Культура европейского средневековья

Оглавление
Культура европейского средневековья
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5

2 .  КУЛЬТУРА  ЗРЕЛОГО  СРЕДНЕВЕКОВЬЯ   (ХII-ХI У в.)

Период зрелого  Средневековья характеризуется в куль- турном отношении обретением феодализмом своих развитых классических форм  в производственной, социальной и по- литико-правовой сфере, а также полным утверждением тео- логического мировоззрения. Одновременно во всех этих об- ластях формируются и созревают имманентные феодализму,
но, в конечном счете, обусловившие его преодоление,  пред- посылки  будущего буржуазного  переустройства общества.
Решающее  значение  в материально-производственной сфере все также имеет сельскохозяйственное, аграрное про- изводство.  Повсеместно  утверждается трехпольная  система обработки земли, получают внедрение железные орудия тру- да — плуг, борона, другие сельскохозяйственные орудия. Все шире применяются ветряные и водяные мельницы, ставшие зримым символом феодального хозяйства.  Развивается  ого- родничество, виноградарство, животноводство. Совершен- ствование орудий производства,  улучшение методов плавки и обработки металлов способствует возрождению ремеслен- ного производства.  Растущая  специализация ремесленного производства, возникновение в деревне отхожих промыслов в итоге приводит к превращению  этого производства в осо- бую сферу трудовой деятельности,  что, в свою очередь, обу- словливает возрождение  средневековых  городов.
Основой феодального строя остается собственность фео- далов на землю — основное средство производства.  Именно на основе земельной  собственности  сложилась характерная для феодализма  лестница соподчинения зависимых друг от друга феодалов,  когда каждый  получал землю от вышесто- ящего при условии выполнения перед ним определенных обязательств (сохранять верность, нести военную службу, поставлять  наверх ресурс  и демонстрировать  собственную лояльность).  Вместе с землей феодал получал и населяющих её людей — крестьян, вынужденных за право проживания  на земле господина и пользования  его землей и угодьями нести всякого рода повинности. Вся принадлежавшая феодалу зем- ля делилась на господскую и крестьянскую.  Крестьянин как бы выступал арендатором господской  земли, однако,  отли- чаясь от настоящего  арендатора тем, что находился  в пол- ной власти и зависимости от феодала, ибо не имел никаких источников  существования  и был беззащитен  перед воору- женным господином.
 
Крестьянин имел  в собственности орудия  труда, рабо- чий  и продуктивный скот, инвентарь, собственное подсоб- ное  хозяйство, избу, домашнюю утварь.  Однако без  земли все это ничего  не стоило, а земля  ему не принадлежала. Он не мог бросить  все свое добро, не мог им  пользоваться це- ликом  в собственных интересах,  а был  обязан работать  на господина.
Таким  образом, при феодальных отношениях крестьянин находился в экономической зависимости от полноправного владельца земли — феодала и испытывал внеэкономическое, прямое принуждение к труду в форме  непосредственной вла- сти господина над ним. Личная зависимость и внеэкономи- ческое   принуждение носили  на  разных  этапах  различные формы — от почти  рабского состояния в положении кре- постного до сословной неполноправности крестьян, но она всегда  выступала как самая  характерная черта  феодализма.
Существенной чертой  феодального хозяйства был его натуральный характер, когда каждое  хозяйство жило  обосо- бленной жизнью, производя внутри  себя  всё  необходимое для  жизни.  Земледелие сочеталось здесь  с неразвитым до- машним ремеслом, связанным с производством орудий тру- да, переработкой сырья, прядением, ткачеством, изготовле- нием  инвентаря и домашней утвари.  Вследствие этого само производство долгое время  носило замкнутый и самодовле- ющий  характер, когда  лишь  очень  ограниченный ассорти- мент  продуктов феодал  приобретал в городе  — вооружение, амуницию, ювелирные изделия, какие-то редкие  изделия и продукты — ковры, кубки, соль, пряности, заморские дели- катесы.  Крестьянское хозяйство тем более и в ещё большей степени было натуральным, ибо крестьянин не имел возмож- ностей, какими располагал господин, а должен  был  ещё  и трудиться  на последнего.
Первоначально феодал  реализовывал свое  право  на  ис- пользование труда  крестьянина в  форме   отработки части времени,  затрачиваемого крестьянином  на  производство непосредственно  в барском поместье на земле феодала. Это была так называемая  барщина,  когда большую часть време- ни крестьянин  должен был обрабатывать господскую землю собственным инвентарем, выполнять строительные работы и другие необходимые феодалу работы под непосредственным принуждением  и контролем  господина  или надсмотрщика. Понятно, что здесь крестьянин, подобно  невольнику,  со- вершенно не был заинтересован  в хорошей работе, ничего с этой работы не получая, что диктовало необходимость как- то заинтересовать  его в результатах труда. Так появляется  в феодальном хозяйстве понятие оброка — задания, сколько и какого продовольствия и других сельскохозяйственных про- дуктов должен поставить феодалу крестьянин. Здесь уже нет необходимости постоянно  надзирать за крестьянином, ибо он работает под свою ответственность,  располагая  своими силами и временем. Поэтому, имея твердое задание, крестья- нин уже больше заинтересован в повышении своей произво- дительности и улучшении способов и приемов работы. Ведь он мог оставшееся время работать на себя и свое хозяйство.
Долгое  время  совершенствование  культуры  производ- ства происходило  в рамках сочетания  барщинной  и нату- рально-оброчной  системы,  пока  последняя  окончательно не продемонстрировала свои преимущества  и для феодала, и для крестьянина.  Однако принудительный  характер труда при такой организации  производства и его натуральный ха- рактер были существенным тормозом для его развития.  Ведь крестьянин не был заинтересован в совершенствовании про- изводства, орудий труда, приёмов хозяйствования, а феодалу тоже не нужно продуктов больше,  чем он может потребить в своем хозяйстве.
Натуральное  производство  не нуждается в расширении, в совершенствовании, потому, что предназначено  для вну- треннего потребления,  его масштабы и степень эксплуата- ции ограничивались  «размерами желудка феодала». Подне- вольный же и принудительный характер этого производства угнетал  всякую  заинтересованность  производителелй в «со- вершенствовании культуры  производства, т. е.  способов и приемов хозяйствования, в снижении затрат  и совершен- ствовании средств производства. Именно этим объясняется чрезвычайно медленная эволюция феодального производ- ства, его застойный, традиционный характер, консерватизм всего уклада жизни.
Тем не менее  совершенствование культуры  производства приводит к появлению избытков продукции, которую  же- лательно обменивать на что-то более нужное  в хозяйстве, в частности, на предметы ремесленного производства, кото- рые делаются  специалистами лучше  и дешевле, чем  внутри хозяйства. Возникает нужда продать и купить, а для этого не- обходимы деньги. Так постепенно натуральная форма оброка заменяется денежной, когда  феодал  требует уже поставлять ему оброк  не продуктами, а деньгами.
Именно возникновение товарно-денежных отношений в городе, а позже  и в деревне  знаменует зарождение в недрах феодализма новых отношений между господином и крестья- нином, они превращаются всё больше из подневольных в до- говорные. Крестьянин арендует землю и платит деньги, при удачном  стечении обстоятельств он может выкупить свой об- рок и превратиться в независимого производителя. При  не- удачном  ходе дел  он  оказывается неспособным выплатить денежный оброк, разоряется и нанимается на работу за пла- ту к более  успешному работнику, либо  бежит  в город.  Идет ускоренная социальная дифференциация  крестьянства, в результате  которой появляются крепкие независимые хозя- ева, работающие уже на себя, на собственной земле, и мно- жество разорившихся. Последние вынуждены наниматься к этим  хозяевам  батрачить, продавая свою рабочую  силу.  Так в рамках сельскохозяйственного производства складывается характерная уже для капитализма основа  производства.
Медленное и  постепенное  совершенствование орудий труда  и  средств  производства в  сельском хозяйстве,  рост
разделения  труда и углубление специализации приводят  к появлению ремесла и отхожих промыслов,  а с ними — к от- делению ремесленного  производства от земледелия, а также к возникновению опосредующей  это отделение деятельно- сти — торговли.
Первоначально ремесленное производство складывалось внутри феодального поместья,  но в связи с переходом к де- нежно-оброчной системе появляются отхожие промыслы. Наиболее  умелые и сметливые  крестьяне  начинают  зани- маться ремесленным производством на продажу, и постепен- но это занятие делается для них основным. Они обслуживают все большее количество жителей не только своей деревни, но и соседних. Вскоре становится очевидным,  что им гораз- до удобнее не переходить из деревни в деревню, а осесть на одном месте — там, где сходятся потоки людей, чаще всего на пересечении дорог, у переправ и мостов через реку, а воз- можно,  и просто у стен феодального замка или монастыря. Теперь жители всей округи знали,  где можно приобрести ту или иную нужную в хозяйстве ремесленную поделку, а заод- но и предложить на продажу излишки  продуктов из своего хозяйства. Так постепенно создавались поселения и посады, которые со временем  превращались  в города — центры ре- месла и торговли,  роста новых общественных отношений  и новой культуры. Разумеется, сохранившиеся ещё с антично- сти города также быстро росли и развивались.
Развиваясь и специализируясь, ремесло окончательно от- делилось от земледелия и стало полностью товарным, то есть ориентированным на продажу. Само это производство в го- родах постепенно  приобретало  упорядоченный  характер — мастерские ремесленников объединялись в цехи, имеющие внутреннюю  организацию,  выборное  руководство  и устав. Для предотвращения перепроизводства товаров и недопуще- нию конкуренции  между мастерами-ремесленниками цехи регулировали  объёмы  производства,   количество  работни- ков в мастерской,  технологию производства,  а также цены
товаров.  Цеховой мастер имел собственную мастерскую, не- сколько подмастерьев и учеников и самолично работал на за- каз или на местный рынок.
Развитие  товарного  производства  стимулировало  раз- витие  торговли, товарно-денежных отношений,  а следова- тельно,  способствовало появлению  наиболее зажиточной части городского населения — торговцев, менял, ростовщи- ков, в руках которых  концентрировался денежный капитал. Купцы и торговцы также объединялись в союзы  — гильдии, регламентировавшие  взаимодействие  внутри   этой  сферы деятельности, цены  и  качество товаров, защищавшие ку- печеские права  от  посягательств  феодалов.  Долгое  время процессы эти  разворачивались медленно, что объяснялось засильем натурального производства и узостью, ограничен- ностью рынка. Однако начало было положено, а дальше раз- витие новых отношений шло уже с нарастающей скоростью. Расширение сферы рыночных отношений, распространение хозяйственных связей  на  все  более  обширные территории требовало изменения способов организации производства и преодоления феодальной раздробленности, мешавшей уста- новлению этих связей. Феодальный строй с его цеховой  орга- низацией, замкнутостью и рутиной, строгой регламентацией производства и враждебностью к новшествам, сам становил- ся препятствием на пути развития. Отдельные мастера стали обходить  цеховые  уставы, расширять производство,  выно- сить его за рамки  цехов, нанимать себе все больше  работни- ков.  Усилился процесс имущественной и социальной диф- ференциации ремесленников, когда капитал разбогатевших мастеров стал смыкаться с капиталом купеческим и ростов- щическим. Это  позволило значительно увеличить масшта- бы производства.
В связи  с увеличением количества подмастерьев и учени- ков, укрупнением мастерских, фигура мастера утрачивает ха- рактер  творца.  Он уже не участвует непосредственно в про- цессе  производства, ограничиваясь общим  руководством и
надзором. Разбогатевшие мастера постепенно превращались в капиталистов.  Постепенно  на основе опыта выяснилось, что наибольший  эффект для получения прибыли достигал- ся не при индивидуальном  изготовлении  изделия от начала до конца,  а при пооперационном разделении процесса тру- да между множеством  работников.  Так возникла  мануфак- тура — предприятие,  использующее ручной труд многих ра- ботников,  которые осуществляют лишь частичные операции в целостном процессе производства.  Мануфактура стала не- посредственным предшественником появления машинного производства  и основанной на нём индустриальной  циви- лизации.
Города быстро росли и развивались на основе интен- сивного разделения труда, роста частной собственности, развития товарного производства и торговли. Товарное про- изводство снимало  присущие натуральному хозяйству огра- ничения  и стимулировало  потребность  в развитии  средств производства  и умений работника.  Городская  жизнь своей интенсивностью и разнообразием  многократно  превосхо- дила её застойное и однообразное течение в деревне, где всё было привязано  к циклическому природному процессу сме- ны времен года и граничило с почти растительным существо- ванием.  Наоборот,  города с их водоворотом жизни,  интен- сивным характером общественных отношений,  разделением труда и новыми  формами  социальных  связей  становились местами пересечения новых веяний, открытыми переменам и новациям. Тем самым они становились подлинными рост- ками становления  новой,  городской,  цивилизации. Самим своим устройством города позднего Средневековья  стимули- ровали развитие  производства  и совершенствование навы- ков общественной  самоорганизации и самоуправления.
Историческим центром всех городов был рынок,  город- ская площадь с ратушей и собором,  вокруг которых разрас- тались  кварталы  ремесленных  мастерских  и  цехов,  а так- же жилых домов.  Позже,  в результате развития  товарного
производства, и торговли, центры городов  украсились зда- ниями банков и бирж, монетных дворов, а на окраинах по- явились больницы, тюрьмы, странноприимные дома, посто- ялые дворы  и гостиницы. Важное  место в городах занимали учебные  заведения — коллегии и университеты, базировав- шиеся   по  большей части  на  территории монастырей или аббатств  — этих  центров средневековой учености. Однако подлинным центром всей общественной.жизни города оста- валась городская площадь, служившая местом  сбора горожан для решения важнейших общих дел, торжественных полити- ческих  и религиозных ритуалов, местом  казни, а также  на- родных  празднеств и гуляний с балаганами, карнавалом и фейерверками.
Таким  образом, развитие культуры  средневекового нату- рального аграрного производства заключало в себе предпо- сылки для своего собственного преодоления. Переход от на- турально-оброчной к денежной форме  выплаты феодальных повинностей, возникновение в недрах  сельскохозяйствен- ного производства ремесленного, все большее  превращение продуктов этого  производства в товары  и широкое распро- странение товарно-денежных отношений вело к изменению социальной базы феодализма, его социально-классовой структуры.  Между представителями привилегированных со- словий  — центральной королевской властью и феодальными баронами, духовенством и  светскими феодалами обостри- лась борьба  за политическую власть и влияние, куда все бо- лее активно стало вторгаться третье сословие в лице горожан. Города росли и развивались, набирали экономическую силу, но продолжали оставаться политически бесправными.
Феодалы, на землях  которых  зарождались и росли  горо- да, стремились подчинить их своей  власти, обложить пода- тями и налогами, что вызывало недовольство и возмущение городского населения, уже почувствовавшего свою силу. Это привело в ХХХ—ХХХХ вв. к длительному периоду  борьбы горо- дов с феодалами за независимость.  В итоге  феодалы  были
вынуждены  признать  известную  автономию  городов и «го- родские вольности». Тем самым города постепенно  превра- щались  в центры  антифеодальных  настроений   и  оплоты относительной  независимости  от феодального  гнета.  Рас- пространилась  практика,  когда крестьяне  убегали от своих феодалов в города и превращались в горожан. Существовала даже поговорка,  что «городской воздух делает человека сво- бодным». Так подрывались основы крепостной зависимости сельских жителей от феодалов.
Немалую роль в исходе этого противостояния сыграло то обстоятельство, что интересы городов совпали с притязани- ями центральной  королевской власти на превращение  в ре- альный  центр политического  влияния  на всей территории страны.  Королю,  нуждавшемуся  в деньгах и сильной  под- держке в борьбе с феодальной вольницей,  приходилось идти на союз с городами,  даровать городам различные  «вольно- сти», что объективно способствовало росту автономии горо- дов и развитию местного самоуправления.  В свою очередь, города  были  заинтересованы  в ограничении   феодального самоуправства и раздробленности, мешавшей складыванию национального  рынка  и  объединению  страны.  Церковь, сама выступавшая  в роли  крупнейшего  феодала,  одновре- менно стремилась к выстраиванию централизованно управ- ляемой всемирной  «христианской  республики»,  вследствие чего поддерживала то одних против других, то наоборот,  но всегда в своих интересах. Так из противостояния различных политических  сил и интересов формировались зачатки по- литической  культуры будущего буржуазного общества  с его устройством разделения власти посредством создания систе- мы сдержек и противовесов.
Значительное усиление центральной королевской власти в западноевропейских государствах,  произошедшее  в тече- ние ХII—ХIУ вв., соответствовало интересам общества в объ- единении государств единым экономическим пространством с общим денежным обращением,  системой государственного администрирования и сбора налогов  и встречало поддержку городов.  Однако этому длительное время  противились фео- дальные  бароны,  стремившиеся не допустить  чрезмерного усиления центральной власти, сохранить свои  привилегии и власть на местах.  В итоге сложилась система, при которой король был вынужден пойти  на компромисс с феодалами че- рез создание органов представительной власти — прообразов будущих парламентов. В Англии это был Парламент (ХIII в.), во Франции — Генеральные штаты (ХIУв.), в раздробленной Священной Римской империи — рейхстага и ландтаги, в Ис- пании — кортесы.
Основное  отличие вновь  созданных органов   власти  от предшествующих феодальных  съездов   и  церковных собо- ров заключалось в том, что они  получили институциональ- ное оформление, впервые в состав этих собраний оказались допущены представители третьего  сословия. Пусть их коли- чество было непропорционально мало, и это были наиболее богатые  и влиятельные горожане, представлявшие свои  ин- тересы, королевская власть получила возможность опирать- ся в проведении своей политики усиления центра  не только На силу, но и на согласие  различных сословий. Теперь коро- левская власть могла маневрировать и лавировать между раз- личными интересами, сама как бы оставаясь над схваткой  в качестве  синтезатора национальных интересов.
Такое  появление в рамках  государственного устройства новых центров силы и власти изменило содержание и харак- тер феодального государства. От сеньориальной  монархии, каким оно  было  в период  раннего Средневековья, государ- ство, развиваясь, превращается в сословно-представитель- ную, а к ХУ в. — уже в неограниченную самодержавную мо- нархию.
Этой  эволюции политической культуры  зрелого  средне- векового общества соответствовали изменения, происходив- шие  в сфере  правовой культуры.  Первоначально она  нахо- дится на чрезвычайно низком уровне — только в ХII—ХIII вв.
формируются первые правовые кодексы, источником кото- рых в основном  были  обычаи,  «варварские  правды»,  ко- ролевские  указы и эдикты,  приправленные христианским духом и остатками римского права, заимствованного  из ко- декса Юстиниана (императора Византии в УI в.). Более всего римское право оказалось востребованным  при формирова- нии городского самоуправления  в италийских городах.
До того  времени  господствовали  местные  феодальные суды, выносившие  решения  на основании  воли феодала,  а также церковные ордалии («Божий суд»), когда обвиняемый подвергался испытанию водой или огнём. Тот, кто не утонул с завязанными  руками или не сгорел на огне,  признавался невиновным.  Если он не выдерживал раскаленного  железа в руках или шёл ко дну, то его вина считалась несомненной. В дальнейшем,  по мере усиления светской судебной власти, церковные  суды постепенно  уступают ей место,  оставив за собой (в форме инквизиционных трибуналов) лишь самые страшные  преступления  — против  христианской  веры  и церкви.
Все эти феодальные кодексы («Великие кутюмы» во Франции, «Ломбардский сборник»  в Италии,  «Швабское зерцало»  в Германии)  вперемешку  трактовали  вопросы  из совершенно  различных  областей  права  и  весьма  отлича- лись друг от друга по содержанию.  Этот разнобой,  несмо- тря на позднейшие  усилия центральной власти по его пре- одолению, сохранялся на всем протяжении феодализма, так что Вольтер уже в ХУIII в. по этому поводу заметил, что «во Франции  законы меняешь, как лошадей на станции».
С усилением  центральной  власти и развитием товарно- денежных отношений на первое место в корпусе законов вы- двигается римское  право,  где были детально  проработаны вопросы государственного устройства и частных договорных отношений. Для его трактовки и разрешения  противоречий между ним и старыми кодексами потребовались професси- ональные  юристы,  которых  стали  готовить  возникающие при  монастырях университеты. Постепенно создаются ор- ганы  правовой системы, включающие суды  на местах, вер- ховный  суд, прокуроров,  нотариусов и других чиновников. Создаются корпорации судейских чиновников, адвокатуры, нотариат.
Функционирование  правовой системы носило вполне феодальный характер   — чья  сила  перевешивала,  в  пользу того и склонялось правосудие. Вскоре  за королевскими су- дами пошла такая же недобрая слава, что и за судебным про- изволом феодалов. Так, в известной сказке Ш.  Перро  «Кот в сапогах»  после  смерти  мельника его дети делят наследство между собой  без обращения к нотариусу  и прокурору, моти- вом  чего  выступает  рассуждение, что  иначе  бы  им  вообще ничего  не досталось.
Наряду  с королевскими судами  существовали суды при- сяжных, состоящие из Большого жюри (24 человека из мест- ных жителей), решавшего, отдавать под суд обвиняемого или нет, и малого жюри (из 12 присяжных), решающего вопрос о виновности по существу.  Однако в целом  судопроизводство и  вся  правовая система  сохраняла все  черты  феодального устройства общества с его  сословно-иерархическим  разде- лением прав и обязанностей. Чем выше в социальной иерар- хии стоял человек, чем сильнее он был по своему социально- му статусу, тем более  правоспособным он являлся, обладал большими правами и  имел  меньше обязанностей. Самым бесправным оставалось третье сословие, несущее  основные тяготы  по содержанию государства и общества.
Это  особенно ярко  отразилось в уголовном праве,  все преступления делились на политические, религиозные, про- тив  жизни и  здоровья человека и  против  имущества. При этом  под  первыми предполагались неверность и  нелояль- ность королю, сеньору, церкви, цеху, гильдии; в чём состоит эта  «неверность», предоставлялось толковать судьям,  кото- рые сами же придумывали и наказания. Преступления против церкви карались очень  жестоко, так как любые  сомнения,
несогласие,  ересь, (не говоря уже о занятиях колдовством и ведовством, анатомированием трупов) рассматривались как преступления,  провоцирующие  гнев Божий  на весь народ, поэтому требовали самого сурового наказания.
Однако не считался преступлением промысел вооружен- ных отрядов феодалов на больших дорогах — он рассматри- вался как их законная  военная добыча, захват силой залож- ников для последующего выкупа,  право «первой ночи» для феодала и вообще  насильственные  действия  в отношении бесправных крестьян. Тем более не была преступлением во- оруженная расправа над стихийными  выступлениями  дове- денных до отчаяния  крестьян.
Проводимое  в отношении  обвиняемого  следствие  под влиянием инквизиции ставило своей целью добиться от него признания любой ценой, для чего применялись самые изо- щренные пытки. Признание считалось достаточным доказа- тельством вины,  но особо упорствующих можно было осу- дить также потому,  что судье внешность  и выражение лица обвиняемого  казались  «особенно подозрительными».  Про- цветала зависимость судей, их продажность,  в судах господ- ствовало вымогательство,  крючкотворство  и волокита.
Наказания, принятые  в средневековом  обществе,  соот- ветствовали общему правилу — они должны были устрашать всех. Поэтому,  если следствие  и судопроизводство  верши- лось в основном келейно, то для пущего эффекта наказание должно было быть как можно более жестоким и публичным. Осуществлялось наказание, как правило, на городской пло- щади,  при большом стечении народа,  в торжественной  об- становке и, в основном,  в форме мучительной казни — сож- жения,  четвертования,  кипячения в масле,  разрывания  на части, заливания раскаленного металла в глотку. Повешение уже считалось поблажкой.  При этом трупы казненных долго оставались неубранными для всеобщего обозрения.  Лишь  в позднее Средневековье  (с ХУI в.) начинают практиковаться другие виды наказания  — пожизненные ссылки на галеры, на каторгу, в тюрьму на определенный  срок.

Эрелый  феодализм  характеризуется стабилизацией  со- циальной структуры  и её внутренней организацией, что позволяет проанализировать социальные типы  личности, воспроизводимые феодализмом, общие  и особенные харак- теристики присущей ему нравственной культуры.
Сословное деление   общества всегда  имеет  тяготение к наследственному закреплению  в  виде  замкнутых  каст  со своими ценностями, нормами поведения и определённым статусом  в обществе. В свою  очередь  в рамках  самих сосло- вий образуются корпорации — группы  и союзы людей, объ- единенных общностью профессиональной  деятельности и также построенных по иерархическому принципу. Это и во- енно-духовные ордена  рыцарей, и монашеские ордена, раз- личные тайные   общества,  цехи  горожан-ремесленников, гильдии купцов, даже нищие попрошайки и воры образовы- вали некое  подобие закрытой иерархической организации.
Такая  структура  общества предопределила главную  осо- бенность социально-нравственной  культуры   феодального общества — её сословно-корпоративный характер.  Каждое сословие, каждая  корпорация имеет целый  набор  писаных, закрепленных в уставах, и неписаных прав, обязанностей, привилегий,  ценностных ориентации и  норм  поведения. Эдесь  вырабатываются и  формулируются добродетели, ко- торым  должен  соответствовать человек,  определяющие его достоинство и цели, коим  он должен  служить.
По сути дела нравственность феодального общества рас- слаивается на множество нравственных кодексов, имеющих ярко выраженный сословно-корпоративный характер, несу- щих печать  кастовой замкнутости. Тем  не менее, оставаясь таковой,  она  имеет  ряд  характерных универсальных  черт и признаков,  позволяющих рассматривать её  как  целост- ность.
Прежде  всего такой  универсальной характеристикой яв- ляется  представление о  справедливости и  вечности соци- ального  неравенства, о  необходимости иерархии в жизни, о распределении  прав и обязанностей, благ и лишений  не в равной  степени,  а «по достоинству» в соответствии  с со- циальным  статусом.  «Высший» и  «лучший» всегда во всем должен преобладать над «низшим» и «худшим». Не равное, а адекватное воздаяние рассматривается  как и нравственная гармония, установленная Богом.
Каждый занимает определенное  положение  в обществе, и именно  его сословно-корпоративный статус определя- ет престиж,  привилегии,  нормы поведения  и образ жизни, моральные качества и добродетели, которым он должен со- ответствовать. Феодальная мораль нацелена на выработку обостренного чувства социальной дистанции между предста- вителями различных сословий, групп, каст и кланов, охраня- ет её своими запретами и привилегиями, поощряет верность своей системе норм.  Каждый должен на своем месте зани- маться своим делом и благодарить Бога, если это получается у него хорошо. Именно представление  о «подобающем ме- сте» в общественной иерархии сословно-корпоративных ста- тусов, которое должен занимать как индивид в группе, так и группа в обществе, является непреложным  и бесспорным требованием феодальной  морали вообще.
Характерной  в этой связи является  относительная  цен- ность  богатства в феодальном  обществе:  земля,  жилище, одежда и убранство, деньги и драгоценности  — все эти виды богатств имеют статусный и престижный характер. )Килье, в котором мог жить человек, одежда, которую должен носить, украшения,  оружие, даже его пища достаточно определённо зависели от его места на ступеньках феодальной  иерархии. Богатство оценивалось  не само по себе, а в зависимости  от статуса человека, той общности,  к которой он принадлежал. Допустимо и желательно такое богатство,  которое  необхо- димо для обеспечения  принятого,  достойного для данного сословия образа жизни и не слишком выходит за эти рамки. Стремление к выхождению за рамки,  к обогащению любой ценой осуждается как жадность и алчность, богатство «не по
положению и рангу» воспринимается как вызов и угроза всей иерархической системе  и поэтому  сурово  осуждается.
Богатство само  по себе  не хорошо  и не  плохо, таковым оно становится в зависимости от социального статуса его хо- зяина. Посредством него феодал  демонстрировал свой  пре- стиж  и верность сюзерену — принимая его в замке, ссужая деньгами, выставляя войско в его  поддержку, а также  осу- ществлял в отношении своих  вассалов  и зависимых людей
«покровительство», проявляя свою щедрость, широту души,
«дарения»  и «кормления». Главным для феодала  было умение тратить  богатство, подтверждая свой  статус, а вовсе  не уме- ние  его наживать — постараться эффективно организовать производство на принадлежавшей ему земле, как-то  заин- тересовать крестьян в результатах  своего  труда.  Ведь труд — презренное занятие, приличное лишь для «неблагородных», для  «черни», смысл  существования которой состоит  в том, чтобы  обеспечивать господ  необходимым.
В свою  очередь  верность сословному статусу вознаграж- дается чувством единения и защищенности, которое получа- ет индивид в рамках  оказываемого ему социальной группой
«покровительства», ведь теперь на него распространяются закрепленные обычаями права  и привилегии, принадлежа- щие всей  группе.  Поэтому индивид в феодальном обществе не отличается самостоятельностью, он  всегда  «коллективи- зированный» индивид, образ  жизни и поведения которого строго  и детально  регламентирован его сословно-корпора- тивным статусом.
Другой  важнейшей особенностью нравственной культу- ры феодального общества является патернализм — отеческое покровительство  «старших»   по  отношению  к  «младшим». Эха характеристика также  вытекает  из принципа иерархич- ности  мироустройства и одновременно его гармоничности. Именно проявлением патернализма является сюзеренитет и вассалитет — обязанность высшего, старшего  феодала  по- могать своим  вассалам и заботиться о них и их обязанность
служить ему верой и правдой, а также почитание крестьяна- ми-общинниками своего феодала как «отца родного», спо- собного рассудить и защитить.  Патернализм  в морали раз- личных классов и сословий  предполагал  обоюдные,  хотя и неравные,  обязанности  «высших» и «низших»: если крепост- ные крестьяне  несут повинности  и тяготы в пользу своего господина, то и он обязан оказывать им покровительство — защищать от насилия  и притеснения  других феодалов,  по- могать при стихийных бедствиях и неурожаях, поддерживать среди них «правду».
Патернализм  пронизывает  собой все оценочные  сужде- ния феодальной  морали,  выставляя  в качестве общего ша- блона взаимоотношения «отцов» и «детей» и уподобляя им практически   все  связи  и  отношения   феодального  обще- ства. Хорошо,  когда феодал выступает «добрым отцом» сво- их крестьян,  король или князь — своих подданных,  госпо- дин — своих слуг, мастер — работающих у него подмастерьев. Все «дети», в свою очередь, должны беспрекословно повино- ваться и служить «отцам» и вообще «старшим».
Всё общество как бы уподобляется одной большой семье, верховным  отцом которой  является  Бог.  Поэтому ясные  и понятные  отношении  в большой патриархальной  семье вы- ступают в моральном  сознании  феодального  общества как единый и доступный всем трафарет для моральной оценки. Однако не следует идеализировать такие отношения, ибо па- триархальная мораль вовсе не предполагает равноценности её субъектов — чем ниже на ступенях социальной  иерархии располагалась социальная группа, тем меньше ценности придавалось входящим в неё индивидам, тем больше обязан- ностей она несла, тем тяжелее был испытываемый  ею гнет.
И третьей  характерной   чертой,  одинаково  присущей нравственным   кодексам  различных  сословий,  был  меха- низм  реализации  заключенных  в них требований.  Патри- архальность и патернализм  феодального  общества,  закры- тый характер сообществ,  на  которые  распространялось  их воздействие,  предопределяли характерное для родового, об- щинного уклада жизни засилье обычаев и традиций,  тради- ционализм средневековой морали. Индивидуальная личная мотивация, самостоятельная нравственная позиция своди- лись здесь к правильному осознанию  своего статуса, места в общественной  иерархии,  а дальше уже действовали деталь- но расписанные и однозначно детерминирующие поведение индивида  обычаи  и нравы.  Индивид находился полностью под их контролем, что препятствовало развитию его мораль- ной  внутренней  свободы и становлению  подлинно  зрелой нравственности.
Выявляя  эти характерные черты нравственной  культуры феодального общества необходимо всё время помнить об её универсальном содержательном единстве, детерминируемом господством  христианской  религии.  Важнейшим  связую- щим ядром для нравственных  кодексов  различных классов и сословий явилось ценностное  содержание морального со- знания, формируемое религией. Именно христианская рели- гия с её идеей равной и одинаковой  греховности всех людей перед Богом, о мелочности и ничтожности  их земных инте- ресов перед величием  Царства Небесного  пробивает дорогу основополагающему  моральному представлению  о мораль- ном равенстве всех людей и о преобладании  духовных цен- ностей для жизни человека.
От имени Господа религия санкционировала сложивший- ся порядок с его распределением прав и обязанностей, стре- мясь удерживать произвол  господствующего  класса  в уста- новленных  Богом  границах  и давая  угнетенным  духовные силы смиренно  переносить выпадающие на их долю тяготы и лишения.  Практически  именно христианская  мораль по- зволила духовными, моральными средствами сглаживать, примирять  социальные  антагонизмы  в условиях отсутствия возможностей  для их ненасильственного разрешения, тем самым  препятствуя  воцарению  хаоса и  социального  рас- пада.  Религия,  давала людям  представление  о добре и зле, о справедливости,  о необходимости  внутреннего  покаяния и  очищения  для своего  совершенствования перед лицом Бога,  способствуя этим формированию  способности  к мо- ральной рефлексии,  выбору, мотивации действий исходя из собственной совести, а не по привычке и обычаю. Христиан- ская религия сформулировала  и выразила для человечества нравственный идеал личности в образе Христа, ставшем на долгие века ценностным ориентиром для людей разных зва- ний и сословий.
Разумеется,  будучи чистым морализаторством,  пропове- дуя самоотверженную  и бескорыстную,  пронизанную  идеа- лами любви и всепрощения, смирения и ненасилия  мораль, религия не была в состоянии реально преобразовать действи- тельность,  но она давала высокие духовные ориентиры  че- ловечеству.
Понятно, что господствующей  моралью  в средневеко- вой  культуре была  нравственность  господствующего  клас- са, состоящего из «лучших» людей. В соответствии со своим положением  и кругом занятий  его представители культиви- ровали приоритеты,  нормы и ценности,  подобающие  выс- шему классу — сознание  собственной  исключительности, презрительное  высокомерие  в отношении  к нижестоящим. Подходящим  занятием  для феодальной  знати были войны и походы, рыцарские турниры и придворные балы, охотни- чьи забавы и верховая езда. Земледельческий и ремесленный труд, как и чиновничья служба, считались занятием низмен- ным и недостойным,  уделом «смердов» и «холопов». Феодал же должен  был  соответствовать  своему статусу,  главными характеристиками  считались родовитость,  врожденное  бла- городство,  власть и могущество,  верность своему сеньору и данной клятве, храбрость и мужество в битве, ловкость в об- ращении  с оружием  и конем,  наличие  «дамы сердца».  Он должен был быть щедрым и гостеприимным  по отношению к равным ему, почитать Бога и его служителей, сурово нака- зывать всякое проявление непочтительности по отношению к своему сословию со стороны «низших» людей.
 
Все эти требования воплощались в понятии чести, пред- ставление о которой целиком вытекало из сословного поло- жения  человека и закреплялось в обычаях  и традициях. Тем самым  сословная честь защищала достоинство принадлеж- ности  человека к определённой социальной группе.
Дворянин,  как   стали   называться  представители  рода
«держателей двора»,  феодального  поместья  и  приближен- ные  к королевскому двору, превыше всего дорожил  именно честью, ставя  её выше  жизни, ибо жить, «уронив  лицо», не расплатившись за унижение, не продемонстрировав муже- ства и презрения к смерти, было  самым  большим позором. Отсюда частые дуэли в феодальном обществе, затеваемые по самым, казалось бы, ничтожным поводам  и явно неразумные с точки  зрения обывателя. Их смысл  был символическим — смыть  кровью  обидчика нанесенную обиду, доказать  всем, что даже  возможная смерть  с честью  дороже, чем  жизнь  с унижением.
Фактически в этом феномене отстаивания чести даже це- ной  жизни дворянская мораль  культивировала важнейшую черту моральной культуры  вообще  — превосходство честного и благородного имени, т. е. духовных ценностей, перед рас- четливостью и осмотрительностью готового  терпеть  униже- ния человека.
В то же время чувство чести оборачивалось спесью  и чванством, когда речь шла об отношении к людям  низшего звания. С ними  можно  было не церемониться — не платить за товары  купцу, не возвращать долги ростовщику, проявлять грубость и жестокость в обращении со слугами  и крепостны- ми. Беззащитное и зависимое положение низших сословий открывало полный простор для произвола и жестокости фе- одала.  Ограничить его  могла  только  христианская мораль, не устававшая просвещать и вразумлять наиболее свирепых в своей жестокости феодалов, которые долгое время продол- жали  оставаться грубыми  и невежественными людьми, ста- вившими на документах вместо  подписи крест.
 
Постепенно  в среде дворянства для собственного  отли- чия от «черни» зарождается  стремление  к культивированию грамотности,   благородных  манер  и  куртуазного  обраще- ния,  положивших  начало  возникновению светского  эти- кета.  Всё  большее  распространение среди  господ  получа- ют деликатные  манеры,  чистота и опрятность  во внешнем облике,  изысканная дорогая  одежда. Даже походка,  осан- ка и умение кланяться,  обходительная  и изысканная речь, умение  танцевать,  вести  себя  за столом,  не  говоря  уже о склонности   и  интересе  к  наукам  и  искусству,  позволяли ещё больше  подчеркнуть  свое благородство,  отдалиться  от
«подлых» людей или же выделиться  в своем  кругу. Однако формирование   внешней  культуры  поведения,   коим  явля- ется этикет,  с неизбежностью  оказывает  воздействие  и на внутренний  духовный мир,  способствуя  его облагоражива- нию и смягчению.
Гораздо меньше можно сказать о нравственной  культуре трудящегося населения,  в основном представленного в фео- дальном обществе бесправными и зависимыми  крестьянами, а позднее — и горожанами.  Средством защиты крестьян от произвола феодалов всегда была община,  роль которой для горожан играли цехи и корпорации, позже городские ком- муны.  В глазах привилегированных сословий  все это была
«подлая чернь», призванная трудиться на господ и служить им.  Низость  третьего сословия  ассоциировалась  с бедно- стью, слабостью, безродностью, темнотой и забитостью, невежеством,  примитивизмом и ограниченностью  образа жизни и мышления.
Этому способствовали тяжелые условия жизни крестьян, полной труда и лишений,  страданий от голода, войн,  неу- рожаев и болезней. Такая жизнь превращала их в человеко- образные  существа,  одетые  в лохмотья,  живущие  в  зем- лянках,  не умеющие даже внятно  разговаривать,  феодалы презрительно  именовали  их «вилланами»  — невежествен- ными скотинами.
 
Господствующий  класс   и  церковь  усиленно  привива- ли  народу  холопские  «добродетели», убеждая, что тяжелый подневольный труд, терпение и смирение являются верными средствами «спасения души», что заведенный порядок суще- ствует от Бога и закреплен в обычаях  и традициях старины.
Все это  предопределяло сложные и противоречивые от- ношения крестьян со своими господами. С одной  стороны, они оставались патриархальными, проникнутыми стародав- ними  обычаями и традициями, связанными с почитанием господ  как «отцов родных», защитников и покровителей. С другой  — росло  недоверчиво-враждебное отношение к ним как к хищным волкам, стремящимся содрать с крестьян шку- ру. Недовольство доведенных до крайней нужды людей неод- нократно выплескивалось в стихийные крестьянские бунты с поджогами и разорением господских усадеб и убийством са- мих господ  («жакерия» во Франции, восстание Уота Тайлера в Англии  в ХIУ в., крестьянская война  в Германии в ХУI в.). Однако их разрозненность делала эти выступления обречен- ными  на жестокое подавление более организованными и хо- рошо вооруженными феодалами. Весьма распространенным явлением в средние  века  стали  побеги  крестьян в города  и превращение их в городских жителей  — бюргеров.
В отношении к труду в нравственной культуре народа формируется противоречивый комплекс настроений и цен- ностей:   с одной  стороны, крестьянин видит  в труде  есте- ственный источник жизни,  арену  своего  непосредствен- ного  общения с природой, способ  служения земле  и  Богу. Труд, наконец, выступал  средством самоутверждения, дока- зательством собственной умелости, сообразительности, хо- зяйственности. Но, с другой, изнурительная и подневоль- ная работа на господ, угнетающих и обирающих, заставляет крестьянина рассматривать труд как проклятие. Это подта- чивало  его трудолюбие и воспитывало хитрость, изворотли- вость, лень, угодничество и пресмыкательство перед госпо- дином  и его наместниками.
 
Ещё большую ценность имел труд в глазах горожан, неза- висимых от прямого произвола феодалов, чьё материальное положение  непосредственно  определялось  их мастерством, трудолюбием,  упорством,  соизмеримостью  трудовых затрат и результатов. Звание  настоящего  мастера давало огромное внутреннее удовлетворение и стимулировало  старательность и совершенствование мастерства.
Безусловно, в нравственном сознании трудящихся сосло- вий преобладало терпение и смирение,  культивируемое хри- стианством, однако они-стремились защитить свои интересы от притязаний  феодалов при помощи сохраняющихся от ро- дового уклада нравов и обычаев жить сообща,  помогать друг другу, стоять за общие интересы.  В этом им помогали идеи
«вольностей»,  «правды»,  морально  оправдывающие  защи- ту закрепленных  обычаем общинных прав, отказ от все но- вых повинностей  и поборов. Обращались они и к христиан- ской религии с её идеями всеобщего равенства перед Богом, любви и ненасилия, которые, очевидно, связывали не толь- ко угнетенных, но и угнетателей заповедями любви и смире- ния. Община, игравшая у крестьян ту же роль, что сословия и корпорации у горожан, защищала их положение и интересы, выступала естественной средой жизни. Но в то же время она сковывала становление самостоятельности индивидов, на- кладывала на них цепи обычаев, суеверий и предрассудков, лишала исторической  инициативы и тем самым консерви- ровала существующие отношения, препятствовала развитию нравственной  культуры как общества, так и индивида.
Весьма существенную роль в становлении  культуры зре- лого средневекового  общества сыграла личность горожани- на, жителя средневекового города, этого настоящего центра ремесла,  торговли  и становления  новых буржуазных отно- шений.   Социальную  основу  города  составляли  наиболее инициативные и умелые выходцы из крестьянской  среды — ремесленники,  образовавшие  постепенно  целые  поколе- ния  потомственных  работников.  Для лучшей организации
в противостоянии  феодалам, для  защиты  своих  интересов перед  ремесленниками других  профессий, для  регулирова- ния  рынка  своей  продукции и вообще  в соответствии с со- словным духом  феодализма они  объединялись в союзы  из одной  или нескольких родственных профессий — цехи. Это были  булочники, мельники, пивовары и мясники, обеспе- чивавшие продовольственный рынок. Портные и сапожни- ки, кузнецы и каменщики, плотники и столяры, ювелиры и оружейники также  были  необходимы для жизни средневе- кового  общества. Обслуживать материальное производство были  призваны лекари,  учителя, юристы.   У них  имелись свои  корпорации. Весьма  необходимыми и  влиятельными людьми были посредники в обмене товарами — купцы и тор- говцы, входившие в одну из наиболее влиятельных и богатых корпораций — купеческие гильдии. И даже проводы челове- ка в последний путь были уделом не только церкви, но и кор- порации мастеров похоронных дел и могильщиков.
Торговля оказалась наиболее рискованным, но и наибо- лее прибыльным занятием. Длительные и дальние  путеше- ствия  за товарами были  очень опасным занятием из-за раз- боев и грабежей на больших  дорогах, что заставляло купцов самим  быть  также  умелыми воинами,  нанимать охрану, а позднее организовывать целые торговые компании. Однако торговля давала  возможность купцам  накапливать большие денежные средства, за которые они  могли  выкупить у фео- дала  и даже  короля, всегда  нуждавшегося в «немедленных» деньгах, право сбора доходов, долгов и налогов  с определен- ных территорий, тем  самым  превращаясь в откупщиков — настоящих финансовых феодалов. Широко распространи- лась  практика продажи денег  «в рост»  — ростовщичество, которое было запрещено церковью с ХII в. как противореча- щее христианскому учению, а на самом  деле подрывающее основы феодализма. В связи  с этим  практика ростовщиче- ства  стала  достоянием  подвергшихся рассеянию  и  повсе- местному преследованию евреев  — народа  иудейского, а не
христианского  вероисповедания, сделав их на долгие века профессиональными финансовыми воротилами.
Цехи состояли  только  из полноправных  мастеров,  вла- деющих мастерскими  вместе с входящими  в них на правах учеников  и  прислуживающих  подмастерьями.   Только  ма- стера участвовали в общем собрании  цехов, где избиралось руководство — цеховые старшины,  утверждался устав и ре- шались текущие вопросы. Цеховые уставы строго регламен- тировали ремесленное производство и его высокое качество, заботясь,  прежде всего, о сохранении  равенства в условиях производства  — в размерах мастерской,  количестве подма- стерьев, станков и даже в размерах выставочных витрин. Зва- ние мастера своего дела высоко ценилось в средние века, и достичь его было непросто,  что стимулировало  работников в старании  и трудолюбии. Чтобы заслужить звание мастера, ученик должен был несколько лет трудиться под началом хо- зяина, выполняя все работы по дому и в мастерской,  а затем пройти испытание в изготовлении ремесленного изделия —
«шедевра», позволяющего  судить о его квалификации. Все это приучало  к равноправному  общему участию в ведении совместных дел, к умению искать и находить согласие,  но одновременно консервировало  производство и препятство- вало внедрению изобретений и новшеств.
Цехи и гильдии складывались в население городов, обра- зуя городскую общину — коммуну. Каждый цех должен был вносить свой  вклад в организацию  жизни  города,  выстав- лять при необходимости войско, платить налоги в городскую казну,  содержать церковь,  иметь своего святого  в качестве покровителя  и даже свой герб и знамя.  Постепенно  в цехах формировалась  руководящая  верхушка из самых знатных и богатых купцов  и мастеров  — «больших» людей,  которым противостояли  бедные ремесленники и «вечные подмасте- рья». Из «больших» людей выбиралась городская  верхушка, образуя городской  магистрат,  управлявший  делами города, принимавший  законы,   утверждавший  суды,  вступавший от имени города  в сношения с королевской властью  и фе- одалами.
Для  осуществления таких  функций требовались образо- ванные люди, в связи  с чем  возрождаются влачившие жал- кое существование монастырские и церковные школы, на- чавшие  готовить  не только  служителей церкви, но и просто грамотных людей.  Позже  на базе этих школ  стали возникать колледжи и университеты, объединявшие на началах  само- управления ученых людей  и обучаемых  студентов.   Каждый университет имел  три  факультета,  объединения  ученых  и студентов  по направлениям деятельности, — юридический, богословский и  медицинский, а также  подготовительный факультет  «свободных искусств».
Города, также  как  и  цехи,  нуждались в  объединяющих население символах и  занятиях,  заводили свою  символи- ку — гербы, знамена, гимны, святых  покровителей, а так- же устраивали праздники, уличные  представления, шествия и  карнавалы,  которые были  главным развлечением горо- жан.  Основными действующими лицами в них становились странствующие артисты  — лицедеи, трубадуры, фокусники, жонглеры, шуты.  Церковь с большим подозрением относи- лась к подобным развлечениям, рассматривая это искусство сродни  дьявольскому, основанному на  обмане   и  притвор- стве, мошенничестве и колдовстве, но не могла противить- ся настроениям толпы.
Долгое время городаявлялись прибежищем всяких стран- ников, бродяг и нищих, первоначально формирующихся из паломников,  странствующих проповедников,  путешество- вавших  из города  в город  в поисках учености «вагантов»  —
«вечных  студентов»  и  артистов. Для  них  устраивались по- стоялые дворы  и странноприимные дома (гостиницы). Постепенно к ним присоединились беглые крестьяне, разо- рившиеся подмастерья, воры  и другие  маргинальные эле- менты, формируя уже поколения людей, не желающих за- ниматься  трудом.    Их   огромное  количество  обусловило
запрет на бродяжничество,  введенный в большинстве  горо- дов с ХУ в. Вытесненные  из городов бродяги,  воры и другие
«лихие люди» перебазировались  в окружающие  леса,  обра- зуя разбойничьи шайки, которые долгое время терроризова- ли местность вокруг городов.
Так складывалась культура городской жизни,  навыки  го- родского самоуправления, культура нахождения согласия между представителями  различных социальных групп, фор- мировалась мораль городских жителей, основанная на нача- лах активности и личной инициативы, самостоятельности и относительной  независимости.
Таким  образом,  социально-Нравственная культура фе- одального общества оказалась глубоко противоречивой  — будучи значительным  шагом в культурном развитии челове- чества, особенно  в городских ипостасях,  она в то же время тормозила  это развитие и препятствовала  ему сохранением феодальных институтов, традиций и пережитков.
Весьма серьезные  изменения  в период  зрелого,  разви- того  Средневековья   произошли   в христианской  религии и церкви.  Они подготовили,  в конечном  счёте,  духовные предпосылки,  которые вкупе с материальными, социально- политическими и  культурными  условиями  стали  основой становления  нового буржуазного общества.  В ХI в. (1054 г.) формально завершилось давно существовавшее расхождение между западной и восточной христианской  церковью,  в ре- зультате чего католическая церковь во главе с римским папой получила неограниченную  власть над населением  западно- европейских стран. Яркой иллюстрацией власти папы стали Крестовые походы (ХI—ХIII вв.), организованные папством во имя освобождения Гроба Господня и других христианских реликвий,  захваченных турками.  Походы эти проходили  с переменным успехом и по большей части превращались про- сто в грабительские.  Особенно показателен  4-й Крестовый поход (1202—1204 гг.), истинной  целью которого стало вовсе не освобождение  Иерусалима, а завоевание  православного
Константинополя, ликвидация самостоятельности восточ- ной церкви.
В течение ХII—ХIII в. римско-католическая церковь до- стигла наивысшего могущества — она стала международным центром всей феодальной Западной Европы, объединившим ее в одно большое целое под своей духовной и политической властью.  Она была крупнейшим феодалом  Средневековья, владея  третьей  частью всех земель  и угодий,  распоряжаясь трудом  проживающих на этой  территории крестьян. Цер- ковь имела огромную  политическую власть — многие  свет- ские владыки короновались римским папой вплоть до ХIУ в. и находились в зависимости от него. Поэтому она ревност- но защищала феодальный строй, иерархию классов и сосло- вий,  освящала феодальные привилегии и угнетение  народ- ных масс ореолом  божественной благодати.
Для еще большего укрепления своей власти и преследо- вания противников католическая церковь в ХIII в. оставляет путь кротких  словесных увещеваний и учреждает инквизи- цию  — церковный трибунал,  карательный орган  для пре- следования «еретиков»,  виновных в прегрешениях против церкви.  На самом деле эти трибуналы  стали орудием борь- бы «князей  церкви» — церковной номенклатуры со своими противниками. Жертвами инквизиции пали многие выдаю- щиеся  ученые,  писатели, врачи,  тысячи  простых смертных, попавших в немилость к служителям церкви  или  ставших жертвами  доносов  недоброжелателей. Имущество еретиков подлежало  конфискации . в пользу церкви, причем  значи- тельная  его часть шла на содержание трибунала, что стиму- лировало  его усердие.
Малейшего подозрения в неверности церкви,  просто ложного доноса было достаточно  для ареста человека  и пот мещения его в тюрьму — как правило, мрачные  сырые под- валы, лишенные воздуха и света. Тюрьмы  были переполне- ны заключенными, которым  зачастую  месяцами и годами не предъявлялись даже обвинения. Когда же доведенные до полного отчаяния заключенные требовали суда, им предъяв- лялись самые вздорные,  основанные  на доносах и измыш- лениях обвинения.  Признание  своей вины влекло суровое наказание, отрицание делало обвиняемого упорствующим в ереси, тогда он подвергался самым невероятным  и утончен- ным пыткам — на дыбе, раскаленными щипцами,  падающи- ми в продолжение  многих часов на обритую голову капля- ми воды. Признание  под пытками  влекло в лучшем случае пожизненное заключение,  но чаще несчастных ждала та же участь, что и выдержавших пытки мучеников и не признав- ших ложных обвинений, — наказание «насколько возможно милосердное,  без пролития крови», т. е. сожжение. Правда, первым  полагалась одна милость — перед сожжением  они должны  были  быть удавлены! Оправдательных приговоров инквизиция практически не знала. Как ни странно, редчай- шее исключение  из этого правила — один из выдающихся деятелей Контрреформации, основатель ордена иезуитов Игнатий Лойола, Который  в молодости неоднократно  аре- стовывался инквизицией, но всякий раз ухитрялся благопо- лучно оттуда выбираться!
Особенно свирепствовала  инквизиция в Испании,  где прославился  своим  ревностным  служением  церкви  Вели- кий инквизитор  Фома Торквемада (вторая половина ХУ в.), только живыми сжегший более 10 тыс. человек. Жесточай- шие пытки,  сожжение на костре заживо творились именем учителя любви и милосердия Христа и оправдывались лице- мерными уверениями, что, сжигая тело без пролития крови, церковь спасает душу грешника!
Проповедуя смирение,  бедность и воздержание,  церковь непристойно  богатела,  наживаясь  на всем: помимо  поло- женной ей десятины,  она брала с бедных прихожан плату за крещение, венчание, исповедь, отпевание и другие таинства и обряды. Высшие иерархи церкви жили в неслыханной ро- скоши, предавались разгулу шумной светской жизни, весьма далекой от христианского идеала.
 
Ярким и страстным обличителем духовного  разложения верхушки  католической церкви и самого папы, их властолю-  бия  и алчности был монах-доминиканец Джироламо Саво- нарола  (конец ХУ в.).  Он призывал  церковь к отказу  от бо- гатства и пышности, властолюбия и тщеславия, к покаянию и  аскетизму.  В  своих  проповедях  он  настаивал, что  Алек- сандр УI «вовсе не папа, не христианин и не верует в Бога». Понятно, что он был отлучен от церкви, схвачен и после пы- ток казнен.
Однако порча поразила не только высшие эшелоны церк- ви, рядовые священники в условиях полной бесконтрольно- сти  и безответственности осуществляли службу как попало, отличались невежеством, ленью, жадностью и  похотливо- стью.   Монастыри,  которые должны   были   быть  местами чистого  духовного  покаяния,  смирения и  служения  Богу, превращались в  вертепы   разврата   и  порока. Именно  на материале  монастырских  нравов   строил   свои  литератур- ные  фантазии  известный маркиз де  Сад.  В народе  быто- вали  поговорки,  отражающие глубину  падения авторитета церковников: «Ряса  монаха  — это  плащ  жулика», «Собаки лают, волки  воют, а монахи  лгут», «Путается  с женщиной, как кармелит, объедается, как бернардинец, пьянствует, как францисканец».
Претензии на  власть,  присущие католической  церкви, признавались светской властью  до  определённого  момен- та, пока  центральная королевская власть  была  еще  не  на- столько сильна,  по  мере  же  ее  укрепления  она  станови- лась  всё  более  нетерпимой. Таким  образом,  католическая церковь,  достигнув небывалого влияния  в  странах  Запад- ной  Европы и владея  несметными богатствами, оказалась, тем не менее, к концу  ХУ в., в очень  плачевном состоянии. Это  привело её к очередному крупнейшему расколу, когда в  рамках  христианской религии  в  ходе  Реформации  воз- никла   третья   крупнейшая  разновидность христианства  — протестантизм.


 
След. »

Свежий взгляд

Это интересно


Это чистая правда

Связь с администратором сайта http://moy-bereg.ru - Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script


Rambler's Top100