Культура европейского средневековья

Оглавление
Культура европейского средневековья
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5

1 .    КУЛЬТУРА РАННЕГО  СРЕДНЕВЕКОВЬЯ    (У-Х ’    в.)

Раннее Средневековье характеризуется воцарением бес- порядка  и хаоса,  когда оказался  поверженным  Рим  — ве- ликий  город,  несколько  веков обеспечивавший мир,  про- цветание и порядок десяткам стран и народов, бывший воплощением  цивилизованной и культурной жизни. Терри- торию империи наводнили воинственные  варвары, способ- ные только захватывать, разрушать и грабить. Она распалась на множество территориальных  объединений,  не имевших устойчивой структуры и какой-либо централизованной вла- сти, жители которых говорили на разных наречиях, не пони- мая друг друга. В Британии обосновались германские племе- на англов и саксов, потеснившие местных бриттов и кельтов, в Галлии — франки  под предводительством  Хлодвига (Люд- вига), в центре Европы хозяйничали алеманы,  на Аппенин- ском полуострове — остготы, лангобарды и бургунды, Пире- нейский полуостров достался вестготам, а на севере Африки было создано королевство вандалов со столицей в Карфаге- не. У населения бывшей империи появились новые хозяева, которые  использовали  знания  и умения  римских  граждан, назначая их на различные должности и наделяя свалившей- ся на них землей.
Этот процесс  германизации Западной  Европы,  начав- шийся ещё в IУ в. нашествием  на Европу гуннов и продол- жавшийся  до УII  в.,  получил  название  «великого  пересе- ления  народов».  Ему сопутствовало  образование  и распад крупных и мелких варварских  «королевств»,  которые  мало напоминали  цивилизованное государство  римлян.  Пред- водители  и вожди германских  племен,  разгромивших  Рим и всю Западную Римскую  империю,  были ещё типичными дружинными  вождями.  Они имели  власть  не  столько  над своим племенем в целом, чрезвычайно многочисленным, за- нимавшим  огромные территории  и по большей части жив- шим по древним общинным  обычаям, сколько над отрядом приближенных  «сильных людей» — дружинников,  заинте- ресованных  прежде всего в военных походах и грабежах.  В дружине варварских королей царили ещё древние обычаи во- инского равенства и братства — добычу долгое время делили поровну, короли и вожди мало чем отличались от остальных воинов,  кроме  воинской  доблести  и удачливости,  утратив которые они быстро могли лишиться  не только звания,  но и жизни.  Очень продолжительное время эти королевства не имели определенных и устойчивых границ,  а законы,  кото- рые там издавались («варварские правды»), скорее напоми- нали кодексы общинных и племенных обычаев. Земли,  за- хваченные племенем,  рассматривались  как военная добыча короля,  и по обычному праву самого сильного и удачливого он мог разделить её и раздать дружинникам,  подобно тому, как он рассекал топором тушу добытого на охоте зверя.
Вообще власть варварских племенных вождей и королей была необходимой и эффективной в период завоеваний и во- енных походов. Налаживать  и сохранять мир, обеспечивать порядок и стабильность в государстве она не умела, ибо, пе- реняв у римлян  звучные названия  правителей  и их титулы, наладить государственное устройство и навести порядок она была не в силах. Отсутствовали территориальная  организа- ция  государства, государственный  аппарат управления,  си- стема сбора налогов,  вместо которой практиковались захва- ты и поборы.
Параллельно  с созданием  основ раннефеодальных  вар- варских   государств  формировалась   социальная   структу- ра феодального  общества,  возникавшая  в результате соци- ального расслоения германских племен и ассимиляции  их с местным населением.  Все время происходило интенсивное разложение  германского  общинного  уклада и возвышение, стремительное обогащение в результате захватнических войн вождей  и старейшин племен, а также  приближенных к ним
«сильных  людей», присваивающих себе новые  земли  вместе с населяющими их людьми.  Подобно тому как  король  раз- делил захваченную в качестве  добычи  землю, так и сильные властные племенные вожди раздавали захваченные ими зем- ли  своим  приближенным за  верную  службу, и те станови- лись  «держателями» земли.  Повсеместно распространилось и глубоко укоренилось в общественном сознании типичное для феодализма представление, что «нет земли  без сеньора». Этот  процесс «пожалования земель»  служил  материальной основой для  создания системы сюзеренитета и вассальной зависимости между феодалами, когда один из них становил- ся сеньором, сюзереном (старшим, господином), а другой — вассалом (подданным) своего сеньора  и должен  был выпол- нять определённые обязанности в его пользу. Король являлся формально верховным сюзереном для остальных феодалов, однако  вплоть до конца раннего Средневековья центральная власть  была ещё  весьма  слаба.

Одновременно шло обеднение и разорение рядовых  об- щинников, вынужденных искать защиты  и покровительства у «сильных  людей»,  оседать  на  землях  новых  владельцев и
«прикрепляться» к ним  самим  укладом  жизни. Среди  мно- жества  рыскающих вокруг  вооруженных отрядов  выжить  и заниматься земледелием можно было, только имея надежно- го сильного покровителя. Такая  система  землепользования коренилась в системе  колоната, сложившейся ещё  в Рим- ской империи, когда крупные землевладельцы стали дробить свои имения на мелкие  участки  и отдавать их для обработки рабам-вольноотпущенникам и обедневшим, разорившимся крестьянам за покровительство и  определенную плату  на- турой  или  деньгами.  Мелкие свободные и  полусвободные землевладельцы, оставшиеся ещё  со  времен   Римской им- перии, также  вынуждены были  отказываться от своих  прав на владение землей  за возможность пользоваться ею под за- щитой  и опекой нового господина. Однако за утратой земли
 неизбежно следовала утрата самостоятельности  и былой не- зависимости,  а «прикрепление»  к земле феодала оборачива- лось закрепощением и личной зависимостью от него.
Так происходило  социальное  расслоение  среди населе- ния  множества  вновь  возникших  на развалинах  Римской империи  варварских  «королевств» — возвышение  военной и землевладельческой  аристократии,  из которой затем сло- жилсякласс феодалов (от слова «феод» — земельный надел), и все большее обеднение  и разорение живущих и работаю- щих на его земле крестьян.  Этот процесс проходил при уча- стии христианской  церкви,  которая,  освящая  власть новых господ, сама стала крупнейшим феодалом Европы, владели- цей одной трети всех земель. Крестьяне своим трудом долж- ны были содержать феодалов в их ратных трудах и государ- ственном  устроении,  а также обеспечивать посредничество и заступничество церкви в деле спасения души и обретения Царства Божьего.
Таким  способом  формировались материальные  и соци- альные основания  феодализма,  опирающегося  на крупную частную собственность  феодалов на землю, поземельную и личную  зависимость  крестьян  от феодалов  и прямое  (т. е. внеэкономическое, основанное  не на личной  заинтересо- ванности крестьянина, а на насилии)  принуждение к труду.
Первый шаг к созданию более цивилизованного государ- ства среди множества варварских королевств и княжеств без сильной  централизованной власти был сделан франкским королем  Карлом  Великим  в условиях значительного  рас- ширения и усиления Франкского королевства. Он пошел на полное признание духовной власти римского папы Льва III, который,  в свою очередь, короновал Карла в 800 г. импера- торской короной  формально  восстановленной Священной Римской империи.
Карл  Великий  стал  самой  героической  и легендарной личностью раннего Средневековья, прославившейся много- численными завоевательными походами, направленными на объединение земель  и, укрепление единой  централизован- ной  власти, а также  созданием первого  христианского госу- дарства Западной Европы. Именно при нём было установле- но прочное взаимодействие светской власти и церкви, когда церковь обрела силу власти, а власть — духовное освящение. Карл  искренне стремился строить  свое  государство на хри- стианских началах  и ценностях, основывая закон  не на об- щинных обычаях, а на «духе правды», на христианской мо- рали.  Он считал, что прочность государства зависит  как от силы власти, опирающейся на подчинение, так и от предан-  ности подданных, их доверия и любви.  Карл предпринял ре- форму  территориального устроения  государства, разбив  все подчиненные ему земли на округа (графства) и назначив туда в качестве  своих властных представителей кого-то из наибо- лее сильных  местных феодалов. Сделав  наиболее влиятель- ных феодалов своими представителями на местах, он закре- пил  за ними  огромные  права, превратив в полновластных хозяев обширных областей, но при этом связав  их присягой на верность королю. Графы  и епископы как полновластные представители короля осуществляли власть на всей пожало- ванной им  территории, собирали налоги, выставляли при необходимости войско,  вершили суд, следили  за соблюде- нием королевских указов — капитуляриев, которые он впер- вые стал издавать  в письменной форме  для единообразного толкования.
Установив сильное самовластное правление, Карл  Вели- кий подчинил церковь своей власти, используя любимый им метод «кнута и пряника»: учреждая церковные епархии и на- значая епископов, требовал  их полного подчинения, давая взамен  огромные земли  и льготы.  Будучи сам всю жизнь  не- грамотным, Карл  Великий развивал просвещение, учредив для этого многочисленные школы при монастырях, и создал Академию, куда привлекал ученых людей  со всего мира и где сам  заседал  в качестве  председательствующего.
Период его  правления иногда  называют «каролическим возрождением», т. е. первой  попыткой обращения к циви-
 лизованной античности на основе христианской веры. Само латинизированное имя Карла — Каролус стало нарицатель- ным обозначением короля (как и в случае с Юлием Цезарем), а сам он стал легендарным героем средневекового эпоса.
Карл  Великий  первым  попытался  привести  в порядок установившийся после распада Римской  империи хаос, опираясь  на некоторое  концептуальное  видение мира:  Бог требует порядка и служения,  а не хаоса; единства,  а не раз- дробленности,  для чего дает власть королю. Вследствие этого служение Богу превращается  в служение государству и оли- цетворяющему  его королю,  который  сам получает землю и власть от Бога. Соответственно  служение государству также вознаграждается королем от имени Бога пожалованием зем- ли и власти своим подданным,  именно земля дает власть над кормящимися с неё людьми. При этом власть силы должна дополняться  и умеряться  взаимным  добровольным  смире- нием и христианской  любовью народа и государя, для чего необходима опора на церковь. Тем самым он Придал идеоло- гическое обрамление  и легитимность складывающейся  фе- одальной практике сюзеренитета,  закрепощения крестьян- ства и выстраиванию  феодальной  иерархии  под духовным попечительством  христианской  церкви.
При таком порядке сам класс феодалов образовывал си- стему социального  соподчинения — иерархию,  названную
«иерархической  лестницей».  Она представляла  своеобраз- ную пирамиду, вершину которой образовывали самые силь- ные и влиятельные феодалы (светские и духовные), во главе которых стоял король.
Король  был сюзереном  для всех феодалов,  распростра- нял свою власть на всю территорию  государства и жаловал земли своим приближенным подданным (князьям, графам, герцогам)  в пожизненное пользование  («бенефиций»),  но без права наследования,  на которых те могли вершить свою власть уже силой  государства.  Государство как бы уступало часть своих прав, предоставляя  феодалам «иммунитет» в их осуществлении. За это они должны  были  приносить своему сеньору клятву вассала, т. е. присягать на верность целовани- ем креста  и служить  ему.  Служба эта включала обязанности являться при необходимости на войну с собственным отря- дом, предоставлять необходимые ресурсы, участвовать в це- ремониях, ссужать сюзерена деньгами и вообще  демонстри- ровать и поставлять наверх  собственную лояльность.
Середину иерархической лестницы образовывали более мелкие  феодалы — бароны, являвшиеся вассалами герцогов и графов, отношения между которыми строились на тех же основаниях. В свою очередь бароны были сеньорами для бо- лее бедных феодалов, занимавших место в основании иерар- хической лестницы, владевших лишь одной-двумя деревень- ками  рыцарей (от немецкого слова  «риттер»  — «всадник»). При этом один и тот же феодал являлся сеньором более мел- кого феодала и вассалом более крупного, был обязан служить только  своему  сеньору  и мог распоряжаться только  своими вассалами. Это обеспечивало ступенчатое распределение власти  и её упорядоченность, закрепленные в средневеко- вом правиле «вассал  моего вассала  — не мой  вассал».
В то же время  подлинным основанием феодальной ие- рархии  были  трудящиеся, крестьяне, которые не входили  в иерархическую лестницу, но обеспечивали все её существо- вание.  Для феодалов они представляли «подлую чернь», т. е. темную, невежественную массу, занятую  черновой работой и располагающуюся подле  ног господина.
Феодальная иерархия обеспечивала некоторое единство и сплоченность государства, но в то же время  несла ему угрозу. Ведь пожалованные за службу в пожизненное пользование феодала  земли  (бенефиции) имели  тенденцию постепенно превращаться во владение, где феодал  со временем начинал чувствовать себя полновластным хозяином, заводя своё вой- ско, устанавливая свои порядки, утверждая  налоги  и подати, осуществляя суд и расправу.  С течением времени эти земли превращались в наследственные владения (лен, феод), что уже создавало основу самостоятельности  феодалов, их неза- висимости от центральной  королевской  власти и вело к фе- одальной раздробленности.
Вплоть до ХI в., завершения раннего Средневековья, раз- дробленность и феодальная  вольница имела явный  перевес перед королевской  властью в большинстве европейских стран. После смерти Карла Великого его Священная Рим- ская империя  сразу же раскололась на Западно-Франкское государство,  Восточно-Франкское  государство и  Итальян- ское королевство.
На  основе  двух последних  в Х в. возникла  Священная Римская  империя германской нации — самое крупное сред- невековое  государство,  включавшее  территорию  современ- ной Германии,  Италии, Австрии, Чехии, Венгрии и просу- ществовавшее формально до завоевания  его Наполеоном в ХIХ в. Германский  император все время претендовал на ли- дерство в средневековой  Европе,  пользуясь союзничеством с римским  папой,  резиденция  которого находилась на тер- ритории империи.
Все эти государства в свою очередь постоянно испытыва- ли сильнейшие  тенденции  к дальнейшему дроблению.  Вла- дения королей в результате «пожалований» стали значитель- но меньше,  чем у их вассалов,  что обусловливало слабость королевской власти и силу феодальных баронов. Король за- частую не мог даже безопасно проехать по территории свое- го государства, большей частью отсиживался в каком-нибудь замке.  Все правление  его преследовали  заговоры,  интриги, кровавые  распри  различных  борющихся  между собой  за власть и влияние  сил.  В этих условиях королю  оставалось рассчитывать  только на верность вассальной  присяге,  ибо принудить силой к повиновению он не мог.
Символом  средневековой  эпохи стал средневековый  за- мок — «родовое гнездо» и резиденция  феодала,  центр всей культурной жизни.  При  наличии  множества  соперничаю- щих сил,  частых войн  и распрей  каждый должен был сам
позаботиться о  своей  безопасности, чтобы  противостоять постоянной угрозе.
Вначале  эти  замки  представляли собой  скромные дере- вянные укрепления поблизости от удобно  расположенной деревни, построенные чаще всего на холме, возвышении, от- куда было удобно обозревать окрестности. К крепости при- мыкали хозяйственный двор  с различными необходимыми постройками — конюшней, кузницей, амбарами, колодцем, кладовыми,  которые  окружались крепким  частоколом,  а позже  и рвом  с водой.  Частенько через  ров перекидывался мост, который в случае опасности уничтожался. Посередине крепости возвышалась высокая башня, последнее укрытие феодала  в случае  захвата  крепостного замка,  имевшая глу- бокие  подвалы с запасами продовольствия на  случай  дли- тельной  осады.
С Х—Х’ вв. начинается строительство каменных замков, превратившихся в настоящие неприступные крепости. Те- перь феодал  заранее выбирал особенно труднодоступное место  где-нибудь  на  скале” или  на  холме,  окружал  его  ка- менными стенами и валами, специально вырытым рвом, за- полненным водой  и оборудованным подъёмным мостомна цепях.  Внутреннее устройство замка  предполагало наличие нижнего двора, где находились хозяйственные постройки и службы (те же конюшни, амбары, кладовые, пекарня, церк- вушка, жилье  для слуг), и верхнего.  Верхний  двор распола- гался ещё за одной стеной  и представлял каменный дворец с крепкими стенами, бойницами вместо окон, башней и глу- боким  подземельем. Здесь обитал сам феодал  со своими род- ственниками, тут хранилось оружие, в подвалах  — темницы для неугодных людей, запасы  продовольствия на долгое  си- дение  при  осаде  неприятелем и тайный подземный ход для бегства.
Замок представлял собой воплощение силы и власти фео- дала, его могущества и знатности, там он прятался во време- на смут и войн, оттуда совершал набеги.  Замок олицетворял центр собственного «королевства» и самоуправства. Здесь феодал  собирал  своих вассалов  и  войско  перед  походом, здесь находили  приют окрестные  жители  в случае опасно- го нашествия врагов, сюда свозились подати и налоги, здесь вершились суд и расправа.
В  условиях  непрочного   и  непродолжительного   мира жизнь феодала была довольно  однообразна  и скучна.  Она посвящалась в основном охоте, скачкам, занятиям фехтова- нием, стрельбе излука, позже проведению рыцарских турни- ров и самому главному развлечению — пиршествам.  Во вре- мя войн жизнь феодала становилась веселее — он был занят собиранием войска, ратными делами, походами или, наобо- рот, отсиживался за стенами замка, подвергнувшегося осаде. Замки продолжали оставаться неприступными крепостями вплоть до изобретения огнестрельного оружия и пушек, сим- волизируя  собой феодальную вольницу и независимость  от других феодалов.
И только с ХII в., с завершением периода раннего феода- лизма,  происходит решающий  перелом  в пользу централь- ной королевской  власти,  начинается  выстраивание  верти- кали  власти и формирование  феодального  государства как грозной силы, способной сломить любого непокорного  фе- одала. Этот процесс  занял  несколько  столетий.  Так,  ещё в середине ХII в. в ответ на претензии  германского  импера- тора Фридриха Барбароссы  на лидерство в феодальной  Ев- ропе английский  король,  выражая  убеждения  феодальной вольницы,  писал, что «каждый король — император в своем королевстве».
Причин перелома было несколько. Прежде всего, это зна- чительный рост городов, в которых королевская  власть на- шла быстро богатеющих союзников в борьбе с непокорными феодальными баронами,  а также окончательное утверждение вассальных отношений,  пронизывавших  всю структуру фео- дального общества,  и их формализация в законодательстве. Ведь чем сложнее становились переплетения  прав сеньоров и обязательств вассалов, тем сильнее была потребность в не- коем едином центре этих отношений, объединявшем их в си- стему. Не менее важным было то, что завершилось формиро- вание зрелой системы феодальной эксплуатации, вызвавшей рост производства и необходимость ослабления феодальных ограничений на  пути  складывания общего  экономическо- го пространства с единым регулирующим центром, а также потребность государства противостоять внешней опасности. Пожалуй, в число причин, приведших к усилению централь- ной  государственной власти, следует отнести  и её соперни- чество  с католической церковью за светскую  власть.
Весьма  колоритной фигурой, символизировавшей уклад жизни раннего и зрелого средневекового общества, была фи- гура рыцаря, о которой сложено множеств саг и легенд.  Ры- цари представали там бесстрашными воинами, преданными вассалами и стойкими защитниками правды  и справедливо- сти, благородными кавалерами прекрасных дам  и борцами с нечистой силой.  В то же время  зачастую  они  представали и как  алчные  грабители, жестокие угнетатели, дикие  неве- жественные насильники. Именно рыцари являлись главной и единственной реальной силой  раннего и зрелого  Средне- вековья, необходимой всем  — королям для борьбы  с непо- корными вассалами, служителями церкви и  крестьянами; церкви — для  завоевательных походов  против  иноверцев и борьбы  за светскую  власть;  феодалам — для противостояния с центральной властью  и другими  феодалами.
Рыцарями назывались профессиональные воины  с хоро- шим вооружением, экипировкой и на коне.  В языке  многих народов существует подобное понятие — риттер, рейтар, ше- валье, что обозначало всадника в панцире, со щитом, копьем и мечом.  Он должен  был  уметь  отлично пользоваться ору- жием, скакать на коне, для чего с раннего детства неустанно тренироваться.
Первые рыцари появились ещё  в  варварских государ- ствах: известны предания о короле  кельтов  Артуре, жившем
 в УI веке, и его рыцарях круглого стола. Но именно с расцве- том феодальных отношений  к Х—ХI в. они превращаются  в некое привилегированное сословие  — касту рыцарей.  По- священие  в рыцари  уже требует благородного  происхожде- ния, подтвержденного грамотами, соответствующего воспи- тания, закалки,  тренировки  и способности обеспечить себя рыцарской амуницией и экипировкой.
Основную массу рыцарей  составляли  средние  и мелкие феодалы, обязанные за пожалованную им землю давать клят- ву верности сеньору и служить ему верой и правдой.  Рыца- ри являлись  ударной силой  феодального  воинства,  против которой не могло устоять ни пешее войско,  набираемое  из крестьян,  ни легковооруженная  конница.  Отряды рыцарей легко сминали  врага, неспособного  соперничать  с тяжело- вооруженными, хорошо натренированными и проникну- тыми чувством собственного  величия  и исключительности рыцарями.
Однако и им были присущи недостатки,  которыми уме- ло пользовались их противники. Никакой  воинской дисци- плины и порядка рыцарь не признавал,  ибо каждый из них был индивидуальным профессиональным бойцом с чрезвы- чайно высоким чувством собственного достоинства,  счита- ющим себя равным в воинском деле любому представителю своего сословия, не исключая и короля. В бою он рассчиты- вал только на свои силы и искусство, всячески демонстрируя свою храбрость и мужество. Главным для рыцаря было уме- ние выделиться, стать первым среди равных, проявив исклю- чительную доблесть,  ловкость,  искусство  владеть оружием и конём,  а также добротность своих доспехов и стати коня. Именно личная доблесть и воинское мастерство становилось во многом основой репутации рыцаря, и всякое сомнение в них рассматривалось как страшное оскорбление  его чести и достоинства,  подлежащее отмщению в поединке.
Эта рыцарская горячность и склонность к своеволию, не- способность к дисциплине  ослабляли воинский  потенциал
 рыцарского войска, что  потребовало от  церкви и  государ- ства для  осуществления своих  завоевательных походов  соз- дать духовно-рыцарские ордена  с уставом  и дисциплиной. Такие  ордена  появились в ХII—ХIУ в., однако  судьба их ока- залась  весьма  различной. Будучи  созданы вокруг  идеи  обе- спечения защиты  и оказания помощи христианским палом- никам,  путешествующим к  «святым   местам»  в  Палестину, они   очень  скоро   превратились в  самостоятельную  воен- но-политическую силу. Одни из них, как орден тамплиеров (храмовников), набравшись сил  под покровительством ка- толической церкви и европейских правителей, вступили с теми в открытое противостояние, продолжавшееся несколь- ко столетий и закончившееся их разгромом. Другие, как ор- ден госпитальеров, дожили  до Нового времени, утратив свое значение и превратившись в разновидность закрытого ари- стократического сообщества, занимающегося духовно-бла- готворительной деятельностью  — в  настоящее время  это Мальтийский орден.
Третьи, как Тевтонский и Ливонский ордены, очень бы- стро  оставили палестинских паломников  и  занялись «бо- гоугодной деятельностью»  на  северо-востоке  Священной Римской империи — стали огнём и мечом  нести язычникам слово  Божье, основав на территории современной Прибал- тики  государство Тевтонского ордена  и участвуя  в военных набегах на земли  восточных славян. Тевтонский орден  в ка- честве закрытой элитарной организации аристократов суще- ствует в Германии и поныне.
Духовную  жизнь   становящегося  средневекового обще- ства во многом  определяла христианская религия и церковь, стремившаяся вытеснить или преобразовать языческие веро- вания  германских народов и утвердить  свои  представления о Боге, сотворении мира  и человека, о его призвании и бу- дущем спасении. Возникнув в дальней  провинции Римской империи,  Палестине, среди  беднейших и  подвергавших- ся  угнетению слоев  населения,  христианство за  короткий
промежуток времени превратилось из гонимой  и презирае- мой римлянами  секты в господствующую религию Священ- ной римской  империи.  Это стало возможно  вследствие ее универсального  характера,  как нельзя лучше соответствую- щего вызову времени — объяснить все бедствия и страдания в человеческой жизни,  все её тяготы и несправедливость,  и дать человеку надежду на будущее избавление  и  спасение. Это спасение  для вечной  жизни  не требовало от человека ничего,  кроме веры,  которая  в условиях полной  безысход- ности и трагизма человеческого бытия и так являлась един- ственной  надеждой на некое чудесное избавление.
Христианство  смогло найти отклик  в сердцах масс,  ибо давало простой  и ясный  ответ на самый  мучительный  во- прос: почему так страшен мир и так печальна участь живуще- го в нём человека? Христианское сознание всеобщей грехов- ности отвергало всякие попытки самооправдания и поиска виноватых,  как это делали другие религии. Да, все обстоит именно так и иначе и быть не может: в испорченности мира виноват ты сам,  виноваты  все мы,  наша собственная  вну- тренняя испорченность! Ни один человек не мог уклонить- ся от признания за собой части вины за общее несчастье, и признание  это стало в христианстве предпосылкой духовно- го спасения.  Нужно было только указать путь к спасению, который  отличался  бы от традиционных,  был легко поня- тен широким  массам и поражал воображение.  Вместо при- несения  в жертву своих врагов или жертвенных  животных для умилостивления того или иного оскорбленного божества здесь Бог сам приносит себя в жертву во имя искупления  че- ловеческих  грехов!
Этим он показывает всю глубину своей любви к челове- ку, которая только и может вызвать искреннее ответное чув- ство и стремление  к покаянию, очищению  и исправлению в душе человека, даже самого закоренелого  грешника.  Вме- сто сурового, требующего повиновения и умилостивления, надзирающего  и  карающего  бога,  христианство  показало
человечеству Бога  самоотверженности, любви  и  самоотре- чения, морального Бога, ставшего  на многие  века для мил- лионов людей идеальным критерием, мерилом добра и справедливости. )Кить  по-божески — стало  означать жить, сознательно ориентируясь на добро, проявляя милосердие и сострадание к ближнему, с внутренним сознанием собствен- ного несовершенства и необходимости покаянного искрен- него самоочищения.
Именно поэтому так получилось, что среди тысяч проро- ков и проповедников, создававших бесчисленное множество религиозных течений на просторах Римской империи, толь- ко христианство оказалось способным увлечь  и подчинить своему  воздействию огромные  массы  людей,  принадлежа- щих к самым  различным этническим и социально-классо- вым  образованиям, всё более утверждаясь в качестве  миро- вой религии.
Основным   содержанием христианской религии  стала вера  в искупительную миссию Иисуса  Христа, Спасителя, Бога  Сына,  сошедшего на  землю.   Родившийся чудесным образом от Девы Марии, он в образе  Богочеловека и явился тем  Спасителем, о котором свидетельствовали пророки, и который в искупление грехов человеческих принял мучени- ческую смерть на кресте, а затем воскрес  и был взят на небо. В будущем должно  непременно состояться его второе  при- шествие на землю, чтобы вершить Страшный суд над живы- ми и мёртвыми и установить Царство Божье.
Разрушение и крушение могущественной Римской импе- рии, казалось, в полной мере подтверждало истинность хри- стианского вероучения и приближение конца света и второго пришествия Христа.  В его предчувствии уже римские импе- раторы  спешили навстречу  новой  религии, сначала  признав её  равноправной с другими  языческими религиями  Рима (Миланский эдикт  о  веротерпимости равноапостольного императора Константина в 313 г.), а затем сделав официаль- ной  религией империи  при  императоре Феодосии  (конец‘УВ.) . Разделение империи на Западную и Восточную (396 г.) обусловило начало фактического  разделения  христианской церкви на западную, с центром в Риме,  и восточную, с цен- тром в Византии.
Последовавшее вскоре падение Западной Римской импе- рии под ударами германских племен и воцарение на её про- странствах беспорядка  и хаоса весьма способствовали  укре- плению и подъёму римской церкви. Она, по сути, оказалась единственной организующей силой и опорой хоть какого-то порядка и одновременно  освящением  для формирующейся на развалинах империи феодальной иерархии. Римский па- триарх принял звание папы (от греч. «паппас» — отче, отец) и одновременно  звание верховного понтифика (титул рим- ского языческого  первосвященника, означающий  «строи- тель мостов»), и в действительности  папство стало одним из главных мостов между погибающей  античностью  и средне- вековьем.
Слабость  и раздробленность  светской  власти  в варвар- ских королевствах позволили римской церкви сохранить от- носительную независимость и даже возвыситься,  встать вро- вень со светской властью, показать ей свою необходимость, силу и влияние. Римская христианская церковь унаследовала от Римской  империи одно из главных убеждений, во многом предопределивших  её судьбу в западноевропейском  обще- стве и одновременно обусловивших её противостояние и рас- кол с православной церковью,  — убеждение в том, что благо и благополучие неразрывно  связаны с силой и властью.
Это вполне языческое убеждение трансформировалось в твердую установку римско-католической церкви  на то, что для творения  добра и спасения  христианских  душ церкви необходима сила и власть. На протяжении  всей своей исто- рии католическая  церковь всегда стремилась следовать этой установке,  развернув  активную деятельность  по участию в социальной и политической жизни в Западной Европе. Фак- тически в условиях формирующегося  феодального общества
 церковь выступила в роли коллективного феодала, со всеми вытекающими последствиями — претензиями на собствен- ность и привилегии, борьбой за власть, участием в политиче- ских и военных противостояниях, установлением собствен- ной  духовной  монополии и борьбой  с инакомыслящими. Так, в УIII в. папской канцелярией был сфабрикован доку- мент (так называемый Константинов дар), в соответствии с которым  император Константин еще в IУ в. якобы даровал римскому патриарху светскую  власть над Римом и ближай- шими провинциями.
Первым варварским королем, осознавшим полезность и  необходимость союза  с  церковью для  восстановления основ  цивилизованного  государства, был  франкский ко- роль Карл  Великий. Он признал высшую  духовную власть папы Льва III,  а взамен  тот короновал его именем Бога на императорство и благословил восстановление  Священной Римской империи в 800 г.
Дальнейшая история  становления церкви  происходит в постоянной борьбе Святого престола (Папской курии, кан- целярии и центрального аппарата  католической церкви) за укрепление своего влияния и власти в сложных взаимодей- ствиях с другими центрами феодальной власти.  В ходе этой борьбы,  происходившей с переменным успехом,  церковь втягивается в мирскую  организацию власти  -- епископы назначаются светскими государями и приносят им вассаль- ные клятвы, несут военную службу, получают за это земли и раздают их, в свою очередь,  собственным вассалам.
Однако за всеми  этими  взлётами  и падениями всегда остается  главная  задача  — работа  по созданию всемирно- го царства  универсальной теократии, где власть папы  была бы наивысшей и единственной во всем христианском мире. Апеллируя  к истокам  ранней христианской церкви, пап- ство в ХI в. постепенно изменяет порядок избрания рим- ских пап — вместо назначения императором они начинают избираться конклавом кардиналов, которых в свою очередь
назначает  сам папа.  Папа стал также самолично  назначать епископов  независимо  от императора  (так называемая  ин- веститура — процедура назначения духовных лиц, выведшая их из подчинения  светским властям),  устраивал и укреплял внутри католической  церкви собственную вертикаль власти с центром в виде Святого престола.  Недовольство светских государей этими мерами по укреплению власти церкви уме- рялось угрозами папы отлучить недовольных от церкви.
Посредством всех этих мер, выстраивая и налаживая ра- боту центрального  аппарата и разветвленной  системы цер- ковной  организации  по образцу администрации  Римской империи,  католическая  церковь  стала превращаться  в не- зависимое феодальное самоуправляющееся государство. Римский папа Григорий УII (Гильдебранд) пошел ещё даль- ше, объявив, что любая власть без санкции  Святого престо- ла происходит от дьявола,  и потребовал  беспрекословного послушания  от светских  владык.  Попытавшийся ему вос- противиться  германский  император Генрих IУ, самый могу- щественный государь Западной  Европы,  был действительно отлучен от церкви папой.  Не найдя поддержки среди недо- вольных его самоуправством местных феодалов и потрясен- ный до глубины души, этим отлучением,  он был вынужден зимой в одном рубище идти босой в резиденцию  римского папы в Каноссе (который сам в страхе затворился в замке) и на коленях просить у него прощения  (1077 г.)
Политическое усиление католической церкви сопро- вождалось постоянным возрастанием  её духовно-идеологи- ческого влияния,  подчинением  ему всех форм культуры. Го- сударственно-правовое   устройство  феодального  общества, его сословно-иерархическая структура рассматривались как установленный  Богом  порядок,  на страже  которого  стоит христианская  церковь.  Служители  церкви  — духовенство выступало  как высшее,  первое,  сословие  феодального  об- щества  в силу его особого  статуса.  Этот статус определял- ся  наделением  духовных лиц  неким  сверхъестественным
даром  — божественной благодатью  при  совершении таин- ства  священства (рукоположения),  позволяющим им  осу- ществлять посредничество между человеком и Богом.
Духовенство далее само разделялось на низшее, не имев- шее  сана  (церковнослужители и  рядовые монахи),  и  выс- шее, имевшее сан священнослужителя. Для последних были установлены три степени священства: дьяконы (священни- ки, аббаты, игумены), архиерии (епископы, архиепископы, кардиналы и митрополиты) и церковные монархи, князья церкви — патриархи и  папы.  Духовенство делилось также на белое  (священнослужители, не связанные особо  строги- ми обетами послушания) и черное  (монашество, принима- ющее  на  себя  дополнительные обязанности,  прежде  всего
«уход из мира»).
Светские феодалы составляли второе  привилегирован- ное сословие, также выстроенное в иерархическом порядке, вследствие чего божественный характер  их власти  и приви- легии  ставились в зависимость от благословления церкви. Народ, третье сословие феодального общества, установлен- ным  свыше  порядком был предопределен к занятию трудом и  выполнению обязанностей по  содержанию первых  двух сословий.
Будучи  единственным образованным классом, духовен- ство развернуло деятельность по переработке раннего сред- невекового  законодательства,  основу   которого  составля- ли  кодифицированные в  «варварских правдах»  общинные установления,  в  духе  христианского  учения.   Вообще   все
«мировоззрение средних  веков  было  по  преимуществу тео- логическим», а «церковная догма  являлась исходным пун- ктом  и  основой  всякого мышления».  Поэтому «юриспру- денция, естествознание, философия — всё содержание этих наук приводилось в соответствие с учением  церкви»  (ф . Эн- гельс).
Особенно  сильное влияние теологии испытала на  себе философия, которая превратилась в «служанку богословия»,
главной задачей которой было постижение  Бога, обоснова- ние  доказательств  бытия  Бога  и раскрытие  его атрибутов. В первые  века  Средневековья  преимущество  в разработке этой задачи имело мистическое направление  в религиозной философии, восходящее к признанию  сверхразумной  при- роды христианских догматов,  постигаемых в большей  мере через божественное  откровение,  сверхразумное созерцание и мистическое  озарение.  Оно восходило к одному из пер- вых апологетов христианства Тертуллиану,  провозгласивше- му «верую, потому что нелепо»,  и выдающемуся  отцу церк- ви Августину Блаженному,  считавшему,  что Бог недоступен для познания, но сам открывает себя в откровении, когда со- общает о себе в Ветхом Завете: «Я есмь Сущий».
Мистическое  направление  религиозной  философии само разделялось на ортодоксальное  (Бернар  Клервосский, ХI-ХII  в.)  и  неортодоксальное   (Иоанн  Скотт  Эриугена, IХ в.).  Первое  твердо держалось  основных  догматов  хри- стианства,  сознательно  призывало  к аскетизму и отказу от мирской  жизни для достижения  экстатического  состояния и слияния с Богом. Второе использовало ссылки на открове- ние и озарение для проповеди пантеистических идей и было осуждено церковью. В силу мистической природы всякой ре- лигии  церковь  поддерживала ортодоксальные  мистические философские построения,  однако по мере вступления фео- дализма в период зрелости  господствующим  направлением религиозной философии  все более становилась схоластика.
Схоластика,  в противоположность мистике,  видела путь постижения   Бога  и христианских  догматов  не  в сверхра- зумном  созерцании  и откровении,  а в спекулятивно-умо- зрительном познании  посредством формально-логического анализа и комментирования текстов Священного Писания и отцов церкви,  уже заключающих в себе всю мудрость мира. С тех пор за схоластикой закрепилось значение пустого, ото- рванного  от жизни  рассуждения,  формально  правильно- го,  но  бессодержательного  по существу. Схоластика  также восходит  к Августину  Блаженному,  утверждавшему, что  по- сле  того, как  Бог  открыл  себя  людям  в Священном Писа- нии, именно изучение и толкование его текстов  есть основ- ной  путь познания Бога и всего сущего.
Церковь была вынуждена отдать преимущество схоласти- ке прежде  всего потому, что опора  на мистическое открове- ние в постижении Бога приводила верующих к обоснованно- му сомнению в необходимости существования самой церкви как  посредника в постижении Бога человеком, а также  ста- новилась  препятствием для  дальнейшего развития  обще- ства,  нуждавшегося в  рационализме  как  реальной движу- щей силе.
Схоластическая философия стала формой сохранения и развития рационализма в Средние века  — время  торжества веры  и откровения, мистического постижения и озарения. Логика её развития с необходимостью продвигала человече- ство от философии Ансельма  Кентерберийского (ХI—ХII в.) с лейтмотивом «верить, чтобы понимать» к философии Пье- ра Абеляра  (ХI—ХII в.), стремившейся «понимать, чтобы  ве- рить». Сыграв  свою положительную роль в становлении средневековой цивилизации,  схоластика достигла  наивыс- шего расцвета  позднее, в ХII-ХIУВ. , получив  классическое выражение  в творчестве  «ангельского доктора»   Фомы  Ак- винского (ХIII  в.), причисленного католической церковью к лику святых.  Однако по  мере  реальных успехов  рациона- лизма  в Новое  время  схоластика всё  более  превращалась в тормоз  на пути общественного прогресса.


 
След. »

Свежий взгляд

Это интересно


Это чистая правда

Связь с администратором сайта http://moy-bereg.ru - Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script


Rambler's Top100