Изучение вопросов развития советской культуры

Оглавление
Изучение вопросов развития советской культуры
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15

Художественная жизнь к 1930 – началу 1940-х годов во многом была не похожа на художественную жизнь предшествующего периода. Не было уже группировок, ушли в прошлое многие течения в искусстве: кубизм, футуризм, другие «левые течения». Тем не менее, в 30-е годы идет активная борьба за унификацию всех течений в искусстве, за внедрение метода социалистического реализма. Никогда раньше борьба с формализмом и натурализмом не приобретала такого размаха, не захватывала столь широко деятелей искусства, как в 30-е годы.

По-новому протекала теперь выставочная деятельность. Не стало выставок исчезнувших художественных группировок, но небольшие групповые выставки родственных по своим направлениям художников изредка устраивались.

Устраивались персональные и тематические выставки.

_________________

1 История русского искусства, т.12, с.13.

Искусствотворческий подход к рассмотрению вопросов развития советской культуры является наиболее полным. Рассматриваются большинство основных направлений в советском искусстве, практически в полном объеме рассматривается культурная жизнь общества. Тем не менее,

скованные партийными догмами рассматривали все процессы происходившие в советском искусстве с точки зрения официальной партийной идеологии, четко соблюдая принцип иерархии искусств и рассматривая все многообразие культурной жизни с этих позиций. В связи с данным подходом рассмотрению целых направлений в искусстве не уделяется никакого внимания.

Резюмируя весь вышеизложенный материал выявляются два основных подхода к изучению вопросов развития советской культуры. Историки относящиеся к первому подходу рассматривают развитие отечественной культуры в контексте официальной идеологии, для них характерен принцип иерархии искусств с главенством изобразительного искусства. Направления в отечественной культуре рассматриваются с позиций их отношения к методу социалистического реализма – основного метода советского искусства. Направления искусства, авторы и произведения, не укладывавшиеся в рамки идеологии не рассматриваются. Не уделяется внимания многим направлениям в изобразительном искусстве – кубистам, футуристам, беспредметникам и так далее. Целые направления в поэзии, музыке, кинематографе, скульптуре, архитектуре, литературе остаются без рассмотрения. Не рассматривается в полном объеме влияние личности Сталина И.В. на развитие отечественного искусства. Издание работ подобных авторов условно можно отнести к периоду до 1988 г.

Ученые относящиеся ко второму подходу, издаваемые в более позднее время, стоят на принципиально других позициях. Для них характерен комплексный подход к вопросам развития отечественной культуры, но большее внимание уделяется влиянию идеологии, репрессий, тоталитарного режима в целом на развитие отечественного искусства. Многие вопросы, связанные с развитием отечественного искусства, остаются без рассмотрения. Во многих направлениях советской культуры указываются только наиболее известные произведения и их авторы, в полном объеме информация ни в одном из источников не представлена.

Глава II. ИЗУЧЕНИЕ ВОПРОСОВ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ

СОВЕТСКОГО СОЮЗА 20-30 ГОДОВ ХХ ВЕКА

В УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1. Анализ учебной литературы

При анализе школьных учебников, учебных пособий рассматривается и само содержание блоков информации по культуре и методический аппарат с точки зрения введения в него дополнительной информации, иллюстраций.
Изучаются также приемы работы с данными видами информации. Будут проанализированы наиболее распространенные федеральные, авторские и альтернативные учебники.

Учебник Долуцкого И.И. «Отечественная история, ХХ век»1 является авторским, вариативным, адресованным учащимся 10-11 классам общеобразовательных школ. Настоящая книга, по мнению автора учебника, представляет собой шаг в направлении к созданию комбинированного учебника истории нового типа, то есть учебника, обучающего думать и поэтому построенного на

___________

1 Долуцкий И.И. – Отечественная история, ХХ век: Учебник 10-11 кл. образоват. учреждений, Ч I. – М.: Мнемозина,
1996

основе синтеза собственно учебника (текстов), хрестоматий (разнообразных исторических источников) и задачника (проблемные познавательные вопросы и задачи). Поэтому в основе учебника – диалог с читателем и совместный поиск.
Нет в учебнике и единственной точки зрения. Факты, представленные в нем позволяют делать различные выводы.
Учебник предназначен как для совместной работы учителя и класса, так и для самостоятельной работы старшеклассников. Поэтому, только учитель и только учащиеся смогут определить на какие вопросы отвечать, какие документы использовать, а что можно опустить.

При работе с текстом рекомендуется использовать карты Атласа истории
СССР для 10-11 классов. В учебнике содержится документальный материал.

Развитие отечественной культуры рассматривается в отдельно выделенных параграфах (38. Развитие культуры (20–е годы)1 и 45.
Культурное строительство - 30-е годы 2).

Изучение советской культуры 20-х годов автор предлагает начать с основного противоречия, повлиявшего на становление новой культуры: «делают» революцию и «строят новое общество» люди, выросшие в условиях старой культуры. Поэтому новой властью ставится сложнейшая

______________________

1 Долуцкий И.И. – Отечественная история, ХХ век: Учебник 10-11 кл. образоват. учреждений, Ч I. – М.: Мнемозина, 1996, с. 341.

2 Долуцкий И.И. – Отечественная история, ХХ век: Учебник 10-11 кл. образоват. учреждений, Ч I. – М.: Мнемозина, 1996, с.420.

задача проведения «культурной революции».

Предпосылками культурной революции стало почти абсолютная неграмотность населения (73% к 1917 г.). Определяя цели культурной революции Долуцкий И.И. описывает спор идеологов построения новой культуры о «рождении» нового человека: Троцкого, считавшего возможным появление
«нового человека» не раньше, чем через 20-50 лет, в течение которых могут быть решены лишь «азбучные» задачи и его оппонента Луначарского, уверенного, что «новый человек» будет быстро сформирован в процессе строительства нового общества. Блок информации завершается вопросами, провоцирующими учащихся на размышление о новой возможности формирования
«нового человека».

Определяются средства культурной революции – мировая социалистическая революция и программа, разработанная Луначарским на несколько десятилетий:

- демократизация культуры;

- ликвидация неграмотности;

- привлечение на сторону революции «старой» интеллигенции, использование «старого» культурного наследия и создания новой интеллигенции;

- формирование у трудящихся научного мировоззрения.

После этого учащимся предлагается решить, что можно противопоставить идеи формирования «нового человека».

В учебнике даются представления о «руководителях процесса формирования нового человека», их личности, фактов из биографии
(Луначарский А.В., Покровский М.Н., Крупская Н.К.).
Автор учебника задается вопросом: «Является ли пролетарская культура культурностью пролетариата?» Ответ на этот вопрос предлагается найти в деятельности Пролеткульта – организации, ставившей своей целью осуществление таких лозунгов, как: «Старый мир, как и старая культура, должен быть уничтожен», «Создадим новую чисто пролетарскую культуру».

Пролеткульту, отмечает автор учебника, возражает Троцкий, полагавший, что новая культура возникает лишь при социализме, но она будет уже не пролетарская, которой вообще не может быть, а социалистическая. Пока же необходимо постигать азбуку культуры, постепенно приобщая пролетариат к достижениям старой культуры.

В вопросах после блока информации учащимся предлагается поразмышлять над данным положением, определить ценность старой культуры для пролетариата.

Законы классовой борьбы переносятся в искусство. Критерий один:
«Союзник или враг?». Отмечаются «пострадавшие» в борьбе за чистоту пролетарского искусства «Муха-цокотуха» и «Мойдодыр» Чуковского К.И. Пишет о главенствующей на литературном фронте РАПП.1

Автором учебника описывается значительная часть спектра разнообразных групп и ассоциаций деятелей ____________________

1 Долуцкий И.И. – Отечественная история, ХХ век: Учебник 10-11 кл. образоват. учреждений, Ч I. – М.: Мнемозина, 1996, с. 344.

культуры. Учащимся предлагается объяснить культурное многообразие объединений.

Рассматриваются различные точки зрения от полного неприятия всех форм искусства, не вписывающихся в рамки социалистического реализма до относительной лояльности.

Особое внимание автор учебника обращает на резолюцию ЦК «О политике партии в области художественной литературы» 1925 г. Приводятся цитаты из документа.

Отмечаются личные заслуги Луначарского, Бухарина в поддержке молодых дарований, негативную роль костных организаций (РАПП и ему подобные пролетарские ассоциации) в деле становления культуры. В конце пункта учащимся предлагается ответить на вопрос: «Так, что же все-таки требуется революции: пролетарская культура или культурность пролетариата?».1
Вспомнить, что оказалось за пределами господствующей культуры.

В следующем пункте «Культуры в массы» автор пишет о неудачах советского правительства в области ликвидации неграмотности, о затягивании этого процесса. Учащимся самим предлагается найти ответ на эти вопросы.
Приводятся слова Луначарского об организации детского досуга в трудовых школах: «Где идет веселье труда, там

__________________

1 Долуцкий И.И. – Отечественная история, ХХ век: Учебник 10-11 кл. образоват. учреждений, Ч I. – М.: Мнемозина, 1996, с.347. нужно опасаться меньше этого (безобразия)».1

Отмечаются сдвиги и в высшем образовании, появление ВУЗов союзных республиках.

Большое внимание автор уделяет проблеме взаимоотношения религии и революции. Отмечаются большие сложности, возникшие в отношениях с религией и церковью. Так как декрет об отделении церкви от государства не означает устранения религиозного сознания. Не стоит забывать, считает Долуцкий, что культура народных масс в решающей степени оставалась религиозной.
Рассматривается атеистическая работа партии, завершившаяся низложением патриарха Тихона и призывал к верующим сотрудничать с советской властью.
Выводы на основании этих фактов учащиеся должны сделать самостоятельно.
Описывается процесс замещения религиозной идеологии социалистической. Любая сфера культуры 20-х годов характеризовалось, по мнению автора, практически полное отсутствие привычного героя, подлинным героем произведений тех лет
(«Броненосец Потемкин» Эйзенштейна С., фильмы «Октябрь», «Красные дьяволята» Перестиани И., книг «Железный поток» Серафимовича А., «Чапаев»
Фурманова Д, и т. д.) был народ. Происходил процесс растворения индивидуализма в коллективизме.

_________________

1 Долуцкий И.И. – Отечественная история, ХХ век: Учебник 10-11 кл. образоват. учреждений, Ч I. – М.: Мнемозина, 1996, с.348.

Долуцкий рассказывает о трагической судьбе русской интеллигенции, подавляющее большинство которой к началу 20-х годов оказалось в эмиграции.
Причины отъезда в каждом случае могут быть различны.

Интеллигенция не увидела осуществления тех идеалов, к которым стремилась. За границу попали многие деятели науки и искусства: микробиолог
Виноградский С.Н., геолог Андрусов Н.И., химики Ипатьев В.Н. и Чигибабин
А., автоконструктор Секорский И.И., создатель телевидения Зворыкин В., композиторы Рахманинов С.В., Стравинский И.Ф., художники Шагал М., Коровин
К.А., писатели и поэты Букин И., Куприн А., Набоков В., Мережковский Д. и многие другие. На Родину возвращались лишь единицы.

Долуцкий И.И. предлагает читателю ответить на следующие вопросы: «Как следует относиться к людям, покинувшим Родину? Должно ли быть право у граждан на эмиграцию?».

Большой блок информации посвящен течению «Сменовеховства», получившего свое название по сборнику «Смена вех» изданному в Праге в 1921 г. Идеологи течения призывали признать советскую власть в качестве единственно законной и приступить к деловому сотрудничеству с ней. Выявляя точку зрения партии на перспективы подобного сотрудничества Долуцкий приводит выписку из заседания XII партконференции (1922 г.), в которой говорится о «дифференцированном отношении к каждой группе (или даже отдельному лицу) представителей

науки, техники, медицины, педагогики и др.».1

Подводя итоги развития советской культуры в 20-е годы, автор учебника отмечает, что основные ее достижения были сделаны представителями старой, дореволюционной интеллигенции.

Параграф завершается вопросами: «Удалось ли осуществить задачу повышения культурного уровня пролетариата до уровня руководства культурой?
Какая сила является революцией в ходе культурной революции? Какова роль интеллигенции и чем она обуславливается?».2

В начале параграфа, посвященного культуре 30-х годов показывает три различных взгляда советских поэтов на появившегося «нового человека», учащимся предлагается самостоятельно поразмышлять на эту тему.

Большой блок информации «Демократизация культуры», или «Искусство должно быть понятно» посвящен советскому кино. Называются имена известнейших режиссеров Александрова Г., Ромма М., наиболее известные их работы «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь», «Петр I»,
«Богдан Хмельницкий», «Суворов», «Александр Невский», «Чапаев» и т. д.
Описываются трудность в создании фильмов, связанные с жесткими идеологически-цензурным контролем. _______________

1 Долуцкий И.И. – Отечественная история, ХХ век: Учебник 10-11 кл. образоват. учреждений, Ч I. – М.: Мнемозина, 1996, с.351.

2 Долуцкий И.И. – Отечественная история, ХХ век: Учебник 10-11 кл. образоват. учреждений, Ч I. – М.: Мнемозина, 1996, с.375.

Упоминается о революционно-тематической тематике фильмов, о личном контроле за этой сферой искусства Сталина И.В.

Следующий блок информации посвящен успехам советского правительства в области ликвидации неграмотности, приводится ряд малоизвестных фактов свидетельствующих о поступательном развитии всей советской системы образования в целом.

Итогом репрессивной политики партии в области культуры Долуцкий считает нанесение непоправимого ущерба развитию советского общества, как пример приводятся слова Вернадского В.И.: «Крупные педагоги нашей власти – результат ослабления ее культурности».

Отдельный пункт «Реализм или формализм» посвящен борьбе советской власти с «формализмом» в искусстве, пишется о пострадавших в этой борьбе
Маяковском, Шостаковиче, Пастернаке, приводится точка зрения Олеши Ю., считавшего, что политика партии считается верной, даже если расходится с собственным мировосприятием. Автор учебника предлагает ребятам поразмышлять над правильностью этой точки зрения.

В учебнике описывается формирование основного метода советского искусства – социалистического реализма, теоретически разработанного
Бухариным в 1934 г. То, что не укладывалось в узкие рамки соцреализма подлежало уничтожению: театр Мейерхольда В.Э. и его арест, попытка сфабриковать «писательский процесс» (Олеша Ю., Пастернак Б., Леонов Л.,
Эйзенштейн С., Утесов Л. и др.). От борьбы с формализмом пострадали многие деятели советского искусства, в учебнике упоминаются их имена: Малевич К.,
Дейнека А., Конашевич В.

Значительный объем информации повествует о перестройке Москвы, уничтожении архитектурных сооружений прошлого (Храмы Христа-спасителя,
Охотный ряд), превращение древнейших соборов и церквей в тюрьмы (Соловецкий монастырь), распродажа советским правительством картин буржуазных художников Рембранта, Веласкиса, покупка на вырученные деньги сельскохозяйственных машин.

Все четче вырисовывается «новый архитектурный подход».
Стандартизация, чрезмерная монументальность, изобилие декоративных элементов, множество скульптур, портретов, барильефов Сталина – черты присущие облику страны в 30-е годы. Каким-то прорывом из этого стала скульптура Мухиной В. «Рабочий и колхозница».1

Влияние культа личности Сталина на развитие советской культуры оставляется на самостоятельное рассмотрение учащихся.
«Трагедия гения. Н.И. Вавилов (1887-1943)», - так называется раздел параграфа, посвященный судьбе величайшего генетика. Автор приводит факты биографии, через личную трагедию Вавилова и науки, которой он занимался, генетики показывает атмосферу, в которой развивалась советская наука.

_________________

1 Долуцкий И.И. – Отечественная история, ХХ век: Учебник 10-11 кл. образоват. учреждений, Ч I. – М.: Мнемозина, 1996, с. 428.

Подводя предварительные итоги главы, Долуцкий И.И. отмечает значительную степень развития советской науки по сравнению с мировой, но на всем лежала печать эпохи. Автор учебника приводит строки из открытого письма Раскольникова Ф.: «Лицемерно провозглашая интеллигенцию «солью земли», вы лишили минимума свободы труд писателя, ученого, живописца. Вы зажали искусство в тиски, от которых оно задыхается, чахнет и вымирает…».1

Блок информации, раскрывающий быт и нравы того времени состоит из фактов, предлагаемых на самостоятельное объяснение. Эти факты указывают на ухудшение благосостояние советского народа, о появлении нервозности, подозрительности в отношениях между людьми. Нравственный климат в тридцатые годы резко ухудшаются.2

Определяя причины возникновения культа личности Сталина автор учебника отмечает, что Маркс, Энгельс и Ленин не только боролись против малейших попыток возвышения их личности. Сталин же, напротив, поощрял,

________________

1Долуцкий И.И. – Отечественная история, ХХ век: Учебник 10-11 кл. образоват. учреждений, Ч I. – М.: Мнемозина, 1996, с. 430.

3 Долуцкий И.И. – Отечественная история, ХХ век: Учебник 10-11 кл. образоват. учреждений, Ч I. – М.: Мнемозина, 1996, с. 431.

создаваемый его окружением, ореол отца народов, кумира масс. Небывалую популярность личности Сталина Долуцкий объясняет религиозностью российского общества, которое приняло «нового бога». Культ личности подкреплялся также мощной идеологической борьбой, репрессивной машиной, характеризовался концентрацией власти в одних руках.

В конце параграфа автор учебника делает несколько выводов:

1. Можно предположить, что изменения в культуре носили органический характер, так как подчинялись единственной цели – обеспечению ускоренной индустриализации. Возникла недостаточно квалифицированная интеллигенция, рабочие получали минимум грамотности.

2. Административная система, не способная к созидательной деятельности человека, вынужденная использовать талантливых людей, которые не являлись винтиком системы, работали творчески и беззаветно. Этим людям –
Вавилову, Иоффе, Мейерхольду и многим другим – обязана страна успехами.
Заслуга системы лишь в том, что она, чтобы не погибнуть, шла на компромисс с подлинной интеллигенцией и допускала в безопасных для себя пределах свободу творчества. Отсюда вывод: без Системы успехи могли быть большими.

3. Репрессии в области культуры имели катастрофические последствия.
Подлинный художник уникален, заменить его нельзя.

Учебник Долуцкого содержит нетрадиционный объем информации, в нем нет полного перечня деятелей культуры, их достижений, содержится не входившая ранее в другие учебники информация. Большой объем информации остается на самостоятельное изучение учащихся, подталкивая их на исследовательскую работу. Иллюстрации в учебнике отсутствуют.

Учебник Данилова А.А., Косулиной Л.Г. «История России ХХ век»1 предназначен для использования в 9 классе по курсу отечественной истории. В нем освещены предусмотренные школьной программой основные проблемы истории
России ХХ века.

Анализируемое 5-е издание существенно доработано в сторону облегчения текста и большей доступности для учащихся. В учебник введены иллюстрации по тексту. При иллюстрировании по тексту использованы архивные фотоматериалы.
Учебник является федеральным, рекомендован Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.

Культурной жизни советского общества посвящены отдельные параграфы в разделах: 23-24 «Духовная жизнь: достижения и потери»2 и 29
«Свет» и «тени» духовной
_______________

1 Данилов А.А., Косулина Л.Г.- История России ХХ век: Учебник 9 кл. общеобр. Школ. – М.: Просвещение, 1999 г.

2 Данилов А.А., Косулина Л.Г.- История России ХХ век: Учебник 9 кл. общеобр. Школ. – М.: Просвещение, 1999 г., с.152

жизни советского общества»1, освещающие развитие советской культуры в 1917-1927 и 1928-1938 годах соответственно.

Каждый параграф разделен на пункты, содержащие отдельный блок информации, поэтому является целесообразным провести анализ каждого пункта.
В пункте «Борьба с неграмотностью» отмечается, что Ленин В.И. определяя главных врагов социалистической революции, называл неграмотность. При этом
Ленин четко сформулировал волнующую его проблему: «Безграмотный человек стоит вне политики». Следовательно, основная задача посредством ликвидации неграмотности изменит умонастроения людей.

Упоминается декрет «О ликвидации безграмотности среди населения
РСФСР», подписанный Лениным В.И. в 1919 г. и создание в 1920 г.
Всероссийской чрезвычайной комиссией по ликвидации неграмотности. Перепись
1926 г. показала итог работы – 5 миллионов дополнительно грамотных людей.

В пункте «Строительство советской школы» описывается создание системы образования в СССР. Упоминается «Положение о единой трудовой школе в СССР», утвержденное ВЦИК 30 сентября 1918 г., перечисляются принципы школы, упоминается о «перегибах» в системе школьного образования, ликвидация парт, урочной системы, заданий на дом, оценок,

_____________________

1 Данилов А.А., Косулина Л.Г.- История России ХХ век: Учебник 9 кл. общеобр. Школ. – М.: Просвещение, 1999 г., с.186

экзаменов и т.д.1 Покровительство государства учащихся из среды рабочих крестьян, государство обеспечивало их стипендиями и общежитиями.

В пункте «Развитие науки» отмечается, что на начальном этапе советской власти существовали духовно-философские традиции Серебряного века. Но если представители гуманитарных направлений науки работали благодаря собственному энтузиазму вопреки воли властей, то ценных естественников власть стремилась привлечь к тесному сотрудничеству
(Жуковский Н.Е., Вернадский В.И., Циалковский К.Э., Павлов И.П. и др.).

С введением НЭПа оживились традиционные формы научной работы. Стали собираться профессиональные съезды ученых.

В пункте «Сумерки Серебряного века» упоминается о двух основных позициях, занятых творческой интеллигенцией. Одни, понявшие, что русские культурные традиции будут либо затоптаны, либо поставлены под контроль власти выбрали эмиграцию: Бунин И., Куприн А., Рахманинов С. и другие.
Другим казалось, что революция освежит страну, продолжили русские традиции
Ахматова А., Волошин М., Короленко В., Булгаков М. и другие.

Октябрьская революция стала одной из наиболее распространенных тем советского искусства.

________________________

1 Данилов А.А., Косулина Л.Г.- История России ХХ век: Учебник 9 кл. общеобр. Школ. – М.: Просвещение, 1999 г., с.152.

В пункте «Большевики и интеллигенция» раскрывается проблема взаимоотношения государства и творческой интеллигенции, создание органов цензуры и выселение видных советских философов за границу за неприятие советской идеологии.

В пункте «Сменовеховство» упоминается о сборнике «Смена вех» изданном в Праге в 1921 г., об идеологии и идеологах течения, которое было положительно воспринято большевиками, так как позволило расколоть эмиграцию, канонизировать результаты Октябрьской ркволюции.1

В пункте «Большевики и церковь» перечисляются и анализируются события того периода: декрет от 23 января 1918 г. об отделении церкви от государства и школы от церкви, восстановление патриаршества в 1917 г. и избрание на этот пост митрополита Московского Тихона; декрет 1922 г. о конфискации церковных ценностей в пользу голодающих, судебные процессы против церковных иерархов, в том числе и против Тихона, усиление антирелигиозной пропаганды, издание журнала «Безбожник». В результате этих событий коммунистическая партия закрепила за собой монополию на духовную жизнь общества и приступила к реализации задачи воспитания «нового человека» и новой пролетарской интеллигенции.

________________

1 Данилов А.А., Косулина Л.Г.- История России ХХ век: Учебник 9 кл. общеобр. Школ. – М.: Просвещение, 1999 г., с.156.

В пункте «Начало «нового» искусства» раскрывается суть идеологии
Пролеткультов, отрицательная роль этой организации в процессе становления отечественной культуры. В 1925 г. оформилась РАПП, оценивающая художественную ценность произведений с точки зрения социального происхождения автора. Тогда же появились писатели нового поколения Бебель
И., Серафимович А., Гренев К., Шолохов М., Фурманов Д. Называются имена советских сатириков, их наиболее известные произведения. Отмечается, что особое место в культуре тех лет – агитационная форма, приводится пример
«Окон РОСТА». Упоминается о различных художественных группировках, в частности АХРР, с указанием имен деятелей искусств и их произведений.
Говорится о развитии архитектуры и кинематографии.

Установление партийного диктата в области культуры у авторов учебника ассоциируется с резолюцией ЦК ВКП(б) 1925 г. «О политике партии в области художественной литературы», прекратившая плюрализм в искусстве.

В конце параграфа приводятся отрывки из сборника «Смена вех» о поддержке сменовеховцами власти большевиков и из записки Ленина В.И. 19 марта 1922 г. о необходимости изъятия церковных ценностей в пользу голодающих. Завершает параграф вопрос 2-3 уровня.

Изучение развития отечественной культуры, рассматриваемое в 29
«Свет» и «тени» духовной жизни советского общества» начинается с пункта
«Идеологическое наступление на культуру», где раскрывается основная задача тоталитарной идеологии – формирование у людей такого типа, которое заставляет их в важных для общества ситуациях поступать одинаково и так, как это желательно правящей группировке. Для осуществления данной задачи на службу идеологии ставятся все стороны культурной жизни общества.1

Пункт «Школа и семья» содержит информацию о создании советской системы образования, установления над ней идеологического контроля государства, равно как и над воспитанием детей в семьях. Эти структуры общества должны были воспитывать детей в полном соответствии с догмами тоталитарного государства.

В пункте «Наука в тисках идеологии» описывается идеологическое наступление на науку, уничтожение неугодных наук (генетики) и главенство истории, помогавшей партии обосновывать свои жесткие решения, проводя параллели с событиями прошлого.

Вместе с тем упоминается об успехах советской науки, называются имена советских ученых, их наиболее значительные достижения. Описывается в параграфе процесс создания творческих союзов (творческие союзы), начавшийся с принятия постановления ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно- художественных организаций» в 1932 г. с целью установления над союзами государственного контроля, деятели культуры не

______________

1 Данилов А.А., Косулина Л.Г.- История России ХХ век: Учебник 9 кл. общеобр. Школ. – М.: Просвещение, 1999 г., с.186.

признававшие линию партии исключались из союзов и подвергались гонениям.

В параграфе раскрывается понятие социалистического реализма – отображение советской действительности не такой, какая она есть, а такой, какая должна быть. Это использовали власти для создания социально- психологической монолитности общества, которое облегчало манипуляцию ими.

Большие блоки информации посвящены советскому кинематографу, изобразительному искусству, скульптуре, архитектуре, литературе, театру. В этих пунктах собрана значительная по объему информация о советских деятелях культуры.

Введен также новый блок информации о музыкальной жизни общества в 30- е годы («Нам песня строить и жить помогает»)1. В нем показана роль песен для советского человека, их популярность.

Оценивая успехи культурной революции авторы учебника отмечают повышение уровня образования в СССР, увеличение спроса на печатную продукцию как следствие. Важной чертой культурной революции стало активное приобщение советских людей к искусству.

К приметам времени авторы учебника относят удивительную атмосферу приподнятости, всеобщего

________________

1 Данилов А.А., Косулина Л.Г.- История России ХХ век: Учебник 9 кл. общеобр. Школ. – М.: Просвещение, 1999 г., с.190 .

готовности к подвигам. Советским людям было чем гордиться – успехи науки, беспосадочный перелет в Америку Чкалова В. (1937г.), рост престижа
Красной армии, в ходе боев с фашистами в Испании ….. Все это ассоциировалось с личность Сталина И.В., соответственно находило отражение в монументальных произведениях.

В конце параграфа содержится Отрывок из письма Луначарского А.В. в
Оргкомитет союза советских писателей, февраль 1933 г.

В разделе «О социалистическом реализме» раскрывается сущность соцреализма, позиции Луначарского А.В. После параграфа имеются вопросы 2-3 уровней.

В конце учебника имеется цветная вклейка с произведениями Малевича К.
(«Скачет красная конница») Кустодиева Б. («Масленица»), Яковлева Б.
(«Транспорт налаживается»), Соколова-Сакля П. («Тимонин поход»),
Грабарь И. («В.И. Ленин у прямого провода»), Корин П. (Схимо игумен
Митрофан и иеромонах Гермоген), Купцов В. («Самолет АНТ-20 М. Горький»),
Пименов Ю. («Новая Москва»), писатели времени гражданской войны, фотографиями здания Центросоюза (архитектор Ле Корбюзье 1928-1936), клуба им. И. Русакова (архитектор Мельников К. 1927-1929), клуба им. С. Зуева
(архитектор Голосов И.1928), что способствует лучшему восприятию информации по искусству.

В содержании учебника рассматриваются практически все области отечественной культуры, содержится информация о наиболее известных авторах и их произведениях. Отдельный блок информации посвящен духу, настроениям времени, что способствует лучшему усвоению материала. В учебнике не содержится большого количества информации. Влиянию культа личности на советское искусство не уделяется внимание. В недостаточном объеме рассмотрены литературно-художественные объединения и их взаимодействие.

Учебник Левандовского А.А., Щетинова Ю.А. «Россия в ХХ веке»1 предназначен для изучения отечественной истории в 10-11 классах общеобразовательных учреждений и является наиболее современным из иных существующих пособий для старших классов. В нем глубоко освещены основные вопросы сложной и драматической истории России ХХ века. Авторы опирались на новейшие достижения советской и зарубежной историографии.

Методический аппарат учебника создан заново. Он ориентирован на активные формы обучения.

В издание включены черно-белые иллюстрации, графики, диаграммы, цветные вклейки карт и иллюстраций по культуре.

Вопросы развития культуры в 20-е годы рассматриваются в 42
«Политика и культура»;2 развитие культуры в 30-е годы рассматривается в 49

___________________

1 Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. -Россия в ХХ веке- Учебник для 10-
11 кл. общеобразов учреждений – М.: Просвещение, 2000

2 Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. -Россия в ХХ веке- Учебник для 10-
11 кл. общеобразов учреждений – М.: Просвещение, 2000, с.176.

«Общественно-политическая и культурная жизнь».1 Параграфы разделены на пункты.

Авторы учебника начинают 42 «Политика и культура» с обозначения двух противоречивых тенденций в советском обществе: относительной либерализации в условиях нэпа и процесс идеологизации.

Одной из задач советской власти в тот период была задача установления государственного контроля над церковью, этот процесс поэтапно рассматривается в представляемом учебнике.
Подробно описывается движение сменовеховцев, рассматривается их идеология и называются лидеры (Устрялов Н., Ключников Ю., Бобрищев- Пушкин А.).
Отмечается, что специалистам в областях наук создавались более благоприятные условия, чем гуманитариям.

Советским ученым тесно сотрудничавшим с властью посвящен блок дополнительной информации.2

Подробно описывается процесс установления государственного контроля над вузами, школами, введение цензуры, департации в 1922 г. 160 философов, несогласных с официальной идеологией, процесс чистки библиотек от антисоветских и антихудожественных книг, закрытия многих журналов и газет.

______________

1 Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. -Россия в ХХ веке- Учебник для 10-
11 кл. общеобразов учреждений – М.: Просвещение, 2000, с. 211.

2 Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. -Россия в ХХ веке- Учебник для 10-
11 кл. общеобразов учреждений – М.: Просвещение, 2000, с. 182.

Поэтапно излагается процесс становления системы образования в СССР, рассматривается литературно-художественная жизнь Советской России, отмечаются наиболее известные произведения советских авторов во всех сферах культуры.

Указывается, что и в этой области партия постепенно наводила
«революционный порядок», используя как государственные структуры, так и литературно-художественные объединения коммунистической ориентации:
Пролеткульт, РАПП и др., травившие неугодных власти деятелей культуры. Под огнем критики находились и попутчики – литераторы, сочувствующие советской власти, но полностью не разделявшие ее взглядов, несмотря на объявленный плюрализм в искусстве, все создаваемые произведения подвергались жесткой идеологической цензуре, тем не менее это не помешало создавать величайшие творения своего времени.

Развитию культуры 30-х годов посвящен раздел «Завершение культурной революции» в 49 «Общественно-политическая и культурная жизнь». Блок информации по данной теме начинается с описания процесса создания творческих союзов в свете постановления ЦК ЦКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932 г.). Упоминается о гонениях, направленных против деятелей искусства не попавших в тот или иной союз.
Далее раскрывается понятие социалистического реализма, как основного метода в советском искусстве. Повествуется о процессе «регенирации» дореволюционной культуры, начинают издаваться классики-романисты Пушкин А.,
Лермонтов Ю., Гоголь Н. И др.

Большую роль приобретает, по мнению авторов, история, позволявшая оправдать деятельность сталинского правительства, особенно ее сокращенный вариант - «Краткий курс истории ВКП(б)», отрывок из предисловия к которому приводится.

В обществе идет процесс мощнейшей идеологизации, уничтожение всего, что не вписывается в рамки идеологии, страдают не только люди и их произведения, но и архитектурные памятники. Значительный блок информации посвящен достижениям советских ученых.

Большие блоки информации посвящены советскому театру, литературе, искусству, кино.

Оценивая успехи культурной революции авторы учебника отмечают значительный рост грамотности среди населения, но приводятся факты свидетельствующие о различном их уровне у различных возрастных масс населения. Идет процесс идеологизации образования, вводится программа полностью составленная с учетом идеологии.

Учебник снабжен обширными иллюстративными приложениями, в частности
Юон К. «Новая планета», Рылов А. «В голубых просторах», Кустодиев Б.
«Большевик», работы Петрова-Водкина, Малевича К., Татлина, архитектурная фантазия Черникова Я. В тексте параграфов фотография скульптора Мухиной В.
«Пламя революции» и афиша к фильму братьев Васильевых «Чапаев».

В тексте учебника не просматривается процесс влияния культа личности
Сталина на развитие советского искусства. После параграфа имеются вопросы всех уровней.

Учебник богат фактологическим материалом в ущерб теоретической информации, причинно-следственным связям и т.п. Наличие иллюстративного приложения способствует лучшему усвоению информации по искусству. В учебнике отсутствует информация об образовании и взаимодействии литературно- художественных организаций, влияние культа личности на советскую культуру.

Новое пособие Дмитриенко В.П., Шестакова В.А., Есакова В.Д. «История отечества ХХ век»1 по одному из самых сложных школьных курсов охватывает период отечественной истории от событий 1917 года до 1993 года.

Книга снабжена большим количеством документов, многие из которых были опубликованы лишь в последние годы. Осмыслить противоречивые материалы, избежать односторонних оценок помогут вопросы и задания, помещенные в конце каждой главы.

Пособие одобрено Федеральным экспертным советом, рекомендовано к изданию Министерством общего и профессионального образования РФ и включено в состав федерального комплекта учебников.

________________

1Дмитриенко В.П., Шестаков В.А., Есаков В.Д. -История отечества ХХ век. 11 кл.:Пособие для общеобразоват. школ .- М.:ДРОФА, 1998

Отдельные разделы информации, посвященные развитию культуры в 20-30-е годы в пособие отсутствуют. В 22 «Засуха и голод»1 в пункте «Насилие под церковью»2 описывается процесс установления государственного контроля над церковью. В 31 «Большой террор»3 упоминаются имена репрессированных деятелей науки и искусства.

История России: Учебное пособие для ВУЗов, колледжей, лицеев, гимназий и школ: В 2т, Т.2/ Горинов М.М., Горский А.А., Данилов А.А.4

В данном учебном пособии, альтернативном федеральным учебником авторским коллективом, под руководством Данилова А.А., предложено новое, целостное осмысление истории России с учетом достижений в отечественной и зарубежной историографии, а также закрытых до последнего времени архивных материалов. Рассмотрено политическое социальное, экономическое и культурное развитие России – от эпохи расселения славян и

________________

1Дмитриенко В.П., Шестаков В.А., Есаков В.Д. -История отечества ХХ век. 11 кл.:Пособие для общеобразоват. школ .- М.:ДРОФА, 1998, с.163

2Дмитриенко В.П., Шестаков В.А., Есаков В.Д. -История отечества ХХ век. 11 кл.:Пособие для общеобразоват. школ .- М.:ДРОФА, 1998, с.167

3Дмитриенко В.П., Шестаков В.А., Есаков В.Д. -История отечества ХХ век. 11 кл.:Пособие для общеобразоват. школ .- М.:ДРОФА, 1998, с.237

4 История России: Учебное пособие для ВУЗов, колледжей, лицеев, гимназий и школ: В 2т, Т.2/ Горинов М.М., Горский А.А., Данилов А.А. и др. Под ред. Леонова С.В.-М.:Владос,1995г. создания государства Русь до настоящего времени. Значительное внимание уделено особенностям развития отечественной истории в сравнении истории других, прежде всего европейских стран.

Пособие характеризует цивилизованный подход к изучению истории.
Вопросам развития отечественной культуры 20-30-х годов ХХ века посвящены разделы в главах «Россия нэповская» и «Советский Союз на путях форсированного строительства социализма» соответственно.

Изучение вопросов развития культуры 20-х годов начинается с блока информации, посвященной проблемам народного образования в Советском Союзе.
Указывается, что в ходе переписи населения в 1920 г., выявившая 54 миллиона неграмотных, остро встала задача ликвидации неграмотности, наряду с ликвидацией неграмотности решались и пропагандистские задачи – закрепление в массах коммунистической идеологии.1 Описываются мероприятия государства, направленные на борьбу с неграмотностью: организация общества «Долой неграмотность», образование сети рабочих клубов, изб читален, библиотек, издание книг, брошюр, излагавших оригинальную точку зрения. Выявляется проблема нехватки финансовых средств, стоявшая на пути введения всеобщего начального образования. Рассматривается подробно

____________________________

1 История России: Учебное пособие для ВУЗов, колледжей, лицеев, гимназий и школ: В 2т, Т.2/ Горинов М.М., Горский А.А., Данилов А.А. и др Под ред. Леонова С.В.-М.:Владос,1995г., с. 208 структура начального образования, формы подготовки рабочих кадров (ФЗУ, техникумы, профкомы, краткосрочные курсы).

Рассматривается социальный состав учебных заведений, государственная политика в области высшего образования: благоприятные условия для поступления в ВУЗы рабочих и крестьян и искусственно затрудненный прием детей интеллигенции, нэпманов. Введение новых идеологизированных программ, удаления нелояльных к власти профессоров и преподавателей.

Отмечается противоречивость и сложность развития отечественной литературы и искусства, затруднившие их развитие: противоречия в экономике и политике, сложность общественных процессов периода нэпа, протест значительной части интеллигенции против революции, изгнание многих деятелей культуры.

Описываются литературные группы того периода, их основные художественные приемы, основные взгляды, писатели входившие в объединение, их основные произведения: «Серапионовы братья», «Перевал», «Кузница». В
1923 году возникла МАПП, а с 1924 года РАПП – организации, претендовавшие на монополию в литературе. Упоминается «Литературный центр конструктивистов» и «Левый фронт искусств».

В начале 20-х годов в литературе лидирует поэзия, это, по мнению автора пособия, вызвано дефицитом бумаги. В 20-е годы разворачивается борьба писателей реалистического (Короленко, Толстой, Верисаева и др.) и романистического направления (Горький, Серафимович, Фадеев, Фурманов,
Булгаков и др.), завершившаяся «победой» романистов в середине 20-х годов.


 
« Пред.

Свежий взгляд

Это интересно




Rambler's Top100