Александр Блок Незнакомка |
Страница 5 из 5 КОММЕНТАРИИ Сборники своих пьес Блок издавал трижды - в 1908, 1916 и 1918 годах. В последние годы жизни Блок планировал наиболее полное издание своего "Театра", которое, однако, при жизни поэта осуществлено не было. Драматические произведения Блока печатаются в настоящем издании по т. 4 Собрания сочинений А. Блока в 8 томах с проверкой и правкой по сборнику "Театр" 1918 года (и правленной Блоком корректуре этого издания, Институт русской литературы АН СССР, Ленинград) и ряду разрозненных публикаций 1918-1921 годов. Незнакомка Печатается по тексту сборника "Театр" (1918). Эпиграфы к драме взяты из романа Достоевского "Идиот". Текст эпиграфов относится к главной героине романа Настасье Филипповне. Рукописное заглавие драмы - "Три видения" - помогает увидеть в "Незнакомке" перекличку с поэмой Вл. Соловьева "Три свидания", рассказывающей о чудодейственных явлениях герою олицетворенного идеала красоты, мудрости и абстрактной "женственности". Сопоставление эпиграфов из Достоевского с таким обращением к Вл. Соловьеву дает понять, что драма предлагает не повторение мотивов "Прекрасной Дамы", а антитезу им (ср. воспоминания о Блоке Н. А. Павлович, Блоковский сборник, Тарту, 1964, стр. 485). К драме "Незнакомка" Блок приходит через "Балаганчик". Как и "Балаганчик", эта драма тесно связана также с более ранним одноименным стихотворением, необычайно дорогим Блоку. "Дьявольский", но возвышенный женский образ в стихотворении "Незнакомка" многие понимали как поэтизацию ресторанной "дамы полусвета", и в своей драме (см. также доклад "О современном состоянии русского символизма", т. 5 наст, издания) Блок обнажает важную для него антитезу "быта" и "запредельности". Для взаимоотношений Блока с его окружением крайне характерно, однако, что драму, исключающую "пикантное" толкование образа Незнакомки, публика встретила сравнительно холодно (см. также примечания к стихотворениям "Незнакомка" в т. 2 и "В ресторане" в т. 3 наст. издания). Такую судьбу драмы определило, возможно, и углубление блоковской сатиры. В имевшем шумный успех "Балаганчике" социальныи, а не только кружковый пафос ощущался лишь немногими, а в "Незнакомке" социально-критическая тенденция очевидна. Интересно в связи с этим резкое изменение роли масок у Блока. Традиционные образы Арлекина - Пьеро - Коломбины поднимали коллизии "Балаганчика" до уровня мировой драмы. В "Незнакомке" же "вылитый Верлэн" и "вылитый Гауптман", которых автор увидел в завсегдатаях ресторана как бы глазами "не чуждого культуре" обывателя, выполняют обратную функцию. Эти уподобления тоже являются своеобразными театральными "масками" и имеют даже более прямое, чем маски "Балаганчика", "литературное" происхождение. Но задача этих "масок" - предельно снизить образ "цивилизованного горожанина" (культура которого, впрочем, не только опошляла "антибуржуазные" ценности декадентского искусства, но по иронии судьбы сама была питательной почвой для декаданса). Осознавая "Незнакомку" как преддверие к своим произведениям отчетливо общественной проблематики, Блок говорил: "Если б я не написал "Незнакомку" и "Балаганчик", не было бы написано и "Куликово поле" (см. воспоминания о Блоке С. Соловьева в книге "Письма Александра Блока". Л., 1925, стр. 36). С. Небольсин |
« Пред. | След. » |
---|