Творческая культура. Психолого-педагогические условия развития эмоционально-творческой культуры |
Страница 6 из 6 Каждый этап предполагает работу по основным блокам: сплочение группы детей; первичное знакомство с эмоциями, вербализация своих переживаний, знакомство с эмоциональным опытом сверстников; продолжение знакомства с эмоциями, расширение полученных представлений; закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях. Весь блок коррекционно-развивающих занятий направлен также на развитие способности детей младшего школьного возраста осознавать и контролировать свои эмоции, на расширение круга понимаемых эмоций, способности к более глубокому пониманию себя и других людей (способности к эмпатии). Это также необходимо для того, чтобы посредством выработки положительно-эмоционального восприятия мира, ознакомления детей с творчеством отечественных поэтов, писателей, композиторов, культурой и эстетическими ценностями пробуждать в дальнейшем самостоятельную творческую активность детей. Данная программа состоит из 13 занятий и рассчитана на срок 6 недель. Продолжительность 1-го занятия не превышала продолжительность одного школьного урока. На занятиях, которые проводились 2 раза в неделю, дети знакомились с пятью эмоциями: радостью, горем, гневом, страхом и удивлением. При организации провидения с детьми младшего школьного возраста коррекционно-развивающих занятий была определена необходимость использования различных технических и других специальных материалов: аудиомагнитофон, диски с записями пьес: П. И. Чайковского «Новая кукла», С. Майкапара «Тревожная минута» и «Раздумье»; альбомные листы и фломастеры, краски; книги: «Русские народные сказки», К. Чуковский «Федорено горе», «Мойдодыр», «Краденое солнце», картинки с изображением сердитого Умывальника и Крокодила; Л. Толстой «Три медведя», С. Михалков «Три поросенка» (картинки к сказке); А. С. Пушкин «Сказки»; Н. Носов «Живая шляпа»; различные пиктограммы с изображением эмоций (радость, горе, гнев, страх, удивление); зеркало; игрушки-гномы Кирюша и Антоша, плакат с их изображением; плакаты-картинки, с нарисованными домиками и сказочными героями в них; плакат «Пчелы и медведи»; картинка В. Васнецова «Аленушка». Работа осуществлялась при помощи игровых методов, метода индивидуальной и групповой беседы (дискуссии) и других. Например, провидение занятия 1 блока (ознакомительного), где мы знакомим ребят с понятием эмоции «радость». Показало, что основной целью явилось знакомство с эмоцией «радость», обучение вербализации данной эмоции, способности дать словесно-эмоциональную характеристику прослушанной пьесе П. И. Чайковского «Новая кукла». В ходе занятия: Мы предлагали детям прослушать отрывок пьесы П. И. Чайковского «Новая кукла». После прослушивания пьесы задавали детям следующие вопросы: О чем вы думаете, когда слушали музыку? Что чувствовали? Что хочется делать под такую музыку? Мы предлагали детям прослушать данное музыкальное произведение повторно. Дети представляли, что им подарили новую куклу или какую-нибудь другую игрушку и потанцевать под музыку, которая прозвучит. По окончании музыки обращалось внимание детей на то, какие у них были лица, как они двигались (как выражали свою радость). Мы беседовали с детьми об эмоции радости. Делали акцент на том, что каждый ребенок в танце выражал свою радость по-своему. Спрашивали, от чего зависит, как человек выражает свою радость. Подводили к выводу о том, что форма и степень выражения радости зависят и от человека, и от самого события, ставшего причиной радостного настроения. По окончании беседы мы предложили детям тему рисунка (общая тема рисования «Радость»), а по окончании работы рассказать о своем рисунке (желающим). Некоторые дети с удовольствием придумывали название альбома, который можно сделать из детских рисунков после занятия. Предлагали поразмыслить детям, а затем дать ответ на вопрос: Что такое радость? В ходе обсуждения этого вопроса ребята высказывали что: Радость – это когда все радуются. Бывает радость большая, а бывает маленькая. Маленькая – это когда у одного, а большая – когда у всех; Радость – это когда праздник; Радость – это когда никто не плачет. Ни один человек; Радость – когда нет войны; У моей бабушки болит сердце. А когда не болит, мы с ней вместе радуемся; Радость – это Я! Потому что мама говорит: «Ты моя радость!» В конце занятия мы предложили детям встать в хоровод и вместе порадоваться хорошей песне: «Вместе весело шагать…» (музыка В. Шаинского, слова М. Матусовского). В проведении последующих коррекционно-развивающих занятий мы использовали похожую структуру занятия. Так, например, занятие по знакомству с эмоцией «Горе», мы начали с прослушивания вместе с детьми отрывков из пьес С. Майкапара: «Тревожная минута» и «Раздумье». По окончании прослушивания мы задавали детям вопросы: Каков характер этих пьес? Похожи ли они? Детям предлагалось охарактеризовать сначала первое музыкальное произведение, затем второе. Высказывания, сравнение детей отличались глубиной и выразительностью эмоций. Далее было проведение беседы по сказкам: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Краденое солнце», «Волк и семеро козлят». Мы предлагали детям вспомнить: Когда герои этих сказок, переживали горе? Как они справились с ним? Также в обсуждении был использован отрывок из сказки К. Чуковского «Федорино горе» и его обсуждение (читали отрывок, в котором описывается, как Федора переживает уход посуды, затем заключительную часть произведения, где описывается радость Федоры). Ребятам была предложена проблемная ситуация, которая требовала обсуждения. На завершающем этапе занятия ребятам было предложено поставить драматизацию ситуации «Пропала собака». Один ребенок исполнял роль хозяина пропавшей собаки, а дети успокаивали его каждый по-своему. После драматизации мы спрашивали у ребенка, исполнявшего роль хозяина: Что ты чувствовал, когда успокаивали? Кто лучше всех тебя успокоил? По окончанию драматизации также была проведено совместное обсуждение. Конспекты коррекционно-развивающих занятий (смотри в приложение № I.2). В процессе работы по другому направлению (психопросвещение) было определена тематика классных часов: §3 Изучение уровня развития эмоционально-творческой культуры на конец опытно-экспериментальной работы (Контрольный эксперимент) Заключительным этапом опытно-экспериментальной деятельности по изучаемой проблеме стал контрольный эксперимент. Нами была поставлена следующая цель: Нами были поставлены следующие задачи: 1) провести исследования на конец опытно-экспериментальной работы; 2) выявить, как изменился уровень развитости эмоционально-творческой культуры у детей младшего школьного возраста после реализации системы преобразующей работы; 3) сравнить полученные результаты (контрольный эксперимент) с результатами констатирующего эксперимента. 4) Определить степень эффективности разработанной нами системы коррекционно-развивающих занятий по данной проблеме. Для реализации запланированного нами были использованы те же методики, что и при проведении констатирующего эксперимента: 1) методика В. Кудрявцева «Солнце в комнате» 2) методика В. Кудрявцева «Как спасти зайку» 3) диагностика О. М. Пьяченко, выявляющая уровень развития творческого воображения 4) методика «Изучения эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» 5) диагностика «Понимаете ли вы язык мимики» 6) методика проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок» 7) анкета для педагогов Методика В. Кудрявцева «Солнце в комнате» (см. приложение), на выявление способности ( ) ребенка к преобразованию реального в нереальное показал следующие результаты: Таблица № 1 Уровни контрольная группа экспериментальная группа абсолютное число % абсолютное число % низкий 4 40% 3 40% средний 4 40% 5 50% высокий 2 20% 2 10% Сравним результаты с результатами констатирующего эксперимента. Таблица № 2 Уровни контрольная группа экспериментальная группа абсолютное число % абсолютное число % высокий 4 40% 5 50% средний 5 50% 4 40% низкий 1 10% 1 10% Как мы видим из данных выше таблиц (Таблица № 1, Таблица № 2) результаты, занесенные нами в таблицу № 3 (практически не увеличились в процентном соотношении в сравнении с результатами таблицы № 2 (контрольный эксперимент) не изменились. Анализ полученных данных позволяет нам сделать вывод, что уровень способности ребенка к преобразованию реального в нереальное несколько повысился: к низкому уровню мы можем отнести (смотри таблицу № 1) теперь 4 человека (40%) контрольной группы и 3 человека (30%) экспериментальной группы; к среднему уровню относятся сейчас 4 человека (40%) контрольной группы и 5 человек (50%) экспериментальной группы; к высокому уровню относится 2 человека (20%) экспериментальной группы и 2 человека (20%) контрольной группы. Диагностики «Как спасти зайку», автор В Кудрявцев, (смотри приложение № ), направленной на выявление уровня способности к превращению задачи на выбор в задачу на преобразование при учете свойств знакомого предмета, показало следующие результаты (смотри таблицу №3): Таблица №3 Уровни контрольная группа экспериментальная группа абсолютное число % абсолютное число % низкий 5 50% 4 40% средний 5 50% 2 20% высокий 0 0% 3 30% Сравним полученные результаты с данными таблицы №4 констатирующего эксперимента: Уровни контрольная группа экспериментальная группа абсолютное число % абсолютное число % низкий 7 70% 5 50% средний 3 30% 3 30% высокий 0 0% 2 20% Как видно из сравнения из сравнительного анализа данных таблиц, результаты таблицы №3 претерпели следующие изменения: к низкому уровни мы отнесли 5 человек (50%) контрольной группы и 4 человека (40%) экспериментальной группы; к среднему уровню относятся 5 человек (50%) контрольной группы и 2 человека (20%) экспериментальной группы; 0 человек (0%) контрольной группы и 3 человека (30%) экспериментальной группы мы отнесли к высокому уровню. В ходе повторного проведения диагностики по О. Дьяченко выяснилось, что уровень творческого воображения, на выявление которого была направлена данная методика. судя по результатам, полученных нами при сравнительном анализе повысился (смотри таблицы №5, №6). Таблица №5 (контрольный эксперимент) Уровни контрольная группа экспериментальная группа абсолютное число % абсолютное число % низкий 4 40% 3 30% средний 5 50% 5 50% высокий 1 10% 2 20% Таблица №6 (констатирующий эксперимент) Уровни контрольная группа экспериментальная группа абсолютное число % абсолютное число % низкий 6 60% 5 50% средний 4 40% 4 40% высокий 0 0% 1 10% Анализ полученных результатов в ходе контрольного эксперимента (смотри таблицу №5) в сравнении с результатами констатирующего эксперимента позволили нам отнести к низкому уровню развития творческого воображения 4 человека (40%) контрольной группы и 3 человека (30%) экспериментальной группы, к среднему уровню 5 человек (50%) контрольной группы и 5 человек (50%) экспериментальной группы и к высокому уровню относятся 1 человек (10%) экспериментальной группы и 2 человека (20%) контрольной группы. Литература 1) Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ.вузов. – 7-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 456с. 2) Сластёнин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 480с. 3) Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. – 3-е изд.– М.: Просвещение, 1991. – 93 с.: ил. –ISBN 5-09-003428-1. 4) Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.,: Отв. ред. канд. филос. Наук, доцент В.М. Николаенко. – М.: ИНФРА – М; Новосибирск: МГАЭ и У, 1999. – 175с. 5) Громов Е.С. Природа художественного творчества: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – 239с. 6) Шилков Е.Н., Ромаева Н.Б. Гуманистическая педагогика России: становление и развитие: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Народное образование; Ипелса; Ставрополь; Сервисшкола, 2003. – 336с. 7) Дмитриев А.Е. Педагогика: Хрестоматия. Учеб. пособие для учащихся пед. уч-ку / Сост. А.Е. Дмитриев. - М.: Просвещение, 1985. - 415с. 8) Марцинковская Т.А. История детской психологии: Учебник для студ. пед. вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 272с. 9) Скрылев Ю. Листья самые прекрасные // Семья и школа. 1961. № 12. с12 10) Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. для студ. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 288с. 11) Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 480с. 12) Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. I II – М.: Педагогика, 1989. – 328с. – (Труды д.чл.и чл.-кор. АПН СССР). 13) Макаренко А.С. Книга для родителей: К 100-летию со дня рождения А.С. Макаренко. – М.: Педагогика, 1978. – 304с. ил. – (Б-ка для родителей). 14) Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. / И.Ф. Харламов. – 7-е изд., – Мн.: Университетское, 2002. – 560с. 15) Платонов К.К. «Проблема способностей» - М., Наука 1972г. – 232с. 16) Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. –Научно - методический центр Пензенского городского отдела образования. - 1994. – 344с. 17) Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. - М., 1953. – Т. 1 – с. 389. 18) Психология: Учебник для студ. средних пед. учеб. заведений/ И.В. Дубравина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; под редакцией И.В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 464с. – с. 198. |