Уроки Пушкина |
Страница 3 из 6 Урок 15. "Благословен же будь отныне судьбою вверенный мне дар..."[3] Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. "Разговор Книгопродавца с Поэтом", "Поэт", "Поэту" ("Поэт! Не дорожи любовию народной..."), "Осень". Тема поэта и поэзии, смысла поэтического творчества и оценки труда поэта -- важнейшая в творчестве Пушкина. В основной школе уже изучены "Пророк" и "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...", поэтому на уроке полезно вспомнить особенности их проблематики и поэтики. Вслух могут быть прочитаны стихотворения "К другу-стихотворцу" и "Поэт и толпа". Индивидуальные сообщения учащихся об истории создания и идейно-эстетическом звучании этих стихотворений могут быть включены в ход урока. Тема поэта и поэзии прозвучала уже в первом опубликованном стихотворении Пушкина "К другу-стихотворцу". Лирический герой стихотворения рассуждает о поэтическом даре со своим другом Аристом и подчеркивает отрицательные стороны поэтического поприща. Он уже понял, что "на Пинде лавры есть, но есть там и крапива...", что "хорошие стихи не так легко писать", что "не так, любезный друг, писатели богаты". В итоге он дает Аристу дельный совет не подражать стихотворцу, не писать стихов. Юный поэт уверяет друга: Счастлив, кто, ко стихам не чувствуя охоты, Проводит тихий век без горя, без заботы... Однако полученный свыше поэтический дар "требует поэта к священной жертве". Это пришлось испытать Пушкину не раз. Поэтому его стихи о поэте и поэзии наполнены полемическим пафосом о предназначении поэта, об оценках его творчества толпой и им самим. В стихотворении "Поэт и толпа" (1828) отразилась внутренняя полемика Пушкина со сторонниками извлекать из поэтических творений практическую пользу. Чернь требует у поэта: Свой дар, божественный посланник, Во благо нам употребляй: Сердца собратьев исправляй. Но лирический герой стихотворения видит "пользу" поэзии не в земном, бытовом наполнении, а в сфере небесной, духовной. Поэт гонит от себя толпу, потому что он рожден "для вдохновенья, для звуков сладких и молитв", но это не исключает и его способности "глаголом жечь сердца людей" -- поэтической декларации, заявленной в "Пророке". Ещё в Михайловском Пушкин создает стихотворение "Разговор Книгопродавца с Поэтом", которое является диалогом поэта-романтика с книгопродавцем, также видящим в поэзии лишь прагматический аспект. Это стихотворение может стать материалом для совершенствования навыков анализа лирического текста, поэтому его следует изучать в режиме практикума. Вопросы и задания к стихотворению "Разговор Книгопродавца с Поэтом" (1824) 1. Как в репликах Поэта отразилась эстетика романтиков? Подтвердите свои мысли примерами. 2. Какая лексика и стилистика характерна для эстетической позиции Поэта? Как лексико-стилистический анализ помогает понять смысл стихотворения? 3. Докажите, что для Поэта поэзия выше всего земного. 4. Какова пушкинская оценка творческой позиции Поэта? 5. Почему в финале Поэт переходит на прозу? В стихотворении "Поэт" творчество понимается Пушкиным как религиозное призвание, связанное с темой жертвенности. В нём ставится альтернатива: поэт -- избранник или он свой "среди детей ничтожных мира"? Пушкин решает этот вопрос новаторски. Поэт у него становится божьим избранником лишь в минуты творчества. Вопросы и задания к стихотворению "Поэт" (1827) 1. Как композиция стихотворения помогает понять его смысл? 2. Сопоставьте ключевые образы, лексику и стилистику двух частей стихотворения. В чем смысл их противопоставления? 3. Какой характер придают стихотворению старославянизмы? 4. Какова смысловая роль синтаксических особенностей стихотворения? 5. Как можно объяснить поведение поэта в процессе творчества? Почему он бежит от мира и людей? 6. Как Пушкин решает в стихотворении проблему поэта и толпы? 7. В чем вторая часть стихотворения созвучна созданному ранее "Пророку"? 8. Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворение Пушкина "Поэт" со стихотворением Веневитинова с тем же названием. Стихотворение "Поэту" ("Поэт! Не дорожи любовию народной...") связано с финальной строфой "Памятника", но там лирический герой призывает музу принимать равнодушно "хвалу и клевету" и прислушиваться только к "веленью божию". А в стихотворении "Поэту" автор обращается к самому себе, объясняя свое равнодушие к суду толпы тем, что он сам -- "свой высший суд". Необходимо обратить внимание учащихся на то, что перед ними сонет. Эта строгая поэтическая форма -- результат размышлений поэта о необходимости совершенства поэтического творения. Вопросы и задания к стихотворению "Поэту" (1830) 1. Какие отношения связывают поэта и толпу? Как, по мнению поэта, нужно реагировать на похвалы и смех толпы? 2. Докажите, что стихотворение написано в форме сонета. Проследите, как развивается содержание сонета. Можно ли его подчинить классической схеме: тезис -- развитие тезиса -- антитезис -- синтез? 3. Какой изображена толпа? Почему она реагирует на труд поэта "в детской резвости"? Какая лексика характерна для изображения толпы? 4. Что подчеркивает вопросительная интонация в первом терцете сонета? Какое настроение придает тексту обилие глаголов в повелительном наклонении? 5. Почему народная любовь ассоциируется в сознании поэта с образом толпы? 6. Какие качества, по мнению Пушкина, должны быть присущи истинному поэту? Что ему необходимо для творчества? Какая поэтическая лексика характерна для описания душевного мира поэта? Почему награда за поэтический труд в нем самом? Вариант интерпретации стихотворения "Поэту" Конфликт поэта и толпы в стихотворении "Поэту" можно соотнести с творческой биографией Пушкина. Поэт болезненно переживал отношение к себе читателей и критики, которое с конца 20-х годов приобретало отрицательные оценки. "Полтава" была принята сдержанно и холодно, последние главы "Евгения Онегина" -- равнодушно и пренебрежительно, вокруг "Бориса Годунова" разразилась враждебная полемика. Но поэт не хотел бороться за свое место в литературной жизни ценой отступления от своих творческих и нравственных принципов. Его стихотворение "Поэту" созвучно идейному содержанию стихотворения "Поэт и толпа", перекликается с написанным позже "Эхом" и стихотворением "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...", итожащим тему поэта и поэзии в творчестве Пушкина, Стихотворение открывается призывом к поэту, собрату по перу, или к себе самому, не дорожить "любовию народной". В этих словах внутренняя ирония по отношению к народной "любви", которая оборачивается "судом глупца" и смехом "толпы холодной". Образ толпы соотносится с евангельским сюжетом о пути Иисуса Христа на Голгофу и толпе, оскорблявшей его. Толпа у Пушкина -- стихийная сила, злобная, грубая, её восторженные похвалы минутны, суд сборища глупцов не является справедливым. В восприятии лирического "я" "холодная" и бесчувственная толпа переменчива в своих оценках. Враждебный поэту образ толпы характерен для лирики Лермонтова, где "шум толпы людской" может спугнуть мечту, разрушить чудесный поэтический мир, творимый поэтом в своей душе, и для лирики Ахматовой, для которой предназначение поэта -- исцелять слепых, "чтобы узнать в тяжелый час сомненья учеников злорадное глумленье и равнодушие толпы". Толпе противопоставлен образ поэта. С интонацией внутренней поддержки самому себе звучит строка "но ты останься тверд, спокоен и угрюм". Для этого нужны усилия воли, поэтому во второй строфе так много глаголов в форме императива. По мнению автора, истинному поэту должны быть присущи спокойствие, хладнокровие, он должен творить, "обиды не страшась, не требуя венца", потому, что он сам "свой высший суд. Именно умение оценить свой труд "всех строже", стать "взыскательным художником" -- вершина поэтического ремесла. Для описания душевного мира поэта характерна высокая лексика (царь, награды, подвиг благородный, высший суд), торжественные интонации, ассоциации с евангельскими сюжетами. Кульминация в развитии чувства отмечена вопросительной интонацией. Это не случайно. Пушкин подходит к проблеме оценки поэтического творчества диалектически. Ведь если "взыскательный художник" доволен своим трудом, "пускай толпа его бранит". А если недоволен? В этом случае он сам -- залог своего совершенствования, умения оценить свой труд "всех строже". Именно сознание собственной правоты может даровать поэту подлинное бессмертие. Даже если от него отвернулись все и он одинок, то и тогда он не может лишиться творческой независимости, а должен идти "дорогою свободной", и руководствоваться в творчестве "свободным умом", не скованным предвзятой критикой. Своеобразна композиция стихотворения. Оно начинается и заканчивается описанием образа толпы. Толпа образует композиционное кольцо, окружающее хрупкий мир поэта. Но если вначале поэт по отношению к толпе резок, называет ее оценки судом глупца, то в финальных строках он исполнен гуманности и благородства. Не стоит замечать похвалы и смех толпы и болезненно реагировать на нее: ведь она "плюет на алтарь" и "колеблет...треножник" "в детской резвости". Толпе не хватает мудрости, сдержанности, опыта, таланта, которые есть у поэта. Характерно, что стихотворение "Поэту" написано в форме классического сонета, отличающегося строгостью стиховых правил. В катренах две пары рифм и рифмующиеся слова являются ключевыми в раскрытии образов поэта и толпы. Каждый из терцетов выражает законченную мысль. Особую торжественность придает ритм пятистопного ямба. Законам сонета подчинено и его содержание. В первом катрене заключен тезис, требующий аргументации. Почему нужно не дорожить "любовию народной", не принимать минутные похвалы и смех толпы, а оставаться твердым и спокойным? Во втором катрене этот тезис доказывается. Поэт -- царь в своем художественном мире, призвание его свободного, не скованного нормами и догмами ума -- свободная дорога, ведущая к плодам его любимых дум. В первом терцете тезис превращается в антитезис Действительно, зачем требовать "наград за подвиг благородный", если "они в самом тебе"? Это и божественный поэтический дар, и способность быть своим высшим судом. В последнем терцете конфликт между поэтом и толпой приходит к разрешению. Когда поэт доволен плодами своего труда, то не страшно, если "толпа его бранит". Поэт гуманно прощает несправедливость толпы, объясняя ее оценки "детской резвостью". Несомненно, что настроение стихотворения навеяно событиями биографии самого Пушкина, нападками на его творчество со стороны несправедливых критиков. Но выход из противоречия есть: он в поэтическом творчестве, в философском отношении к предвзятым критикам, в прощении и любви. Философским подтекстом проникнуто стихотворение "Осень", в котором своеобразно соотнесены мир человека и мир природы. Есть мнение, что Пушкин задумывался о том, как "круговорот природы творит самого художника"[4]. Однако В. Г. Маранцман считает, что в стихотворении человек, вовлеченный в круговорот природы, противостоит ей. Это положение может стать основой разговора на уроке. Вопросы и задания к стихотворению "Осень" (1833) 1. Соответствует ли поведение человека сезонным изменениям в природе? 2. Что происходит с природой в разные времена года и как в это время ведет себя человек? 3. В чем философский смысл пробуждения творческого вдохновения осенью, когда природа увядает? 4. Можно ли утверждать, что осенью поэт творит новый мир вопреки увяданию природы? 5. Какой характер придает стихотворению его разговорные интонации: многочисленные обращения, восклицания, вопросительные конструкции? 6. Почему стихотворение заканчивается открытым финалом? В чем его драматический смысл? 7. Что нового вносит стихотворение "Осень" в развитие темы поэта и поэзии в лирике Пушкина? 8. Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворение "Осень" и описание природы в романе "Евгений Онегин" (гл. IV, стр. XL--XLII). Какова роль изобразительно-выразительных средств языка для создания этих пейзажных картин? Итог урока. Тема поэта и поэзии проходит через все творчество Пушкина. Она итог его глубоких раздумий о назначении поэзии и смысле жизни поэта, о высокой и непреходящей ценности искусства, о нерукотворных памятниках, которые создают художники слова, о тайной свободе их творчества. Пушкин уверен, что поэтические произведения создаются не по заказу, а по "веленью божию", поэтому поэт -- это избранник, провозглашающий миру идеалы добра, истины и красоты. Урок 16. "Иная, лучшая потребна мне свобода..."[5] Эволюция темы свободы и рабства в лирике Пушкина. "Вольность", "Свободы сеятель пустынный...", "Из Пиндемонти". Тема свободы личности и ее конфликт с дисгармоничным, несправедливым миром пронизывает всю лирику Пушкина и начинается еще в творчестве петербургского периода. Она возникла у Пушкина под влиянием западноевропейского романтизма, но динамично развивалась и претерпевала изменения. Истоком вольнолюбивой лирики поэта, которая зародилась в общении с либералами и "арзамасцами", в политических спорах с ними стала ода "Вольность", напоминающая нам названием известную оду Радищева, знакомую передовой молодежи по спискам. Вопросы и задания к оде "Вольность" (1817) 1. Как в оде отразилось отношение Пушкина к Французской революции и русскому самодержавию? 2. Какую роль в жизни общества поэт придает закону? Как соотнесена с законом свобода? 3. В чем отличие отношения к законности в "Вольности" Пушкина и в произведениях Державина "Фелица" и "Властителям и судиям"? 4. Какие события русской и европейской истории поэтически переосмыслены Пушкиным? 5. Найдите в оде "Вольность" признаки жанра. Подтвердите свои мысли примерами. 6. Индивидуальное задание. Составьте к оде "Вольность" лексический и историко-культурный комментарии. В период Южной ссылки Пушкин раскрывает тему свободолюбия по-новому. В стихотворении "Свободы сеятель пустынный..." отразился кризис мировоззрения поэта, связанный с поражением освободительных движений в Европе. Поэтому сквозная тема свободы и рабства приобретает в этом стихотворении в биографическом, политическом, социально-психологическом и философском аспектах. Вопросы и задания к стихотворению "Свободы сеятель пустынный..." (1823) 1. Определите общий эмоциональный настрой стихотворения. 2. Какой смысл придает тексту эпиграф из Евангелия? 3. Почему слова свободы, обращенные сеятелем к народам, не находят у них отклика? Что является препятствием для достижения вольности? 4. Как помогает постижению смысла композиция стихотворения? 5. Какую характеристику личности лирического "я" дает автор в первой строфе? Какие слова и выражения подтверждают искренность его помыслов и действий? 6. Как характеризуются "мирные народы"? Что звучит в авторских оценках: осуждение или жалость? Аргументируйте свою позицию. 7. Какие атрибуты рабства сопутствуют угнетенным и непросвещенным народам? Какой смысл эти образы придают тексту? 8. Как помогает понять авторскую позицию синтаксические конструкции стихотворения? Эволюция темы свободы и рабства продолжается до заключительного этапа творчества Пушкина и венчает самый глубокий по философскому наполнению "каменноостровский" цикл поэта. Наиболее ярко мысли Пушкина о внутренней свободе личности, не зависящей ни от царя, ни от народа, выражаются в стихотворении "Из Пиндемонти". Дл я поэта чужды как самодержавная, так и парламентская формы государственного правления. Поэтому он провозглашает высшими ценностями, венцом внутренней свободы личности ее гармоническую связь с природой и возможность к свободному творчеству. Вопросы и задания к стихотворению "Из Пиндемонти" (1836) 1. Какой смысл придает стихотворению его композиция? 2. От каких прав отказывается лирический герой? Почему он это делает? 3. Выявите политический подтекст выражения "Зависеть от властей, зависеть от народа -- Не всё ли нам равно". 4. Какие права человека поэт считает самыми главными? Подтвердите свои мысли текстом. 5. Какими способами создается иронический пафос первой части и торжественный, возвышенный характер текста в 10--21 стихах? 6. Индивидуальное задание. Проследите смысловую роль изменения лексики и синтаксических конструкций стихотворения. Обобщите свои наблюдения. Вариант интерпретации стихотворения "Из Пиндемонти" Стихотворение входит в так называемый каменноостровский цикл и написано на даче под Петербургом в последнее лето жизни поэта. Многие реалии стихотворения содержат скрытые намёки на факты биографии Пушкина 1836 года. Ссылка в названии на перевод из малоизвестного итальянского поэта Ип. Пиндемонти (1753--1829) -- поэтическая мистификация, вызванная цензурными соображениями. По мнению Е. Г. Чернышёвой, в этом стихотворении "система ценностей лирического героя выстроена в двух противопоставленных частях. Первая -- цепь отрицаний социальных ролей и политических институтов, определяющих зависимость личности от общества, государства <...> Во второй части образно воплощены позитивно осмысляемые ценности"[6]. С. А.Фомичёв утверждает, что проблематика стихотворения "страстно утверждает первейшее, незыблемое право (без которого все остальные "громкие права" фиктивны) каждого человека (курсив С. Фомичева) на физическую и духовную свободу"[7], и в стихотворении акцентируется слово "права". Ю. М. Никишов пишет: "Своеобразие этого стихотворения состоит в том, что, с одной стороны, здесь чётко просматривается (как положено -- двуплановая) антитеза, с другой -- контрастные части даются не в стык, как обычно бывает, а в зацеп"[8]. Троекратное употребление слова "права" в начале, середине и в конце стихотворения даёт возможность говорить о трёхчастной композиции текста. Первая часть -- 1-й--9-й стихи, где говорится о том, какие социально-политические функции безразличны для лирического героя, чрезвычайно близкого автору. Третья часть начинается после точки в 13-м стихе и включает в себя слово "никому" и полностью 14-й--21-й стихи. Это перечень жизненных ценностей и смыслов, которые поэт считает непреложными и о которых мечтает. А вторая часть -- 10-й--13-й стихи -- это и есть тот самый "зацеп", в котором выражено идейное несогласие автора с положениями первой части. Поэтому ему и дороги "иные, лучшие <...> права", потребна "иная, лучшая <...> свобода". В первой части слово "права" употребляется в сочетании с эпитетом "громкие", что придаёт тексту явный иронический оттенок, который постепенно усиливается. "Права", от которых "кружится голова", не прельщают лирического героя. Ему незачем "оспоривать налоги" или "мешать царям друг с другом воевать". В этой "сладкой участи" у поэта нет надобности. Неприкрытая ирония есть и в определении "чуткая цензура". В основе словосочетания "в журнальных замыслах" лежит биографический факт из жизни поэта: именно в 1836 году А. С. Пушкин вместе с П. А. Плетнёвым начинает издавать журнал "Современник" и попадает под особый прицел цензуры. В смысловой динамике частей речи видно движение от нейтральной и высокой лексики к лексике сниженной, разговорной. Авторское выделение курсивом троекратно повторённого слова "словa" содержит аллюзию на цитату из трагедии В. Шекспира "Гамлет", что указывал сам Пушкин. В ней не только намёк на конфликт слова и дела, но и утверждение того, что громкие общественные права не связаны с конкретными и полезными делами, со смыслом человеческого существования. Поэту дороги "иные" права, не имеющие ничего общего с государственной службой. Дела, права, и свободы якобы "государственные" оцениваются им иронически. Всё это не более чем суета, "слова". Разговорный характер 9-му стиху придаёт и вводное предложение "видите ль". В нем явное указание на воображаемого оппонента, с которым полемизирует поэт. Обилие адъективной лексики в первой части: "громкие (права)", "сладкой (участи)", "чуткая (цензура)", -- делает развитие лирического сюжета замедленным. Поэт обращает внимание читателя не только на явления жизни, но и на их признаки, которые содержат иронические авторские оценки. Во второй части ключевыми становятся существительные, обозначающие существенные для Пушкина общественные понятия: "права", "свобода", "от властей" (а в некоторых редакциях -- "от царя"), "от народа". В оценке смыслов этих слов интересной оказывается их оппозиция. На первый взгляд кажется, что слова "от властей (от царя) и "от народа" находятся в положении противопоставления. Однако крупнейший пушкинист Б. В. Томашевский в комментариях к собранию сочинений поэта высказывает мысль, что в этой оппозиции "нет противопоставления властей народу, а сопоставлены две системы управления -- самодержавная и парламентская"[9]. Ю. М. Никишов считает, что речь здесь "идёт о правах личности между двумя контрастными силами: царь (власть) -- и народ. Решение одинаковое: удаление от обеих сил (.не всё ли нам равно?.)". Таким образом, слова "царь (власть)" и "народ" становятся контекстуальными синонимами, а антонимичны им ценностные понятия третьей части: красоты природы и созданья искусств и вдохновенья. Устаревшее краткое отглагольное прилагательное "потребна" и другие архаичные слова и формы придают стихам второй и третьей части характер возвышенный, торжественный, а их социально-нравственный смысл подчёркивается повтором слова "зависеть". Интересно, что в первой части стихотворения поэт по отношению к себе употребляет личное местоимение "я", "мне", а во второй части оно неожиданно заменяется местоимением множественного числа "нам" -- "не всё ли нам равно?" (курсив мой -- Н. Б.). Это подчёркивает обобщённый характер пушкинских рассуждений, противопоставляет высокие ценности природы и искусства низким, по мнению автора, понятиям "власть" и "ливрея", которые также "в зацеп" соединяют вторую и третью части стихотворения. Противопоставление истинных и ложных ценностей прослеживается при анализе субстантивной и глагольной лексики 14--16 стихов. Лексические значения метонимии "власть" и синекдохи "ливрея", выраженных существительными, противопоставлены по смыслу таким понятиям, как "совесть" и "помыслы". Глаголы "служить" и "угождать" (заметьте, "себе лишь самому") находятся в оппозиции с фразеологизмами "отчета не давать" и "не гнуть <...> шеи". Эмоциональное напряжение и авторская позиция несогласия с мнением официальных властей подчёркиваются многократными отрицаниями на разных языковых уровнях: отрицательным местоимением "никому", повтором отрицательной частицы "не" -- "не давать", "не гнуть" и усилительными частицами "ни" -- "ни совести, ни помыслов, ни шеи". Непреложность и обоснованность авторского мнения подчеркивается в третьей части глаголами в жесткой форме императива. А безличность конструкции указывает, что обозначенные ими действия и состояния мыслятся и совершаются не по воле какой-то личности (царя, властей, даже поэта), а по велению высшего, природного закона, во власти которого находятся ценности абсолютные, а не ложно возвеличенные чьим-то случайным указом. В третьей части на смену конкретным, "бытовым" существительным "отчёт", "ливрея", "шея" приходят абстрактные: "природы красотaм", "пред созданьями искусств и вдохновенья", "в восторгах умиленья". Это поднимает смысл текста с бытового уровня на более высокий, "божественный", "бытийный", проясняя пушкинскую мысль о вечных, "нерукотворных" памятниках. Финальный стих: "Вот счастье! вот права..." -- можно считать ценностным "эпилогом", итогом долгих размышлений поэта о смысле жизни и предназначении человека. Иным смыслом наполняется слово "права" в конце стихотворения. Самыми главными правами человека становятся его право на свободное передвижение в мире, чего был лишён Пушкин, право на возможность "дивиться" не только естественной красоте природы, но и "трепетать" пред созданиями человеческих рук и человеческой мысли. Такие права не может дать человеку царь, не обладающий подобной властью. Они заключены в самой свободной природе человека, наделённого даром творчества, и несут личности радость и счастье. Итог урока. Тема свободы и рабства является ведущей в лирике Пушкина и связана с изменениями в его мировоззренческих позициях. Если в ранних вольнолюбивых стихах поэт считает, что для свободы и устранения пороков самодержавного общественного устройства человеку нужны справедливые законы, то в период Южной ссылки его мнение меняется. Он понимает отдаленность декабристских идей от порабощенного и непросвещенного народа и уже не верит и в парламентскую, демократическую форму правления. В конце жизни он вообще не связывает свободу с государственными и общественными институтами. Его ценностные ориентиры вольности включают в себя возможность беспрепятственного передвижения в мире, свободного общения с природой и независимого творчества, не скованного цензурой. Уроки 17--18. "Нет, весь я не умру..."[10] Философская лирика Пушкина. Тема жизни и смерти. "Брожу ли я вдоль улиц шумных...", "Элегия" ("Безумных лет угасшее веселье..."), "Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит...", "...Вновь я посетил...", "Отцы пустынники и жены непорочны..." На уроке учащиеся будут выявлять поэтические смыслы шедевров философской лирики Пушкина, размышлять о вечных проблемах бытия и, прежде всего, о проблеме жизни и смерти. Тема смерти появляется уже в ранней лирике поэта. Но в юношеских стихотворениях смерть поэта не страшит. В стихах 1830-х годов он уже не хочет умирать, ведь смерть лишает человека многих радостей бытия и, прежде всего, радости творчества. Но тема жизни звучит в зрелой лирике Пушкина гораздо трагичнее и обреченнее. Предвосхищая свою безвременную кончину, Пушкин в стихотворении "Андре Шенье" (1830) восклицает: Я скоро весь умру. Но тень мою любя, Храните рукопись, о други, для себя!љ Когда гроза пройдет, толпою суеверной Сбирайтесь иногда читать мой свиток верный, И, долго слушая, скажите: это он; Вот речь его. А я, забыв могильный сон, Взойду невидимо и сяду между вами, И сам заслушаюсь... Пушкин уверен, что от забвения человеческую личность сохраняют только нерукотворные памятники. Философскими размышлениями о скоротечности человеческой жизни, преемственности поколений и вечности природы наполнено стихотворение "Брожу ли я вдоль улиц шумных..." Вопросы и задания к стихотворению "Брожу ли я вдоль улиц шумных..." (1829) 1. О чем размышляет поэт в стихотворении? Какое чувство является в стихотворении доминантным? 2. Почему он занят своими думами о скоротечности жизни, и бродя "вдоль улиц шумных", и в компании "юношей безумных", и "в многолюдном храме"? 3. На какие композиционные части можно разделить стихотворение? С каким настроением следует читать каждую часть? 4. Найдите эмоциональную кульминацию текста. Обоснуйте свое мнение. 5. Как реализуется в стихотворении тема вечной жизни природы? Какой смысл приобретают здесь образы-символы? 6. Каково отношение поэта к молодому поколению? Почему он мечтал быть похороненным "ближе к милому пределу"? В чем философский смысл преемственности поколений? 7. Как решается тема вечности природы и скоротечности человеческой жизни в финале стихотворения? Элегическим восприятием жизни и ее подчинением непреодолимым законам времени проникнуто стихотворение "Элегия" ("Безумных лет угасшее веселье..."), написанное в Болдинскую осень. В нем поэт подводит итоги прожитой жизни, воспевает мужественное отношение к жизненным страданиям, которое облегчает трагизм человеческого бытия. Вопросы и задания к стихотворению "Элегия" (1830) 1. Каковы композиционные особенности стихотворения? В каких отношениях находятся его части? 2. Какой смысл тексту придает парная его рифмовка? 3. Каким чувством окрашены воспоминания поэта о юности? Чем объясняется печаль его воспоминаний? 4. Почему желание "мыслить и страдать" является жизненным стимулом для лирического "я"? 5. Какие жизненные события он считает для себя наслажденьями? Почему? Как это связано с биографией Пушкина периода Болдинской осени? 6. Как лексика и синтаксис стихотворения помогают сделать эмоции отдельного человека всеобщими, воспринять человеческую жизнь в "бытийном" аспекте? Еще одним посланием, итожащим жизненный и творческий путь поэта, становится стихотворение "Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит..." Лирический герой стихотворения всю жизнь искал душевного покоя и творческого уединения, но ни в обществе, ни в свете его не нашел. Он принимает неумолимый бег времени и понимает скоротечность жизни. Поэтому остаток дней своих он мечтает провести в уединении, убежав "в обитель дальнюю трудов и чистых нег". Вопросы и задания к стихотворению "Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит..." (1834) 1. Докажите, что в первой строфе стихотворения преобладают лексика и синтаксические конструкции, характерные для разговорной речи. 2. Какие отношения связывают лирического героя с его воображаемым собеседником (собеседницей)? 3. Выявите особенности торжественного, книжного стиля второй строфы? Почему так меняются поэтические интонации текста? 4. Зачем лирическому "я" нужен "побег в обитель дальнюю"? 5. Какие ценности жизни он может там приобрести? Летом 1835 года он смог уехать в Михайловское, где он отбывал свою ссылку почти 10 лет назад. Эта встреча с прошлым породила стихотворение "...Вновь я посетил...", в котором поэт опять рассуждает о времени и о себе. Вопросы и задания к стихотворению "...Вновь я посетил..." (1835) 1. В чем, по Пушкину, заключается "общий закон" жизни? 2. Какие картины природы рисует поэт? В чем их очарование? Почему их в стихотворении так много? Как они связаны с обликом лирического "я"? 3. Проанализируйте ключевые образы стихотворения: домик, холм, озеро, мельница, дорога, три сосны; младая роща, мой внук, я. Какая связь есть между ними? 4. Как соотнесены в стихотворении картины минувшего и настоящего? 5. Как в стихотворении создается образ времени и образ памяти? 6. Как поэт решает проблему преемственности поколений? 7. Какой смысл придает тексту нерифмованный, белый стих? 8. Какой смысл выявляется при исследовании в тексте стихотворных переносов? 9. Проанализируйте поэтическую лексику и синтаксис стихотворения. Докажите, что они придают тесту философское звучание. 10. Индивидуальное задание. Найдите и прокомментируйте реалии стихотворения, связанные жизнью Пушкина в Михайловском. Вечным проблемам бытия, проблеме поиска смысла жизни и предназначения человека посвящено и стихотворение "Отцы-пустынники и жены непорочны...", относящееся к "кменноостровскому циклу". Стихотворение представляет собой поэтическое переложение великопостной молитвы Ефрема Сирина, которая по обычаю повторяется в храмах в течение всего Великого Поста кроме субботы и воскресенья. Вопросы и задания к стихотворению "Отцы-пустынники и жены непорочны..." (1836) 1. На какие смысловые части можно разделить это стихотворение? 2. Как композиционно связаны три части стихотворения: вступление, отношение поэта к великопостной молитве, поэтическое переложение молитвы? 3. Каким настроением проникнута каждая часть? С какими интонациями их следует читать? 4. С какой целью, по мнению автора, сложено "множество торжественных молитв"? Как понять слова "сердцем возлетать во области заочны"? 5. От каких грехов, по мнению автора, охраняет великопостная молитва? Почему любоначалие названо автором "змеей сокрытой"? Какие добродетели провозглашает поэт? Как здесь использован прием градации? 6. Какие свойства души, по Пушкину, следует преодолевать, а какие -- приобретать? Почему? 7. Сопоставьте стихотворение с каноническим текстом великопостной молитвы: "Господи и Владыко живота моего, Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю! Даруй ми зреть моя пре.грешения. И не осуждати брата моего. Яко благословен еси во веки веков. Аминь"[11]. Какие изменения внесены Пушкиным? Каков их поэтический смысл? 8. Дайте к стихотворению лексический и историко-культурный комментарий. 9. Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворение Пушкина с поэтическим переложением молитвы И. Великопольским. В чем преимущества пушкинского текста? Господь жизневластитель, Будь грешника хранитель И немощному друг! Да праздности недуг С томящею печалью, Меня не отягчит И зов к любоначалью Души не совратит. Да ввек непраздно слово Пребудет лишь готово На истину одну! Страстей всех тишину, Любовью и терпеньем, Дай грешнику, молю. Ей Господи Царю! Дай зреть мне прегрешенье! Дел братних осужденье От уст моих отринь! Да, сердца в умиленьи, На мне Отца Святынь Узрю благословенье Во век веков! Аминь. Вариант интерпретации стихотворения "Отцы-пустынники и жены непорочны..." Стихотворение "Отцы-пустынники и жены непорочны..." написано на каменно.островской даче поэта под Петербургом в день церковной памяти жены-мироносицы св. Марии Магдалины 22 июля 1936 года. Стихотворение нельзя считать только поэтическим переложением великопостной молитвы преподобного Ефрема Сирина, которое сделал также современник Пушкина Иван Великопольский, так как в композиции текста выделяются две смысловые части. Это вступление, содержащее авторское лирическое рассуждение о роли молитв в жизни человека и достоинствах молитвы, читаемой "во дни печальные великого поста", и интерпретация текста молитвы, поэтически переосмысленной Пушкиным. В первом четверостишии поэт рассуждает о создании "божественных молитв" и их "авторах". К "отцам-пустынникам" в православии относят Иоанна Златоуста, Иоанна Богослова, Василия Великого и Ефрема Сирина, получившего свое прозвание за сирийское происхождение, к "женам непорочным" -- деву Марию, мать Иисуса Христа, и Марию Магдалину, искупившую свои грехи истинной верой и покаянием. Молитвы создавались ими для того, "чтоб сердцем возлетать во области заочны, чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв". "Области заочны" -- это области человеческого духа, не видимые очами. Молитвы же необходимы, чтобы укреплять сердце человека в его битвах с мирскими невзгодами, страстями и искушениями. Вторая строфа стихотворения начинается союзом "но". Его смысл в противопоставлении множества "торжественных молитв", которые не укрепляют сердца лирического "я", и молитвы Ефрема Сирина. Автор выражает свою веру в мощный духовный потенциал этой молитвы, которая "падшего крепит неведомою силой" и не дает ему упасть духом и свернуть с истинного пути. В чем же ее чудодейственная сила? Канонический текст великопостной молитвы отличается от пушкинского переложения, в котором акценты смещены на наиболее важные для поэта понятия. Лирический субъект просит Бога избавить его от духа "праздности унылой", соединяя эти грехи в новом образе, утверждая, что праздность порождает уныние. Он просит уберечь его и от любоначалия, то есть жажды власти, которое, в отличие от канонического текста, называет "змеей сокрытой", подразумевая, что всякая власть внешне привлекательна, а на самом деле искушает и калечит душу. Главным пороком поэт провозглашает празднословие, придавая тем самым особое значение силе слова. В пушкинском обращении к Богу опущено приложение "рабу твоему", лирический субъект просит Всевышнего дать ему возможность видеть его прегрешения. Просьба дать возможность "не осуждати брата моего" в стихотворении также трансформирована: "Да брат мой от меня не примет осужденья". Если лирический субъект не может не осуждать ближнего своего, то пусть хотя бы сам брат не примет этого осуждения. В стихотворении, как и в молитве, осуждаются пороки и провозглашаются человеческие добродетели -- "дух смирения, терпения, любви и целомудрия мне в сердце оживи". Но Пушкин и здесь изменяет текст молитвы, ставя вершиной добродетели целомудрие, то есть духовную чистоту. В пушкинском стихотворении православный канонический текст молитвы становится основой для раздумий человека о нравственном самосовершенствовании, о вечных духовных ценностях, о том, какие душевные пороки нужно преодолевать, а какие добродетели воспитывать в себе, чтобы делать свое сердце духовно стойким. Итог урока. Лирические размышления Пушкина о смысле жизни и предназначении человека отражают его понимание вечных, непреложных ценностей бытия. По мысли поэта, смерть является для человека естественным итогом физической жизни. Но результат его пребывания на земле измеряется тем, что он успел сделать, какой нерукотворный памятник от него останется. Философская лирика Пушкина наполнена размышлениями о жизни: скоротечности человеческого существования, преемственности поколений, вечности природы и неумолимом беге времени. Поэт считает абсолютными ценностями семью, дом, продолжение рода, природу, творчество, а главными наслажденьями -- любовь и искусство. Он принимает жизнь со всеми треволнениями, и абсолютизирует ее гармонию и божественный порядок, призывая мужественно относиться к жизненным страданиям, что облегчает трагизм человеческого бытия. Он уверен, что для творчества необходимы душевный покой и уединение, хотя бы временный переход от конкретного, бытового к общему, бытийному. Поэтому неосуществленной мечтой остается его стремление убежать "в обитель дальнюю трудов и чистых нег". Размышления о времени и о себе, раздумья о нравственном самосовершенствовании, о воспитании души и стойкости сердца становятся главным содержанием лирики поэта в последний период его жизни. Урок 19*. "Какое странное, и манящее, и чудесное в слове .дорога.!"[12] Тема дороги в лирике Пушкина и ее философский смысл. "Зимняя дорога", "В поле чистом серебрится...", "Дорожные жалобы", "Телега жизни". Урок внеклассного чтения можно организовать в форме практикума, для чего провести учебные исследования в творческих группах учащихся. Каждая группа получает тексты одного из стихотворений Пушкина на тему дороги, проводит его самостоятельный анализ с помощью вопросов учителя и сообщают классу о результатах своих наблюдений. В урок может быть включено сообщение заранее подготовленного ученика, который расскажет о результатах исследования стихотворения Пушкина "Странник". Группа 1. "Зимняя дорога" 1. Какое настроение вызывает это стихотворение? Меняется ли оно по ходу текста? 2. Какие образы и картины вамљ представились? С помощью каких художественных средств они создаются? 3. Попытайтесь проследить особенности поэтической формы стихотворения на фонетическом, лексическом, синтаксическом, композиционном уровнях. Приведите примеры. 4. Каков ритмический рисунок текста? Почему ритм замедленный? Какую картину рисует обилие гласных звуков? 5. Какими красками, звуками наполнен текст? Как это помогает понять настроение? 6. Каково движение в поэтическом пространстве текста? В чем смысл кольцевой композиции: "пробирается луна" -- "отуманен лунный лик"? Группа 2. "В поле чистом серебрится..." 1. Каково настроение стихотворения? 2. Почему 1-я, 2-я, 3-я строфы начинаются одинаково? С какими интонациями можно прочитать слово "пой" в каждой строфе? 3. Какими звуками, красками наполнен текст? Как они помогают понять его смысл? 4. Какие фольклорные мотивы вы заметили? Какие образы и картины показались вам наиболее яркими, интересными? 5. Какими вы представляете ямщика и лирического героя? Докажите свое мнение текстом. О чем думает и что чувствует лирический герой? 6. Какой смысл придает тексту открытый финал? 7. Имеет ли смысл необычное графическое оформление текста? Группа 3. "Дорожные жалобы" 1. Какое настроение является в стихотворении ведущим? Меняется ли оно по ходу текста? 2. Сколько частей в этом тексте? Какова интонация каждой части? 3. Какие картины дорожной жизни рисует поэт? Каково авторское отношение к дорожным проблемам? 4. Как в художественной структуре текста (существительные, глаголы, местоимения, союзы, синтаксические конструкции и т. п.) прослеживается мотив движения, дороги? 5. О чем мечтает лирический герой? Осуществимы ли его мечты? 6. Каков поэтический смысл последнего стиха? Группа 4. "Телега жизни" 1. Какой подтекст приобретает тема дороги в этом стихотворении? 2. Почему стихотворение так называется? О какой телеге идет речь? 3. Кто везет путника в телеге жизни? Каков образ времени в стихотворении? Почему он появляется в первой и последней строфах? 4. Как композиция стихотворения связано с его философским смыслом? 5. Каким видится лирическому герою жизненный путь? А вам? Согласны ли вы с авторскими оценками каждого периода жизни? 6. Выявите особенности поэтической формы стихотворения. Каков их поэтический смысл? 7. Как автору удается создать картину непрерывного движения времени, неподвластного воле человека? Индивидуальное задание. Как тема дороги отразилась в стихотворении Пушкина "Странник"? Какое переносное и символическое значение приобретает в нем мотив пути? Итог урока. Тема дороги в лирике Пушкина приобретает философский смысл. Она понимается поэтом в контексте вечного движения жизни, гармонии и круговорота бытия, необратимого бега времени. Дороги в поэзии Пушкина связаны и с темой творчества. Ведь для поэта жизнь -- это движение, а жизненные дороги -- это время и место для размышлений, впечатлений и создания новых произведений. |
« Пред. | След. » |
---|