Уроки Пушкина |
Страница 4 из 6 Для домашних сочинений по лирике Пушкина учащимся могут быть предложены следующие темы и проблемные вопросы: 1. Трагизм мировосприятия и его преодоление в романтической лирике Пушкина? 2. Почему в лирике Пушкина южного периода мотивы любви и свободы соединяются с их отрицанием? 3. Развитие мотива деревни в стихотворениях Пушкина "Деревня" и "...Вновь я посетил..."? 4. Какова роль образов природы в лирике Пушкина? 5. Почему в лирике Пушкина образ поэта противопоставлен "любви народной"? 6. В чем конфликт поэта и толпы в лирике Пушкина? 7. В чем конфликт художника и власти в поэзии Пушкина? 8. Как отразился в лирике Пушкина мотив оценки поэтического труда? 9. Какова эволюция темы свободы и рабства в поэзии Пушкина? 10. Нравственный смысл мотива преемственности поколений в стихотворениях Пушкина "Брожу ли я вдоль улиц шумных..." и "...Вновь я посетил..."? 11. Как поставлена проблема жизни и смерти в лирике Пушкина? 12. В чем философский смысл образа дороги в лирике Пушкина? 13. Какова художественная роль религиозных образов и мотивов в поэзии Пушкина? 14. Как проявляется идея свободы личности в лирике Пушкина? Кроме того, десятиклассникам могут быть предложены сочинения, связанные с интерпретацией отдельных стихотворений Пушкина, а также темы, входящие в перечень тем для письменного экзамена по русскому языку и литературе: 1. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. 2. Стихотворение Пушкина "Бесы". (Восприятие, истолкование, оценка.) 3. Философская проблематика лирики А.С. Пушкина. 4. Стихотворение Пушкина "Пророк". (Восприятие, истолкование, оценка.) 5. Стихотворение Пушкина "К***" ("Я помню чудное мгновенье..."). (Восприятие, истолкование, оценка.) 6. Стихотворение Пушкина "Погасло дневное светило...". (Восприятие, истолкование, оценка.) 7. Как развивается тема свободы в лирике Пушкина? 8. Стихотворение Пушкина "...Вновь я посетил..." (Восприятие, истолкование, оценка.) Урок 20. "В четырехстах шестидесяти пяти строках .Медного всадника. заключены проблемы важнейшие, всеобщие, которые долго еще будут волновать человечество!"[13] Петербургская повесть Пушкина "Медный всадник". Человек и история в произведении. Роль вступления к поэме. Текстуальным изучением поэмы "Медный всадник" можно заниматься на трех уроках. История создания поэмы прозвучит в сообщении подготовленного ученика, которому полезно использовать для этого статью из книги "Пушкин. Школьный энциклопедический словарь". Учитывая небольшой объем произведения, учителю стоит прочитать его на уроке полностью или с небольшими сокращениями, что позволит классу эмоционально включиться в исследование его проблематики и поэтики. На уроке можно использовать иллюстрации художника А. Бенуа к "Медному всаднику". Петербургская повесть Пушкина "Медный всадник" написана в период второй Болдинской осени (1833) всего за 25 дней. Она начата поэтом 6 октября и завершена "31 октябр<я> 1833 г. 5 ч. 5 минут утра". Жанровое определение "стихотворная повесть" восходит к стихотворным "восточным повестям" Байрона и связано с характерным для поэта стремлением к бытописательной прозе, которая активно создавалась Пушкиным в 30-е годы. В "Медном всаднике" отразились глубокие и масштабные взгляды Пушкина на поступательный и неумолимый ход истории. Тему человека и истории поэт решает в философском ключе. Для создания проблемной ситуации на уроке можно познакомить учащихся с двумя различными оценками петербургской повести. Одна из них высказана в критической статье Валерия Брюсова, который изучил шесть рукописных вариантов поэмы. Он пишет: "Пушкин стремится всеми средствами сделать одного из них -- Петра -- сколько возможно более .великим., а другого -- Евгения -- сколько возможно более .малым., .ничтожным.. .Великий Петр., по замыслу поэта, должен был стать олицетворением мощи самодержавия в её крайнем проявлении; .бедный Евгений. -- воплощением крайнего бессилия обособленной, незначительной личности"[14]. Своеобразное толкование смысла поэмы находим мы в эссе Даниила Гранина "Два лика". Он рассматривает основные образы поэмы "в раздвоении", как бы расщепляя их и обнаруживая в них "верх" и "низ". В поэме, как утверждает писатель: "Два Петра: Петр живой и Петр -- Медный всадник, кумир на бронзовом коне. Два Евгения: заурядный бедный чиновник, покорный судьбе, мечтающий о своем нехитром счастье, и Евгений безумный, взбунтовавшийся, поднявший руку на царя. Даже не на царя -- на власть. Два Петербурга: Петербург прекрасный дворцов, набережных, белых ночей и внутреннего, рядом с ним, бездушья чиновничьей столицы, жестокий город, в котором будет жить Раскольников. Две Невы... Расщепление проходило сквозь всю поэму, через весь ее образный строй"[15]. Противоречие в прозвучавших оценках поможет школьникам начать размышлять над страницами поэмы, находя подтверждение и первой, и второй точкам зрения. Вопросы и задания к вступлению к поэме "Медный всадник" 1. Каков пафос вступления в поэме? Подтвердите свои мысли текстом. 2. На какие композиционные части его можно разделить? 1 -- история постройки города; 2 -- гимн городу от лица поэта; 3 -- пожелание городу красоты, стойкости и спокойствия морской стихии; 4 -- финал, в котором пафос величия и красоты города снижается переходом к "печальному рассказу" и повествованию об "ужасной поре". 3. В чем видит Пушкин заслугу Петра в строительстве Петербурга (стихи 1--43)? Как в первой части вступления противопоставлены прошлое и настоящее? 4. Какова авторская позиция в авторском гимне городу Петра (стихи 44--84)? Какой смысл выявляется в многократном повторении слова "люблю"? Что и почему любит поэт? 5. Найдите во вступлении старославянизмы и слова высокого стиля. Какую роль они выполняют в тексте? 6. Как в третьей части вступления ("Красуйся, град Петров...") закладывается основной конфликт поэмы? Почему в пожелании городу стоять непоколебимо автор упоминает "финские волны"? Какую характеристику стихии он дает? Почему в последних строках вступления происходит контрастный слом настроения? 7. Индивидуальное задание. Выявите ключевые образы вступления, которые построены на контрасте? Что это дает для понимания конфликта поэмы? думы Петра о новом городе -- Петра творенье приют убогого чухонца -- юный град... вознесся пышно, горделиво у низких берегов -- по оживленным берегам один финский рыболов -- корабли со всех концов земли бедный челн -- богатые пристани старая Москва -- младшая столица прозрачный сумрак (летние белые ночи) -- мороз зимы жестокой пишу, читаю без лампады -- час пирушки холостой живость потешных Марсовых полей -- победу над врагом Россия... торжествует град Петров -- финские волны, стихия он стоял, глядел, думал (жизнь) -- вечный сон Петра (смерть) красуйся, град Петров -- печален будет мой рассказ 8. Какой смысл в том, что поэма "Медный всадник" открывается гимном Петербургу? Докажите, что город Петра -- это не только место действия поэмы, но и её главный герой. Итог урока. Во вступлении к поэме "Медный всадник" Пушкин ставит важные философские вопросы. В чем двойственность петровских преобразований в России? Как претворились в жизнь его думы о величии России и новом городе? Какова обратная сторона этих преобразований? Почему стихия противоречит разумной воле Петра? Какова роль и место человека в историческом процессе? Столкновение между человеком и стихией поэт переносит в социально-философский план, уже во вступлении намечая главные точки основного конфликта поэмы: между личностью и властью. Почему, по мысли автора, мечты Евгения о личном счастье и независимости не погублены разбушевавшейся стихией, а его личность раздавлена жестоким деспотизмом самодержавия? Этот и другие вопросы будут обсуждены на следующих уроках. |
« Пред. | След. » |
---|