САЙТ НА ЛАДОНИ Мировая культура Культура средневековья |
Культура европейского средневековья |
Страница 1 из 5 Д. А. ЧЕКАЛОВ, В. А. КОНДРАШОВ КУЛЬТУРА ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Конспект лекций ЕВРОПЕЙСКОЕ СРЕдНЕВЕКОВЬЕ Эпоха Средневековья — более чем тысячелетний пе- риод становления и развития культуры человеческо- го общества от крушения греко-римской античности до Нового времени, совпадающий с существованием в За- падной Европе феодализма. История свидетельствует, что развитие человечества во всех регионах происходит от архаического состояния еди- нения с природой в родовом обществе в направлении созда- ния современного индустриального и постиндустриального общества. Это развитие осуществляется в долгом и труд- ном процессе культурно-исторического самосозидания об- щественных форм жизни человека через разложение пер- воначальных природных форм её организации в условиях родоплеменной общности и творчества новых культурных форм в условиях цивилизации. Однако, являясь магистраль- ным направлением развития человечества, он происходил в различных регионах в силу множества причин в разных формах и с разной степенью интенсивности, породив два типа древних цивилизаций — восточные и античную (гре- ко-римскую). Восточные цивилизации базировались преимуществен- но на государственной собственности на основные средства производства, обусловившей невозможность выделения индивида из родоплеменной общности, позднее соседской, территориальной общины, а также полную зависимость всех проживающих на определенной территории от цен- тральной государственной власти. Античность же породи- ла частную собственность и относительную независимость производителей как основу индивидуальной самостоятель- ности личности и становления договорных отношений в об- ществе. Крушение античной цивилизации, произошедшее вслед- ствие исчерпания внутренних ресурсов развития античного рабства и империализма и под ударами варварских племен (взятие Рима готами в 41О г., вандалами в 455 г., наконец, гер- манским наемником Одоакром в 476 г.), знаменовало конец Западной Римской империи, а вместе с нею всего предыду- щего этапа культурно-исторического развития. На длитель- ный период времени Западная Европа погрузилась в хаос смешения германских племен (алеманы, тевтоны, англы, саксы, вандалы, готы, бургунды, франки, лангобарды), во многом ещё стоявших на уровне общинного уклада жизни — с военной демократией и вождями во главе, с остатками рим- ской цивилизации. Мир «варваров», как называли полудикие племена гер- манцев римляне, значительно уступал греко-римскому с точки зрения наличия гражданской, политико-правовой и духовной культуры, но обладал большей жизнеспособно- стью. На долгое время здесь исчезли государственные обра- зования, крупные города были разрушены, и весь этот мир раскололся и раздробился на мелкие части. Народы бывшей империи были отброшены из цивилизованного состояния далеко назад, к догосударственному существованию и пери- оду разложения родового общества, и им предстояло заново пройти нелегкий путь становления первичных государств и основ цивилизации. Единственной уцелевшей от прежнего мира силой, обла- давшей централизованной организацией и духовным влия- нием, оказалась христианская церковь во главе с римским патриархом, что обусловило её роль в становлении нового порядка и её возвышение, обретение политического веса и власти на всей территории Западной Европы. Однако столетия существования античной цивилизации не могли пройти даром для народов Европы. Они обусловили характер западноевропейского феодализма прежде все- го частной собственностью на землю, навыками управле- ния государством, развитым договорным правом, наличи- ем христианской религии и церкви, а также доставшейся от античности философией. Это позволило западноевропей- скому феодализму в ускоренном темпе пройти этап станов- ления новой цивилизации, в ходе которого сложилась со- циальная структура феодального общества и способы его жизнедеятельности, позволяющие характеризовать запад- ноевропейский феодализм как законченный целостный культурно-исторический тип — романо-германская хри- стианская цивилизация. Другие средневековые цивилизации — арабо-мусульман- ская, византийская, восточные — вследствие засилья там па- триархально-родовых и даже рабовладельческих отношений, их переплетения с феодальными, оказались гораздо менее динамичными и продуктивными в культурно-историческом процессе движения человечества к современному обществу. Присущие им типологические характеристики — государ- ственная собственность на землю, стремление к политиче- скому централизму, деспотизм власти и бесправие поддан- ных, доминирование общинных обычаев и традиций — на длительное время затормозили становление этих цивилиза- ций и обусловили, в конечном счете, их историческое от- ставание от западноевропейского мира. Поэтому в истории мировой культуры Средневековье представляет именно за- падноевропейский феодализм как реализующий закономер- ности становления культурно-исторического развития чело- вечества в наиболее чистом, классическом виде. Существуют различные способы периодизации эпо- хи Средневековья. Наиболее приемлемой выглядит пе- риодизация, в основу которой положен принцип цикли- ческого развития феодального общества: становление феодализма, зрелый феодализм, кризис феодальных обще- ственных отношений. Первый период соответствует раннему Средневековью (У—ХI в.), второй — зрелому (ХН-ХIУВ. ) И третий — позднему Средневековью (ХУ—ХУII в.), совпадаю- щему по содержанию с эпохой Возрождения и Реформации. |
След. » |
---|