Литературный журнал геосимволистов Мой берег. Библиотека Символика

Национальная культура. Культура Древнего Египта

Оглавление
Национальная культура. Культура Древнего Египта
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10

Среднее  царство  — период,  когда возникает  идея о за- гробном воздаянии.  После смерти душа предстает перед су- дом  Осириса.  Он  взвешивает  сердце  умершего  на  особых весах,  а на другой чаше  весов  находится  богиня  Правды. Осирису помогают другие боги — Анубис, Тот,  а также ад- ское чудовище (в задачу которого  входило  пожирать  осуж- денных) и боги 42 номов.
Книга  мертвых подробно  рассказывает  о том,  что про- исходит с душой после смерти. В ней свыше 180 глав. Как и большинство  религиозных книг,  она составлена из текстов, написанных  в разное время. Самая древняя  ее часть связа- на с так называемыми  «Текстами пирамид» (эпоха 5-й и б-й династий). В них содержались различные магические закли- нания, которые составлялись специально для фараонов. Для знатных и богатых египтян  составлялись  «Тексты саркофа- гов». Они-то после и легли в основу Книги мертвых.
Идея загробного  воздаяния  не стала господствующей  в религии Древнего Египта. Люди верили, что судьбу души по- сле смерти можно  облегчить разными  способами.  Прежде всего с помощью самой Книги мертвых. Ее глава 125 счита- лась магической. Рядом с покойным (или, чаще всего, ему на грудь) клали Книгу мертвых и ушебти (магические  предме- ты). Некоторые заклинания Книги мертвых якобы позволя- ли душе умершего принимать облик животных.
Существовали божества — покровители  профессий.  Сох- мет была богиней войны, Тота почитали учены е и писцы. Мно- гие боги в представлениях  людей связывались  с небесными светилами, солнцем (Анум-Ра, Гор, Осирис, Амон, Анхер, Со- бек, Менту) и луной (Тот, Исида, Хонсу), с небом (Хатор, Нут) и землей (Мин, Геб). Многие боги изображались в виде людей с головами животных: Гор имел голову сокола, Бастет—кош- ки, Собек — крокодила, Исида — коровы.
Возникали божественные группы, объединявшие не- сколько главных божеств. В разных местах эти группы были различны.  Среди них выделяют триады (троицы)  и эннеа- ды (девятки) божеств. Из триад можно назвать мемфисскую (Птах,  Сохмет,  Нефертум)  и фиванскую  (Амон,  Мут, Хон- су). Самой известной эннеадой была гелиопольская.  Во гла- ве нее стоял Ра,  а остальные боги распределялись по парам: Шу (бог воздуха) и Тефнут (богиня влаги), Геб (бог земли) и Нут (богиня неба), Осирис (бог подземного царства) и Изида (богиня плодородия,  символ семейной  верности), Сет (бог суховея, пустыни и засухи) и Нефтида (владычица дома). Не- редко несколько  богов «сливались» в одного. Атума, Амона и Собека отождествляли с Ра, Тефнут — с Хатор (Хатхор). С ней отождествляли и других богинь — Ихет, Нут, Мут.
В религии Древнего Египта важную роль играли земле- дельческие культы. Легенда гласит, что царь Египта, бог Оси- рис был убит своим братом Сетом. Его тело было разрублено на куски и разбросано  по всему Египту. Богиня  Исида со- брала их и родила Осирису сына Гора. Гор побеждает Сета и оживляет Осириса. Эта история является отражением пред- ставлений и о годовом цикле (природа умирает и возрожда- ется), и о земледелии (для того, чтобы пшеница  взошла, ее надо сначала закопать в землю, «похоронить»).
Осирис также выступает в роли  культурного героя.  Со- гласно легенде, он был царем Египта и научил людей обра- батывать землю.  Нут в древнеегипетской  мифологии  была богиней неба. Также небо представляли в виде огромной ко- ровы. Существовали и злые божества — Сет, Сохмет. Они ас- социировались у людей с пустыней и засухой.


 
« Пред.   След. »

Геосимволист Л. Шимко Поэзия

Мгновенье и вечность | То, что свято – оно так грешно.
Мы гуляли с... >>

 
Новое царство | Что было до? Скорее, да?
Скорее, нет. Скорее, анти.
Отсутствие... >>

 

Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru