Литературный журнал геосимволистов Мой берег. Библиотека Символика

О "Медном всаднике" Пушкина

Оглавление
О "Медном всаднике" Пушкина
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Image
О "Медном всаднике" Пушкина
В. Я. Брюсов
МЕДНЫЙ ВСАДНИК
   
   ИДЕЯ ПОВЕСТИ

       1

       Первое, что поражает в "Медном Всаднике", это -
несоответствие между фабулой повести и ее
содержанием.
       В повести рассказывается о бедном, ничтожном
петербургском чиновнике, каком-то Евгении, неумном,
неоригинальном, ничем не отличающемся от своих
собратий, который был влюблен в какую-то Парашу,
дочь вдовы, живущей у взморья. Наводнение 1824 года
снесло их дом; вдова и Параша погибли. Евгений не
перенес этого несчастия и сошел с ума. Однажды
ночью, проходя мимо памятника Петру I, Евгений, в
своем безумии, прошептал ему несколько злобных
слов, видя в нем виновника своих бедствий.
Расстроенному воображению Евгения представилось,
что медный всадник разгневался на него за это и
погнался за ним на своем бронзовом коне. Через
несколько месяцев после того безумец умер.
       Но с этой несложной историей любви и горя
бедного чиновника связаны подробности и целые
эпизоды, казалось бы вовсе ей не соответствующие.
Прежде всего ей предпослано обширное "Вступление",
которое вспоминает основание Петром Великим
Петербурга и дает, в ряде картин, весь облик этого
"творения Петра". Затем, в самой повести, кумир
Петра Великого оказывается как бы вторым
действующим лицом. Поэт очень неохотно и скупо
говорит о Евгении и Параше, но много и с увлечением -
о Петре и его подвиге. Преследование Евгения медным
всадником изображено не столько как бред
сумасшедшего, сколько как реальный факт, и, таким
образом, в повесть введен элемент
сверхъестественного. Наконец, отдельные сцены
повести рассказаны тоном приподнятым и
торжественным, дающим понять, что речь идет о
чем-то исключительно важном.
       Все это заставило критику, с ее первых шагов,
искать в "Медном Всаднике" второго, внутреннего
смысла, видеть в образах Евгения и Петра
воплощения, символы двух начал. Было предложено
много разнообразнейших толкований повести, но все
их, как нам кажется, можно свести к трем типам.
       Одни, в их числе Белинский, видели смысл
повести в сопоставлении коллективной воли и воли
единичной, личности и неизбежного хода истории. Для
них представителем коллективной воли был Петр,
воплощением личного, индивидуального начала -
Евгений. "В этой поэме, - писал Белинский, - видим мы
горестную участь личности, страдающей как бы
вследствие избрания места для новой столицы, где
подверглось гибели столько людей... И смиренным
сердцем признаем мы торжество общего над частным,
не отказываясь от нашего сочувствия к страданию
этого частного... При взгляде на великана, гордо и
неколебимо возносящегося среди всеобщей гибели и
разрушения и как бы символически осуществляющего
собою несокрушимость его творения, мы хотя и не без
содрогания сердца, но сознаемся, что этот бронзовый
гигант не мог уберечь участи индивидуальностей,
обеспечивая участь народа и государства, что за него
историческая необходимость и что его взгляд на нас
есть уже его оправдание... Эта поэма - апофеоза Петра
Великого, самая смелая, какая могла только прийти в
голову поэту, вполне достойному быть певцом
великого преобразователя". С этой точки зрения из
двух столкнувшихся сил прав представитель
"исторической необходимости", Петр.
       Другие, мысль которых всех отчетливее выразил
Д. Мережковский, видели в двух героях "Медного
Всадника" представителей двух изначальных сил,
борющихся в европейской цивилизации: язычества и
христианства, отречения от своего я в боге и
обожествления своего я в героизме. Для них Петр был
выразителем личного начала, героизма, а Евгений -
выразителем начала безличного, коллективной воли.
"Здесь (в "Медном Всаднике"), - пишет
Мережковский, - вечная противоположность двух
героев, двух начал: - Тазита и Галуба, старого Цыгана
и Алеко, Татьяны и Онегина... С одной стороны, малое
счастье малого, неведомого коломенского чиновника,
напоминающего смиренных героев Достоевского и
Гоголя, с другой - сверхчеловеческое видение героя...
Какое дело гиганту до гибели неведомых? Не для того
ли рождаются бесчисленные, равные, лишние, чтобы
по костям их великие избранники шли к своим
целям?.. Но что, если в слабом сердце ничтожнейшего
из ничтожных, "дрожащей твари", вышедшей из праха,
в простой любви его откроется бездна, не меньшая той,
из которой родилась воля героя? Что, если червь земли
возмутится против своего бога?.. Вызов брошен. Суд
малого над великим произнесен: "Добро, строитель
чудотворный!.. Ужо тебе!" Вызов брошен, и
спокойствие горделивого истукана нарушено...
Медный всадник преследует безумца... Но вещий бред
безумца, слабый шепот его возмущенной совести уже
не умолкнет, не будет заглушен подобным грому
грохотаньем, тяжелым топотом Медного Всадника". С
своей точки зрения Мережковский оправдывает
Евгения, оправдывает мятеж "малых", "ничтожных",
восстание христианства на идеалы язычества.
       Третьи, наконец, видели в Петре воплощение
самодержавия, а в "злобном" шепоте Евгения - мятеж
против деспотизма.
       Новое обоснование такому пониманию "Медного
Всадника" дал недавно проф. И. Третьяк/*Jуzef Tretiak.
Mickiewicz i Puszkin. Warszawa. 1906. Мы пользовались
изложением г. С. Браиловского. ("Пушкин и его
современники", вып. VII.) (Примеч. В. Я. Брюсова.)*/ ,
показавший зависимость повести Пушкина от сатир
Мицкевича "Ustзp". Сатиры Мицкевича появились в
1832 году и тогда же стали известны Пушкину. В
бумагах Пушкина нашлись собственноручно сделанные
им списки нескольких стихотворений из этих сатир/*
Московский Румянцевский музей. Тетрадь N2373.
(Примеч. В. Я. Брюсова).*/ . Целый ряд стихов
"Медного Всадника" оказывается то
распространением стихов Мицкевича, то как бы
ответом на них. Мицкевич изобразил северную
столицу слишком мрачными красками; Пушкин
ответил апологией Петербурга. Сопоставляя "Медного
Всадника" с сатирой Мицкевича "Oleszkiewicz", видим,
что он имеет с ней общую тему, - наводнение 1824 года,
и общую мысль: что за проступки правителей несут
наказание слабые и невинные подданные. Если
сопоставить "Медного Всадника" со стихами
Мицкевича "Pomnik Piotra Wielkiego", мы найдем еще
более важное сходство: у Мицкевича "поэт русского
народа, славный песнями на целой полуночи" (т. е, сам
Пушкин), клеймит памятник названием "каскад
тиранства"; в "Медном Всаднике" герой повести
клянет тот же памятник. В примечаниях к "Медному
Всаднику" дважды упомянуто имя Мицкевича и его
сатиры, причем "Oleszkiewicz" назван одним из лучших
его стихотворений. С другой стороны, и Мицкевич в
своих сатирах несколько раз определенно намекает на
Пушкина, как бы вызывая его на ответ.
       Проф. Третьяк полагает, что в сатирах Мицкевича
Пушкин услышал обвинение в измене тем
"вольнолюбивым" идеалам молодости, которыми он
когда-то делился с польским поэтом. Упрек
Мицкевича в его стихах "Do przyjaciуl Moskali",
обращенный к тем, кто "подкупленным языком славит
торжество царя и радуется мукам своих приятелей",
Пушкин должен был отнести и к себе. Пушкин не мог
смолчать на подобный укор и не захотел ответить
великому противнику тоном
официально-патриотических стихотворений. В истинно
художественном создании, в величавых образах
высказал он все то, что думал о русском самодержавии
и его значении. Так возник "Медный Всадник".
       Что же гласит этот ответ Пушкина Мицкевичу?
Проф. Третьяк полагает, что как в стихах Мицкевича
"Pomnik Piotra Wielkiego", так и в "петербургской
повести" Пушкина - европейский индивидуализм
вступает в борьбу с азиатской идеей государства в
России. Мицкевич предсказывает победу
индивидуализма, а Пушкин - его полное поражение. И
ответ Пушкина проф. Третьяк пытается пересказать в
таких словах: "Правда, я был и остаюсь
провозвестником свободы, врагом тирании, но не
явился ли бы я сумасшедшим, выступая на открытую
борьбу с последней? Желая жить в России, необходимо
подчиниться всемогущей идее государства, иначе она
будет меня преследовать, как безумного Евгения".
Таковы три типа толкований "Медного Всадника".
Нам кажется, что последнее из них, которое видит в
Петре воплощение самодержавия, должно быть всего
ближе к подлинному замыслу Пушкина. Пушкину не
свойственно было олицетворять в своих созданиях
такие отвлеченные идеи, как "язычество" и
"христианство" или "историческая необходимость" и
"участь индивидуальностей". Но, живя последние
годы
       В тревоге пестрой и бесплодной
       Большого света и двора,
он не мог не задумываться над значением
самодержавия для России, На те же мысли должны
были его навести усердные его занятия русской
историей и особенно историей Петра Великого.
Убедительными кажутся нам и доводы проф. Третьяка
о связи между "Медным Всадником" и сатирами
Мицкевича. Впрочем, и помимо этих сатир Пушкин не
мог не знать, что его сближение с двором многими, и
даже некоторыми из его друзей, истолковывается как
измена идеалам его юности. Еще в 1828 году Пушкин
нашел нужным отвечать на такие упреки стансами:
       Нет, я не льстец, когда царю
       Хвалу свободную слагаю...
       Кроме того, понимание Петра в "Медном
Всаднике", как воплощения, как символа
самодержавия, - до некоторой степени включает в себя
и другие толкования повести. Русское самодержавие
возникло в силу "исторической необходимости". К
самодержавию царей московских с неизбежностью вел
весь ход развития русской истории. В то же время
самодержавие всегда было и обожествлением
личности. Петра Великого Ломоносов открыто
сравнивал с богом. Богом называли современники еще
Александра I. Мятеж личности против самодержавия
невольно становится мятежом против "исторической
необходимости" и против "обожествления личности".
       Но, присоединяясь к основным взглядам проф.
Третьяка, мы решительно не принимаем его выводов.
Видя вместе с ним в "Медном Всаднике" ответ
Пушкина на упреки Мицкевича, мы понимаем этот
ответ иначе. Мы полагаем, что сам Пушкин влагал в
свое создание совершенно не тот смысл, какой хотят в
нем прочесть.


 
« Пред.   След. »

Наш девиз

Наш девиз | Пусть символисты всегда будут в моде, когда они веками свирепствовали в авторитете! >>

 

Геосимволист Л. Шимко Поэзия

Дождик гуляет по крышам | Дождик гуляет по крышам,
Гладит их ржавые грани.
Шарит в... >>

 
Случайное | И день – любой. И в нем – любое.
И... >>

 

Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru