Н. В. Пестова Экспрессионизм и “абсолютная метафора”
|
Страница 1 из 9 экспрессионизм Термин “абсолютная метафора” появляется впервые и разрабатывается литературоведением в контексте метафорики французских поэтов Ш. Бодлера и С. Малларме, специфическая образность которых базировалась на радикальной эмансипации реальности, уходе от традиционного образного изображения всякой действительности [Friedrich H.]. В их метафорическом языке обе составляющие метафоры – и отдающая, и принимающая образ – уже сами по себе предельно метафоризированы, т. е. удалены от той сферы, предмета, процесса или субъекта, которые должны этой метафорой характеризоваться. Философской и эстетической основой возникновения нового типа метафоры послужил глубокий языковой скепсис и сомнения в истинности взаимосвязи/отношения языка и действительности, свойственные переломной эпохе.
Сущность и механизм образования “абсолютной метафоры”, в целом, соответствуют современному подходу к метафоре как единству слова и мысли, так как метафорический процесс не является только языковым, он происходит прежде всего в мышлении. Современная когнитивная лингвистика рассматривает метафору как основную ментальную операцию, как способ познания, структурирования и объяснения мира. С полным правом метафоричной следует признать саму природу экспрессионистского мышления, получающую в языке соответственное внешнее выражение.
|