Национальная культура. Культура Древнего Египта |
Страница 6 из 10 Среднее царство — период, когда возникает идея о за- гробном воздаянии. После смерти душа предстает перед су- дом Осириса. Он взвешивает сердце умершего на особых весах, а на другой чаше весов находится богиня Правды. Осирису помогают другие боги — Анубис, Тот, а также ад- ское чудовище (в задачу которого входило пожирать осуж- денных) и боги 42 номов. Книга мертвых подробно рассказывает о том, что про- исходит с душой после смерти. В ней свыше 180 глав. Как и большинство религиозных книг, она составлена из текстов, написанных в разное время. Самая древняя ее часть связа- на с так называемыми «Текстами пирамид» (эпоха 5-й и б-й династий). В них содержались различные магические закли- нания, которые составлялись специально для фараонов. Для знатных и богатых египтян составлялись «Тексты саркофа- гов». Они-то после и легли в основу Книги мертвых. Идея загробного воздаяния не стала господствующей в религии Древнего Египта. Люди верили, что судьбу души по- сле смерти можно облегчить разными способами. Прежде всего с помощью самой Книги мертвых. Ее глава 125 счита- лась магической. Рядом с покойным (или, чаще всего, ему на грудь) клали Книгу мертвых и ушебти (магические предме- ты). Некоторые заклинания Книги мертвых якобы позволя- ли душе умершего принимать облик животных. Существовали божества — покровители профессий. Сох- мет была богиней войны, Тота почитали учены е и писцы. Мно- гие боги в представлениях людей связывались с небесными светилами, солнцем (Анум-Ра, Гор, Осирис, Амон, Анхер, Со- бек, Менту) и луной (Тот, Исида, Хонсу), с небом (Хатор, Нут) и землей (Мин, Геб). Многие боги изображались в виде людей с головами животных: Гор имел голову сокола, Бастет—кош- ки, Собек — крокодила, Исида — коровы. Возникали божественные группы, объединявшие не- сколько главных божеств. В разных местах эти группы были различны. Среди них выделяют триады (троицы) и эннеа- ды (девятки) божеств. Из триад можно назвать мемфисскую (Птах, Сохмет, Нефертум) и фиванскую (Амон, Мут, Хон- су). Самой известной эннеадой была гелиопольская. Во гла- ве нее стоял Ра, а остальные боги распределялись по парам: Шу (бог воздуха) и Тефнут (богиня влаги), Геб (бог земли) и Нут (богиня неба), Осирис (бог подземного царства) и Изида (богиня плодородия, символ семейной верности), Сет (бог суховея, пустыни и засухи) и Нефтида (владычица дома). Не- редко несколько богов «сливались» в одного. Атума, Амона и Собека отождествляли с Ра, Тефнут — с Хатор (Хатхор). С ней отождествляли и других богинь — Ихет, Нут, Мут. В религии Древнего Египта важную роль играли земле- дельческие культы. Легенда гласит, что царь Египта, бог Оси- рис был убит своим братом Сетом. Его тело было разрублено на куски и разбросано по всему Египту. Богиня Исида со- брала их и родила Осирису сына Гора. Гор побеждает Сета и оживляет Осириса. Эта история является отражением пред- ставлений и о годовом цикле (природа умирает и возрожда- ется), и о земледелии (для того, чтобы пшеница взошла, ее надо сначала закопать в землю, «похоронить»). Осирис также выступает в роли культурного героя. Со- гласно легенде, он был царем Египта и научил людей обра- батывать землю. Нут в древнеегипетской мифологии была богиней неба. Также небо представляли в виде огромной ко- ровы. Существовали и злые божества — Сет, Сохмет. Они ас- социировались у людей с пустыней и засухой. |
« Пред. | След. » |
---|