Физическая культура студента главы7-11 |
Страница 2 из 8 7.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СПОРТ». ЕГО ПРИНЦИПИАЛЬНОЕ ОТЛИЧИЕ ОТ ДРУГИХ ВИДОВ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ Напомним, что «спорт» — обобщенное понятие, обозначающее один из компонентов физической культуры общества, исторически сложившийся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям. Спорт от физической культуры отличается тем, что в нем имеется обяза-тельная соревновательная компонента. И физкультурник, и спортсмен могут использовать в своих занятиях и тренировках одни и те же физические упраж-нения (например, бег), но при этом спортсмен всегда сравнивает свои достиже-ния в физическом совершенствовании с успехами других спортсменов в очных соревнованиях. Занятия же физкультурника направлены лишь на личное со-вершенствование безотносительно к достижениям в этой области других зани-мающихся. Вот почему мы не можем назвать спортсменом бодрого старичка, передвигающегося по аллеям сквера «джогингом» — смесью быстрой ходьбы и медленного бега. Этот уважаемый человек не спортсмен, он физкультурник, использующий ходьбу и бег для поддержания своего здоровья и работоспособ-ности. Однако все эти рассуждения и примеры хотя и помогают договориться о едином толковании отдельных понятий, но не раскрывают всю многогранность такого общественного явления, каким является современный спорт. Он высту-пает во многих ипостасях: как средство оздоровления, и как средство психофи-зического совершенствования, и как действенное средство отдыха и восстанов-ления работоспособности, и как зрелище, и как профессиональный труд. Современный спорт подразделяется на массовый и спорт высших дости-жений. Именно многогранность современного спорта заставила ввести эти до-полнительные понятия, раскрывающие сущность его отдельных направлений, их принципиальное отличий. 7.2. МАССОВЫЙ СПОРТ. СПОРТ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ Массовый спорт дает возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а значит, противостоять нежелательным воздействиям на организм современного производства и условий повседневной жизни. Цель занятий различными видами массового спорта — укрепить здоро-вье, улучшить физическое развитие, подготовленность и активно отдохнуть. Это связано с решением ряда частных задач: повысить функциональные воз-можности отдельных систем организма, скорректировать физическое развитие и телосложение, повысить общую и профессиональную работоспособность, ов-ладеть жизненно необходимыми умениями и навыками, приятно и полезно провести досуг, достичь физического совершенства. Задачи массового спорта во многом повторяют задачи физической куль-туры, но реализуются спортивной направленностью регулярных занятий и тре-нировок. К элементам массового спорта значительная часть молодежи приобщает-ся еще в школьные годы, а в некоторых видах спорта даже в дошкольном воз-расте. Именно массовый спорт имеет наибольшее распространение в студенче-ских коллективах. Как показала практика, обычно в нефизкультурных вузах страны в сфере массового спорта регулярными тренировками во внеурочное время занимаются от 10 до 25% студентов. Ныне действующая программа по учебной дисциплине «Физическая культура» для студентов высших учебных заведений позволяет практически каждому здоровому студенту и студентке любого вуза приобщить-ся к массовому спорту. Это можно сделать не только в свободное время, но и в учебное. Причем вид спорта или систему физических упражнений выбирает сам студент. Более подробно мы остановимся на этом несколько позже. Наряду с массовым спортом существует спорт высших достижений, или большой спорт. Цель большого спорта принципиально отличается от цели массового. Это достижение максимально возможных спортивных результатов или побед, на крупнейших спортивных соревнованиях. Всякое высшее достижение спортсмена имеет не только личное значение, но становится общенациональным достоянием, так как рекорды и победы на крупнейших международных соревнованиях вносят свой вклад в укрепление авторитета страны на мировой арене. Поэтому нет ничего удивительного в том, что крупнейшие спортивные форумы собирают у экранов телевизоров всего мира миллиардные аудитории, а среди прочих духовных ценностей столь высо-ко ценятся и мировые рекорды, и победы на чемпионатах мира, и лидерство на Олимпийских играх. Нельзя не сказать еще об одной общественной ценности большого спор-та, которая обычно остается в тени. Сегодня спорт высших достижений — пока единственная модель деятельности, при которой у выдающихся рекордсменов функционирование почти всех систем организма может проявляться в зоне аб-солютных физиологических и психических пределов здорового человека. Это позволяет не только проникнуть в тайны максимальных человеческих возмож-ностей, но и определить пути рационального развития и использования имею-щихся у каждого человека природных способностей в его профессиональной и общественной деятельности, повышения общей работоспособности. Для выполнения поставленной цели в большом спорте разрабатываются поэтапные планы многолетней подготовки и соответствующие задачи. На каж-дом этапе подготовки эти задачи определяют необходимый уровень достиже-ния функциональных возможностей спортсменов, освоение ими техники и так-тики в избранном виде спорта. Все это суммарно должно реализоваться в кон-кретном спортивном результате. 7.3. ЕДИНАЯ СПОРТИВНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВИДЫ СПОРТА В СПОРТИВНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ Чтобы сравнить уровень достигнутых результатов как в одной спортив-ной дисциплине, так и между различными видами спорта, ис- пользуется еди-ная спортивная классификация. . Действующая спортивная классификация включает в себя почти все культивируемые в стране виды спорта. В ней весьма условно, в единой града-ции по спортивным званиям и разрядам представлены нормативы и требования, характеризующие уровень подготовленности спортсменов, их спортивные ре-зультаты и достижения. Условность сведения в единую систему спортивных разрядов и званий разнохарактерных видов спорта (например, марафонский бег-тяжелая атлетика) сочетается с научностью такой систематизации, которая опирается на статисти-ческую достоверность установленной трудоемкости и реальных сроков дости-жения одного и того же разряда. Так, звание «мастер спорта» одаренные моло-дые люди получают обычно после 6—8 лет регулярной и напряженной спор-тивной подготовки. Реально возможные сроки достижения нормативов и тре-бований отдельных разрядов и званий — это и определенные временные ори-ентиры как для начинающих, так и для высококвалифицированных спортсме-нов. Продвижение спортсмена от разряда к разряду служит критерием эффек-тивности учебно-тренировочного процесса. Структура спортивной классификации предусматривает присвоение сле-дующих разрядов и спортивных званий (от низших к высшим). Спортивные разряды: 5-й, 4-й разряды (только в шахматах и шашках); 3-й, 2-й, 1-й разряды, «кандидат в мастера спорта». Спортивные разряды -необходимо подтверждать. Спортивные звания: «мастер спорта», «мастер спорта международного класса» (к этому званию приравнивается звание «гроссмейстер» в шахматах и шашках). За особо выдающиеся спортивные достижения присваивается звание «заслуженный мастер спорта России». Спортивные звания присваиваются по-жизненно. Для присвоения указанных разрядов и званий в одних видах спорта необ-ходимо выполнить разрядные нормативы и требования, а в других только раз-рядные требования. Разрядные нормативы обычно выражены в мерах времени, длины, веса и других количественных показателях. Разрядные требования оп-ределяются такими положениями: * занять определенное место на соревнованиях того или иного масштаба; * добиться определенного количества побед над спортсменами соответ-ствующих разрядов. Спортивная классификация носит подвижный, динамичный характер. Периодически в нее вносятся коррективы, связанные со спортивной практикой, на которую влияют прогрессивные изменения в теории и практике подготовки спортсменов, их техническая оснащенность и др. Особенно следует отметить наличие спортивной классификации и по на-циональным видам спорта. Национальные виды спорта культивируются в от-дельных регионах Российской Федерации. В их основе лежат традиционные народные, упражнения и игры, исторически связанные с укладом жизни и осо-бенностями труда людей в условиях данных регионов. Некоторые из этих .видов спорта требуют незаурядной физической и специальной спортивно-технической подготовленности. Так, «северной многоборье», которое особенно распространено в оленеводческих районах Крайнего Севера, включает в себя многократные прыжки на двух ногах через нарты, метание топорика на даль-ность, набрасывание аркана (тынзяня) на вертикально стоящий шест — хорей (служащий для управления оленьей упряжкой), :бег на 3 км по пересеченной местности с палкой (палка помогает поддерживать равновесие на мелких не-ровностях и препятствиях тундры). Во многих республиках РФ ежегодно про-водится множество оригинальных спортивных соревнований по национальным видам спорта (борьба и многие другие). Так, в центральных регионах России известны такие национальные игры, как «лапта», «городки». Можно привести и. еще немало подобных примеров национальных видов спорта и в других регионах страны. Наиболее распростра-ненные из них представлены в Единой спортивной классификации. Звание мастера спорта по этим видам присваивается на федеральном уровне, хотя культивируются они, например, только в Якутии, Татарстане или Дагестане. Спортивные разряды присваиваются региональными спортивными организациями, т.е. на местах. Национальные виды спорта, связанные с повышенной двигательной ак-тивностью, могут занять достойное место в рабочей программе учебной дисци-плины «Физическая культура» в вузах, в программах внутривузовских и меж-вузовских студенческих спортивных соревнований. 7.4. СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ. ЕГО ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ Возрастные особенности студенческой молодежи, специфика учебного труда и быта студентов, особенности их возможностей и условий занятий фи-зической культурой и спортом позволяют выделить в особую категорию сту-денческий спорт. Организационные особенности студенческого спорта: * доступность и возможность заниматься спортом в часы обязательных учебных занятий по дисциплине «Физическая культура» (элективный курс в основном учебном отделении, учебно-тренировочные занятия в спортивном учебном отделении); * возможность заниматься спортом в свободное от учебных академиче-ских занятий время в вузовских спортивных секциях и группах, а также само-стоятельно; * возможность систематически участвовать в студенческих спортивных соревнованиях доступного уровня (в учебных зачетных соревнованиях, во внутри- и вневузовских соревнованиях по избранным видам спорта). Вся эта система дает возможность каждому практически здоровому сту-денту сначала познакомиться, а затем выбрать вид спорта для регулярных заня-тий. 7.4.1. СПОРТ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ Учебная программа по физической культуре предусматривает свободу выбора видов спорта для студентов основного и спортивного отделений. После периода активной теоретико-методической и общефизической подготовки на I курсе студентам предлагается самостоятельно выбрать вид спорта или Систему физических упражнений для систематических занятий в процессе обучения в вузе. Спорт в элективном курсе учебной дисциплины «Физическая культу-ра». Спорт в элективном курсе физического воспитания студентов - эта та часть преимущественно практических занятий учебной дисциплины «Физическая культура», в которой вид спорта студенты выбирают самостоятельно (из числа предложенных кафедрой физического воспитания). Однако здесь уместно сде-лать небольшую оговорку: в учебную программу могут быть включены только те виды спорта, которые связаны с повышенной двигательной активностью. Поэтому в рабочую программу не включаются шахматы, шашки и т.п. Мотивация выбора того или другого вида спорта у каждого студента, ко-нечно, своя, но принципиально в этом процессе то, что «не меня выбирают, а Я выбираю». Поэтому, например, студенту с «небаскетбольным» ростом, желаю-щему заниматься баскетболом (где всегда имели Преимущество высокорос-лые), никто не вправе отказать в его желании. Между тем практика работы ряда вузов показывает, что в некоторых слу-чаях такие отказы правомерны. Так, «права выбора» лишаются те студенты, ко-торые в обязательных тестах/общей физической подготовки (например, у муж-чин. — бег на 100 и 3000 м, подтягивание на перекладине) не показывают ре-зультатов, равных 1 очку в каждом упражнении. Эти студенты проходят подго-товку в группах ОФП (общей физической подготовки); при ограниченных воз-можностях комплектации учебных групп по отдельным видам спорта (разреша-ется не более 15 человек в одной группе) преимущество отдается студентам, набравшим в трех указанных обязательных тестах ОФП большее количество очков. Такой опыт комплектации учебных групп в отдельных вузах не обязате-лен для других. Подобная практика часто носит вынужденный характер—из-за ограниченности мест занятий и других причин. Особенности организации учебных занятий по видам спорта в спор-тивном отделении Спортивная подготовка проводится и в учебном спортив-ном отделении, куда зачисляются наиболее физически подготовленные студен-ты. Для того чтобы быть зачисленным в это отделение, не достаточно только личного желания студента, необходима определенная предварительная спор-тивная подготовленность или одаренность для занятий избранным видом спор-та. Иными словами, в этом случае не только «ты выбираешь, но и тебя выбира-ют». Это связано с тем, что перед студентами, занимающимися в группах спор-тивного учебного отделения, ставятся задачи повышения спортивной квалифи-кации, регулярного участия в спортивных соревнованиях за команду факульте-та, вуза. Запись студентов в спортивное отделение добровольная, так как учебно-тренировочные занятия связаны с дополнительной затратой свободного време-ни. Занятия, как правило, организуются вне общевузовского учебного расписа-ния и в несколько большем объеме, чем это предусмотрено программой по учебной дисциплине «Физическая культура». Специальные зачетные требования и нормативы по видам спорта в основном спортивном отделении. Свободный выбор спортивной группы в основном отделении накладывает определенные обязанности на самого студен-та. Выбрав вид спорта, студент должен до следующего зачета по учебной дис-циплине (т.е. до конца семестра или учебного года) заниматься именно в этой группе. Он также обязан овладеть специальным теоретическим, методическим и практическим учебным материалом и выполнять не только общие для всех зачетные требования и нормативы по общей и профессионально-прикладной физической подготовке, но специфические спортивно-технические зачетные нормативы и требования по избранному им виду спорта. Занимающиеся в спортивном учебном отделении должны также пройти полный курс теоретической, методической и профессионально-прикладной фи-зической подготовки и наряду с обязательными тестами дополнительно выпол-нить спортивно-технические нормативы и требования в спортивном отделении по избранному виду спорта. Обычно эти спортивно-технические тесты не-сколько выше, чем в группах по этому же виду спорта в основном учебном от-делении. Спортивно-технические нормативы и требования в спортивном отде-лении ориентированы на Единую спортивную классификацию, на обязательное участие в спортивных соревнованиях определенного уровня. Дифференцированные по видам спорта нормативы и требования для ос-новного и спортивного отделений разрабатываются кафедрой физического вос-питания каждого вуза исходя из материально-технического обеспечения учеб-ного процесса, особенностей контингента студентов. Эти требования доступны для каждого студента, но чтобы их выполнить, некоторым занимающимся при-дется не только усердно работать в часы учебных занятий, но и заниматься до-полнительной самоподготовкой в свободное время. 7.4.2. СПОРТ В СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ СТУДЕНТОВ. РАЗНОВИДНОСТИ ЗАНЯТИЙ И ИХ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ОСНОВА Спорт в свободное время — неотъемлемая часть физического воспитания студентов. Такие занятия проходят на самодеятельной основе, без каких-либо условий и ограничений для студентов. В свободное время студенты могут за-ниматься в спортивных секциях, группах подготовки по отдельным видам спорта, включая шахматы, шашки, стрельбу, технические виды спорта (авиамо-дельный, планерный спорт, авто- и мотоспорт). Эти секции организуются и фи-нансируются в вузах ректоратом, общественными организациями, коммерче-скими структурами, спонсорами. Инициаторами организации таких секцион-ных занятий, определения их спортивного профиля чаще всего выступают сами студенты. Самостоятельные занятия — одна из форм спортивной подготовки. В не-которых видах спорта такая Подготовка позволяет значительно сократить вре-менные затраты на организованные тренировочные занятия и проводить их в наиболее удобное время. Самостоятельная спортивная подготовка не исключа-ет возможность участия во внутривузовских и вневузовских студенческих со-ревнованиях, (см. гл. 6). 7.5. СТУДЕНЧЕСКИЕ СПОРТИВНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ 7.5.1. СПОРТИВНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО И МЕТОД ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ, ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ, СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ И КОНТРОЛЯ ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ Спортивные соревнования — одна из наиболее эффективных форм орга-низации массовой оздоровительной и спортивной работы. Соревнования вы-ступают не только как форма, но и как средство активизации общефизической, спортивно-прикладной и спортивной подготовки студентов. Спортивные результаты — это, по существу, интегративный показатель качества и эффективности психофизической подготовки студента, проводимой на учебно-тренировочных занятиях. В условиях состязаний студенты более полно демонстрируют свои. физические возможности. Именно поэтому прием нормативов по общей физической , подготовке на учебных занятиях осуществ-ляется в соревновательной обстановке на зачетных соревнованиях в учебной группе или на учебном потоке. Таким образом, спортивные соревнования могут выступать и как средст-во подготовки, и как метод контроля эффективности учебно-тренировочного процесса. 7.5.2. СИСТЕМА СТУДЕНЧЕСКИХ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ Вся система студенческих спортивных соревнований построена на основе принципа «от простого к сложному», т.е. от внутри-вузовских зачетных сорев-нований в учебной группе, на курсе (зачастую по упрощенным правилам) к межвузовским и т.д. до международных студенческих соревнований. Внутривузовские спортивные соревнования включают в себя зачетные соревнования внутри учебных групп, учебных потоков на курсе, соревнования между курсами факультетов, между факультетами. В зависимости от содержа-ния «Положения о соревновании» состязание может быть или личным (для ка-ждого выступающего), или командным, или лично-командным; доступным Ка-ждому студенту, или для «спортивной элиты» учебной группы, курса, факуль-тета, определяемой на предварительных соревновательных этапах. Но в любом случае на первых этапах этой системы внутривузовских соревнований может участвовать каждый студент, вне зависимости от уровня его спортивной подго-товленности. В межвузовских соревнованиях обычно участвуют и соревнуются силь-нейшие студенты-спортсмены лично или в составе сборных команд отдельных курсов, факультетов, вуза. Целевые задачи межвузовских состязаний, как и их спортивный уровень, могут быть самыми различными: к примеру, товарищеские спортивные встречи между студентами одноименных факультетов разных вузов или между коман-дами однопрофильных учебных заведений. Цель подобных соревнований — скорее установить личные контакты между будущими коллегами по профессии, чем выяснять спортивное преимущество. Однако может быть поставлена и спортивная задача — добиться наилучшего спортивного результата на соревно-ваниях между вузами города, района или вузами России. Этим определяется уровень спортивной подготовленности студентов каждого вуза, а следователь-но, и характер отношения в отдельных учебных заведениях к спортивным ин-тересам студентов и к созданию необходимых условий для спортивного совер-шенствования студентов-спортсменов. На уровне отдельных вузов по инициативе ректората и общественных ор-ганизаций могут быть организованы международные спортивные встречи. Ме-ждународные студенческие соревнования организуются и межвузовскими об-щественными спортивными объединениями. Олимпийские игры — самые авторитетные и представительные междуна-родные спортивные соревнования. В составе олимпийской команды бывшего СССР всегда успешно высту-пали студенты-спортсмены. Начиная с XIX Олимпийских игр 1968 г. в Мехико в составе команды было 45—48% студентов. В 1994 г. после долгого перерыва (с 1912 г.) олимпийская команда России вновь вышла на спортивную арену под своим государственным флагом для участия в зимней Олимпиаде в Лиллехаммере. В составе команды было около 75% студентов, которые внесли достойный вклад в успешное выступление рос-сийских спортсменов. 7.6. СТУДЕНЧЕСКИЕ СПОРТИВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В организации и проведении учебно-тренировочной работы и спортив-ных соревнований студентов во внеучебное время активное участие принимают как общественные студенческие спортивные, так и неспортивные организации и объединения. От активности внутривузовской общественной организации — спортив-ного клуба вуза во многом зависит спортивная жизнь студентов в учебном заве-дении. Ректорат и кафедра физического воспитания оказывают ему возможную материальную, методическую и практическую помощь как в работе отдельных спортивных секций и групп, так и организации и проведении соревнований. Значительную роль в организации межвузовских спортивных соревнова-ний играет общественное объединение студентов и работников высших учеб-ных заведений — Российский студенческий спортивный союз (созданный в конце 1993г.) и его региональные организации. В его Уставе записано, что ос-новная цель Союза — консолидация усилий всех заинтересованных организа-ций в развитии физкультурно-оздоровительной работы, студенческого спорта, гармонизация физического и духовного воспитания, укрепление здоровья сту-денческой молодежи в высших учебных заведениях и подготовка спортсменов для участия в соревнованиях различного уровня. Именно по результатам студенческих спортивных соревнований, прово-димых Союзом, определяется и состав команды студентов на российские и ме-ждународные спортивные соревнования. Российский студенческий спортивный союз осуществляет международ-ные студенческие спортивные связи. Он коллективный член Международной федераций университетского спорта (ФИСУ), которая имеет своей целью со-действовать: * развитию студенческого спорта на всех уровнях; * физическому и духовному воспитанию студентов; * сближению студентов всех стран и их сотрудничеству в интересах единства международного университетского спорта, Одна из задач ФИСУ — организация международных спортивных сту-денческих соревнований по различным видам спорта. Согласно данным комис-сии по изучению студенческого спорта ФИСУ, на начало 90-х гг. среди студен-тов всех стран наиболее популярными видами спорта были: футбол, волейбол, легкая атлетика, баскетол и плавание. Однако программы универсиад ФИСУ, проводимых раз в два года, чемпионатов ФИСУ включают в себя гораздо большее число видов спорта и периодически претерпевают некоторые измене-ния. После распада СССР последовал период затянувшейся реорганизации студенческого спортивного движения. С организацией Российского спортивно-го союза в конце 1993 г. студенты России делают свои , первые самостоятель-ные шаги в международном студенческом спортивном движении на Совершен-но другой организационной основе и ином материально-техническом обеспече-нии. 7.7. НЕТРАДИЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В элективном курсе учебной дисциплины «Физическая культура» кафед-ры физического воспитания могут представлять студентам для выбора не толь-ко отдельные виды спорта, но и наиболее популярные системы физических уп-ражнений. • . Современные системы физических упражнений представляют собой спе-циально подобранные движения и позы, направленные на комплексное или из-бирательное воздействие на определенные функциональные системы организ-ма. В некоторых из них имеются соревновательные элементы. В настоящее время наибольшей популярностью среди студентов пользу-ется атлетическая гимнастика, ритмическая гимнастика (аэробика), шейпинг, единоборства и комплексы физических упражнений из восточных систем кара-тэ, у-шу, йоги. К особенностям организации учебных занятий отдельными системами физических упражнений следует отнести- некоторые ограничения в их выборе. Дело в том, что на обязательных занятиях по учебной дисциплине «Физическая культура» могут использоваться только те системы (или элементы этих сис-тем), которые связаны с повышенной двигательной активностью. Поэтому це-лые разделы, например, из системы «йоги», основанные на длительной медита-ции, длительном расслаблении и пассивном растягивании мышц, хотя и имеют определенный оздоровительный эффект, не могут быть рекомендованы для, ре-гулярных занятий в обязательное учебное время из-за их крайне избирательно-го воздействия на отдельные системы организма. Но это не исключает исполь-зования подобных упражнений в учебных занятиях в ознакомительном аспекте или в качестве вспомогательного средства. При занятиях отдельными системами физических упражнений, там где это возможно, не исключается и организация мини-соревнований по отдельным элементам, комбинациям или упражнениям. Они не только повышают интерес к занятиям, но и служат методом контроля за эффективностью учебных заня-тий. Кафедрами физического воспитания разрабатываются специальные допол-нительные зачетные требования и нормативы, отражающие суть каждой систе-мы физических упражнений. Как и обязательные тесты по общей и профессио-нально-прикладной физической подготовке, они оцениваются в очках и входят в итоговую оценку практического раздела учебной дисциплины «Физическая культура» за каждый семестр или учебный год, Организационные основы занятий студентов различными системами фи-зических упражнений в свободное время те же, что и при организации занятий различными видами спорта. Так же могут быть организованы секции и группы для занятий одной из систем физических упражнений. Критерием эффективно-сти таких занятий выступают субъективные, косвенные показатели улучшения здоровья (самочувствие, внутренняя удовлетворенность от занятий). Однако могут быть и объективные показатели самоконтроля: изменение массы тела, подвижность в суставах. Занятия отдельными системами физических упражне-ний в свободное время отличаются от обязательных тем, что имеется возмож-ность целостно освоить эти системы (включая разделы медитации). В частно-сти, можно организовать самостоятельные группы для занятий, например «стретчингом», т.е. системой специальных упражнений для растягивания мышц и повышения подвижности суставов. Изучение отдельных систем в ограниченные часы групповых занятий не дают значительного эффекта. Для этого требуются ежедневные самостоятель-ные упражнения. Они намного увеличивают и общую двигательную актив-ность, и оздоровительный эффект. 7.8. ОБОСНОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ВЫБОРА ВИДОВ СПОРТА ИЛИ СИСТЕМ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ Кто из молодых людей не желал бы иметь стройную фигуру, быть еиль-ным, выносливым, ловким, не уступать друзьям и в спортивных упражнениях, и в танцевальных движениях, и в труде. Все это играет не последнюю роль в самоутверждении молодого человека среди своих сверстников, в учебном и трудовом коллективе. Но очень редко все эти качества человеку достаются от природы. Известный ученый морфолог М.Ф. Иваницкий писал, что человек рожда-ется лишь с задатком таких природных дарований, которые определяют красо-ту человеческого тела и соразмерности всех его частей, легкость и согласован-ность движений, физическую силу, гармоническое развитие. А вот для полного расцвета и созревания все эти природные дарования нуждаются в активном развитии и совершенствовании. JB условиях, когда двигательная активность человека ограничена особен-ностями труда и быта, именно регулярные занятия физическими упражнениями и различными видами спорта помогают раскрыться природным задаткам и спо-собностям молодого, человека. Такие занятия могут восполнить то, что было упущено в детстве. Не случайно и подростки, и юноши, и даже пожилые люди встают перед выбором: чем, какими упражнениями, каким видом спорта и каким образом за-няться для укрепления здоровья, для физического развития, для поддержания и повышения уровня работоспособности. В высшем учебном заведении, где об-разовательно-профессиональная программа по учебной дисциплине «Физиче-ская, культура» предусматривает обязательные учебные занятия со спортивной направленностью с каждым студентом, также возникает проблема выбора. 7.8.1. МОТИВАЦИОННЫЕ ВАРИАНТЫ И ОБОСНОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ВЫБОРА СТУДЕНТОВ Как показывает многолетний опыт, при выборе видов спорта (или систем физических упражнений) у большей части студентов не наблюдается четкой, осознанной и обоснованной мотивации. Чаще всего выбор определяется случайностью: то вместе с другом или подругой; то преподаватель более симпатичен; то расписание более удобно... Гораздо реже выбор опирается на устойчивый интерес к определенному виду спорта или на понимании необходимости выполнять те или иные физические упражнения, чтобы исправить недостатки в своем физическом развитии или функциональной подготовленности. А случайный выбор, как правило, приво-дит к утрате интереса и снижению активности, а значит, занятия не будут эф-фективными. Из далекой древности дошел до нас призыв древнегреческого мыс-лителя Сократа «Познай самого себя!». Поэтому объективная оценка своего физиче-ского развития, телосложения, физической подготовленности, а также предва-рительное ознакомление с «возможностями» различных видов спорта необхо-димы для осознанного и оправданного выбора вида спорта и упражнений для своего физического совершенствования. При всем многообразии, на практике в основном наблюдается пять моти-вационных вариантов выбора студентами вида спорта и системы физических упражнений: * укрепление здоровья, коррекция недостатков физического развития и телосложения; * повышение функциональных возможностей .организма; * психофизическая подготовка к будущей профессиональной деятельно-сти и овладение жизненно необходимыми умениями и навыками; * активный отдых; * достижение наивысших спортивных результатов. 1) Выбор видов спорта для укрепления здоровья, коррекции недос-татков физического развития и телосложения Здоровье выступает ведущим фактором, определяющим полноценное выполнение всех жизненных функций, гармоническое развитие молодого чело-века, успешность овладения профессией и плодотворность будущей трудовой деятельности. Физические упражнения, физическая культура и спорт широко используются для укрепления здоровья. Человеческий организм запрограммирован природой на движение, при-чем двигательная активность должна быть на всем протяжении жизни. Специ-альными исследованиями установление, что организм физически активных 50—60-летних мужчин обладает более высокими функциональными возможно-стями, чем 30-летних, но с ограниченным двигательным режимом. Не случайно все долгожители отличаются повышенной двигательной активностью на про-тяжении всей жизни. В современном обществе, особенно у горожан, нет другого средства по-высить двигательную активность, кроме физической культуры и спорта. По-этому массовый спорт, все его виды, которые связаны с активной двигательной деятельностью, призваны способствовать нормальному функционированию ос-новных систем организма, совершенствовать эту деятельность и создавать предпосылки для поддержания и укрепления здоровья. Физическое развитие тесно связано со здоровьем. Занятия отдельными видами спорта, системами физических упражнений могут способствовать раз-витию определенных органов и систем организма. С помощью соответствую-щим образом подобранных физических упражнений можно улучшить многие показатели физического развития (массу тела, окружность грудной клетки, жизненную емкость легких). Коррекция недостатков физического развития и телосложения. Можно объяснять недостатки физического развития и телосложения наследоственно-стыо, условиями воспитания, но молодому человеку от этого не легче. Подоб-ные недостатки постоянно портят настроение, и нередко порождают комплекс неполноценности. Конечно, не все недостатки поддаются исправлению с помощью физиче-ских упражнений: труднее всего рост и те особенности телосложения, которые связаны с формой основных скелетных костей. Значительно легче — масса тела и отдельные антропометрические показатели (окружность бедра, грудной клет-ки и др.). Но прежде чем принимать решение о коррекции телосложения, о подборе специальных упражнений или видов спорта, следует сформировать свое твер-дое представление об идеале телосложения (об этом более подробно см. во вто-рой части гл. 5, разд. 5.11). Только после этого следует принимать решение о выборе вида спорта или системы физических упражнений — различные виды спорта и упражнения по-разному будут способствовать решению вами поставленной перед собой зада-чи. Не случайно представителей различных видов спорта отличают харак-терные антропометрические показатели: у гимнастов — хорошее развитие дле-чевого пояса и мышц верхних конечностей, мышцы нижних конечностей раз-виты у них относительно слабее; у конькобежцев относительно хорошо развита грудная клетка, мышцы бедра и т.д. (более подробная характеристика отдель-ных видов спорта будет дана в следующем разделе). Однако наибольшие возможности, например в избирательной коррекции отдельных недостатков телосложения, представляют регулярные занятия атле-тической гимнастикой или шейпингом, т.е. теми упражнениями, которые и на-правлены преимущественно на решение подобных задач. 2) Повышение функциональных возможностей организма Вузовской программой по учебной дисциплине «Физическая культура» предусматривается регулярный контроль (в начале и конце каждого учебного года) за динамикой физической подготовленности каждого студента. С этой це-лью Используются три обязательных простейших теста, отражающих уровень развития основных физических качеств: скоростно-силовой подготовленности (бег 100 м), силовой подготовленности «ключевых» групп мышц для мужчин и женщин; общей выносливости (бег 3000 м у мужчин и 2000 м у женщин). Оценки выполнения этих тестов производятся в очках. Пройдя через тесты в первый же месяц своего пребывания в вузе, каждый студент может произвести самооценку состояния силы мышц, общей выносливости (характеризующей главным образом работоспособность сердечно-сосудистой и дыхательной сис-тем) и отчасти быстроты (отчасти, так как быстрота, как уже указывалось, вхо-дит только одной из составляющих в число качеств, определяемых результатом в беге на 100 м). На основании результатов тестирования каждый студент мо-жет определиться, каким видом спорта ему заняться для повышения своих функциональных возможностей или для акцентированного развития какого-либо недостаточно развитого физического качества (быстроты, силы, выносли-вости). Но здесь возникает альтернатива: выбрать тот вид спорта, который по-может «подтянуть» недостаточно развитое физическое качество, или тот, где наиболее полно может реализоваться уже определившаяся способность к про-явлению конкретного качества. Вероятно, оба подхода правомерны, но нужно для себя сразу же точно определить мотивацию выбора. В первом случае — оздоровительная направ-ленность, разносторонняя физическая подготовка (а заодно и выполнение учеб-ных зачетных нормативов в «отстающем» тесте). При этом следует сознавать, что успехи в избранном виде спорта, по спортивным меркам и классификации будут заведомо невысоки. Во втором случае, возможно, достичь значительных спортивных результатов. Конечно, выбор за самим студентом, но, думается, что первый вариант можно рекомендовать молодым людям со сравнительно низкой общей физиче-ской подготовленностью. Второй — для студентов с хорошей предварительной общей физической, и спортивной подготовленностью. 3) Выбор видов спорта и систем физических упражнений для актив-ного отдыха Значительная часть студентов при всей программной зарегламен-тированности занятий по учебной дисциплине «Физическая культура» воспри-нимает их как активный отдых, как «разрядку» от однообразного аудиторного учебного труда. Право студента выбирать различные виды спорта, системы фи-зических упражнений только поддержит его интерес к таким занятиям. А где интерес, там и большая эффективность занятий, польза активного отдыха. Существенную роль в возникновении и протекании эффекта активного .отдыха играют не только особенности предшествующего утомления (умствен-ного, физического, нервно-эмоционального), но и психологическая настроен-ность человека, его эмоциональное состояние и даже темперамент. Так, если человек легко отвлекается от работы, а . затем быстро в нее включается, если он общителен с окружающими, эмоционален в спорах, для него предпочтитель-ными будут игровые виды спорта или единоборства; если же он усидчив, со-средоточен в работе и склонен к однородной деятельности без постоянного пе-реключения внимания, если способен в течение продолжительного времени выполнять физически тяжелую работу, значит, ему подойдут занятия длитель-ным бегом, лыжным спортом, плаванием, велоспортом; а если замкнут, необ-щителен, неуверен в себе или чрезмерно чувствителен к мнению окружающих, ему не стоит заниматься постоянно в труппах. Индивидуальные занятия соот-ветствующими видами спорта и системами физических упражнений без отвле-кающих факторов в этом случае помогут испытать положительные эмоции, принесут физическое и моральное удовлетворение. Но все это приемлемо, если мотивацией выбора является активный от-дых, и занятия проводятся преимущественно в свободное время. 4) Психофизическая подготовка к будущей профессиональной дея-тельности и овладение жизненно необходимыми умениями и навыками также предполагают направленный выбор видов спорта, систем физических упражнений. В этом случае выбор проводится, чтобы достичь лучшей специ-альной психофизической подготовленности к избранной профессии. Так, если ваша будущая профессия требует повышенной общей выносливости, то вы должны выбирать виды спорта, в наибольшей степени развивающие это каче-ство (бег на длинные дистанции, лыжные гонки и т.п.). Если ваш будущий труд связан с длительным напряжением зрительного анализатора, освойте виды спорта и упражнения, тренирующие микромышцы глаза (настольный теннис, теннис, бадминтон). Хорошее владение элементами спортивного туризма и альпинизма необходимо будущим экспедиционным работникам; гребля и пла-вание — гидрологам; верховая езда, — ветеринарным врачам и зооинженерам и т.д. Использование прикладных видов спорта и систем физических упражне-ний для обеспечения психофизической надежности и безопасности при выпол-нении профессиональных видов работ основано на том, что занятия различны-ми видами спорта, а также уровень квалификации спортсменов откладывают отпечаток на его функциональную подготовленность, на степень владения при-кладными двигательными умениями и навыками. Если в школьные годы моло-дому человеку не удалось освоить такие навыки, как плавание, передвижение на лыжах, то это следует сделать в студенческие годы. И хотя из этого молодо-го человека уже не получится пловец экстра-класса, он достигнет другой цели — заблаговременно подготовит себя к будущей профессии, к возможным экс-тремальным ситуациям в жизни. Более подробно о профессионально-прикладной подготовке см. гл. 10. 5) Выбор видов спорта для достижения наивысших спортивных ре-зультатов предполагает попытку совмещения успешной подготовки к избран-ной профессии в вузе с объемной, физически и психологически тяжелой спор-тивной подготовкой к достижениям высоких результатов в большом спорте. Выбирая этот путь, молодой человек должен хорошо представить себе и объек-тивно оценить все его плюсы и минусы, сопоставить цели с реальными воз-можностями, так как в возрасте 17—19 лет истинно одаренный спортсмен уже имеет 5—8-летнюю подготовку в избранном виде спорта и заметен в спортив-ном мире. Современная наука о спорте достаточно детально изучает проблему ста-новления личности в большом спорте — от новичка до мастера спорта между-народного класса. Ныне в каждом виде спорта разработаны основы спортивно-го отбора молодежи, определены этапы многолетней подготовки к рекордным результатам. Специалистами установлены контрольные требования к физиче-скому развитию, к уровню функционирования и взаимодействия отдельных систем организма, к параметрам психической устойчивости и многое другое для каждого этапа многолетней подготовки. В соответствии с этими требова-ниями определяют успешность и своевременность прохождения установленных этапов спортивного пути, который в среднем занимает около 10 лет непрерыв-ной подготовки. Таблица 7.1 Возрастные границы зон спортивных достижений в различных видах спорта (по В.Н. Платонову) Вид спорта, дисциплина Возрастные границы первых больших успехов оптимальных возможностей муж. жен. муж. жен. 1 2 3 4 5 Плавание, м 100,200,400 17-18 14-16 . 19-22 17-20 Бег, м 100-400 800-1500 19-22 23-24 17-20 20-23 22-26 25-27 20-24 22-24 Прыжки: в высоту в длину 20-21 21-22 17т-18 17-19 22-24 23-25 19-22 20-22 Метания: ядро диск 22-23 23-24 18-20 18-21 24-25 25-26 21-23 22-24 Гребля (байдарки) 18-20 16-18 21-24 19-23 Велосипедный спорт трек 17-20 16-19 21-24 20-23 Таблица 7.2. Модельные характеристики лыжников-гонщиков — мастеров спорта (по В.В. Огольцову) • Лыжшпси-гинщюси Показатели . • Возраст, лет Рост, см Масса тела, кг Объем сердца, см3 Спирометрия, л Мужчины Женщины 26 ±5 26 ±6 177 ± 6 162 ±4 60 ±4 50 ±3 1100±100 950±50 . 7-7,5 . 5±1 Используя подобные материалы (а они имеются в специальной литерату-ре по всем видам спорта), можно сопоставить свои показатели с модельными характеристиками, приведенными в табл. 7.1 и 7.2, объективно оценить и спрогнозировать свои возможности в достижении результатов международного класса — основной целевой установки большого спорта. И вот вы сверили все свои показатели. Все в полном порядке. К тому же спортивная федерация, спонсоры или Российский студенческий спортивный союз взяли вас под свою опеку и у вас нет проблем ни со специальным обору-дованием и местами занятий, ни с дорогим качественным спортивным инвента-рем, ни со специальным медико-биологическим обеспечением (питанием, ви-таминизацией и др.), ни с восстановительными процедурами (спортивным мас-сажем, сауной и др.). У вас есть все! Казалось бы, вперед, к олимпийским вер-шинам! Но не тут-то было! Не учли того, что в сутках всего 24 ч! Современная подготовка спортсменов суперкласса требует больших еже-дневных временных затрат. Совмещение активных занятий в сфере большого спорта с полноценной учебой в высшем учебном заведении неизбежно сталки-вается с проблемой времени. Чтобы представить себе реальные затраты време-ни, познакомимся с сокращенной табл. 7.3, подготовленной профессором В.Н. Платоновым. Таблица 7.3. Максимальные параметры тренировочной работы в циклических видах спорта у спортсменов высокого класса (мужчины) Вид спорта Показатель* Время работы,ч Объем работы, км Число дней, занятий Число тренир. занятий Бег (длинные дистанции) Плавание Гребля (каноэ, байдарки) Велосипедный спорт (шоссе) Лыжный спорт 30-35 360-420 6-7 12-18 1200-1300 30-35 9000-10000 110-120 320-340 7 550-600 15-20 1300-1400 30-35 3200-3600 220-250 300-320 6-7 550-600 12-18 1100-1200 . 30-40 5500-6000 1300-1500 290-310 6-7 500-550 12-18 1300-1400 30-40 40000-45000 . 420-480 320-340 6-7 500-550 12-15 1200-1300 11 000-12 000 300-320 500-550 • В числителе — за недельный цикл. в знаменателе — за год. Таким образом, общий объем тренировочной работы примерно равен или несколько превышает недельный объем аудиторных занятий студентов вузов. А если учесть, что спортсменами проводится 2— 3-разовая тренировка в день и что в приведенные данные не вошло время, затрачиваемое на восстановитель-ные процедуры, переезды к месту занятий, то сумма затраченного времени окажется еще выше. Самый существенный минус в попытке совмещать активное функциони-рование студента в большом спорте и профессиональное становление в вузе — катастрофическая нехватка времени. Есть ли выход из такого положения? Есть! Сильнейшим студентам-спортсменам необходимо предоставлять индивидуальные графики прохожде-ния и освоения учебного материала, а также продлять строки обучения в вузе. Примечание. При решении вопроса о создании необходимых условии обучения и вузе студенту-спортсмену ректорату следует помнить, что их сту-дент на российской и международной спортивных аренах не только реализует свои личные притязания, но и делает огромную рекламу своему высшему учеб-ному заведению, 7.8.2. КРАТКАЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ГРУПП ВИДОВ СПОРТА И СОВРЕМЕННЫХ СИСТЕМ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В спортивной педагогике имеются различные подходы к группированию видов спорта по их воздействию на организм человека, на развитие и формиро-вание психофизических качеств. Такое группирование, конечно, весьма услов-но, так как ни один вид спорта, ни одна система физических упражнений не воздействует на человека однопланово, не развивает какое-либо одно физиче-ское качество в «чистом» виде. Однако подобные группировки позволяют объ-единить различные виды спорта, системы физических упражнений по их веду-щему признаку и дать им единую развернутую характеристику, необходимую при индивидуальном выборе вида спорта или системы физических упражнений. Кроме того, такая условная группировка дает возможность читателю лучше ориентироваться в предложенных характеристиках отдельных видов спорта и систем физических упражнений. 1) Характеристика видов спорта, преимущественно развивающих от-дельные физические качества Проблема акцентированного воспитания и совершенствования основных физических качеств — выносливости, силы, быстроты, гибкости, ловкости — менее сложна на начальных этапах систематических занятий физическими уп-ражнениями, так как в этот период у новичков, как правило, одновременно улучшаются все эти качества. Не случайно на этой стадии подготовки наи-больший эффект дает комплексный метод тренировки, т.е. общефизиче-ская/подготовка (см. гл. 5, разд. 5.6). Однако по мере повышения тренирован-ности в каком-либо отдельном физическом качестве, с постепенным повыше-нием спортивной квалификации от новичка до спортсмена-разрядника величи-на взаимного положительного эффекта («переноса») постепенно уменьшается. При высоком уровне подготовленности развитие одного физического качества начинает тормозить развитие другого. Виды спорта, преимущественно развивающие выносливость. Воспи-тание выносливости в процессе спортивной тренировки — одно из действен-ных средств достижения высокой работоспособности, которая основана на ус-тойчивости центральной нервной системы и ряда функциональных систем ор-ганизма к утомлению. Физиологические механизмы этого процесса весьма сложны. Высокая ра-ботоспособность обеспечивается благодаря разнообразным сдвигам в организ-ме приспособительного (адаптивного) характера, происходящим под влиянием регулярной тренировки: морфологическому и функциональному развитию мышцы сердца, повышению эластичности стенок кровеносных сосудов, увели-чению запаса энергетически богатых веществ в мышцах и внутренних органах, высокой эффективности и устойчивости работы нервной системы. К видам спорта, акцентированно развивающим общую выносливость, можно отнести все циклические виды спорта, в которых физическая нагрузка продолжается сравнительно долгое время на фоне преимущественного повышения аэробного (кислородного) обмена в организме человека: спортивная ходьба, бег на сред-ние, длинные и сверхдлинные дистанции, велосипедный спорт (шоссейные гон-ки, кросс, группа классических дистанций на треке), лыжные гонки и биатлон, плавание, большая часть дистанций в конькобежном спорте, спортивное ори-ентирование, триатлон. Высокий уровень общей выносливости — одно из главных свидетельств отличного здоровья человека. С помощью регулярных занятий видами спорта, развивающими общую выносливость, можно в значительной мере улучшить отдельные показатели физического развития: увеличить экскурсию грудной клетки и жизненную емкость легких, значительно уменьшить жировую про-слойку, т.е. лишняя масса тела. Такие занятия позволяют практически здорово-му человеку, но с пониженными функциональными возможностями сердечно-сосудистой и дыхательной систем повысить общую работоспособность, проти-востоять утомлению. Различают несколько видов утомления: умственное, сенсорное (связанное с преимущественной нагрузкой на органы чувств), эмоциональное, физическое, при которых и механизм утомления, и проявление так называемой специальной выносливости будут иметь свои отличия. Однако именно общая выносливость определяет возможности проявления специальной выносливости не только в специфических спортивных, но и в любых трудовых действиях. Так, военными специалистами было установлено, что наиболее высокой и устойчивой скоростью работы на радиотелеграфных аппаратах (мелкое бы-строе движение пальцев рук) обладали лица с развитой общей выносливостью (в данном случае — способность к длительному бегу). Выносливость важна при подготовке человека к длительному и полно-ценному труду в любой профессиональной группе. Все жизненно необходимые умения и навыки — быстрое и экономичное пешее передвижение и ходьба на лыжах по пересеченной местности, плавание — осваиваются на занятиях цик-лическими видами спорта, развивающими общую выносливость. Таким образом, виды спорта, развивающие общую выносливость, счита-ются прикладными ко всем профессиональным видам труда. Занятия этими ви-дами спорта, проводимые с низкой интенсивностью (пульс до 130 удар/мин), но сравнительно длительное время, — прекрасное средство активного отдыха, восстановления работоспособности. Если и есть отдельные случаи достижения спортивных высот молодыми людьми, начавшими регулярную систематическую и упорную тренировку в студенческом возрасте, то большая часть этих случаев относится к видам спор-та, развивающим преимущественно общую выносливость. Оптимальные воз-можности к достижению наивысших спортивных результатов в этих видах спорта находятся в пределах 22-27 лет. : Однако, приступая к тренировкам в этих видах спорта, надо сразу же на-строиться на большую и тяжелую работу, связанную с воспитанием способно-сти волевого противостояния утомлению (терпения) не только в ходе соревно-вательной, но и в тренировочной деятельности. Характеристика, видов спорта, преимущественно развивающих силу и скоростно -силовые качества. Выдающийся спортсмен, Олимпийский чем-пион, писатель Ю.В. Власов говорил: «В каждом человеке есть материал для того, чтобы воспитать в себе силу. В сильном же от природы человеке есть за-датки того, чтобы стать самым сильным. Но воля определяет силу». Между тем в различных видах спорта, в жизненных ситуациях сила мо-жет проявиться по-разному, в сочетаниях с другими физическими качествами. Вот поэтому об отдельных проявлениях силовых качеств говорят: абсолютная сила, относительная сила, силовая выносливость, скоростно-силовые качества. За каждым из этих качеств стоят определенные виды спорта, различные методы развития силовых качеств, разные цели в достижении спортивных, трудовых и жизненных задач. Тяжелая атлетика — это вид спорта, в котором упражнения выполняют-ся с максимальным мышечным напряжением при поднимании возможно боль-ших тяжестей (в соответствующей весовой категории и в соответствующем уп-ражнении — в рывке и толчке). Для этого применяются динамические и изо-метрические тренировочные упражнения со значительными мышечными на-пряжениями (см. гл. 5, разд. 5.4). На занятиях тяжелой атлетикой совершенствуются в основном способно-сти к максимальным мышечным усилиям групп мышц нижних конечностей, туловища и разгибателей рук. Успеха добиваются атлеты, умеющие регулиро-вать степень возбуждения нервной системы, добиваться согласованной работы различных групп мышц на фоне максимальных мышечных и психических на-пряжений. При поднимании значительного веса и возникающем при этом на-туживании резко возрастает нагрузка на сердечно-сосудистую систему из-за быстрого и резкого колебания кровенаполнения сердца и сосудов. При непра-вильной организации тренировки у тяжелоатлетов могут возникать отклонения в состоянии системы кровообращения. Во многих видах современной трудовой деятельности решающее значе-ние имеет развитие относительной силы мышц. Вот почему гиревой спорт с его многократными и разнообразными подъемами непредельного веса (гири 24 и 32 кг) больше соответствует бытовой и профессиональной деятельности, тре-бующей проявления силы, чем занятия тяжелой атлетикой (штанга), где трени-ровка направлена на одноразовый подъем предельного веса. Основная особен-ность гиревого спорта — это продолжительность выполнения силового упраж-нения, требующего незаурядной силовой выносливости. Так, например, высо-кими достижениями в толчке двумя руками считаются подъемы более 30 раз (гири 32 кг) для атлетов массой до 60 кг и более 155— 160 раз — для весовой категории свыше 90 кг. Поэтому в тренировочных планах гиревиков прочно обосновались упражнения на выносливость (пробежки в равномерном темпе до 15 км). Атлетическая гимнастика — система упражнений с разнообразными отягощениями. Это самостоятельный общедоступный вид спорта, которым в последние годы активно занимаются и женщины. Атлетическая гимнастика позволяет избирательно увеличивать массу от-дельных групп мышц, что приводит к росту их силы и силовой выносливости, к совершенствованию телосложения. Следует отметить неодинаковый прирост массы мышечных групп у спортсменов разного типа телосложения (более под-робно об этом см. гл. 5, разд. 5.4). Возрастные особенности естественного становления силовых качеств че-ловека позволяют добиваться высочайших спортивных результатов в силовых упражнениях в студенческом возрасте и даже после окончания высшего учеб-ного заведения. Особую группу составляют виды спорта, связанные с развитием скорост-но-силовых качеств. Это легкоатлетические метания (копья, диска, молота), толкание ядра и прыжки. Особое место в подготовке спортсменов этой группы видов легкой атлетики имеет развитие силы и быстроты мышечного сокраще-ния. Спортсмены, занимающиеся этими видами спорта, включают в свою под-готовку большой объем упражнений со штангой и другими отягощениями для развития силы. Силовая подготовка — неотъемлемая часть тренировочного процесса и в целом ряде других видов спорта (хоккей, борьба), но там этот вид физических упражнений «растворяется» в комплексе других средств, приобре-тая не самостоятельное, а вспомогательное значение. Характеристика видов спорта, развивающих преимущественно бы-строту. Быстроту нельзя путать со скоростью передвижения (в беге, на коньках). Кроме быстроты реакции двигательного действия, ско-рость передвижения определяют и силовая подготовленность, и рациональ-ность (техника) двигательного упражнения. Спортивная наука и практика неоднократно подтверждали, что " есди че-ловек проявляет скоростные способности в одной спортивной дисциплине, то совсем не обязательно, что он проявит их в другой, ибо прямой непосредствен-ный перенос быстроты движений происходит лишь в координационно сходных движениях. Высокие требования к быстроте реакции, быстроте циклических и ациклических движений предъявляются в некоторых дисциплинах легкой ат-летики (бег 100, 200 м, 100 и 110м с барьерами) в конькобежном спорте (бег на 500 м), велоспорте (ряд коротких дистанций на треке), в фехтовании, бок-се и других единоборствах, в целом ряде спортивных игр. Но в каждом случае быстрота имеет свою специфику. Чтобы воспитать быстроту движений у студентов, требуются специально организованные занятия при подготовке к выполнению обязательных зачетных нормативов, например в беге на 100 м. Специально направленные занятия не-обходимы в связи с тем, что в студенческом возрасте уже прекращается естест-венное повышение быстроты и требуется специальная систематическая трени-ровка для совершенствования скоростных качеств в каждом виде спорта. Физическое качество быстроты не имеет существенного значения в укре-плении здоровья, коррекции телосложения. Однако воспитание быстроты — необходимый элемент в подготовке представителей целого ряда спортивных дисциплин. Характеристика видев спорта, преимущественно развивающих коор-динацию движений (ловкость). Ловкость определяет успешность овладения новыми спортивными и трудовыми движениями, проявление силы и выносли-вости. Хорошая координация движений способствует обучению профессио-нальным умениям и навыкам. Поэтому воспитанию ловкости должно уделяться время в плане общей физической и спортивной подготовки студентов. Это обеспечивается достаточным разнообразием и новизной доступных упражне-ний из различных видов спорта для создания у занимающихся запаса двига-тельных умений и совершенствования координационной способности. Наибольший эффект в воспитании ловкости обеспечивают такие сложно-координационные виды спорта, какими являются спортивная v акробатика, гимнастика спортивная и художественная, прыжки в воду, на батуте, прыж-ки на лыжах, слалом, фристайл, фигурное катание и спортивные игры. Все эти виды (кроме спортивных игр) не оказывают значительного дейст-вия на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, но предъявляют значи-тельные требования к подготовке нервно-мышечного аппарата, к волевым ка-чествам спортсменов. Из-за сложности и длительности формирования координационных дви-жений не имеет смысла начинать специализацию в этих видах спорта в студен-ческом возрасте, чтобы достичь высших спортивных результатов. Фундамент сложнокоординационных движений закладывается в детском возрасте и требу-ет многолетней регулярной систематической тренировки'. 2) Характеристика видов спорта комплексного, разностороннего воз-действия на организм занимающихся Для этой группы характерно многостороннее воздействие на занимаю-щихся: развивается и совершенствуется целый комплекс психофизических ка-честв, двигательных умений и прикладных знаний. Здесь можно выделить характерные подгруппы: * виды спорта, связанные с непосредственной контактной борьбой с со-перником, т.е. виды единоборств; * спортивные игры; * многоборья. Краткая характеристика видов единоборств. В эту группу входят бокс, борьба (классическая, вольная, самбо, дзюдо, национальные виды борь-бы), виды восточных единоборств, фехтование. Для этой группы видов спорта характерно непосредственное контактное противодействие спортсменов-соперников. Поединки — это физическое и психологическое противостояние, которое требует активного проявления ролевых качеств, инициативности, са-мообладания. В процессе спортивного совершенствования развиваются общая и специальная выносливость, силовые качества основных групп мышц и их скоростные характеристики, улучшаются ориентировочные реакции, повыша-ется эффективность и продуктивность сенсорно-психических процессов. Велико прикладное значение (особенно для юношей) видов, спорта, по-могающих нейтрализовать соперника специальным приемом. Сложное сочета-ние физических, спортивно-технических и психических требований к спорт-смену требует длительной подготовки при совершенствовании спортивного мастерства. Краткая характеристика спортивных игр. Спортивное совершенство-вание в игровых дисциплинах способствует гармоничному воспитанию у зани-мающихся всех основных физических качеств. Под влиянием систематических занятий играми улучшаются функции вестибулярного аппарата и лучше пере-носятся быстрые изменения положения тела, совершенствуется точность дви-жений, увеличивается поле зрения игроков, повышается порог различия про-странственных восприятии. Командные спортивные игры особенно способст-вуют воспитанию таких положительных свойств и черт характера, как умение подчинить свои личные интересы интересам коллектива, взаимопомощь, созна-тельная дисциплина. Двигательное качество гибкость всегда выступает как вспомогательное качество в различных видах спорта и поэтому не рассматривается в данном разделе. Разнохарактерность спортивных игр, их правил (вплоть до размеров спортивных площадок) накладывают существенный отпечаток на психофизио-логические показатели играющих. В качестве примера на рис. 7.1 представлены показатели максимального потребления кислорода у игроков в некоторых спортивных играх. Такое же различие наблюдается и в других показателях, ха-рактеризующих общую психофизическую нагрузку на занимающихся. Спортивные игры могут решать и оздоровительные задачи, и особенно задачи активного отдыха. Ряд спортивных игр имеют непосредственную связь с профессионально-прикладной подготовкой. Возможность достижения спортив-ных результатов международного класса во многих играх доступна только тем студентам, которые начали свою подготовку в подростковом (школьном) воз-расте. Краткая характеристика миогоборий. Это группа видов спорта, отли-чающаяся более широким спектром воспитываемых у занимающихся психоло-гических и физических качеств, двигательных умений и навыков по сравнению с другими видами спорта. С многоборьями могут сравниться только командные спортивные игры. К группе многоборий, для которых характерно разносторон-неелюедействие на организм человека, можно отнести легкоатлетические мно-гоборья, современное пятиборье, многоборья из национальных видов cпopma («северное многоборье»), отруастяон. Большие эмоциональные и сенсорные нагрузки в сочетании со значи-тельными энерготратами распределены у многоборцев в дни соревнований с интервалами в несколько часов. Такое разностороннее и одновременно пооче-редное воздействие на все функциональные системы организма приводит в ко-нечном счете к глубокому общему утомлению. Продолжать спортивную дея-тельность в условиях многочасового прогрессирующего общего утомления можно лишь при условии незаурядных морально-волевых качеств, воспитанию которых в указанных видах спорта уделяется много внимания. Особенно боль-шие нагрузки испытывает нервная система, полное восстановление которой от-срочено иногда на несколько дней. Вот почему многоборья можно считать средством развития не только физических качеств, но и основных регулятор-ных функций нервной системы. Рис. 7.1. Уровень МПК у игроков Итак, многоборья оказывают разностороннее воздействие, требуют хо-рошей психофизической подготовленности, прививают спортсменам навыки рационального расходования сил и времени на различные риды деятельности, воспитывают у них дисциплинированность, трудолюбие, настойчивость. , Высокие спортивные результаты в многоборьях связаны со значительной затратой времени как по годам подготовки, так и внутри годичного цикла, по-этому нет смысла начинать занятия этим видом спорта в студенческом возрас-те, если не было предварительной подготовки хотя бы в какой-либо дисципли-не, входящей в многоборье. 3) Краткая характеристика нетрадиционных систем физических уп-ражнений В последнее время приобрели популярность зарубежные системы физи-ческих упражнений различной направленности. Наибольшее распространение получила система силовых упражнении, которую в нашей стране назвали атле-тической гимнастикой. Она имеет как соревновательный вариант, так и оздоро-вительно-корригирующий. Среди женщин большой популярностью пользуется аэробика, или рит-мическая гимнастика. Ритмическая гимнастика общедоступна и высокоэффективна. Музыкаль-ный ритм, танцевальное исполнение организуют движения, повышают на-строение занимающихся, вызывают положительные эмоции. Подбор упражне-ний может акцентировать направленность комплексов на развитие выносливо-сти, силовой подготовленности, улучшение гибкости, пластичности. Ритмиче-ская гимнастика — эффективное средство оздоровления, повышения функцио-нальных возможностей, коррекции физического развития и телосложения. К модификациям ритмической гимнастики относится «бодиденс». Эта программа физических упражнений осуществляется под девизом — «Танцуй, отдыхай и будь красива!» Ее содержание: тренировка различных мышечных групп посредством простых танцевальных движений на фоне эмоционального музыкального сопровождения. В последнее время стало увеличиваться число групп, занимающихся шейпингом. Эта система, по сути дела, сочетает ритмическую и атлетическую гимнастику, но силовым упражнениям отдается некоторое преимущество. В основном занятия шейпингом направлены на Коррекцию фигуры и улучшение функционального состояния организма, вместе с тем это и активный отдых. Менее распространена система специальных упражнений, носящая название «стретчинг». Эти упражнения направлены главным образом на растягивание мышц и повышение подвижности суставов, значительное улучшение гибкости. «Стретчинг» применяется как восстановительное и разминочное средство. Медленное, спокойное выполнение, упражнений способствует снятию нервно-эмоциональных напряжений, активному отдыху. В особую группу выделены восточные системы физических упражне-ний. Наибольшей популярностью здесь пользуются элементы из у-шу, йоги, ка-ратэ, а также система ограниченного воздействия цигун. Имеются и системы локального воздействия — системы дыхательных упражнений, разработанные различными авторами, корригирующие упражнения для микромышц глаз и т.д. Одна из разновидностей китайских систем физической подготовки и са-мозащиты у-шу содержит в себе упражнения оздоровительной направленности, воздействующие через различные .позы и движения на внутренние органы, на суставно-мышечный аппарат. Древняя китайская система упражнений цигун включает три составляющие: регуляцию позиции тела, дыхания и психического состояния. Все это достигается через расслабление, дозированные гимнастиче-ские и дыхательные упражнения. Основная направленность гимнастики цигун — оздоровление, а также стабилизация психического состояния. В индийском религиозно-философском учении йога содержится раздел — система физических упражнений, которая особенно активно воздействует на дыхательную систему, а через освоение и выполнение достаточно сложных поз воздействует на внутренние органы и суставно-мышечный аппарат. Эта систе-ма содержит в себе элементы медитации, направленные на коррекцию психиче-ского состояния. Между тем почти все восточные системы имеют ограниченное воздейст-вие на организм человека и не дают занимающемуся разносторонней физиче-ской подготовки. По этой причине все эти системы обычно не включаются в перечень видов спорта и систем физических упражнений, предлагаемых сту-дентам на обязательных учебных занятиях по учебной дисциплине «Физиче-ская культура». Но отдельные упражнения, элементы этих систем или сами системы, так же как и отдельные отечественные системы (дыхательная гимна-стика А.Н. Стрельниковой; комплекс специальных упражнений для глаз Э.С. Аветисова и др.) могут использоваться на специальном (медицинском) учебном отделении, а некоторые из них в целостном виде — в секционных и групповых занятиях с оздоровительной целью в свободное от учебы время. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Определение понятия «спорт». Его принципиальное отличие от других видов занятий физическими упражнениями. 2. Массовый спорт, его цели и задачи. 3. Спорт высших достижений. 4. Единая спортивная классификация. 5. Национальные виды спорта. 6. Студенческий спорт, его организационные особенности. 7. Спорт в высшем учебном заведении. 8. Спорт в элективном курсе учебной дисциплины «Физическая культу-ра». 9. Особенности организации учебных занятий в основном и спортивном отделении. 10. Специальные спортивно-технические зачетные требования и норма-тивы. 11. Спорт в свободное время студентов. Разновидности занятий и их ор-ганизационная основа. 12. Студенческие спортивные соревнования, 13. Спортивные соревнования как. средство и метод общефизической профессионально-прикладной, спортивной подготовки и контроля их эффек-тивности. . 14. Система студенческих спортивных соревнований — внутривузовскпе, межвузовские, международные. 15. Общественные студенческие спортивные организации и объединения. 16. Международные студенческие спортивные соревнования. 17. Нетрадиционные системы физических упражнений. Особенности ор-ганизации учебных занятий, специальные зачетные требования и нормативы. 18. Организационные основы занятий различными оздоровительными системами в свободное время студентов. 19. ОсновДые мотивационные вариантй и обоснование индивидуального выбора студентом вида спорта или систем физических упражнений. 20. Выбор видов спорта для укрепления здоровья, коррекции недостатков физического развития и телосложения. 21. Выбор видов спорта и упражнений для повышения функциональных возможностей организма. 22. Выбор видов спорта и упражнений для активного отдыха. 23. Выбор видов спорта и упражнений для подготовки к будущей про-фессиональной деятельности. 24. Выбор видов спорта для достижения наивысших спортивных резуль-татов. 25. Краткая характеристика основных групп видов спорта и современных систем физических упражнений, преимущественно развивающих: * выносливость; * силу; -» скоростно-силовые качества и быстроту; * гибкость; * координацию движений (ловкость). 26. Виды спорта комплексного разностороннего воздействия на организм занимающегося. |
« Пред. | След. » |
---|