Физическая культура студента главы7-11 |
Страница 3 из 8 ГЛАВА 8. ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ ИЗБРАННЫМ ВИДОМ СПОРТА ИЛИ СИСТЕМОЙ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В учебнике приведены основные положения темы, общие для всех видов спорта и отдельных систем физических упражнений. Конкретные же материалы будут представлены лектором — ведущим преподавателем учебной группы по данному виду спорта, системе физических упражнений, учебной группы по общей физической или профессионально-прикладной физической подготовке. 8.1. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА История физической культуры и спорта насчитывает тысячелетия. В со-временных видах спорта отчетливо прослеживаются элементы, присущие ос-новным формам физической активности человека в древности. Виды деятель-ности, связанные с охотой и боевыми действиями, нашли отражение в таких видах спорта, как стрельба из лука, метание диска, копья, борьба; активность, связанная с передвижением и преодолением препятствий, отразилась в конном, лыжном и конькобежном спорте, беге, прыжках, плавании. За современными гимнастикой, акробатикой, играми, тяжелой атлетикой просматриваются древ-ние трудовые процессы, посвящения, обряды и ритуалы. Многие современные системы физических упражнений корнями уходят к религиозным, ритуальным, традиционным действиям народов древнего мира, связанным с укреплением и поддержанием работоспособности человека или отдельных систем его орга-низма, а также со стабилизацией психических процессов. В историческом развитии отдельных видов спорта и систем физических упражнений очевидна связь с изменяющимися условиями внешней среды, с со-циально-экономическими факторами труда, отдыха и быта человека. Измене-ния во внутренней структуре каждого вида спорта зачастую зависели от про-гресса техники, от результатов научных открытий в том смысле, что во многих видах спорта совершенствовались конструкции и качество спортивного инвен-таря и оборудования, существенно изменялись правила спортивных соревнова-ний. С этими же факторами связано постоянное совершенствование теории и методики, а также практики спортивной тренировки, медико-биологического обеспечения тренировочного процесса, методов и средств восстановления ра-ботоспособности спортсменов в макро и микроциклах спортивной подготовки и т.д. Меняющиеся требования к динамичности, зрелищноcти, телегеничности спортивных соревнований диктуют пересмотр правил соревнований в отдель-ных видах спорта, а следовательно, изменение методики подготовки спортсме-на. Поэтому сравнивать достижения спортсменов прошлого и настоящего не-просто. Бегуны, участвовавшие в Олимпийских играх Древней Греции, мчались босиком по песчаной дорожке, без фиксации времени, а современные — по до-рожкам с синтетическим покрытием, в специальных беговых туфлях, их время фиксируется до сотых долей секунды. Между тем в некоторых системах физи-ческих упражнений, особенно имеющих древнюю историю (хатха-йога и тд.), сохраняется определенный консерватизм. Однако и здесь наблюдается все большее обособление Собственно физических упражнений от религиозных элементов этих систем, от. упражнений с большой долей медитационных дей-ствий. 8.2. ВЛИЯНИЕ ИЗБРАННОГО ВИДА СПОРТА ИЛИ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ И ПСИХИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА Продолжительные и регулярные занятия спортом или физическими уп-ражнениями влияют на физическое развитие, функциональную подготовлен-ность и состояние психики человека. Этот факт может быть использован для коррекции показателей физического развития и телосложения, для акцентиро-ванного воспитания и совершенствования силы, быстроты, выносливости, гиб-кости, а также психических качеств личности. Как уже указывалось в гл. 5, проблема акцентированного развития физических качеств всегда легче решает-ся на начальных этапах спортивной подготовки. Если вы развиваете какое-то физическое свойство, то тем самым параллельно развиваются и другие. Однако по мере повышения тренированности, с ростом спортивной квалификации (от новичка до спортсмена-мастера) величина эффекта параллельного развития не-скольких физических качеств постепенно уменьшается. Чем выше класс спорт-смена, тем контрастнее проявляются те физические качества, к которым предъ-являет особые требования конкретный вид спорта. Иными словами, налицо ак-центированное воздействие данного вида спорта на развитие определенного физического качества. Аналогичные процессы можно наблюдать и в развитии и воспитании психических качеств и свойств личности. Виды спорта, требующие повышен-ной смелости, волевых усилий, коллективизма, всегда оставляют отпечаток на личности спортсмена. Системы же физических упражнений, как правило, на-правлены на развитие какого-либо определенного физического или психиче-ского качества (например, «стретчинг» или системы дыхательной гимнастики). Каждый студент может выбрать вид спорта в элективном курсе учебной дисциплины «Физическая культура» из числа предлагаемых кафедрой физиче-ского воспитания в данном вузе. Чтобы не ошибиться в своем выборе, он дол-жен иметь хотя бы общие представления о характере воздействия того или ино-го вида спорта (системы физических упражнений) на человека. В этом ему может помочь предлагаемое разделение основных видов спорта на группы: * преимущественно развивающие выносливость (циклические виды спорта); • развивающие, главным образом, силу и скоростно-силовые качества (тяжелая атлетика, легкоатлетические метания и прыжки); • способствующие воспитанию ловкости и гибкости (спортивная гимна-стика, акробатика); * комплексного воздействия на человека (разные виды единоборств, спортивные игры, различные многоборья). В этом разделении на группы, хотя и несколько условно, могут найти свое место и избранный вид спорта или современная система физических уп-ражнений. Особенности совершенствования в каждом виде спорта или системе фи-зических упражнений требуют более подробного освещения в лекционном кур-се. Лектор должен дать специфические материалы, сведения, примеры по кон-кретному виду спорта или системе физических упражнений или адресовать студентов к доступной специальной литературе. 8.3. МОДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СПОРТСМЕНА ВЫСОКОГО КЛАССА Современная наука исследует проблему человека в большом спорте. Изу-чаются различные стороны становления спортсмена от новичка до мастера спорта международного класса. По каждому виду спорта разработаны основы спортивной ориентации, спортивного отбора, определены этапы многолетней подготовки к рекордным результатам с изменяющимися задачами и тестами на каждом из них. Установлены требования (модельные характеристики) к физическому развитию, к уровню функционирования отдельных систем организма, к пара-метрам психической устойчивости для каждого этапа подготовки, ориентиро-ванного на возраст спортсмена. С этими целями применяются специальные ин-формативные тесты педагогического, психологического, медицинского и меди-ко-биологического контроля, определяющие успешность и своевременность (соответствие возрасту, спортивному стажу) прохождения каждого из этапов спортивного пути, который занимает около 10 лет непрерывной спортивной подготовки (табл. 8.1-8.3). Модели, используемые в спорте, делятся на две группы. Первая: • модели, характеризующие структуру соревновательной деятельности; • модели, характеризующие различные стороны подготовленности спорт-смена; * морфофункциональные модели, отражающие морфологические особен-ности организма и возможности отдельных функциональных систем, обеспечи-вающих достижение заданного уровня спортивного мастерства; Вторая: • модели, отражающие продолжительность и динамику становления спортивного мастерства и подготовленности в многолетнем плане, а также в пределах тренировочного года и микроцикла; * модели крупных структурных образований тренировочного процесса (этапов многолетней подготовки; макроциклов, периодов); * модели тренировочных этапов, мезо- и микроциклов; * модели тренировочных занятий и их частей; * модели отдельных тренировочных упражнений и их комплексов. Таблица 8.1. Пример модели соревновательной деятельности - обобщенные модели прохождения отдельных участков соревновательных дистанций в плавании вольным стилем и брассом (по материалам В.Н. Платонова) Способ плавания Прогнозируемый результат, с Стартовый участок (10 м), с Поворотный участок (15 м), с Скорость, м/с Вольный стиль 54,0 48,0 3,922 3,652 7,956 7,076 1,781 2,010 Брасс 1,08,0 1,01,0 4,076 3,130 10,114 8,854 1,394 1,525 Таблица 8.2. Пример модели подготовленности бегуна-спринтера (по В.В. Петровскому) Показатель Тренировочные отрезки Соревновательные дистанции 30 м с ходу, с 20 м со старта, с 60 м со старта, с 100 м (±0,1 с), с 200 м. (±0,2 с) с 2,5 3,5 6,4 9,9 20,0 2,7 3,7 6,6 10,3 21,0 2,9 3,9 6,85 10,8 22,0 Таблица 8.3. Примеры морфологических модельных характеристик конькобежцев высокого класса (по В.А. Орлову, Т.Л. Шаровой) Конькобежцы-мужчины: Показатель Возраст, лет Рост,см Масса тела, кг Обьем сердца, см' Спирометрия, л Спринтеры Стайеры 22-28 23-28 170-185 170-185 70-85 64-82 900-1500 950-1100 5-7 5,5-7 Приведенные примеры модельных характеристик должны быть конкре-тизированы и расширены при изложении материала по отдельному виду спор-та. Каждый, кто заинтересовался, может сопоставить свои показатели с мо-дельными характеристиками. Это позволит объективно оценить и спрогнозиро-вать собственные возможности в достижении того или иного уровня в избран-ном виде спорта. Во многих видах спорта показатели модельных характеристик для спортсменов разных позиций (в игровых видах спорта), весовых категорий (борьба, бокс), специализирующихся на разных дистанциях (спринтеры, стайе-ры) различаются. Тем не менее, они позволяют спортсменам и тренерам ориен-тироваться в многогранном процессе тренировки. В студенческом спорте участвуют не только спортсмены, стремящиеся к достижению спортивных результатов международного класса. У каждого сту-дента своя мотивация к тому или иному виду спорта (активный отдых, коррекция недостатков физического развития и психо-физической подготовленности). Но сопоставить свои данные с модельными ха-рактеристиками лучших спортсменов в данном виде спорта будет полезно, ибо это поможет объяснить и понять причины различного темпа прироста спортив-ных результатов у двух разных спортсменов, занимающихся в одной учебной группе, выполняющих одинаковую тренировочную нагрузку. В видах спорта, относящихся к разным группам физических упражнений (циклические виды спорта, спортивные игры, различные виды единоборств), отдельные тесты и показатели имеют неодинаковую значимость (табл. 8.4). Таблица 8.4. Наиболее значимые морфофункциональные показатели сильнейщих спортсменов (по Э.Г. Мартиросову) Уровень значимости Группы видов спорта скоростно-силовые циклические сложно-координационные единоборства спортивные игры I (высший) 1 1,3,4 1,3,6,7 1, 2, 4 1,4,7 II 2, 4, 7 2,5,7 2,4 3, 5, 7 2,3, 5 III 3 6 5 6 6 IV 5,6 - - .- — Условные обозначения: 1 — тотальные размеры тела, 2 — пропорции те-ла, 3 — конституция, 4 — состав тела, 5 — удельная Масса тела, 6 — осанка, 7 — состояние сводов стопы. 8.4. ПЛАНИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВКИ В ИЗБРАННОМ ВИДЕ СПОРТА ИЛИ СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ Специфика каждого вида спорта или системы физических упражнений всегда накладывает свой отпечаток на планирование! учебно-тренировочных занятий. Однако в каждом виде спорта или в системе физических упражнений все-гда присутствуют его основные разделы: * перспективное планирование; • годичное планирование; *текущее и оперативное планирование. Рис. 8.1. Примерное соотношение общей, вспомогательной и специальной подготовки в процессе многолетней тренировки (по материалам В.Н. Платонова) 8.4.1. ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ Из года в год увеличивается число тренировочных занятий и соревнова-ний, растет общий объем нагрузки. От этапа к этапу многолетней подготовки изменяется соотношение различных средств, используемых в тренировочном процессе (рис. 8.1). Перспективное планирование спортивной подготовки студента заключа-ется в том, чтобы обеспечить непрерывность тренировочного процесса, так как оно связывает в единую многолетнюю систему подготовку на учебных заняти-ях по дисциплине «Физическая культура» в средней школе и вузе, а также заня-тия в свободное время на всем протяжении обучения (включая учебные и про-изводственные практики, а также каникулярное время). В некоторых случаях перспективный план спортивной подготовки должен охватывать и послевузов-ский период подготовки спортсмена. Между тем спортивная подготовка в основном учебном отделении вуза планируется только на годы учебных занятий по дисциплине «Физическая культура». Перспективное планирование в данном случае состоит в постепен-ном усложнении задач по освоению обязательного программного, и элективно-го учебного материала. В конечном счете это находит свое отражение в услож-няющихся зачетных спортивно-технических нормативах и требованиях. Перспективное планирование в спортивном учебном отделении имеет свои особенности. С одной стороны, оно предусматривает постепенное услож-нение учебно-тренировочного процесса по годам обучения, с другой — может охватывать не только период обучения в вузе, но и спортивную подготовку спортсмена после окончания учебного заведения. Такое планирование, захва-тывающее послевузовский период спортивной подготовки, наиболее четко про-является в индивидуальных видах спорта. Перечень и уровень зачетных спортивно-технических нормативов и тре-бований к студентам по годам обучения разрабатываются кафедрой физическо-го воспитания с учетом общей физической и спортивной подготовленности учебных групп по каждому из видов спорта. Иногда студентам ставятся задачи достичь или подтвердить определенные спортивные разряды по годам обуче-ния в вузе. В каждом вузе наряду с обязательными зачетными требованиями по об-щей физической и профессионально-прикладной физической подготовке сту-дентам должны быть заблаговременно объявлены спортивно-технические нор-мативы и требования по годам обучения, а не только на предстоящий семестр. Это позволит им представлять степень трудности освоения учебно-тренировочного материала не только на предстоящий семестр, но и на перспек-тиву. Особенности перспективного планирования в конкретном виде спорта или долгосрочного плана занятий какой-либо системой физических упражне-ний полностью раскрываются на лекции. 8.4.2. ГОДИЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ При годичном планировании тренировок применяются два варианта пла-нирования: обычный (рис. 8.2 и 8.3) и со сложной структурой соревновательно-го периода — проведением нескольких; последовательных соревнований (рис. 8.4 и 8.5). На выбор вариантов годичного планирования тренировок влияют вид спорта, квалификация спортсменов, этап многолетней тренировки и другие факторы. Например, в сезонных видах спорта (лыжи, гребля) в основном при-меняется однопиковый годичный цикл с тремя периодами подготовки, в от-дельных дисциплинах легкой атлетики (по которым проводятся и зимние и лет-ние соревнования) двухпиковый и т.д. Перед студенческим спортом всегда стояли определенные сложности при планировании тренировки. Особенности периодов наивысшей учебной нагруз-ки, разновременные и разнохарактерные учебные и производственные практи-ки в разных вузах, факультетах и на разных курсах создают дополнительные сложности как для составления спортивного календаря, так и для планирования тренировочного процесса студентов-спортсменов. Эти сложности усугубляются при планировании подготовки сборных студенческих команд по спортивным играм любого уровня (факультета, вуза), где играют студенты разных курсов и факультетов. Планирование тренировки в таких случаях требует включить зна-чительный объем самостоятельной подготовки по отдельным разделам трени-ровочного процесса. Рис. 8.2. Три периода обычного тренировочного года Рис. 8.3. Двухпиковая кривая развития спортивной формы и соответствующие им пять периодов тренировки С особыми трудностями планирования тренировки студента-спортсмена сталкиваются преподаватели-тренеры (да и сами спортсмены) в тех случаях, когда он выходит в большой спорт, где календарь спортивных соревнований совершенно не учитывает особенности учебного процесса в вузе. В этом случае неизбежно нестандартное решение проблемы с возможным предоставлением индивидуального графика обучения для сильнейших спортсменов, а при подго-товке к крупнейшим международным спортивным соревнованиям (Универсиа-да, Олимпийские игры) даже предоставление академического отпуска. Рис. 8.4. Трехпиковая кривая развития спортивной формы и соответствующие им семь периодов тренировки Рис. 8.5. Многопиковая кривая развития спортивной формы 8.4.3. ТЕКУЩЕЕ И ОПЕРАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Текущее планирование связано с оптимизацией учебно-тренировочного процесса, подготовкой к отдельным соревнованиям или их серии. Оно призвано представить различные факторы тренировочного процесса (подбор соответст-вующих средств тренировки, соревновательных стартов, методов направленно-го восстановления и стимуляции работоспособности), в таком сочетании, кото-рое обеспечивало бы условия для подготовки спортсмена к проявлению наи-высших возможностей на основных соревнованиях. С одной стороны, планируются определенные «блоки» из серии трениро-вочных занятий с конкретными задачами подготовки, с другой — проводится постоянный текущий контроль за специфической работоспособностью спорт-смена путем различных тестов, ибо важно выявить эффективность подготовки после каждого «блока» тренировочных занятий. Текущее планирование в основном и спортивном отделениях существен-но различаются, особенно в видах и формах текущего контроля. В основном отделении чаще применяются тесты, а в спортивном — соревновательные уп-ражнения (на вспомогательных дистанциях и их отрезках, в нестандартных уп-ражнениях, не используемых в официальных соревнованиях). Оперативное планирование, или управление учебно-тренировочным про-цессом, — определяет степень физической, технической, тактической подго-товленности студента-спортсмена. Оцениваются самые различные показатели, отражающие возможности организма, реакции на отдельные виды физических упражнений, продолжительность пауз между ними. , Современные технические средства позволяют оперативно получать и доводить до занимающихся информацию о динамических и кинематических характеристиках движений, реакции основных функциональных систем, их со-ответствии заданным характеристикам. Это позволяет своевременно корректи-ровать индивидуальные нагрузки, использование тренировочных средств. Оперативное планирование предусматривает контроль всех сторон спор-тивной подготовки. Оно не имеет существенных отличий при подготовке сту-дентов в основном и спортивном отделениях, но в каждом виде спорта опера-тивное и текущее планирование имеют свои отличия. Об этом речь должна ид-ти на лекции по данной теме. 8.5. ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ, ТЕХНИЧЕСКОЙ, ТАКТИЧЕСКОЙ И ПСИХИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ Представив общую структуру подготовленности спортсменов или зани-мающихся одной из систем физических упражнений (СФУ) в виде отдельных элементов, можно систематизировать средства и методы их совершенствова-ния. Все стороны спортивной подготовленности тесно взаимосвязаны. Так, техническое совершенствование напрямую зависит от уровня развития физиче-ских качеств — силы, быстроты, гибкости, ловкости, а выносливость тесно свя-зана с экономичностью техники спортивного движения, уровнем психической устойчивости при преодолении утомления. Тактическая подготовленность опи-рается на функциональную подготовленность и уровень технического мастер-ства, на психические качества спортсмена (смелость, решительность). Физическая подготовленность в избранном виде спорта. Физическая подготовленность характеризуется возможностями функциональных систем ор-ганизма спортсмена. Условно ее можно подразделить на общую и специальную. Связующее звено между ними — вспомогательная подготовленность. Общая физическая подготовленность предполагает раэностороннее раз-витие физических качеств, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности. Общая физическая подготовка особенно акцентируется на I— II курсах. Контроль за ней осуществляется на всех курсах, во всех учебных отделениях (основном, специальном, спортивном) в течение всех лет обучения в вузе. Именно этой цели служат и «сквозные» тесты по ОФП (бег 100, 2000 м — женщины, 3000 м — мужчины, и специальные силовые упражнения для жен-щин и мужчин). Однако по ряду видов спорта общий уровень программных требований ОФП в отдельных упражнениях может быть недостаточным для студентов, специализирующихся в каком-либо виде спорта или системе физических уп-ражнений. Вспомогательная физическая подготовленность, с одной стороны, вос-полняет необходимые повышенные требования к развитию определенных фи-зических качеств в данном виде спорта или системе физических упражнений, а с другой — служит функциональной основой для успешной работы над разви-тием специальных физических качеств! и способностей. Так, для спортивной специализации в лыжных гонках недостаточны об-щие требования в беге на 3 км ни по заданному времени (на оценку 5 очков), ни по длине дистанции. В этом случае в предсезонный период подготовки может быть введен (в учебной группе «лыжников») дополнительный тест, например в беге на 5—10 км с соответствующими требованиями к скорости преодоления этих дистанций. Такая вспомогательная физическая подготовка поможет более плавно перейти к специализированной подготовке, и к определенным соревно-вательным дистанциям в.лыжных гонках (15, 30, 50 км). Специальная физическая подготовленность характеризует уровень разви-тия именно тех физических качеств, возможностей органов и функциональных систем организма, с которыми непосредственно связаны достижения в избран-ном виде спорта. Специальная подготовленность присуща только данному виду спорта или системе физических упражнений. Она может быть выражена в спортивно-технических требованиях к скоростным, силовым способностям, гибкости, координационным возможностям, специальной выносливости. Соот-ветствующую направленность имеют и спортивно-технические нормативы и требования, предлагаемые студентам по семестрам и годам обучения. Техническая подготовленность в избранном виде спорта или СФУ. На содержание технической подготовки в каждом виде спорта влияют любые из-менения в правилах соревнований, конструкции и качестве спортивного инвен-таря и т.д. В структуре технической подготовленности выделяются базовые и дополнительные движения. К базовым относятся движения и действия, составляющие основы техни-ческой оснащенности данного вида спорта, без которых невозможно осуществ-лять соревновательную борьбу по правилам. Освоить базовые движения -- обя-зательное условие для спортсмена, специализирующегося в том или ином виде спорта. В основном учебном отделении именно на эту группу движений дела-ется акцент в процессе начальной спортивной подготовки. Такие же базовые движения существуют и в различных системах физических упражнений. Дополнительные движения и действия — это второстепенные элементы движений, характерные для отдельных спортсменов и связанные с их индвиду-альными особенностями. Именно эти движения, и действия формируют инди-видуальный стиль, техническую манеру спортсмена, позволяющие добиваться преимуществ в противостоянии с равными соперниками. Этот индивидуальный стиль всячески поддерживается тренером-преподавателем. Техническая подготовленность спортсмена во многом определяется той целью, на достижение которой направлено соответствующее двигательное дей-ствие. В скоростно-силовых, циклических, сложно-координационных видах спорта, в спортивных играх и единоборствах такие цели различаются. Для одних видов спорта большее значение имеет стабильность техники, для других — ее вариативность, для третьих — экономичность техники, для четвертых — минимальная тактическая информативность об этих индивиду-альных технических приемах для соперников. Но в любом случае главными по-следовательными задачами процесса совершенствования технического мастер-ства спортсмена будут следующие. 1. Достичь высокой стабильности и вариативности специализированных движений-приемов, составляющих основу техники данного вида спорта. 2. Последовательно превращать освоенные основы техники в целесооб-разные и эффективные соревновательные действия. 3. Усовершенствовать структуру двигательных действий с учетом инди-видуальных особенностей спортсмена. 4. Повысить надежность и результативность техники действий спортсме-на в экстремальных соревновательных ситуациях. 5. Совершенствовать техническое мастерство спортсменов исходя из тре-бований спортивной практики и достижений научно-технического прогресса в сфере спортивного инвентаря и оборудования. Тактическая подготовленность в избранном виде спорта или СФУ. Активность тактических действий спортсмена — важный показатель спортив-ного мастерства. Спортсмен высокой квалификаций должен уметь навязывать сопернику свою волю, оказывать на него постоянное психологическое давление разнообразными и эффективными действиями. Это требование распространяет-ся на командные и индивидуальные виды спорта, на контактные и неконтакт-ные единоборства. Тактическая подготовка спортсмена всегда опирается на его физическую и техническую подготовленность. При этом учитываются его индивидуальные особенности, в том числе и психологического характера. . . Структура тактиче-ской подготовленности определяется характером стратегических задач, дик-тующих основные направления спортивной борьбы. Эти задачи могут быть связаны с участием спортсмена или команды в серии соревнований, чтобы под-готовиться и успешно выступать в главных соревнованиях сезона или цикла (например, студенческая Универсиада, Олимпийские игры). Но тактические за-дачи могут быть и более локальными, связанными с участием в отдельных со-ревнованиях или даже в конкретном поединке, схватке, забеге, игре. В послед-нем случае приходится учитывать такие особенности конкретных соревнова-ний, как характер судейства, поведение болельщиков, состояние мест соревно-ваний. При разработке тактического плана нужно иметь в виду собственные функциональные и технико-тактические возможности, а также возможности своих партнеров. Психическая подготовленность в избранном виде спорта или СФУ. В структуре психической подготовленности спортсменов следует выделить две относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные стороны: во-левую и специальную психическую, подготовленность. Волевая подготовленность включает такие качества, как целеустремлен-ность (ясное видение перспективной цели), решительность и смелость (склон-ность к разумному риску в сочетании с обдуманностью решений), настойчи-вость и упорство (способность к мобилизации функциональных резервов, ак-тивность в достижении целей и преодолении препятствий), выдержка и само-обладание (ясность ума, способность управлять своими мыслями и действиями в условиях эмоционального возбуждения), самостоятельность и инициатив-ность. Специфика различных видов спорта накладывает отпечаток на требова-ния к волевым качествам и их проявлениям в соревновательной деятельности. Видный спортивный психолог А.Ц. Пуни установил, что у представителей каж-дого вида спорта имеются свои ведущие волевые качества, ближайшие к ним и их подкрепляющие, и качество, объединяющее всю структуру, — целеустрем-ленность. В структуре специальной психической подготовленности следует выде-лять: • устойчивость спортсмена к стрессовым ситуациям тренировочной и особенно соревновательной деятельности; • степень совершенства кинестетических и визуальных восприятии раз-личных параметров двигательных действий и окружающей среды; • способность к психической регуляции движений, обеспечению эффек-тивной мышечной координации; • способность воспринимать, организовать и перерабатывать информа-цию в условиях дефицита времени; • совершенство пространственно-временного восприятия как фактора, повышающего эффективность технико-тактических действий спортсмена; • способность к формированию в структурах головного мозга опережаю-щих реакций, программ, предшествующих реальному действию. Специфика различных видов спорта и особенности отдельных дисциплин (дистанций, видов и проч.) в программе того или иного вида спорта наклады-вают существенный отпечаток на требования к психике каждого спортсмена; а соответствующие психические качества формируются в результате занятий конкретным видом спорта. И каждый занимающийся должен знать о структуре специальной психической подготовленности спортсмена, свойственной из-бранному виду спорта. 8.6. ВИДЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ЗА ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ Цель контроля — оптимизировать процесс спортивной подготовки спортсмена на основе объективной оценки различных сторон его подготовлен-ности. Контролируется выполнение запланированного содержания спортивной подготовки на каждом ее этапе через выяснение состояния различных сторон подготовленности спортсменов (физической, технической, тактической). Принято выделять три вида контроля: этапный, текущий и оперативный. Этапный контроль позволяет подвести итоги учебно-тренировочной ра-боты за определенный период: в течение нескольких лет, года, макроцикла или этапа. Текущий контроль направлен на оценку текущих состояний, которые яв-ляются следствием нагрузок серии занятий тренировочных или соревнователь-ных микроциклов. Оперативный контроль предусматривает оценку оперативных состояний — срочных реакций организма спортсмена на нагрузки в ходе отдельных тре-нировочных занятий или соревнований. Все виды контроля зависят от особенностей вида спорта. В вузах этапный и текущий контроль обычно соотносится с семестром и учебным годом. Само-контроль также входит в систему контроля за эффективностью спортивной подготовки (см. гл. 9). Средства и методы контроля могут носить педагогический, психологиче-ский и медико-биологический характер. Они зависят от особенностей конкрет-ного вида спорта (системы физических упражнений), состава занимающихся, наличия специальной аппаратуры и других материально-технических возмож-ностей и условий. Поэтому в каждом вузе по конкретному виду спорта (систе-мам физических упражнений) кафедрой физического воспитания разрабатыва-ются и утверждаются соответствующие виды контроля и их сроки. Таким же образом определяются методы и средства контроля за эффективностью учебно-тренировочного процесса на семестр, учебный год, на весь срок обучения в ву-зе. 8.7. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И НОРМАТИВЫ ПО ГОДАМ (СЕМЕСТРАМ) ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ Кроме обязательных зачетных требований и нормативов по общей физи-ческой и профессионально-прикладной физический подготовке для студентов, занимающихся в учебных группах по видам спорта, системам физических уп-ражнений, а также в группах ОФП и ППФС (в основном учебном отделении), кафедрой физического воспитания разрабатываются и специальные зачетные спортивно-технические нормативы и требования. Их количество в каждом се-местре определено программой по физической культуре. Все зачетные требования и нормативы должны быть доведены до сведе-ния студентов в начале каждого семестра. Спортивно-технические требования и нормативы в разных вузах и даже на отдельных факультетах могут сущест-венно отличаться, что объясняется различием в материально-техническом обеспечении и особенностями контингента занимающихся. 8.8. КАЛЕНДАРЬ СТУДЕНЧЕСКИХ ВНУТРИВУЗОВСКИХ И ВНЕВУЗОВСКИХ СОРЕВНОВАНИЙ Спортивный календарь для тех, кто занимается в основном и спортивном отделениях, имеет различия. В основном отделении он тесно связан с рабочим планом учебной дисциплины «Физическая культура» и с внутривузовским спортивным календарем. Здесь могут проводиться внутригрупповые и меж-групповые личные и командные соревнования (на учебных потоках) как на за-нятиях, так и в свободное время. В первом случае они нередко выполняют кон-трольные функции (семестровые зачетные соревнования). В свободное время могут проводиться межгрупповые, межкурсовые, факультетские и межфакуль-тетские соревнования, в которых участвуют студенты как основного, так и спортивного учебного отделения. Спортивный календарь вневузовских соревнований преимущественно рассчитан на студентов, занимающихся в спортивном отделении. Чаще всего он ориентирован на свободное время студентов. Однако чем выше уровень вневу-зовских соревнований (первенство города, области, республики, страны), тем в большей мере спортивный календарь ориентируется на сроки и условия прове-дения спортивных состязаний более высокого ранга и поэтому не всегда согла-суется с учебным процессом. В этом случае приходится для отдельных студен-тов-спортсменов делать индивидуальную корректировку графика прохождения учебного материала по всем учебным, дисциплинам (индивидуальные планы обучения, перенос сроков зачетов и экзаменов). В вузе по каждому виду спорта разрабатываются соответствующие ка-лендарные планы спортивных мероприятии, которые заблаговременно доводят-ся до сведения студентов. План показательных выступлений или других меро-приятий может быть составлен и для занимающихся различными системами физических упражнений. 8.9. ТРЕБОВАНИЯ СПОРТИВНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ И ПРАВИЛ СОРЕВНОВАНИЙ ПО ИЗБРАННОМУ ВИДУ СПОРТА Каждый студент независимо от уровня его спортивней подготовленности должен знать нормативы и требования спортивной классификации по избран-ному виду спорта. Это необходимо не только, чтобы составить индивидуаль-ный план спортивного совершенствования, но и для общего кругозора приме-нительно к данному виду спорта. При этом студентам могут быть даны и более подробно объяснены не только существующие нормативы и требования спор-тивной! классификации, но и сведения об их динамике в связи с изменениями; правил соревнований, совершенствованием спортивного инвентаря и оборудования и т.д. Такие дополнительные сведения позволяют каждому сту-денту сравнить реальные изменения в уровне функциональной подготовленно-сти спортсменов настоящего и прошлых времен, дают представления о причи-нах изменений в содержании тренировочного процесса. Знание правил соревнований по избранному виду спорта — обязательное требование для студентов, занимающихся в основном и спортивном отделени-ях. Студентам различного уровня спортивной подготовленности (особенно в спортивных играх) можно предложить упрощенные правила проведения спор-тивных соревнований, позволяющие принять участие в них даже новичкам. Обычно подобные упрощенные правила соревнований могут применяться при проведении внутривузовских соревнований, причем степень их упрощения за-висит от вид» спорта, уровня подготовленности соревнующихся, от наличия (или отсутствия) комплекта необходимого инвентаря и оборудования. Данная тема, посвященная, казалось бы, частной теме — совершенство-ванию в избранном виде спорта или системе физических упражнений, является логическим продолжением и конкретизацией материалов, изложенных в гл. 5—7. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Краткая историческая справка о виде спорта (системе физических уп-ражнений). 2. Характеристика возможностей влияния избранного вида спорта (сис-темы физических упражнений) на физическое развитие, функциональную под-готовленность, психические качества и свойства личности. 3. Модельные характеристики спортсмена высокого класса (для игроков разных линий, для разных весовых категорий и т.п.). 4. Определение цели и задач спортивной подготовки (занятий системой физических упражнений) в избранном виде спорта в условиях вуза. 5. Перспективное планирование подготовки. 6. Текущее и оперативное планирование подготовки. 7. Основные пути достижения необходимой структуры подготовленно-сти: физической, технической, тактической и психической. 8. Виды и методы контроля за эффективностью тренировочных занятий в избранном виде спорта (системе физических упражнений). 9. Специальные зачетные требования и нормативы по избранному виду спорта (системе физических упражнений) по годам (семестрам) обучения. 10. Календарь студенческих внутривузовских и вневузовских соревнова-ний по избранному виду спорта. 11. Требования спортивной классификации и правила соревнований в из-бранном виде спорта. |
« Пред. | След. » |
---|
Читателю журнала "Мой берег" |
---|
Приглашаем Вас ознакомиться с поэзией и прозой геосимволистов (см. с главной страницы). Геосимволисты организовали несколько виртуальных библиотек. Интересует музыка - посетите библиотеку геосимволистов. Если вам нужны рефераты - они здесь. Если вы ищете сочинения и уроки - найдёте их здесь. Что касается учебников и решебников - да вот они! Немного о здоровье. Немного биографий. ГДЗ - и те в столбик. Язык приведёт к Вавилону. Фото от геосимволистов. Ну, и чтобы жизнь мёдом не казалась. Двойная библиотека есть боль. А, может, и нет. Наши стратегические партнёры. ГДЗ и ответы. Время подумать о празднике. Арт - и готово. Почти что модерн. Хотели ли вы, чтобы развалился СССР? Конечно, нет. С трудом и закон не помеха. Ох как хорошо с книгой по социологии. И выпить не хочется. Как орёл летаешь. Вместе с Авиценной. Праздник по нотам на целый культпоход потянет. |