Уроки Пушкина

Оглавление
Уроки Пушкина
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6


Для домашних сочинений по лирике Пушкина учащимся могут быть предложены следующие темы и проблемные вопросы:

1.        Трагизм мировосприятия и его преодоление в романтической лирике Пушкина?

2.        Почему в лирике Пушкина южного периода мотивы любви и свободы соединяются с их отрицанием?

3.        Развитие мотива деревни в стихотворениях Пушкина "Деревня" и "...Вновь я посетил..."?

4.        Какова роль образов природы в лирике Пушкина?

5.        Почему в лирике Пушкина образ поэта противопоставлен "любви народной"?

6.        В чем конфликт поэта и толпы в лирике Пушкина?

7.        В чем конфликт художника и власти в поэзии Пушкина?

8.        Как отразился в лирике Пушкина мотив оценки поэтического труда?

9.        Какова эволюция темы свободы и рабства в поэзии Пушкина?

10.    Нравственный смысл мотива преемственности поколений в стихотворениях Пушкина "Брожу ли я вдоль улиц шумных..." и "...Вновь я посетил..."?

11.    Как поставлена проблема жизни и смерти в лирике Пушкина?

12.    В чем философский смысл образа дороги в лирике Пушкина?

13.    Какова художественная роль религиозных образов и мотивов в поэзии Пушкина?

14.    Как проявляется идея свободы личности в лирике Пушкина?

 

Кроме того, десятиклассникам могут быть предложены сочинения, связанные с интерпретацией отдельных стихотворений Пушкина, а также темы, входящие в перечень тем для письменного экзамена по русскому языку и литературе:

1.  Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина.

2.                 Стихотворение Пушкина "Бесы". (Восприятие, истолкование, оценка.)

3.                 Философская проблематика лирики А.С. Пушкина.

4.                 Стихотворение Пушкина "Пророк". (Восприятие, истолкование, оценка.)

5.                 Стихотворение Пушкина "К***" ("Я помню чудное мгновенье..."). (Восприятие, истолкование, оценка.)

6.        Стихотворение Пушкина "Погасло дневное светило...". (Восприятие, истолкование, оценка.)

7.        Как развивается тема свободы в лирике Пушкина?

8.        Стихотворение Пушкина "...Вновь я посетил..." (Восприятие, истолкование, оценка.)
Урок 20. "В четырехстах шестидесяти пяти строках .Медного всадника. заключены проблемы важнейшие, всеобщие, которые долго еще будут волновать человечество!"[13]

Петербургская повесть Пушкина "Медный всадник". Человек и история в произведении. Роль вступления к поэме.

Текстуальным изучением поэмы "Медный всадник" можно заниматься на трех уроках. История создания поэмы прозвучит в сообщении подготовленного ученика, которому полезно использовать для этого статью из книги "Пушкин. Школьный энциклопедический словарь". Учитывая небольшой объем произведения, учителю стоит прочитать его на уроке полностью или с небольшими сокращениями, что позволит классу эмоционально включиться в исследование его проблематики и поэтики.

На уроке можно использовать иллюстрации художника А. Бенуа к "Медному всаднику".

Петербургская повесть Пушкина "Медный всадник" написана в период второй Болдинской осени (1833) всего за 25 дней. Она начата поэтом 6 октября и завершена "31 октябр<я> 1833 г. 5 ч. 5 минут утра". Жанровое определение "стихотворная повесть" восходит к стихотворным "восточным повестям" Байрона и связано с характерным для поэта стремлением к бытописательной прозе, которая активно создавалась Пушкиным в 30-е годы. В "Медном всаднике" отразились глубокие и масштабные взгляды Пушкина на поступательный и неумолимый ход истории. Тему человека и истории поэт решает в философском ключе.

Для создания проблемной ситуации на уроке можно познакомить учащихся с двумя различными оценками петербургской повести.

Одна из них высказана в критической статье Валерия Брюсова, который изучил шесть рукописных вариантов поэмы. Он пишет: "Пушкин стремится всеми средствами сделать одного из них -- Петра -- сколько возможно более .великим., а другого -- Евгения -- сколько возможно более .малым., .ничтожным.. .Великий Петр., по замыслу поэта, должен был стать олицетворением мощи самодержавия в её крайнем проявлении; .бедный Евгений. -- воплощением крайнего бессилия обособленной, незначительной личности"[14].

Своеобразное толкование смысла поэмы находим мы в эссе Даниила Гранина "Два лика". Он рассматривает основные образы поэмы "в раздвоении", как бы расщепляя их и обнаруживая в них "верх" и "низ". В поэме, как утверждает писатель:

"Два Петра: Петр живой и Петр -- Медный всадник, кумир на бронзовом коне.

Два Евгения: заурядный бедный чиновник, покорный судьбе, мечтающий о своем нехитром счастье, и Евгений безумный, взбунтовавшийся, поднявший руку на царя. Даже не на царя -- на власть.

Два Петербурга: Петербург прекрасный дворцов, набережных, белых ночей и внутреннего, рядом с ним, бездушья чиновничьей столицы, жестокий город, в котором будет жить Раскольников.

Две Невы...

Расщепление проходило сквозь всю поэму, через весь ее образный строй"[15].

Противоречие в прозвучавших оценках поможет школьникам начать размышлять над страницами поэмы, находя подтверждение и первой, и второй точкам зрения.
Вопросы и задания к вступлению к поэме "Медный всадник"

1.      Каков пафос вступления в поэме? Подтвердите свои мысли текстом.

2.      На какие композиционные части его можно разделить? 1 -- история постройки города; 2 -- гимн городу от лица поэта; 3 -- пожелание городу красоты, стойкости и спокойствия морской стихии; 4 -- финал, в котором пафос величия и красоты города снижается переходом к "печальному рассказу" и повествованию об "ужасной поре".

3.      В чем видит Пушкин заслугу Петра в строительстве Петербурга (стихи 1--43)? Как в первой части вступления противопоставлены прошлое и настоящее?

4.      Какова авторская позиция в авторском гимне городу Петра (стихи 44--84)? Какой смысл выявляется в многократном повторении слова "люблю"? Что и почему любит поэт?

5.      Найдите во вступлении старославянизмы и слова высокого стиля. Какую роль они выполняют в тексте?

6.      Как в третьей части вступления ("Красуйся, град Петров...") закладывается основной конфликт поэмы? Почему в пожелании городу стоять непоколебимо автор упоминает "финские волны"? Какую характеристику стихии он дает? Почему в последних строках вступления происходит контрастный слом настроения?

7.      Индивидуальное задание. Выявите ключевые образы вступления, которые построены на контрасте? Что это дает для понимания конфликта поэмы?

                     думы Петра о новом городе -- Петра творенье

                         приют убогого чухонца -- юный град... вознесся пышно, горделиво

        у низких берегов -- по оживленным берегам

       один финский рыболов -- корабли со всех концов земли

    бедный челн -- богатые пристани

старая Москва -- младшая столица

прозрачный сумрак (летние белые ночи) -- мороз зимы жестокой

                         пишу, читаю без лампады -- час пирушки холостой

     живость потешных Марсовых полей -- победу над врагом Россия... торжествует

                град Петров -- финские волны, стихия

               он стоял, глядел, думал (жизнь) -- вечный сон Петра (смерть)

    красуйся, град Петров -- печален будет мой рассказ

8.      Какой смысл в том, что поэма "Медный всадник" открывается гимном Петербургу? Докажите, что город Петра -- это не только место действия поэмы, но и её главный герой.

Итог урока. Во вступлении к поэме "Медный всадник" Пушкин ставит важные философские вопросы. В чем двойственность петровских преобразований в России? Как претворились в жизнь его думы о величии России и новом городе? Какова обратная сторона этих преобразований? Почему стихия противоречит разумной воле Петра? Какова роль и место человека в историческом процессе?

Столкновение между человеком и стихией поэт переносит в социально-философский план, уже во вступлении намечая главные точки основного конфликта поэмы: между личностью и властью. Почему, по мысли автора, мечты Евгения о личном счастье и независимости не погублены разбушевавшейся стихией, а его личность раздавлена жестоким деспотизмом самодержавия? Этот и другие вопросы будут обсуждены на следующих уроках.


 
« Пред.   След. »

Direct/ADVERT


Direct/ADVERT



Rambler's Top100