Культура европейского средневековья

Оглавление
Культура европейского средневековья
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
 
З .  КУЛЬТУРА    ПОЗДНЕГО   СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
(ХУ-ХУII в).
Период  позднего Средневековья, содержательно совпа- дающий с эпохой  Возрождения  и Реформацией, знаменует собой заключительный этап существования феодализма и подготовку всех культурных предпосылок  для его слома.
Присущее феодализму натуральное производство, бес- правие  и полная  зависимость  большей  части народа,  пря- мое непосредственное  принуждение  его к труду, общинный и сословно-корпоративный характер общественного устрой- ства — все эти устои феодального строя приходили в проти- воречие с потребностями  дальнейшего развития общества.
В то же время значительный  рост товарно-денежных от- ношений в деревне и, особенно, й городе, развитие городов, их экономическое и политическое  усиление и возвышение означали,  что наступил конец господству деревни над горо- дом. Вытекающая из товарного производства и частной соб- ственности  потребность  в развитии  производительных  сил дала толчок опытному познанию  природы,  а потребность в свободном труде независимого  работника  порождала новые представления  о человеке,  его природе,  правах и достоин- ствах.
Универсальным выражением этих общественных потреб- ностей  стала гуманистическая  идеология  эпохи  Возрожде- ния, противопоставившая средневековому теоцентриче- скому и аскетическому мировоззрению возвеличивание человека, страстное желание усовершенствовать мир на на- чалах разума и человечности.  Идеи гуманизма легли в осно- ву дальнейшего развития философии и науки, общественной мысли, литературы и искусства.  Однако созданная  на этой основе  культура — философские учения,  художественные произведения, научные открытия и изобретения, призван- ные облегчить и улучшить жизнь  человека,  открыть  перед ним простор для развития, — все это было достоянием узкого круга образованных людей, далеких от простого народа.
 
Поэтому  гуманистическая   культура,  стремящаяся   пре- образовать общественную жизнь посредством  обращения  к отдельной личности,  развития  ее до разумного и свободно-, го состояния, не могла найти отклик и оказать заметное воз- действие на массовое сознание,  чтобы способствовать побе- де нового  строя  общественных  отношений.  Ведь духовную жизнь огромного большинства людей того времени опреде- ляли отнюдь не философия, наука или искусство,  а прежде всего религия.
Именно религия давала людям основные  мировоззрен- ческие представления  о человеческом  бытии,  его смысле и предназначении в земной  жизни,  о страданиях и тяготах в этой жизни  и возможности  спасения  в другой, тем самым обнадеживая  и вдохновляя людей. Поэтому реализовать на- зревшие  потребности  общественного  развития  в коренном преобразовании    феодальных   общественных   отношений было невозможно без самой мощной и действенной для лю- дей того времени санкции  — религиозной.
Почему же католическая церковь оказалась неспособной ответить на вызов времени  — выразить в доступной народу религиозной  форме  культуры потребности  общественного развития и тем самым возглавить историческое преобразова- ние феодальных общественных отношений? Ведь на стороне католической  церкви  стояла тысячелетняя  традиция духов- ного попечительства,  она имела огромный и непререкаемый авторитет  в массах верующих,  опиралась  на силу светской власти и сурово расправлялась со всеми ересями. Более того, тяготы и покаяния, налагаемые на верующего католической церковью с ее культом и обрядностью, были несоизмеримы с тяготами, проистекающими из протестантского требования сурового и непреклонного исполйения «мирской аскезы» и пуританского  благочестия.  Только одних церковных празд- ников в католицизме  чуть ли не половина календаря,  тогда как протестантизм  приравнял  праздность  к самым  страш- ным порокам!
 
Тем не менее католическая  церковь не смогла противо- стоять идеям протестантских теологов, увлекших ими огром- ные массы людей, которые вряд ли могли разобраться в тео- логических и вероисповедальных различиях между новым и старым способом верить в Бога. Это удалось потому, что от- вет, данный деятелями Реформации на вызов истории, ока- зался понятным  и близким  погруженным в религию, но не разбирающимся  в теологических тонкостях массам: католи- ческую церковь следует отвергнуть, потому что она безнрав- ственна, а следовательно, безбожна! Именно этот нравствен- ный протест против «безбожной» церкви встретил живой отклик в сердцах тысяч верующих, принадлежавших  к раз- личным  сословиям.  Само же это убеждение в безбожности основанной самим  апостолом  Петром  церкви  постепенно созревало  в недрах католической  церкви,  не выдержавшей испытания  огромной властью и богатством.
Первый удар по теократическим  притязаниям римского папы на высшую власть от Бога, на абсолютную непогреши- мость и право утверждения или низложения  не только цер- ковных,  но и светских властей, был нанесен  в ХIУ в. фран- цузским королем Филиппом Красивым, когда папство почти на 70 лет попало в подчинение французских королей. По ме- сту резиденции  римского папы этот период получил назва- ние «авиньонского пленения  пап».
Вторым  ударом  стала  деятельность   предшественника Мартина  Лютера,   чешского  богослова  и  профессора  Яна Гуса  (ХIУ—ХУ  в.),  выступившего  против  злоупотреблений  церковных  властей  и  призывавшего  «в духовных вопросах повиноваться  не людям, а Богу». Он резко порицал князей церкви за отлучения христиан от церкви,  советуя им снача- ла отлучить самих себя от грехов и пороков,  среди которых он выделял жадность и властолюбие.  «Богатство отравило и испортило церковь», — учил Гус, выступая за упрощение ка- толического богослужения,  проведение  его на националь- ном языке и фактически  за создание независимых  от Рима национальных церквей.  За это он был вероломно,  вопреки выданной  ему германским  императором  охранной  грамо- те, схвачен на соборе в Констанце  и сожжен  как еретик в
1415 г.
Возникнув как движение бедных и униженных,  порабо- щенных и гонимых,  христианская  религия и церковь стали в Средние  века господствующей  духовной и политической силой,  достигнув высшего светского  владычества.  Нигде  и никогда никакая другая церковь не имела дела с таким опас- ным искушением,  как безграничная  светская власть. Имен- но это безраздельное господство римско-католической церк- ви во всех областях жизни, абсолютная монополия  на власть и привели её, в конечном  счете, к внутреннему перерожде- нию и разложению.  Ведь если верно утверждение, что власть развращает,  то абсолютная  власть развращает абсолютно!
При таком состоянии  дел всякий  порядочный  христиа- нин был просто обязан со всей решимостью выступить про- тив официальной католической  церкви,  чем бы это ему ни грозило.  Именно это убеждение двигало  Мартином  Люте- ром,  когда он,  уже отлученный  папой  от церкви,  принял решение  явиться  на рейхстаг в Вормсе в 1521 г. для объяс- нения своей позиции.  Пример Яна Гуса был еще свеж в па- мяти: охранная  грамота императора  ничего не значила для папы.  Однако Лютер  почтительно  отказался  от вооружен- ной охраны со стороны своих сторонников.  Им руководило не рассуждение об опасности предприятия, а невозможность уклониться  от выполнения  долга честного христианина:  «... даже если бы они запалили  огонь от Виттенберга до Вормса до самого неба, я все равно явился бы туда с именем  Госпо- да и стал бы в самой пасти бегемота меж огромными  его зу- бами!» Изложение своей позиции  на рейхстаге он закончил знаменитыми  словами, утверждавшими долг совести, изме- нить которому для уверенного в своей правоте человека про- сто невозможно:  «На том стою и не могу иначе. Да поможет мне Бог!»

Вышло так, что именно внутреннее,  нравственное,  раз- ложение католической  церкви,  ее властолюбие, алчность и жадность сделали эту церковь абсолютно неспособной  воз- главить прогрессивные  преобразования  в обществе и одно- временно породили  внутри самой церкви мощный  протест, отражавший широкие общественные  настроения.
1       Таким  энергично  выраженным  религиозным  протестом и стала  Реформация. Она  не осталась только  эпизодом  в истории религии и церкви, а ознаменовала рождение ново- го мировоззрения, стала знамением  новой эпохи. Идеи Ре- формации, в содержательном  плане значительно  расходясь с гуманистической  идеологией  Возрождения,  в стратегиче- ской перспективе продолжили начатое гуманизмом дело, так что Гегель назвал Возрождение «зарей новой эры», а Рефор- мацию — «полным сиянием солнца».

Обычно начало  Реформации  связывают  с  событиями 31 октября  1517 г. в Виттенберге,  когда никому еще не из- вестный  монах и доктор теологии Мартин Лютер  прибил к дверям церкви свои тезисы с осуждением продавцов «святого товара» — индульгенций,  церковных  грамот об отпущении грехов. Отпущение грехов стало практиковаться  католиче- ской церковью еще с ХI в. как распространение монашеской практики  на мирскую жизнь.  Первоначально оно осущест- влялось в натуральной форме — за «богоугодные дела», т. е. за участие в паломничествах  к святым местам,  в Крестовых походах за освобождение Гроба Господня,  за пожертвования в пользу церкви и монастырей.  С развитием торговли и де- нег церковные  грамоты по случаю отпущения  грехов стали предоставляться  за деньги, и постепенно  эта торговля при- няла самые циничные формы. Накопленный церковью запас
«святости» из добрых дел святых и праведников обменивался ею по определенной  таксе на все мыслимые и немыслимые прегрешения.  Позже папство ввело индульгенции  и на еще не совершенные  грехи!

Продажа индульгенций стала одной  из важнейших статей дохода церкви. Но  она же косвенным образом способство- вала и распространению пороков и злодеяний, которые при наличии денег  уже  можно  было  не  считать  грехом.   В ходу была поговорка: «Церковь прощает все грехи за исключени- ем одного  — отсутствия денег»!
Эта  позорная  практика вызывала повсеместное возму- щение   верующих   и  рассматривалась  как   яркое   доказа- тельство  кризиса церкви, алчности ее служителей.  Однако осуждалось   именно  придание  отпущению грехов  грязной денежно-торгашеской формы,  но  не  само  право  церкви осуждать  и миловать, накладывать на людей покаянные тя- готы — епитимьи и прощать грехи. Лютер пошел дальше.  За проступившим наружу оскорбительным торгашеским духом церковной практики он рассмотрел подлинно «сатанинскую выдумку»  т- стремление  освободить человека от необходи- мости  внутреннего покаяния! А ведь это именно то, к чему постоянно и  неустанно призывает Евангелие: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божье!»
Тем самым католическая церковь фактически упразднила главное требование христианства и непременное условие че- ловеческого спасения — внутреннее покаяние. Против этого и выступил Лютер, заявив, что нельзя заменить полагающие- ся человеку  в силу его врожденной греховности очищающие душу страдания, ибо это единственный способ укрепления в вере и нравственного очищения, т. е. обретения искренней готовности жить по-божески. Фактически Лютер потребовал возврата  к нравственным принципам первоначального хри- стианства с его простотой, искренностью, непосредственной погруженностью в веру.  Человек не  может  и не должен  ис- кать промежуточных инстанций для спасения, уповая на них и наделяя их правом  наказывать и прощать, он изменяет Го- споду, умаляет  его величие.
Именно   обличение  скрытого  неблагочестия  церкви во  главе  с римским первосвященником перед  лицом  Бога
привлекло на сторону Лютера  всех недовольных всевластьем развращенного  Рима. Нравственное негодование и возмуще- ние получили здесь сильнейшее религиозное подкрепление, что обеспечило  быстрый  рост  популярности   реформатор- ских идей.  Поставив  под вопрос  право  церкви  посредни- чать между человеком и Богом в деле спасения,  Лютер  идет дальше и в итоге отвергает саму скомпрометировавшую себя церковную  иерархию во главе с «бесовским князем»  — па- пой. Папство он называет «антихристовым установлением», искушающим человека, провоцирующим  его на плохие дела, которые легко искупаются внешним благочестием, участием в церковных таинствах и обрядах или, как это делают самые закоренелые  грешники,  покупкой  отпущения  грехов. Оно, по существу, украло у человека Бога и занялось спекулятив- ной  продажей  его милости.  Бог «труждающихся и обреме- ненных» превратился  в Бога богатых и самодовольных.
Постоянно сверяя свои идеи со Священным  Писанием, Лютер отверг само деление общества на священников и ми- рян, ибо ни о папстве, ни о священничестве там нет ни сло- ва. Папа предстал в его изображении  предводителем много- тысячной  армии титулованных шарлатанов и мошенников, самозванных посредников  между человеком и Богом,  кото- рые не помогают,  а мешают общению человека с Творцом. Лютер отвергнул и большинство таинств, составляющих ка- толический  культ и обрядность,  — святых и ангелов,  культ Богородицы,  поклонение иконам и святым мощам, богатые и торжественные церковные церемонии и службы, идущие к тому же на непонятном  народу латинском  языке,  представ- ление о чистилище.  Все это он рассматривал как разновид- ность церковной магии, при помощи которой католическая церковь стремилась самого Господа подчинить целям и ин- тересам людей.
Все  пути  спасения,   связываемые   с  умилостивлением Бога — прямым  ли подкупом,  пожертвованиями или даже монашеством,   паломничеством  к святым  местам,  другими проявлениями внешнего благочестия, оказываются у Лютера противными самой  сущности христианства, ибо представля- ют собой  попытку управлять Богом, влиять  на него.  Спасе- ние, по Лютеру, возможно только  посредством перенесения человеческих устремлений  из  сферы  внешнего, показного благочестия во внутреннее пространство сознания — в лич- ное верование человека. Лютер на все лады не устает подчер- кивать это свое открытие сущности религии, которая заклю- чается  не во внешних формах благочестия, не в богоугодных делах без искреннего внутреннего устремления к Господу, а прежде всего в самой  вере, во внутреннем самоотверженном настрое, который не может, разумеется, не воплотиться в хо- роших  делах.
Чтобы оттенить  эту мысль, Лютер многократно намерен- но повторяет свой тезис  о спасении, об оправдании «одной только   верой»,  постоянно  добавляя  «без  участия  добрых дел», подразумевая  под  ними   именно внешнее, показное благочестие. «Нельзя  предписывать вере  соединяться с до- брыми делами, ибо истинная вера не может по сущности сво- ей не сказываться в праведной жизни», — утверждал  он.
В связи  с этим  Лютер отрицательно отзывался о мона- шеской практике, предлагая сделать из монастырей школы, выступал за отмену обязательных постов, пилигримства, т. е. паломничества к святым  местам, ибо видел в этом бесполез- ное  проживание средств  в чужих  краях, оборачивающееся бедностью и голодом  в оставшихся дома семьях.  Ратуя  за чи- стую и искреннюю веру в Бога, Лютер отвергал  последний и неотразимый аргумент, к которому так любила  прибегать католическая церковь, — отлучение от церкви и проклятие. Еретиков, считал  он, следует побеждать Писанием, а не ог- нем, иначе  палачи  были  бы самыми учеными теологами в мире.  Этим  он способствовал развитию самостоятельности и свободы  совести  в вопросах  веры.
Чтобы  не заплутать  в вопросах  веры, необходимо посто- янно  сверять  ее со Священным Писанием как  критерием
истинности христианского вероучения. Утверждая непре- рекаемость  авторитета  Писания, Лютер  настаивал  на пра- ве каждого верующего иметь собственное понимание его содержания,  на независимости  личных суждений в вопро- сах веры и морали  и,  в конечном  счете,  на свободе сове- сти. Чтобы обеспечить  это право,  он сам перевел  Библию на немецкий  язык  и заложил  тем основы  общенемецкого литературного языка.  Он сделал Библию доступной народу и способствовал  упрочению  общественной  потребности  в развитии  грамотности.
Основное содержание лютеровской Реформации позднее было сжато изложено его сподвижником Филиппом Мелан- хтоном в «Аугсбургском вероисповедании»  (1530 г.) и заклю- чалось в идее возможности личного спасения одной только верой,  признании условности папства и церковной  иерар- хии,  в утверждении  равенства  всех верующих  в вопросах веры перед Богом,  что нашло отражение  в принципе  «все- общего священства».  Суть его состояла в том,  что каждый верующий может быть сам для себя и других священником, и никакого особого священного круга деятельности не суще- ствует, никаких преимуществ духовенство иметь не должно. Все это сильно сокращало дорогостоящую церковную бюро- кратию и культ, лишало церковников представления  о соб- ственной святости и неподсудности  светской власти.
Концепцию «новой церкви» Лютер  дополнил учением о божественном предопределении всего сущего и иллюзорно- сти свободы воли человека. Стержнем протестантского  ми- ровоззрения  стало положение  «все от Бога», освободившее человека от тщетных и суетных переживаний о ходе и исходе его мирских дел и оставившее ему лишь одно — уповать на Господа и верить в свое спасение. Лютер довёл эту мысль до утверждения, что спасение вообще не зависит от усилий че- ловека,  а целиком  определяется  одним только Богом.  Ибо если было бы иначе, если спасение не было бы только благо- датью Божьей,  а его можно было заслужить, это порождало бы  самоуспокоенность и самодовольство человека,  влекло его к гордыне  и отвращало от покаяния.
По сути дела, здесь рождалась новая  мировоззренческая и нравственная установка, проникнутая готовностью принять и перенести все трудности и испытания, ниспосланные чело- веку свыше, и отчаянным стремлением к внутренней чистоте и духовной стойкости в вере. Сохранить в душе образ Божий, не упасть духом, а делать свое дело методично и хорошо, не- смотря  ни на что и вопреки всему! И если такое действие без надежды  на благополучный результат, совершаемое вовсе не ради него, а во имя  своего человеческого долгажить по-бо- жески, во имя укрепления веры, вдруг окажется действитель- но успешным, — это  и будет явным знаком божественного благоволения и возможности спасения.
Поэтому фатализм протестантской этики  не отрицал не- обходимости активных деятельных усилий, упорного систе- матического труда в рамках своего мирского призвания, как не отвергал  он и приобретения в результате  этой деятельно- сти материального достатка и благополучия. Протестантская мораль лишь отрицает традиционную мотивацию такой дея- тельности — мужество  и упорство, старание и прилежание, как  и приобретаемые с их помощью благополучие и богат- ство  необходимы не ради  них самих, не ради  развлечений, празднеств и веселого  образа  жизни. Они нужны  для полу- чения  чувства удовлетворения от сознания собственного из- бранничества, гарантирующего будущее  спасение.
Выполнение долга в рамках своей мирской профессии — высшая задача  человека, посредством чего он убеждается  в собственной угодности  Богу. Тот, кто упорно  и добросовест- но трудится, вырастает в глазах Бога, кем бы он ни был, хотя сословие его было бы низким, а должность еле приметной. Тот же, кто трудится  нерадиво, — чернь в глазах Творца, как бы высоко он ни вознесся в переменчивом течении жизни.
Истинная  христианская вера  как  бескорыстная устрем- ленность к добру  означает просто  усердную  и,тщательную
сосредоточенность  и упорную методичность в выполнении обыкновенной мирской работы, составляющей одну из вза- имопригодных служб устроенного Богом миропорядка.  Хо- рошо работать нужно просто потому, что это угодно Богу, а не потому, что эта работа будет достойно вознаграждена.  При этом успешность человеческих занятий  и их исход сами по себе безразличны для спасения души, но поскольку отлично выполненная  работа свидетельствует об упорстве и добросо- вестности работника,  а, стало быть, о прочности  его веры, успешный  результат может рассматриваться  как  внешняя примета спасения.
Такова  логика лютеранской  Реформации, заложившей прочные духовные основы для появления  работника ново- го типа и принципиально иной культуры труда, без которых невозможно  никакое  эффективное высокотехнологичное производство.
Новое понимание христианской веры как непосред- ственной личной связи человека с Богом, сильнейший  удар по  католической  церкви  как духовному и  политическому оплоту феодализма,  ограничение  церковного  авторитета  в делах веры и нравственности  и утверждение свободы сове- сти, защита высокой ценности труда и его религиозное освя- щение  — вот далеко не полный  перечень  заслуг Лютера  в утверждении  культуры раннебуржуазного  общества.
Радикальным продолжателем Реформации стал француз Жан Кальвин, основавший в Женеве, куда он был вынужден бежать от преследования  католиков,  одно из самых мощных течений  протестантизма.   Кальвинизм  еще более упростил христианский  культ и богослужение,  придав  церкви  демо- кратический  характер с полным  преодолением  разделения верующих на клир и мирян и выборностью руководства церкви.  Кальвин  усилил и упростил  учение  о божествен- ном предопределении, доведя его до абсолютного фатализ- ма: одни люди еще до рождения  якобы  предопределены  к спасению  и небесному блаженству,  а другие — к погибели ' и вечным  мукам, и ничто  не  в силах  этого  изменить — ни отвергнутое Лютером внешнее благочестие, ни  их вера.  Че- ловек спасается не потому, что верит в Бога, а верит потому, что предопределен Творцом к спасению. Однако божествен- ное предопределение и собственное избранничество сокры- то от людей, и потому каждый  христианин должен  построить свою жизнь так, как если бы изначально был предопределен к спасению, открывая в своей  жизни знаки  божественного предопределения к спасению или погибели.
Таким образом, кальвинизм идет дальше лютеранства, утверждая,  что  спасение не  зависит  даже  от  одной  толь- ко веры, ибо истинно верующим может  быть лишь  тот, кто
«избран».  Но человек  не должен  и не смеет проникать в тай- ны божественных решений, и поэтому  он не может заранее знать, принадлежит ли он к числу избранных или отвержен- ных, а посему  должен  истово  заботиться о том, чтобы  ока- заться достойным этого избрания. И если он ощущает в себе силы, позволяющие ему противостоять искушениям и со- блазнам, стремлению к удовольствиям и развлечениям, т. е. всему тому, что осуждается Богом  и Священным Писанием, ибо  способствует «развращению человеков» и их погибели, то это хороший знак для него.
Наиболее видимым знаком избранничества кальвинизм вообще  признавал удачное  и успешное течение  дел в земной жизни, ибо все это невозможно без сильной воли, упорства, целеустремленности, сильного характера  и стойкости, тру- долюбия, простоты и скромности в жизни — всех тех качеств и способностей, которыми Бог отмечает  избранных. Имен- но поэтому кальвинизм проповедовал постоянный упорный труд и совершенствование профессионального  мастерства, прилежание, скромность и ограничение своих потребностей, доходящую до скопидомства бережливость и отказ от земных удовольствий и праздности. Непроизводительное потребле- ние, растрата капитала, праздное времяпрепровождение рас- сматривались кальвинистами как самый  большой грех, ибо праздность, леность, склонность к легкой жизни, неизбежно приводящие человека к порокам и бедности, свидетельство- вали о неизбежности  его погибели.
В соответствии  со своими  установками  Кальвин  очень скоро превратил Женеву, в которой протестанты  взяли верх над католиками,  из самоуправляющейся трудолюбивой и веселой  общины  в теократическое   государство  с личной диктатурой  самого  Кальвина,  стремившееся  насадить свои представления  о жизни  не только убеждением,  но и при- нуждением.  Шумная  жизнь процветающего,  трудолюбиво- го и веселого города притихла и сменилась мрачной серьез- ностью и строгой религиозностью.  Кальвин  стремился при помощи системы принуждений и наказаний заставить граж- дан усердно молиться и работать, наложив запреты на всяче- ские развлечения  и удовольствия,  свободное времяпрепро- вождение,  праздность и увеселения.  Неприятие  Кальвином праздности  и роскоши переходило у него в отрицание худо- жественного творчества, литературы и искусства,  в строгую мелочную регламентацию  личной  жизни  верующих вплоть до запрета на ношение красивой одежды, причесок,  употре- бление изысканных кушаний и т. п.
Обожествление протестантизмом  трудолюбия и нена- висть к социальному  паразитизму  вылилось  у Кальвина  в запрет нищенства  и монашества,  однако взамен он, в пол- ном соответствии со своим представлением о земной жизни как подготовительной  ступени к жизни вечной,  как юдоли скорби и плача, предложил аскетический идеал жизни всем верующим.  «Кальвин,  — писал  об этой  его особенности Вольтер, — широко распахнул двери монастырей,  но не для того, чтобы все монахи вышли из них, а для того, чтобы за- гнать туда весь мир».
Однако, несмотря на суровое преследование  кальвиниз- мом всякого  инакомыслия и убежденность  в собственной непогрешимости, сама логика буржуазного образа жизни  с присущим ему стремлением к духовному и идеологическому
плюрализму способствовала порождению из кальвинизма целого ряда течений  и протестантских  сект — пресвитери- ан, конгрегационалистов, баптистов, пуритан и т. д.
Пожалуй,  наиболее  полно  и последовательно  их общую духовную сущность и родство с кальвинизмом  выразил  пу- ританизм (от англ. «чистый», «истинный»), основателем которого  был  англичанин  Джон  Нокс.  Термин  «пуритан- ство» стал даже общим  названием  всех этих течений.  Пу- ританством  стали называть характерное для последователей кальвинистской церкви религиозное мировоззрение и стиль жизни, связанные с абсолютизацией аскетической строгости нравов, трудолюбия, высокого чувства долга, бережливости, мелочного благочестия и религиозного  усердия.
Этика пуританства отличалась строгим ригоризмом,  т. е. суровым и непреклонным следованием нравственным  прин- ципам и нормам,  источником  которых считалась воля Бога, требованием простоты в отношениях между людьми, пропо- ведью всемерного  ограничения  и упрощения  собственных мирских  потребностей,  крайне  отрицательным  отношени- ем к роскоши, расточительности и праздности. Пуритане не могли позволить себе тратить драгоценное  время на непро- изводительные занятия  и считали все забавы и развлечения незаконными, ибо они отнимают время, которое необходи- мо посвятить более серьезным делам. Поэтому большинство праздников были отменены, а жизнь пуритан превратилась в разновидность «мирской аскезы», т. е. служения Богу. Пури- тане заметно отличались своей подчеркнутой  скромностью жизни и набожностью.
В то же время эта скромность и сдержанность сочеталась у них с чрезвычайно высокой самооценкой, проистекающей из их религиозных убеждений о том, что именно они являют- ся не просто одной из разновидностей христианства, а носи- телями божественной исторической  миссии. Своей жизнью они стремились продемонстрировать, что Господь указывал именно  на протестантов,  когда предвидел  истинный  путь человечества к спасению.  Это весьма стимулировало  соци- альную активность  и религиозную  непоколебимость  пури- тан  как  надежное  средство  против  преследований  их вра- гами, против сомнений,  колебаний  и душевной слабости и уныния.
В то же время эти установки инспирировали подъем пред- принимательского духа, присущего капитализму,  и способ- ствовали,  в конечном  счете, его окончательной  победе над феодализмом.  Именно представители  радикальной  проте- стантско-пуританской ветви  христианства,   вынужденные в результате  религиозных  и  политических  преследований бежать в 1620 г. из Европы в Северную Америку на корабле
«Мэйфлауэр», заложили фундамент новой нации, ставшей лидером западной цивилизации.
Успехи, одержанные  протестантской  Реформацией, за- ставили римско-католическую  церковь  встать на путь пре- образований и поиска путей восстановления  утраченных позиций.   Оправившись  от  первых  чувствительных  уда- ров  и  поражений,   до основания   поколебавших  ее устои, римская  церковь  начинает  собирать силы для новой  оже- сточенной  борьбы  с протестантизмом. Эта борьба развер- нулась в Западной  Европе  в ХУI—ХУII вв.  и  получила  на- звание  Контрреформации  — организованного   папством церковно-политического движения в защиту святости и величия  католической   церкви.  Она включала  ряд  мер  по организационному   переустройству   церкви   и   активиза- ции функционирования её институтов. Контрреформация не  ограничилась  чисто  церковными   мерами,  а  пошла  по пути развязывания целой череды жестоких и кровопролит- ных религиозных  войн,  охвативших  Европу в этот период. Прежде  всего,  была резко усилена роль инквизиции, пре- образованной в Конгрегацию  «Святого престола», действо- вавшей  под  непосредственным руководством  папы  и  об- рушившей  всю свою мощь  на  противников католической церкви.
 
Были   мобилизованы силы  старых  нищенствующих мо- нашеских орденов — францисканцев, доминиканцев, кар- мелитов, августинцев, члены  которых  должны   были  акти- визировать свою  проповедническую миссию. Но  наиболее удачным  орудием  папства  против  свободомыслия и ересей стал  вновь  созданный орден  иезуитов «Общество  Иисуса», девизом   которого был  лозунг  «Иисус —  спаситель людей». Его основал испанский дворянин Игнатий Лойола, не пре- успевший на военной службе  вследствие ранений и напра-  вивший свой  неукротимый пыл и воинствующую религиоз- ность на служение католической церкви нетрадиционными методами. Тяжело переживая кризис католичества, Лойола искал  ответ на вопрос, как  можно  исправить дело.  В итоге он пришел к мысли  основать духовное общество для защиты  церкви не тихим  монастырским служением и проповедни- чеством, а активной борьбой с ее противниками. Он задумал создать настоящую боевую организацию воинов Христовых, тесно связанных дисциплиной и сильных своим единодуши- ем, —  «духовное  войско, сражающееся за славу Божью  под знаменем креста  Господня».
Найдя  единомышленников  и  последователей,  Лойо- ла быстро  подчинил их своей  воле, внушив  им  идею  соб- ственного избранничества  и  божественного покровитель- ства в деле защиты  католической церкви во главе с папой. Первоначально это  вновь  возникшее товарищество зани- малось  проповедничеством и обличением еретиков. Внеш- няя  и внутренняя жизнь членов  ордена  была весьма различ- ной.  На людях иезуит, орденская принадлежность которого известна окружающим, должен  вести  себя  скромно и бла- гочестиво, быть  приветливым и  кротким,  никогда не  вы- ражать недовольства, смотреть  вниз, чтобы не выдавать глазами   своих  мыслей, и  хранить  в тайне  всё  относящее- ся к внутренней жизни ордена.  Но  эта кротость и бдагоче- стивость  не должны  мешать  иезуиту  использовать все сред- ства для достижения главной  цели  — выполнения приказов и распоряжений начальства.  Он  мог прибегать  к  клевете, к интриге,  заговору,  использовать  яд,  кинжал,  предавать- ся светским  развлечениям,  вести разгульный образ жизни,  если это являлось необходимым для победы над врагами ка- толической  церкви.
Такое поведение  теоретически  обосновывалось  идеоло- гами ордена в концепции так называемой  иезуитской  мо- рали,  главным принципом которой стало положение  «цель оправдывает средства». Провозглашая  своей целью укрепле- ние славы Божьей,  иезуиты считали, что нет таких средств, которые  не были бы оправданы  этой целью, и, последова- тельно применяя эти положения к жизненной практике, по- степенно  пришли  к оправданию любых безнравственных  и просто  преступных деяний.  Ложь,  клятвопреступничество, предательство,  тончайшая  интрига  и игра на человеческих слабостях,  страстях и пороках были обычными  средствами укрепления  иезуитами своих позиций.
Неудивительно,   что  вскоре  этот орден  не только  стал играть руководящую роль в религиозной  жизни,  но и ока- зывать громадное влияние на политику. Папы быстро оцени- ли возможности,  которые открывали им такие готовые на все помощники, и наделили орден многочисленными привиле- гиями. Несмотря на тяготы послушания, суровой дисципли- ны, вытекающие из устава ордена, численность иезуитов по- стоянно росла, а сила крепла. В основном иезуиты вербовали своих членов из привилегированных сословий, и трудно ска- зать однозначно,  что больше двигало этими людьми — дей- ствительное стремление  к бескорыстному служению силе и величию  католической  церкви  или желание  почувствовать себя избранником, принадлежащим к мощной и всесильной организации, приближенной к главе церкви.
Иезуиты приняли  активное  участие в подготовке  и со- зыве Тридентского  Вселенского собора (1545-1563 гг.), при- нявшего ряд решений, ознаменовавших формальное начало Контрреформации.
 
Прежде  всего  собор  подтвердил догмат  о непогрешимо- сти пап в делах веры  и приоритете папской власти  перед ав- торитетом вселенских соборов. Было  принято решение об издании инквизицией индекса запрещенных книг, ставшего мощным орудием  церковной реакции против  свободомыс- лия и науки.  В то же время  признавалось, что для успешного противостояния  наступлению протестантизма недостаточ- но  одних  угроз  и запретов, а необходимо повысить общую грамотность и религиозную образованность католического духовенства за счет расширения и укрепления системы ре- лигиозного образования. Для  малограмотной паствы  было решено издавать катехизис веры, т. е. краткое и понятное из- ложение основ католического вероисповедания в форме  во- просов  и ответов.  В результате  в Риме был создан  целый  ряд учебных заведений — коллегий для специальной подготовки католического духовенства, усилена  церковная цензура, ак- тивизирована миссионерская деятельность церкви.
Еще   одним   трагическим  проявлением   Контррефор- мации стало  возрождение и  широкое  распространение  в ХУI—ХУII вв.  практики «охоты  на ведьм».  Тысячи женщин, обвиненных в ведовстве  и сожительстве с дьяволом, были подвергнуты жесточайшим казням. Правда, в этом отноше- нии  протестантские церковники  ненамного отставали от своих коллег из католической инквизиции.
Борьба,  начатая   папством,  не  ограничилась областью чисто  церковных мер, и  вскоре  по  всей  Европе  запылали огни религиозных войн.  Они раскалывали только начавшие складываться нации и препятствовали формированию бур- жуазных  государств, в то же  время  демонстрируя всю  бес- плодность и бессмысленность религиозной нетерпимости и постепенно приучая европейские народы  к необходимости вынесения религиозных разногласий за рамки  государства и гражданского общества.

Важнейшими вехами  на этом пути стал Аугсбургский мир (1555 г.) в Германии, в результате  которого восторжествовал
принцип «чья власть, того и вера». Французский  король Ген- рих IУ, натерпевшийся  от религиозных битв и неоднократ- но вынужденно  переходивший  из одного вероисповедания в другое, издал Нантский  эдикт о веротерпимости  (1598 г.), позволивший  католикам  и протестантам уживаться в одном государстве.
Меры, предпринятые католической церковью, позволили ей предотвратить беспрепятственный натиск протестантиз- ма, победившего в основном в Скандинавии, Северной Гер- мании,  Швейцарии и Нидерландах,  а также на Британских островах. Оплотом католицизма  оставались Италия, Испа- ния, Франция, Австрия и юго-восточные страны Европы. В то же время протестантизм  внёс наиболее ощутимый  вклад в становление культуры западноевропейского общества.  Не провозглашая  никакого определенного социально-полити-  ческого идеала, не требуя переделки общества в ту или иную сторону, не свершая никаких научных открытий или дости- жений на художественно-эстетическом  поприще,  Реформа- ция изменила сознание человека, открыла перед ним новые духовные  горизонты.  Человек  получил  свободу самостоя- тельно мыслить, освободился от авторитарной  опеки церк- ви и утвердился в высшем для него религиозном убеждении, что только собственный разум и совесть могут диктовать ему, как следует жить.
Реформация способствовала  появлению  человека  бур- жуазного общества — независимого  индивида со свободой нравственного  выбора,  самостоятельного  и ответственного в своих суждениях и поступках.  Именно в носителях  про- тестантских идей с наибольшей  полнотой выразился  новый буржуазный тип личности с новой культурой и отношением к миру.  Было  пересмотрено  отношение  к труду, приобрет- шему религиозно-этическую  ценность,  тогда как неумение и некомпетентность  в своем деле стали считаться таким же тяжким грехом, как и праздность.
 
Складывающийся  в  Западной  Европе   в ХУIII—ХIХ  вв. капитализм,  индустриальная буржуазная цивилизация  по- лучили в протестантизме свое духовное обоснование. В свою, очередь  протестантизм послужил раскрытию возможностей нового строя, продвижения общества на пути прогресса. Ре- формация вызвала необходимость преобразования традици- онного католического вероисповедания,  приспособления его к условиям нового  буржуазного общества, что позволи- ло  католической церкви остаться   важнейшим институтом буржуазного общества и не превратиться в факт истории ре- лигии  и культуры.
Однако до окончательного поражения феодализма в эпо- ху Реформации и Контрреформации было ещё далеко. Необ- ходимо было, чтобы феодализм полностью исчерпал резервы своего  развития и сформировались политические предпо- сылки  для  его  окончательного ниспровержения.  Позднее Средневековье — это как раз период  окончательного прео- доления и подавления феодальной вольницы во Франции и Англии и становления там абсолютистской монархии (в силу значительного отставания Германии, а также её раздроблен- ности, там этот период характеризовался усилением абсолю- тизма регионального).
Так, во Франции в итоге гражданских религиозных войн к  власти,  благодаря расчетливости,  хитрости   и  удачливо- сти  пришёл Генрих  IУ Наваррский, понявший всю  губи- тельность религиозной  междуусобицы и  своим   Нантским эдиктом утвердивший государственную веротерпимость во Франции. Он стал опираться не столько на феодальное дво- рянство, сколько на государственный аппарат в лице чинов- ников, прежде всего судей, адвокатов, финансистов, а также на города и крупных торговцев. Генрих  IУ снизил налоги  на крестьян, чем позволил окрепнуть материальной базе госу- дарства, ибо  разоренное нищее  крестьянство не  могло  со- держать  крепкое государство и армию.
 
Ещё более укрепил централизованную  самодержавную монархию  во Франции  премьер-министр  при  короле Лю- довике ХIII кардинал  Ришелье  (ХУII в.), посвятивший  всю свою жизнь усилению и возвышению  Франции.  Он силой и интригами  сломил  сопротивление  не желавших уступать привилегии высших феодалов, погасил притязания ставших подниматься  после Нантского эдикта протестантов,  но при этом не стал их преследовать и насаждать химеру однород- ной религиозности, запретил дуэли как наносящие  прямой ущерб государству.  При  нём  был установлен  полный  кон- троль центральной  власти над всеми территориями,  поло- жен  конец  автономии  городов,  значительно  ограничены права Генеральных штатов, что в тех исторических условиях явилось прогрессивными мерами против феодального сепа- ратизма.
Своего  апогея  абсолютистская  монархия  во  Франции достигла при  «короле-солнце»  Людовике ХIУ, проявившем недюжинные  способности  в деле государственного  управ- ления,  реформирования промышленности и торговли,  ре- организации  армии.  При нём государственная  власть стала отождествляться  с его личной  властью, а ссылки  на закон, на право считались преступными.  Известно его самое знаме- нитое высказывание, к сожалению, вырванное из контекста и принявшее  несколько  иной  смысл:  когда в Генеральных штатах возникла оппозиция  его планам усовершенствования собственной  власти в стране, Людовик  воскликнул:  «Вы ду- маете, государство — это вы? Нет, государство — это я!». ««о- роль-солнце» любил яркий образ жизни,  роскошь,  веселье, но в то же время сумел превратить Францию  в подлинный культурный  центр  Европы,  создав великолепные  дворцы  в Версале,  оперный  театр,  академию  наук,  академию  архи- тектуры,  академию  музыки.  Сам он всю жизнь продолжал работать по управлению  государством и постоянно  попол- нял свои познания.  Будучи весьма точным и пунктуальным, он очень вежливо,  но твердо мог отчитать провинившегося
вельможу:  так, одному  из опоздавших на аудиенцию мини- стров Людовик заметил:  «Я чуть было  не подождал  вас», за- ставив  того похолодеть от страха.
В Англии  в этот период  происходила борьба  между коро- лем Карлом 1 и парламентом, за которым король  признавал только  право советовать, но не принимать решения, посто- янно  угрожая  распустить его, а то и просто  уничтожить. Его попытки силой  утвердить  единоличную власть,  необходи- мую для усиления страны, натолкнулись на твердое  сопро- тивление  парламента,  которое  возглавил парламентарий, талантливый полководец пуританин Оливер Кромвель, раз- бивший войска короля и казнивший самого Карла 1 (середи- на ХУ11 в.).  Однако это не изменило логики исторического процесса: роль абсолютного монарха  исполнил сам  Кром-  вель, принявший звание лорда-протектора и установивший личную  диктатуру.  За  10 лет своего  правления железной ру- кой  он создал  серьезные предпосылки для будущей  победы буржуазии. После  его смерти  и реставрации монархии про- тивостояние  парламента и  короля  продолжалось и  завер- шилось  «славной революцией»  1688 г., знаменовавшей со- бой  компромисс между  монархией и  буржуазией и  начало становления  буржуазного государства.
В этот период даже церковь оказывается в подчинении у светских  государей, с чем она вынуждена была смириться.
Абсолютизм стал  последним звеном  между  Средневеко- вьем и Новым временем, уничтожив последние феодальные перегородки и создав единое экономическое и политическое пространство  с  единообразным  законодательством  и  его применением, с относительной религиозной терпимостью и ростом  уважения к знаниям и просвещению. Но  в то же время абсолютизм до предела обострил противоречия феода- лизма, продемонстрировав все губительные последствия го- сподства ничем  не ограниченной власти.  Абсолютная власть быстро развратила и подвергла разложению весь с таким тру- дом  созданный государственный аппарат. Бесконтрольные расходы государственных средств, произвол королевской власти в налоговой  политике,  постоянные  поборы  и угне- тение  одних и совершенно  немотивированные льготы для других, заговоры и интриги за близость к царственной особе, постоянные  балы, пиры и празднества в условиях финансо- вой несостоятельности — всё это угрожало прочности  госу- дарства. Разросшийся бюрократический аппарат отличался специфической особенностью  всякой  вертикали  власти — зависимостью  перед вышестоящим  чиновником и полной безответственностью  перед нижестоящими инстанциями, а тем более народом. По воле короля и сиятельных вельмож- министров любой подданный  мог быть схвачен, подвергнут аресту, ссылке,  конфискации имущества и даже казни  без суда и следствия. Коррупция достигла огромного размаха — продавались  права  на откуп долгов и налогов,  должности, дворянские звания, за взятку можно было решить в суде лю- бое дело в свою пользу.
Для  сведения  счётов  между богатыми  и  влиятельными вельможами даже продавались чистые бланки от имени  ко- ролевской власти для ареста и заключения  в Бастилию с не- заполненной графой, куда можно было вписать любое имя. Никто не чувствовал себя защищенным ни в своих правах на свободу и жизнь, ни тем более в праве собственника имуще- ства, владельца какого-то дела.
Всё это  создавало  общественную  потребность  в таком переустройстве общества,  чтобы можно было рассчитывать на стабильные порядки,  на фиксированную защиту интере- сов собственности,  на ограничение  произвола  власти и на преодоление  привилегий  одних и бесправия  других, на за- щиту личности  и её свободу. Произвол  и коррупция  абсо- лютистской  власти  становились  всё более нетерпимы,  что порождало широкое народное недовольство.  Попытки  вла- сти несколько цивилизовать свою природу и предстать перед народом в качестве просвещённой монархии,  опирающей- ся на ценности  гуманистической  культуры и просвещения, идущей  на ряд уступок  народу  — освобождение крестьян от крепостной зависимости без земли или с правом  выкупа, раз- вивающей изящные искусства, литературу и философию, не затрагивали основ феодального строя.  В конечном итоге фе- одализм  исчерпал ресурсы  и возможности собственного раз- вития в интересах всего человечества и стал препятствием на пути дальнейшего прогресса.  В недрах  феодального обще- ства были созданы культурные основания и предпосылки для перехода  человечества к новому, более  эффективному типу цйвилизационного развития.
Таким   образом,  культура  средневековой  Европы пред- стает как исторически развивающаяся органическая целост- ность, как совокупность взаимосвязанных и взаимозависи- мых цивилизационных характеристик, демонстрирующих в своем  единстве процесс качественного совершенствования человеческого общества и становления человека. Преодоле- ние феодализма означало завершение Средневековья и пере- ход к Новому  времени, открывающему новые  перспективы для развития человека и общества.


 
След. »

Свежий взгляд

Это интересно


Это чистая правда

Связь с администратором сайта http://moy-bereg.ru - Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script


Rambler's Top100