Литературный журнал геосимволистов Мой берег;. Библиотека Символика;

Иван Алексеевич Бунин. Темные аллеи

Оглавление
Иван Алексеевич Бунин. Темные аллеи
Страница 2
Страница 3
Страница 4

     Когда лошади стали, он выкинул из тарантаса ногу в военном
сапоге с ровным голенищем  и,  придерживая  руками  в  замшевых
перчатках полы шинели, взбежал на крыльцо избы.
     -- Налево,  ваше  превосходительство,  --  грубо крикнул с
козел кучер, и  он,  слегка  нагнувшись  на  пороге  от  своего
высокого роста, вошел в сенцы, потом в горницу налево.
     В  горнице  было  тепло,  сухо и опрятно: новый золотистый
образ в левом углу, под ним покрытый чистой  суровой  скатертью
стол,  за столом чисто вымытые лавки; кухонная печь, занимавшая
дальний правый угол, ново  белела  мелом;  ближе  стояло  нечто
вроде  тахты,  покрытой  пегими попонами, упиравшейся отвалом в
бок  печи;  из-за  печной  заслонки  сладко   пахло   щами   --
разварившейся капустой, говядиной и лавровым листом.
     Приезжий сбросил на лавку шинель и оказался еще стройнее в
одном  мундире  и  в  сапогах, потом снял перчатки и картуз и с
усталым видом провел бледной худой рукой  по  голове  --  седые
волосы   его   с   начесами  на  висках  к  углам  глаз  слегка
курчавились, красивое удлиненное лицо с темными глазами хранило
кое-где мелкие следы оспы. В  горнице  никого  не  было,  и  он
неприязненно крикнул, приотворив дверь в сенцы:
     -- Эй, кто там!
     Тотчас  вслед  за  тем  в горницу вошла темноволосая, тоже
чернобровая и тоже еще красивая не по возрасту женщина, похожая
на пожилую цыганку, с темным пушком на  верхней  губе  и  вдоль
щек,  легкая на ходу, но полная, с большими грудями под красной
кофточкой, с треугольным, как  у  гусыни,  животом  под  черной
шерстяной юбкой.
     -- Добро  пожаловать,  ваше превосходительство, -- сказала
она. -- Покушать изволите или самовар прикажете?
     Приезжий мельком глянул на ее округлые плечи и  на  легкие
ноги   в  красных  поношенных  татарских  туфлях  и  отрывисто,
невнимательно ответил:
     -- Самовар. Хозяйка тут или служишь?
     -- Хозяйка, ваше превосходительство.
     -- Сама, значит, держишь?
     -- Так точно. Сама.
     -- Что ж так? Вдова, что ли, что сама ведешь дело?
     -- Не вдова, ваше превосходительство, а надо же чем-нибудь
жить. И хозяйствовать я люблю.
     -- Так, так. Это хорошо. И как чисто, приятно у тебя.
     Женщина все время пытливо смотрела на него, слегка щурясь.
     -- И чистоту люблю, -- ответила она. -- Ведь при  господах
выросла,   как   не   уметь   прилично  себя  держать,  Николай
Алексеевич.
     Он быстро выпрямился, раскрыл глаза и покраснел.
     -- Надежда! Ты? -- сказал он торопливо.
     -- Я, Николай Алексеевич, -- ответила она.
     -- Боже мой, боже мой, -- сказал он, садясь на лавку  и  в
упор  глядя  на  нее. -- Кто бы мог подумать! Сколько лет мы не
видались? Лет тридцать пять?
     -- Тридцать, Николай Алексеевич. Мне сейчас сорок  восемь,
а вам под шестьдесят, думаю?
     -- Вроде этого... Боже мой, как странно!
     -- Что странно, сударь?
     -- Но все, все... Как ты не понимаешь!
     Усталость   и   рассеянность   его  исчезли,  он  встал  и
решительно заходил по горнице, глядя в пол.  Потом  остановился
и, краснея сквозь седину, стал говорить:
     -- Ничего  не  знаю  о  тебе  с тех самых пор. Как ты сюда
попала? Почему не осталась при господах?
     -- Мне господа вскоре после вас вольную дали.
     -- А где жила потом?
     -- Долго рассказывать, сударь.
     -- Замужем, говоришь, не была?
     -- Нет, не была.
     -- Почему? При такой красоте, которую ты имела?
     -- Не могла я этого сделать.
     -- Отчего не могла? Что ты хочешь сказать?
     -- Что ж тут объяснять. Небось, помните, как я вас любила.
     Он покраснел до слез и, нахмурясь, опять зашагал.
     -- Все проходит, мой друг, -- забормотал  он.  --  Любовь,
молодость  --  все, все. История пошлая, обыкновенная. С годами
все проходит. Как  это  сказано  в  книге  Иова?  "Как  о  воде
протекшей будешь вспоминать".
     -- Что  кому  бог  дает,  Николай  Алексеевич. Молодость у
всякого проходит, а любовь -- другое дело.
     Он поднял голову и, остановясь, болезненно усмехнулся:
     -- Ведь не могла же ты любить меня весь век!
     -- Значит, могла. Сколько ни проходило времени, все  одним
жила.  Знала,  что  давно  вас нет прежнего, что для вас словно
ничего и не было,  а  вот...  Поздно  теперь  укорять,  а  ведь
правда,  очень  бессердечно  вы  меня бросили, -- сколько раз я
хотела руки на себя наложить от обиды от одной,  уж  не  говоря
обо  всем  прочем. Ведь было время, Николай Алексеевич, когда я
вас Николенькой звала, а вы меня -- помните как?  И  все  стихи
мне изволили читать про всякие "темные аллеи", -- прибавила она
с недоброй улыбкой.
     -- Ах, как хороша ты была! -- сказал он, качая головой. --
Как горяча,  как  прекрасна!  Какой стан, какие глаза! Помнишь,
как на тебя все заглядывались?
     -- Помню, сударь. Были и вы отменно хороши. И ведь это вам
отдала я свою красоту, свою горячку. Как же можно такое забыть.
     -- А! Все проходит. Все забывается.
     -- Все проходит, да не все забывается.
     -- Уходи, -- сказал он, отворачиваясь и подходя к окну. --
Уходи, пожалуйста.
     И, вынув платок  и  прижав  его  к  глазам,  скороговоркой
прибавил:
     -- Лишь бы бог меня простил. А ты, видно, простила.
     Она подошла к двери и приостановилась:
     -- Нет,  Николай Алексеевич, не простила. Раз разговор наш
коснулся до наших чувств, скажу прямо: простить я  вас  никогда
не  могла.  Как  не было у меня ничего дороже вас на свете в ту
пору, так и потом не было. Оттого-то и простить мне вас нельзя.
Ну, да что вспоминать, мертвых с погоста не носят.
     -- Да, да, не к чему, прикажи подавать лошадей, -- ответил
он, отходя от окна уже со строгим лицом. --  Одно  тебе  скажу:
никогда  я  не  был  счастлив  в  жизни,  не думай, пожалуйста.
Извини, что, может  быть,  задеваю  твое  самолюбие,  но  скажу
откровенно,  --  жену  я  без памяти любил. А изменила, бросила
меня еще оскорбительней, чем я тебя. Сына обожал, -- пока  рос,
каких  только надежд на него не возлагал! А вышел негодяй, мот,
наглец, без сердца, без чести, без совести... Впрочем, все  это
тоже  самая  обыкновенная,  пошлая история. Будь здорова, милый
друг. Думаю, что и я потерял в тебе самое дорогое, что  имел  в
жизни.
     Она подошла и поцеловала у пего руку, он поцеловал у нее.
     -- Прикажи подавать...
     Когда  поехали  дальше, он хмуро думал: "Да, как прелестна
была! Волшебно прекрасна!" Со стыдом вспоминал  свои  последние
слова  и то, что поцеловал у ней руку, и тотчас стыдился своего
стыда. "Разве неправда, что она дала мне лучшие минуты жизни?"
     К закату проглянуло бледное солнце. Кучер гнал рысцой, все
меняя черные колеи, выбирая менее грязные и тоже что-то  думал.
Наконец сказал с серьезной грубостью:
     -- А она, ваше превосходительство, все глядела в окно, как
мы уезжали. Верно, давно изволите знать ее?
     -- Давно, Клим.
     -- Баба  -- ума палата. И все, говорят, богатеет. Деньги в
рост дает.
     -- Это ничего не значит.
     -- Как не значит! Кому ж не хочется получше пожить! Если с
совестью давать, худого мало. И она,  говорят,  справедлива  на
это. Но крута! Не отдал вовремя -- пеняй на себя.
     -- Да, да, пеняй на себя... Погоняй, пожалуйста, как бы не
опоздать нам к поезду...
     Низкое  солнце  желто светило на пустые поля, лошади ровно
шлепали по лужам. Он  глядел  на  мелькавшие  подковы,  сдвинув
черные брови, и думал:
     "Да,  пеняй  на  себя.  Да,  конечно,  лучшие минуты. И не
лучшие, а истинно волшебные! "Кругом шиповник алый цвел, стояли
темных лип аллеи..." Но, боже мой, что же было бы дальше?  Что,
если  бы  я  не  бросил  ее?  Какой вздор! Эта самая Надежда не
содержательница постоялой горницы, а моя  жена,  хозяйка  моего
петербургского дома, мать моих детей?"
     И, закрывая глаза, качал головой.
     20 октября 1938





      КАВКАЗ



     Приехав  в  Москву,  я  воровски  остановился в незаметных
номерах в переулке возле Арбата и жил  томительно,  затворником
-- от  свидания  до  свидания с нею. Была она у меня за эти дни
всего три раза и каждый раз входила поспешно, со словами:
     -- Я только на одну минуту...
     Она   была   бледна    прекрасной    бледностью    любящей
взволнованной  женщины,  голос  у  нее срывался, и то, как она,
бросив куда попало зонтик, спешила  поднять  вуальку  и  обнять
меня, потрясало меня жалостью и восторгом.
     -- Мне   кажется,  --  говорила  она,  --  что  он  что-то
подозревает, что он даже знает что-то, -- может быть,  прочитал
какое-нибудь  ваше  письмо,  подобрал  ключ  к моему столу... Я
думаю, что он на все способен  при  его  жестоком,  самолюбивом
характере.  Раз  он  мне  прямо  сказал:  "Я  ни  перед  чем не
остановлюсь, защищая свою честь, честь мужа и офицера!"  Теперь
он  почему-то  следит  буквально за каждым моим шагом, и, чтобы
наш план удался,  я  должна  быть  страшно  осторожна.  Он  уже
согласен  отпустить  меня, так внушила я ему, что умру, если не
увижу юга, моря, но, ради бога, будьте терпеливы!
     План наш был дерзок: уехать в одном и  том  же  поезде  на
кавказское  побережье и прожить там в каком-нибудь совсем диком
месте три-четыре недели. Я знал  это  побережье,  жил  когда-то
некоторое  время  возле  Сочи,  -- молодой, одинокий, -- на всю
жизнь запомнил те осенние  вечера  среди  черных  кипарисов,  у
холодных  серых  волн...  И  она  бледнела, когда я говорил: "А
теперь я там буду с тобой, в горных  джунглях,  у  тропического
моря..." В осуществление нашего плана мы не верили до последней
минуты -- слишком великим счастьем казалось нам это.

     В  Москве  шли холодные дожди, похоже было на то, что лето
уже прошло и не вернется, было грязно, сумрачно, улицы мокро  и
черно   блестели   раскрытыми  зонтами  прохожих  и  поднятыми,
дрожащими на бегу верхами извозчичьих пролеток. И  был  темный,
отвратительный вечер, когда я ехал на вокзал, все внутри у меня
замирало  от  тревоги  и  холода.  По  вокзалу и по платформе я
пробежал бегом,  надвинув  на  глаза  шляпу  и  уткнув  лицо  в
воротник пальто.
     В   маленьком  купе  первого  класса,  которое  я  заказал
заранее, шумно лил дождь по крыше. Я  немедля  опустил  оконную
занавеску  и,  как только носильщик, обтирая мокрую руку о свой
белый фартук, взял на чай и вышел, на замок запер дверь.  Потом
чуть приоткрыл занавеску и замер, не сводя глаз с разнообразной
толпы,  взад  и вперед сновавшей с вещами вдоль вагона в темном
свете вокзальных фонарей. Мы условились, что я приеду на вокзал
как можно раньше, а она как можно позже, чтобы  мне  как-нибудь
не  столкнуться  с ней и с ним на платформе. Теперь им уже пора
было быть. Я смотрел все напряженнее -- их все не было.  Ударил
второй  звонок  --  я  похолодел  от  страха: опоздала или он в
последнюю минуту вдруг не пустил ее! Но тотчас вслед за тем был
поражен его высокой фигурой, офицерским картузом, узкой шинелью
и рукой в замшевой перчатке, которой он, широко  шагая,  держал
ее  под  руку.  Я отшатнулся от окна, упал в угол дивана. Рядом
был  вагон  второго  класса  --  я  мысленно  видел,   как   он
хозяйственно вошел в него вместе с нею, оглянулся, -- хорошо ли
устроил  ее носильщик, -- и снял перчатку, снял картуз, целуясь
с ней, крестя ее... Третий  звонок  оглушил  меня,  тронувшийся
поезд   поверг   в  оцепенение...  Поезд  расходился,  мотаясь,
качаясь, потом стал нести ровно, на всех  парах...  Кондуктору,
который  проводил  ее ко мне и перенес ее вещи, я ледяной рукой
сунул десятирублевую бумажку...

     Войдя,  она  даже  не  поцеловала  меня,  только  жалостно
улыбнулась, садясь на диван и снимая, отцепляя от волос шляпку.
     -- Я совсем не могла обедать, -- сказала она. -- Я думала,
что не  выдержу эту страшную роль до конца. И ужасно хочу пить.
Дай мне нарзану, -- сказала она, в первый раз говоря мне  "ты".
-- Я  убеждена,  что  он  поедет  вслед за мною. Я дала ему два
адреса, Геленджик и  Гагры.  Ну  вот,  он  и  будет  дня  через
три-четыре  в Геленджике... Но Бог с ним, лучше смерть, чем эти
муки...

     Утром, когда я вышел  в  коридор,  в  нем  было  солнечно,
душно,  из  уборных  пахло мылом, одеколоном и всем, чем пахнет
людный вагон утром. За мутными от пыли и нагретыми  окнами  шла
ровная  выжженная  степь,  видны  были  пыльные широкие дороги,
арбы,  влекомые  волами,  мелькали  железнодорожные   будки   с
канареечными   кругами   подсолнечников   и  алыми  мальвами  в
палисадниках... Дальше пошел безграничный простор нагих  равнин
с  курганами  и  могильниками,  нестерпимое сухое солнце, небо,
подобное  пыльной  туче,   потом   призраки   первых   гор   на
горизонте...

     Из   Геленджика  и  Гагр  она  послала  ему  по  открытке,
написала, что еще не знает, где останется.
     Потом мы спустились вдоль берега к югу.

     Мы нашли место первобытное,  заросшее  чинаровыми  лесами,
цветущими кустарниками, красным деревом, магнолиями, гранатами,
среди которых поднимались веерные пальмы, чернели кипарисы...
     Я  просыпался  рано  и, пока она спала, до чая, который мы
пили часов в семь, шел по холмам в лесные чащи. Горячее  солнце
было  уже  сильно,  чисто и радостно. В лесах лазурно светился,
расходился  и  таял  душистый  туман,  за  дальними   лесистыми
вершинами  сияла  предвечная  белизна  снежных  гор...  Назад я
проходил по знойному и пахнущему из труб горящим кизяком базару
нашей деревни: там кипела торговля, было тесно  от  народа,  от
верховых  лошадей  и  осликов,  --  по утрам съезжалось туда на
базар  множество  разноплеменных  горцев,  --   плавно   ходили
черкешенки  в  черных  длинных  до  земли  одеждах,  в  красных
чувяках, с закутанными во что-то черное  головами,  с  быстрыми
птичьими   взглядами,   мелькавшими   порой  из  этой  траурной
закутанности.
     Потом мы уходили на берег, всегда совсем пустой,  купались
и  лежали  на  солнце до самого завтрака. После завтрака -- все
жаренная на шкаре рыба, белое вино, орехи и фрукты -- в знойном
сумраке нашей  хижины  под  черепичной  крышей  тянулись  через
сквозные ставни горячие, веселые полосы света.
     Когда  жар  спадал и мы открывали окно, часть моря, видная
из него между кипарисов, стоявших на скате под нами, имела цвет
фиалки и лежала так ровно, мирно,  что,  казалось,  никогда  не
будет конца этому покою, этой красоте.
     На закате часто громоздились за морем удивительные облака;
они пылали  так  великолепно,  что она порой ложилась на тахту,
закрывала лицо газовым шарфом и плакала: еще две, три недели --
и опять Москва!
     Ночи были  теплы  и  непроглядны,  в  черной  тьме  плыли,
мерцали,  светили  топазовым  светом огненные мухи, стеклянными
колокольчиками звенели древесные лягушки. Когда глаз привыкал к
темноте, выступали вверху звезды и  гребни  гор,  над  деревней
вырисовывались деревья, которых мы не замечали днем. И всю ночь
слышался  оттуда,  из духана, глухой стук в барабан и горловой,
заунывный, безнадежно-счастливый вопль как будто  все  одной  и
той же бесконечной песни.
     Недалеко от нас, в прибрежном овраге, спускавшемся из лесу
к морю,  быстро  прыгала по каменистому ложу мелкая, прозрачная
речка. Как чудесно дробился, кипел ее блеск в тот  таинственный
час,  когда  из-за гор и лесов, точно какое-то дивное существо,
пристально смотрела поздняя луна!
     Иногда по ночам  надвигались  с  гор  страшные  тучи,  шла
злобная  буря,  в  шумной  гробовой  черноте  лесов  то  и дело
разверзались  волшебные  зеленые  бездны  и   раскалывались   в
небесных   высотах   допотопные  удары  грома.  Тогда  в  лесах
просыпались и мяукали орлята, ревел  барс,  тявкали  чекалки...
Раз  к  нашему освещенному окну сбежалась целая стая их, -- они
всегда сбегаются в такие ночи к жилью, --  мы  открыли  окно  и
смотрели  на  них  сверху,  а они стояли под блестящим ливнем и
тявкали, просились к нам... Она радостно плакала, глядя на них.

     Он искал ее в Геленджике, в Гаграх, в Сочи. На другой день
по приезде в Сочи, он купался утром в море, потом брился, надел
чистое белье, белоснежный китель, позавтракал в своей гостинице
на террасе ресторана, выпил бутылку  шампанского,  пил  кофе  с
шартрезом, не спеша выкурил сигару. Возвратясь в свой номер, он
лег на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов.
     12 ноября 1937





      БАЛЛАДА




     Под   большие  зимние  праздники  был  всегда,  как  баня,
натоплен деревенский дом и являл картину странную, ибо состояла
она из просторных и  низких  комнат,  двери  которых  все  были
раскрыты  напролет,  -- от прихожей до диванной, находившейся в
самом конце дома, --  и  блистала  в  красных  углах  восковыми
свечами и лампадами перед иконами.
     Под  эти праздники в доме всюду мыли гладкие дубовые полы,
от  топки  скоро  сохнувшие,  а  потом  застилали  их   чистыми
попонами,  в  наилучшем  порядке  расставляли  по  своим местам
сдвинутые на время работы мебели, а в углах, перед золочеными и
серебряными окладами икон, зажигали лампады  и  свечи,  все  же
прочие  огни  тушили. К этому часу уже темно синела зимняя ночь
за окнами и все расходились по своим спальным горницам. В  доме
водворялась  тогда полная тишина, благоговейный и как бы ждущий
чего-то покой, как нельзя более подобающий  ночному  священному
виду икон, озаренных скорбно и умилительно.
     Зимой   гостила   иногда  в  усадьбе  странница  Машенька,
седенькая, сухенькая и дробная, как девочка. И вот  только  она
одна  во  всем доме не спала в такие ночи: придя после ужина из
людской в прихожую и сняв с своих  маленьких  ног  в  шерстяных
чулках валенки, она бесшумно обходила по мягким попонам все эти
жаркие,  таинственно  освещенные  комнаты, всюду становилась на
колени, крестилась, кланялась перед иконами, а там опять шла  в
прихожую,  садилась на черный ларь, спокон веку стоявший в ней,
и вполголоса читала молитвы, псалмы или же просто говорила сама
с собой. Так и  узнал  я  однажды  про  этого  "божьего  зверя,
господня волка": услыхал, как молилась ему Машенька.
     Мне  не спалось, я вышел поздней ночью в зал, чтобы пройти
в диванную и взять там что-нибудь почитать из  книжных  шкапов.
Машенька  не  слыхала  меня. Она что-то говорила, сидя в темной
прихожей. Я приостановясь,  прислушался.  Она  наизусть  читала
псалмы.
     -- Услышь,  господи,  молитву мою и внемли воплю моему, --
говорила она без всякого выражения.  --  Не  будь  безмолвен  к
слезам  моим,  ибо  странник я у тебя и пришлец на земле, как и
все отцы мои...
     Скажите богу: как страшен ты в делах твоих!
     Живущий  под  кровом  всевышнего  под  сенью   всемогущего
покоится...  На  аспида  и  василиска наступишь, попрешь льва и
дракона...
     На последних словах она тихо, но  твердо  повысила  голос,
произнесла   их   убежденно:  попрешь  льва  и  дракона.  Потом
помолчала   и,   медленно   вздохнув,   сказала   так,    точно
разговаривала с кем-то:
     -- Ибо его все звери в лесу и скот на тысяче гор...
     Я заглянул в прихожую: она сидела на ларе, ровно спустив с
него маленькие  ноги в шерстяных чулках и крестом держа руки на
груди. Она смотрела перед собой, не видя  меня.  Потом  подняла
глаза к потолку и раздельно промолвила:
     -- И  ты,  божий зверь, господень волк, моли за нас царицу
небесную.
     Я подошел и негромко сказал:
     -- Машенька, не бойся, это я.
     Она уронила руки, встала, низко поклонилась:
     -- Здравствуйте, сударь. Нет-с, я не  боюсь.  Чего  ж  мне
бояться  теперь?  Это  в  младости  глупа  была, всего боялась.
Темнозрачний бес смущал.
     -- Сядь, пожалуйста, -- сказал я.
     -- Никак нет, -- ответила она. -- Я постою-с.
     Я положил руку на ее костлявое плечико с большой ключицей,
заставил ее сесть и сел с ней рядом.
     -- Сиди, а то я уйду. Скажи, кому это ты  молилась?  Разве
есть такой святой -- господний волк?
     Она опять хотела встать. Я опять удержал ее:
     -- Ах  какая  ты! А еще говоришь, что не боишься ничего! Я
тебя спрашиваю: правда, что есть такой святой?
     Она подумала. Потом серьезно ответила:
     -- Стало быть, есть, сударь. Есть же зверь Тигр-Ефрат. Раз
в церкви написан, стало быть, есть. Я сама его видела-с.
     -- Как видела? Где? Когда?
     -- Давно, сударь, в незапамятный срок. А где -- и  сказать
не  умею: помню одно -- мы туда трое суток ехали. Было там село
Крутые Горы. Я и сама  дальняя,  --  может,  изволили  слышать:
рязанская,  --  а  тот  край  еще ниже будет, в Задонщине, и уж
какая там местность грубая, тому и слова не найдешь.  Там-то  и
была  заглазная  деревня наших князей, ихнего дедушки любимая.,
-- целая, может, тысяча глиняных изб по голым буграм-косогорам,
а на самой высокой горе,  на  венце  ее,  над  рекой  Каменной,
господский  дом,  тоже  голый  весь,  трехъярусный,  и  церковь
желтая, колонная,  а  в  той  церкви  этот  самый  божий  волк:
посередь,  стало  быть,  плита  чугунная  над могилой князя, им
зарезанного, а на правом столпе -- он сам, этот волк,  во  весь
свой  рост  и  склад  написанный:  сидит в серой шубе на густом
хвосту и весь тянется вверх, упирается передними лапами в  земь
-- так  и  зарит  в  глаза:  ожерелок седой, остистый, толстый,
голова большая,  остроухая,  клыками  оскаленная,  глаза  ярые,
кровавые,  округ  же  головы  золотое  сияние,  как  у святых и
угодников. Страшно даже вспомнить такое диво  дивное!  До  того
живой сидит глядит, будто вот-вот на тебя кинется!
     -- Постой,  Машенька, -- сказал я, -- я ничего не понимаю,
зачем же и кто этого страшного волка в церкви написал? Говоришь
-- он зарезал князя: так почему ж он святой и  зачем  ему  быть
надо  княжеской  могилой?  И  как ты попала туда, в это ужасное
село? Расскажи все толком.
     И Машенька стала рассказывать:
     -- Попала я, сударь, туда по той причине, что  была  тогда
крепостной девушкой, при доме наших князей прислуживала. Была я
сирота,  родитель мой, баяли, какой-то прохожий был, -- беглый,
скорее всего, -- незаконно обольстил мою матушку, да и  скрылся
бог  весть куда, а матушка, родивши меня, вскорости скончалась.
Ну и пожалели меня господа, взяли с дворни в  дом,  как  только
сравнялось  мне  тринадцать  лет  и  приставили  на побегушки к
молодой барыне, и я так чем-то полюбилась ей, что она  меня  ни
на час не отпускала от своей милости. Вот она-то и взяла меня с
собой  в войяж, как задумал молодой князь съездить с ней в свое
дедовское наследие, в эту самую  заглазную  деревню,  в  Крутые
Горы. Была та вотчина в давнем запустении, в безлюдии, -- так и
стоял  дом забитый, заброшенный с самой смерти дедушки, -- ну и
захотели наши молодые господа проведать ее.  А  какой  страшной
смертью помер дедушка, о том всем нам было ведомо по преданию.
     В   зале  что-то  слегка  треснуло  и  потом  упало,  чуть
стукнуло. Машенька скинула ноги с ларя и побежала  в  зал:  там
уже  пахло  гарью  от  упавшей  свечи.  Она замяла еще чадивший
свечной фитиль, затоптала затлевший ворс попоны и,  вскочив  на
стул, опять зажгла свечу от прочих горевших свечей, воткнутых в
серебряные  лунки  под  иконой, и приладила ее в ту, из которой
она выпала: перевернула ярким пламенем вниз, покапала  в  лунку
потекшим,  как горячий мед, воском, потом вставила, ловко сняла
тонкими пальцами нагар с других свечей  и  опять  соскочила  на
пол.
     -- Ишь  как весело затеплилось, -- сказала она, крестясь и
глядя на ожившее золото свечных огоньков.  --  И  какой  дух-то
церковный пошел!
     Пахло  сладким чадом, огоньки трепетали, лик образа древне
глядел из-за них в пустом кружке серебряного оклада. В верхние,
чистые стекла окон, густо обмерзших снизу серым инеем,  чернела
ночь  и близко белели отягощенные снежными пластами лапы ветвей
в  палисаднике.   Машенька   посмотрела   на   них,   еще   раз
перекрестилась и вошла опять в прихожую.
     -- Почивать  вам  пора,  сударь, -- сказала она, садясь на
ларь и сдерживая зевоту, прикрывая рот своей сухой  ручкой.  --
Ночь-то уж грозная стала.
     -- Почему грозная?
     -- А  потому,  что  потаенная,  когда лишь алектор, петух,
по-нашему, да еще нощной вран, сова, может не  спать.  Тут  сам
господь  землю  слушает,  самые главные звезды начинают играть,
проруби мерзнут по морям и рекам.
     -- А что ж ты сама не спишь по ночам?
     -- И я, сударь, сколько  надобно  сплю.  Старому  человеку
много ли сна полагается? Как птице на ветке.
     -- Ну, ложись, только доскажи мне про этого волка.
     -- Да  ведь  это  дело  темное,  давнее, сударь, -- может,
баллада одна.
     -- Как ты сказала?
     -- Баллада, сударь.  Так-то  все  наши  господа  говорили,
любили эти баллады читать. Я, бывало, слушаю -- мороз по голове
идет:

     Воет сыр-бор за горою,
     Метет в белом поле,
     Стала вьюга-непогода,
     Запала дорога...

     До чего хорошо, господи!
     -- Чем хорошо, Машенька?
     -- Тем и хорошо-с, что сам не знаешь чем. Жутко.
     -- В старину, Машенька, все жутко было.
     -- Как  сказать,  сударь?  Может,  и правда, что жутко, да
теперь-то все мило кажется. Ведь  когда  это  было?  Уж  так-то
давно, -- все царства-государства прошли, все дубы от древности
рассыпались,  все  могилки сровнялись с землей. Вот и это дело,
-- на дворне его слово в слово сказывали, а правда ли? Дело это
будто еще при великой царице было и будто оттого князь в Крутых
Горах сидел, что она на него за что-то  разгневалась,  заточила
его  вдаль  от  себя,  и он очень лют сделался -- пуще всего на
казнь рабов своих и на любовный блуд. Очень еще в силе  был,  а
касательно  наружности  отлично красив и будто бы не было ни на
дворне у него, ни по деревням его ни одной девушки, какую бы он
к себе, в свою сераль, на первую ночь не  требовал.  Ну  вот  и
впал  он  в самый страшный грех: польстился даже на новобрачную
сына своего родного. Тот в Петербурге в царской военной  службе
был, а когда нашел себе суженую, получил от родителя разрешение
на брак и женился, то, стало быть, приехал с новобрачной к нему
на  поклон,  в эти самые Крутые Горы. А он и прельстись на нее.
Про любовь, сударь, недаром поется:
     Жар любви во всяком царстве,
     Любится земной весь круг...
     И какой же может быть грех, если  хоть  и  старый  человек
мышлит  о  любимой,  вздыхает о ней? Да ведь тут-то дело совсем
иное было, тут вроде  как  родная  дочь  была,  а  он  на  блуд
простирал алчные свои намерения.
     -- Ну и что же?
     -- А то, сударь, что, заметивши такой родительский умысел,
решил  молодой князь тайком бежать. Подговорил конюхов, задарил
их всячески, приказал к полночи запрячь тройку порезвей, вышел,
крадучись, как только заснул старый  князь,  из  родного  дома,
вывел  молодую  жену  --  и был таков. Только старый князь и не
думал спать: он еще с вечера все узнал  от  своих  наушников  и
немедля  в  погоню  пошел.  Ночь,  мороз несказанный, аж кольцо
округ месяца лежит, снегов в степи выше роста человеческого,  а
ему  все  нипочем: летит, весь увешанный саблями и пистолетами,
верхом на коне, рядом со своим любимым доезжачим,  и  уж  видит
впереди  тройку с сыном. Кричит, как орел: стой, стрелять буду!
А там не слушают, гонят тройку во весь дух и  пыл.  Стал  тогда
старый  князь  стрелять  в  лошадей и убил на скаку сперва одну
пристяжную, правую, потом другую, левую, и уж  хотел  коренника
свалить, да глянул вбок и видит: несется на него по снегам, под
месяцем,   великий,  небывалый  волк,  с  глазами,  как  огонь,
красными и с сияньем округ головы! Князь давай палить и в него,
а он даже глазом не моргнул: вихрем нанесся на князя, прянул  к
нему на грудь -- и в единый миг пересек ему кадык клыком.
     -- Ах,  какие  страсти,  Машенька, -- сказал я. -- Истинно
баллада!
     -- Грех, не смейтесь, сударь, -- ответила она. --  У  бога
всего много.
     -- Не   спорю,  Машенька.  Только  странно  все-таки,  что
написали этого волка как раз возле  могилы  князя,  зарезанного
им.
     -- Его  написали,  сударь,  по собственному желанию князя:
его домой  еще  живого  привезли,  и  он  успел  перед  смертью
покаяться  и причастье принять, а в последний свой миг приказал
написать того волка в церкви над своей  могилой:  в  назидание,
стало  быть,  всему  потомству княжескому. Кто ж его мог по тем
временам ослушаться? Да и  церковь-то  была  его  домашняя,  им
самим строенная.

                               3 февраля 1938



      СТЕПА



     Перед   вечером,   по   дороге  в  Чернь,  молодого  купца
Красильщикова захватил ливень с грозой.
     Он, в  чуйке  с  поднятым  воротом  и  глубоко  надвинутом
картузе,  с  которого  текло  струями,  шибко  ехал  на беговых
дрожках, сидя верхом возле самого щитка, крепко упершись ногами
в высоких сапогах в переднюю ось,  дергая  мокрыми,  застывшими
руками  мокрые,  скользкие  ременные  вожжи,  торопя и без того
резвую  лошадь;  слева  от  него,   возле   переднего   колеса,
крутившегося  в целом фонтане жидкой грязи, ровно бежал, длинно
высунув язык, коричневый пойнтер.
     Сперва Красильщиков гнал по черноземной колее вдоль шоссе,
потом,  когда  она  превратилась  в  сплошной  серый  поток   с
пузырями,  свернул  на шоссе, задребезжал по его мелкому щебню.
Ни окрестных полей, ни неба уже давно не  было  видно  за  этим
потопом, пахнущим огуречной свежестью и фосфором; перед глазами
то  и  дело,  точно  знамение конца мира, ослепляющим рубиновым
огнем извилисто жгла сверху вниз по великой стене  туч  резкая,
ветвистая  молния, а над головой с треском летел шипящий хвост,
разрывавшийся вслед затем необыкновенными по своей  сокрушающей
силе  ударами.  Лошадь  каждый раз вся дергалась от них вперед,
прижимая уши, собака  шла  уже  скоком...  Красильщиков  рос  и
учился  в  Москве,  кончил  там университет, но, когда приезжал
летом в свою тульскую усадьбу, похожую на богатую  дачу,  любил
чувствовать  себя  помещиком-купцом,  вышедшим  из мужиков, пил
лафит и курил из золотого портсигара, а носил  смазные  сапоги,
косоворотку  и  поддевку,  гордился  своей  русской  статью,  и
теперь, в ливне и грохоте, чувствуя, как у него холодно льет  с
козырька и носа, полон был энергичного удовольствия деревенской
жизни. В это лето он часто вспоминал лето в прошлом году, когда
он, из-за связи с одной известной актрисой, промучился в Москве
до  самого  июля,  до  отъезда ее в Кисловодск: безделье, жара,
горячая вонь и  зеленый  дым  от  пылающего  в  железных  чанах
асфальта  в  развороченных  улицах, завтраки в Троицком низке с
актерами Малого театра, тоже  собиравшимися  на  Кавказ,  потом
сидение  в  кофейне  Трамблэ,  вечером  ожиданье  ее  у  себя в
квартире с мебелью в чехлах, с люстрами и картинами в кисее,  с
запахом   нафталина...  Летние  московские  вечера  бесконечны,
темнеет только к одиннадцати, и вот ждешь, ждешь -- ее все нет.
Потом наконец звонок -- и она, во всей своей летней нарядности,
и ее задыхающийся голос: "Прости, пожалуйста, весь день пластом
лежала от головной боли, совсем завяла твоя  чайная  роза,  так
спешила, что лихача взяла, голодна ужасно..."
     Когда ливень и сотрясающиеся перекаты грома стали стихать,
отходить  и  кругом стало проясняться, впереди, влево от шоссе,
показался  знакомый  постоялый  двор  старика-вдовца,  мещанина
Пронина.  До  города  оставалось  еще  двадцать  верст, -- надо
перегодить, подумал Красильщиков,  лошадь  вся  в  мыле  и  еще
неизвестно,  что  будет опять, ишь какая чернота в ту сторону и
все еще загорается... На переезде  к  постоялому  двору  он  на
рысях свернул и осадил возле деревянного крыльца.
     -- Дед! -- громко крикнул он. -- Принимай гостя!
     Но окна в бревенчатом доме под железной ржавой крышей были
темны,  на  крик  никто  не  отозвался. Красильщиков замотал на
щиток вожжи, поднялся  на  крыльцо  вслед  за  вскочившей  туда
грязной  и  мокрой  собакой,  --  вид  у нее был бешеный, глаза
блестели ярко и бессмысленно, -- сдвинул с потного лба  картуз,
снял  отяжелевшую  от воды чуйку, кинул ее на перила крыльца и,
оставшись в одной  поддевке  с  ременным  поясом  в  серебряном
наборе,  вытер  пестрое  от  грязных  брызг лицо и стал счищать
кнутовищем грязь с голенищ. Дверь в  сенцы  была  отворена,  но
чувствовалось, что дом пуст. Верно, скотину убирают, подумал он
и, разогнувшись, посмотрел в поле: не ехать ли дальше? Вечерний
воздух  был  неподвижен и сыр, с разных сторон бодро били вдали
перепела  в  отягченных  влагой  хлебах,  дождь  перестал,   но
надвигалась  ночь,  небо  и  земля угрюмо темнели, за шоссе, за
низкой чернильной грядой леса, еще гуще и мрачней чернела туча,
широко и зловеще вспыхивало красное  пламя  --  и  Красильщиков
шагнул  в  сенцы, нашарил в темноте дверь в горницу. Но горница
была темна и тиха, только где-то постукивали рублевые  часы  на
стене.  Он  хлопнул  дверью, повернул налево, нашарил и отворил
другую, в избу: опять никого,  одни  мухи  сонно  и  недовольно
загудели в жаркой темноте на потолке.
     -- Как  подохли!  --  вслух  сказал он -- и тотчас услыхал
скорый и певучий, полудетский голос соскользнувшей в темноте  с
нар Степы, дочери хозяина:
     -- Это   вы,  Василь  Ликсеич?  А  я  тут  одна,  стряпуха
поругалась с палашей и ушла домой, а папаша взяли  работника  и
уехали  по делу в город, вряд ли и вернутся нынче... Напугалась
грозы до смерти, а тут,  слышу,  кто-й-то  подъехал,  еще  пуще
испугалась... Здравствуйте, извините меня, пожалуйста...
     Красильщиков  чиркнул  спичкой,  осветил ее черные глаза и
смуглое личико:
     -- Здравствуй, дурочка. Я тоже еду в город, да, вишь,  что
делается,  заехал переждать... А ты, значит, думала, разбойники
подъехали?
     Спичка стала догорать, но  еще  видно  было  это  смущенно
улыбающееся  личико,  коралловое  ожерелье  на шейке, маленькие
груди под желтеньким ситцевым платьем... Она была чуть не вдвое
меньше его ростом и казалась совсем девочкой.
     -- Я сейчас  лампу  зажгу,  --  поспешно  заговорила  она,
смутясь еще больше от зоркого взгляда Красильщикова, и кинулась
к  лампочке  над  столом.  --  Вас сам Бог послал, что бы я тут
делала одна, -- певуче говорила она, поднявшись  на  цыпочки  и
неловко вытягивая из зубчатой решетки лампочки, из ее жестяного
кружка, стекло.
     Красильщиков зажег другую спичку, глядя на ее вытянувшуюся
и изогнувшуюся фигурку.
     -- Погоди,  не  надо, -- вдруг сказал он, бросая спичку, и
взял ее за талию. -- Постой, повернись-ка на минутку ко мне...
     Она со страхом глянула на него через плечо, уронила руки и
повернулась. Он притянул ее  к  себе,  --  она  не  вырывалась,
только дико и удивленно откинула голову назад. Он сверху, прямо
и твердо заглянул сквозь сумрак в глаза ей и засмеялся:
     -- Еще пуще испугалась?
     -- Василь   Ликсеич...  --  пробормотала  она  умоляюще  и
потянулась из его рук.
     -- Погоди. Разве я тебе не  нравлюсь?  Ведь  знаю,  всегда
рада, когда я заезжаю.
     -- Лучше  вас  на  свете  нету,  --  выговорила она тихо и
горячо.
     -- Ну вот видишь...
     Он длительно поцеловал ее в губы, и  руки  его  скользнули
ниже.
     -- Василь  Ликсеич...  за-ради  Христа...  Вы забыли, ваша
лошадь так и осталась под крыльцом... папаша заедут...  Ах,  не
надо!
     Через  полчаса  он  вышел  из  избы, отвел лошадь во двор,
поставил ее под навес, снял с  нее  уздечку,  задал  ей  мокрой
накошенной травы из телеги, стоявшей посреди двора, и вернулся,
глядя  на  спокойные  звезды  в  расчистившемся  небе. В жаркую
темноту тихой избы все еще заглядывали с разных сторон  слабые,
далекие  зарницы.  Она  лежала  на  нарах, вся сжавшись, уткнув
голову в  грудь,  горячо  наплакавшись  от  ужаса,  восторга  и
внезапности  того,  что  случилось.  Он  поцеловал  ее  мокрую,
соленую от слез щеку, лег навзничь и положил ее голову  к  себе
на  плечо,  правой  рукой  держа  папиросу.  Она лежала смирно,
молча, он, куря, ласково и рассеянно приглаживал левой рукой ее
волосы, щекотавшие ему подбородок... Потом она  сразу  заснула.
Он  лежал, глядя в темноту, и самодовольно усмехался: "А папаша
в город уехали..." Вот тебе и уехали!  Скверно,  он  все  сразу
поймет  --  такой  сухенький  и  быстрый  старичок  в серенькой
поддевочке, борода  белоснежная,  а  густые  брови  еще  совсем
черные,  взгляд  необыкновенно  живой, говорит, когда пьян, без
умолку, а все видит насквозь...
     Он без сна слежал до того часа, когда темнота  избы  стала
слабо  светлеть  посередине,  между  потолком и полом. Повернув
голову, он видел зеленовато белеющий за  окнами  восток  и  уже
различал  в  сумраке  угла  над столом большой образ угодника в
церковном  облачении,  его  поднятую  благословляющую  руку   и
непреклонно грозный взгляд. Он посмотрел на нее: лежит, все так
же  свернувшись, поджав ноги, все забыла во сне! Милая и жалкая
девчонка...
     Когда в небе стало совсем светло и петух на разные  голоса
стал  орать  за  стеной,  он  сделал  движение  подняться.  Она
вскочила  и,  полусидя  боком,  с   расстегнутой   грудью,   со
спутанными  волосами,  уставилась на него ничего не понимающими
глазами.
     -- Степа, -- сказал он осторожно. -- Мне пора.
     -- Уж едете? -- прошептала она бессмысленно.
     И вдруг пришла в себя и крест-накрест ударила себя в грудь
руками:
     -- Куда ж вы едете? Как же я теперь буду без  вас?  Что  ж
мне теперь делать?
     -- Степа, я опять скоро приеду...
     -- Да  ведь папаша будут дома, -- как же я вас увижу! Я бы
в лес за шоссе пришла, да как же мне отлучиться из дому?
     Он,  стиснув  зубы,  опрокинул  ее  навзничь.  Она  широко
разбросила  руки,  воскликнула  в  сладком, как бы предсмертном
отчаянии: "Ах!"
     Потом он стоял перед нарами, уже в поддевке, в картузе,  с
кнутом  в  руке,  спиной  к  окнам, к густому блеску только что
показавшегося солнца, а она  стояла  на  нарах  на  коленях  и,
рыдая,   по-детски   и   некрасиво   раскрывая  рот,  отрывисто
выговаривала:
     -- Василь Ликсеич... за-ради Христа... за-ради самого царя
небесного, возьмите меня замуж! Я  вам  самой  последней  рабой
буду!  У порога вашего буду спать -- возьмите! Я бы и так к вам
ушла, да кто ж меня так пустит! Василь Ликсеич...
     -- Замолчи, -- строго  сказал  Красильщиков.  --  На  днях
приеду к твоему отцу и скажу, что женюсь на тебе. Слышала?
     Она  села  на  ноги,  сразу оборвав рыдания, тупо раскрыла
мокрые лучистые глаза:
     -- Правда?
     -- Конечно, правда.
     -- Мне на Крещенье  уж  шестнадцатый  пошел,  --  поспешно
сказала она.
     -- Ну вот, значит, через полгода и венчаться можно...
     Воротясь домой, он тотчас стал собираться и к вечеру уехал
на тройке  на  железную  дорогу.  Через  два  дня  он был уже в
Кисловодске.
     5 октября 1938





      МУЗА



     Я был тогда уже не первой молодости,  но  вздумал  учиться
живописи,  --  у  меня  всегда была страсть к ней, -- и, бросив
свое имение в Тамбовской губернии, провел зиму в  Москве:  брал
уроки  у  одного  бездарного, но довольно известного художника,
неопрятного  толстяка,  отлично  усвоившего   себе   все,   что
полагается: длинные волосы, крупными сальными кудрями закинутые
назад, трубка в зубах, бархатная гранатовая куртка, на башмаках
грязно-серые  гетры, -- я их особенно ненавидел, -- небрежность
в обращении, снисходительное поглядывание прищуренными  глазами
на работу ученика и это как бы про себя:
     -- Занятно, занятно... Несомненные успехи...
     Жил  я  на  Арбате,  рядом с рестораном "Прага", в номерах
"Столица". Днем работал у  художника  и  дома,  вечера  нередко
проводил  в  дешевых  ресторанах  с разными новыми знакомыми из
богемы, и молодыми и потрепанными, но  одинаково  приверженными
бильярду  и  ракам  с  пивом...  Неприятно и скучно я жил! Этот
женоподобный,  нечистоплотный  художник,   его   "артистически"
запущенная,  заваленная  всякой  пыльной бутафорией мастерская,
эта сумрачная "Столица"... В памяти осталось: непрестанно валит
за окнами снег, глухо гремят, звонят по Арбату  конки,  вечером
кисло  воняет пивом и газом в тускло освещенном ресторане... Не
понимаю, почему я вел такое  жалкое  существование,  --  был  я
тогда далеко не беден.
     Но  вот  однажды  в  марте,  когда  я  сидел дома, работая
карандашами, и в отворенные фортки двойных  рам  несло  уже  не
зимней  сыростью мокрого снега и дождя, не по-зимнему цокали по
мостовой подковы и как будто музыкальнее звонили конки,  кто-то
постучал  в  дверь  моей  прихожей.  Я  крикнул: кто там? -- но
ответа не последовало.  Я  подождал,  опять  крикнул  --  опять
молчание,  потом  новый  стук. Я встал, отворил: у порога стоит
высокая девушка в серой зимней шляпке, в сером прямом пальто, в
серых ботиках, смотрит в упор, глаза цвета желудя,  на  длинных
ресницах,  на лице и на волосах под шляпкой блестят капли дождя
и снега; смотрит и говорит:
     -- Я консерваторка, Муза Граф. Слышала, что вы  интересный
человек, и пришла познакомиться. Ничего не имеете против?
     Довольно удивленный, я ответил, конечно, любезностью:
     -- Очень    польщен,    милости   прошу.   Только   должен
предупредить, что слухи, дошедшие до вас,  вряд  ли  правильны:
ничего интересного во мне, кажется, нет.
     -- Во  всяком  случае,  дайте  мне  войти, не держите меня
перед дверью, -- сказала она, все так же прямо смотря на  меня.
-- Польщены, так принимайте.
     И,   войдя,   стала,   как   дома,   снимать   перед  моим
серо-серебристым,   местами   почерневшим   зеркалом    шляпку,
поправлять  ржавые  волосы,  скинула  и бросила на стул пальто,
оставшись в клетчатом фланелевом платье, села на диван,  шмыгая
мокрым от снега и дождя носом, и приказала:
     -- Снимите с меня ботики и дайте из пальто носовой платок.
     Я подал платок, она утерлась и протянула мне ноги.
     -- Я  вас  видела  вчера  на концерте Шора, -- безразлично
сказала она.
     Сдерживая глупую улыбку удовольствия и недоумения, --  что
за странная гостья! -- я покорно снял один за другим ботики. От
нее  еще  свежо  пахло  воздухом,  и  меня волновал этот запах,
волновало   соединение   ее   мужественности   со   всем    тем
женственно-молодым,  что  было  в  ее  лице, в прямых глазах, в
крупной и красивой руке, -- во всем, что оглянул и почувствовал
я, стаскивая ботики из-под ее платья,  под  которым  округло  и
полновесно  лежали ее колени, видя выпуклые икры в тонких серых
чулках и удлиненные ступни в открытых лаковых туфлях.
     Затем она удобно уселась  на  диване,  собираясь,  видимо,
уходить  не скоро. Не зная, что говорить, я стал расспрашивать,
от кого и что она слышала про меня и  кто  она,  где  и  с  кем
живет. Она ответила.
     -- От  кого  и  что слышала, неважно. Пошла больше потому,
что увидела на концерте. Вы довольно красивы. А я дочь доктора,
живу от вас недалеко, на Пречистенском бульваре.
     Говорила она как-то неожиданно и кратко. Я, опять не зная,
что сказать, спросил:
     -- Чаю хотите?
     -- Хочу, -- сказала она. -- И прикажите, если у  вас  есть
деньги,  купить у Белова яблок ранет, -- тут, на Арбате. Только
поторопите коридорного, я нетерпелива.
     -- А кажетесь такой спокойной.
     -- Мало ли что кажется...
     Когда коридорный принес самовар и мешочек с яблоками,  она
заварила чай, перетерла чашки, ложечки...
     А  съевши  яблоко и выпив чашку чаю, глубже подвинулась на
диване и похлопала рукой возле себя:
     -- Теперь сядьте ко мне.
     Я сел, она  обняла  меня,  не  спеша  поцеловала  в  губы,
отстранилась, посмотрела и, как будто убедившись, что я достоин
того, закрыла глаза и опять поцеловала -- старательно, долго.
     -- Ну  вот, -- сказала она как будто облегченно. -- Больше
пока ничего нельзя. Послезавтра.
     В номере  было  уже  совсем  темно,  --  только  печальный
полусвет  от  фонарей  с  улицы.  Что  я чувствовал, легко себе
представить. Откуда вдруг такое счастье! Молодая, сильная, вкус
и форма губ необыкновенные... Я как во сне слышал  однообразный
звон конок, цоканье копыт...
     -- Я  хочу  послезавтра  пообедать  с  вами  в "Праге", --
сказала она. -- Никогда там не была и  вообще  очень  неопытна.
Воображаю,  что  вы  обо  мне  думаете.  А на самом деле вы моя
первая любовь.
     -- Любовь?
     -- А как же это иначе называется?
     Ученье свое я, конечно, вскоре бросил, она свое продолжала
кое-как. Мы не расставались, жили, как  молодожены,  ходили  по
картинным  галереям,  по  выставкам,  слушали  концерты  и даже
зачем-то  публичные  лекции...  В  мае  я  переселился,  по  ее
желанию, в старинную подмосковную усадьбу, где были настроены и
сдавались   небольшие   дачи,   и  она  стала  ездить  ко  мне,
возвращаясь в Москву в час ночи. Никак не ожидал я и  этого  --
дачи  под  Москвой:  никогда  еще  не жил дачником, без всякого
дела, в усадьбе, столь не похожей на наши степные усадьбы, и  в
таком климате.
     Все  время  дожди, кругом сосновые леса. То и дело в яркой
синеве над ними скопляются белые облака, высоко  перекатывается
гром,  потом  начинает  сыпать  сквозь  солнце блестящий дождь,
быстро превращающийся от зноя в душистый  сосновый  пар...  Все
мокро,  жирно,  зеркально...  В  парке усадьбы деревья были так
велики, что дачи, кое-где построенные в нем, казались под  ними
малы,  как  жилища  под  деревьями  в тропических странах. Пруд
стоял громадным черным зеркалом, наполовину затянут был зеленой
ряской... Я жил на окраине парка, в лесу. Бревенчатая дача  моя
была  не  совсем достроена, -- неконопаченые стены, неструганые
полы, печи без заслонок, мебели почти никакой. И от  постоянной
сырости  мои  сапоги, валявшиеся под кроватью, обросли бархатом
плесени.
     Темнело по  вечерам  только  к  полуночи:  стоит  и  стоит
полусвет запада по неподвижным, тихим лесам. В лунные ночи этот
полусвет  странно  мешался  с  лунным светом, тоже неподвижным,
заколдованным. И по тому  спокойствию,  что  царило  всюду,  по
чистоте  неба  и воздуха, все казалось, что дождя уже больше не
будет. Но вот я засыпал, проводив ее на  станцию,  --  и  вдруг
слышал:  на  крышу  опять рушится ливень с громовыми раскатами,
кругом тьма и в отвес падающие молнии... Утром на лиловой земле
в сырых аллеях пестрели  тени  и  ослепительные  пятна  солнца,
цокали птички, называемые мухоловками, хрипло трещали дрозды. К
полудню  опять  парило, находили облака и начинал сыпать дождь.
Перед закатом становилось  ясно,  на  моих  бревенчатых  стенах
дрожала,  падая  в окна сквозь листву, хрустально-золотая сетка
низкого солнца. Тут я шел на  станцию  встречать  ее.  Подходил
поезд,  вываливались  на  платформу  несметные  дачники,  пахло
каменным углем паровоза и сырой свежестью леса, показывалась  в
толпе  она,  с сеткой, обремененной пакетами закусок, фруктами,
бутылкой мадеры... Мы дружно обедали глаз  на  глаз.  Перед  ее
поздним    отъездом   бродили   по   парку.   Она   становилась
сомнамбулична, шла, клоня голову на  мое  плечо.  Черный  пруд,
вековые     деревья,     уходящие     в     звездное    небо...
Заколдованно-светлая     ночь,     бесконечно-безмолвная,     с
бесконечно-длинными  тенями  деревьев  на  серебряных  полянах,
похожих на озера.
     В июне она уехала со мной в мою деревню, --  не  венчаясь,
стала жить со мной, как жена, стала хозяйствовать. Долгую осень
провела  не скучая, в будничных заботах, за чтением. Из соседей
чаще всего бывал у нас  некто  Завистовский,  одинокий,  бедный
помещик,  живший  от  нас  верстах  в  двух, щуплый, рыженький,
несмелый, недалекий --  и  недурной  музыкант.  Зимой  он  стал
появляться  у  нас  чуть не каждый вечер. Я знал его с детства,
теперь же так привык  к  нему,  что  вечер  без  него  был  мне
странен. Мы играли с ним в шашки или же он играл с ней в четыре
руки на рояли.
     Перед  Рождеством я как-то поехал в город. Возвратился уже
при луне. И, войдя в дом, нигде не нашел  ее.  Сел  за  самовар
один.
     -- А где барыня, Дуня? Гулять ушла?
     -- Не знаю-с. Их нету дома с самого завтрака.
     -- Оделись   и  ушли,  --  сумрачно  сказала,  проходя  по
столовой и не поднимая головы, моя старая нянька.
     "Верно, к Завистовскому пошла, --  подумал  я,  --  верно,
скоро  придет  вместе  с  ним -- уже семь часов..." И я пошел и
прилег в кабинете и внезапно заснул -- весь день мерз в дороге.
И так же внезапно очнулся через час -- с ясной и дикой  мыслью:
"Да ведь она бросила меня! Наняла на деревне мужика и уехала на
станцию,  в  Москву,  --  от  нее все станется! Но, может быть,
вернулась?"  Прошел  по  дому  --  нет,  не  вернулась.  Стыдно
прислуги...
     Часов  в  десять,  не зная, что делать, я надел полушубок,
взял зачем-то ружье и пошел по большой дороге к  Завистовскому,
думая:  "Как  нарочно, и он не пришел нынче, а у меня еще целая
страшная ночь впереди! Неужели правда уехала, бросила? Да  нет,
не  может  быть!" Иду, скрипя по наезженному среди снегов пути,
блестят слева снежные поля под низкой, бедной луной...  Свернул
с  большой  дороги,  пошел к усадьбе Завистовского: аллея голых
деревьев, ведущая к ней по полю, потом  въезд  во  двор,  слева
старый,  нищий  дом,  в  доме  темно... Поднялся на обледенелое
крыльцо, с трудом отворил тяжелую дверь в клоках обивки,  --  в
прихожей   краснеет   открытая   прогоревшая   печка,  тепло  и
темнота... Но темно и в зале.
     -- Викентий Викентич!
     И он бесшумно, в валенках, появился  на  пороге  кабинета,
освещенного тоже только луной в тройное окно.
     -- Ах,  это вы... Входите, входите, пожалуйста... А я, как
видите, сумерничаю, коротаю вечер без огня...
     Я вошел и сел на бугристый диван.
     -- Представьте себе. Муза куда-то исчезла...
     Он промолчал. Потом почти неслышным голосом:
     -- Да, да, я вас понимаю...
     -- То есть, что вы понимаете?
     И тотчас, тоже бесшумно,  тоже  в  валенках,  с  шалью  на
плечах, вышла из спальни, прилегавшей к кабинету, Муза.
     -- Вы  с  ружьем, -- сказала она. -- Если хотите стрелять,
то стреляйте не в него, а в меня.
     И села на другой диван, напротив.
     Я посмотрел на ее валенки, на колени под серой  юбкой,  --
все  хорошо было видно в золотистом свете, падавшем из окна, --
хотел крикнуть: "Я не могу жить без тебя, за одни  эти  колени,
за юбку, за валенки готов отдать жизнь!"
     -- Дело   ясно   и  кончено,  --  сказала  она.  --  Сцены
бесполезны.
     -- Вы чудовищно жестоки, -- с трудом выговорил я.
     -- Дай мне папиросу, -- сказала она Завистовскому.
     Он трусливо сунулся к ней,  протянул  портсигар,  стал  по
карманам шарить спичек...
     -- Вы  со  мной говорите уже на "вы", -- задыхаясь, сказал
я, -- вы могли бы хоть при мне не говорить с ним на "ты".
     -- Почему? -- спросила она, подняв брови, держа на  отлете
папиросу.
     Сердце  у меня колотилось уже в самом горле, било в виски.
Я поднялся и, шатаясь, пошел вон.
     17 октября 1938





      ПОЗДНИЙ ЧАС



     Ах, как давно я не был там, сказал я себе. С  девятнадцати
лет.  Жил  когда-то  в России, чувствовал ее своей, имел полную
свободу разъезжать куда угодно, и не велик  был  труд  проехать
каких-нибудь триста верст. А все не ехал, все откладывал. И шли
и  проходили  годы,  десятилетия.  Но  вот  уже  нельзя  больше
откладывать:  или  теперь,  или  никогда.   Надо   пользоваться
единственным  и последним случаем, благо час поздний и никто не
встретит меня.
     И я пошел по мосту через реку, далеко видя  все  вокруг  в
месячном свете июльской ночи.
     Мост был такой знакомый, прежний, точно я его видел вчера:
грубо-древний,  горбатый  и  как  будто  даже  не  каменный,  а
какой-то окаменевший от времени до  вечной  несокрушимости,  --
гимназистом  я  думал,  что  он  был  еще  при  Батые. Однако о
древности города говорят только кое-какие следы городских  стен
на   обрыве  под  собором  да  этот  мост.  Все  прочее  старо,
провинциально, не более. Одно было странно, одно указывало, что
все-таки кое-что изменилось на свете с тех  пор,  когда  я  был
мальчиком, юношей: прежде река была не судоходная, а теперь ее,
верно,  углубили, расчистили; месяц был слева от меня, довольно
далеко над рекой, и в его зыбком свете и в мерцающем,  дрожащем
блеске  воды белел колесный пароход, который казался пустым, --
так  молчалив  он  был,  --  хотя  все  его  иллюминаторы  были
освещены,  похожи на неподвижные золотые глаза и все отражались
в воде струистыми золотыми столбами: пароход  точно  на  них  и
стоял. Это было и в Ярославле, и в Суэцком канале, и на Ниле. В
Париже   ночи   сырые,  темные,  розовеет  мглистое  зарево  на
непроглядном небе, Сена течет под мостами черной смолой, но под
ними тоже  висят  струистые  столбы  отражений  от  фонарей  на
мостах,  только  они  трехцветные:  белое,  синее  и красное --
русские национальные флаги. Тут на  мосту  фонарей  нет,  и  он
сухой  и  пыльный. А впереди, на взгорье, темнеет садами город,
над садами торчит пожарная каланча. Боже мой,  какое  это  было
несказанное  счастье!  Это  во  время  ночного пожара я впервые
поцеловал твою руку и ты сжала в ответ мою -- я тебе никогда не
забуду этого тайного согласия. Вся улица чернела  от  народа  в
зловещем, необычном озарении. Я был у вас в гостях, когда вдруг
забил набат и все бросились к окнам, а потом за калитку. Горело
далеко,  за  рекой,  но страшно жарко, жадно, спешно. Там густо
валили черно-багровым руном клубы дыма,  высоко  вырывались  из
них  кумачные  полотнища пламени, поблизости от нас они, дрожа,
медно отсвечивали в куполе Михаила Архангела. И  в  тесноте,  в
толпе,  среди тревожного, то жалостливого, то радостного говора
отовсюду  сбежавшегося  простонародья,  я  слышал  запах  твоих
девичьих  волос,  шеи,  холстинкового  платья  --  и  вот вдруг
решился, взял, весь замирая, твою руку...
     За мостом я поднялся на взгорье,  пошел  в  город  мощеной
дорогой.
     В  городе  не  было  нигде ни единого огня, ни одной живой
души. Все было немо и просторно, спокойно и печально -- печалью
русской степной ночи, спящего степного города. Одни  сады  чуть
слышно,  осторожно  трепетали  листвой  от ровного тока слабого
июльского ветра, который тянул откуда-то с полей,  ласково  дул
на  меня.  Я  шел  -- большой месяц тоже шел, катясь и сквозя в
черноте ветвей зеркальным кругом; широкие улицы лежали  в  тени
-- только  в  домах  направо,  до  которых  тень  не достигала,
освещены были  белые  стены  и  траурным  глянцем  переливались
черные  стекла;  а я шел в тени, ступал по пятнистому тротуару,
-- он сквозисто устлан был черными шелковыми кружевами.  У  нее
было такое вечернее платье, очень нарядное, длинное и стройное.
Оно  необыкновенно  шло  к  ее  тонкому  стану и черным молодым
глазам. Она в нем была таинственна и оскорбительно не  обращала
на меня внимания. Где это было? В гостях у кого?
     Цель моя состояла в том, чтобы побывать на Старой улице. И
я мог  пройти туда другим, ближним путем. Но я оттого свернул в
эти просторные улицы в садах, что хотел взглянуть на  гимназию.
И, дойдя до нее, опять подивился: и тут все осталось таким, как
полвека назад; каменная ограда, каменный двор, большое каменное
здание  во  дворе  --  все  так  же  казенно,  скучно, как было
когда-то, при мне. Я помедлил у ворот,  хотел  вызвать  в  себе
грусть,  жалость  воспоминаний  --  и  не мог: да, входил в эти
ворога сперва стриженный под гребенку первоклассник в новеньком
синем картузе с серебряными пальмочками над козырьком и в новой
шинельке с серебряными пуговицами, потом худой  юноша  в  серой
куртке и в щегольских панталонах со штрипками; но разве это я?
     Старая  улица  показалась  мне  только  немного  уже,  чем
казалась прежде. Все прочее было неизменно. Ухабистая мостовая,
ни одного деревца, по обе стороны запыленные  купеческие  дома,
тротуары  тоже ухабистые, такие, что лучше идти срединой улицы,
в полном месячном свете... И ночь была почти такая же, как  та.
Только  та  была  в  конце  августа,  когда  весь  город пахнет
яблоками, которые горами лежат на базарах,  и  так  тепла,  что
наслаждением   было  идти  в  одной  косоворотке,  подпоясанной
кавказским ремешком... Можно ли помнить эту  ночь  где-то  там,
будто бы в небе?
     Я  все-таки  не решился дойти до вашего дома. И он, верно,
не изменился, но тем  страшнее  увидать  его.  Какие-то  чужие,
новые  люди живут в нем теперь. Твой отец, твоя мать, твой брат
-- все пережили тебя, молодую, но в свой срок тоже умерли. Да и
у меня все умерли; и не только родные, но и многие,  многие,  с
кем  я,  в  дружбе  или  приятельстве,  начинал жизнь; давно ли
начинали и они, уверенные, что ей  и  конца  не  будет,  а  все
началось,  протекло и завершилось на моих глазах, -- так быстро
и на моих глазах! И я сел на тумбу возле какого-то  купеческого
дома,  неприступного  за  своими  замками  и  воротами,  и стал
думать, какой она была в те далекие, наши с ней времена: просто
убранные темные волосы, ясный взгляд, легкий загар юного  лица,
легкое  летнее  платье,  под  которым  непорочность, крепость и
свобода молодого тела... Это было начало нашей любви, время еще
ничем   не   омраченного   счастья,   близости,   доверчивости,
восторженной нежности, радости...
     Есть  нечто совсем особое в теплых и светлых ночах русских
уездных городов в конце лета. Какой  мир,  какое  благополучие!
Бродит  по  ночному  веселому  городу  старик  с колотушкой, но
только для собственного  удовольствия:  нечего  стеречь,  спите
спокойно,  добрые  люди,  вас  стережет Божье благоволение, это
высокое сияющее небо, на которое беззаботно поглядывает старик,
бродя по нагретой  за  день  мостовой  и  только  изредка,  для
забавы, запуская колотушкой плясовую трель. И вот в такую ночь,
в  тот  поздний  час, когда в городе не спал только он один, ты
ждала меня в вашем уже подсохшем  к  осени  саду,  и  я  тайком
проскользнул  в  него:  тихо  отворил калитку, заранее отпертую
тобой, тихо и быстро пробежал по двору и за  сараем  в  глубине
двора  вошел  в пестрый сумрак сада, где слабо белело вдали, на
скамье  под  яблонями,  твое  платье,  и,  быстро  подойдя,   с
радостным испугом встретил блеск твоих ждущих глаз.
     И  мы  сидели, сидели в каком-то недоумении счастья. Одной
рукой я обнимал тебя, слыша  биение  твоего  сердца,  в  другой
держал  твою  руку, чувствуя через нее всю тебя. И было уже так
поздно, что даже и колотушки не было слышно, -- лег  где-нибудь
на  скамье  и  задремал  с  трубкой  в  зубах  старик, греясь в
месячном свете. Когда я глядел вправо, я видел,  как  высоко  и
безгрешно сияет над двором месяц и рыбьим блеском блестит крыша
дома.   Когда  глядел  влево,  видел  заросшую  сухими  травами
дорожку, пропадавшую под другими  яблонями,  а  за  ними  низко
выглядывавшую  из-за  какого-то  другого  сада одинокую зеленую
звезду, теплившуюся бесстрастно и вместе  с  тем  выжидательно,
что-то  беззвучно говорившую. Но и двор и звезду я видел только
мельком -- одно было в мире: легкий сумрак и лучистое  мерцание
твоих глаз в сумраке.
     А потом ты проводила меня до калитки, и я сказал:
     -- Если  есть будущая жизнь и мы встретимся в ней, я стану
там на колени и поцелую твои ноги за все, что ты  дала  мне  на
земле.
     Я  вышел  на  середину  светлой  улицы  и  пошел  на  свое
подворье. Обернувшись, видел, что все еще белеет в калитке.
     Теперь, поднявшись с тумбы, я пошел назад  тем  же  путем,
каким  пришел.  Нет,  у меня была, кроме Старой улицы, и другая
цель, в которой мне было страшно признаться себе, но исполнение
которой, я знал, было неминуемо. И я пошел -- взглянуть и  уйти
уже навсегда.
     Дорога  была  опять  знакома.  Все  прямо, потом влево, по
базару, а с базара -- по Монастырской -- к выезду из города.
     Базар как бы другой город в городе. Очень пахучие ряды.  В
Обжорном  ряду,  под  навесами над длинными столами и скамьями,
сумрачно. В Скобяном висит на цепи над срединой  прохода  икона
большеглазого  Спаса  в ржавом окладе. В Мучном по утрам всегда
бегали,  клевали  по  мостовой  целой  стаей  голуби.  Идешь  в
гимназию  --  сколько  их! И все толстые, с радужными зобами --
клюют  и  бегут,  женственно,  щепотко  виляясь,   покачиваясь,
однообразно   подергивая  головками,  будто  не  замечая  тебя:
взлетают,  свистя  крыльями,  только  тогда,  когда   чуть   не
наступишь  на  какого-нибудь  из  них.  А  ночью  тут  быстро и
озабоченно носились крупные темные крысы, гадкие и страшные.
     Монастырская улица -- пролет в поля  и  дорога:  одним  из
города  домой,  в  деревню, другим -- в город мертвых. В Париже
двое суток выделяется дом номер такой-то на такой-то улице  изо
всех  прочих  домов чумной бутафорией подъезда, его траурного с
серебром обрамления, двое суток лежит в  подъезде  на  траурном
покрове  столика  лист  бумаги  в  траурной  кайме  --  на  нем
расписываются в знак сочувствия вежливые посетители;  потом,  в
некий  последний  срок,  останавливается у подъезда огромная, с
траурным балдахином, колесница, дерево которой  черно-смолисто,
как   чумной   гроб,   закругленно  вырезанные  полы  балдахина
свидетельствуют о небесах  крупными  белыми  звездами,  а  углы
крыши увенчаны кудреватыми черными султанами -- перьями страуса
из преисподней; в колесницу впряжены рослые чудовища в угольных
рогатых  попонах  с  белыми  кольцами  глазниц;  на  бесконечно
высоких козлах  сидит  и  ждет  выноса  старый  пропойца,  тоже
символически наряженный в бутафорский гробный мундир и такую же
треугольную  шляпу, внутренне, должно быть, всегда ухмыляющийся
на эти торжественные слова! "Requiem aeternam dona eis, Domine,
et lux perpetua luceat eis"1. -- Тут все другое. Дует  с  полей
по  Монастырской  ветерок,  и несут навстречу ему на полотенцах
открытый гроб, покачивается рисовое лицо с пестрым венчиком  на
лбу, над закрытыми выпуклыми веками. Так несли и ее.
     На  выезде,  слева  от  шоссе,  монастырь  времен  Алексея
Михайловича, крепостные, всегда закрытые  ворота  и  крепостные
стены,  из-за  которых  блестят  золоченые репы собора. Дальше,
совсем в  поле,  очень  пространный  квадрат  других  стен,  но
невысоких: в них заключена целая роща, разбитая пересекающимися
долгими  проспектам,  по  сторонам которых, под старыми вязами,
липами  и  березами,  все  усеяно  разнообразными  крестами   и
памятниками.  Тут  ворота  были  раскрыты  настежь,  и я увидел
главный проспект, ровный, бесконечный. Я несмело снял  шляпу  и
вошел.  Как  поздно  и  как  немо! Месяц стоял за деревьями уже
низко, но все вокруг, насколько  хватал  глаз,  было  еще  ясно
видно. Все пространство этой рощи мертвых, крестов и памятников
ее   узорно   пестрело   в   прозрачной   тени.  Ветер  стих  к
предрассветному часу -- светлые и темные пятна, все  пестрившие
под  деревьями, спали. В дали рощи, из-за кладбищенской церкви,
вдруг что-то мелькнуло и с бешеной  быстротой,  темным  клубком
понеслось  на  меня  --  я, вне себя, шарахнулся в сторону, вся
голова у меня сразу оледенела и стянулась, сердце  рванулось  и
замерло...  Что  это  было?  Пронеслось и скрылось. Но сердце в
груди так и осталось стоять. И так, с  остановившимся  сердцем,
неся  его  в  себе, как тяжкую чашу, я двинулся дальше. Я знал,
куда надо идти, я шел все прямо по проспекту -- и в самом конце
его, уже в  нескольких  шагах  от  задней  стены,  остановился:
передо  мной,  на ровном месте, среди сухих трав, одиноко лежал
удлиненный и довольно узкий камень, возглавием к  стене.  Из-за
стены  же  дивным  самоцветом глядела невысокая зеленая звезда,
лучистая, как та, прежняя, но немая, неподвижная.
     19 октября 1938






 

Манифест геосимволистов

Манифест геосимволистов | Я,писатель Леонид Л. Шимко, рад сообщить Вам о возрождении символизма в его новом течении, которое я назвал геосимволизмом.... >>

 

Геосимволист Л. Шимко Поэзия

Дождик гуляет по крышам | Дождик гуляет по крышам,
Гладит их ржавые грани,
Шарит в... >>

 
Сонет | Друг другу мы в глаза влюблено смотрим
Друг друга кроткой... >>

 

Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru