Магическая символика цветов.
|
символика Магическая символика цветов.Основных цветов шесть:Белый – материнский цвет.Отцовские цвета: красный, зеленый, желтый, голубой. Черный – бесовский цвет. Сочетание белого (материнского) цвета с отцовскими дает сыновние цвета, и у каждого цвета получается 64 оттенка.
|
|
О соответствиях между отдельными цветами
|
символика и определенными символическими значениями. Многие авторы полагают, что за долгую историю развития человечества в культурной традиции сложились неосознаваемые соответствия между отдельными цветами и определенными символическими значениями. При встрече человека с тем или иным цветом происходит спонтанное ассоциирование физиологического ощущения с закрепленным в данной культурной традиции символическим смыслом.
|
|
Символика цвета свадебного платья
|
символика Каким ему быть - твоему платью? Ослепительно белым, шокирующе красным, нежно персиковым? Ах, так хочется, чтобы именно твое свадебное платье было уникальным. Но, выбирая себе свадебный наряд, помни: Азбука цвета - штука неоспоримая и, зачастую, именно она решает, быть ли невесте королевой... Традиционным цветом свадебного платья, конечно же, является белый. Однако, это давно уже перестало быть аксиомой. Сейчас невеста вправе выбирать любой цвет своего наряда.
|
|
Цветовая символика в откровении Иоанна Богослова
|
символика Есть следы цветовой символики стран света и в Новом Завете. И на этот раз она встречается в Откровении Иоанна и снова в виде масти лошадей. Там говорится о четырех всадниках, поочередно являющихся на конях разного цвета (Откр. 6, 1—8). Так, первый всадник появился на «белом» (λευκός; albus) коне, второй — на «рыжем» (собств. «огненно-красном»: πυρρός; rufus), третий — на «вороном» (т.е. на «черном»: μέλας; niger), четвертый — на «бледном» (собств. на «зеленовато-желтом»: χλωρός; pallidus). He может ли и здесь различная масть (расцветка) четырех коней символизировать четыре страны света, тем более что набор цветов — белый, красный, черный, «бледный» — совпадает с символическим цветовым рядом стран света у Захарии и в других культурах?1
|
|
Природа. Символ животного и растительного царств
|
символика Автор - Н.И. Костомаров.Человек, живя на земле, имеет самую тесную связь с физическим миром, к которому принадлежит половинною своего двойственнаго бытия. Оттого существование каждого народа уславливается местностью и качествами окружающей его природы. Оттого в песнях народных видна природа тех стран, где народ жил: из них можно узнать в какой степени он был в связи с природою, и какие формы принимало человеческое сочувствие к природе. И север, и юг, и вершины гор, и зыби морей и все произведения разнообразнейших климатов рисуются в народных песнях.
|
|
Символика - искусство составления букета
|
символика Прежде всего имеется в виду общепринятая символика цвета. Символика эта сложилась на протяжении веков и ею хорошо владеют знатоки цветочного дела и эстеты. Так, розовый цвет символизирует нежные чувства дарящего, он может выражать даже признание в любви. Красный активный цвет - любовь к жизни, свободу, активную позицию, в то время как лиловый цвет предполагает склонность к покорности. Синие и голубые цветы "говорят" о тоске, верности, и дарить их принято уходящим в армию. Желтый - измена.
|
|
Символика - Любимые цвета восточных славян
|
символика Любимые цвета восточных славян - белый и красный. Красный цвет - это любимый цвет древнерусских князей. Слово «красный» в русском языке означало - «светлый, яркий, хороший, красивый, ценный». Красный воспринимался как прекрасный, веселый, радостный цвет, как цвет молодости. Поэтому и название первого праздника воскресшей весны - Красная горка - связано с этим цветом. Слово «красный» приобрело значение цвета крови с XV-XVI веков. Оно было унаследовано от древнерусского слова «червленый», так как красную краску на Руси добывали из насекомых чер-вецов (червленый цвет).
|
|
Чем торжественнее церковный праздник, тем больше свечей загорается в храме. А физиков поражают многочисленные «нити, которыми она (свеча) связана с различными вопросами естествознания» (М. Фарадей). При ее горении затрагиваются абсолютно все законы природы! Человек пытался «поймать» свет и заключить его в сосуд очень давно. Археологи находят светильники каменного века – сосуды, выдолбленные из камня, заполнявшиеся животным жиром. Это предшественники масляных ламп. В разных странах использовались трубки с фитильками, заполнявшиеся жиром или другим горючим (например, смолой). Точно неизвестно, когда появились первые свечи из пчелиного воска: есть сведения, по которым в Египте и на Крите их делали уже в 3000 г. до н.э. Свечи самых причудливых форм вместе с интересными подсвечниками в современном доме не только становятся элементом интерьера, но и создают нужное настроение. Особенно для этого подходят свечи из разноцветного воска. Давно известны правила, символика цвета, но, выбирая свечу, ориентируйтесь и на собственное восприятие цвета. По общим правилам, красный – цвет страсти, добавляет чувственности, физической активности и эмоциональности в общении. Свет голубых свечей, напротив, успокаивает и умиротворяет. Жёлтый, зелёный – «жизненные цвета», улучшают здоровье, добавляют общению бодрости и оптимизма. В науке о цвете есть мнение, что при взгляде на желтый цвет активизируются жизненные процессы в организме – пищеварительные, дыхательные… Жёлтые свечи создадут атмосферу творчества и хорошо подойдут для встречи в теплом кругу друзей. Зелёный – гармоничный цвет, улучшающий зрение. Оранжевые тона создадут веселое настроение. Ну а бордовый цвет - это почти всегда показатель солидности, консерватизма и умеренности. Свет белых свечей уместен везде, он символизирует чистоту и свежесть. Вот несколько правил для свечей, которыми украшают праздничный стол: - по цвету свечи должны гармонировать со скатертью, салфетками или другими элементами убранства стола;
- в низкие подсвечники ставят длинные свечи и наоборот. Но если на столе холодные блюда, то удалите от них пламя, поставив в высокий подсвечник длинные свечи;
- перед праздником свечи советуют подержать часа два в холодильнике, так как охлажденная свеча горит дольше.
- Вы можете создать композицию из нескольких свечей и аксессуаров, дав простор своему художественному вкусу.
- Так, в красивой посуде закрепляют свечи, на дно наливают воду и опускают туда цветы с короткими или подрезанными стеблями.
Только, экспериментируя и наслаждаясь магией свечей, будьте осторожны, и не забывайте об опасности пожара, которую таит в себе открытое пламя.
|
|
Символика цвета и антропология
|
символика цветов В XX веке, особенно в 50—70 годы, проблема цветового восприятия привлекла внимание все более широкого круга ученых, в первую очередь антропологов. Поначалу основная цель исследований была выяснить, почему в словаре тех или иных племен отсутствуют наименования некоторых цветов и связано ли это явление с недостаточностью цветоразличения у людей традиционных обществ. Еще в конце XIX века, в 1878 г., известный немецкий физиолог Р.Вирхов, изучая психофизиологию африканцев (нубийцев), отметил, что в их языке не хватает ряда слов.
Таким образом, в изучении особенностей восприятия цвета выделилось несколько проблем. Во-первых, почему некоторые цвета не получили отражения в языке? Во-вторых, воспринимаются или не воспринимаются те или иные цвета. И, наиболее важный с моей точки зрения и требующий целостного подхода, третий вопрос — роль цвета в традиционной и современной культурах. Сюда же включается проблема воздействия цвета на психологическое состояние личности, а следовательно и на здоровье человека.
Исторически сложилось так, что основное внимание антропологов было уделено попыткам объяснить, почему нет названия тем или иным цветам в языках традиционных обществ, а вопрос о том, различают ли они все цвета и (что более важно) как происходит восприятие и познание в связи с цветом, имел подчиненное значение. Вследствие этого ныне центральной проблемой стал анализ взаимосвязи цвета (как психофизиологического фактора) и языка.
Одним из подходов к ее решению было применение более общей гипотезы Сепира-Уорфа к восприятию цвета. Потом Б.Л.Уорф специально применил в анализе принцип лингвистической относительности. Этот подход к восприятию цвета получил дальнейшее развитие в работах Э.Леннеберга и других американских исследователей.
Во всех работах психолингвистического направления предполагалось, что языковые особенности влияют на мировосприятие, то есть сам язык является источником различий в восприятии и познании окружающего мира. Принцип лингвистической относительности, или лингвистического детерминизма, получил разнообразное применение в психологической антропологии, и в частности, начали регулярно проводиться исследования смысла слов и их значений в той или иной когнитивной (познавательной) системе.
В 60—70 годы были выдвинуты новые теории, объясняющие цветовую терминологию, например, в работе Б.Берлина и Р.Кея «Основные термины, обозначающие цвета: их универсальность и эволюция» (1969). Их исследование опиралось на более ранние работы Дж.Парсонса «Введение в изучение цветового видения» (1924), С.Вудворфа «Психологические наброски» (1939). Известна наиболее ранняя работа на эту тему У.Гладстоуна (1858).
В настоящее время изучение восприятия цвета в связи с языком привело к анализу проблемы «язык и мышление в современном и традиционном обществах»; оно дало толчок к созданию этно-семантики («новой этнографии»), оживило интерес к вековой проблеме соотношения языка и мышления. Все это потребовало от психологической антропологии 80-х годов углубленного развития теории. Это, конечно, важно, нужно и интересно, но конкретная проблема восприятия цвета, нуждающаяся в целостном анализе, была оттеснена развитием общетеоретических конструкций.
Действительно, изучение восприятия цвета — одна из интереснейших страниц исследования человека, более того, в ней имеется и сейчас, в конце 90-х годов, немало белых пятен. Имеется уже и немало работ, содержащих в себе интересные факты, гипотезы, догадки, размышления.
Предложены и различные типы объяснения: лингвистические, биологические, экологические. Но все же пока это лишь поиски и первые шаги на пути познания целостной проблемы «Роль цвета как психофизиологического фактора в культуре».
Кроме этого, необходимо заметить, что ряд гипотез и основанных на них концепций не получили однозначного подтверждения в эмпирических исследованиях, оказались внутренне противоречивы. В первую очередь это касается жестких вариантов лингвистического детерминизма в анализе, где в явной или неявной форме подразумевается истинность следующего суждения:
«Если в языке нет соответствующего слова для обозначения цвета, то этот цвет не воспринимается в тех или иных сообществах».
Это очень спорное предположение нередко выдается за истину и в наше время. На основании такой теории в научной литературе существует масса спекулятивных концепций, хотя данное положение не получило подтверждения в антропологических исследованиях. Напротив, хорошо известны случаи, когда недостающий термин, обозначающий цвет, заимствовался из чужого (в частности, английского) языка. Например, в африканском племени ганда не существовало названия для синего цвета, но после общения с самими исследователями — антропологами они стали использовать английский эквивалент.
На слабых основаниях построены и те концепции, в которых за исходный пункт берется недостоверное положение о том, будто древние греки видели цвета не так как современные англичане. В частности, они якобы не различали голубого цвета (особенно этот вопрос яростно дискутировался в связи с неправильным цветоощущением моря).
Безусловно, восприятие цвета — очень сложный процесс, и наше знание о нем с каждым годом обогащается. Но можно ли на основании анализа исторических текстов, языка делать вывод о невосприятии того или иного цвета? Человеческий глаз отличает тысячи оттенков цветов, не имеющих для большинства людей названия, и это препятствует обозначению их словами, но не восприятию в реальности.
|
|
С древнейших времен человечество сопровождают символы. С их помощью он пытался и пытается сделать видимыми и узнаваемыми свои идеи. Однако функции и значения символов часто разрастается до чего-то большего и перестают быть только художественно выполненными указателями. В течении тысячелетий они позволяли скульпторам, художникам и ремесленникам передавать глубочайшие мысли о человеческой жизни и природе. Как японские «хайку» в трех строчках заключают иногда целые миры, так и символы могут нести огромное количество информации и при этом оставаться простыми и легко запоминающимися. Многие символы наделены не одним, множеством значений, так как содержат идеи, несущие различную смысловую нагрузку. Основное различие между символом и знаком состоит в том, что знак имеет практическое, недвусмысленное значение: «не курить», «опасность». Символ имеет гораздо большую возможность обратной связи, он несет значения иногда противоречащие друг другу. Многие символы вобрали в себя как древнейшие так и более новые представления людей о космосе, своем месте в нем, о своих поступках, о том, чем они должны гордиться и что уважать. Многие символы приняты на вооружение психологией, так как отражают глубины человеческого сознания и познания. Простые идеи, выраженные символом, несущем эмоциональную окраску, приобретают новую силу, расширяют свой смысл от частного случая к обобщению. В процессе обмена идеями между людьми (и даже культурами) образы, символы предшествовали слову. Вырезанные, нарисованные, изображенные на одежде в виде орнаментов, легко узнаваемые в результате многократного повторения, эти образы использовались как для магических целей – отвести зло, умолить или умиротворить богов, так и для управления обществом – его сплочения, внушения чувства преданности, послушания, агрессии, любви или страха. Общепринятая система жизненных символом позволяет людям чувствовать гармонию друг с другом, обществом и космосом, побуждают к коллективным действиям, люди до сих пор сражаются и умирают под эмблемами, знаменами, имеющими символическое значение. С самого начала человеческой истории наиболее важные символы были попыткой упорядочить и понять смысл человеческого существования в таинственной вселенной. Многие фундаментальные идеи и их символы замечательным образом совпадают как и в примитивных обществах, так и в развитых цивилизациях Азии, Индии, Ближнего Востока, Западной Европы и Центральной Америки. На Западе этот универсальный язык символов начал постепенно терять свое значение в эпоху Возрождения, когда наука, рациональное мышление и выросшее уважение к личности вызвали потерю интереса к традиционным верованиям и ритуалам. Символы остались лишь в литературе и искусстве, светских и религиозных обрядах и фольклоре. Символизм сохранил свою графическую и психологическую силу не только в таких творческих областях, как литература, музыка, кино, театр, живопись, но так же и в политике и рекламе. Символы зачастую – просто изображения, имитирующие форму того существа или предмета, с которым они связаны. Их значения временами неожиданны, но чаще очевидны, так как основаны на неком качестве, которое этим предметам или существам изначально присуще: лев –храбрость, скала – стойкость. Хорошо знакомые каждому объекты мира –животные, птицы, рыбы, насекомые, растения или камни – все они включены в реестр символов. Они, как и сами люди, когда-то считались частью чего-то большего, чем реальная действительность, – особенности их поведения считались выражением законов природы и моральных истин, присущих космическому порядку. С другой стороны, символы могут быть воображаемыми, имеющими совершенно произвольную форму. Они даже могут быть основаны на фонетических ассоциациях, что, например, обычно в китайской культуре. Подобные символы могут включать как графические линии и геометрические фигуры, так и слова и ритуальные жесты.
|
|
|