Изучение вопросов развития советской культуры |
Страница 9 из 15 Со второй половины 20-х годов литература стала терять своеобразие, наполняется штампами, стереотипными сюжетными схемами. В этом сыграла свою роль резолюция ЦК РКП (б) «О политике партии в области художественной литературы», которая усилила идеологизацию литературы и искусства.1 Описывается борьба группировок и направлений в искусстве, называются наиболее крупные объединения, излагается их идеология. Отдельный блок информации посвящен Малевичу К. Говорится о бурном развитии архитектуры в 20-е годы, развитии конструктивизма, перестройке городов, установке памятников в соответствии с планом монументальной пропаганды. На сцену многих театров (МХАТ, Малый театр) наряду с классикой в 20-е годы ставились пьесы новых драматургов на революционные темы. Отмечается значение талантливых советских режиссеров: Станиславского, Нимировича- Данченко, Мейерхольда, Вахтангова для развития культуры в целом. Определяющим процессом в культурной жизни 30-х годов является «воспитание нового человека», что требовало _________________________ 1 История России: Учебное пособие для ВУЗов, колледжей, лицеев, гимназий и школ: В 2т, Т.2/ Горинов М.М., Горский А.А., Данилов А.А. и др Под ред. Леонова С.В.-М.:Владос,1995г, с. 212. скорейшего преодоления культурной отсталости широких масс. В пособии пишется о введении всеобщего обязательного первоначального обучения и ликвидации неграмотности, о значении этого явления для развития советского общества. Отмечаются достижения советских ученых, развитие науки в СССР. Однако развитие науки тормозило гнетущая атмосфера тоталитарного государства. Были репрессированы сотни выдающихся ученых, конструкторов.1 В результате пострадали целые отрасли науки, был нанесен значительный ущерб развитию таких направлений в науке, как генетика, радиотехника, физика атома, автостроение и др. По мнению автора пособия, стремление партийно-государственного руководства к созданию новой социалистической культуре, насаждению единомыслия и мобилизации масс на форсированную модернизацию обусловили возрастание роли идеологического фактора, полностью поставили некоторые общественные науки на службу идеологии, лишив их исследовательских функций. В 30-е годы возрастает роль исторического образования. Для утверждения концепции «Сталин – это Ленин сегодня», преувеличивается роль Сталина в истории, искажаются многие исторические факты. Отмечается классовый подход к науке, доходивший до абсурда, _______________ 1 История России: Учебное пособие для ВУЗов, колледжей, лицеев, гимназий и школ: В 2т, Т.2/ Горинов М.М., Горский А.А., Данилов А.А. и др Под ред. Леонова С.В.-М.:Владос,1995г, с. 212. способствовавший уничтожению целой отрасли науки – социологии, многих направлений в философии и истории. Пишется о трагической ситуации в области литературы и искусства. Все многоцветье художественного творчества правящая партия пытается загнать в узкие рамки «социалистического реализма», репрессии подвергаются видные деятели литературы: Мандельштам, Третьяков, Бабель, Заболоцкий. Но и в рамках господствующего течения создаются значительные произведения Шолохова, Булгакова, стихи и поэмы Ахматовой, Васильева и др. Описывается процесс становления советского кинематографа. Авторы пособия называют произведения советских режиссеров. Отмечается большой урон нанесенный сталинскими репрессиями. Но, будучи «прореженной», деформированной, культурная жизнь не прекращалась. Авторы пособия называют имена наиболее крупных деятелей живописи, скульптуры, музыки. В пособии отсутствуют дополнительные блоки информации: иллюстрации, отрывки документов. Не раскрыта проблема воздействия культа личности Сталина на выбор тем в искусстве. В системе вопросов и заданий проблемы культуры отсутствуют. Слабо рассматривается художественная жизнь советского общества, нет упоминания о выставках художников. Не в полном объеме освещен блок информации о развитии различных направлений в культуре. Учебная книга по истории в 2-х частях. Ч.2./ Данилов А.А.1 «Россия и мир» адресуется преподавателям и учащимся 5-9 классов средних школ, учителям и учащимся лицеев, колледжей, гимназий, студентам неисторических факультетов, а также всем, кто интересуется историей. Учебная книга является альтернативной по отношению к федеральным учебникам, в школе может служить как источник дополнительной информации. В книге содержатся материалы, дающие системное представление об истории российской и мировой цивилизации, малоизвестные ранее факты, серия историко- психологических портретов наиболее значимых деятелей российской истории. Раздел, посвященный развитию культуры СССР в 20-30-е годы, полностью совпадает по содержанию с соответствующим разделом учебного пособия «История России» под редакцией Горинова М.М., Горского А.А.2 Система иллюстраций, вопросов и заданий отсутствует. Анализ этих учебников показывает, что каждый из низ имеет определенные недостатки: в учебнике _______________ 1 Россия и мир: Учебная по истории в 2-х частях. Ч.2./ под общей ред. Проф. Данилова А.А. М.: Владос,1994. 2 История России: Учебное пособие для вузов, колледжей, лицеев, гимназий и школ: в 2-х т., т. Горинов М.М.,Горский А.А.., Денисов А.А. и др. – М.: Владос, 1995. Долуцкого И.И. «Отечественная история, ХХ век»1 вопросы, связанные с культом личности Сталина на развитие отечественной культуры, практически не рассматриваются, в учебнике малый объем фактологического материала, многие вопросы оставляются на самостоятельное рассмотрение учащихся, громоздкий методический аппарат не позволяет сосредоточиться на тексте учебника. В других учебниках, напротив, богатый фактологический материал преобладает над слабоосвещенными теоретическими вопросами. Борьба группировок и художественных организаций в учебниках практически не рассматривается. Во всех проанализированных учебниках слабая иллюстративная база, в некоторых учебниках отсутствует полностью. Во всех учебниках отсутствует система, единая концепция подачи информации, существует диспропорция между различными блоками информации. Все это влечет за собой отсутствие единой концепции в раскрытии вопросов развития советской культуры 20-30-х годов. ________________ 1 Долуцкого И.И. - Отечественная история, ХХ век – М.: Мнемозина, 1996. 2. Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов в научно-исторической литературе В методической литературе вопросам изучения культуры советского союза в 20—30 годы ХХ века внимания практически не уделяется. Единственное пособие для учителя в большом объеме отражающая проблему – монография Косовой Г.Р. «Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории СССР: 7- 10 кл.».1 В пособии на конкретном материале и на примерах отдельных, разработанных автором уроков, показана последовательная система изучения вопросов культуры, развития навыков и умений работы учащихся с этим материалом, раскрывается необходимость и возможность осуществления межкурсовых и межпредметных связей, решаются задачи формирования духовного облика школьника, овладение культурным наследием народов нашей страны. Пособие содержит документальный материал в помощь учителю. По мнению автора пособия, на пути ускорения социально-экономического развития страны, перестройки и обновления всех сфер общественной жизни важнейшая роль _______________ 1 Косова Г.Р.-Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории СССР:7-10 кл.- М. :Просвещение, 1987. принадлежит школе: она осуществляет передачу от поколения к поколению накопленных человечеством и необходимость для жизнедеятельности общества знаний, привития умений и навыков, формирование целостных ориентаций – воспитание нового человека.1 Косова Г.Р. отмечает большую роль в этом процессе культурно- исторического материала, который присутствует в курсах разных предметов и в каждом случае имеет свою специфику, которая реализуется в преподавании. Для достижения большей эффективности освоения вопросов развития культуры необходимы тесные межпредметные связи, которые способствуют созданию более целостной и многогранной картины развития отечественной культуры. Особая роль в вопросах изучения отечественной культуры принадлежит такому предмету как история: культура в ней раскрывается как компонент всемирного исторического развития, многие ее проявления (образование и наука, общественная мысль, литература и искусство, книгоиздание, театр, кино и т. д.) рассматриваются в динамике, в их социальной обусловленности. Обучение истории способствует формированию и углублению понятия культуры. На уроках истории, считает Косова Г.Р., необходимо показать значение __________________ 1 Косова Г.Р.-Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории СССР:7-10 кл.- М.:Просвещение, 1987, с.3. культуры в социалистическом обществе.1 В то же время разного рода культурно-исторический материал требует к себе особого подхода и выполняет различную роль в образовательно- воспитательном процессе. Особая роль и место в обучении истории принадлежит произведениям литературы и искусства. Они выступают многопланово: как источник знаний эти памятники раскрывают материальную и духовную жизнь общества, прежде всего идеологию и психологию людей. Для более углубленного восприятия произведений искусства Косова Г.Р. предлагает следующую схему, путь его анализа. Первый вопрос: что изображено? Ответ влияет на выбор темы, героя произведения, в значительной степени обусловленный социальной позицией художника. Выяснение того, как, какими средствами изображено, помогает понять, что выражено, т. к. раскрывает не только содержание произведения, но и эмоционально- эстетическую оценку отразившегося в нем явления жизни. После этого необходимо установить какие мысли и чувства вызывает художественной произведение, оказывая соответствующее воздействие на ученика. В процессе изучения истории ученикам необходимо узнать, что искусство выступает как своеобразное средство __________________ 1 Косова Г.Р.- Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории СССР:7-10 кл.- М. :Просвещение, 1987, с.4. общения (новые знания, переживания, оценки, волевые импульсы); передает от поколения к поколению, от человека к человеку накопленный опыт. Работа по усвоению данного материала представляет значительные трудности и для ученика и для учителя, поэтому необходима четко разработанная система преподавания, методический аппарат. Трудности порождает еще и отсутствие в школах единой системы работы учителей и культурно-историческим материалом, затрудняющее осуществление межпредметных и межкурсовых связей. Система преподавания данного раздела различна у каждого учителя, что вызывает трудности в формировании единой системы умений и навыков у учащихся. Этого можно избежать, разработав единый методический аппарат. Создание такого специфического аппарата и была целью Косовой Г.Р., которую она воплотила в своем пособии «Изучение вопросов культуры в школьном курсе СССР». В основу работы легли школьная программа и учебники. Отбор материала, подход к нему, система его изучения, методы работы, готовые варианты уроков отражают многолетний педагогический опыт автора, но не исчерпывают всей сложности проблемы. Проблемами, связанными с освоением культурного наследия СССР 20-30 годов в пособии посвящен отдельный раздел. Вопросы культуры при изучении раздела «Великая октябрьская социалистическая революция и победа социализма в СССР». При изучении советского периода в истории нашей Родины автор пособия рекомендует показать основанную на принципах марксизма-ленинизма созидательную деятельность Советского государства, народа по созданию новой культуры, задачи и особенности культурного строительства на разных этапах жизни страны: формирование и укрепление новой, социалистической культуры, ее роль в поступательном движении советского общества, в воспитании нового человека. В пособии Косова Г.Р. дает практические рекомендации по каждой из предложенных тем уроков. Некоторые темы уроков в настоящее время утратили свою актуальность, уделение им такого же большого внимания, как предлагает Косова, не является целесообразным. Другие - не утратили своей значимости, поэтому их изучение является необходимым для каждого учителя истории, в плане повышения уровня преподавания. Безусловную важность представляет урок по выяснению роли искусства в 20-30 годах для развития Советского государства. В условиях почти поголовной неграмотности масс, считает автор пособия, велика была роль наглядной агитации, с некоторыми образцами которой, а именно с плакатами, уже должны быть знакомы учащиеся.1 В начале 20-х годов, в период гражданской ______________ 1 Косова Г.Р.- Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории СССР:7-10 кл.- М. :Просвещение, 1987, с. 178. войны велика была роль наглядной агитации, в качестве примеров Косова рекомендует использовать плакаты Моора, Дени, для усиления эмоциональности восприятия необходимо использовать песни гражданской войны. В начале урока автор монографии предлагает спросить учащихся: «Какова роль плаката, революционной песни?» Заслушивается ответ и приводятся слова Моора: «Мы относились к искусству, как к восстанию».1 Переосмыслить вместе с учащимися «восстание есть искусство». Необходимо уделить внимание памятникам, сооруженным в свете плана монументальной пропаганды Ленина В.И. Необходимо показать трудности становления новой культуры. Значение темы личности Ленина в советском искусстве. Особое место занимала лениниада Андреева Н.А. Искусство вышло к народу, стало важным фактором оформления улиц, площадей, революционных праздников. Для формирования представления об искусстве того периода автор пособия считает необходимым показать учащимся картины Петрова-Водкина К.С. «1918 г. в Петрограде», предлагается соотнести название и содержание картины. Учащиеся отмечают, что 1918 г. – трудный и опасный в истории молодой советской республики, Петроград – колыбель революции, младенец на руках матери символизирует рождение нового мира; _________________ 1 Косова Г.Р.- Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории СССР:7-10 кл.- М.:Просвещение, 1987, с. 179. Кустодиева Б.М. «Большевик», при демонстрации этой картины Косова рекомендует включить по ассоциации текст Ленина: «Мы прошли победным триумфальным шествием из конца в конец громадной страны. Мы поднимем к свободе и к самостоятельной жизни самые низшие из угнетенных царизмом и буржуазией слои трудящихся масс».1 Необходимо обращение к картине Юона К.Ф. «Рождение новой планеты». Это произведение ассоциируется у учащихся с трудным рождением нового мира. Формирование новой культуры невозможно без появления новых героев, новых тем, новых идейно-этических нравственных норм, появления новых форм искусства. Учащиеся рассказывают о появлении агитационно-политического театра Маяковского В.В., деятельности Мейерхольда В.Э., Марджавского К.А. В 1923 г. возникает особый жанр эстрадно-театральных представлений, театрализованных действий, вышедших на улицы и площади – инсценированная «живая газета», отражающая жизнь страны в форме литературно-художественных монтажей, частушек, фельетонов, хоровых и музыкальных номеров, юмористических сценок. Роль этого жанра в практически безграмотной стране трудно переоценить. ______________ 1 Косова Г.Р.- Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории СССР:7-10 кл.- М. :Просвещение, 1987, с. 180. Следующее занятие, рассматриваемое Косовой Г.Р., - семинар по работе Ленина В.И. «Задачи союзов молодежи». Школьникам предлагается дома прочесть это произведение. В начале семинара предлагается спросить у учащихся об основных направлениях деятельности Советского государства в области народного просвещения. Рассматривая произведения искусства выявить, что общего в них, какую смысловую нагрузку они несут, какие новые темы появились в этих произведениях по отношению к произведениям прошлых лет. Раскрывается понятие партийности в литературе и искусстве. На уроке необходимо рассуждение о герое произведения – представителе поколения, которое решит задачу разрушителя старого мира, перспективах созидания нового, наконец, о пролетарской культуре и т. д. На уроке «Заветы В.И. Ленина. Ленинский план построения социализма» учащиеся знакомятся со взглядом Ленина В.И. на формирование новой культуры, с текстом документов, подписанных Лениным в области культуры. Раскрывается понятие культурной революции, говорится о том, что преобразования в культуре неразрывны с созидательной деятельностью в самых различных областях. Необходимо выстроить в сознании учащихся следующую логическую цепь: революция – коренная ломка, главный ее вопрос – вопрос о власти. В ходе революции меняется власть и меняется строй, следовательно, можно говорить о коренных изменениях в такой области, как культура. Сердцевина культуры – идеология. Значит, с приходом к власти пролетариата коренным образом меняется идеология, господствующая в стране, сердцевиной пролетарской культуры становится идеология пролетариата – марксизм- ленинизм, культура нового общества будет выстраиваться в полном соответствии с данной идеологией, на основе культурных достижений предшествующего времени. Характерные черты и стороны культурной революции рассматриваются на отдельном уроке, фиксируются изменения во всех отраслях культурной жизни общества. Эта работа продолжается при изучении темы «СССР в годы социалистической реконструкции народного хозяйства» На уроках по теме «Победа социализма (1926-1937 г.г.)» необходимо упомянуть о поступательном развитии советской культуры: рост грамотности, изменение идеологии людей, руководящая роль партии во всех этих процессах развития социалистического соревнования. Для изучения культурной революции автор монографии рекомендует проведение семинара по этой теме. К подготовке семинара приступают за 10-15 дней до его проведения, предлагая учащимся высказать свои соображения по данной теме. Косова предлагает следующую последовательность рассмотрения темы на семинаре: 1. Сущность культурной революции. 2. Культурная революция как звено ленинского плана построения социализма. 3. Задачи культурной революции. 4. Влияние ________________ 1 Косова Г.Р.- Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории СССР:7-10 кл.- М. :Просвещение, 1987, с. 183.. культурной революции на творческую активность масс – расширение возможности и поля деятельности масс в различных областях.1 После обсуждения в классе план занятия может быть изменен, дополнен. Семинар должен ставить перед собой цель углубления понятия культуры, расширить, углубить и конкретизировать понятие «культурная революция», отработать умение выяснять главное, видеть причинно-следственные связи, применять теоретические положения на практике, тем самым закреплять и развивать знания, умение и навыки. Одна из главных задач для подобных семинаров – научить ученика постепенно подходить к проблеме. Существует так же ряд моментов, на которые, по мнению Косовой, необходимо обратить особое внимание. Отмечая наличие двух культур в культуре буржуазного общества, ученики связывают их с двумя основными классами этого общества, с присущей тому и другому классу идеологией, ибо идеология – это сердцевина культуры. Рассматривая пролетарскую культуру, подчеркивают ее связь с борьбой пролетариата, раскрывают сущность культурной революции как коренного переворота в общественном сознании – идеологии и психологии людей в их ценностных ориентации. На уроках показывают работу правительства по ________________ 1 Косова Г.Р.- Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории СССР:7-10 кл.- М. :Просвещение, 1987, с. 186-187. ликвидации неграмотности населения, рассказывают о положительных итогах данной работы. Можно ознакомить школьников с картой «Культурное строительство в СССР за годы советской власти», где прослеживается динамика размещения культурных учреждений; представлены диаграммы роста выпуска книг, газет, театров, библиотек и т. д. Упоминаются успехи развития высшей школы; системы образования вообще; значение введения всеобщего, бесплатного начального образования; создание в 1925 г. РАН и достижения советских ученых. В начале урока «Развитие литературы и искусства. Художественная культура» напоминается о достижениях советской власти в различных областях народного хозяйства, предлагается проследить, как все эти процессы скажутся на развитии литературы, искусства, кинематографа.1 Особое внимание уделяется архитектуре, появлению под влиянием новых форм жизни общества нового направления в архитектуре – конструктивизм. Рассказывается об успехах советской архитектуры, наиболее значительных ее достижениях, таких как Днепрогэс братьев Весниных (1927-1932 г.г.), санаторий им. Оржоникидзе в Кисловодске, дом культуры им. Лихачева в Москве и т. д. _________________ 1 Косова Г.Р.- Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории СССР:7-10 кл.- М. :Просвещение, 1987, с. 192 Косова считает, что о литературе следует поговорить кратко, так как достижения в этой области рассматриваются на уроках литературы, следует лишь упомянуть о наиболее значительных произведениях, появлении новых тем, героев в литературе. Здесь же называются имена писателей, раскрывающих основные темы в литературе тех лет: Серафимович А.С. «Железный поток», Фадеев А.А. «Разгром», Шолохов М.А. «Донские рассказы», Гладков Ф.В. «Цемент», Толстой А.Н. «Петр I». Особняком стоит наследие Горького А.М., показавшего в своих произведениях все стороны исторического процесса тех лет. Упоминается о новых темах в изобразительном искусстве, называются имена наиболее известных мастеров. Отмечаются особенности композиций картин, их цветового решения. В целом изобразительное искусство создает коллективный портрет поколения, отражает его думы, чаяния, надежды. На уроке говорится о углублении и расширении тематического искусства в театре, перешедшего на позиции социалистического реализма. Величайшие режиссеры того времени Мейерхольд, Станиславский воплощают на сцене театральные постановки, отражающие темы характерные для всего искусства в целом: тема революции и гражданской войны, сложности, с которыми сталкивается советское правительство в первые пятилетки советской власти, полотна русской общественной жизни и идейной борьбы в предреволюционные десятилетия. Эти темы являются основными и для кино, которое Ленин называл самым массовым видом искусства, упоминаются наиболее значительные произведения того периода: «Броненосец «Потемкин» Вишневского, фильмы о Ленине Рощина Л. («Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году», «Человек с ружьем» Юткевича С., первый звуковой советский фильм «Путевка в жизнь» Экка Н., «Чапаев» братьев Васильевых. Необходимо упомянуть о создании комедийного жанра в кино, жанра музыкальной комедии, например, «Веселые ребята» Александрова Г. Предполагается и самостоятельная работа учащихся: подготовить ответ и план по теме «Литература и искусство». Продумать вопрос об их роли и значении в жизни советского общества, о месте культурной революции в построении социализма, наконец, о мировом значении советской культуры.1 На следующем уроке «Построение основ социализма» выслушивается, анализируется мнение учащихся по вышеизложенным проблемам. Проводится обобщение всех знаний, выясняются основные закономерности развития советской культуры, ее зависимости от идеологии советского общества. Называются характерные для советской культуры черты – гуманизм, народность, партийность, интернационализм, социалистический реализм искусства. Из анализа монографии следует, что многие из разработанных в ней уроков являются устаревшими, некоторые из блоков информации, присутствующие в пособии, утратили свою актуальность в школьном курсе истории. Напротив, ряд вопросов, например, о взаимодействии литературно-художественных организаций, о роли культа личности в пособии отсутствуют. По этим вопросам не имеется четко разработанного аппарата, их рассмотрение отсутствует в учебниках, то есть определенные блоки информации вообще отсутствуют в учебно-методической литературе, что приводит к получению знаний учащимися по данной проблеме не в полном объеме. Глава III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАЗРАБОТКА УРОКОВ ПО ТЕМЕ: «ИЗУЧЕНИЕ ВОПРОСОВ РАЗВИТИЯ СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ 20-30-Х ГОДОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ» В данной главе учтены результаты анализа научно-исторической, искусствоведческой литературы. Отбор содержания к разрабатываемым урокам шел по двум направлениям. Во-первых, более детально рассматривались вопросы развития общественной культуры, которые содержатся в учебниках. Во-вторых, добавляется информация, отсутствующая в учебных пособиях. Содержание уроков также составлялось с учетом современного состояния изучения проблемы развития советского искусства в 20-30-е годы. По-новому отображена логика материала, изменяя его последовательность от общих идеологический положений к реализации ее в различных сферах культурной жизни. При разработке уроков использованы новые подходы к методике проведения занятий, предлагаются новые формы, приемы, средства, методы ведения уроков. Методика проведения уроков учитывает опыт преподавания, отраженный в методической литературе. Значительная часть уроков разработана на основе авторского подхода к проблеме. В моделях урока использованы блоки информации для развития мышления учащихся при изучении вопросов развития отечественной культуры, нравственного осмысления истории, формированию личностного отношения к изучаемому материалу, учитывается эстетическое восприятие на основе привлечения общепринятых эстетических категорий. На этой основе возникают новые подходы к изучению проблемы. Тема урока: «Строители новой культуры» (урок несостоявшихся диалогов) Урок позволяет учащимся получить дополнительную информацию о взглядах на процесс строительства новой культуры известнейших людей страны. На уроке рассматриваются основные теории, предлагавшиеся при строительстве новой культуры. Изучаются взгляды государственных деятелей, теоретиков на проблему развития отечественной культуры. Методической особенностью урока является форма урока – несостоявшиеся диалоги. В конце урока ученики на основе полученной информации должны составить собственное мнение по изучаемому вопросу. Методические рекомендации: урок требует предварительной подготовки – необходимо заранее дать задание ученикам разработать текст диалогов, раскрывающих суть проблемы на основе документальной информации. Цель урока – довести до сведения учащихся основные теоретические разработки по вопросам строительства новой культуры. Задачи: а) образовательные - сформировать у учеников представление о различных точках зрения на формирование новой культуры; б) развивающие – развить у учащихся навыки работы с нетрадиционными видами информации; в) воспитательные – формирование у учащихся умения найти свою точку зрения исходя из собственной морально-нравственной системы. Ход урока. Во вводном слове учитель объясняет ученикам, чем обусловлена необычная форма проведения урока. Считается, что в истории не существует сослагательного наклонения, и мы должны объективно оценивать только действительно имевшие место события. Но многие события могли бы произойти и сыграть значительную роль в истории. Некоторые события не смогли бы изменить практически ничего. Воссоздавая несуществующие съезды, диалоги, споры, которые действительно могли бы произойти, мы не отходили от исторической действительности, так как, опираясь на реальные факты истории, мы лишь не много интерпретируем историческую действительность. |
« Пред. |
---|