Уроки Пушкина

Оглавление
Уроки Пушкина
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6

 
Поурочные разработки

Уроки 1-11

Урок 12. "Пушкин -- природа, непосредственно действующая самым редким своим способом: стихами"[1].

А. С. Пушкин. Жизнь и основные этапы творческого пути (с обобщением ранее изученного). Гуманизм лирики Пушкина и её национально-историческое и общечеловеческое содержание. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Историческая концепция пушкинского творчества. Развитие реализма в лирике, поэмах, прозе и драматургии. Речь Ф. М. Достоевского о Пушкине.

В центре работы с десятиклассниками на уроках по изучению творчества Пушкина -- обобщение ранее изученного, обогащение ведущих тем его поэзии новыми фактами, размышлениями, повторение романа "Евгений Онегин", изучение поэмы "Медный всадник", а в гуманитарных классах и драматических произведений "Борис Годунов", "Маленькие трагедии", а также подготовка к письменным работам.

Приступая к изучению темы "А. С. Пушкин", учитель ориентирует школьников на повторение сведений о поэте, полученных в основной школе. Задача педагога -- найти "золотую середину" между сухими фактами биографии поэта, которые легко отразить в хронологической таблице, и ярким, запоминающимся рассказом о наиболее интересных страницах его жизни и творчества. Читателей-школьников обычно привлекает известная цитата Н. В. Го.го.ля: "Пушкин есть чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через 200 лет". Эти слова современные школьники воспринимают с иронией. Ведь надежды Гоголя на то, что через 200 лет в России, может быть, родятся новые Пушкины, вряд ли оправдались.

Творческий путь Пушкина можно условно разделить на несколько этапов:

Основные периоды жизни
и творчества Пушкина
   

Характерные
черты периода
   

Наиболее значительные произведения, созданные в этот период

Лицейский период (1813--1916 гг.)
   

 
   

 

Петербургский период (1817--1820 гг.)
   

 
   

 

Период южной ссылки (1820--1824 гг.)
   

 
   

 

Период ссылки в Михайловское
(1824--1826 гг.)
   

 
   

 

Творчество II половины 20-х годов. (1826--1830 гг.)
   

 
   

 

Творчество периода Болдинской осени (1830 г.)
   

 
   

 

Творчество 30-х годов (1831--1836 гг.)
   

 
   

 

Думается, что рассказ о личности и судьбе поэта будет скупым и однообразным, если оторвать факты его биографии от фактов творчества, потому что жизнь поэта неотделима от созданных им произведений. Но учащиеся должны усвоить идейно-эсте.ти.ческие позиции Пушкина в каждый период его поэтической жизни, четко представлять себе, какие произведения являются характерными для каждого этапа, как эволюционировали в творчестве Пушкина ведущие темы его лирики.

На первом уроке можно заполнить хронологическую таблицу, записав в нее характерные черты и наиболее значительные произведения каждого периода. В лекцию учителя могут быть включены сообщения учащихся, которые помогут обобщить ранее изученное, восстановить в памяти важные факты биографии и творчества поэта. Кроме того, учащиеся могут письменно оформить тексты сообщений по отдельным периодам жизни поэта.
Примерная тематика сообщений учащихся

1. Детские годы Пушкина.

1. Лицейская лирика поэта.

2. Петербургский период творчества.

3. Адресаты любовной лирики Пушкина.

Для этой работы могут быть использованы книги о жизни и творчестве Пушкина:

1.      Ю. Лотман. Александр Сергеевич Пушкин.

2.      Б. Мейлах. Жизнь Александра Пушкина.

3.      С. Петров. А. С. Пушкин. Очерк жизни и творчества.

4.      Б. Бурсов. Судьба Пушкина.

5.      Л. Гроссман. Пушкин. (Серия ЖЗЛ).

6.      Ю. Тынянов. Пушкин.

7.      А. С. Пушкин. Школьный энциклопедический словарь. Под ред. В. И. Коровина.

Домашнее воспитание Пушкина было обычным для дворянских семей того времени. Родители мало занимались воспитанием детей, приглашая гувернанток и гувернеров, которые растили юных дворян на французский манер. Вероятно поэтому для Пушкина-мальчика более яркими впечатлениями было общение с бабушкой Марией Алексеевной, няней Ариной Родионовной и дядькой Никитой Козловым, которые преподали ему первые уроки русской речи и русской культуры.

Для лицейского этапа характерно формирование Пушкина-поэта под воздействием творчества Державина, Радищева, Карамзина, Жуковского, Вольтера, Руссо. В раннем творчестве поэта отчетливо звучат его патриотические настроения ("Воспоминания в Царском Селе"), политические мотивы, протест против крепостничества ("Лицинию"), вольнолюбивые и сатирические мотивы ("Городок"), которые тесно переплетаются с приверженностью философии Эпикура и анакреонтикой. В раннем творчестве начитает звучать тема смерти ("Моя эпитафия", "Завещание", "Элегия", "Желание), но она не имеет трагического оттенка, поэт желает умереть любя.

В 16-летнем возрасте А. С. Пушкин написал стихотворение, которое назвал "Моя эпитафия":

Здесь Пушкин погребен: он с музой молодою,
С любовью, леностью провел веселый век,
Не делал доброго, однако ж был душою,
Ей-богу, добрый человек.

Мысль о неминуемой кончине не раз приходит к юному Пушкину, но в его ранних стихах этот мотив не имеет трагедийного оттенка, он, вероятно, не более чем дань модному тогда романтизму. В стихотворении "Элегия" читаем:

Покину скоро я друзей,
И жизни горестной моей
Никто следов уже не встретит...

Смерть для лирического "я" -- лишь средство пробудить чувства скорби и раскаяния у той, которая была ему "в мире богом", смерть -- лишь способ покончить с "мученьями любви", надеясь на то, что, может быть, об участи его "она вздохнет над урной гробовою". В стихотворении "Желание" "горести несчастливой любви" заставляют лирического субъекта воскликнуть:

Пускай умру, но пусть умру любя!

В стихотворении "Мое завещание" 16-летний поэт опять же молит провиденье о смерти:

Хочу я завтра умереть
И в мир волшебный наслажденья,
На тихий берег вод забвенья,
Веселой тенью отлететь...

И здесь юный герой, страдающий от любви, молит о смерти, но в тексте нет драматизма, кончина не видится ему грустной. А 20 лет спустя 36-летний поэт, переживший много разочарований и бед, взывает не к смерти, а к жизни, но строки эти звучат значительно трагичнее:

О нет, мне жизнь не надоела,
Я жить люблю, я жить хочу,
Душа не вовсе охладела,
Утратя молодость свою.
Еще хранятся наслажденья
Для любопытства моего,
Для милых снов воображенья,
Для чувств . . . . . .всего.

1836

Для петербургского периода характерно тяготение к активному романтизму, декабристским настроениям во имя торжества свободы. Пушкин приобщается к либеральным ценностям, дружит с будущими декабристами. Рождается вольнолюбивая лирика: "Вольность", "Деревня", "К Чаадаеву". Используя старинные народные сказания, Пушкин создает новаторское произведение "Руслан и Людмила".

Вольнолюбивые мотивы усиливаются в лирике Пушкина южного периода, которая будет изучена на отдельном уроке. Появляются и "южные" поэмы, героями которых становятся сильные и ищущие личности, находящиеся в разладе с обществом. Южный период заключает в себе две противоположные грани романтического мироощущения: с одной стороны, поэт восторженно воспевает ценности любви и свободы, с другой стороны, он начинает их скептически отрицать, иронически сомневаясь в осуществлении юношеских идеалов.

В период Михайловской ссылки в творчестве Пушкина происходит утверждение принципов реализма. Лирика поэта в Михайловском становится проще, содержит меньше картинных сравнений и ярких метафор. Но при этом она становится все более глубокой и гармоничной. Появляются такие шедевры, как "Сожженное письмо", "К***", "Вакхическая песня", "Зимний вечер", "Зимняя дорога", "Няне", "Пророк" и др. Михайловская лирика исполнена гуманизма и глубокого общечеловеческого содержания. Она отражает устремленность поэта к философскому осмыслению жизни.

В этот период создается историческая трагедия "Борис Годунов", в которой отразились новаторские принципы "истинного романтизма", определившего историческую концепцию пушкинского творчества. В трагедии в исключительных исторических обстоятельствах действуют обыкновенные люди; ход истории не прерывается, она неуклонно идет вперед, и ее последующее развитие является результатом предыдущего; с изменением исторических обстоятельств не меняются черты персонажей. Это свойство "истинного романтизма" поэт впоследствии преодолеет, что ознаменует новый этап на его пути к реализму.

В период после поражения декабристского восстания (1826--1830 гг.) Пушкин остается верным идеалам декабристов. Эти настроения подтверждаются в стихотворениях "В Сибирь", "Арион", "Анчар". В эти годы поэт создает и непревзойденные лирические произведения: "Зимнее утро", "Я вас любил...", "Мадона", "На холмах Грузии лежит ночная мгла..." В этих стихотворениях выражены глубокие симпатии поэта к окружающему миру, природе, соединенные с чистой и светлой печалью нежного любовного чувства. Личные мотивы лирики наполняются философским содержанием.

В конце 30-х годов в творчестве поэта появляются мотивы разочарования, которые он пытается преодолеть. 30-е годы -- вершина творчества Пушкина. Завершён "Евгений Онегин", лирика носит ярко выраженный философский характер, поэта волнуют вечные проблемы бытия, Пушкин создает реалистическую прозу. Философское осмысление приобретает и тема поэта и поэзии. Вместе с тем уже со времени Болдинской осени в стихах все чаще сквозит подавленное душевное состояние ("Бесы"), но поэт находит в себе силы его преодолеть ("Элегия"). Лирика все чаще уступает место реалистической прозе, которой еще не было в русской литературе. Появляются "Повести Белкина", где читатель вовлекается в размышления о трудных ситуациях жизни, которую нужно серьезно изучать и анализировать.

Новаторскими становятся и "Маленькие трагедии", где изображена цепь острых сцен с непрерывным накалом страстей. Пушкин предлагает читателю пересмотреть нравственные обычаи, моральные нормы, дать им оценку.

После Болдинской осени Пушкин создает повесть "Пиковая дама", работает над романами "Дубровский" и "Капитанская дочка". В петербургской повести "Медный всадник" он пытается осмыслить историческую роль Петра I, оценить поступательный ход истории, рассмотреть личные проблемы человека в социально-философском аспекте.

В последние годы жизни Пушкин предпринимает отчаянные попытки вырваться из тесного светского круга, много думает о себе и своем времени. Появляется стихотворение "Вновь я посетил...", создается значительный по глубине мысли и нравственному содержанию каменноостровский лирический цикл. О своем поэтическом творчестве размышляет Пушкин в стихотворении "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...", написанном незадолго до смерти.

После гибели поэта оценки его творчества и вклада в русскую культуру неоднократно звучали в пушкиноведении. Одной из таких оценок явилась "Речь о Пушкине" Ф. М. Достоевского, произнесенная в 8 июня 1880 года связи с открытием памятника поэту в Москве.

На протяжении нескольких десятилетий Пушкин жил в творческом сознании Достоевского. Его размышления о поэте выразились в статье "Пушкин" (1880). Первоначально это была речь, произнесенная на открытии памятника Пушкину. Впоследствии она была включена в "Дневник писателя", явившись последним литературно-критическим выступлением Достоевского.

Главная мысль речи -- в абсолютном, непреходящем значении Пушкина для мировой культуры. Для статьи характерна как ораторская публицистичность, так и глубокие литературно-критические оценки. В речи заметно влияние традиций русской литературной критики: отголоски высказываний Гоголя, Белинского, Дружинина о Пушкине. В начале статьи Достоевский использовал известные слова Гоголя, что Пушкин "чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа". Но Достоевский прибавляет к ним слово "пророческое", ставшее ключевым в речи. Писатель этим указывает, что творчество Пушкина, отличающееся национальным своеобразием и самобытностью, не только стало явлением истории русской литературы, но и имеет непреходящее значение, так как связано с жизнью современного человека.

Безусловно, Достоевский был знаком со статьей Дружинина "А. С. Пушкин и последнее издание его сочинений", так как высказывает в речи мысли критика о современности поэмы "Цыганы", говоря, что Алеко -- "тип постоянный и надолго у нас поселившийся". "Русские скитальцы" (Алеко, Онегин -- в этом же ряду можно рассматривать и Раскольникова), или "гордый человек", по Достоевскому, -- это люди, поставившие себя выше других, мотив их поступков общий: "Я -- выше, чем не -- я", -- и убийство для них есть средство самоутверждения. Они предъявляют к людям требования неизмеримо большие, нежели к самим себе. Простые люди отвергают "закон гордого человека" ("Оставь нас, гордый человек"). И поэтому Достоевский призывает их к смирению ("Смирись, гордый человек!"). Смириться должен, по Достоевскому, не Человек с большой буквы, а такие, как Алеко, Онегин, Раскольников.

В оценке Татьяны Лариной Достоевский, несомненно, опирался на Белинского, многократно заимствуя у него словосочетание "русская женщина". Однако Белинский осуждает Татьяну за её слова: "Но я другому отдана, я буду век ему верна". А Достоевский видит в предпочтении долга любви "нравственное разрешение этого вопроса". В ответе Онегину проявился русский национальный характер Татьяны, обладающей, по мысли писателя, врожденным чувством справедливости. В черновом варианте статьи Достоевский писал: "Финал .Онегина.: русская женщина, сказавшая русскую правду". В трактовке образа Татьяны проявилась та же попытка "глобального прочтения Пушкина", так как Достоевский оценивал героиню с этико-исторической точки зрения. Нравственный идеал Пушкина совпал не только с нравственным идеалом Достоевского, но и с общественным идеалом того времени, что обеспечило невиданный успех речи.

Историко-литературное значение речи Достоевского выразилось в том, что писатель смог доказать России величайшее мировое значение Пушкина и сумел сделать это силой словесного искусства. Речь о Пушкине поставила перед мыслящей Россией вопросы, которые всегда волновали русскую интеллигенцию. В речи о Пушкине проявились черты многолетних размышлений Достоевского, которые отразились и его творчестве, а также важные черты личности писателя: обостренное восприятие русской истории и русского человека, максимализм в решении нравственно-этических проблем. Речь была воспринята слушателями с восторгом и энтузиазмом, что объяснялось реальной общественной ситуацией. Таким образом, Достоевский показал исключительность личности Пушкина, возвысив ее над обыденной жизнью, оценив его как гения поэзии, великого мыслителя, творческую личность.

Итог урока. Жизнь и основные этапы творческого пути Пушкина подтверждают непреходящее значение поэта для мировой культуры. Оно выражается в гуманизме его лирики и её национально-историческом и общечеловеческом содержании, слияние в ней гражданских, философских и личных мотивов. Историческая концепция пушкинского творчества подтверждает тенденцию, связанную с развитием реализма в лирике, поэмах, прозе и драматургии. Достоевский подчеркнул в Пушкине силу духа, человеческое достоинство и независимость, показал его вклад в русскую культуру в контексте современной писателю жизни, что сделало образ Пушкина нравственным идеалом не только для эпохи Достоевского, но и для русского человека XX и XXI века.
Уроки 13--14*. "И между тем грозы незримой сбиралась туча надо мной!.."[2]

Романтическая лирика Пушкина периода Южной и Михайловской ссылок. "Погасло дневное светило...", "Я пережил свои желанья...", "Демон", "Подражания Корану" (IX. "И путник усталый на Бога роптал..."), "Если жизнь тебя обманет...". Трагизм мировосприятия и его преодоление.

На этом уроке учащиеся познакомятся с новыми фактами жизни поэта периода Южной и Михайловской ссылок и с наиболее значительными стихотворениями этого времени. Рассказ о событиях жизни Пушкина либо излагается в кратком сообщении учителя, либо может быть поручен специально подготовленным учащимся. В качестве индивидуального домашнего задания школьники гуманитарных классов могут проследить особенности романтической композиции и стилистики одной из южных поэм.

Основная часть уроков посвящена анализу стихотворений Пушкина южного и михайловского периодов.
Вопросы и задания к стихотворению "Погасло дневное светило..." (1820)

1.      К какому жанру можно отнести это стихотворение? Аргументируйте свою точку зрения.

2.      Какие черты романтизма проявились в нём? Это элегическое раздумье о жизни и судьбе человека, оценка своих прежних надежд и мечтаний. Образ лирического "я" близок автору, для которого наступила новая пора жизни. В основе текста контраст между прежним и нынешним, между ожиданием свободы и её отсутствием у изгнанника поневоле и т. д.

3.      Как соотносятся в стихотворении внешние факты жизни и внутренние порывы души? Реальные события становятся основой для психологического переживания, выраженного в форме элегического воспоминания.

4.      Какой смысл приобретает в стихотворении образ океана? Грозная стихия океана созвучна душе поэта.

5.      В каком ключе рисуется в стихотворении природа? Природа не только необычна, но и внутренне противоречива. Для поэта важно не правдивое описание необычного морского пейзажа, а его мощь и свобода, стихийное движение.

6.      На чем основана композиция стихотворения? Инверсия, контраст, безграничная перспектива, аллегория.

7.      Какой смысл придают стихотворению эмоционально-оценочные эпитеты и глаголы в повелительном наклонении?

8.      Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворение Пушкина "Погасло дневное светило..." со стихотворением Батюшкова "Тень друга". Как проявились в пушкинском стихотворении принципы "школы гармонической точности"?
Вопросы и задания к стихотворению "Я пережил свои желанья..." (1821)

1.      Какова история создания стихотворения? Стихотворения было создано в Каменке, и Пушкин хотел ввести его в поэму "Кавказский пленник". Докажите, что это элегия.

2.      Какова композиция стихотворения? Элегия делится на две части, в которых переживания лирического "я" сопоставлены с картиной поздней осени.

3.      Каково основное настроение стихотворения? Какие образы его усиливают?

4.      Какая лексика помогает изображению душевного состояния лирического "я"? Что в ней характерно для романтического стиля?

5.      Индивидуальное задание. Найдите черты сходства в переживаниях лирического "я" стихотворения "Я пережил свои желанья..." и главного героя поэмы "Кавказский пленник". Подтвердите свои мысли примерами.
Вопросы и задания к стихотворению "Демон" (1823)

1.      Дайте характеристику центральному образу стихотворения.

2.      Как проявились в образе Демона черты романтического героя? Подтвердите свои суждения текстом.

3.      В чем различие в восприятии мира Демоном и лирическим "я" стихотворения? Чья жизненная позиция кажется вам более нравственной? Почему?

4.      Можно ли считать скептическое отношение Демона к миру проявлением трагического разочарования поэта в прежних ценностях?

5.      Есть мнение, что "злобный гений" -- это не знакомец поэта, а он сам в период утраты прежних, возвышенных "впечатлений бытия". Подтвердите или опровергните эту точку зрения.

6.      Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворение Пушкина "Демон" с XV строфой главы I романа "Евгений Онегин".
Вопросы и задания к стихотворению "И путник усталый на Бога роптал..." (1825)

1.      Как можно определить жанр стихотворения? Докажите, что это притча.

2.      Какой смысл имеет в стихотворении чудо преображения мира по воле Бога?

3.      Как этот мотив связан с пушкинской творческой биографией? Докажите, что он нашел отражение в стихотворении "Пророк".

4.      Докажите, что в стихотворении, как и во всем цикле, отразилось светлое состояние духа, свойственное Пушкину в Михайловском.

5.      Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворение Пушкина "И путник усталый на Бога роптал..." с балладой Лермонтова "Три пальмы".
Вопросы и задания к стихотворению "Если жизнь тебя обманет..." (1825)

1.      Что, по мнению поэта, помогает человеку преодолеть жизненные испытания? Какие свойства души он для этого должен воспитывать в себе?

2.      В чем философский смысл стихотворения?

3.      Как он связан с библейскими мотивами?

4.      Как в стихотворении проявляется присущий лирике Пушкина гуманизм и оптимизм?

Итог урока. Одно из главных настроений лирики Пушкина южного периода -- это трагизм восприятия жизни. Двойственное романтическое мироощущение складывалось у поэта из воспевания ценностей любви и свободы и одновременно их иронического отрицания. Однако поэт смог преодолеть "безыдеальный" взгляд на жизнь. Поэтому в романтических произведениях Михайловского периода начинают звучать мотивы гармонии бытия, наполненного вдохновением и творчеством, чуда преображения души, приоритета свободы внутренней, которая не может быть скована внешними законами и изоляцией от мира.


 
« Пред.   След. »

Direct/ADVERT


Direct/ADVERT



Rambler's Top100