Подите все -- оставьте одного". 3. Как автор подчеркивает трагедию одиночества Бориса Годунова и изображает нравственные мучения царя? Вывод. Несмотря на многогранный облик царя Бориса, которому присущи и положительные, и отрицательные черты, его главная цель -- ограничить права своих подданных и не потерять власти своего рода. Борис гибнет не по воле людей, окружающих его. По мысли Пушкина, он жертва Рока, бессознательным исполнителем воли которого выступает народ. Группа 2. Бояре. 1. Прочитайте выразительно фрагмент разговора боярина Шуйского и Афанасия Пушкина со слов "Племянник мой, Гаврила Пушкин, мне из Кракова гонца прислал сегодня..." до слов " Мы помолчим до времени". 2. Каково отношение боярства к вести о Самозванце? Какие пороки государственной власти осуждает в своем монологе Афанасий Пушкин? 3. Проанализируйте разговор царя Бориса с Шуйским об убиенном царевиче Димитрии со слов царя "Постой. Не правда ль, эта весть затейлива?.." до слов "Довольно, удались". Почему Шуйский лукавит в разговоре с царем? Вывод. Боярство хочет разделить управление страной с царем и добиться для себя привилегий даже путем обмана. Шуйский лжет царю о причинах смерти царевича, а сам возмущает народ, чтобы свергнуть царя Группа 3. Дворяне и поляки, поддерживающие Самозванца. 1. Проанализируйте сцену в доме Вишневецкого в Кракове. Как в ней выражается стремление опального дворянства вернуть свои позиции в русском государстве? Какие надежды оно возлагает на Самозванца? 2. Проанализируйте фрагмент диалога Самозванца с Мариной Мнишек со слов самозванца "Тень Грозного меня усыновила..." до конца сцены. Как в этом разговоре выражаются амбициозные позиции и Самозванца, и Марины? Какую нравственную оценку можно дать этой сцене? 3. Проанализируйте разговор Бориса и присягнувшего ему Басманова со слов царя "Ты побежден, какая польза в том?.." до слов Басманова "У царского престола стану первый... И может быть..." Как в нем выражается позиция изменника Басманова и подчеркивается сущность отношений власти с народом? Вывод. Дворяне и поляки поддерживают Самозванца, так как с его помощью надеются получить власть наравне с боярами. В облике Самозванца проступает слепая вера народа в чудесное воскрешение царевича, поэтому Борис вынужден сражаться не только с реальным противником Лжедмитрием, но и "тенью Дмитрия", в которую верит народ. Группа 4. Народ. 1. Проанализируйте сцену на Девичьем поле. Как показан в ней образ народа? Как народ относится к царской власти? Как выражается "мнение народное" в сцене с юродивым? 2. Прочитайте монолог боярина Пушкина в сцене разговора с Басмановым в ставке. В чем смысл слов Пушкина о том, что они сильны "мнением народным"? 3. Дайте нравственную оценку диалогу боярина Пушкина с народом на Лобном месте со слов "Царевич нам боярина послал..." и до конца сцены. Почему в финале "народ безмолвствует"? Как автор понимает роль народа в истории? Вывод. Народ представляет собой самостоятельную силу, которая, однако, не оказывает власти реального сопротивления, но является моральным судом для всех трех противоборствующих социальных групп: Бориса и его приближенных, бояр во главе с Шуйским, Самозванца и поддерживающих его дворян и поляков. Однако в народных оценках крайне слаб сознательный элемент, мнение народа изменчиво, народу присуща историческая беспомощность и рабская психология. Поэтом трагедия власти становится трагедией народной. Однако интуитивно народ видит правду и выносит свой суд тем, кто виновен. В этом смысл финальной ремарки трагедии "народ безмолвствует". Для народа выход из тупика автор видел в просвещении, в гражданском и общественном воспитании и считал, что государственная власть будет сильна до тех пор, пока ей не будет противостоять реальная и дееспособная оппозиция. Такой силой Пушкин считал древнюю родовую аристократию, равную Романовым, к которой принадлежал и он сам. Эмоциональный фон урока может быть поддержан с помощью прослушивания арии царя Бориса из оперы М. Мусоргского "Борис Годунов" в исполнении Ф. Шаляпина, просмотра фрагментов фильма "Борис Годунов" с С. Бондарчуком в главной роли, а также рассматривания и оценки иллюстраций художников В. Фаворского и П. Соколова-Скаля к трагедии Пушкина "Борис Годунов". В заключение урока может быть проведена фронтальная беседа по следующим вопросам (также могут быть использованы вопросы и задания учебника): 1. В чем своеобразие композиции трагедии "Борис Годунов"? 2. Какие законы драматических произведений классицизма нарушает Пушкин в своей трагедии? 3. В чем своеобразие пушкинских взглядов на историю? 4. Каковы особенности ритмической и стиховой структуры трагедии? Они также могут стать для учащихся темами индивидуальных сообщений, подготовленных самостоятельно. Итог урока. Работа над трагедией "Борис Годунов" привела Пушкина к нравственным прозрениям. Размышления над событиями Смутного времени укрепляют гуманизм его поэзии. Его нравственный оценки способны формировать общественное мнение, постоянно напоминая читателям, что в жизни вечно, а что преходяще. В трагедии Пушкин обновляет свою концепцию истории и явственно показывает черты нового художественного метода -- реализма. Уроки 25*--26*. "...Ничего нет труднее, как говорить о произведении, которое велико и в целом и в частях! К таким принадлежат: .Моцарт и Сальери., .Скупой рыцарь., .Каменный гость...."[20] Вечные вопросы бытия в драматическом цикле Пушкина "Маленькие трагедии". На уроке, посвященном знакомству с "Маленькими трагедиями", следует остановиться на общей характеристике этого драматического цикла, а в групповой работе изучить идейно-художественное своеобразие каждой пьесы, повторив трагедию "Моцарт и Сальери", с которой школьники знакомились в 9 классе. Проблемные вопросы уроков: 1. Почему небольшие драматические произведения Пушкин называет "маленькими трагедиями"? В чем проявляются особенности этого жанра? Маленькие -- потому что это трагедии людей, а не народов. Трагедии -- потому что характеры героев не даются в динамике, они своеобразные символы, а человеческим миром правят страсти, они основа драматургического конфликта. 2. Какие общечеловеческие проблемы поднимаются в трагедиях? Деньги -- искусство -- любовь -- смерть. С каких позиций автор решает эти вопросы? 3. Что общего в завязке, развитии действия, кульминации и развязке трагедий? Действие начинается в самый напряженный момент, когда противостояние героя и мира достигло предела; напряженность действия развивается по ходу сюжета не постепенно, а как цепь острых сцен с непрерывным накалом страстей; в кульминационные моменты герои фактически стоят перед лицом смерти, являясь приљ этом носителями одной господствующей страсти; характеры их не развиваются, а подвергаются испытаниям, которые ведут героев к гибели или нравственному краху. Герои стремятся к самоутверждению, попирая при этом нравственные законы, моральные нормы и судьбы окружающих людей. 4. Как связать конкретно-исторические реалии времени, изображенного в трагедиях, с эпохой Пушкина и с проблемами наших дней? Группа 1. "Скупой рыцарь". 1. Проанализируйте монолог Альбера в сцене I и монолог барона в сцене II? Как в характерах отца и сына отразились две эпохи рыцарства? Какие две "правды" отстаивают герои? 2. Докажите, что и Барон, и Альбер находятся во власти "презренного металла". 3. Прочитайте вслух и затем проанализируйте разговор барона с герцогом со слов герцога "У вас, барон, есть дети?" до конца трагедии. Почему сын соглашается на дуэль с отцом? Прокомментируйте последнюю реплику герцога. Вывод. Конфликт трагедии не находит разрешения на уровне вечных ценностей. Деньги отнимают у барона и Альбера их души. Каждый из героев так и остается носителем своей "правды", и конфликт двух людей становится конфликтом людей и века, их породившего. "Ужасный век" рождает "ужасные сердца" и разрушает человечность, которая гибнет в столкновении с низкими страстями. Группа 2. "Моцарт и Сальери". 1. Проанализируйте первый и второй монологи Сальери в сцене I. Прав ли он, считая, что гениальность -- награда за длительный и упорный труд? Какие доводы он приводит, оправдывая решение об отравлении Моцарта? Можно ли с ними не согласиться? Обоснуйте свое мнение. 2. Как Моцарта и Сальери характеризует их отношение к незатейливой игре слепого скрипача? Как каждый из них представляет гармонию жизни? 3. Прочитайте вслух, а затем проанализируйте сцену в трактире. Какие образы-символы связаны с внутренним состоянием Моцарта? Человек, одетый в черном -- мой черный человек -- как тень -- он с нами сам-третей сидит. В чем трагичность утверждения Моцарта о том, что "гений и злодейство -- две вещи несовместные"? Как его мысль о гениях, избранниках, "пренебрегающих презренной пользой", можно связать с эстетическим идеалом Пушкина? Вывод. Мучительные противоречия Сальери связаны с решением вопросов о соотношениях ремесленничества и гениальности, праздности и труда, жизненной легкости и смертной тяжести. Для Моцарта гармония мира в неразрывном взаимопроникновении высокого и низкого, смешного и грустного, бытового и бытийного, искусства и жизни. Он носитель пушкинской идеи о том, что гениальность -- дар свыше, гениальность -- спутница добра. Гуманистический смысл трагедии в том, что никакое злодеяние не может быть оправдано даже высокими целями. Трагедийность финала усиливается тем, что хотя утверждается правда Моцарта, но Сальери перестает быть оплотом ортодоксальности и незыблемости. Он впервые засомневался и поэтому перестал быть символом, что для него равносильно смерти. Группа 3. "Каменный гость". 1. Какие характеристики дают Дон Гуану и Доне Анне монах, Лепорелло, Лаура и Дон Карлос (по сценам I и II)? Какой символический смысл заключен в образах Дон Гуана и Доны Анны? 2. Проанализируйте разговор Дон Гуана и Доны Анны на кладбище (сцена III) со слов "Случай, Дона Анна, случай увлек меня..." Докажите, что оба персонажа противоречивы. Дон Гуан искренен в любви к Доне Анне в момент объяснения с ней, как и ко всем прежним женщинам, но, по сути, несет на себе демоническую печать. Дона Анна -- символ ангельского начала, образец чистоты и кротости, но, как истинная испанка, она готова откликнуться на чувства Дон Гуана. 3. Прочитайте вслух, а затем проанализируйте фрагмент сцены IV со слов Дон Гуана "Скажите мне: несчастный Дон Гуан вам незнаком?" до его слов "Прощай же, до свиданья, друг мой милый". Как в этой сцене переплетаются проблемы любви и смерти? С позиций вечных ценностей дайте оценку словам Дон Гуана: "Что значит смерть? за сладкий миг свиданья безропотно отдам я жизнь". Какой смысл выявляется в том, что Дон Гуан гибнет с именем Доны Анны на устах? Вывод. Дон Гуан представлен в трагедии как символ демонического начала. Любовь только тогда приносит ему наслаждение, когда она смертельно опасна. В этом образе связываются два состояния бытия -- жизнь и смерть. Мгновенные наслаждения любовью Дон Гуан переживает как прикосновение к вечности. Осужденный судьбой на постоянные любовные приключения, он раб этого порочного круга. Образ Доны Анны условен, поэтому ее будущее в трагедии не намечено. А Дон Гуан в момент наконец-то настигнувшей его смерти впервые понимает высокий и серьезный смысл жизни и любви. Группа 4. "Пир во время чумы". 1. Как ведут себя перед лицом смерти герои маленькой трагедии: молодой человек, Мери, Луиза, Председатель? Объясните мотивы их поведения. 2. Сопоставьте песню Мери с гимном Председателя. Что общего в этих песнях? Как в них выражается два отношения к смерти? Мери поет о любви, которая сильнее смерти. Однако перед лицом смерти привычные ценности теряют свой смысл. Председатель призывает человеческий дух противостоять гибельной угрозе чумы, он бросает вызов судьбе. Он прославляет Чуму за то, что она мобилизует силы и волю человека, которые не дают его разуму помутиться и сохраняют величие души. Но его гимн смерти означает и презрение к жизни, порожденное отчаянием. Поэтому картина мира в сознании Председателя предстает искаженной, дисгармоничной. 3. Прочитайте вслух, а затем проанализируйте диалог священника и Вальсингама со слов священника "Безбожный пир, безбожные безумцы!" до конца трагедии. Какой смысл в этой сцене приобретает тема памяти? Что меняется в отношении Вальсингама к смерти в финале? Почему герой не следует за священником, но уже и не принимает участия в пире? Вывод. В противостоянии враждебным и гибельным стихиям, самой судьбе человек становится равным им. Такая борьба с Роком становится для него залогом бессмертия, как скажет об этом Пушкин и в лирике 1830-х годов: "Самостоянье человека -- залог величия его". Истинная ценность человека в его стойкости перед ударами судьбы. На уроке могут быть использованы иллюстрации В. Фаворского, И. Рерберга, М. Врубеля, П. Бунина к "Маленьким трагедиям", фрагменты фильма "Маленькие трагедии" (реж. М. Швейцер), а также песни А. Иващенко к трагедии "Пир во время чумы". Итог урока. "Маленькие трагедии" заставляют читателя задуматься о вечных проблемах бытия: жизни и смерти, об истинных и ложных ценностях. Пушкин прославляет в героях трагедий такие качества, как силу духа, стремление к самоутверждению, способность сразиться с судьбой. Однако почти все его персонажи -- заложники своих порочных страстей, которые ведут их к нравственному краху. Уроки 27*--28*. ".Евгений Онегин. -- это образ мира, явленный в стиле"[21]. Повторение романа Пушкина "Евгений Онегин". При повторении романа "Евгений Онегин", изученного в 9 классе, учителю следует организовать работу так, чтобы поднять ее на новый уровень осмысления произведения, так как в возрастном развитии и читательском восприятии учеников 9 и 10 классов существуют значительные различия. Информация, известная школьникам ранее, может быть кратко изложена в их сообщениях (творческая история романа, особенности его замысла, сюжета, композиции, системы образов, жанра, художественной формы, онегинской строфы). В рассказе учителя следует подчеркнуть новаторский характер реалистического романа, который создавался в период приоритетов романтической художественной традиции, его отличие от романов, созданных до Пушкина. В гуманитарном классе эта позиция может быть дополнена докладами учащихся, работающих над рефератами, которые предполагают сопоставление романа с русской и западноевропейской прозой конца XVIII -- начала XIX века, как с романами, которые читали Онегин и Татьяна: "Юлия, или Новая Элоиза" Руссо, "Мельмот-скиталец" Метьюрина, "Жан Сбогар" Нодье, "Страдания юного Вертера" Гете, -- так и с русскими романами, например "Наталья, боярская дочь" Карамзина. Повторяя особенности сюжета, композиции и системы образов романа, следует подчеркнуть, что он включает в себя две линии: Онегин -- Татьяна и Ленский -- Ольга. Они параллельны, так как романы героев в обоих случаях не состоялись. Но линия Ленский -- Ольга не развивается, потому что судьба Ленского зависит не от его отношений с Ольгой. Любовь Ленского к Ольге в композиционном плане помогает Татьяне лучше понять Онегина. Ленский не только оппонент Онегина, но и образ, связанный с автором-повествователем. Поэтому не случайно, что в VI главе автор дает нам два различных жизненных пути Ленского, если бы он остался жив. Характеризуя отдельных героев романа, особенности его композиции, следует предложить школьникам подумать над такими вопросами: 1. Что стало причиной духовного кризиса Онегина? Смог ли он его преодолеть? Что общего и различного у Онегина и Ленского, Онегина и автора-по.вест.во.ва.теля? 2. Как меняются внешний облик и внутренний мир Татьяны от начала до конца романа? В чем смысл ее сопоставления с Ольгой? 3. Какой смысл имеет высказывание Г. А. Гуковского о романе "Евгений Онегин": "Построение .Евгения Онегина. напоминает зеркальное отражение предмета, которое мы видим дважды: в натуре и в зеркале..."? Г. А. Гуковский. Пушкин и проблемы реалистического стиля. 1957. 4. Каковы взаимоотношения повествователя с героями романа и его оценки героев? Как образ автора способствует расширению границ романа, созданию "энциклопедии русской жизни"? Какими новыми принципами пользуется автор в изображении окружающей жизни? 5. Какие черты биографии Пушкина отразились в лирических отступлениях? Какова их композиционная роль? 6. В чем особенности художественной формы романа в стихах? Какова композиционно-стилевая роль онегинской строфы? Кроме того, на уроке следует повторить основные оценки романа в критике и расширить для школьников список исследователей, писавших о романе как в XIX (Рылеев, Бестужев-Марлинский, Баратынский, Н. Полевой, Белинский, Герцен, Гоголь, Гончаров, Писарев, Достоевский, Ключевский), так и в XX веке (Мережковский, Л. Гроссман, Томашевский, С. Франк, Гуковский, Мейлах, Макагоненко, Ю. Лотман, Бахтин, Кожевников). Итог уроков. "Евгений Онегин" -- это новаторское произведение, реалистический роман, созданный в эпоху главенства романтизма, но далекий от литературных шаблонов и романных клише. Его главные герои -- это национально-исторические типы, которые изображены не однолинейно, а многопланово. Онегин -- представитель передовой дворянской интеллигенции, которую не устраивает консерватизм и невежественные взгляды дворянства, но выхода из этой ситуации он не видит, гражданского идеала для себя он так и не нашел. Ленский уходит от быта, реальной действительности в атмосферу иллюзий, которые рушатся при столкновении с жизнью, и одна из причин краха -- Онегин. Татьяна -- воплощение пушкинских представлений об идеальной женщине. Она образованна, тонка, мечтательна, близка к природе, ее внутренний мир сложен и значителен. Воспитанная на французских романах, она не утрачивает русских национально-бытовых традиций. Ее трагедия в конфликте со средой своей семьи, ее ничтожными духовными запросами, она страдает от одиночества, от невозможности быть счастливой от высокой любви. Она жертва социальных условий, но не изменяет своему внутреннему миру, тогда как Онегин страдает, прежде всего, от собственной позиции нравственного отрицания. Важная особенность романа в том, что в нем раздвинуты границы личного конфликта, и в произведение входит русская жизнь во всех ее проявлениях. Фабулу романа можно уложить в рамки взаимоотношений четырех главных героев, а сюжет, благодаря наличию автора-повествователя, выходит за эти рамки. Автор проявляется в романе двояко: и как герой романа, и как рассказчик. Автор романа в системе действующих лиц и Пушкин -- не одно и то же. Герой, от лица которого ведется повествование, -- спутник Онегина, антипод Ленского, защитник Татьяны. Он и действующее лицо лирических отступлений, которые являются составной частью сюжета и обозначают границы романного, художественного времени. В лирических отступлениях Пушкин определяет критерии ценности человеческой личности. Это философское отношение к жизни, смерти и бессмертию, к вечному движению времени и быстротечности человеческой жизни, это отношение к творчеству, таланту, способностям, отношение к Родине. Автор является в романе и стержнем, и связующим звеном в картинах "энциклопедии русской жизни". Урок 29*. "Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржёт и бьётся -- и которые напечатаем тоже Anonyme. Под моим именем нельзя будет, ибо Булгарин заругает"[22]. Развитие реализма в прозе Пушкина 30-х годов. "Повести Белкина" как прозаический цикл. Во вступительном слове учителя следует сообщить, что осенью 1830 года психологическое состояние поэта, серьезно готовящегося к предстоящей женитьбе, было связано с изменениями в его взглядах на любовь, на брак и семью. Он мечтал о простых человеческих радостях, семейном очаге вдали от светских интриг, творческой свободе. В это время обостряется идейный конфликт Пушкина и Булгарина, написавшего на поэта лживый фельетон, журнальная критика обвиняет поэта в подражательстве. Современные Пушкину читатели и критики не поняли высокого художественного смысла новаторских сочинений поэта, каким явились "Повести Белкина", написанные в Болдинскую осень 1830 года. Пушкин предвидит, что повести о частной провинциальной жизни будут восприняты критикой в штыки, поэтому создает иллюзию, будто они написаны другим лицом, провинциальным помещиком Белкиным. В классе особенно пристально надо прочесть предисловие к повестям "От издателя" и обратить внимание на то, что их сюжеты и Белкину якобы слышал "от разных особ". Это поможет учащимся в усвоении такого литературоведческого понятия, как "точка зрения". Готовясь к уроку, школьники могут выполнить такие индивидуальные исследовательские задания: 1. Докажите, что в цикле "Повести Белкина" отразился образ рассказчика, провинциального помещика Ивана Петровича Белкина. Подтвердите свои рассуждения цитатами. 2. Найдите в тексте повестей цитаты, которые указывают на "психологию" вымышленных рассказчиков: титулярного советника А. Г. Н. в "Станционном смотрителе", подполковника И. Л. П. в "Выстреле, приказчика Б. В. В "Гробовщике", девицы К. И. Т в "Метели" и "Барышне-крестьянке". Обобщенный анализ повестей, частично изученных в основной школе, можно провести в группах, которые получат карточки с вопросами и исследовательскими заданиями. Эта работа поможет школьникам подняться в философском осмыслении повестей на новый, литературоведческий уровень, который был невозможен в средних классах. Группа 1. "Выстрел". 1. Кто в повести рассказывает истории о двух дуэлях? Какой композиционный смысл имеет в повести постоянная смена рассказчиков? 2. Докажите, что все рассказчики показаны автором в развитии. 3. Дайте характеристику Сильвио. Как автор развенчивает в нем ореол романтического героя? Группа 2. "Метель". 1. Какие черты сентиментальной повести есть в "Метели"? 2. Докажите, что повесть "Метель" пронизана авторской иронией. 3. Что изменилось в характерах главных героев "Метели" в результате их жизненных испытаний? Группа 3. "Гробовщик". 1. Какую роль в повести играет фантастический сюжет? 2. Какой философский смысл приобретает в повести тема жизни и смерти? 3. Дайте характеристику Адриану Прохорову. Докажите текстом, что него и для автора важный смысл имеют ценности семейной жизни. Группа 4. "Станционный смотритель". 1. В чем трагедия Самсона Вырина? Докажите текстом , что он не только маленький человек и страдающий герой, но и не лишен заблуждений. 2. Как в повести переосмысливается известный библейский сюжет о блудном сыне? 3. Как Пушкин осмысливает закономерности и противоречия социального неравенства? Группа 5. "Барышня-крестьянка". 1. Докажите, что подлинные лица почти всех героев повести скрыты за подражательными масками. Подтвердите свое мнение цитатами. 2. Что в повести является предметом пушкинской иронии? 3. Что сближает повесть "Барышня-крестьянка" с так ми произведениями, как "Ромео и Джульетта" Шекспира, "Жан Сбогар" Нодье, "Бедная Лиза" Карамзина? Задания для всех групп. 1. Найдите в повестях черты сентиментализма и романтизма. 2. Докажите, что романтические истории, изложенные Белкиным, стали основой реалистического цикла. Целенаправленные наблюдения над текстом повестей могут быть обобщены в выводах, которые сделают сами школьники Итог урока. Пушкин умышленно устраняет себя из повествования как автора, чтобы показать жизнь с точки зрения обыкновенного человека, не всегда четко понимающего причинно-следственные связи жизненных ситуаций. Вместе с тем в повести заметны тонкие авторские оценки, обусловленные высоким критическим сознанием Пушкина. Это становится причиной иронического изображения многих героев. Сюжеты, в которых господствует случай, видятся Белкину романтическими, исключительными. Но в осмыслении Пушкина они поворачиваются к читателю своей необычной стороной. То, что Белкин видит необыкновенным, автор расценивает как прозу жизни. Наоборот, самые заурядные сюжеты под пером Пушкина приобретают поэтический и даже философский смыслы. Кажущаяся бедность содержания повестей, отмеченная даже Белинским, обусловлена богатством пушкинского вымысла, развитого воображения, которого были лишены романтики. Поэтому отсутствие усложненности сюжетов, пространных описаний и психологических состояний героев обусловлены бедностью "таланта" не Пушкина, а Белкина. Придумав Белкина-автора, Пушкин создает сложную стилевую структуру своего цикла, что помогает рассматривать бытовые коллизии с разных сторон, внимательно изучать глубинные сферы жизни, которая не предполагает готовых решений, и постигать сложность бытия. В заключительной части урока учителю следует обратить внимание на политические взгляды Пушкина после Болдинской осени. Он убежден, что человеческое общество развивается по объективным историческим законам, и свобода несовместима с революцией. При этом поэт остается сторонником европеизации России и распространения просвещения среди всех слоев общества. Он осуждает вмешательство правительств во внутренние дела других стран и пишет ряд политических стихотворений: "Клеветникам России", "Перед гробницею святой...", "Бородинская годовщина". Они могут быть прочитаны в классе. В 30-е годы создаются шедевры прозы Пушкина: "Дубровский", "Пиковая дама", "Капитанская дочка", "История Пугачева". По этим произведениям можно выслушать краткие сообщения учащихся, обобщающие ранее изученное, а также предложить им темы рефератов для самостоятельной исследовательской работы. Кроме того, необходимо подытожить значение Пушкина для русской литературы и культуры, обратив внимание на эволюцию его творчества от романтизма к реализму, новаторство и общедоступность его языка и стилевой манеры. Уроки 30--31. Классное сочинение или контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина. Для домашних сочинений и рефератов по роману "Евгений Онегин" десятиклассникам могут быть предложены следующие темы: 1. Типические черты пушкинского времени в характерах главных героев. 2. Характерные черты русского человека в образе автора. 3. Приметы жизни и быта пушкинской эпохи и их роль в романе. (Три слоя русского дворянства, жизнь провинциальных городов и крепостного крестьянства; балы, обеды, театральные представления, круг чтения героев и т. п.). 4. Картины русской природы и их композиционная роль в романе. 5. Реальные исторические личности как персонажи романа Пушкина: историко-культурный комментарий. 6. Роль лирических отступлений в создании многогранного облика пушкинской эпохи. Кроме того, школьники должны проработать и темы сочинений по роману "Евгений Онегин", входящие в перечень для выпускного экзамена по литературе: 1. Сестры Ларины в романе А. С. Пушкина. 2. Каковы причины и последствия "хандры" Онегина? 3. Именины Татьяны. (Анализ эпизода из 5-й главы романа.) 4. Дуэль Онегина с Ленским. (Анализ эпизода из 6-й главы романа.) 5. Почему "Евгений Онегин" назван Пушкиным "свободным романом"? 6. "В чём же причина того, что отношения между Онегиным и Татьяной сложились так нелепо трагически?" (Г. А. Гуковский). 7. "Нет: рано чувства в нем остыли..." (Образ разочарованного героя в романе Пушкина "Евгений Онегин".) 8. "Может быть, Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал свою поэму именем Татьяны, а не Онегина, ибо бесспорно она главная героиня поэмы". (Ф. М. Достоевский). Примерные задания для контрольных работ I вариант 1. Перечислите основные периоды жизненного и творческого пути Пушкина с 1799 по 1824 год. Назовите основные произведения, написанные в каждый период, и определите их жанр. 2. Какая тема объединяет стихотворения Пушкина "Погасло дневное светило...", "Безумных лет угасшее веселье...", "...Вновь я посетил..."? 3. Назовите 3 стихотворения Пушкина о любви. Вспомните и запишите строки из них, которые объясняли бы отношение поэта к этому чувству 4. Из какого произведения Пушкина эти строки? Какой "сквозной" образ русской литературы создан в этом произведении? Дайте к этим строкам историко-культурный комментарий. Люблю воинственную живость Потешных Марсовых полей, Пехотных ратей и коней Однообразную красивость, В их стройно зыблемом строю Лоскутья сих знамен победных, Сиянье шапок этих медных, Насквозь простреленных в бою. 5. К кому обращены эти слова? Кто из пушкинских героев их произносит? ...Если когда-нибудь ... сердце ваше знало чувство любви, если вы помните ее восторги, если вы хоть раз улыбнулись при плаче новорожденного сына, если что-нибудь человеческое билось когда-нибудь в груди вашей, то умоляю вас чувствами супруги, любовницы, матери -- всем, что ни есть святого в жизни, -- не откажите мне в моей просьбе!.. 6. Проанализируйте одно из стихотворений Пушкина о поэте и поэзии. Как в нем решается проблема "поэта и толпы"? Каково авторское отношение к поэтическому труду? Как анализ композиции, языка, ключевых образов и поэтических интонаций помогают в понимании стихотворения? 7. Сопоставьте стихотворение Пушкина "Осень" и описание природы в романе "Евгений Онегин" (гл. IV, стр. XL--XLII). Какова роль изобразительно-выразительных средств языка для создания пейзажных картин в этих текстах? Какова роль пейзажа в структуре романа "Евгений Онегин"? II вариант 1. Перечислите основные периоды жизненного и творческого пути Пушкина с 1824 по 1837 год. Назовите основные произведения, написанные в каждый период, и определите их жанр. 2. Какая тема объединяет стихотворения Пушкина "Вольность", "Свободы сеятель пустынный...", "Из Пиндемонти"? 3. Из какого произведения Пушкина эти строки. Какая "сквозная" тема русской литературы отражена в этом произведении? Дайте к этим строкам историко-культурный комментарий. Одежда ветхая на нем Рвалась и тлела. Злые дети Бросали камни вслед ему. Нередко кучерские плети Его стегали, потому, Что он не разбирал дороги Уж никогда... 4. В. Г. Белинский так пишет о стихах Пушкина: "Пушкину не нужно было ездить в Италию за картинами прекрасной природы: прекрасная природа была у него под рукою здесь, на Руси, на ее плоских и однообразных степях, под ее вечно серым небом, в ее печальных деревнях и ее богатых и бедных городах". Подтвердите эти мысли примерами из творчества Пушкина. 5. Кто из героев Пушкина и о ком сказал: "Лицо истинно романтическое: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля. Я думаю, что на его совести по крайней мере три злодейства..."? 6. Проанализируйте одно из стихотворений Пушкина, в котором затрагивается одна из вечных проблем бытия: жизнь и смерть, смерть и бессмертие, добро и зло, смысл жизни и предназначение человека. Какие образы и картины помогают поэту в решении этой проблемы? Можно ли утверждать, что Пушкин решает эту проблему с оптимистических позиций? Какие структурные элементы текста помогают в понимании смысла стихотворения? 7. Сопоставьте стихотворение Пушкина "Зима...Что делать нам в деревне?.." и лирическое отступление из романа "Евгений Онегин" (гл. V, стр. LIII). В чем особенности ключевых образов и поэтических интонаций этих текстов? [1] Платонов А. П. Цит. по: России первая любовь: Сборник: Стихи. М., 1989. С. 12. [2] Пушкин А. С. Руслан и Людмила. [3] Пушкин А. С. "Увы! язык любви болтливый." [4] Пушкин. Школьный энциклопедический словарь. Под ред. В. И. Коровина. М., 1999. С. 109. [5] А. С. Пушкин. Из Пиндемонти. [6] Чернышёва Е. Г. Из Пиндемонти // А. С. Пушкин. Школьный энциклопедический словарь. Сост. В. Я. Коровина, В. И. Коровин. М., 1999. С. 83. [7] Фомичёв С. А. Поэзия А. С. Пушкина. Л., 1986. С. 275 [8] Никишов Ю. М. Дум высокое стремленье. Очерки духовной биографии Пушкина: В 4 т. Тверь, 2003. Т. 4. С. 281. [9] Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. 4-е изд. Л., 1977. Т. III. С. 469. [10] Пушкин А. С. "Я памятник себе воздвиг нерукотворный." [11] Шмеман А. Великий пост. М., 1993. С. 28 [12] Гоголь Н. В. Мертвые души. [13] Гранин Д. Два лика // Гранин Д. Собр. Соч.: В 5 т. Т. 5. Л., 1990. С. 609. [14] Брюсов В. Я. Ремесло поэта. Статьи о русской поэзии. М., 1981. С. 81. [15] Гранин Д. Два лика. С. 598. [16] Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина. Статья одиннадцатая и последняя / Белинский В. Г. Собр. соч.: В 3 т. М.,1948. Т. 3. С. 603. [17] Никишов Ю. М. Дум высокое стремленье. Очерки духовной биографии Пушкина: В 4 т. Тверь, 2003. Т. 4. С. 205. [18] Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина. Статья одиннадцатая и последняя / Белинский В. Г. Собр. соч.: В 3 т. М.,1948. Т. 3. С. 608. [19] Пушкин А. С. Письмо П. Вяземскому от 13 июля 1825 года. [20]. Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина. Статья одиннадцатая и последняя / Белинский В. Г. Собр. соч.: В 3 т. М.,1948. Т. 3. С. 621. [21] Чумаков Ю. Н. Роман в стихах // А. С. Пушкин. Школьный энциклопедический словарь / Сост. В. Я. Коровина, В. И. Коровин. Под ред. В. И. Коровина. М. 1999. С. 161. [22] Пушкин А. С. Письмо П. А. Плетневу от 9 декабря 1830 года // Цит. по: Вересаев В. В. Пушкин в жизни. М., 1987. С. 239.240. |
« Пред. | След. » |
---|